Биобиблиографический словарь

Кто есть кто в российском религиоведении.

Адаменко Алексей Михайлович

Родился 6 ноября 1971 г., г. Кемерово. Из семьи служащих.

Окончил исторический факультет Кемеровского государственного университета (1994) и аспирантуру Кемеровского государственного университета (1997).

Учителя – В. А. Волчек, К. А. Заболотская, В. П. Машковский.

Кандидатская диссертация: «Приходы Русской православной церкви на юге Западной Сибири в XVII – начале XX вв.» (Кемеровский государственный университет, 1998 г., специальность – отечественная история).

Трудовая деятельность:

1994-98 – ассистент кафедры Отечественной истории Кемеровского государственного университета

1998-2000 – старший преподаватель той же кафедры

С 2000 г. доцент той же кафедры.

Основная тематика научных исследований: История Сибири, история Русской православной церкви. Опубликовано: 31 работа.

История православия на Кузнецкой земле // Кемеровская и новокузнецкая епархия Русской православной церкви. Новосибирск: ООО ИД «Вояж»,2003; Приходы Русской православной церкви на юге Западной Сибири в XVII – начале ХХ века. Кемерово: Кузбассвузиздат,2004; Из истории прихода г. Мариинска // Ученые записки факультета истории и международных отношений (Памяти Зинаиды Георгиевны Карпенко). Кемерово,2001; Составление родословной приходского духовенства по материалам метрических книг (на примере с. Тисульского) // Кузбасский родовед. Историко-краеведческий альманах. Вып.1. Кемерово: Кузбассвузиздат,2001; Развитие сети приходов Русской православной церкви на юге Западной Сибири в XVII – начале ХХ вв. // Актуальные вопросы истории Сибири. Третьи научные чтения памяти профессора А.П. Бородавкина: Материалы Всероссийской конференции. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та,2002; Источники по истории приходов Русской Православной Церкви ( XIX – начало ХХ вв.) //Ученые записки факультета истории и международных отношений Кемеровского государственного университета. Вып.2. Кемерово: Кузбассвузиздат,2004.

Афанасенко Яна Александровна

Родилась 10 января 1975 г., г. Пермь. Из семьи служащих.

Окончила филологический факультет Пермского государственного университета (1996) и аспирантуру Пермского государственного технического университета (2000).

Учителя — П. Куртц, М.Г.  Писманик, Е.М.  Четина.

Кандидатская диссертация: «Социально-философский анализ становления новой религии» (Пермский государственный технический университет, 2000 г., специальность — социальная философия).

Трудовая деятельность:

1996–1997 — преподаватель русского языка и литературы в средней школе № 104 г. Перми.

С 2000 — в Пермском государственном техническом университете: ассистент, старший преподаватель кафедры философии, сотрудник «Центра религиоведческих и социальных исследований».

Основная тематика научных исследований: история, психология, социология религии. Опубликовано около 20 научных работ:

Славянские корни новой религии // Славянский мир в контексте диалога культур. Материалы III международной научной конференции. Пермь, 1998; «Русская идея» в контексте современной культурной ситуации // Гуманитаризация образования и внеучебная работа в ВУзе, техникуме, общеобразовательной школе. Материалы Межвузовской научно-практической конференции. Пермь, 1998; Соотношение идеи человекобожия и Богочеловечества как философская проблема // ХХI век: будущее России в философском измерении. Материалы Второго Российского философского конгресса. Т. 4. Ч. 2. Екатеринбург, 1999; Образование: гуманизация или реализация? // Формирование гуманитарной среды и внеучебная работа в Вузе, техникуме, школе. Материалы VШ научно-практической конференции. Т. 1. Пермь, 2000; Парадоксы легитимизации деятельности новых религий в контексте особенностей их взаимодействия с православием // Христианская культура и традиции православия. Пермь, 2000; Время харизмы // Ученые записки гуманитарного факультета. Пермь, 2001; Философская дисциплина как фундаментальное условие существования светской системы образования // Формирование гуманитарной среды и внеучебная работа в ВУЗе, техникуме, школе. Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции. Т. 1. Пермь, 2001.

Белкина Тамара Леонидовна

Родилась 10 октября 1941; Ростовская область, Целинский район, хутор Северный. Из семьи рабочих.

Окончила философский факультет Московского государственного университета им. М.В.  Ломоносова (1969).

Доцент по кафедре философии с 1994 г.

Кандидатская диссертация: «Философско-социологический анализ современной православной культурологии» (Молдавский государственный университет (1990), специальность — научный атеизм, религия.

Трудовая деятельность:

1969–1980 — Кишиневский педагогический институт им. И. Крянгэ: ассистент, старший преподаватель

1980–1990 — Кишиневский государственный университет (Молдавский государственный университет): старший преподаватель

С 1990 — Костромской государственный педагогический институт им. Н.А.  Некрасова (Костромской государственный университет): старший преподаватель, доцент кафедры философии.

Общественная работа:

Председатель Костромского областного отделения Объединения исследователей религии.

Основная тематика научных исследований: история и современное состояние православия, культура и религия, православная культурология. Опубликовано около 30 научных работ:

Культура и религия. Кишинев, 1980; Культура и религия: проблема взаимосвязи и ее фальсификация / Коммунист Молдавии, 1986; Современное православие. Кострома, 2001.

Белова Татьяна Павловна

Родилась 10 января 1960 г.; Ивановская область, г. Приволжск. Из семьи служащих.

Окончила исторический факультет Ивановского государственного университета (1983) и аспирантуру Ленинградского государственного университета (1987).

Учителя — А.Н.  Типсина, М.И.  Шахнович, М. И., Р.А.  Лопаткин.

Кандидатская диссертация: «Критический анализ символической концепции религии Эрнста Кассирера» (ЛГУ, 1987 г., специальность — научный атеизм, история религии и атеизма.

Трудовая деятельность:

1983–1984 — стажер-исследователь философского факультета ЛГУ

С 1988 — Ивановский государственный университет: старший преподаватель кафедры научного коммунизма; доцент кафедры социально-политических теорий (с 1994 — кафедра общей социологии и феминологии).

Общественная деятельность:

член Российского общества социологов, Социологического общества им. М. М. Ковалевского, Евразийской социологической ассоциации; председатель Ивановского областного отделения Российского Объединения исследователей религии.

Основная тематика научных исследований: духовные основания культурно-исторического процесса; символическое содержание религии; статус религиоведения как науки и учебной дисциплины; методология и методика социологического исследования религии; институционализация социологии религии в России. Опубликовано более 60 научных работ:

Женщина и религия: проблемы феминистской теологии // Женщина в меняющемся мире: Межвузовский сборник научных трудов. Иваново, 1991; Демократия и свобода совести: философско-этический и правовой аспекты // Демократия и личность: Межвузовский сборник научных трудов. Иваново, 1992; Зинаида Гиппиус и «новое религиозное сознание» в России // Женщины России в ХХ столетии: уроки прошлого, реалии и перспективы: Материалы межрегиональной научной конференции. Иваново, 1993; Религиоведческий аспект в изучении духовного наследия России // Дополнительное образование в области христианской культуры, морали и этики (опыт, проблемы, решения): Материалы международной конференции. М., 1993; Библейские представления о происхождении смерти и сущности жизни человека // Жизнь Смерть. Бессмертие. Материалы научной конференции. СПб., 1993; Интеллигенция и история христианской демократии в России // Интеллигенция России: уроки прошлого и современность: Межвузовский сборник научных трудов. Иваново, 1996; Проблема власти и теократии в творчестве С. Н. Булгакова // Материалы международной научно-практической конференции. Иваново, 1997; Основные этапы в истории государственно-церковных отношениях в России // Государство и власть: проблемы истории, экономики, идеологии и культуры: Материалы международной научно-практической конференции. Иваново, 1997; Учение и практика исихазма как основа духовной традиции православия // Материалы V Санкт-Петербургских религиоведческих чтений «Музей — хранитель памятников сакральной культуры. Религия и культурная память человечества». СПб., 1997; Почитание Девы Марии в западном христианстве и русском православии и проблема экуменических контактов // Человек-Философия-Гуманизм: Первый Российский философский конгресс. СПб., 1998. Т. 8; Проблемы преподавания религиоведения и философии религии в вузе // Современное философское образование: содержание, структура и методы преподавания философских дисциплин. Материалы межвузовской научно-методической конференции. Иваново, 30 сентября — 1 октября 1999 г. Иваново, 2000; Социология религии в современной России: опыт, проблемы, перспективы // Вестник Ивановского государственного университета. Серия «Право. Экономика. Социология». Вып. 4. 2001; Православие в глобалистском дискурсе современности // Человек-Культура-Общество. Актуальные проблемы философских, политологических и религиоведческих исследований. Материалы Международной конференции. М., 2002.

Беляева Анна Владимировна

Родилась 7 сентября 1971 г. Из семьи интеллигенции.

Окончила исторический факультет Ярославского государственного университета им. П.Г.  Демидова (1993), аспирантуру Ярославского государственного университета (1997) и докторантуру университета Сорбонны (Париж, 1999).

Кандидатская диссертация: «Русская православная церковь заграницей (1919–1926 гг.), кафедра новейшей отечественной истории Ярославского государственного университета им. П.Г.  Демидова; специальность — история Отечества.

Диссертация в Сорбонне: «Русская Православная церковь за границей с 1919 по 1939 г.; доктор истории университета Сорбонны.

Трудовая деятельность:

С 1997- Ярославский государственный университет им. П.Г.  Демидова: ассистент, старший преподаватель, доцент кафедры новейшей отечественной истории

Общественная работа:

Председатель Ярославского областного отделения Российского Объединения исследователей религии.

Основная тематика научных исследований: история русского православия в ХХ веке; отечественная история ХХ-XXI вв.; история российской эмиграции. Опубликовано более 30 научных работ:

Историческое значение Русской православной церкви за границей (1920-1930-е гг.) // Дискуссионные проблемы российской истории (материалы межвузовской научно-практической конференции). Арзамас. 1998; Церковь и государство в России в начале ХХ века. Учебное пособие по спецкурсу. Ярославль, 1999; Государство. Общество. Церковь. ХХ век. Хрестоматия по спецкурсу. Ярославль, 1999; Возникновение Русской православной церкви за границей // Век нынешний, век минувший: Исторический альманах. Ярославль, 1999; Подготовка и открытие Всезаграничного церковного собрания (1920–1921 гг.) // Век нынешний и век минувший: Исторический альманах. Вып.2. Ярославль, 2000; L« Eglise orthodoxe russe а l’etranger de 1919 а 1939, these de doctorat [A.Prost], Univ.Paris 1, 1999,497 p. // CHS. XXe siecle. Centre d’histoire sociale du XXe siecle. Paris. Universite Paris 1/ Panteon-Sorbonne. 2000. Bulletin № 23; Беляева А.В.  Кукушкин В.Д.  Религия как феномен культуры // Обществознание. Учебное пособие для абитуриентов. Ч. 1. Ярославль, 2001; Русский церковный собор в Сремских Карловцах в 1921 г. // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. Информационно-аналитический бюллетень РАГС. №1(25). М., 2001; Русская Православная церковь в эмиграции (1919–1939 гг.) //Региональные аспекты исторического пути православия: архивы, источники, методология исследований. Вологда. 2001; Взаимоотношения Русской православной церкви в эмиграции и в России в первой половине 1920-х годов // Церковь, государство и общество в истории России ХХ века. Тезисы докладов всероссийской научной конференции. Иваново, 2001.

Березина Елена Михайловна

Родилась 11 апреля 1969 г.; Пермская область, г. Соликамск. Из семьи служащих.

Окончила исторический факультет Пермского государственного университета им. А.М.  Горького (1991) и аспирантуру Пермского государственного технического университета при кафедре философии (1994).

Кандидатская диссертация: «Проповедь как религиозный феномен (философско-религиоведческие аспекты)»; Московский государственный университет им. М.В.  Ломоносова (1996).

Трудовая деятельность:

С 1994 года работает на кафедре философии, культурологии и искусствознания Пермского государственного института искусства и культуры, доцент.

Общественная работа:

секретарь Экспертного Совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при администрации Пермской области; член научного коллектива «Религиозные процессы в Прикамье (социологическое исследование)»; член Пермского областного отделения Российского Объединения исследователей религии.

Основная тематика научных исследований: социально —
философская концепция милосердия; гуманитарная деятельность
традиционных и нетрадиционных конфессий; церковь и милосердие.
Опубликовано более 30 научных и научно-методических
работ.

Вишев Игорь Владимирович

Родился 5 мая 1933 г.; Саратовская область, г. Вольск.

Окончил философский факультет Московского государственного университета им. М.В.  Ломоносова (1958).

Кандидатская диссертация: «Социально-нравственный смысл десяти библейских заповедей», (МГУ, 1964).

Докторская диссертация: «Проблема смерти и бессмертия человека: становление, эволюция, перспективы решения», (Уральский государственный университет, 1990).

Трудовая деятельность:

1958 — Челябинский политехнический институт: ассистент, старший преподаватель, доцент, профессор кафедры философии

Общественная работа:

Действительный член Академии гуманитарных наук

Основная тематика научных исследований: концепция практического бессмертия человека. Опубликовано около 250 научных работ:

Почему коммунисты отвергают христианскую мораль. Челябинск, 1963;

Социально-нравственный смысл десяти библейских заповедей / Атеизм, религия, нравственность. М., 1972; Радикальное продление жизни людей (социальные, естественнонаучные, философские и нравственные аспекты. Свердловск, 1988; Бессмертие человека. Реально ли оно? Минск, 1990;

Проблема личного бессмертия. Новосибирск, 1990; Проблемы иммортологии.

Кн. 1. Челябинск, 1993; Гомо Имморталис — Человек Бессмертный. Челябинск,

1999; Проблема бессмертия человека в русской философии: персоналии и идеи:

Учебное пособие. Челябинск, 1999.

Глотов Сергей Александрович

Родился 20 января 1968 г.; г. Пенза. Из семьи учителей

Окончил факультет иностранных языков Пензенского государственного педагогического университета им. Белинского (1992), аспирантуру при кафедре педагогики ПГПУ им. В.Г.  Белинского (1999 г.).

Учитель: В.В.  Полукаров.

Кандидатская диссертация: «Оптимизация содержания педагогической деятельности преподавателя классической гимназии в условиях развития региональной системы образования» (ПГПУ им. В.Г.  Белинского, 1999 г., специальность- теория и история педагогики).

Трудовая деятельность:

1986–1988 — служба в Советской Армии;

1992–2000 гг. — учитель французского, немецкого и латинского языков классической гимназии № 1 г. Пензы;

2000–2004 гг. — преподаватель, доцент кафедры гуманитарных дисциплин Пензенского филиала Международного независимого эколого-политологического университета (г. Москва)

Общественная работа:

сотрудник некоммерческой организации «Российский фонд мира», руководитель молодежных программ неформального образования (США — Россия), член Пензенского областного отделения Объединения исследователей религии.

Основная тематика научных исследований: философия и история
религии, религиозная этика, религиозные традиции народов Поволжья.
Опубликовано более 30 научных работ.

Вояковский Денис Сергеевич

Родился 5 июля 1981 г., ст. Мирная Читинской области. Из семьи служащих.

Окончил исторический факультет Башкирского государственного университета (2003), с 2003 г. аспирант Центра этнологических исследований УНЦ РАН

Учителя — А. Б. Юнусова, О. А. Науменков, Б. Н. Лаптев, Ю. Н. Сергеев.

Трудовая деятельность:

С 2004 г. младший научный сотрудник Центра этнологических исследований Уфимского научного центра РАН

Основная тематика научных исследований: исламские экстремистские организации, терроризм, религиозный радикализм.

Опубликовано: около 10 работ.

«Исламский» религиозный экстремизм и Россия // Этнокофессиональный диалог: состояние, противоречия, перспективы, развития. Оренбург, 2002; Условия и факторы радикализации массового сознания мусульман // Народы Урало-Поволжья: история, культура. Уфа, 2003; Влияние религиозного фактора на возникновение политического экстремизма и терроризма // Современные этнополитические и этносоциальные процессы в России: модель Республики Башкортостан. Уфа, 2004; Документально-правовая база борьбы с терроризмом // Археография Южного Урала. Уфа, 2004. Миграционный фактор радикализации массового сознания мусульман Урало-Поволжья // VI Конгресс этнографов и антропологов России, Санкт-Петербург, 28 июня -2 июля 2005 г.: тезисы докладов. СПб, 2005; Опыт Республики Башкортостан по противодействию распространения радикализации религиозного сознания мусульман // Материалы круглого стола «Чеченская республика накануне парламентских выборов». Уфа, 2005.

Гераськин Юрий Вениаминович

Родился 5 июля 1956 г. Из семьи интеллигенции.

Окончил факультет истории и английского языка Рязанского государственного педагогического института (1978), аспирантуру РГПИ (1986), юридический факультет Московского независимого эколого-политологического университета (1998).

Кандидатская диссертация была посвящена исследованию роли традиций в жизни советского общества в 70-е гг. ХХ в. (МГПИ, 1988 г.);

Трудовая деятельность:

1978 г. — преподаватель истории в ПТУ;

1978-1980 гг. — служба в армии;

1980-1982 гг. — работа в Рязанском городском отделе народного образования.

С 1982 г. — Рязанский государственный университет им. С.А. Есенина: ассистент, ст. преподаватель, доцент кафедры истории России;

1997-2000 гг. — помощник члена Совета Федерации;

В настоящее время — доцент РГУ.

Общественная работа:

Председатель Рязанского областного отделения Российского Объединения исследователей религии.

Основная тематика научных исследований: история государственно-церковных отношений в СССР и РФ.

Опубликовано около 70 научных работ.

Государство и церковь (из истории государственно-церковных отношений в Рязанском крае в ХХ веке). Учебное пособие. — Рязань, 2003.- 4,7 п.л.; К истории отношений государства и церкви в 1943-1964 гг. (на материалах Рязанской области) // Отечественная и всеобщая история в Х IX — XX веках. Сборник научных трудов. — Рязань, 2003. — С.38-55; К истории отношений государства и церкви в послевоенный период // Новая и новейшая история в оценках современников. Сб. науч. трудов.- Рязань, 2004. — С.152-160; Кризис государственно-церковных отношений в 1929-1931 гг. // Материалы и исследования по рязанскому краеведению. Т.8.- Рязань. 2005. — 97-106; Некоторые аспекты взаимоотношений государства и церкви на современном этапе // Россия на пути к правовому государству: диалектика становления. Материалы региональной научно-практической конференции. — Рязань. 2005. — С.180-187; Государство и Церковь: от периода тотального контроля до эпохи возрождения Православия (по материалам Рязанской области) // Материалы и исследования по рязанскому краеведению. Т.11. — Рязань. 2006. — С. 56-62; "Выбирать вашу власть мы не будем". Протестные настроения верующих в Рязанской области. 1937 г. — Исторический архив. — 2006. — №3. — С. 214-217; Протестные настроения православной провинции в Рязанской области в ходе выборов в Верховный Совет СССР 1-го созыва // Церковно-исторический вестник. -2006. — №2.

Гизей Юлия Юрьевна

Родилась 22 сентября 1976 г., г. Бодайбо Иркутской области. Из семьи служащих.

Окончила исторический факультет(1999) и аспирантуру (2001) Кемеровского государственного университета.

Учителя – В. А. Волчек, К. А. Заболотская, В. П. Машковский.

Кандидатская диссертация: «Церковно-приходская школа Западной Сибири конца XIX – начала XX вв. (по материалам Томской епархии)» (Кемеровский государственный университет, 2004, специальность – отечественная история).

Трудовая деятельность:

С 1999 г. – в Кемеровском государственном университете ассистент, старший преподаватель кафедры отечественной истории.

Основная тематика научных исследований: церковное и духовное образование в дореволюционной России. Опубликовано более 10 научных работ:

Формирование системы церковных школ Российской империи (1884-1902 гг.) // Сборник трудов молодых ученых Кемеровского государственного университета, посвященный 60-летию Кемеровской области: В 2 т. Т.1. Кемерово, 2002; Участие Томского епархиального училищного Совета в организации сетей всеобщего обучения (1909-1917 гг.) // Актуальные вопросы истории Сибири. Третьи научные чтения памяти профессора А. П. Бородавкина: Материалы Всероссийской конференции. Барнаул, 2002; Отчеты Томского епархиального училища как источник по истории начального образования России конца XIX – начала XX вв. // Проблемы истории, историографии и источниковедения России XIII – XX вв.: Материалы конф., посвященной памяти проф. А. А. Говоркова. Томск: ТГУ, 2003; Церковно-приходская школа Томской епархии (1884-1917). Кемерово, 2004.

Глотов Сергей Александрович

Родился 20 января 1968 г.; г. Пенза. Из семьи учителей

Окончил факультет иностранных языков Пензенского государственного педагогического университета им. Белинского (1992), аспирантуру при кафедре педагогики ПГПУ им. В.Г.  Белинского (1999 г.).

Учитель: В.В.  Полукаров.

Кандидатская диссертация: «Оптимизация содержания педагогической деятельности преподавателя классической гимназии в условиях развития региональной системы образования» (ПГПУ им. В.Г.  Белинского, 1999 г., специальность- теория и история педагогики).

Трудовая деятельность:

1986–1988 — служба в Советской Армии;

1992–2000 гг. — учитель французского, немецкого и латинского языков классической гимназии № 1 г. Пензы;

2000–2004 гг. — преподаватель, доцент кафедры гуманитарных дисциплин Пензенского филиала Международного независимого эколого-политологического университета (г. Москва)

Общественная работа:

сотрудник некоммерческой организации «Российский фонд мира», руководитель молодежных программ неформального образования (США — Россия), член Пензенского областного отделения Объединения исследователей религии.

Основная тематика научных исследований: философия и история религии, религиозная этика, религиозные традиции народов Поволжья. Опубликовано более 30 научных работ.

Горбатов Алексей Владимирович

Родился 1 октября 1965 г.; г. Юрга Кемеровской области. Из семьи служащих.

Окончил исторический факультет Кемеровского государственного университета аспирантуру (1994)  и докторантуру Кемеровского государственного университета (2004).

Кандидатская диссертация: «Церковно-государственные взаимоотношения в Кемеровской области (1943-1969 гг.) (КемГУ, 1997 г.,  специальность — «отечественная история»)

Трудовая деятельность: 1983-1985 служба в СА. С 1989 г.: Кемеровский госуниверситет: ассистент, аспирант, ст. преподаватель, доцент.

Общественная деятельность: Председатель Кемеровского регионального отделения Российского Объединения исследователей религии.

Основная тематика научных исследований: государственно-конфессиональные отношения; история религии в СССР; философия истории. Опубликовано более 30 научных работ:

К вопросу о легализации структур РПЦ в Западной Сибири (1943-1948 гг.). Сб. науч. статей Первой междунар. конф. «Макарьевские чтения».- Горно-Алтайск, 2002; Спецслужбы и религиозные организации в Кемеровской области (1950- 1966 гг.) // Материалы междунар. научн. конф «Тоталитарный менталитет: проблемы изучения, пути преодоления».- Кемерово, 2003; Немцы Сибири в движении "инициативников" (в аспекте государственно-конфессиональных отношений).// Материалы Четвертой междунар. научно-практич. конф. « Немцы Сибири: история и культура». — Новосибирск: Изд-во Ин-та археологии и этнографии СО РАН, 2003; Горбатов А.В., Чуднов И.А Государственный контроль финансово-хозяйственной деятельности Русской Православной Церкви в Сибири в 1950-е – 1960-е годы. Вестник Кузбасского государственного технического университета. № 4 (41), Кемерово, 2004; Государственно-конфессиональные отношения в Сибири (1947-1974 гг.)// Вестник Бурятского университета. Сер.4: Вып.8.-Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 2004; Религиозная жизнь Сибири в годы Великой Отечественной войны.// Материалы региональной научно-практич. конф., посвященной 60-летию Победы. Вклад сибиряков в победу в Великой Отечественной войне. Кемерово, 2005; Международные связи центрального духовного управления буддистов СССР в 1960-е гг. (В аспекте государственно-конфессиональных отношений).// Актуальные проблемы истории и культуры народов азиатско-тихоокеанского региона. Материалы междунар. научно-практич. конф. г. Улан-Удэ 26 апреля 2005 г.- Улан-Удэ. 2005; Этапы взаимоотношений советского государства и Русской Православной Церкви в Сибири (1943-1985 гг.)// Сибирь на перекрестье мировых религий.// Материалы Второй межрегион. конф.// Новос.гос.ун-т. Новосибирск, 2005.

Гордиенко Николай Семёнович

Родился 25 января 1929 г.; Харьковская область, Кегичевский район, с. Андреевка. Из крестьянской семьи.

Окончил философский факультет Ленинградского государственного университета (1953)

Кандидатская диссертация «Философские и логические взгляды А.И.  Галича» (1956)

Докторская диссертация «Идеология современного православия» (1970). Профессор (1973)

Трудовая деятельность:

1953–1957 — учитель средней школы в г. Ленинграде

1957–1967 — Ленинградский санитарно-гигиенический медицинский институт с 

с 1967 — Российский государственный педагогический университет им. А.И.  Герцена, профессор

Общественная работа:

Действительный член Международной академии информатизации (1996); почетный профессор РГПУ им. А.И.Герцена (1997); председатель университетского Совета по направлению «Человек, среда, общество» (с 1972); член трех докторских диссертационных советов; почетный председатель Научно-методического совета по религиоведению Санкт-Петербургской городской и Ленинградской областной организаций общества «Знание» Российской Федерации; Председатель Санкт-Петербургского городского отделения Российского объединения исследователей религии.

Основная тематика научных исследований: история русского православия; проблемы философии, этики, свободомыслия и религиоведения. Опубликовано около 300 научных работ:

Современный экуменизм«. М., 1971; Православные святые: кто они? Л., 1979; Крещение Руси: факты против легенд и мифов. Л., 1986; Современное русское православие. Л., 1987; Новые православные святые. Киев, 1991; Сущность религии и ее исторические формы. СПб, 1995; Национальные религии. СПб, 1995; Новые религиозные культы. СПб, 1995; Основы религиоведения. СПб, 1994; Российские свидетели Иеговы: история и современность. СПб, 2000.

Гудим-Левкович Георгий Евгеньевич

Родился 18 декабря 1973 г.; г. Архангельск. Из семьи служащих.

Окончил исторический факультет Поморского государственного университета имени М.В.  Ломоносова (1996) и Российскую академию государственной службы при Президенте РФ.

Учителя — М.И.  Одинцов, Р.А.  Лопаткин, Н.А.  Трофимчук, Т.А.  Кудрина, Н.М.  Теребихин, Е.И.  Аринин Е. И.

Трудовая деятельность:

1992–1998 — ассистент режиссера Архангельской телерадиовещательной компании «Поморье»

1996–1997 — ассистент кафедры культурологии и права Архангельского государственного технического университета

С 1997 — ассистент, старший преподаватель кафедры культурологии и религиоведения Поморского государственного университета имени М.В.  Ломоносова.

Общественная работа:

руководитель научно-исследовательского проекта «Религиозная ситуация и государственно-конфессиональные отношения в Архангельской области»; председатель Архангельского областного отделения Российского Объединения исследователей религии.

Основная тематика научных исследований: современная религиозная ситуация в России; государственно-конфессиональные отношения в России; методология и методика изучения религиозной ситуации и государственно-конфессиональных отношений в регионе; Русская Православная Церковь на Архангельском Севере в 20-м в.; религиозные меньшинства и новые религиозные движения на Русском Севере. Опубликовано более 20 научных работ:

Государственно-церковные отношения в России. Основные этапы вероисповедной политики РФ (1986–1997) / 9 Ломоносовские чтения: тезисы докладов. Архангельск, 1997; Государственно-церковные отношения в Архангельской области в 1990-е годы. / Русский Север на пороге 21-го века. Тезисы докладов научно-практической конференции. Архангельск, 1998; Религиозная ситуация в Архангельской области в 1990-е годы. / Государство, религия, этносы в Баренц-регионе (750–1990). Тезисы докладов международной конференции. Архангельск, 1998; Религиозная ситуация в Архангельской области 1988–1998 гг. // Религия, свобода совести, государственно-церковные отношения в России и за рубежом. Информационно-аналитический бюллетень кафедры религиоведения РАГС при Президенте РФ. М., № 1–3 1999; Государственно-церковные отношения в России: региональный аспект (на примере Архангельской области) / Региональная политика и проблемы развития Европейского Севера: взгляд из 20 в 21 век. Архангельск, 1999; Женская религиозность в Архангельской области в конце 20 века / Гендерная ретроспектива Российского общества: проблемы и методы изучения. Архангельск, 2000; Методические рекомендации по проведению социокультурной практики студентов-религиоведов. / 3 Ломоносовские аспирантские и студенческие чтения. Архангельск, 2000; Состояние религиозности населения Архангельской области на фоне общероссийских тенденций: опыт социологического исследования. / Мир и человек в философии и искусстве. Материалы 8-й студенческой научной конференции и 3-х педагогических чтений. Архангельск, 2001; Религиозная ситуация в Архангельской области в конце 20 века. / Законодательство о свободе совести и правоприменительная практика в сфере его действия. Материалы семинаров. М., 2001; Религиозная ситуация в России в 1990-е гг.: региональный аспект / Свеча-2000. Религия в гуманитарном измерении Баренцева региона: Сборник научных и методических статей по религиоведению и культурологии. Вып. 21. Архангельск, 2001; Религиозные объединения, общество, государство в 1990-х гг. (по данным социологического исследования) / С Ломоносовым в 21-й век: сборник статей и тезисов докладов молодых ученых, аспирантов и студентов. Архангельск.

Гуревич Александр Львович

Родился 26 июня 1960 г., г. Москва. Из семьи служащих.

Окончил Московский институт управления (1982).

Кандидатская диссертация: «Культурно-религиозная деятельность русской эмиграции (на примере Русского студенческого христианского движения)» (Российский государственный гуманитарный университет, 2005 г., специальность теория и история культуры).

Трудовая деятельность:

С 1994 г. старший научный сотрудник Центра религиозной литературы Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы.

Общественная деятельность:

Ответственный секретарь Российской ассоциации преподобного Силуана Афонского, член французско-российской комиссии по изучению наследия русской эмиграции, составитель и администратор биобиблиографического указателя «Религиозные деятели и писатели русской эмиграции» (www.zarubezhje.narod.ru), член редакционной группы справочника «Незабытые могилы» (Русское зарубежье).

Основная тематика научных исследований: религиозная деятельность русской эмиграции, проблемы соотношения традиций и обновления в религии, сравнительное религиоведение. Опубликовано около 30 научных работ:

Православная Церковь и евреи: XIX-XX вв.: Сборник материалов к теологии межконфессионального диалога. М. 1994. (составитель и автор предисловия); Преподобный Силуан и его ученик архимандрит Софроний: Сборник. Клин, 2001(составитель); История деятельности Русского студенческого христианского движения: 1923–1939 гг. М., 2003. Неугасимая лампада любви // Община XXI век. М., 2002. N 5 (17); Отец Стратоник и его рукопись «О духовном восхождении человека…» // Альфа и Омега. М., 2002. N 4 (34); Благословения РСХД // Вестник Русского христианского движения. Париж; Нью-Йорк; М., 2003. N 186; Четыре волны русской эмиграции и их отношение к Православию // Альфа и Омега. М., 2003. N 1 (35); Историософские проблемы современной культуры в свете теории социокультурной динамики Питирима Сорокина // Актуальные проблемы современной науки. М., 2003.N 5 (14); Историко-культурный системный кризис духовности на современном этапе в терминологии школы виртуалистики // Актуальные проблемы современной науки. М., 2004. N 2 (17); Проблемы внутреннего диалога в Русском студенческом христианском движении во второй половине 1930-х гг. // Вера — диалог — общение: Проблемы диалога в Церкви: Материалы международной богословской конференции (Москва, 24–26 сентября 2003 г.). — М., 2004; Два духовных направления в православии и их историко-культурные корни // Вопросы гуманитарных наук. — М., 2004. — N 3; Виртуальная культура и история // Исторические науки. — М., 2004. — N 4.

Данилова Марина Ивановна

Родилась 21 января 1955 г. Из семьи служащих.

Закончила физический факультет Кубанского государственного университета (1977).

Кандидатская диссертация: «Физика как феномен культуры» (Ростовский государственный университет, 1991, специальность — диалектический и исторический материализм).

Докторская диссертация: «Индивидуализм: история и современность: философско-культурологический анализ» (Ростовский государственный университет, 2001, специальность — теория и история культуры)

Трудовая деятельность:

С 1982 г. — Кубанский сельскохозяйственный институт (ныне — Кубанский государственный аграрный университет): лаборант, заведующая методическим кабинетом, преподаватель, старший преподаватель, доцент, профессор, заведующая кафедры философии.

Общественная работа:

член Российского философского общества, Краснодарского краевого
отделения Объединения исследователей религии«, членом
экспертного Совета центра исследований проблем Мира и развития
«Форум». Участник XXI Всемирного философского
Конгресса (Турция, 2003), Второго и Третьего Всероссийских
философских конгрессов (Екатеринбург, 1999; Ростов-на-Дону,
2002).

Основная тематика научных исследований: философия религии и религия в системе культуры. Опубликовано около 70 научных работ:

Социокультурные аспекты информационной цивилизации / Культура. Цивилизация. Личность. Материалы конференции. Краснодар, 1999; Православные традиции в области хозяйственной деятельности и принцип индивидуализма / Православие и культура. Материалы конференции. Краснодар, 2000; Коллективное и индивидуальное в христианстве / Христианство и культура. Краснодар, 2000; Индивидуализм: история и современность Философско-культурологический анализ. Краснодар, 2000; Онтологические и гносеологические причины и механизмы манипулирования общественным сознанием в СМИ / Социальная, нравственная и юридическая ответственность СМИ в реформируемом обществе. Материалы конференции. Краснодар, 2000; Философские и этносоциальные аспекты национализма и патриотизма в условиях глобализации / Патриотизм, национализм, глобализм: государственные, этносоциальные и правовые аспекты Материалы конференции. Адлер, 2002; Влияние науки на эвристические возможности современного искусства / Современная философия науки: состояние и перспективы развития«. Материалы конференции. М., 2003.

Понимание в культуре и в методологии гуманитарного познания// Проблема понимания и языка в современной социокультурной ситуации. Материалы межвузовской научно-практической конференции Изд. Куб. ГАУ, Краснодар 2003.

Социальная доктрина православия//Православие в исторических судьбах Юга России. Центр системных региональных исследований и прогнозирования ИППК при РГУ и ИСПИ РАН Южнороссийское обозрение. № 16. 2003. Изд. СКНЦ ВШ, Ростов-на-Дону.

Свобода и ответственность в историческом развитии//Личность в историческом процессе. Сборник научных трудов. Изд. Куб. ГАУ, Краснодар 2003

Денисова Любовь Владиленовна

Родилась в 1957 г. в г. Чебоксары (Чувашия).

Окончила философский факультет Уральского государственного университета (1981), аспирантуру ЛГПИ им. Герцена (1988).

Кандидатская диссертация «Обряд как форма религиозной деятельности» (1989)

Докторская диссертация «Догматическое основание метафизических систем» (1999)

Учителя: Д.В. Пивоваров, В.И. Колосницын, Н.С. Гордиенко, В.В. Чешев.

Трудовая деятельность:

1981-1997 – Омский государственный педагогический университет

с 1997 – Омская академия МВД России: доцент, профессор, начальник кафедры философии и политологии.

Доктор философских наук, профессор.

Действительный член Академии гуманитарных наук.

Основная тематика научных исследований: проблемы философии, аксиологии, религиоведения.

Организатор проведения в г. Омске Международных научных конференций «Онтология и аксиология права» (2003) и (2005).

Опубликовано более 100 научных работ.

Соч.: Монографии: Человеческое и животное в человеке. (В соавт. с Денисовым С.Ф.) Омск, 1995; Догматическое основание метафизических систем. Омск, 1999; Статьи: Праведность и законопослушность: о сущности спора Иова с Саваофом // Историко-философский ежегодник – 2003: Сб.науч.тр./ Отв.ред. Р.А.Бурханов. – Екатеринбург, 2003. – С.3-15. Проявление сакрального в религиозном сознании // XXI World Congress of Philosophy “Philosophy Facing World Problems”. – Istanbul Convention and Exhibition Center, Turkey, 2003. Справедливость как базовая ценность права // Онтология и аксиология права: Материалы международной научной конференции. – Омск, 2003.

Религиозные организации в Омской области: современное состояние и тенденции развития // Социальные процессы в современной Западной Сибири. – Горно-Алтайск, 2005. С. 73-75.; С.Н.Булгаков как религиозный тип // Комплексный подход к изучению человека: Сборник трудов лаборатории «Философия образования» и кафедры философии БГПУ. – Барнаул: Изд-во БГПУ, 2005. – С.58-63. Философско-антропологический конструктивизм и ценностно-мировоззренческие основания права // Онтология и аксиология права: Тезисы докладов и сообщений Второй международной научной конференции (октябрь 2005 г.) – Омск, 2005.

Дмитриева Лариса Михайловна

Родилась 21 апреля 1943 г. в г. Омске в семье служащих.

Окончила механико-технологический факультет Омского политехнического института в 1966 году, исторический факультет Омского государственного педагогического института в 1976 году.

Кандидатская диссертация: «Формирование научно-материалистического, атеистического мировоззрения учащихся профессионально-технических училищ» (1980, Ленинградский государственный педагогический институт им. А.И.Герцена).

Докторская диссертация: «Религия в системе духовных ориентаций субъекта технической деятельности и технического знания» (1996, Академия государственной службы при Президенте РФ).

Учителя: Гордиенко Н.С., Воронцов Г.В., Митрохин Л.Н., Тажуризина З.А.

Трудовая деятельность:

1962- 1970 — Омский авиационный завод, конструктор

1970 – 1979 — Омский индустриально-педагогический техникум, преподаватель, заместитель директора

С 1979 года – Омский государственный технический университет, заведующая кафедрой

Доктор философских наук, профессор, Действительный член Академии гуманитарных наук, Почетный работник высшего профессионального образования, член Президиума областной организации общества «Знание», член трех докторских диссертационных советов.

Организатор проведения в г. Омске Международных научных конференций:

«Исламская цивилизация в преддверии XXI века (К 600-летию ислама в Сибири)» — 1994 год,

«Русское православие: 4 века в Сибири» — 1995 год,

«Протестантизм в Сибири» — 1998 год,

«К культуре мира – через диалог религий, диалог цивилизаций» — 2000 год.

Основная тематика научных исследований: проблемы философии, свободомыслия и религиоведения. Опубликовано около 300 научных работ:

Религия в технизированном обществе. — Омск: ОмГТУ, 1996. — 192 с.; Естественные и технические науки в мире культуры: Учебное пособие для высших учебных заведений РФ. — Омск: Изд-во ОмГТУ, 1997. -450 с.; Религиозные сообщества в Западно-Сибирском регионе: влияние на интеграционные и дезинтеграционные процессы /Сибирь в панораме тысячелетий //Материалы международного симпозиума. -Новосибирск: Изд-во Института археологии и этнографии СО РАН, 1998. — Т.2. — С.154-168; Религия в духовной жизни России / Регион России. — №3. — Омск, 1999. — С. 99-105; Вестернизация религиозно-духовной жизни России / Новые образовательные технологии в стратегическом развитии общества. –Новосибирск: Изд-во ГЦРО, 2000. – С.320-331; Религия в системе духовных ценностей технической интеллигенции / Генезис, становление и деятельность интеллигенции: междисциплинарный подход» Материалы XI межд. научн. конф. Иваново: Изд-во ИвГУ, 2000. — С.328-335; К культуре мира – через диалог религий, диалог цивилизаций / Вестник Омского отделения Академии гуманитарных наук. — №5. — Омск, 2000. — С.187-193; Ремесленная деятельность и религия / Омский научный вестник. – №3. – 2003. – С.23-30; Межрелигиозное сотрудничество как фактор устойчивого развития региона / Религия в изменяющейся России / Материалы II Российской научно-практич. конф. – Пермь: ПГТУ, 2004. – С.233-238; Религиозный аскетизм и его влияние на техническую деятельность технической деятельности / Философия и цивилизация будущего. – Тезисы докладов и выступлений IV Российского философского конгресса. – Т.2. –М.: «Современные тетради», 2005. – С.543-544; Техническая и художественная деятельность: религиоведческий аспект. — М.: Изд-во «Наука», 2004. -280 с.; Современное российское общество. Динамика ценностных ориентаций. — — М.: Наука, 2005. – 210 с.

Джораева Светлана Викторовна

Родилась 27 декабря 1964 г. Из семьи служащих.

Окончила физико-математический факультет Туркменского государственного педагогического института (1986) и аспирантуру при кафедре религиоведения Российской академии государственной службы при Президенте РФ (1997).

Учителя — Ф.Г.  Овсиенко, М.И.  Одинцов, Н.А.  Трофимчук.

Кандидатская диссертация: «Государственно-церковные отношения в России (Опыт философско-исторического анализа)»; Российская академия государственной службы при президенте РФ, 1997.

Трудовая деятельность:

1986–1991 — учитель, зам. директора средней школы № 26 г. Чарджоу

1991–1994 — специалист представительства Эвенкийского автономного

округа в Совете Федераций

С 1997 — Оренбургский государственный аграрный университет: старший преподаватель, доцент кафедры философии.

Общественная работа:

Председатель Оренбургского областного отделения Российского Объединения исследователей религии.

Основная тематика научных интересов: государственно-церковные отношения в России. Опубликовано около 30 научных работ.

Дударенок Светлана Михайловна

Родилась 18 декабря 1954 г.; Приморский край, г. Дальнереченск. Из семьи рабочих.

Окончила исторический факультет Дальневосточного государственного университета (1979) и аспирантуру философского факультета Ленинградского (Санкт-Петербургского) государственного университета (1984).

Кандидатская диссертация: «Атеизм в развитом социалистическом обществе: сущность, формы и функции научного атеизма» (Ленинградский (Санкт-Петербургский) государственный университет, 1984, специальность — научный атеизм).

Учитель — М.И.  Шахнович.

Трудовая деятельность:

1972 — 1974 — старшая пионервожатая Иманской (Дальнереченской) средней школы № 2

1974 — 1979 — студентка Дальневосточного государственного университета (ДВГУ)

1979 — 1980 — стажер-исследователь философского факультета Ленинградского (Санкт-Петербургского) государственного университета

С 1984 — ассистент, старший преподаватель, доцент кафедры культурологии ДВГУ.

Общественная работа:

член российского Проблемного Совета по философии религии; Зам. Председателя Экспертного Совета по проблемам свободы совести и религиозным объединениям при Администрации Приморского края; председатель Приморского краевого отделения Российского Объединения исследователей религии.

Основная тематика научных интересов: теоретическое и историческое религиоведение. Опубликовано более 60 научных работ:

Социологическое изучение религиозности и атеизма советского рабочего класса в период строительства социализма // Вопросы философии и социологии. Л., 1980; Атеизм в социалистическом обществе: Проблемы теории и методологии. Владивосток, 1988; К вопросу об истоках «нового религиозного сознания» // Философия Владимира Соловьева и современность. Владивосток, 1990; Религиозная ситуация в Приморье (вторая половина Х1Х — конец ХХ века) // Очерки истории Приморья. Учебное пособие. Владивосток, 1996; Проблема здоровья в идеологии и культовой практике современных нетрадиционных религий и культов // Здоровье населения Дальнего Востока. Владивосток, 1996: Нетрадиционная религиозность: что это? (Методическая разработка в помощь учителю). Владивосток, 1997; Приморский край. Энциклопедический словарь. (Статьи: церковь, религия). Владивосток, 1997; Конфликт как одна из составляющих религиозной жизни современного российского общества (на примере Дальнего Востока) // Христианство на Дальнем Востоке. Материалы международной научной конференции. Владивосток, 2000; Криминология и религия: проблемы взаимодействия // Духовная жизнь Дальнего Востока России. Материалы региональной научно-практической конференции. Хабаровск, 2000; Возможна ли в России государственная религия? // Первый Приморский Форум «Межконфессиональное и межнациональное развитие: Опыт. Сотрудничество. Проблемы. Перспективы». Владивосток, 2000.

Ембулаева Людмила Сергеевна

Родилась 1 января 1948 г., Дрезден (Германия). Из семьи военнослужащих.

Окончила филологический факультет Кубанского государственного университета (1972) и аспирантуру в Академии общественных наук при ЦК КПСС (1989).

Учителя — Г.С.  Лялина, А.Ф.  Окулов, Л.Н.  Великович, Л.Н.  Митрохин, Э.Г.  Филимонов, Р.А.  Лопаткин, В.И.  Гараджа, Н.А.  Трофимчук, Т.А.  Кудрина, Л.А.  Зуб.

Кандидатская диссертация: «Протестантизм о взаимоотношении человека и общества (на материалах баптизма); Академия общественных наук при ЦК КПСС (1989), специальность — научный атеизм, религия (история и современность)

Трудовая деятельность:

1966 — 1973 году — старшая пионервожатая, инструктор Краснодарского горкома ВЛКСМ

1973 — 1975 — секретарь райкома ВЛКСМ

1976 — 1981 — учитель русского языка и литературы средней школы № 69 г. Краснодара.

1982 — 1991 — на партийной работе: инструктор, секретарь райкома КПСС, инструктор Краснодарского крайкома КПСС

С 1989 — Кубанский государственный аграрный университет: преподаватель, доцент, профессор кафедры философии

Общественная работа:

член Краснодарского краевого отделения Объединения исследователей религии.

Основная тематика научных исследований: история и современное состояние протестантизма, современные неокультуры. Опубликовано более 50 научных работ:

Демократизация: верующий человек в современном обществе.
М., 1989; Социальная философия современного протестантизма.
Краснодар, 1998; Некоторые вопросы взаимодействия национального
и конфессионального. Краснодар, 2001; Религиозные организации
Краснодарского края. Справочник. Краснодар, 2002; Этический
релятивизм в русской традиции / Православие в исторических
судьбах Юга России. Ростов-на-Дону, 2003.

Емелях Любовь Исааковна

(9.04.1924, Ленинград — 6.05.1992, Ленинград).

Окончила исторический факультет Ленинградского (Санкт-Петербургского) государственного университета (1950). Ветеран Великой Отечественной войны. Награждена боевыми орденами и медалями.

Кандидатская диссертация: «Антиклерикальные движения крестьян в революции 1905–1907 гг. » (1962).

Докторская диссертация: «Антиклерикальное движение крестьян накануне Великого Октября» (1978).

Учитель — С.Г.  Валк.

Трудовая деятельность:

1950 — 1991 — Музей истории религии АН СССР: экскурсовод, младший научный сотрудник, старший научный сотрудник, заведующая Рукописным отделом. После преобразования Музея в Государственный музей истории религии и атеизма Минкультуры СССР: заведующая отделом «История русского православия и атеизма в СССР», заведующая сектором «Атеизм и православие в СССР», и.о.  директора Музея. Под ее руководством и при ее непосредственном участии были созданы все экспозиции Музея по истории православия в России.

Основная тематика научных исследований: истории православия и истории русского крестьянства. Опубликовано более 70 научных работ:

Старинные рукописные книги Музея истории религии и атеизма Академии Наук СССР // Труды Отдела древнерусской литературы АН СССР. Т. XII, 1957; Антиклерикальные движения крестьян в первой русской революции. М.-Л., 1965; Происхождение христианского культа. Л., 1971; Исторические предпосылки преодоления религии в советской деревне. Секуляризация деревни накануне Великого Октября. Л., 1975; Крестьяне и церковь накануне Великого Октября. Л., 1976; Происхождение христианских таинств. М., 1978; Христианские таинства. Л., 1977; Христианизация Руси / Религии мира. 1986.

Ефимова Светлана Владимировна

Родилась 1 апреля 1958 года; Крымская область, Симферопольский район, п.Гвардейское

Из семьи служащих

Окончила исторический факультет Омского государственного университета (1982)

Кандидатская диссертация «Онтология правдоискательства» (2001)

Трудовая деятельность:

1975 – 1977 секретарь проректора по научной работе Омского педагогического института

1982 – 1998 преподаватель философии и религиоведения в Омской медицинской академии

1998 – преподаватель Омского института Московского государственного института коммерции, с 2002 года зав.кафедрой гуманитарных дисциплин Омского института (филиала) Российского государственного торгово-экономического университета

Общественная работа:

с 1999 по 2005 год ученый секретарь Омского отделения философского общества

Основная тематика научных исследований: русская религиозная философия, культурология, этика и религиоведение, проблемы преподавания философии в вузе. Опубликовано около 40 работ.

Залужный Александр Гаврилович

Родился 5 июля 1956 г.; г. Желтые Воды Днепропетровской области УССР.

Окончил Донецкое высшее военно-политическое училище (1977), юридический факультет Владимирского государственного университета и аспирантуру в Институте философии Академии наук Украины.

Кандидатская диссертация: «Проблемы войны и мира в современных протестантских теологиях».

Трудовая деятельность:

1977 — 2000 — проходил военную службу на различных должностях в системе воспитательных органов Вооруженных Сил на территории Казахстана, Литвы и Белоруссии.

2000 — Генеральная прокуратура РФ, Министерство юстиции РФ

Общественная работа:

Секретарь Экспертного совета для проведения религиоведческой экспертизы при Минюсте России.

Основная тематика научных исследований: проблемы взаимоотношения государства и религиозных объединений.

Опубликовано около 40 научных работ:

Специфика религиозного конфликта // Религия и право. М., 2000. № 6; Правовые и религиозные нормы в системе государственно-конфессиональных и конфессиональных отношений / Государство, религия, церковь в России и за рубежом. Информационно-аналитический бюллетень. М. 2001. № 4 (28); Христианская этика и светское право / О социальной концепции русского православия. М., 2002; Правовые гарантии противодействия зкстремистской деятельности в политической, религиозной и других сферах общественной жизни // Закон и право. 2002. № 9; Экстремизм. Сущность и способы противодействия. // Современное право. 2002. № 12; Некоторые проблемы защиты конституционных прав и свобод граждан от экстремистских проявлений // Конституционное и муниципальное право. 2003. № 4; Судебная этнологическая и религиоведческая экспертизы (Вопросы теории и практики) // Закон и право. 2003. № 5..

Зуб Лилия Алексеевна

Родилась 10 февраля 1941 г. в г. Чернигове УССР. Из семьи служащих.

Окончила факультет русского языка и литературы Краснодарского государственного педагогического института (1965) и аспирантуру Института научного атеизма Академии общественных наук при ЦК КПСС (1979), кандидат философских наук.

Учителя: А.Ф.  Окулов, П.К.  Курочкин, Л.Н.  Великович, И.Н.  Яблоков, В.И.  Гараджа, М.П.  Мчедлов, Л.Н.  Митрохин, Э.Г.  Филимонова Э.Г.

Трудовая деятельность:

1965 — 1991 — на комсомольской и партийной работе.

1994 — 2001 — Администрация Краснодарского края: заведующая сектором, заведующая отделом по делам религий.

С 2001 года — доцент кафедры регионоведения Краснодарской Академии маркетинга и соцально-информационных технологий.

Общественная работа:

Председатель Краснодарского краевого отделения Российского Объединения исследователей религии.

Основная тематика научных исследований: история и современное
состояние государственно-церковных отношений в России,
международные аспекты государственно-церковных отношений.
Опубликовано более 30 научных работ.

Зуев Юрий Петрович

Родился 22 января 1938г., Московская обл., из семьи рабочих.

В 1960г. окончил исторический факультет Московского областного педагогического института им. Н.К.Крупской.

Кандидатская диссертация: «Культ страдания в христианстве» (1970), специальность — научный атеизм

Трудовая деятельность:

1960–1961 — учитель истории в средней школе.

Служба в Советской Армии

Ассистент на кафедре философии Московского Государственного заочного педагогического института

1964–1995 — Институт научного атеизма Академии общественных наук при ЦК КПСС (научно-вспомогательный сотрудник — ведущий научный сотрудник).

С 1995 по н/в — доцент, профессор кафедры религиоведения Российской академии государственной службы при Президенте РФ.

Основная тематика научных исследований: межрелигиозные и межконфессиональные отношения в России. Опубликовано более 20 научных работ:

Религиозные объединения и верующие в условиях демократизации советского общества // Философские науки. М., 1988, №4; Религия и религиозные организации в современной России //Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии. Сост. В.И.  Гараджа. М., 1994; Религиозн