Российская Федерация: от нового закона «О свободе вероисповеданий» к новой Конституции 1990 — 1993 гг.

И.М. Советов


(г. Москва)


 


 


Российская Федерация: от нового закона «О свободе вероисповеданий» к новой Конституции 1990 —  1993 гг.


 


 


Принятые в 1990 г. союзный закон «О свободе совести и религиозных организациях» и республиканский (РСФСР) закон «О свободе вероисповеданий» существенным образом меняли условия функционирования религиозных объединений, конфессиональное пространство и характер государственно-церковных отношений в целом в СССР и в союзных республиках.


Почти повсеместная либерализация регистрационной политики в союзных республиках способствовала росту числа регистрируемых и вновь образуемых религиозных объединений:


 


Таблица № 1


 


Сравнительная таблица


количества религиозных объединений в СССР


(на 1-е января текущего года)


 
































































































































































 


Годы


 


Религиозные объединения*


 


1986


 


1988


 


1991


прирост к 1986 г.


в абсолютных цифрах


 


в %


 


Русская православная церковь


6745


6740


10267


+ 3522


+ 52,1


Грузинская православная церковь


52


59


297


+ 245


+ 471, 1


Римско-католическая церковь


1071


1079


1465


+ 394


+ 36,8


Лютеранские церкви


589             


600


657


+ 68


+ 11,5


Армянская апостольская церковь


33


33


62


+ 29


+ 96,6


Реформатская церковь


86


86


97


+ 11


+ 12,8


Методистская церковь


15


15


18


+ 3


+ 15,0


Старообрядческие церкви


338


340


379


+ 41


+ 12.1


Мусульмане


394


402


1602


+ 1208


+ 306,6


Иудеи


91


91


114


+ 23


+ 25,3


Буддисты


2


2


16


+ 14


+ 700,0


Евангельские христиане-баптисты


2316


2325


2249


— 67


— 2,9


Христиане веры евангельской


248


281


704


+ 456


+ 183,8


Адвентисты седьмого дня


347


371


501


+ 154


+ 44.4


Молокане


45


44


49


+ 4


+ 8,8


Меннониты


54


55


49


— 5


— 9,3


Кришнаиты




21


+ 21



Украинская (автокефальная)


православная церковь


 



 



 


811


 


+ 811


 



Украинская


Греко-католическая церковь


 



 



 


1912


 


+ 1912


 



Другие религиозные направления


1


1


14


+ 1 3


+ 1300,0


Всего:


12427


12524


21284


8857


+ 71,2


 


Общее количество религиозных объединений возросло на 8857 единиц, что составило прирост к уровню 1986 г. — 71,2%. Почти ¾ общего прироста пришлось на три организации – Русскую православную церковь, Украинскую Греко-католическую церковь и мусульманские объединения. Не отмечалось прироста лишь у евангельских христиан-баптистов (- 2,9%) и меннонитов (- 9,3%). Появились три новые признаваемые государством конфессии – кришнаиты, Украинская (автокефальная) православная церковь и Украинская Греко-католическая церковь). Если же, отвлекаясь от абсолютных цифр, посмотреть динамику  роста, то безусловными лидерами являлись  — Грузинская православная церковь, буддистские и мусульманские объединения и христиане веры евангельской.


Приведенные в таблице статистические показатели можно считать последними наиболее полно отражающими религиозную ситуацию в СССР. Далее, по мере «суверенизации» союзных республик, собирать такие сведения уже не представлялось возможным.                                                           


По доступным документальным материалам и по воспоминаниям сотрудников центрального аппарата Совета по делам религий при СМ СССР следует, что во всех республиках активизировалась работа над проектами республиканских законов о свободе совести. За основу брался текст союзного закона, но вместе с тем каждая из республик включала положения, идущие нередко вразрез с союзным законом, и они касались таких вопросов, как: порядок регистрации религиозных объединений, возможность создания религиозных партий, порядок возвращения так называемой церковной собственности. В течение 1990-1991 гг. новые законодательные акты были приняты в Таджикистане, Туркменистане, Узбекистане и на Украине. В стадии завершения были аналогичные акты в других республиках.


В ходе принятия республиканских законов одним из горячо обсуждавшихся вопросов стала судьба государственных органов «по делам религий».


На союзном уровне наличие такого органа осознавалось как необходимость. В апреле 1991 г. Кабинет министров СССР (КМ СССР) утверждает Положение о Совете по делам религий при КМ СССР. В соответствии с ним Совет:


  осуществляет контакты и координационные связи с государственными органами республик по делам религий и аналогичными учреждениями за границей


   оказывает по просьбе религиозных организаций содействие в достижении договоренностей с государственными органами и необходимую помощь по вопросам, требующим решения государственных органов


— принимает в соответствующих случаях участие  в рассмотрении государственными, в том числе правоохранительными, органами вопросов, связанных с обеспечением соблюдения прав граждан и религиозных организаций при осуществлении свободы совести


— участвует по поручению Правительства СССР в разработке проекта нормативных документов, касающихся свободы совести и деятельности религиозных организаций, и вносит их для рассмотрения в Кабинет Министров СССР


   подготавливает официальные экспертные заключения по представленным в Совет по делам религий проектам соответствующих законодательных актов Союза ССР, республик, актов Президента ССР, постановлений и распоряжений Кабинета Министров СССР, ведомственных нормативных актов


   дает в необходимых случаях в пределах своей компетенции официальные экспертные заключения по запросам органов государственного управления и суда


   запрашивает и получает от государственных органов республик по делам религий, министерств, ведомств и организаций, а также местных советских органов сведения и материалы пол вопросам исполнения законодательства о свободе совести и деятельности религиозных организаций


   создает банк данных о религиозных организациях в СССР, об исполнении законодательства о свободе совести и религиозных организациях, а также о зарубежном законодательстве и международно-правовых актах по вопросам свободы совести


   ведет и публикует Реестр религиозных организаций СССР


   проводит по своей инициативе и по  инициативе государственных органов республик по делам религий общесоюзные и межреспубликанские совещания и другие мероприятия, относящиеся к компетенции государственных органов по  делам религий


  издает информационные материалы по вопросам, связанным с реализацией права граждан на свободе совести и государственно-церковными отношениями, имеет свой орган печати


— представляет Кабинет Министров СССР по его поручению во взаимоотношениях с религиозными организациями, а также в связях с учреждениями за границей, аналогичными государственному органу СССР по делам религий[1].


Вослед активно обсуждавшимся тогда идеям участия общественных организаций в непосредственной деятельности органов государственного управления, в Положение о Совете вносились изменения. К примеру, уже в конце мая 1991 г. в структуре Совета учреждены были  специализированные коллегиальные органы (коллегии) — «органы государственно-общественных формирований для совместного с республиками рассмотрения организационных вопросов и обеспечения функций, отнесенных Правительством СССР к совместной компетенции Союза ССР и республик, в соответствии с Законом СССР «О свободе совести и религиозных организаций».


Проблема сохранения органов «по делам религий» и уполномоченных союзного Совета в республиках оказалась сложнее. Необходимость их существования однозначно поддерживалась в Украине, Таджикистане и Киргизии. В РСФСР, Литве, Латвии, Молдавии, Эстонии, Казахстане и Узбекистане эта идея  не встречала поддержки и, более того, республиканские власти намерены были передать функции разрешения «религиозных проблем» в ведение иных структур. Кое-где временно сохранялись должности уполномоченных союзного Совета (Азербайджан, Белоруссия, Туркмения).


После решений внеочередного V съезда народных депутатов СССР (1991, июль) о реорганизации высших союзных и республиканских органов власти, вопросы религиозной политики уходили из ведения союзного умирающего органа и перетекали в ведение республик.


Союзный Совет пытался бороться и за своё собственное, и за существование республиканских органов «по делам религий». В частности, осенью 1991 г. в записке Совета в аппарат Президента СССР выдвигается предложение о его преобразовании в Комитет по свободе совести при Президенте СССР. Аргументировалась такая необходимость указанием на многоконфессиональный и многонациональный характер страны, в которой представлены все мировые и множество национальных религий; постоянным ростом числа объединений и их разнообразием – более 60 направлений; возрастанием роли религиозных организаций в общественной жизни. Одновременно подчёркивалось, что имеются факты, свидетельствующие о наличии межконфессиональных трений и противоречий, и о нарушении прав и свобод граждан (верующих и неверующих). Указывалось, что постоянно возрастает потребность взаимодействия религиозных организаций с органами власти (на всех уровнях) для решения многих хозяйственных, организационных и других вопросов жизнедеятельности религиозных организаций, их развивающихся контактов с единоверцами за рубежом.


Всё вместе взятое, по мысли союзного Совета, и позволяло в качестве неотложной задачи ставить вопрос о создании специализированного органа, «который по поручению Президента СССР, с участием республик разрабатывал и осуществлял меры по защите и соблюдению гарантированной свободы совести и религий, имел контакты и связи с республиканскими государственными органами по делам религий, с аналогичными учреждениями за границей и со всесоюзными и межреспубликанскими религиозными объединениями, с гуманитарными и правоохранительными органами и организациями». Одновременно на Комитет возлагались экспертно-консультативные функции по подготовке  «религиоведческо-правовых экспертиз, аналитических, информационных и других материалов об исполнении законодательства о свободе совести и состоянии государственно-церковных отношений в стране для решения вопросов внутренней и внешней политики, затрагивающих интересы республик».


Но в условиях ускоряющегося процесса распада страны подобного рода намерения оказались несбыточными. Сразу после свершившегося де-юре распада СССР, Совет по делам религий при Кабинете министров СССР был ликвидирован, а во всех вновь образовавшихся государствах ликвидированы «органы по делам религий», доставшиеся им от советской эпохи.


Основное содержание второго этапа становления государственной вероисповедной политики связано с реализацией норм Закона «О свободе вероисповеданий», принятого Верховным Советом  РСФСР 25 октября 1990 г., применительно к деятельности религиозных объединений, а также федеральных и региональных органов власти.


Принятый закон предполагал перерегистрацию всех ранее зарегистрированных религиозных объединений, но в течение 1990-1991 гг. данные о религиозной статистике были неполные, а подчас и противоречивые. На 1-е января 1991 г. в РСФСР общее число религиозных объединений, без подразделения по видам, составило —  5502, к 1994 г. общее число объединений возросло в два раза и составило 11088 единиц. В течение 1991 г. были зарегистрированы 4843 устава религиозных объединений. Таким образом, более или менее приближённые к реальной ситуации сведения, особенно в разрезе видов объединений, появились только в январе 1992 г. и именно эти  данные мы берем в качестве отправной точки для сопоставления изменений в конфессиональном пространстве России за 1991-1993 годы. О динамике в религиозном сообществе России свидетельствует таблица:


 


Таблица №  2


 


Сведения


о количестве религиозных объединений


 в Российской Федерации


(на 1-е января текущего года)


 



























































































 


 


 


 


1991


1992


1993


1994


 


 


 


всего


 


 


 


всего


 


доля


в %


к


общей сети


 


 


 


всего


 


 


 


всего


 


доля


в %


к


общей сети


 


прирост


к 1992 г.


 


в


абсолютных цифрах


 


в %


 


Религиозные


объединения:


 


5502


 


4846


 


100


 


8612


 


11088


 


100


 


+ 6242


 


+ 128,8


в том числе:


религиозные центры


и управления


 


 


*


 


 


117


 


 


2,41


 


 


141


 


 


167


 


 


1,5


 


 


+ 50


 


 


+ 42,7


религиозные общества


 


5502


 


4625


 


95,43


 


8064


 


10312


 


93


 


+ 5687


 


+ 122,9


монастыри


и подворья


 


*


 


29


 


0,59


 


84


 


144


 


1,3


 


+ 115


 


+ 396,6


духовные


учебные заведения


 


*


 


9


 


0,2


 


85


 


125


 


1,1


 


+ 116


 


+ 1288,9


братства


и сестричества


 


*


 


29


 


0,6


 


56


 


95


 


0,8


 


+ 66


 


+ 227,6


миссии


*


37


0,7


182


250


2,2


+ 213


+ 575,7


 


Статистические данные однозначно фиксируют слом прежней религиозной ситуации и рождение, посредством взрыва, новой религиозной действительности. Налицо кардинальное продвижение вперёд: тысячи культовых зданий переданы верующим, открыты десятки и сотни монастырей, духовных учебных заведений, религиозных цент­ров, братств и миссий. Практически все обоснованные заявления верующих о регистрации обществ разрешались положительно.


Среднеарифметический прирост зарегистрированных религиозных объединений составил за это время 128,8 %.  Из  учитываемых 6 видов объединений превысили его — 4. Причём, количество монастырей и подворий увеличилось в 5 раз, духовных учебных заведений — в 14, братств и сестричеств — в 3,3, миссий — почти в 7 раз. В пересчете на проценты, это просто умопомрачительные цифры в диапазоне от 227,6 до 1288,9 %.


Понятно, что «конфессиональный взрыв» будет ещё более впечатляющим, если иметь в виду, что на начало 1991 г. эти виды религиозных объединений официально не регистрировались, и просто де-факто существовало мизерное их количество, измерявшееся в единицах. Что же касается  религиозных центров, то здесь статистический рост только на первый взгляд выглядит не столь убедительным. Ведь, во-первых, и они не имели официальной регистрации до 1991 г., то есть рост начинался с нуля. Во-вторых, становление религиозных центров всегда занимает длительный период, и всё же их число в сравнении с 1992 г. возросло на 42,7%.


Собираемые Минюстом России данные о религиозной статистике в разрезе конфессий, также свидетельствовали о том, что буквально на глазах, в предельно короткий срок, формируется новое конфессиональное пространство России:


 


Таблица № 3


 


Сведения


о количестве религиозных объединений


 в Российской Федерации


(на l-е января текущего года)


 



























































































































































































































































































































































































































































































































































































 


 


Количество


 религиозных объединений


                                годы:


 


Наименование конфессий


 


1991


 


1992


 


1993


 


всего


 


1994


прирост в


абсолютных


цифрах и


в % к 1992г.


всего


доля


в %


всего


доля


в %


всего


доля


в %


                                


                                         всего:  


 


5502


 


100


 


4846


 


100


 


8612


 


11088


 


100


 


+ 6242 (128,8)


                               в том числе:


 


 


 


 


 


 


 


 


ХРИСТИАНСТВО


 


 


 


 


 


 


 


 


 


1. РУССКОЕ  ПРАВОСЛАВИЕ


 


 


 


 


 


 


 


 


 


Истинно-православная церковь


 



 



 


6


 


0,1


 


11


 


18


 


0,2


 


+ 12 (200,0)


Российская православная


свободная церковь


 



 



 


32


 


0,7


 


57


 


69


 


0,6


 


+ 37 (115,6)


Русская


православная церковь


 


3451


 


62,7


 


2880


 


59,4


 


4566


 


5559


 


50,1


 


+ 2679 (93,0)


Старообрядческие церкви


140


2,5


51


1,1


108


120


1,1


+ 69 (135,3)


Украинская православная церковь (Киевский патриархат)


 


 



 


 



 


 



 


 



 


 



 


 


1


 


 


0,01


 


 


+ 1


Церковь Божией Матери «Державная»


 



 



 



 



 


3


 


3


 


0,03


 


+ 3


 


2. КАТОЛИЦИЗМ


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


Римско-католическая церковь


 


23


 


0,4


 


37


 


0,8


 


73


 


138


 


1,3


 


+ 101 (272,9)


 


3. ПРОТЕСТАНТИЗМ


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


Адвентисты седьмого дня


120


2,2


72


1,5


114


156


1,4


+ 84 (116,7)


Англиканская церковь




1


0,02


1


1


0,01



Армия Спасения






1


2


0,01


+ 2


Духоборцы






2


2


0,01


+ 2


Духовное единство (толстовцы)


 



 



 


1


 


0,02


 


1


 


1


 


0,01


 



Духовные христиане-молокане


 



 



 



 



 


3


 


12


 


0,1


 


+ 12


Духовные христиане-трезвенники


 


17


 



 



 



 


2


 


4


 


0,04


 


+ 4


Евангелические церкви




1


0,02


11




— 1


Евангельские христиане




26


0,5


37


109


1,0


+ 83 (319,2)


Евангельские христиане-баптисты


 


602


 


10,9


 


264


 


5,4


 


433


 


550


 


5,0


 


+ 286 (108,3)


Евангельские христиане


в духе апостолов


 



 



 


4


 


0,08


 


12


 


17


 


0,16


 


+ 13 (325 )


Евангельские христиане трезвенники


 



 



 



 



 


1


 


1


 


0,01


 


+ 1


Лютеране


88


1,6


40


0,8


75


92


0,8


+ 52 (130)


Меннониты


38






1


0,01


+ 1


Методистская церковь


2


0,03


2


0,04


14


29


0,3


+ 27 (135,0)


Мормоны


1


0,01


1


0,02


1


4


0,04


+3 (300,0)


Новоапостольская церковь




6


0,1


24


37


0,3


+ 31 (516,7)


Пресвитерианская церковь




7


0,1


30


74


0,7


+ 67 (957,1)


Реформатская церковь


1


0,01




3


3


0,03


+ 3


Свидетели Иеговы




1


0,02


44


72


0,7


+ 71 (7100,0)


Совет церквей ЕХБ




6


0,1


11


16


0,1


+ 10 (166,7)


Харизматические церкви




13


0,3


52


80


0,7


+ 67(515,4)


Христиане веры


евангельской-пятидесятники


 


72


 


1,3


 


30


 


0,6


 


114


 


192


 


1,7


 


+ 162 (540,0)


 


4. ИНЫЕ ХРИСТИАНСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ


 


 


 


 


 


 


 


 


 


Армянская


апостольская церковь


 


10


 


0,2


 


13


 


0,3


 


22


 


25


 


0,2


 


+ 12 (92,3)


Грузинская православная церковь


 


1


 


0,01


 



 



 



 



 



 



Неденоминированные


христианские церкви




37


0,8


86


132


1,2


+ 95 (256,8)


 


 


 


 


 


 


 


 


 


Буддизм


16


0,3


24


0,5


52


79


0,7


+ 55 (229,2)


Ислам


870


15,8


1216


25,0


2537


2037


18,4


+ 821 (67,5)


Иудаизм


31


0,6


26


0,5


40


61


0,6


+ 35 (134,6)


 


 


 


 


 


 


 


 


 


Живая этика (рериховцы)







1


0,01


+ 1


Зороастризм







1


0,01


+ 1


Индуизм







1


0,01


+ 1


Сайентистская церковь


(Христианская наука)


 



 



 



 



 



 


1


 


0,01


 


+ 1


Тантристы







2


0,01


+ 2


Церковь объединения (Муна)






1


1


0,01


+ 1


Язычники




2


0,04


2


2


0,01



Кришнаиты


9


0,2


23


0,5


58


87


0,8


+  64 (278,2)


Вера бахаи


1


0,01


5


0,1


8


13


0,1


+ 8 (160)


Иные верования




2


0,04


3


4


0,04


+ 2 (100,0)


 


На основании приведенных данных мы можем делать вывод о том, что словно второе дыхание обретают так называемые старые церкви и религии, «оживают» протестантские организации, десятилетиями преследуемые вначале в имперской, а затем и в советской России, и появляются так называемые новые религии, либо вовсе неизвестные России, либо ранее имевшие чрезвычайно ограниченный круг последователей.


В два и более раза увеличили число своих объединений половина из учтённых в сведениях Минюста России конфессий. По сравнению с 1992 г. появились ещё 13 ранее неучитываемых конфессий.


Прирост общих показателей религиозной статистики, в том числе за счёт бурного роста протестантских и так называемых новых религиозных объединений, а также за счёт появления ранее неучтённых конфессий, оказали влияние на соотношение  «новых» и «старых» религий в конфессиональном пространстве России. В первую очередь отмечается уменьшение доли объединений Русской православной церкви – с 59,43%  до  50,13%;  мусульманских объединений – с 25,09% до 18, 37%; ехб – с 5,44% до 4,96%.


И всё же в этом «конфессиональном взрыве» наиболее неожиданно-заметным стал никем не прогнозируемый в ходе выра­ботки Закона рост числа конфессиональных новообразований, не имевших аналогов в дореволюционной и советской России, массовый въезд в Российскую Федерацию миссионеров и проповедников самых различных религиозных ориентаций. Быстро увеличивалось количество миссий, действовавших почти во всех субъ­ектах Федерации. Если в начале 1992 г. их было учтено 37, то к 1994 г. — 250 (рост более чем в 6 раз!). К тому же немалая часть и первых, и вторых дей­ствовала без регистрации в органах юстиции, пользуясь защитой статьи 44 Конституции Российской Федерации. В ряде субъектов (Хабаровский и Приморский края, Сахалинская и Амурская области и в других) количество упомянутых организаций достигало 50-60% от числа всех зарегистриро­ванных религиозных объединений в регионе[2].


Нетрадиционные для России («новые», «иностранные») проте­стантские направления, используя в основном «вахтовый» и «десантный» методы освоения российского конфессионального про­странства, в исследуемый период распространились по всей Российской Федерации (хотя и с разной плотностью) и быстрыми темпами укоренялись, привлекая автохтонное население в субъектах Российской Федерации. Но вместе с тем, они жёстко не связывают себя с какой-либо единственной национальностью, обращаются не к «массе», а к конкретному «человеку» и потому преодолевают все межнациональные барье­ры и «выживают» на любой территории, независимо от так называемой национальной или канонической её принадлежности. Со стороны некоторых общественных (национальных и религиозных) объединений и организаций в этом усматривалась некая конфликтогенность  нового для России явления —  обретения новых религий и церквей. Оно, по их мнению, и может привести к реальному  противостоянию на конкретной отдельной территории или да­же в России в целом российских религиозных объединений одной или всем вместе «нетрадиционным» религиям.


Подобного рода оценку этому явлению можно найти в выступлении отдельных государственных чиновников, ведавших на тот момент связями с религиозными объединениями. Так, Г.А. Михайлов, заведующий сектором аппарата Правительства Российской Федерации, подчёркивал в своих публичных выступлениях и в статьях, что для многих «новых» религиозных организаций и миссионерских структур характерно «применение особой психотехники, оказывающей разрушающее воздействие на личность», распространение «ненависти и вражды к тем, кто не разделяет их воззрений», что в ко­нечном итоге усиливает нестабильность, ведёт к конфронтации на «религиозной почве» как в ряде отдельных субъектов, так и в Российской Федерации в целом[3].


Факт появления в различные исторические эпохи так называемых новых религий на территории России не является чем-то из ряда вон выходящим. Как для России, так и для всех стран Европы, наполнение конфессионального пространства новыми религиями и церквами, их историческое «перемещение» по странам и континенту – обычное явление. Сам по себе этот процесс не несёт ничего деструктивного и не может нанести какой-либо ущерб национальной безопасности страны.


В полной мере это относится и к эпохе конца XX в. — начала XXI в., когда Россия испытала на себе воздействие «религиозно-мистической волны», охватившей западный мир ещё в 60-70-х гг. XX в. Объединениям, которые включены в это движение, свойственны: чрезвычайное многообразие вероучений, обрядности и организационного оформления; религиозное творчество и эклектичность; целеустремлённость и фанатический пыл лидеров и наиболее активных последователей; идейная конфронтационность по отношению к устоявшимся общественно-религиозным традициям, историческим национальным церквам; стремление к реформированию государственно-общественного устройства в целях предоставления человеку максимально полной религиозной свободы. Всё вместе взятое можно характеризовать как поиск современным человеком новых форм своего личного (в том числе и духовного) и общественного существования в чрезвычайно разнообразном, многообразном и бурно меняющемся мире. Если на Западе в конце 80-х гг. волна пошла на спад, то в СССР и разрушающейся социалистической системе она только начинала своё движение.


Безусловно, что каждое из государств  не может быть абсолютно нейтральным к такого рода массовым и кардинальным изменениям в обществе и должно готовить адекватный ответ, который в большей мере должен быть связан не с административно-силовыми мерами, а с конструктивно-реформационными действиями государства в социальной, культурной, образовательной, просветительской и иных подобных сферах.


Слабость России заключалась в том, что государство, во-первых, абсолютно неверно истолковало «нейтральность» применительно к проблемам мировоззренческого поля российского общества, как безучастность, отстранённость и бездеятельность в сфере практического регулирования деятельности религиозных объединений как субъектов гражданского общества; во-вторых, в пылу борьбы с «воинствующим атеизмом и секуляризмом» оно позволило разрушить научную базу светского религиоведения, которое только и может выступать в рамках светского государства научно-объективной базой для выработки принципиальных положений политики государства в сфере свободы совести. В результате государство потеряло стратегическую направленность своей политики в сфере свободы совести и ограничивалось общими заяв­лениями и заверениями должностных лиц о продолжении «демократизации» государственно-церковных отношений. Вместо си­стемного подхода к разрешению возникающих проблем в религиозной сфере имел место поток зачастую не связанных между собой указов, распоряжений, постановлений Президента, Правительства, федеральных министерств и ведомств по отдель­ным проблемам жизнедеятельности религиозных организаций. Продолжала господствовать точка зрения о «благотворности» са­моустранения государства от проблем, возникающих во взаимоотношениях рели­гиозных объединений между собой, между ними и властными струк­турами, и мнение, что всё «само собой устроится».


Неконструктивная и ошибочная идея ликвидации органов «по делам религий», заложенная в закон Российской Федерации «О свободе вероисповеданий» (1990),  привела к роспуску Совета по делам религий при СМ РСФСР,  и к устранению должностей его уполномоченных в субъектах России[4]. Тем самым российское государство утеряло практический инструмент  взаимодействия и контактов с религиозными объединениями, количество и разнообразие которых возрастало лавинообразно. При отсутствии федерального государственного органа, ведающего «церковным вопросом», тщетными были усилия планомерно вводить в жизнь заявленные в законе «О свободе вероисповеданий» (1990) положения, обеспечивать взаимодействие властных структур и религиозных организаций в центре и на местах. Эта задача попеременно возлагалась то на Экспертно-консультационный совет при Комитете ВС РСФСР[5], то на Координационную комиссию при Правительстве Российской Федерации по вопросам вероисповеданий[6], то на Государственного советника Рос­сийской Федерации по политическим вопросам[7], но восстановить управляемость данными общественными отношениями не удавалось.


Закономерный отказ от предшествующей советской модели церковной политики, с одной стороны, и отсутствие её нового виде­ния, соответствующего потребностям общества в условиях политиче­ских реформ, с другой – предопределили заимствование новой россий­ской государственностью принципов и практических шагов из дофевральского (1917) прошлого России и в первую очередь к возрождению особых отношений с Русской православной церкви. Это было воспринято другими религиозными организациями как рецидив «имперской политики», как вольное или невольное намерение восста­новить институт государственной церкви, как навязывание гражданам новой обязательной конфессиональной идеологии – православной.


Парад суверенитетов, прокатившийся по России в начале 90-х гг., кроме прочего, привёл к тому, что правящие элиты «неправославных регионов» достаточно откровенно продемонстриро­вали стремление опереться на традиционные для них религии и церкви, в частности, ислам. И если развал СССР в декабре 1991 г. наметил разъединение славянских народов (русские, украинцы, белорусы), тра­диционно исповедовавших православие, то последующие политические события, как показал референдум 25 апреля 1993 г. о доверии Президен­ту Российской Федерации Б.Н. Ельцину и его политике, надломили второй исторический «хребет» Российского государства — союз «православных» и «мусульманских» народов. В республиках Поволжья и Северного Кав­каза уровень поддержки Президента и его реформ оказался значитель­но ниже среднероссийского показателя. В немалой степени это объяс­нялось и однобокостью вероисповедной политики Федерального центра[8].


Верующие неправославных исповеданий болезненно восприняли нарушение принципа правового равенства религий. Боязнь возрожде­ния нелучших традиций царской России (деления религий и церквей на «первенствующую, терпимые и гонимые») присутствовала в пу­бличных высказываниях руководителей и представителей ряда церквей и деноминаций. На этой основе возрождались трения, казалось бы, на­всегда ушедшие в прошлое, и одновременно возникли новые, напри­мер, между православием, с одной стороны, и исламом, католицизмом, протестантизмом – с другой.


По данным исследования, проведенного Российским независимым институтом социальных и национальных проблем в марте-апреле 1993 г. в восьми регионах страны (Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, республики Бурятия, Дагестан, Татарстан, Воронежская и Омская области), к примеру, выявилось, что лишь 26,5% опрошенных представителей различных конфессий считали, что в Российской Федерации все религиозные организации действительно равны перед законом.


Об этом же свидетельствует и реакция верующих неправославного исповедания на объявление праздника Рождества Христова государственным. По данным того же исследования, негативно восприняли это решение 19% (от числа опрошенных) протестантов, 32% мусульман, 67% католиков. Естественно, что в ряде субъектов России аналогичный характер придан (или его намеревались придать) неправославным праздникам. Всё это негативно отразилось на отношениях между верующими различных конфессий в регионах страны и между центром и субъектами Федерации.


Нерелигиозная часть российского общества (по оценке социоло­гов она  составляла от 40 до 60% населения) тоже испытывает дискомфорт[9]. Религиозная свобода, зачастую трактуемая как право на никем и ничем не контролируемую деятельность, воспринята была ими как агрессия, насилие над совестью; возникло мнение, что российское общество искусственно клерикализуется. Симптомы этого явления от­чётливо прослеживались в армии, культуре, средствах массовой ин­формации (особенно на телевидении), образовании, органах государственного управления. Чувство ущемлённости в этих условиях нерелигиозной ка­тегории граждан обострялось и в связи с тем, что её возможности на публичное отстаивание и пропаганду своих мировоззренческих взгля­дов и убеждений практически были сведены к нулю.


Вновь приобрёл остроту вопрос о прозелитизме. Многоконфессиональная структура верующей части общества побуждала религиозные объединения к соперничеству, к конкурентной борьбе за паству. Причём каждое из них либо использует присущие им традиционные методы и возможности, либо опирается на финансовую, материальную и организационную поддержку зарубежных единоверцев. Зримо формировались остро конфликтные отношения между Русской православной церковью и так называемыми новыми религиями. Не располагая собственными возможностями противостоять им в борьбе за паству, Церковь стремилась опереться на государство, настойчиво ставя перед ним вопрос о введении ограничений на деятельность подобных религиозных объединений. Естественно, что это добавляло напряжённости в межконфессиональные отношения и отношения между различными мировоззренческими группами населения.


Таким образом, к политическому расслоению и противостоянию в обществе добавились рост национально-религиозной напряжённости и углубляющееся разделение людей по отношению к мировоззренче­ским (церковным или светским) ценностям. В какой-то мере повторя­лась ситуация в религиозном вопросе, характерная для периода первой русской революции (1905-1907), предфевральская и предоктябрь­ская ситуация 1917 г.


На начало 1993 г. деструктивные тенденции в государственно-­церковных отношениях и религиозной ситуации стали очевидными. Выделим среди них:


·        политизация религии и деятельности религиозных организаций


·        сакрализация политики, государства и его институтов


·        осложнение отношений ряда религиозных объединений с государством


·        нарушение норм действующей Конституции и законодательства о свободе совести со стороны органов власти


·        разрыв (или ослабление) дружественных связей между различными российскими конфессиями и межконфессиональные тре­ния


·        конфликтные ситуации в некоторых религиозных центрах и об­острение внутрицерковной борьбы


·        ущемление интересов и прав (в том числе имущественных)  рядовых верующих в пользу церковной бюро­кратии


·        неуправляемое перераспределение собственности религиозных (местных) обществ


·        падение авторитета отдельных российских религи­озных организаций на международной арене


·        дискриминация неве­рующих и атеистов


·        стихийное вторжение в российское конфессиональное пространство так называемых новых религиозных движений и культов


·        кризис традиционного (христианско-православного, мусульманского, буддийского) менталитета верующей части российских народов[10].


Приведём свидетельство В.С. Полосина, относящееся к январю 1993 г., и так характеризовавшего проявившиеся тенденции в развитии государственно-церковных отношениях: «Мне приходится впрямую заниматься вопросами государственно-церковных отношений, и хочу с сожалением отметить, что у нас нет целостной концепции этих отношений. Что мы видим? Заигрывания с религией различных политических деятелей, в том числе руководителей государства, с целью заполучения голосов верующих на выборах и референдумах. С другой стороны, многие верующие политизируются настолько, что уже диктуют государству свои теократические убеждения»[11].


Своё мнение о складывающейся религиозной ситуации в стране высказывали публично представители церковной и околоцерковной общественности:


·             К примеру, съезд мусульман европейской части СНГ, собравшийся в Уфе в ноябре 1992 г., принял специальное обращение в адрес руководства Министерства образования России и Русской православной церкви. В нем указывалось, что «во многих общеобразовательных школах Российской Федерации начинают преподавать православное богословие и другие предметы, связанные с христианской религией, в том числе  и детям других вероисповеданий, тогда как в большинстве регионов России проживают совместно народы, принадлежащие к разным конфессиям»[12].


·             В коммюнике международной конференции «Религиозная свобода как фактор мира и согласия» (Москва, май 1993 г.) указывалось на то, что «в повседневной практике ещё не обеспечена» реализация принципа свободы совести, что является «насущной необходимостью последовательное осуществление принципа разделения церкви и государства», что требует своего «совершенствования российское законодательство о свободе вероисповеданий[13].


С весны 1993 г. можно говорить, что и на федеральном государственном  уровне осознаётся опасность обо­значенных выше тенденций. Отдел по взаимодействию с федеральными органами представительной власти и общественными организациями аппарата правительства Российской Федерации предлагал возобновить практику ежегодного сбора информации по вопросам государственно-церковных отношений. В обосновании он писал: «Развитие религиозной ситуации в России вносит в жизнь страны и общества множество новых моментов и явлений, порождает проблемы, в решении которых органы исполнительной власти разных уровней имеют пока незначительный опыт. Зачастую принятие компетентных, всесторонне выверенных решений по тем или иным вопросам в сфере государственно-церковных отношений затруднено фактическим отсутствием необходимой информации, как в центре, так и на местах. Составить общую конфессиональную картину, проанализировать происходящие процессы, спрогнозировать вероятный ход их развития возможно только при наличии информации по основным аспектам взаимоотношений государства и конфессий, функционирования религиозных организаций в части их уставной деятельности»[14].


Тогда же, стремясь избежать неблагоприятного раз­вития ситуации, снять возникшую напряженность во взаимоотношениях государства и религиозных объединений и одновременно выйти на новый уровень конструктивного диалога с ними, Президент Российской Федерации Б.Н. Ельцин в апреле 1993 г. встретился с главами и представителями церквей и деноминаций. Он продемонстрировал заинтересованность государства в диалоге и парт­нёрстве со всем спектром религиозных объединений, исходя из консти­туционного принципа равенства религиозных объединений перед за­коном; заверил присутствовавших в непременной ликвидации допу­щенных ошибок со стороны органов власти; информировал о намере­нии создать в аппарате Правительства орган, ведающий проблемами реализации свободы совести в жизни российского общества.


Наряду с президентом Б.Н. Ельциным весной-летом 1993 г. свою лепту в развитие государственно-церковных отношений стремился внести и Верховный совет Российской Федерации. Летом 1993 г. ВС РФ высказался за корректировку закона «О свободе вероисповеданий» и внёс на рассмотрение Президента ряд поправок к нему. В частности, парламентариями предлагалось в законодательном порядке:


·        ограничить деятельность иностранных миссионеров, миссий и религиозных организаций


·        ужесточить контроль за деятельностью так называемых «нетрадиционных» религий


·        предоставить преимущества так называемым «традицион­ным» церквам и религиям


·        предоставить при­оритет российским гражданам при создании новых религиозных объединений.


14 июля 1993 г. Верховный совет приступил к  рассмотрению законопроекта о внесении изменений и дополнений в действовавший закон «О свободе вероисповеданий». Идея ограничения деятельности «иностранных религиозных организаций» нашла своё выражение в статье 14, гласившей: «Представители зарубежных религиозных организаций, отдель­ные религиозные деятели, не имеющие гражданства Российской Феде­рации, а также руководители и служители российских религиозных ор­ганизаций, назначаемые (утверждаемые) на должность зарубежными религиозными организациями, вправе осуществлять свою деятельность после государственной аккредитации. Правом на занятие религиозно-миссионерской, издательской и религиозно-пропагандистской деятель­ностью зарубежные религиозные организации, их представительства и представители, а также лица, не имеющие гражданства Российской Федерации, не пользуются».


Именно эта статья оказалась в центре дискуссий между исполнительной и законодательной властями, вызвала противоречивые отклики со стороны российских религиозных и общественных лидеров. Если представители Русской православной церкви и исламских центров её одобрили, то руководители протестантских объединений расценили её как антидемократическую. Эта точка зрения нашла поддержку и за рубежом. Политические, общественные и религиозные деятели более чем из 120 стран прислали в Москву свои протесты. Недовольство принятым Верховным советом за­коном выразили по дипломатическим каналам и лидеры некоторых зарубежных государств, призывая руководство России не подписывать антидемократический закон.


Президент Б.Н. Ельцин дважды отказывался подписать приня­тый Верховным советом РФ закон. В первый раз, в письме от 4 августа в Верховный совет РФ, он писал: «Разделяя озабоченность состоянием  духовности в российском обществе, а также признавая важнейшую роль в её возрождении российских религиозных конфессий, полностью поддерживаю основные идеи  представленного на подпись Закона Российской Федерации «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О свободе вероисповеданий». Вместе с тем, присутствие в тексте закона ряда положений, не соответствующих Конституции Российской Федерации и общепринятым международным правовым нормам, а также наличие внутренних противоречий требуют дополнительной серьезной проработки некоторых статей указанного Закона. Тем самым будет достигнуто более эффективное обеспечение равных прав различных религиозных конфессий, а также прав каждого человека на реализацию свободы совести»*.


 Президент признал неприемлемыми такие «новации» российского парламента:


·        ограничение  и существенное сужение прав лиц, не являющихся гражданами России, на свободу совести и вероисповедания, в частности – на участие в жизни российских религиозных объединений, на создание религиозных объединений и на публичную религиозную деятельность


·        предоставление правоспособности юридического лица только религиозным объединениям граждан Российской Федерации


·        запрет для зарубежных религиозных организаций (представительств и представителей) заниматься «религиозно-миссионерской, издательской и рекламно-пропагандистской деятельностью».


27 августа Верховный совет РФ повторно рассмотрел, включая и поправки Президента РФ, законопроект о внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О свободе вероисповеданий» и принял его. Реагируя на этот текст, 17 сентября Б.Н. Ельцин опять обратился со специальным письмом в Верховный Совет РФ. Он указывал, что ему на подпись представили «фактически новую редакцию Закона, принятую Верховным Советом Российской Федерации самостоятельно, существенно отличающуюся от первоначально принятой редакции закона. Несмотря на то, что в Верховном Совете Российской Федерации при повторном рассмотрении Закона Российской Федерации «О внесении изменений и дополнений в закон РСФСР «О свободе вероисповеданий» говорилось о том, что принимаются поправки Президента к названному Закону, практически учтены лишь две поправки Президента Российской Федерации редакционного характера, остальные поправки вносились по инициативе народных депутатов и у Президента России не было возможности высказать по ним официальное мнение»*.


Возвращая поступившую к нему новую редакцию закона, Б.Н. Ельцин в очередной раз предложил Верховному совету учесть его конкретные поправки к семи статьям закона и тем привести его в целом в соответствие со статьей 44 Конституции Российской Федерации.


Обе стороны не хотели отступать, что лишний раз свидетельствовало о серьезном кризисе во взаимоотношениях между законодательной и исполнительной властями. Вопрос об изменении законодательства о свободе вероисповеданий завис в воздухе. Насущная и осознанная всеми необходимость корректировки вероисповедной политики была перечеркнута борьбой за власть. Силовое же разрешение противоречий между Президентом и Верховным советом РФ в октябре-ноябре 1993 г. отодвинуло надежды на изменение церковной политики государства на неопределённое время. Следует отметить, что активным  посредником в разрешении конфликта между законодательной и исполнительной властью пыталась стать Русская православная церковь и лично патриарх Московский и всея Руси Алексий II (Ридигер). В московском Даниловом монастыре шли переговоры между конфликтующими сторонами, но положительный результат достигнут не был.  Это лишний раз подтвердило непреложный вывод, что подобного рода народные трагедии не могут решаться с помощью или через привлечение религиозных лидеров и религиозных организаций, поскольку разлом в обществе проходит по сферам, неподвластным им.


В течение 1990-1993 гг. в России активно осуществлялась конституционная реформа, начало которой было положено  Декларацией о государственном суверенитете РСФСР, принятой I съездом народных депутатов РСФСР. Должное внимание было уделено и проблемам свободы совести.


Уже в первом подготовленном Конституционной комиссией проекте Основного закона, опубликованном на страницах «Российской газеты»[15], принципы свободы совести, порядок её осуществления гражданами и религиозными объединениями были прописаны в ряде статей в разделах «Основы конституционного строя Российской Федерации», «Права, свободы и обязанности человека и гражданина», «Гражданское общество» и «Федеративное  устройство»[16]:


Таблица № 4


 


Из проекта


Конституции Российской Федерации


(ноябрь 1990 г.)


 





































Статьи


текст


 


1.4 (3)


 


Партии, иные объединения и движения создаются и действуют в рамках Конституции. Запрещаются партии и иные объединения, которые пропагандируют расовую, национальную, социальную, классовую, религиозную вражду и ненависть, призывают к насилию и ниспровержению демократического конституционного строя


 


 


2.1.3 (1)


 


 


 Гражданам Российской Федерации на её террито­рии гарантируется равенство прав и свобод независимо от расы, на­циональности, языка, социального, имущественного и должностного положения, социального происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, партийной принадлежности, а также понесённо­го ранее уголовного наказания


 


2.3.8


 


 


   Свобода совести, вероисповедания и религиозной деятельности является неотъемлемым правом человека


 


2.6.4


 


 


Никто не обязан свидетельствовать против самого себя/, супруга (супруги) и близких родственников. Духовные руководители религиозных общин не обязаны свидетельствовать против единоверцев, оказывающих им доверие


 


 


3.3.3 (1)


 


 


Учреждения и лица, осуществляющие воспитание, обязаны способствовать утверждению терпимости, взаимопонимания и сотрудничества между разными этническими, социальными и религиозными группами общества, между всеми  народами мира


 


3.3.4


 


 


Государственная система воспитания и образования носит светский характер


 


3.5.1


 


   Религия и религиозные объединения отделены от государства


 


3.5.2


 


 


   Верующие различных исповеданий и их объедине­ния равны перед законом. Закон определяет порядок их отношений с государством. Государство не может отдавать предпочтения какой-­либо религии или атеизму


 


 


3.5.3


 


 


   Религиозные объединения, зарегистрированные в установленном законом порядке, могут иметь права юридического ли­ца. Они самостоятельно управляют своими внутренними делами, пользуются принадлежащими им сооружениями, другим имуществом и фондами


 


 


4.2.3


 


 


К совместному ведению Российской Федерации и республик относятся:


1) обеспечение прав человека и гражданина, обеспечение законности и правопорядка, борьба с преступностью


 


 


Следует отметить, что из содержания и логики данного конститу­ционного проекта следовало, что религиозные объединения рассмат­риваются как один из видов общественных объединений, деятельность которых разрешалась на территории России.


Этот подход соответствовал тогдашним представлениям и на союзном уровне. В частности, в принятом Верховным советом СССР 9 октября 1990 г. законе СССР­ «Об общественных объединениях», в статье 1, давалось следующее определение: «Общественным объединением является добровольное формирование, возникшее в результате свободного волеизъявления граждан, объединившихся на основе общности интересов»[17]. Из этого следует, что  религиозные объединения: их цели, принципы создания и деятель­ности целиком подпадают под данное законом определение общественных объединений.  Однако законодатель, очевидно, имея  виду, что религиозные объединения обладают существенными отличиями от других общественных объединений и достойны самостоятельного правового регулирования, установил, что действие нового закона не распространяется на религиозные объединения. Это, по существу, противопоставило религиозные объединения всем остальным видам общественных объединений граждан, создавая почву для возможных в будущем конфликтов, подогревая иллюзию об их «первенстве» и некоей «особенности» в общественной жиз­ни. Представляется, что путем объединения всех видов общественных объединений в один закон можно было бы включить религиозные объединения в еди­ное правовое поле формирующегося гражданского общества, лишь указав на при­сущие им особенности, например: отделение от государства, то есть запрет на прямое участие в политической жизни, деятельности органов власти и управления.


Отметим и явное противоречие между статьями законопроекта. Так, статья 2.1.3 (1) гарантирует равенство прав и свобод, в том числе независимо от отношения к религии, исключительно гражданам (выделено авт.) Российской Федерации.   И вместе с тем, одна из таких свобод – «свобода совести, вероисповедания и религиозной деятельности» — в статье 2.3.8 признается неотъемлемым правом «человека» (выделено авт.).


Но укажем и на положительные стороны законопроекта — четкая прописанность таких норм, как отделение религиозных объединений от государства, светскость государственного образования, равенство граждан независимо от их отношения к религии, равенство религиозных объединений перед законом.


В ноябре 1990 г. в основную статью (50) Конституции РСФСР были внесены некоторые изменения, в частности, вместо «свободы совести» теперь гарантировалась «свобода совести и вероисповеданий»,  и дано более расширительное её толкование; убрано право «вести атеистическую пропаганду»; установлено «равенство перед законом» всех религий и религиозных объединений.


Через год V (внеочередной) Съезд народных депутатов Российской Федерации продолжил внесение изменений в основную конституционную статью о свободе совести. При всей их кажущейся незначительности, они на самом деле серьезно меняли сущностное её содержание:


 


Таблица № 5


Сравнительная таблица


текстов Конституций РСФСР и РФ


 












Конституция РСФСР


1978 г. (ст. 50)


Конституция


 РСФСР


1990 г. (ст. 50)


Конституция


РФ


 1991 г. (ст. 44)


  


   Гражданам РСФСР гарантируется свобода совести, то есть право исповедо­вать любую религию или не исповедовать никакой, отправлять религиозные куль­ты или вести атеистическую пропаганду.


Возбуждение вражды и ненависти в связи с религиозными верованиями запрещается.


Церковь в РСФСР отделена от государства и школа – от церкви


 


   


   Гражданам РСФСР гарантируется свобода совести и вероисповеданий, включающая право каждого человека свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения, исповедовать любую религию или не исповедовать никакой и действовать в соответствии со своими убеждениями при условии соблюдения законов государства.


  


Религиозные объединения в РСФСР отделены от государства. Государственная система образования носит светский характер.


   


 


  Все религии и религиозные объединения равны перед законом.


 


   Запрещается ограничение прав граждан, разжигание вражды и ненависти по признаку отношения к религии.


 


    Каждому гарантируется свобода совести – право свободно  исповедовать любую религию либо не исповедовать никакой, выбирать, иметь и распространять религиозные, нерелигиозные или иные убеждения и действовать в соответствии с ними при условии соблюдения законов.


 


Религиозные объединения в Российской Федерации отделены от государства, государственная система образования носит светский характер.


 


   Все религии и религиозные объединения равны перед законом.


 


  Оскорбление убеждений граждан преследуется по закону.


 


Во-первых, обращает на себя внимание замена слова «гражданам» в тексте  1990 г. на слово «каждому» в тексте Конституции 1991 г. Разработчики Конституции, а впоследствии представители различных общественно-политических движений исходили отныне из принципа полного равенства в вопросах свободы совести всех и каждого человека, законно находящихся на территории России. Причём оно (равенство) распространялось не только на сферу личных прав граждан и лиц других категорий (что не подлежит оспариванию), но и на их право образовывать различные виды религиозных объединений в любом регионе страны вне зависимости от их проживания и гражданства, а это уже очень спорное положение.


Во-вторых, в редакции 1991 г. «каждому» гарантируется «свобода совести», а не «свобода совести и вероисповеданий» – словосочетание, заимствованное из закона «О свободе вероисповеданий». И это представляется правильным, поскольку «свобода вероисповеданий», как уже отмечалось нами, является составной частью понятия «свобода совести».     


В  апреле 1992 г. VI Съезд народных депутатов Российской Федерации вновь обратился к рассмотрению проекта Конституции, подготовленного Конституционной комиссией. В числе основных статей, касавшихся проблем свободы совести, укажем на статьи 26, 68 и 69 в составе главы III. «Гражданские и политические права и свободы» во втором разделе «Основные права, свободы и обязанности человека и гражданина»,  в главе IX. «Религия и религиозные объединения» раздела третьего «Гражданское общество».


Они вызвали достаточно активное обсуждение и в окончательном виде претерпели некоторые изменения. Если статья 26 осталась без изменений, то статьи 68 и 69 были объединены в одну статью – статью 65. В таком виде они были вынесены на всенародное обсуждение[18]:


Таблица № 6


 


Сравнительная таблица


проекта текстов Конституции Российской Федерации, подготовленного Конституционной комиссией,


и утвержденного на VI Съезде народных депутатов


Российской Федерации  (1992 г.)


 













Текст


Конституционной комиссии


Текст,


утвержденный Съездом


 


 


Статья 26


Каждому гарантируется свобода совести — право свободно исповедовать любую религию либо не исповедовать ника­кой, выбирать, иметь и распространять религиозные, нерелигиозные или иные убеждения и действовать в соответствии с ними при условии соблюдения закона


 


Статья 26


Каждому гарантируется свобода совести — право свободно ис­поведовать любую религию либо не исповедовать никакой, выбирать, иметь и распространять религиозные, нерелигиозные или иные убеж­дения и действовать в соответствии с ними при условии соблюдения закона


 


 


Статья 68


1. Религии и объединения граждан, образованные по признаку отношения к религии, отделены от государства. Все рели­гии, как и религиозные объединения, равны перед законом.


 


2. Государство является светским, не отдает предпочтения какой-либо религии или атеизму и не вмешивается в законную деятельность религиозных объединений.


 


Статья 69


 Религиозные объединения действуют на основе сво­их собственных правил при условии соблюдения закона.


   Они самостоятельно управляют своими делами, свободно владеют, пользуются и распоряжаются принадлежащими им зданиями, сооружениями, предметами культового назначения, благотворительными и иными фондами, другим имуществом


 


 


 Статья 65


 (1). Объединения граждан, образованные по признаку отноше­ния к религии, отделены от государства. Все религии, как и религиоз­ные объединения, равны перед законом.


 


(2). Государство является светским, не отдает предпочтения ка­кой — либо религии или атеизму


 


 


 


 


(3). Религиозные объединения действуют на основе их собствен­ных правил при условии соблюдения закона.


    Они самостоятельно управляют своими делами, свободно владеют, пользуются и распоряжаются принадлежащими им зданиями, сооружениями, предметами культового назначения, благотворительными и иными фондами, дру­гим имуществом


 


 


Как видим, в окончательном тексте сохранился термин «каждый», хотя о правах этого «каждого» речь идёт лишь в статье 26, а последующие статьи касаются прав «граждан». Поэтому логичнее и закономернее было бы использовать везде именно термин «гражданин», специально оговорив в одной из статей права «человека» в сфере свободы совести. Важно отметить, что и в данном законопроекте  (Глава VIII) религиозные объединения отнесены были к общественным объединениям и не выделялись в особый вид. Тем самым в Основной закон возвращалась идея равенства всех видов обще­ственных объединений, хотя и фиксировались (ст.ст. 62-66)  особенности возможных (разрешённых) для них форм и видов деятель­ности, отношений между собой, государством и гражданами.


И ещё, в законопроекте (ст. 19) сохранялось положение о ра­венстве прав и свобод «граждан» и «неграждан», в том числе и в вопросах реализации права  на свободу совести. Однако, как вытекает из статей глав «Гражданские и политические права и свободы», «Экономические, социальные и куль­турные права», «Гарантии прав и свобод», принцип равенства относился исключительно к индивидууму, к его личной (частной) жизни, и именно в этом смысле  «каждый» и «гражданин» равны. Но право на создание религиозных объединений признавалось лишь за гражданами Российской Федерации (ст. 65). Положительным был тот факт, что в статье 65 впервые российское государство определялось как «светское».


В 1990-1993 гг. в процесс выработки новой Конституции стреми­лись включиться самые различные партии, общественно-политические движения и даже отдельные лица. В их инициативных проектах проблематика свободы совести присутствовала в обязательном порядке. Например, в альтернативном варианте проекта Конституции Российской Федера­ции, выработанном Российским движением демократических реформ (РДДР), предлагалось закрепить такие принципы и нормы, как:


·        светскость госу­дарства (ст. 1)


·        отделение «церквей и конфессий» от государства и не­вмешательство последнего в их внутренние дела  (ст. 34)


·        обязанность государства защищать права и свободы человека и гражданина (ст. 23)


·        равенство всех независимо от вероисповедания и религиозных убежде­ний (ст. 2)


·        право на свободу совести, духовную, религиозную и культо­вую свободу (ст. 3)


·        право граждан на альтернативную службу (ст. 11)[19].


Разработчики Конституции, учитывая общественные настроения и инициативы, весьма существенно доработали статьи, касающиеся сферы свободы совести.


В декабре 1993 г. всенародным голосованием была принята новая Конституция Российской Федерации. Фактически именно она провела правовой водораздел между Советской Россией (РСФСР) и Российской Федера­цией как «демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления». Тем самым был подведён итог противоречивому процессу выработки конституционных положений о свободе совести.


Надо признать, что Основной закон Российской Федерации вобрал в себя все достижения современного международного и национального правоведения и соответствует общепризнанным принципам и  нормам международного права, относящихся к регулированию и обеспечению свободы совести. Очень важно, что в соответствии с пунктом 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью её правовой системы». Если международными документами предусмотрены иные правила, отличные от российского  законодательства, то применяются международные нормы и правила.


Это конституционное положение открывало в перспективе возможность применения норм международного права органами власти Российской Федерации в своей деятельности по регулированию и защите прав и свобод человека и гражданина применительно к проблемам свободы совести, религий и убеждений. Таким образом, мы можем говорить о начальном этапе  формирования  международно-правового уровня законодательства Российской Федерации о свободе совести. В него включаются все международные акты, начиная с основополагающей Всеобщей декларации прав человека ООН (1948), содержащие в себе «общепризнанные принципы и нормы международного права», имеющие непосредственное отношение  к  правам человека на свободу мысли, совести, религий и убеждений.


В первых двух главах Конституции Российской Федерации «Основы конституционного строя» и «Права и свободы человека и гражданина» представлены и охарактеризованы те базисные положения, которые определяют взаимоотношения человека и государства и чрезвычайно важны для обеспечения религиозной свободы, а также характеризуют содержание и сущность свободы совести.


Остановимся на некоторых из них:


·        Государство исходит из признания прав и свобод человека высшей ценностью, а их соблюдение и защиту – своей обязанностью (ст. 2)


·        Основные права и свободы неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения (ст. 17)


·        Права и свободы человека являются непосредственно действующими, и именно они «определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием» (ст. 18)


·        Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность; на  неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту


своей чести и доброго имени (ст. 22, 23)


·        Каждому гарантируется свобода мысли и слова; никто не может быть принуждён к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них; каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (ст. 29)


·        Государство гарантирует право граждан на создание общественных объединений (в том числе религиозных) и их свободу деятельности (ст. 30).


·        Все общественные объединения равны перед законом (п. 4 ст. 13). Одновременно запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооружённых формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни (п. 5 ст.13).


·        Государство наряду с экономическим, политическим и идеологическим многообразием признаёт мировоззренческое многообразие. Принцип мировоззренческого нейтралитета государства освобождает его от обязанности утверждать в качестве обязательных для граждан те или другие мировоззренческие убеждения (ст. 13).


Впервые, в сравнении с прежними советскими и российскими конституциями, государство, наряду с такими характеристиками, как «демократическое», «социальное», «правовое», определяется и как «светское».


 В силу светского характера государства никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, все религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом (ст.14). Применительно к данной статье отметим, что, во-первых, принцип «светскости» пока еще не получил своей развернутой трактовки. В последующем это приведет к острой дискуссии в обществе относительно сущности этой характеристики государства. Положение «об отделении» действительно необходимо и оно является базовым для толкования «светскости». Но вновь и вновь встаёт вопрос о субъекте «отделения». По нашему мнению, им должны быть не «религиозные объединения», как записано в Конституции РФ, а «церкви» как социальные институты, которые в царской России, то есть в условиях конфессионального государства, и были субъектами публично-правовых отношений, накрепко соединенными с государством и, даже можно сказать, инкорпорированными в него. Именно они в условиях становления светского государства в России и «отделялись», а не местные религиозные организации (приходы и тому подобное), которые никогда не были частью государства.


Кроме того, в качестве конституционных принципов закреплены такие цивили­зованные, демократические и общепризнанные положения:


·        равенство прав человека и гражданина независимо от отношения к религии (ст. 19)


·        запрещение пропаганды, возбуждающей религиозную ненависть и вражду, а также пропаганды религиозного превосходства (ст. 29)


·        право на альтерна­тивную службу (ст. 59).


Основная статья Конституции, раскрывающая понятие свободы со­вести (ст. 28), была утверждена в редакции, которая текстуально и по смыслу во многом совпадает со статьей 18 Международного пакта о гражданских и политических правах, что наглядно свидетельствует нижеследующая  таблица:


 


Таблица № 7


Сравнительная таблица


положений о свободе совести


 в Конституции Российской Федерации  и Международном пакте


о гражданских и политических правах


 










 


Статья 28


Конституции


Российской Федерации[20]


(1993 г.)


 


Статья 18


Международного пакта о гражданских


 и политических правах[21]


(1966 г.):


  


   Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероиспове­дания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними


 


 


1.   Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии. Это пра­во включает свободу иметь или принимать религию или убеждения по своему вы­бору и свободу исповедовать свою религию и убеждения как единолично, так и сообща с другими; публичным или частным порядком, в отправлении культа, вы­полнении религиозных и ритуальных обрядов и учений


 


В Конституции проводится разграничение прав и свобод человека и прав и свобод гражданина. Этот подход является отступлением от прежних подходов в  советских конституциях, где гражданин являлся «получателем» прав и свобод от государства, и в силу этого всецело зависел от него. И, одновременно, возвращением к традициям законодательных актов мировой и европейской истории, обращавшихся к правам и свободам человека и гражданина — Декларация независимости (1776 г., США), Билль о правах (1789 г., США), Декларация прав человека и гражданина (1789 г., Франция).


Разграничение прав и свобод человека и гражданина является следствием разделения собственно гражданского общества и государства. И одновременно за различением терминов и понятий «гражданин» и «человек» следует и различение в правовом статусе индивида.


Человек реализует свои  права и свободы в гражданском обществе и тем самым он обладает неким автономным полем деятельности, Эта сфера прав  характеризуется как личные или гражданские, в неё входят:


·     право на жизнь и достоинство личности


·     право на свободу и личную неприкосновенность


·     право на неприкосновенность частной жизни и жилища


·     право на свободу передвижения и выбор места жительства


·     право на свободу совести


·     право на свободу выбора национальности и языка общения.


Все вместе они должны обеспечить свободу (личную) и автономию индивида как члена гражданского общества, его юридическую защищенность от какого-либо незаконного вмешательства государства. Государство не только признаёт свободу личности в той сфере отношений, что отдана на усмотрение индивида (человека), но и защищает это пространство от вмешательства иных сил —  партий, церковно-административных органов, общественных организаций, отдельных лиц и т.д., могущих посягать на частные интересы, на саму возможность индивидуального самоопределения и самореализации личности.


Права и свободы гражданина реализуются во взаимодействии гражданина и государства, и в этом взаимодействии гражданин рассчитывает не только на защиту, но и на активное содействие государства в осуществлении принадлежащих ему прав и свобод. Статус гражданина вытекает из его особой правовой связи с государством — института гражданства[22]. В связи с этим  выделяется сфера политических прав и свобод гражданина, к которой относятся:


·        право участвовать в управлении делами государства


·        право на объединение в те или иные общественные организации


·        право избирать и быть избранным


·        свобода убеждений


·        свобода слова


·        свобода печати


·        свобода собраний и манифестаций.


Все статьи главы 2 Конституции РФ последовательно проводят разграничение прав и свобод по указанному принципу. Там, где речь идет о «человеке», используются формулировка —  «каждый имеет право», «каждый может», «каждому гарантируется» — то есть, признание прав и свобод касается любого человека, законно находящегося на территории РФ. И это независимо от того, является ли он российским гражданином, иностранцем или лицом без гражданства. Там, где в Конституции речь идет о «гражданине», сформулированы права и свободы, принадлежащие только гражданам РФ (статьи 31-33, 36), и перечислены обязанности, которые несут только граждане России (статьи 59-62).


Следует обратить внимание и на соотношении понятий «права» и «свободы». По своей юридической природе и системе гарантий они, в сущности, идентичны. Но все же термин «свобода» подчеркивает более широкие возможности индивидуального выбора, не указывая конкретного результата – «каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания», «свобода мысли слова» (ст. 28, 29), «каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (ст. 37). Термин «право» — определяет более конкретные действия, например, право избирать и быть избранным.


Но всё же присутствует в тексте Конституции некоторая непрояснённость в соотношении объёма прав и свобод в сфере свободы совести и вероисповедания применительно к «гражданину» и «человеку» (иностранный гражданин, лицо без граж­данства). Представляется, что полного равенства здесь не может быть (и в реальной практике его нигде нет). Ограничения для ино­странных граждан и лиц без гражданства и оправданны, и объективно необходимы. Но касаться они должны не личной (частной) жизни че­ловека, а условий его участия в публичной деятельности в составе  религиозных объединений, как одной из составляющих гражданского общества. В частности: условий, порядка образования и деятельности религиозных объединений, их территориального рассредоточения и вовлечённости в такие направления государственной политики как обра­зование, культура, армия, социальная деятельность, здравоохранение и другие.


Необходимо отметить, что Конституция (статья 2) предельно точно выстраивает иерархию ценностей, во главе которой полагается —  человек (подч. авт.), права и свободы которого являются высшей ценностью». На государство же возлагается обязанность (подч. авт.) признавать, соблюдать и  защищать права и свободы человека (и гражданина). И, как бы расширяя трактовку этого положения, в статье 18 Конституции записано, что смысл деятельности органов власти и местного самоуправления состоит именно в обеспечении прав и свобод человека (и гражданина).


Конституция не знает «иностранных религиозных организаций» (представительства, мис­сии, центры и тому подобные). По логике статей, касающихся принципов свободы совести, они рассматриваются законодателем в качестве объединений физи­ческих лиц, тогда как на наш взгляд их следует рассматривать в качестве официальных представительств церквей (конфессий, деноминаций, центров), имеющих организационные и управленческие центры за пределами Российской Федерации. Соответственно, их деятельность должна  определяться на особом правовом межгосударственном уровне, в том числе и посредством возможного заключения договоров между Российской Федерации и зарубежной религи­озной организацией (будь у неё статус «мировой» или «националь­ной»).


К сожалению, на этот уровень общения с мировыми или национальными церквами российское государство не поднялось, и тем самым были заложены, по крайней мере, три дискуссионные и конфликтные проблемы: 


·        взаимоотношение государства с так называемыми иностранными религиозными организациями


·        скрытая дискриминация церквей и деноминаций, «пришедших»  в разные исторические времена в Россию из-за рубежа


·        сохранение условий к разделению российских  граждан по  признаку их отношения к церквам, что чревато напряжённостью во взаимоотношениях между религиозными объединениями и их членами.


Можно также считать неудачным добавление в тексте статьи 28 Конституции к термину «свобода совести» сочетания «свобода вероисповедания», поскольку его сущностное содержание поглощается термином «свобода совести». Сочетание этих двух терминов в одной статье и в перечислении, ничего, кроме путаницы, не даёт. Такое «дополнение» можно рассматривать как проявление «простого негативизма» к советским нормативным правовым актам.


Принятие Конституции Российской Федерации, хотя и не перечёркивало сущностного содержания закона «О свободе вероисповеданий» (1990), но отдельные новации  в тексте всё же входили в противоречие с законом, как и с употребляемыми в Гражданском кодексе Российской Федерации (ГК РФ) отдельными терминами. Например, часть 2 статьи 29 Конституции Российской Федерации запрещает «пропаганду религиозного превосходства», тогда как этого термина в законе «О свободе вероисповеданий» (1990) нет. Законодательная интерпретация данного положения необходима, поскольку все религии исходят из своей исключительности и стремятся  проповедовать и доказывать это не только в собственно верующей среде, но и за пределами своей паствы. То есть встаёт задача, с одной стороны, сохранить право «пропаганды» для всех религий, а с другой – защитить и религии, и граждан от ситуаций, в которых их принуждают слушать подобного рода проповеди.


Принятие Конституции Российской Федерации (1993) и закона «О свободе вероисповеданий» (1990) означало, что в России сформирован в своих базисных основах федеральный уровень законодательства о свободе совести. Эти документы стали определяющими в реализации вероисповедной политики в последующий период.


 


 


 






 


Примечания


 


* Названия конфессий  даны в соответствии с их наименованием в документах Совета по делам религий при СМ СССР.



[1] Машинописная копия. Личный архив автора.



[2]Сведения о характере деятельности конфессиональных новообразований можно почерпнуть из словаря-справочника «Новые религиозные культы, движения и организации в России». — М.: РАГС, 1998. — С. 346



[3] Михайлов Г.А. О религиозной ситуации в Российской Федерации / Религия, церковь в России и за рубежом. Информационный бюллетень. — М.: РАГС, 1994. № 1. С. 10-17.



[4] Лишь некоторые субъекты Российской Федерации (Татария, Башкирия) благоразумно оставили в системе органов исполнительной власти подразделения, которые осуществляли «религиозную политику» в рамках региона.


[5] Экспертно-консультационный совет при Комитете по вопросам свободы совести, вероисповеданиям, милосердию и благотворительности — образован из представителей религиозных объединений,  общественных организаций,  государственных органов,  религиоведов,  юристов и других специалистов  в  области свободы совести и вероисповеданий. Состав Совета утверждался Президиумом Верховного совета РСФСР по представлению Комитета Верховного совета РСФСР по свободе совести,  вероисповеданиям, милосердию и благотворительности. Основные функции были указаны в Законе  РСФСР «О свободе вероисповеданий». 


[6] Координационная комиссия при Правительстве РФ по вопросам вероисповеданий — являлась координационным органом, образованным для рассмотрения вопросов, возникающих в сфере взаимоотношений государства и религиозных объединений. Деятельность Комиссии была направлена на обеспечение согласованных действий заинтересованных органов исполнительной власти и организаций по реализации положений законодательства Российской Федерации, касающихся свободы совести, свободы вероисповедания, гарантий прав человека и гражданина независимо от отношения к религии, а также светского характера государства, и на оказание содействия межрелигиозному диалогу в интересах консолидации российского общества.



[7] Государственный советник Президента Российской Федерации по политическим вопросам — лицо, уполномоченное Президентом оказывать ему постоянную помощь в формировании и реализации стратегии общенационального развития и государственной политики, в том числе и в сфере государственно-церковных отношений.



[8] События в Чеченской Республике с начала 1995 г. также объективно работают на этот процесс: объединяя «мусульманские» регионы и углубляя  разрыв между «православным» центром и «мусульманской» периферией.



[9] См., например, данные социологического опроса, проведенного ИСПИ РАН в 1996 г. в Москве: Религия и политика в современной России. — М., 1997. C. 21-31.



[10] О религиозной ситуации в России в 1990-1993 гг. см.: Государственно-церковные отношения в России. Сб. ст. Под редакцией Н.А. Трофимчука. — М., 1993. 134с.



[11] Цит. по:  Государственно-церковные отношения в России (опыт прошлого и современное состояние). — М.: РАГС, 1996. С. 75.



[12] См.: Новые религиозные культы, движения и организации в России. Словарь-справочник. — М.: РАГС, 1998. С. 46-47.



[13] Цит. по:  Государственно-церковные отношения в России (опыт прошлого и современное состояние). — М.: РАГС. 1996. С. 75.



[14] Записка отдела по взаимодействию с федеральными органами представительной власти и общественными организациями аппарата правительства Российской Федерации. Машинописная копия. Личный архив автора.



* Машинописная копия. Личный архив автора.



* Машинописная копия. Личный архив автора.



[15] См.: Российская газета. 1990 г. 22 ноября.



[16] Понимание принципа свободы совести было выражено в ст. 52 Конституции СССР (1977) следующим образом: «Гражданам СССР гарантируется свобода совести, то есть право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, отправлять религиозные культы или вести атеистическую пропаганду. Возбуждение вражды и ненависти в связи с религиозными верованиями запрещается. Церковь в СССР отделена от государства и школа от церкви».



[17] Правда, 1990. 16 октября.



[18] Проект Конституции Российской Федерации. (Сборник материалов). — М., 1992. — С. 30,39.



[19] См.: Конституция Российской Федерации (Проект). Альтернативный вариант. — М., 1992.



[20] Конституция Российской Федерации. — М., 1997. — С. 12 .



[21] Цит. по: Религия и за­кон. Сост. А.O. Протопопов. — М., 1996. — С. 9.



[22] См. Конституция РФ. Комментарий. — М.: Юридическая литература, — 1994.