Российская Федерация: от нового закона «О свободе вероисповеданий» к новой Конституции 1990 — 1993 гг.
И.М. Советов
(г. Москва)
Российская Федерация: от нового закона «О свободе вероисповеданий» к новой Конституции 1990 — 1993 гг.
Принятые в
Почти повсеместная либерализация регистрационной политики в союзных республиках способствовала росту числа регистрируемых и вновь образуемых религиозных объединений:
Таблица № 1
Сравнительная таблица
количества религиозных объединений в СССР
(на 1-е января текущего года)
Годы Религиозные объединения* | 1986 | 1988 | 1991 | прирост к | |
в абсолютных цифрах | в % | ||||
Русская православная церковь | 6745 | 6740 | 10267 | + 3522 | + 52,1 |
Грузинская православная церковь | 52 | 59 | 297 | + 245 | + 471, 1 |
Римско-католическая церковь | 1071 | 1079 | 1465 | + 394 | + 36,8 |
Лютеранские церкви | 589 | 600 | 657 | + 68 | + 11,5 |
Армянская апостольская церковь | 33 | 33 | 62 | + 29 | + 96,6 |
Реформатская церковь | 86 | 86 | 97 | + 11 | + 12,8 |
Методистская церковь | 15 | 15 | 18 | + 3 | + 15,0 |
Старообрядческие церкви | 338 | 340 | 379 | + 41 | + 12.1 |
Мусульмане | 394 | 402 | 1602 | + 1208 | + 306,6 |
Иудеи | 91 | 91 | 114 | + 23 | + 25,3 |
Буддисты | 2 | 2 | 16 | + 14 | + 700,0 |
Евангельские христиане-баптисты | 2316 | 2325 | 2249 | — 67 | — 2,9 |
Христиане веры евангельской | 248 | 281 | 704 | + 456 | + 183,8 |
Адвентисты седьмого дня | 347 | 371 | 501 | + 154 | + 44.4 |
Молокане | 45 | 44 | 49 | + 4 | + 8,8 |
Меннониты | 54 | 55 | 49 | — 5 | — 9,3 |
Кришнаиты | — | — | 21 | + 21 | — |
Украинская (автокефальная) православная церковь | — | — | 811 | + 811 | — |
Украинская Греко-католическая церковь | — | — | 1912 | + 1912 | — |
Другие религиозные направления | 1 | 1 | 14 | + 1 3 | + 1300,0 |
Всего: | 12427 | 12524 | 21284 | 8857 | + 71,2 |
Общее количество религиозных объединений возросло на 8857 единиц, что составило прирост к уровню
Приведенные в таблице статистические показатели можно считать последними наиболее полно отражающими религиозную ситуацию в СССР. Далее, по мере «суверенизации» союзных республик, собирать такие сведения уже не представлялось возможным.
По доступным документальным материалам и по воспоминаниям сотрудников центрального аппарата Совета по делам религий при СМ СССР следует, что во всех республиках активизировалась работа над проектами республиканских законов о свободе совести. За основу брался текст союзного закона, но вместе с тем каждая из республик включала положения, идущие нередко вразрез с союзным законом, и они касались таких вопросов, как: порядок регистрации религиозных объединений, возможность создания религиозных партий, порядок возвращения так называемой церковной собственности. В течение 1990-1991 гг. новые законодательные акты были приняты в Таджикистане, Туркменистане, Узбекистане и на Украине. В стадии завершения были аналогичные акты в других республиках.
В ходе принятия республиканских законов одним из горячо обсуждавшихся вопросов стала судьба государственных органов «по делам религий».
На союзном уровне наличие такого органа осознавалось как необходимость. В апреле
— осуществляет контакты и координационные связи с государственными органами республик по делам религий и аналогичными учреждениями за границей
— оказывает по просьбе религиозных организаций содействие в достижении договоренностей с государственными органами и необходимую помощь по вопросам, требующим решения государственных органов
— принимает в соответствующих случаях участие в рассмотрении государственными, в том числе правоохранительными, органами вопросов, связанных с обеспечением соблюдения прав граждан и религиозных организаций при осуществлении свободы совести
— участвует по поручению Правительства СССР в разработке проекта нормативных документов, касающихся свободы совести и деятельности религиозных организаций, и вносит их для рассмотрения в Кабинет Министров СССР
— подготавливает официальные экспертные заключения по представленным в Совет по делам религий проектам соответствующих законодательных актов Союза ССР, республик, актов Президента ССР, постановлений и распоряжений Кабинета Министров СССР, ведомственных нормативных актов
— дает в необходимых случаях в пределах своей компетенции официальные экспертные заключения по запросам органов государственного управления и суда
— запрашивает и получает от государственных органов республик по делам религий, министерств, ведомств и организаций, а также местных советских органов сведения и материалы пол вопросам исполнения законодательства о свободе совести и деятельности религиозных организаций
— создает банк данных о религиозных организациях в СССР, об исполнении законодательства о свободе совести и религиозных организациях, а также о зарубежном законодательстве и международно-правовых актах по вопросам свободы совести
— ведет и публикует Реестр религиозных организаций СССР
— проводит по своей инициативе и по инициативе государственных органов республик по делам религий общесоюзные и межреспубликанские совещания и другие мероприятия, относящиеся к компетенции государственных органов по делам религий
— издает информационные материалы по вопросам, связанным с реализацией права граждан на свободе совести и государственно-церковными отношениями, имеет свой орган печати
— представляет Кабинет Министров СССР по его поручению во взаимоотношениях с религиозными организациями, а также в связях с учреждениями за границей, аналогичными государственному органу СССР по делам религий[1].
Вослед активно обсуждавшимся тогда идеям участия общественных организаций в непосредственной деятельности органов государственного управления, в Положение о Совете вносились изменения. К примеру, уже в конце мая
Проблема сохранения органов «по делам религий» и уполномоченных союзного Совета в республиках оказалась сложнее. Необходимость их существования однозначно поддерживалась в Украине, Таджикистане и Киргизии. В РСФСР, Литве, Латвии, Молдавии, Эстонии, Казахстане и Узбекистане эта идея не встречала поддержки и, более того, республиканские власти намерены были передать функции разрешения «религиозных проблем» в ведение иных структур. Кое-где временно сохранялись должности уполномоченных союзного Совета (Азербайджан, Белоруссия, Туркмения).
После решений внеочередного V съезда народных депутатов СССР (1991, июль) о реорганизации высших союзных и республиканских органов власти, вопросы религиозной политики уходили из ведения союзного умирающего органа и перетекали в ведение республик.
Союзный Совет пытался бороться и за своё собственное, и за существование республиканских органов «по делам религий». В частности, осенью
Всё вместе взятое, по мысли союзного Совета, и позволяло в качестве неотложной задачи ставить вопрос о создании специализированного органа, «который по поручению Президента СССР, с участием республик разрабатывал и осуществлял меры по защите и соблюдению гарантированной свободы совести и религий, имел контакты и связи с республиканскими государственными органами по делам религий, с аналогичными учреждениями за границей и со всесоюзными и межреспубликанскими религиозными объединениями, с гуманитарными и правоохранительными органами и организациями». Одновременно на Комитет возлагались экспертно-консультативные функции по подготовке «религиоведческо-правовых экспертиз, аналитических, информационных и других материалов об исполнении законодательства о свободе совести и состоянии государственно-церковных отношений в стране для решения вопросов внутренней и внешней политики, затрагивающих интересы республик».
Но в условиях ускоряющегося процесса распада страны подобного рода намерения оказались несбыточными. Сразу после свершившегося де-юре распада СССР, Совет по делам религий при Кабинете министров СССР был ликвидирован, а во всех вновь образовавшихся государствах ликвидированы «органы по делам религий», доставшиеся им от советской эпохи.
Основное содержание второго этапа становления государственной вероисповедной политики связано с реализацией норм Закона «О свободе вероисповеданий», принятого Верховным Советом РСФСР 25 октября
Принятый закон предполагал перерегистрацию всех ранее зарегистрированных религиозных объединений, но в течение 1990-1991 гг. данные о религиозной статистике были неполные, а подчас и противоречивые. На 1-е января
Таблица № 2
Сведения
о количестве религиозных объединений
в Российской Федерации
(на 1-е января текущего года)
1991 | 1992 | 1993 | 1994 | |||||
всего | всего | доля в % к общей сети | всего | всего | доля в % к общей сети | прирост к | ||
в абсолютных цифрах | в % | |||||||
Религиозные объединения: | 5502 | 4846 | 100 | 8612 | 11088 | 100 | + 6242 | + 128,8 |
в том числе: религиозные центры и управления | * | 117 | 2,41 | 141 | 167 | 1,5 | + 50 | + 42,7 |
религиозные общества | 5502 | 4625 | 95,43 | 8064 | 10312 | 93 | + 5687 | + 122,9 |
монастыри и подворья | * | 29 | 0,59 | 84 | 144 | 1,3 | + 115 | + 396,6 |
духовные учебные заведения | * | 9 | 0,2 | 85 | 125 | 1,1 | + 116 | + 1288,9 |
братства и сестричества | * | 29 | 0,6 | 56 | 95 | 0,8 | + 66 | + 227,6 |
миссии | * | 37 | 0,7 | 182 | 250 | 2,2 | + 213 | + 575,7 |
Статистические данные однозначно фиксируют слом прежней религиозной ситуации и рождение, посредством взрыва, новой религиозной действительности. Налицо кардинальное продвижение вперёд: тысячи культовых зданий переданы верующим, открыты десятки и сотни монастырей, духовных учебных заведений, религиозных центров, братств и миссий. Практически все обоснованные заявления верующих о регистрации обществ разрешались положительно.
Среднеарифметический прирост зарегистрированных религиозных объединений составил за это время — 128,8 %. Из учитываемых 6 видов объединений превысили его — 4. Причём, количество монастырей и подворий увеличилось в 5 раз, духовных учебных заведений — в 14, братств и сестричеств — в 3,3, миссий — почти в 7 раз. В пересчете на проценты, это просто умопомрачительные цифры в диапазоне от 227,6 до 1288,9 %.
Понятно, что «конфессиональный взрыв» будет ещё более впечатляющим, если иметь в виду, что на начало
Собираемые Минюстом России данные о религиозной статистике в разрезе конфессий, также свидетельствовали о том, что буквально на глазах, в предельно короткий срок, формируется новое конфессиональное пространство России:
Таблица № 3
Сведения
о количестве религиозных объединений
в Российской Федерации
(на l-е января текущего года)
Количество религиозных объединений | ||||||||
годы: Наименование конфессий | 1991 | 1992 | 1993 всего | 1994 | прирост в абсолютных цифрах и в % к 1992г. | |||
всего | доля в % | всего | доля в % | всего | доля в % | |||
всего: | 5502 | 100 | 4846 | 100 | 8612 | 11088 | 100 | + 6242 (128,8) |
в том числе: | ||||||||
ХРИСТИАНСТВО | ||||||||
1. РУССКОЕ ПРАВОСЛАВИЕ | ||||||||
Истинно-православная церковь | — | — | 6 | 0,1 | 11 | 18 | 0,2 | + 12 (200,0) |
Российская православная свободная церковь | — | — | 32 | 0,7 | 57 | 69 | 0,6 | + 37 (115,6) |
Русская православная церковь | 3451 | 62,7 | 2880 | 59,4 | 4566 | 5559 | 50,1 | + 2679 (93,0) |
Старообрядческие церкви | 140 | 2,5 | 51 | 1,1 | 108 | 120 | 1,1 | + 69 (135,3) |
Украинская православная церковь (Киевский патриархат) | — | — | — | — | — | 1 | 0,01 | + 1 |
Церковь Божией Матери «Державная» | — | — | — | — | 3 | 3 | 0,03 | + 3 |
2. КАТОЛИЦИЗМ | ||||||||
Римско-католическая церковь | 23 | 0,4 | 37 | 0,8 | 73 | 138 | 1,3 | + 101 (272,9) |
3. ПРОТЕСТАНТИЗМ | ||||||||
Адвентисты седьмого дня | 120 | 2,2 | 72 | 1,5 | 114 | 156 | 1,4 | + 84 (116,7) |
Англиканская церковь | — | — | 1 | 0,02 | 1 | 1 | 0,01 | — |
Армия Спасения | — | — | — | — | 1 | 2 | 0,01 | + 2 |
Духоборцы | — | — | — | — | 2 | 2 | 0,01 | + 2 |
Духовное единство (толстовцы) | — | — | 1 | 0,02 | 1 | 1 | 0,01 | — |
Духовные христиане-молокане | — | — | — | — | 3 | 12 | 0,1 | + 12 |
Духовные христиане-трезвенники | 17 | — | — | — | 2 | 4 | 0,04 | + 4 |
Евангелические церкви | — | — | 1 | 0,02 | 11 | — | — | — 1 |
Евангельские христиане | — | — | 26 | 0,5 | 37 | 109 | 1,0 | + 83 (319,2) |
Евангельские христиане-баптисты | 602 | 10,9 | 264 | 5,4 | 433 | 550 | 5,0 | + 286 (108,3) |
Евангельские христиане в духе апостолов | — | — | 4 | 0,08 | 12 | 17 | 0,16 | + 13 (325 ) |
Евангельские христиане трезвенники | — | — | — | — | 1 | 1 | 0,01 | + 1 |
Лютеране | 88 | 1,6 | 40 | 0,8 | 75 | 92 | 0,8 | + 52 (130) |
Меннониты | 38 | — | — | — | — | 1 | 0,01 | + 1 |
Методистская церковь | 2 | 0,03 | 2 | 0,04 | 14 | 29 | 0,3 | + 27 (135,0) |
Мормоны | 1 | 0,01 | 1 | 0,02 | 1 | 4 | 0,04 | +3 (300,0) |
Новоапостольская церковь | — | — | 6 | 0,1 | 24 | 37 | 0,3 | + 31 (516,7) |
Пресвитерианская церковь | — | — | 7 | 0,1 | 30 | 74 | 0,7 | + 67 (957,1) |
Реформатская церковь | 1 | 0,01 | — | — | 3 | 3 | 0,03 | + 3 |
Свидетели Иеговы | — | — | 1 | 0,02 | 44 | 72 | 0,7 | + 71 (7100,0) |
Совет церквей ЕХБ | — | — | 6 | 0,1 | 11 | 16 | 0,1 | + 10 (166,7) |
Харизматические церкви | — | — | 13 | 0,3 | 52 | 80 | 0,7 | + 67(515,4) |
Христиане веры евангельской-пятидесятники | 72 | 1,3 | 30 | 0,6 | 114 | 192 | 1,7 | + 162 (540,0) |
4. ИНЫЕ ХРИСТИАНСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ | ||||||||
Армянская апостольская церковь | 10 | 0,2 | 13 | 0,3 | 22 | 25 | 0,2 | + 12 (92,3) |
Грузинская православная церковь | 1 | 0,01 | — | — | — | — | — | — |
Неденоминированные христианские церкви | — | — | 37 | 0,8 | 86 | 132 | 1,2 | + 95 (256,8) |
Буддизм | 16 | 0,3 | 24 | 0,5 | 52 | 79 | 0,7 | + 55 (229,2) |
Ислам | 870 | 15,8 | 1216 | 25,0 | 2537 | 2037 | 18,4 | + 821 (67,5) |
Иудаизм | 31 | 0,6 | 26 | 0,5 | 40 | 61 | 0,6 | + 35 (134,6) |
Живая этика (рериховцы) | — | — | — | — | — | 1 | 0,01 | + 1 |
Зороастризм | — | — | — | — | — | 1 | 0,01 | + 1 |
Индуизм | — | — | — | — | — | 1 | 0,01 | + 1 |
Сайентистская церковь (Христианская наука) | — | — | — | — | — | 1 | 0,01 | + 1 |
Тантристы | — | — | — | — | — | 2 | 0,01 | + 2 |
Церковь объединения (Муна) | — | — | — | — | 1 | 1 | 0,01 | + 1 |
Язычники | — | — | 2 | 0,04 | 2 | 2 | 0,01 | — |
Кришнаиты | 9 | 0,2 | 23 | 0,5 | 58 | 87 | 0,8 | + 64 (278,2) |
Вера бахаи | 1 | 0,01 | 5 | 0,1 | 8 | 13 | 0,1 | + 8 (160) |
Иные верования | — | — | 2 | 0,04 | 3 | 4 | 0,04 | + 2 (100,0) |
На основании приведенных данных мы можем делать вывод о том, что словно второе дыхание обретают так называемые старые церкви и религии, «оживают» протестантские организации, десятилетиями преследуемые вначале в имперской, а затем и в советской России, и появляются так называемые новые религии, либо вовсе неизвестные России, либо ранее имевшие чрезвычайно ограниченный круг последователей.
В два и более раза увеличили число своих объединений половина из учтённых в сведениях Минюста России конфессий. По сравнению с
Прирост общих показателей религиозной статистики, в том числе за счёт бурного роста протестантских и так называемых новых религиозных объединений, а также за счёт появления ранее неучтённых конфессий, оказали влияние на соотношение «новых» и «старых» религий в конфессиональном пространстве России. В первую очередь отмечается уменьшение доли объединений Русской православной церкви – с 59,43% до 50,13%; мусульманских объединений – с 25,09% до 18, 37%; ехб – с 5,44% до 4,96%.
И всё же в этом «конфессиональном взрыве» наиболее неожиданно-заметным стал никем не прогнозируемый в ходе выработки Закона рост числа конфессиональных новообразований, не имевших аналогов в дореволюционной и советской России, массовый въезд в Российскую Федерацию миссионеров и проповедников самых различных религиозных ориентаций. Быстро увеличивалось количество миссий, действовавших почти во всех субъектах Федерации. Если в начале
Нетрадиционные для России («новые», «иностранные») протестантские направления, используя в основном «вахтовый» и «десантный» методы освоения российского конфессионального пространства, в исследуемый период распространились по всей Российской Федерации (хотя и с разной плотностью) и быстрыми темпами укоренялись, привлекая автохтонное население в субъектах Российской Федерации. Но вместе с тем, они жёстко не связывают себя с какой-либо единственной национальностью, обращаются не к «массе», а к конкретному «человеку» и потому преодолевают все межнациональные барьеры и «выживают» на любой территории, независимо от так называемой национальной или канонической её принадлежности. Со стороны некоторых общественных (национальных и религиозных) объединений и организаций в этом усматривалась некая конфликтогенность нового для России явления — обретения новых религий и церквей. Оно, по их мнению, и может привести к реальному противостоянию на конкретной отдельной территории или даже в России в целом российских религиозных объединений одной или всем вместе «нетрадиционным» религиям.
Подобного рода оценку этому явлению можно найти в выступлении отдельных государственных чиновников, ведавших на тот момент связями с религиозными объединениями. Так, Г.А. Михайлов, заведующий сектором аппарата Правительства Российской Федерации, подчёркивал в своих публичных выступлениях и в статьях, что для многих «новых» религиозных организаций и миссионерских структур характерно «применение особой психотехники, оказывающей разрушающее воздействие на личность», распространение «ненависти и вражды к тем, кто не разделяет их воззрений», что в конечном итоге усиливает нестабильность, ведёт к конфронтации на «религиозной почве» как в ряде отдельных субъектов, так и в Российской Федерации в целом[3].
Факт появления в различные исторические эпохи так называемых новых религий на территории России не является чем-то из ряда вон выходящим. Как для России, так и для всех стран Европы, наполнение конфессионального пространства новыми религиями и церквами, их историческое «перемещение» по странам и континенту – обычное явление. Сам по себе этот процесс не несёт ничего деструктивного и не может нанести какой-либо ущерб национальной безопасности страны.
В полной мере это относится и к эпохе конца XX в. — начала XXI в., когда Россия испытала на себе воздействие «религиозно-мистической волны», охватившей западный мир ещё в 60-70-х гг. XX в. Объединениям, которые включены в это движение, свойственны: чрезвычайное многообразие вероучений, обрядности и организационного оформления; религиозное творчество и эклектичность; целеустремлённость и фанатический пыл лидеров и наиболее активных последователей; идейная конфронтационность по отношению к устоявшимся общественно-религиозным традициям, историческим национальным церквам; стремление к реформированию государственно-общественного устройства в целях предоставления человеку максимально полной религиозной свободы. Всё вместе взятое можно характеризовать как поиск современным человеком новых форм своего личного (в том числе и духовного) и общественного существования в чрезвычайно разнообразном, многообразном и бурно меняющемся мире. Если на Западе в конце 80-х гг. волна пошла на спад, то в СССР и разрушающейся социалистической системе она только начинала своё движение.
Безусловно, что каждое из государств не может быть абсолютно нейтральным к такого рода массовым и кардинальным изменениям в обществе и должно готовить адекватный ответ, который в большей мере должен быть связан не с административно-силовыми мерами, а с конструктивно-реформационными действиями государства в социальной, культурной, образовательной, просветительской и иных подобных сферах.
Слабость России заключалась в том, что государство, во-первых, абсолютно неверно истолковало «нейтральность» применительно к проблемам мировоззренческого поля российского общества, как безучастность, отстранённость и бездеятельность в сфере практического регулирования деятельности религиозных объединений как субъектов гражданского общества; во-вторых, в пылу борьбы с «воинствующим атеизмом и секуляризмом» оно позволило разрушить научную базу светского религиоведения, которое только и может выступать в рамках светского государства научно-объективной базой для выработки принципиальных положений политики государства в сфере свободы совести. В результате государство потеряло стратегическую направленность своей политики в сфере свободы совести и ограничивалось общими заявлениями и заверениями должностных лиц о продолжении «демократизации» государственно-церковных отношений. Вместо системного подхода к разрешению возникающих проблем в религиозной сфере имел место поток зачастую не связанных между собой указов, распоряжений, постановлений Президента, Правительства, федеральных министерств и ведомств по отдельным проблемам жизнедеятельности религиозных организаций. Продолжала господствовать точка зрения о «благотворности» самоустранения государства от проблем, возникающих во взаимоотношениях религиозных объединений между собой, между ними и властными структурами, и мнение, что всё «само собой устроится».
Неконструктивная и ошибочная идея ликвидации органов «по делам религий», заложенная в закон Российской Федерации «О свободе вероисповеданий» (1990), привела к роспуску Совета по делам религий при СМ РСФСР, и к устранению должностей его уполномоченных в субъектах России[4]. Тем самым российское государство утеряло практический инструмент взаимодействия и контактов с религиозными объединениями, количество и разнообразие которых возрастало лавинообразно. При отсутствии федерального государственного органа, ведающего «церковным вопросом», тщетными были усилия планомерно вводить в жизнь заявленные в законе «О свободе вероисповеданий» (1990) положения, обеспечивать взаимодействие властных структур и религиозных организаций в центре и на местах. Эта задача попеременно возлагалась то на Экспертно-консультационный совет при Комитете ВС РСФСР[5], то на Координационную комиссию при Правительстве Российской Федерации по вопросам вероисповеданий[6], то на Государственного советника Российской Федерации по политическим вопросам[7], но восстановить управляемость данными общественными отношениями не удавалось.
Закономерный отказ от предшествующей советской модели церковной политики, с одной стороны, и отсутствие её нового видения, соответствующего потребностям общества в условиях политических реформ, с другой – предопределили заимствование новой российской государственностью принципов и практических шагов из дофевральского (1917) прошлого России и в первую очередь к возрождению особых отношений с Русской православной церкви. Это было воспринято другими религиозными организациями как рецидив «имперской политики», как вольное или невольное намерение восстановить институт государственной церкви, как навязывание гражданам новой обязательной конфессиональной идеологии – православной.
Парад суверенитетов, прокатившийся по России в начале 90-х гг., кроме прочего, привёл к тому, что правящие элиты «неправославных регионов» достаточно откровенно продемонстрировали стремление опереться на традиционные для них религии и церкви, в частности, ислам. И если развал СССР в декабре
Верующие неправославных исповеданий болезненно восприняли нарушение принципа правового равенства религий. Боязнь возрождения нелучших традиций царской России (деления религий и церквей на «первенствующую, терпимые и гонимые») присутствовала в публичных высказываниях руководителей и представителей ряда церквей и деноминаций. На этой основе возрождались трения, казалось бы, навсегда ушедшие в прошлое, и одновременно возникли новые, например, между православием, с одной стороны, и исламом, католицизмом, протестантизмом – с другой.
По данным исследования, проведенного Российским независимым институтом социальных и национальных проблем в марте-апреле
Об этом же свидетельствует и реакция верующих неправославного исповедания на объявление праздника Рождества Христова государственным. По данным того же исследования, негативно восприняли это решение 19% (от числа опрошенных) протестантов, 32% мусульман, 67% католиков. Естественно, что в ряде субъектов России аналогичный характер придан (или его намеревались придать) неправославным праздникам. Всё это негативно отразилось на отношениях между верующими различных конфессий в регионах страны и между центром и субъектами Федерации.
Нерелигиозная часть российского общества (по оценке социологов она составляла от 40 до 60% населения) тоже испытывает дискомфорт[9]. Религиозная свобода, зачастую трактуемая как право на никем и ничем не контролируемую деятельность, воспринята была ими как агрессия, насилие над совестью; возникло мнение, что российское общество искусственно клерикализуется. Симптомы этого явления отчётливо прослеживались в армии, культуре, средствах массовой информации (особенно на телевидении), образовании, органах государственного управления. Чувство ущемлённости в этих условиях нерелигиозной категории граждан обострялось и в связи с тем, что её возможности на публичное отстаивание и пропаганду своих мировоззренческих взглядов и убеждений практически были сведены к нулю.
Вновь приобрёл остроту вопрос о прозелитизме. Многоконфессиональная структура верующей части общества побуждала религиозные объединения к соперничеству, к конкурентной борьбе за паству. Причём каждое из них либо использует присущие им традиционные методы и возможности, либо опирается на финансовую, материальную и организационную поддержку зарубежных единоверцев. Зримо формировались остро конфликтные отношения между Русской православной церковью и так называемыми новыми религиями. Не располагая собственными возможностями противостоять им в борьбе за паству, Церковь стремилась опереться на государство, настойчиво ставя перед ним вопрос о введении ограничений на деятельность подобных религиозных объединений. Естественно, что это добавляло напряжённости в межконфессиональные отношения и отношения между различными мировоззренческими группами населения.
Таким образом, к политическому расслоению и противостоянию в обществе добавились рост национально-религиозной напряжённости и углубляющееся разделение людей по отношению к мировоззренческим (церковным или светским) ценностям. В какой-то мере повторялась ситуация в религиозном вопросе, характерная для периода первой русской революции (1905-1907), предфевральская и предоктябрьская ситуация
На начало
· политизация религии и деятельности религиозных организаций
· сакрализация политики, государства и его институтов
· осложнение отношений ряда религиозных объединений с государством
· нарушение норм действующей Конституции и законодательства о свободе совести со стороны органов власти
· разрыв (или ослабление) дружественных связей между различными российскими конфессиями и межконфессиональные трения
· конфликтные ситуации в некоторых религиозных центрах и обострение внутрицерковной борьбы
· ущемление интересов и прав (в том числе имущественных) рядовых верующих в пользу церковной бюрократии
· неуправляемое перераспределение собственности религиозных (местных) обществ
· падение авторитета отдельных российских религиозных организаций на международной арене
· дискриминация неверующих и атеистов
· стихийное вторжение в российское конфессиональное пространство так называемых новых религиозных движений и культов
· кризис традиционного (христианско-православного, мусульманского, буддийского) менталитета верующей части российских народов[10].
Приведём свидетельство В.С. Полосина, относящееся к январю
Своё мнение о складывающейся религиозной ситуации в стране высказывали публично представители церковной и околоцерковной общественности:
· К примеру, съезд мусульман европейской части СНГ, собравшийся в Уфе в ноябре
· В коммюнике международной конференции «Религиозная свобода как фактор мира и согласия» (Москва, май
С весны
Тогда же, стремясь избежать неблагоприятного развития ситуации, снять возникшую напряженность во взаимоотношениях государства и религиозных объединений и одновременно выйти на новый уровень конструктивного диалога с ними, Президент Российской Федерации Б.Н. Ельцин в апреле
Наряду с президентом Б.Н. Ельциным весной-летом
· ограничить деятельность иностранных миссионеров, миссий и религиозных организаций
· ужесточить контроль за деятельностью так называемых «нетрадиционных» религий
· предоставить преимущества так называемым «традиционным» церквам и религиям
· предоставить приоритет российским гражданам при создании новых религиозных объединений.
14 июля
Именно эта статья оказалась в центре дискуссий между исполнительной и законодательной властями, вызвала противоречивые отклики со стороны российских религиозных и общественных лидеров. Если представители Русской православной церкви и исламских центров её одобрили, то руководители протестантских объединений расценили её как антидемократическую. Эта точка зрения нашла поддержку и за рубежом. Политические, общественные и религиозные деятели более чем из 120 стран прислали в Москву свои протесты. Недовольство принятым Верховным советом законом выразили по дипломатическим каналам и лидеры некоторых зарубежных государств, призывая руководство России не подписывать антидемократический закон.
Президент Б.Н. Ельцин дважды отказывался подписать принятый Верховным советом РФ закон. В первый раз, в письме от 4 августа в Верховный совет РФ, он писал: «Разделяя озабоченность состоянием духовности в российском обществе, а также признавая важнейшую роль в её возрождении российских религиозных конфессий, полностью поддерживаю основные идеи представленного на подпись Закона Российской Федерации «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О свободе вероисповеданий». Вместе с тем, присутствие в тексте закона ряда положений, не соответствующих Конституции Российской Федерации и общепринятым международным правовым нормам, а также наличие внутренних противоречий требуют дополнительной серьезной проработки некоторых статей указанного Закона. Тем самым будет достигнуто более эффективное обеспечение равных прав различных религиозных конфессий, а также прав каждого человека на реализацию свободы совести»*.
Президент признал неприемлемыми такие «новации» российского парламента:
· ограничение и существенное сужение прав лиц, не являющихся гражданами России, на свободу совести и вероисповедания, в частности – на участие в жизни российских религиозных объединений, на создание религиозных объединений и на публичную религиозную деятельность
· предоставление правоспособности юридического лица только религиозным объединениям граждан Российской Федерации
· запрет для зарубежных религиозных организаций (представительств и представителей) заниматься «религиозно-миссионерской, издательской и рекламно-пропагандистской деятельностью».
27 августа Верховный совет РФ повторно рассмотрел, включая и поправки Президента РФ, законопроект о внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О свободе вероисповеданий» и принял его. Реагируя на этот текст, 17 сентября Б.Н. Ельцин опять обратился со специальным письмом в Верховный Совет РФ. Он указывал, что ему на подпись представили «фактически новую редакцию Закона, принятую Верховным Советом Российской Федерации самостоятельно, существенно отличающуюся от первоначально принятой редакции закона. Несмотря на то, что в Верховном Совете Российской Федерации при повторном рассмотрении Закона Российской Федерации «О внесении изменений и дополнений в закон РСФСР «О свободе вероисповеданий» говорилось о том, что принимаются поправки Президента к названному Закону, практически учтены лишь две поправки Президента Российской Федерации редакционного характера, остальные поправки вносились по инициативе народных депутатов и у Президента России не было возможности высказать по ним официальное мнение»*.
Возвращая поступившую к нему новую редакцию закона, Б.Н. Ельцин в очередной раз предложил Верховному совету учесть его конкретные поправки к семи статьям закона и тем привести его в целом в соответствие со статьей 44 Конституции Российской Федерации.
Обе стороны не хотели отступать, что лишний раз свидетельствовало о серьезном кризисе во взаимоотношениях между законодательной и исполнительной властями. Вопрос об изменении законодательства о свободе вероисповеданий завис в воздухе. Насущная и осознанная всеми необходимость корректировки вероисповедной политики была перечеркнута борьбой за власть. Силовое же разрешение противоречий между Президентом и Верховным советом РФ в октябре-ноябре
В течение 1990-1993 гг. в России активно осуществлялась конституционная реформа, начало которой было положено Декларацией о государственном суверенитете РСФСР, принятой I съездом народных депутатов РСФСР. Должное внимание было уделено и проблемам свободы совести.
Уже в первом подготовленном Конституционной комиссией проекте Основного закона, опубликованном на страницах «Российской газеты»[15], принципы свободы совести, порядок её осуществления гражданами и религиозными объединениями были прописаны в ряде статей в разделах «Основы конституционного строя Российской Федерации», «Права, свободы и обязанности человека и гражданина», «Гражданское общество» и «Федеративное устройство»[16]:
Таблица № 4
Из проекта
Конституции Российской Федерации
(ноябрь
Статьи | текст |
1.4 (3) | Партии, иные объединения и движения создаются и действуют в рамках Конституции. Запрещаются партии и иные объединения, которые пропагандируют расовую, национальную, социальную, классовую, религиозную вражду и ненависть, призывают к насилию и ниспровержению демократического конституционного строя |
2.1.3 (1) | Гражданам Российской Федерации на её территории гарантируется равенство прав и свобод независимо от расы, национальности, языка, социального, имущественного и должностного положения, социального происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, партийной принадлежности, а также понесённого ранее уголовного наказания |
2.3.8 | Свобода совести, вероисповедания и религиозной деятельности является неотъемлемым правом человека |
2.6.4 | Никто не обязан свидетельствовать против самого себя/, супруга (супруги) и близких родственников. Духовные руководители религиозных общин не обязаны свидетельствовать против единоверцев, оказывающих им доверие |
3.3.3 (1) | Учреждения и лица, осуществляющие воспитание, обязаны способствовать утверждению терпимости, взаимопонимания и сотрудничества между разными этническими, социальными и религиозными группами общества, между всеми народами мира |
3.3.4 | Государственная система воспитания и образования носит светский характер |
3.5.1 | Религия и религиозные объединения отделены от государства |
3.5.2 | Верующие различных исповеданий и их объединения равны перед законом. Закон определяет порядок их отношений с государством. Государство не может отдавать предпочтения какой-либо религии или атеизму |
3.5.3 | Религиозные объединения, зарегистрированные в установленном законом порядке, могут иметь права юридического лица. Они самостоятельно управляют своими внутренними делами, пользуются принадлежащими им сооружениями, другим имуществом и фондами |
4.2.3 | К совместному ведению Российской Федерации и республик относятся: 1) обеспечение прав человека и гражданина, обеспечение законности и правопорядка, борьба с преступностью |
Следует отметить, что из содержания и логики данного конституционного проекта следовало, что религиозные объединения рассматриваются как один из видов общественных объединений, деятельность которых разрешалась на территории России.
Этот подход соответствовал тогдашним представлениям и на союзном уровне. В частности, в принятом Верховным советом СССР 9 октября
Отметим и явное противоречие между статьями законопроекта. Так, статья 2.1.3 (1) гарантирует равенство прав и свобод, в том числе независимо от отношения к религии, исключительно гражданам (выделено авт.) Российской Федерации. И вместе с тем, одна из таких свобод – «свобода совести, вероисповедания и религиозной деятельности» — в статье 2.3.8 признается неотъемлемым правом «человека» (выделено авт.).
Но укажем и на положительные стороны законопроекта — четкая прописанность таких норм, как отделение религиозных объединений от государства, светскость государственного образования, равенство граждан независимо от их отношения к религии, равенство религиозных объединений перед законом.
В ноябре
Через год V (внеочередной) Съезд народных депутатов Российской Федерации продолжил внесение изменений в основную конституционную статью о свободе совести. При всей их кажущейся незначительности, они на самом деле серьезно меняли сущностное её содержание:
Таблица № 5
Сравнительная таблица
текстов Конституций РСФСР и РФ
Конституция РСФСР | Конституция РСФСР | Конституция РФ |
Гражданам РСФСР гарантируется свобода совести, то есть право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, отправлять религиозные культы или вести атеистическую пропаганду. Возбуждение вражды и ненависти в связи с религиозными верованиями запрещается. Церковь в РСФСР отделена от государства и школа – от церкви | Гражданам РСФСР гарантируется свобода совести и вероисповеданий, включающая право каждого человека свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения, исповедовать любую религию или не исповедовать никакой и действовать в соответствии со своими убеждениями при условии соблюдения законов государства. Религиозные объединения в РСФСР отделены от государства. Государственная система образования носит светский характер. Все религии и религиозные объединения равны перед законом. Запрещается ограничение прав граждан, разжигание вражды и ненависти по признаку отношения к религии. | Каждому гарантируется свобода совести – право свободно исповедовать любую религию либо не исповедовать никакой, выбирать, иметь и распространять религиозные, нерелигиозные или иные убеждения и действовать в соответствии с ними при условии соблюдения законов. Религиозные объединения в Российской Федерации отделены от государства, государственная система образования носит светский характер. Все религии и религиозные объединения равны перед законом. Оскорбление убеждений граждан преследуется по закону. |
Во-первых, обращает на себя внимание замена слова «гражданам» в тексте
Во-вторых, в редакции
В апреле
Они вызвали достаточно активное обсуждение и в окончательном виде претерпели некоторые изменения. Если статья 26 осталась без изменений, то статьи 68 и 69 были объединены в одну статью – статью 65. В таком виде они были вынесены на всенародное обсуждение[18]:
Таблица № 6
Сравнительная таблица
проекта текстов Конституции Российской Федерации, подготовленного Конституционной комиссией,
и утвержденного на VI Съезде народных депутатов
Российской Федерации (
Текст Конституционной комиссии | Текст, утвержденный Съездом |
Статья 26 Каждому гарантируется свобода совести — право свободно исповедовать любую религию либо не исповедовать никакой, выбирать, иметь и распространять религиозные, нерелигиозные или иные убеждения и действовать в соответствии с ними при условии соблюдения закона | Статья 26 Каждому гарантируется свобода совести — право свободно исповедовать любую религию либо не исповедовать никакой, выбирать, иметь и распространять религиозные, нерелигиозные или иные убеждения и действовать в соответствии с ними при условии соблюдения закона |
Статья 68 1. Религии и объединения граждан, образованные по признаку отношения к религии, отделены от государства. Все религии, как и религиозные объединения, равны перед законом. 2. Государство является светским, не отдает предпочтения какой-либо религии или атеизму и не вмешивается в законную деятельность религиозных объединений. Статья 69 Религиозные объединения действуют на основе своих собственных правил при условии соблюдения закона. Они самостоятельно управляют своими делами, свободно владеют, пользуются и распоряжаются принадлежащими им зданиями, сооружениями, предметами культового назначения, благотворительными и иными фондами, другим имуществом | Статья 65 (1). Объединения граждан, образованные по признаку отношения к религии, отделены от государства. Все религии, как и религиозные объединения, равны перед законом. (2). Государство является светским, не отдает предпочтения какой — либо религии или атеизму (3). Религиозные объединения действуют на основе их собственных правил при условии соблюдения закона. Они самостоятельно управляют своими делами, свободно владеют, пользуются и распоряжаются принадлежащими им зданиями, сооружениями, предметами культового назначения, благотворительными и иными фондами, другим имуществом |
Как видим, в окончательном тексте сохранился термин «каждый», хотя о правах этого «каждого» речь идёт лишь в статье 26, а последующие статьи касаются прав «граждан». Поэтому логичнее и закономернее было бы использовать везде именно термин «гражданин», специально оговорив в одной из статей права «человека» в сфере свободы совести. Важно отметить, что и в данном законопроекте (Глава VIII) религиозные объединения отнесены были к общественным объединениям и не выделялись в особый вид. Тем самым в Основной закон возвращалась идея равенства всех видов общественных объединений, хотя и фиксировались (ст.ст. 62-66) особенности возможных (разрешённых) для них форм и видов деятельности, отношений между собой, государством и гражданами.
И ещё, в законопроекте (ст. 19) сохранялось положение о равенстве прав и свобод «граждан» и «неграждан», в том числе и в вопросах реализации права на свободу совести. Однако, как вытекает из статей глав «Гражданские и политические права и свободы», «Экономические, социальные и культурные права», «Гарантии прав и свобод», принцип равенства относился исключительно к индивидууму, к его личной (частной) жизни, и именно в этом смысле «каждый» и «гражданин» равны. Но право на создание религиозных объединений признавалось лишь за гражданами Российской Федерации (ст. 65). Положительным был тот факт, что в статье 65 впервые российское государство определялось как «светское».
В 1990-1993 гг. в процесс выработки новой Конституции стремились включиться самые различные партии, общественно-политические движения и даже отдельные лица. В их инициативных проектах проблематика свободы совести присутствовала в обязательном порядке. Например, в альтернативном варианте проекта Конституции Российской Федерации, выработанном Российским движением демократических реформ (РДДР), предлагалось закрепить такие принципы и нормы, как:
· светскость государства (ст. 1)
· отделение «церквей и конфессий» от государства и невмешательство последнего в их внутренние дела (ст. 34)
· обязанность государства защищать права и свободы человека и гражданина (ст. 23)
· равенство всех независимо от вероисповедания и религиозных убеждений (ст. 2)
· право на свободу совести, духовную, религиозную и культовую свободу (ст. 3)
· право граждан на альтернативную службу (ст. 11)[19].
Разработчики Конституции, учитывая общественные настроения и инициативы, весьма существенно доработали статьи, касающиеся сферы свободы совести.
В декабре
Надо признать, что Основной закон Российской Федерации вобрал в себя все достижения современного международного и национального правоведения и соответствует общепризнанным принципам и нормам международного права, относящихся к регулированию и обеспечению свободы совести. Очень важно, что в соответствии с пунктом 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью её правовой системы». Если международными документами предусмотрены иные правила, отличные от российского законодательства, то применяются международные нормы и правила.
Это конституционное положение открывало в перспективе возможность применения норм международного права органами власти Российской Федерации в своей деятельности по регулированию и защите прав и свобод человека и гражданина применительно к проблемам свободы совести, религий и убеждений. Таким образом, мы можем говорить о начальном этапе формирования международно-правового уровня законодательства Российской Федерации о свободе совести. В него включаются все международные акты, начиная с основополагающей Всеобщей декларации прав человека ООН (1948), содержащие в себе «общепризнанные принципы и нормы международного права», имеющие непосредственное отношение к правам человека на свободу мысли, совести, религий и убеждений.
В первых двух главах Конституции Российской Федерации «Основы конституционного строя» и «Права и свободы человека и гражданина» представлены и охарактеризованы те базисные положения, которые определяют взаимоотношения человека и государства и чрезвычайно важны для обеспечения религиозной свободы, а также характеризуют содержание и сущность свободы совести.
Остановимся на некоторых из них:
· Государство исходит из признания прав и свобод человека высшей ценностью, а их соблюдение и защиту – своей обязанностью (ст. 2)
· Основные права и свободы неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения (ст. 17)
· Права и свободы человека являются непосредственно действующими, и именно они «определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием» (ст. 18)
· Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность; на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту
своей чести и доброго имени (ст. 22, 23)
· Каждому гарантируется свобода мысли и слова; никто не может быть принуждён к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них; каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (ст. 29)
· Государство гарантирует право граждан на создание общественных объединений (в том числе религиозных) и их свободу деятельности (ст. 30).
· Все общественные объединения равны перед законом (п. 4 ст. 13). Одновременно запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооружённых формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни (п. 5 ст.13).
· Государство наряду с экономическим, политическим и идеологическим многообразием признаёт мировоззренческое многообразие. Принцип мировоззренческого нейтралитета государства освобождает его от обязанности утверждать в качестве обязательных для граждан те или другие мировоззренческие убеждения (ст. 13).
Впервые, в сравнении с прежними советскими и российскими конституциями, государство, наряду с такими характеристиками, как «демократическое», «социальное», «правовое», определяется и как «светское».
В силу светского характера государства никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, все религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом (ст.14). Применительно к данной статье отметим, что, во-первых, принцип «светскости» пока еще не получил своей развернутой трактовки. В последующем это приведет к острой дискуссии в обществе относительно сущности этой характеристики государства. Положение «об отделении» действительно необходимо и оно является базовым для толкования «светскости». Но вновь и вновь встаёт вопрос о субъекте «отделения». По нашему мнению, им должны быть не «религиозные объединения», как записано в Конституции РФ, а «церкви» как социальные институты, которые в царской России, то есть в условиях конфессионального государства, и были субъектами публично-правовых отношений, накрепко соединенными с государством и, даже можно сказать, инкорпорированными в него. Именно они в условиях становления светского государства в России и «отделялись», а не местные религиозные организации (приходы и тому подобное), которые никогда не были частью государства.
Кроме того, в качестве конституционных принципов закреплены такие цивилизованные, демократические и общепризнанные положения:
· равенство прав человека и гражданина независимо от отношения к религии (ст. 19)
· запрещение пропаганды, возбуждающей религиозную ненависть и вражду, а также пропаганды религиозного превосходства (ст. 29)
· право на альтернативную службу (ст. 59).
Основная статья Конституции, раскрывающая понятие свободы совести (ст. 28), была утверждена в редакции, которая текстуально и по смыслу во многом совпадает со статьей 18 Международного пакта о гражданских и политических правах, что наглядно свидетельствует нижеследующая таблица:
Таблица № 7
Сравнительная таблица
положений о свободе совести
в Конституции Российской Федерации и Международном пакте
о гражданских и политических правах
Статья 28 Конституции Российской Федерации[20] ( | Статья 18 Международного пакта о гражданских и политических правах[21] ( |
Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними | 1. Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии. Это право включает свободу иметь или принимать религию или убеждения по своему выбору и свободу исповедовать свою религию и убеждения как единолично, так и сообща с другими; публичным или частным порядком, в отправлении культа, выполнении религиозных и ритуальных обрядов и учений |
В Конституции проводится разграничение прав и свобод человека и прав и свобод гражданина. Этот подход является отступлением от прежних подходов в советских конституциях, где гражданин являлся «получателем» прав и свобод от государства, и в силу этого всецело зависел от него. И, одновременно, возвращением к традициям законодательных актов мировой и европейской истории, обращавшихся к правам и свободам человека и гражданина — Декларация независимости (
Разграничение прав и свобод человека и гражданина является следствием разделения собственно гражданского общества и государства. И одновременно за различением терминов и понятий «гражданин» и «человек» следует и различение в правовом статусе индивида.
Человек реализует свои права и свободы в гражданском обществе и тем самым он обладает неким автономным полем деятельности, Эта сфера прав характеризуется как личные или гражданские, в неё входят:
· право на жизнь и достоинство личности
· право на свободу и личную неприкосновенность
· право на неприкосновенность частной жизни и жилища
· право на свободу передвижения и выбор места жительства
· право на свободу совести
· право на свободу выбора национальности и языка общения.
Все вместе они должны обеспечить свободу (личную) и автономию индивида как члена гражданского общества, его юридическую защищенность от какого-либо незаконного вмешательства государства. Государство не только признаёт свободу личности в той сфере отношений, что отдана на усмотрение индивида (человека), но и защищает это пространство от вмешательства иных сил — партий, церковно-административных органов, общественных организаций, отдельных лиц и т.д., могущих посягать на частные интересы, на саму возможность индивидуального самоопределения и самореализации личности.
Права и свободы гражданина реализуются во взаимодействии гражданина и государства, и в этом взаимодействии гражданин рассчитывает не только на защиту, но и на активное содействие государства в осуществлении принадлежащих ему прав и свобод. Статус гражданина вытекает из его особой правовой связи с государством — института гражданства[22]. В связи с этим выделяется сфера политических прав и свобод гражданина, к которой относятся:
· право участвовать в управлении делами государства
· право на объединение в те или иные общественные организации
· право избирать и быть избранным
· свобода убеждений
· свобода слова
· свобода печати
· свобода собраний и манифестаций.
Все статьи главы 2 Конституции РФ последовательно проводят разграничение прав и свобод по указанному принципу. Там, где речь идет о «человеке», используются формулировка — «каждый имеет право», «каждый может», «каждому гарантируется» — то есть, признание прав и свобод касается любого человека, законно находящегося на территории РФ. И это независимо от того, является ли он российским гражданином, иностранцем или лицом без гражданства. Там, где в Конституции речь идет о «гражданине», сформулированы права и свободы, принадлежащие только гражданам РФ (статьи 31-33, 36), и перечислены обязанности, которые несут только граждане России (статьи 59-62).
Следует обратить внимание и на соотношении понятий «права» и «свободы». По своей юридической природе и системе гарантий они, в сущности, идентичны. Но все же термин «свобода» подчеркивает более широкие возможности индивидуального выбора, не указывая конкретного результата – «каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания», «свобода мысли слова» (ст. 28, 29), «каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (ст. 37). Термин «право» — определяет более конкретные действия, например, право избирать и быть избранным.
Но всё же присутствует в тексте Конституции некоторая непрояснённость в соотношении объёма прав и свобод в сфере свободы совести и вероисповедания применительно к «гражданину» и «человеку» (иностранный гражданин, лицо без гражданства). Представляется, что полного равенства здесь не может быть (и в реальной практике его нигде нет). Ограничения для иностранных граждан и лиц без гражданства и оправданны, и объективно необходимы. Но касаться они должны не личной (частной) жизни человека, а условий его участия в публичной деятельности в составе религиозных объединений, как одной из составляющих гражданского общества. В частности: условий, порядка образования и деятельности религиозных объединений, их территориального рассредоточения и вовлечённости в такие направления государственной политики как образование, культура, армия, социальная деятельность, здравоохранение и другие.
Необходимо отметить, что Конституция (статья 2) предельно точно выстраивает иерархию ценностей, во главе которой полагается — человек (подч. авт.), права и свободы которого являются высшей ценностью». На государство же возлагается обязанность (подч. авт.) признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека (и гражданина). И, как бы расширяя трактовку этого положения, в статье 18 Конституции записано, что смысл деятельности органов власти и местного самоуправления состоит именно в обеспечении прав и свобод человека (и гражданина).
Конституция не знает «иностранных религиозных организаций» (представительства, миссии, центры и тому подобные). По логике статей, касающихся принципов свободы совести, они рассматриваются законодателем в качестве объединений физических лиц, тогда как на наш взгляд их следует рассматривать в качестве официальных представительств церквей (конфессий, деноминаций, центров), имеющих организационные и управленческие центры за пределами Российской Федерации. Соответственно, их деятельность должна определяться на особом правовом межгосударственном уровне, в том числе и посредством возможного заключения договоров между Российской Федерации и зарубежной религиозной организацией (будь у неё статус «мировой» или «национальной»).
К сожалению, на этот уровень общения с мировыми или национальными церквами российское государство не поднялось, и тем самым были заложены, по крайней мере, три дискуссионные и конфликтные проблемы:
· взаимоотношение государства с так называемыми иностранными религиозными организациями
· скрытая дискриминация церквей и деноминаций, «пришедших» в разные исторические времена в Россию из-за рубежа
· сохранение условий к разделению российских граждан по признаку их отношения к церквам, что чревато напряжённостью во взаимоотношениях между религиозными объединениями и их членами.
Можно также считать неудачным добавление в тексте статьи 28 Конституции к термину «свобода совести» сочетания «свобода вероисповедания», поскольку его сущностное содержание поглощается термином «свобода совести». Сочетание этих двух терминов в одной статье и в перечислении, ничего, кроме путаницы, не даёт. Такое «дополнение» можно рассматривать как проявление «простого негативизма» к советским нормативным правовым актам.
Принятие Конституции Российской Федерации, хотя и не перечёркивало сущностного содержания закона «О свободе вероисповеданий» (1990), но отдельные новации в тексте всё же входили в противоречие с законом, как и с употребляемыми в Гражданском кодексе Российской Федерации (ГК РФ) отдельными терминами. Например, часть 2 статьи 29 Конституции Российской Федерации запрещает «пропаганду религиозного превосходства», тогда как этого термина в законе «О свободе вероисповеданий» (1990) нет. Законодательная интерпретация данного положения необходима, поскольку все религии исходят из своей исключительности и стремятся проповедовать и доказывать это не только в собственно верующей среде, но и за пределами своей паствы. То есть встаёт задача, с одной стороны, сохранить право «пропаганды» для всех религий, а с другой – защитить и религии, и граждан от ситуаций, в которых их принуждают слушать подобного рода проповеди.
Принятие Конституции Российской Федерации (1993) и закона «О свободе вероисповеданий» (1990) означало, что в России сформирован в своих базисных основах федеральный уровень законодательства о свободе совести. Эти документы стали определяющими в реализации вероисповедной политики в последующий период.
Примечания
* Названия конфессий даны в соответствии с их наименованием в документах Совета по делам религий при СМ СССР.
[1] Машинописная копия. Личный архив автора.
[2]Сведения о характере деятельности конфессиональных новообразований можно почерпнуть из словаря-справочника «Новые религиозные культы, движения и организации в России». — М.: РАГС, 1998. — С. 346
[3] Михайлов Г.А. О религиозной ситуации в Российской Федерации / Религия, церковь в России и за рубежом. Информационный бюллетень. — М.: РАГС, 1994. № 1. С. 10-17.
[4] Лишь некоторые субъекты Российской Федерации (Татария, Башкирия) благоразумно оставили в системе органов исполнительной власти подразделения, которые осуществляли «религиозную политику» в рамках региона.
[5] Экспертно-консультационный совет при Комитете по вопросам свободы совести, вероисповеданиям, милосердию и благотворительности — образован из представителей религиозных объединений, общественных организаций, государственных органов, религиоведов, юристов и других специалистов в области свободы совести и вероисповеданий. Состав Совета утверждался Президиумом Верховного совета РСФСР по представлению Комитета Верховного совета РСФСР по свободе совести, вероисповеданиям, милосердию и благотворительности. Основные функции были указаны в Законе РСФСР «О свободе вероисповеданий».
[6] Координационная комиссия при Правительстве РФ по вопросам вероисповеданий — являлась координационным органом, образованным для рассмотрения вопросов, возникающих в сфере взаимоотношений государства и религиозных объединений. Деятельность Комиссии была направлена на обеспечение согласованных действий заинтересованных органов исполнительной власти и организаций по реализации положений законодательства Российской Федерации, касающихся свободы совести, свободы вероисповедания, гарантий прав человека и гражданина независимо от отношения к религии, а также светского характера государства, и на оказание содействия межрелигиозному диалогу в интересах консолидации российского общества.
[7] Государственный советник Президента Российской Федерации по политическим вопросам — лицо, уполномоченное Президентом оказывать ему постоянную помощь в формировании и реализации стратегии общенационального развития и государственной политики, в том числе и в сфере государственно-церковных отношений.
[8] События в Чеченской Республике с начала
[9] См., например, данные социологического опроса, проведенного ИСПИ РАН в
[10] О религиозной ситуации в России в 1990-1993 гг. см.: Государственно-церковные отношения в России. Сб. ст. Под редакцией Н.А. Трофимчука. — М., 1993. 134с.
[11] Цит. по: Государственно-церковные отношения в России (опыт прошлого и современное состояние). — М.: РАГС, 1996. С. 75.
[12] См.: Новые религиозные культы, движения и организации в России. Словарь-справочник. — М.: РАГС, 1998. С. 46-47.
[13] Цит. по: Государственно-церковные отношения в России (опыт прошлого и современное состояние). — М.: РАГС. 1996. С. 75.
[14] Записка отдела по взаимодействию с федеральными органами представительной власти и общественными организациями аппарата правительства Российской Федерации. Машинописная копия. Личный архив автора.
* Машинописная копия. Личный архив автора.
* Машинописная копия. Личный архив автора.
[15] См.: Российская газета.
[16] Понимание принципа свободы совести было выражено в ст. 52 Конституции СССР (1977) следующим образом: «Гражданам СССР гарантируется свобода совести, то есть право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, отправлять религиозные культы или вести атеистическую пропаганду. Возбуждение вражды и ненависти в связи с религиозными верованиями запрещается. Церковь в СССР отделена от государства и школа от церкви».
[17] Правда, 1990. 16 октября.
[18] Проект Конституции Российской Федерации. (Сборник материалов). — М., 1992. — С. 30,39.
[19] См.: Конституция Российской Федерации (Проект). Альтернативный вариант. — М., 1992.
[20] Конституция Российской Федерации. — М., 1997. — С. 12 .
[21] Цит. по: Религия и закон. Сост. А.O. Протопопов. — М., 1996. — С. 9.
[22] См. Конституция РФ. Комментарий. — М.: Юридическая литература, — 1994.
