Дневник. (Избранное. Февраль 1917 г. — апрель 1928 г.)
Н.М. Мендельсон
Дневник.
(Избранное. Февраль 1917 г. — апрель 1928 г.)
Николай Михайлович Мендельсон родился в 1872 г. в Иркутске. После окончания Московского университета (1895) он занимался научной и педагогической деятельностью: преподавал в Коммерческом училище цесаревича Алексия и в других московских учебных заведениях, публиковался в московских историко-литературных журналах, приобрел известность как исследователь русского фольклора и литературы.
Начиная с 1917 г. Н.М. Мендельсон постоянно вел дневник, озаглавленный им «Pro me» (Для себя). И действительно, в него вносились личные впечатления и оценки обстоятельств окружающей жизни, поступков и действий сослуживцев, родных и знакомых; а также информация о событиях в церковной, научной, литературной и театральной жизни столицы. На многие страницы дневника были занесены услышанные им «перлы» устного народного творчества: пословицы, поговорки, анекдоты, частушки, слухи.
В послереволюционное время Н.М. Мендельсон, как и многие его товарищи-гуманитарии, в поисках хлеба насущного одновременно работал во многих советских педагогических и музейных учреждениях, в том числе и библиотеке им. В.И. Ленина (быв. Румянцевский музей). Именно это последнее обстоятельство и предопределило тот факт, что после смерти Н.М. Мендельсона в 1934 г. его дневник попал на хранение в отдел рукописей Библиотеки. Правда, вплоть до конца 80-х — начала 90-х годов прошлого века он был фактически недоступен для исследователей, так как хранился под грифом «секретно» и выдавался каждый раз по особому разрешению.
К публикации отобраны материалы из Дневника, которые характеризуют религиозную жизнь советской России в 1917-1928 гг.
Публикацию подготовил кандидат философских наук М.И. Чернов.
«Pro me» *
1917 год
28 февраля
23-го уехал в Петроград по делам торговых классов**. Приехал во 2-м часу дня. С Невского /проспекта/ должен был свернуть: у Гостиного двора, во всю его длину и во всю ширины улицы — толпа…Пение, красные флаги. Останавливают трамваи. 25-го — трамваи забастовали. Утром и днем на Невском вчерашняя картина. Вечером на вокзал кружным путем. Вокзал заперт, выпускают через калитку в ворота.
4 марта
События идут с головокружительной быстротой…Николай II[1] отрекся за себя и сына в пользу Михаила[2], этот — до созыва Учредительного собрания. Вступаем в полосу бури…Война, продовольствие, остатки старой правительственной сволочи…А там — республика или парламентарная монархия? А социальный вопрос…А наша великая некультурность, и недисциплинированность!…Боже, спаси родину…
23 августа
Гибель России — это не фраза, не слова только…Революции не было, самодержавия никто не свергал. А было вот что: огромный организм сверхчеловека, именуемый Россией, заболел каким-то сверх-сифилисом. Отгнила голова — говорят: «Мы свергли самодержавие». Вранье: отгнила голова и свалилась. Теперь гниет все остальное, сверху до низу…Надвигается голод. Рига взята. Всюду развал.
29 августа
Восстание Корнилова[3]. По сведениям утренних газет — бой под Лугой. Неужели со стороны Корнилова только авантюра?…Пишутся последние страницы истории России, великой России…Голод надвигается. Как проживем зиму?
28 октября
Авантюра большевиков с захватом власти. «Буржуазные» газеты лишены возможности выходить. «Свобода слова», осуществляемая рванью в солдатской форме и с оружием, которая заняла типографии и редакции «Русского вестника» «Утренней России» и т.д.
30 октября
В ночь на сегодня дежурил от 11 до 3 утра. Ночь бурная. От 11 до 2 беспрерывная канонада — орудийная, пулеметная, ружейная — в сторону Чугунного моста или Кремля, — трудно разобрать. Отдельные выстрелы вблизи…
Хлеба с завтрашнего дня ¼ фунта. Говорят, большевики объявили на фронте перемирие. Теперь солдатская масса ринется сюда!
Приходили члены местного военно-революционного комитета, потребовали (корректно) сдать оружие, оставив лишь три револьвера.
31 октября
Хлеба дали по ½ фунта, на ¼ перейдем, дай Бог, завтра. Дежурил с 3 до 7 утра. Ночь не лучше, если не хуже предыдущей. Стреляли откуда-то, как будто с Воробьевых гор или с Калужской площади, — тяжелыми снарядами. Отблеск, несколько секунд гудения, тяжело-звонкого упрямо режущего воздуха, опять блеск и…бах!…Где разрыв — определить не могу. Так было странно утром: ясное небо, звезды, звон к ранней обедне, такой мирный, а одновременно с ними, не заглушая и не заглушаясь, трескотня пулеметов, ружейных выстрелов…Гибнет Россия!…Завтра хоронят у стен Кремля…Старый седой Кремль, до чего ты дожил.
13 ноября
Сегодня хоронили юнкеров, студентов, гимназистов. Мы с Верой[4] в начале 11-го были у церкви Большого Вознесения. В церковь нельзя было пробиться. При нас вносили гробы. Их много…Некоторые по размерам — для мальчиков 14-15 лет. Много молодежи. Оркестр какого-то учебного заведения. Толпа молчалива. Погода адская. Из церкви выносили около 3-х часов. Ни цветов, ни лент, ни плакатов…И это внушительно. Тишина и слезы сдержанные.
Большинство гробов несут на руках военные и учащиеся. За одним гробом запомнился мне весь обвязанный и на костылях молодой прапорщик. Чудный хор. Впереди митрополит, архиерей, духовенство. Совсем непохоже на похороны большевиков. «Тех с песнями хоронили, а этих — по-православному», — говорят в толпе. Преобладала молодежь. Впечатление большое. С Верой сделалось нехорошо, и мы ушли, не дождавшись конца очень длинной процессии.
1918 год
1 января
Что Новый год — то новых дум,
Желаний и надежд
Исполнен легковерный ум.
И мудрых, и печальных.
Что даст новый год — неведомо, но будь проклят старый — 1917-ый.
…Между прочим, вчера у Хвостовых спросил батюшку Михайловского: «Что же, Вы будете в церкви читать послание Тихона[5], анафематствующее большевиков? — Нет, боязно, опасно! — А это еще приличный батя!
Вчера пошел в церковь на всенощной. Накануне был оповещен, что будет собрание прихожан по поводу сегодняшнего крестного хода. После богослужения батя длинно и нудно читал декрет об отделении церкви от государства, послание патриарха, резолюцию Собора, отзывы иноверных и инославных пастырей, описание крестного хода в Петрограде…Все это столь же нудно и маловразумительно толковалось. Затем произнес речь. Я не дослушал ее и ушел…как батя, прочитав длинный ряд большевистских фамилий-псевдонимов (некоторые я слышал впервые), раскрыл их еврейские подлинники, и, прибавив, что список он получил от верного человека, стал многозначительно распространяться на тему: «Вы знаете, что за люди, евреи, как они относятся к вере Христовой» и т.д.
7 июля
России давно уже нет. Есть сволочной, сверху донизу, русский народ, которому все равно быть чьим-нибудь рабом.
29 июля
Из трамвайных разговоров: «Мощи из Кремля большевики велели убрать: будут Кремль взрывать»
30 августа
Сегодня, идя в училище на заседание Совета, слышал крики газетчиков: «убийство Урицкого![6]». На Совете много «треволненных» вопросов. Как быть с церковью, ее уничтожить, имущество продать?.
Хорошо и духовенство наше! Можно было бы спасти нашу церковь, сделав ее приходской. Для этого, в ряду других условий, нужно соглашение с соседним приходом. Соседний приход — Фрола и Лавра — один из самых больших в Москве — до 500 домов. Наш батя просил уступить для образования прихода 5 домов. Ни за что!
Потрясающий рассказ П.И. Мартынова (ему я верю) о том, как в Калуге из одной домовой церкви сделали кинематограф.
Я не причисляю себя к православным-ортодоксам, но я религиозный человек, верю в Бога, в мир духовный. Я ценю христианство, но чуда воскресения не приемлю. И все же православие мне дорого, хорошее православие. Люблю его с детства, поэзию ее службы, поэзию всенощной и панихиды особенно. И возмущает меня до глубины души и травля религии, и отношение к ней «с кондачка», и насмешки. Равнодушия же к религиозным вопросам я просто не понимаю.
…Вечером, после Совета, в заседании домового комитета Щукин сообщил, будто вечером, где-то в наших краях, было покушение на Ленина. Враки, вероятно, — объясняемые стихами Грибоедова[7]: «Когда нам скажут, что хотим, куда как верится охотно!»
31 августа
Ленин[8], действительно, ранен.
5 ноября
Две современные частушки:
На заборе долго сохла
Перелинка женина,
Моя теща, чуть не сдохла,
Увидавши Ленина.
***
Искривилась вся походка,
Изопрела вся нога,
Каждый день ходи на сходку,
Митинга, да митинга!
6 ноября
Сегодня «Известия» почти целиком посвящены годовщине. Все хорошо, но как дошло дело до «экономических достижений» — плохо! А вот тут «зарыта собака». В стороне Кремля — яркое зарево иллюминаций, фейерверк. Город украшен. Довольно безвкусно. Александровское училище чисто выкрашено в краску цвета давленого клопа. На Думе, у Иверской, вместо снятой иконы надпись: «религия — опиум для народа». Много народу на улицах после 12 часов, когда везде кончились занятия. Большинство, конечно, празднолюбопытствующие.
11 ноября
Пробуешь перестроить душу на мировой, так сказать, ход, радоваться, что во всем мире сдвиг, что всюду трудящиеся на пути к лучшей жизни. Да, это хорошо! Но я убежден, что всюду, кроме России, культура только выиграет, а у нас тонкий ее слой окончательно слиняет. Иногда думаю, — хорошо бы умереть, не видеть, не слышать хрюканья торжествующей свиньи: ведь, у нас не правда социальная пришла, а свинья, которая эту правду лопает, и скоро совсем слопает.
31 декабря
С завтрашнего дня минимальная трамвайная ставка — 1р. 20 коп. Трамвай становится предметом роскоши. Перед 1918г. я посылал проклятия 1917 году. Что сказать про уходящий на 12 дней раньше 1918-й? Только тем и хорош, что на 13 дней раньше кончился. Все-таки, легче!
1919 год
15 марта
Идя сегодня мимо нашей церкви, увидел на воротах два объявления: У Никиты-мученика в 6 часов сегодня «пассия» при пении капеллы Чудонина и проповедь местного священника «о мощах»; у нас в приходе — в 3 часа «торжественная вечерня», после которой проповедь «профессора-протоиерея» Боголюбского на тему «Царь Иудейский» при пении хора из артистов Большого театра под управлением Семенова. Возвращаясь с курсов, в 3 часа 5 минут, хотел войти в нашу церковь, но она была заперта. Неужели власти запретили? Или началось с опозданием?
Последнее время в городе шли толки об своеобразном освидетельствовании мощей большевиками. Между прочим, будто бы один батя после освидетельствования, ничего «нетленного» не обнаружившего, заявил, что так и должно было быть: святыня перед приходом нечестивых «ушла». Говорят, на простонародье это произвело большое впечатление, и результат получился не тот, на который власти рассчитывали. Если все это верно, то батя умный: старая, бродячая легенда об исчезающей перед неверными святыни до сих пор может иметь власть над умами даже «социалистического» народа!. Но как глупы наши власть имущие? Боже, как глупы. Разве так борются с народной тьмой?! Разве с того конца надо начинать?!
20 марта
Хоронили Свердлова[9], по отзывам видавших, далеко не импозантно. Д.Н. Ушаков, вышедший из Университета с заседания, спросил милиционера: «Что, пронесли» — Пронесли,…мать!» Перечел все коммеративные статьи, и мне жалко стало Свердлова. Фармацевт, да еще недоучившийся, фанатик недалекий, по выражению Щедрина [10], «с железной поясницей и чугунным при ней днищем», попал в вершители российских судеб!.. Как не пожалеть человека! Убежден, что в глубине души его иногда было чувство: «толк бы я специи в фармацевтической ступке!» Но человека тянет к краю пропасти: и страшно, и приятно…Впрочем, чужая душа — потемки.
13 апреля
Легенда. Ленину, жившему в Кремле, явился во сне Гермоген[11] и сказал: Уходи отсюда! Так было дважды. На третий раз прибавил: «А то тебя отсюда вынесут!» Ленин не ушел, и у него отнялись ноги и руки. После этого его «вынесли» в Александровское воинское училище. Врачи объяснили все нервными явлениями.
Известия об освидетельствовании мощей преподобного Сергия. Оказались не нетленными. Будет 1000 000 советских листовок напечатано по сему поводу, а весь процесс освидетельствования, зафиксированный кинематографом, будет демонстрироваться в электротеатрах Москвы на Святой /недели/. Злейший враг большевиков не придумал бы ничего… хуже!
20 апреля
Пасха. Были у заутрени в Марфо-Мариинской обители. Верх благолепия и, если можно так выразиться, религиозной художественности. Настроение вчера и сейчас праздничное, чему способствует отсутствие Настасьи, уехавшей в деревню.
22 апреля
На Арбатской площади тысячный хвост у кинематографа: говорят, показывают вскрытие мощей преподобного Сергия [12].
25 апреля
Вчера Сперанский читал мне письмо Голубцовой из Троицы. Как женщина религиозная, конечно, скорбит. Пишет, что в официальном протоколе кое-что обойдено молчанием. Так советские медики, будто бы, признали, что кости пролежали несколько столетий; что волосы стали рыже-желтыми от времени и т.д. Легенда об исчезнувшей «святыни» гуляет во всю. Паломничество к раке усилилось.
27 апреля
Выпущен из тюрьмы А.Д. Самарин [13]. Трогательные подробности о том, как молились в узилище он, Джунковский[14] и какой-то архиерей. Будто бы следователь-латыш делавший последний допрос Самарину, сошелся в частном разговоре с ним в отрицательном отношении к конфессиональной политике большевиков.
2 мая
На обратном пути через Красную площадь созерцал поставленный на Лобном месте памятник Степану Разину[15]. Работа Коненкова[16]. Вид «Велеса, скотьего бога!» Княжну персидскую за толпой не разглядел, на голове Стенькиной встали! Вообще, удивительный монумент. Любопытно было бродить по толпе. Все молчат, явно боятся говорить. Единственно праздничное — чудный весенний солнечный день.
…На Ходынке оратор, тоже еврей, говорил о мощах, в известном «советском» тоне. После его речи выступил некто; не защищая ортодоксального взгляда на мощи, он требовал уважения к чужим верованиям, уважения к памяти людей, которые, как преподобный Сергий, оказали незабываемые услуги родине. Имел бурный успех, натурально был доставлен в Чрезвычайку, где предъявил билет…члена коммунистической партии.
12 июля
Говорят, сегодня было произведено покушение на патриарха. Я в музее слышал такую версию. При выходе патриарха из храма Христа Спасителя, где он служил по случаю Петрова дня, из толпы, его окружавшей, отделились три бабы-богомолки, подошли к патриарху, и одна нанесла ему рану ножом. Две бабы были схвачены, их стали бить, и одна, именно та, которая нанесла удар, оказалась переодетым мужчиной. Патриарха перенесли в церковный дом храма.
1920 год
3 марта
Громадный перерыв объясняется полосой арестов, расстрелов, казней, последовавших вскоре после последней записи*. Я, страха ради иудейска, упрятал тетрадку и нашел ее только сейчас.
…Из-за пайка (1 фунт в день хлеба, в месяц 7 фунтов мяса, 7 фунтов круп и 1 ½ фунта сахара) начал во вторник лекции в «Главной военной школе физического воспитания трудящихся». Там готовят инструкторов спорта и допризывной подготовки. Первое впечатление не из приятных: дубье, гоняют их на лекции, видимо, насильно; в аудитории, конечно, в шапках и с папиросами, держатся более чем развязно, а главное — дуботолки. Внедряю в эти головы «историю культуры». Впрочем, человека три как будто заинтересовались.
10 апреля
На Страстной ходил в церковь. Был в Училищной церкви, в Марфо-Мариинской, вчера слушал вечерню у Параскевы-Пятницы в Охотном. Сегодня причащался. У меня своя вера. Да и вообще, думаю я, у всякого верующего своя вера. Верю в Бога, как единое, мир проникающее духовное начало. Его больше в растении, чем в камне, в животном больше, чем в растении, в человеке больше, чем в животном, в Сократе было больше, чем в рядовом греке, во Христе было больше, чем во всех людях. И в этом смысле он был сын Божий. С земною жизнью кончается известное нам и науке подлежащее земное существование тела. Частица божества, вложенная в человека и инстинктивно заставляющая его тянуться к истине, добру и красоте, после его смерти продолжает жить. Но как? Здесь область тайны, подлежащая вере. И я верю, что моя душа вольется после смерти в лоно всемирной любви. Будет ли она жить индивидуально? Верю, что да. И причащение для меня — символ моего единения с божественной любовью, преддверие окончательного, посмертного слияния с нею.
Вера возится в кухне. Я сейчас кончил возню с дровами. Яиц не купили, ибо 3000 /рублей/ десяток. Купили 2 фунта творогу и 1 фунт животного масла за 4100 рублей. Соорудили пасху. Есть «военно-пайковая» конина, из которой Веруня готовит пирожки. Есть около ½ фунта сахара и 4 кружки молока, да 4 фунта черного хлеба. То-то «буржуйная» пасха!
23 апреля
Сегодня газеты полны Лениным по случаю его пятидесятилетия. Надо отдать справедливость — тон всех статей и заметок вполне приличный (говорю об «Известиях» и «Правде»).
20 июня
Множатся все рассказы о чудесах. Сегодня Настасья рассказывала Вере: «В каком-то городе из церкви сделали лазарет. И больные, и врачи каждый день утром и вечером слышат церковное пение невидимого хора. Других позвали — тоже слышат. Помер один больной — и его кровать как раз стояла там, где алтарь был — иконостас, престол — все убрали. Помер вечером, не вынесли его. На ночь оставили. Утром смотрят — кровать с покойником у дверей у дверей. Никто не переносил. Еще раза два так случилось. Ну и вывели больницу из церкви.
8 июля
Анекдот армянский. «Карапет, какие деньги у вас в Армении ходят? — С мордами ходят, с птицей ходят (царские), с баней ходят (с изображением Государственной Думы), с крючком и отмычкой (советские, с серпом и молотом) не ходят».
22 сентября
…Много говорят о случае в храме Христа Спасителя. Власти придумали останки преподобного Сергия поместить в музее Наркомздрава. Поэтому поводу патриарх написал к пастве послание, — говорят, — очень сильное. Его читал в храме настоятель. Тогда какой-то «кожаный» тип, забравшись на патриаршее место, заорал, что, мол, тебя самого надо в музей или что-то в этом роде. Молящиеся выволокли его на паперть и избили. Говорят, и власть привлекает его к ответственности.
4 октября
Рассказ Х.И.Озолинга[17] о лекции Луначарского[18] «Почему нельзя верить в Бога?». По окончании лекции битком набитая аудитория бурно аплодирует. На приглашение лектора «возразить» никто сначала не отозвался, а потом откуда-то сзади вылез маленький попик и сказал с кафедры: «Бога я защищать не стану. Он в моей защите не нуждается, а скажу: «Верую, Господи, помоги моему неверию!» И перекрестился. Аудитория встала и сделала то же.
1921 год
20 января
Поговорка. «Живи декретом, а получай под секретом».
2 апреля
Был в Училищной церкви. Наш батюшка болен. Служивший вместо него произнес после выноса креста великолепную проповедь о Голгофе Христа и Голгофе русского народа, ниспосланной ему за то, что, встретив Христа своею «осанной», через малое время завопил: «Распни его!» Но будет, будет воскресение и для русского народа».
30 апреля
Как-то в регламенте о праздновании 1-го мая я прочел, что в виду совпадения пролетарского праздника и Пасхи, нужно избегать задевать религиозное чувство…Порадовался умным словам. Но на заборе в «Правде» вчера прочел нечто прямо противоположное.
1 мая
Христос Воскресе! Были у заутрени в приходе. Чудная ночь. На душе было хорошо. «Теплится все-таки в душе огонек». Этими словами спросил меня на исповеди Василий Прохорович.
19 июня
Анекдоты.
«Почему нет на съезде Коминтерна ни одного готтентота? — Потому что ни один еврей не согласился провертеть себе нос и вставить в него кольцо».
«В Москве арестованы все раввины, так как не сдали в Главкожу всех обрезков».
5 августа
Песня:
Тиф, чума, холера, голод,
Вьюга воет на дворе.
Проклиная серп и молот,
Дохнет Ре-Се-Фе-Се-Ре.
14 августа
Вчера был у всенощной, после которой Василий Прохорович объявил, что завтра, т.е. сегодня, в 6 часов дня, в храме Христа Спасителя патриаршее молебствие по случаю открытия действий Комитета помощи голодающим.
23 августа
Слух: власти из Кремля переезжают в Петровский дворец; Кремль будет открыт, и патриарх 15-го будет служить в Успенском соборе.
17 сентября
Анекдот. «Съезд Интернационала. Проверка мандатов и перекличка. Депутат от Сингапура! — Здесь! — Депутат от Индостана! — Здесь! — Депутат от Мадагаскара! — Молчание. — Депутат от Мадагаскара? — Молчание. — От Мадагаскара депутат? – Молчание. — Председатель (с гневом): «Рабинович! Что Вы сидите как бревно! Разве Вы забыли, что Вы депутат от Мадагаскара!»
4 октября
Экзаменую и в Истнархозе будущих экономистов и техников…Из писавших на тему «Что такое свобода совести?» только один понял вопрос надлежащим образом, а остальные трактовали о совести, свободной от угрызений.
22 октября
Сегодня окончание речи Ленина на съезде работников Политпросвета. Здорово ругается и много правды злой говорит. А вот идеология его речи смутна. Не то у нас нет пролетариата, он деклассирован, и его надо создавать заново, не то он есть, да еще мощный, могучий, осуществляющий диктатуру и проч.
1922 год
25 марта
Вера была на конференции, где, между прочим, Ленина-Крупская читала на тему «Религия в школе». Какой прогресс! Заявляет, что надо «бережно относиться к религиозным верованиям детей».
27 марта
На улицах плакаты — «Кто они?» По поводу духовенства и церковных ценностей. Среди моря ругани и достаточного количества лжи — есть и крупицы правды. Ведь, очень и очень не на высоте было всегда наше духовенство.
28 марта
Говорят, (сам не читал), что сегодня в «Известиях» официальное сообщение об усмирении в Шуе бунта, возникшего на почве церковных дел; есть убитые и раненые…Слухи о волнениях в Боровске, — тоже в связи с церковными делами. Говорят, вероятно, фантазия — что в Москве Прохоровские рабочие взяли ключи от церковных драгоценностей и заявили, что пусть власти с ними попробуют иметь дело.
4 апреля
Началось усиленное изъятие церковных ценностей в Москве. Нарочно или нет приурочено оно к концу поста, близким Страстной и Святой неделям? Около церквей (Параскевы-Пятницы, Покрова в Левшине) собираются толпы…Эксцессов не было, но настроение угрюмое и мрачное. Говорят, у Параскевы-Пятницы даже отложили изъятие (в разговорах все называют «ограбление») до ночи. Люди, бывающие на рынках, говорят, что в толпе настроение прямо погромное. Много арестов в связи с этим. Какой-то слух о «назначении» властями нового патриарха. А.И. Яковлев, приехавший из Симбирска, рассказал две сцены…Умирает в деревне старуха, и говорит: «Детушки, вы уж меня не ешьте, а заройте»…Разговор на базаре. — Ну, покойников едите? Нет…Ребятишек кое-где прикалывают».
5 апреля
Москва прямо во власти погромных разговоров. На носу еврейская пасха, наши Страстная и Святая недели, — а тут отобрание церковного имущества. Рассказы — самые фантастические. Записываю некоторые. У Зачатьевского монастыря избили сидевшую в автомобиле и дожидавшуюся груза еврейку; у автомобиля порезали шины. Где-то выпивали и закусывали, поставив еду и выпивку на плащаницу. Еще где-то положили икону на пол, наступили на нее ногами и таким образом стали сдирать ризу. В какой-то церкви выплеснули из чаши причастие!!! (священник, по окончании литургии, должен выпить все остающееся в чаше). Где-то выбросили на пол мощи из ковчега. Там увезли 30 пудов ценностей, там — двадцать. На Смоленском /рынке/ видели, как кто-то продавал лжицу и дискос. И т.д. и т.д. На Театральной площади чуть не убили еврея, заподозренного в ритуальных убийствах. По одной версии еврей, несший мешок, поскользнулся, и из мешка выпал детский трупик; будто бы еврей нес хоронить ребенка. По другой версии, еврей вел за руку девочку. Так говорят. Как бы то ни было, власти делают все для погрома. А опустошенные церкви и в будущем будут наглядной погромной прокламацией. Любопытно, что все в один голос, и простонародье, и интеллигенция, говорят: голодающие ничего из ограбленного не получат, все разворуют; или: пойдет на Красную Армию и заграничную пропаганду. Слышал на улице: «Скоро на содкомах (содержанках комиссаров) церковные жемчуга увидишь».
6 апреля
Говорят, что в Дорогомилове произошли серьезные беспорядки на почве отобрания церковного имущества. Будто бы с одной стороны бросали палки, с другой — стреляли, и есть убитые и раненые.
Н.Г. Петухов передавал об «изъятии» в церкви Екатерины Великомученицы на Ордынке, при котором он присутствовал. Говорит, что власти держали себя корректно, а кое-кто из красноармейцев был смущен явно. Между прочим, в этой церкви сняли церковные врата, кованые из серебра. Погромные разговоры продолжаются.
9 апреля
Вчера был у всенощной. Иконы отобраны (у нас в церкви икон в ризах было мало). Говорят, что-то оставили под условием в известный срок доставить известное количество серебра, и среди прихожан производится сбор. Это новость. Рассказывают, что прихожане громадного прихода Василия Кесарийского просили оставить в покое их церковь, обязуясь доставить три вагона муки. Не согласились власти. Это, будто бы, вызвало усиленные и вполне понятные толки о том, что ценности отбирают вовсе не для голодающих.
11 апреля
Пресловутая «ритуальная» история с евреем и детским трупиком окончательно ликвидирована гласным судебным разбирательством. Один из немногих умных поступков современной власти.
15 апреля
Цены предпраздничные:
Два лимона — 2 млн /рублей/.
2 ¼ фунта чая — 3.600.000 /рублей/.
Бутылка портвейна — 3 млн /рублей/.
1 фунт конфет (драже) — 1.200.000 /рублей/.
1 бутылка одеколона — 1.500.000 /рублей/.
17 апреля
Приятель Ефимова, Н.Д. Кузнецов[19], известный знаток церковных вопросов, больше двух лет высидевший в «Титах» вместе с Самариным, недавно призывался в качестве эксперта (в повестке был назван свидетелем): он сторонник изъятия, и властям, конечно, важно опереться на его авторитет.
25 апреля
Вчера был у нас Б.В. Беккер[20]. Со слов А.И. Елизаровой[21], сестры Ленина, рассказывал, что у последнего вынули пули, сидевшие со времени покушения. Предполагают, что его психостения в связи с отравлением свинцовым ядом. Впрочем, есть и другие предположения: причина в остигматизме. Как бы то ни было, сам серьезно болен.
…Вчера видел Е.Н. Ефимова[22], выпущенного на поруки. Судят его завтра. Сидел в прескверной обстановке сначала на Лубянке («корабль»), потом в Кисельном переулке («острова», а Бутырка — «материк»). Под пасху открыли окна на церковь и пели «Христос воскресе». По церковным делам сидят три категории: духовенство, миряне и…незаконно «приобретшие» конфискованное церковное имущество. Сегодня произведена конфискация в церкви Музея. Подробностей не знаю.
2 мая
Вчера был пролетарский праздник. Погода была чудная, и это много способствовало празднику. Впервые за эти годы на улицах чувствовалось большое оживление, веселье настоящее. На автомобили с детворой, неистово весело оравшей, было приятно видеть.
…Ефимов на процессе церковников, еще продолжающемся, говорят, сказал такую речь, что часть публики стала аплодировать, а председатель сказал ему: «Что же, по-вашему, мы обвиняемые, а вы обвинители?»
7 мая
Все продолжается церковный процесс. Газеты полны им. Из него вообще делают cause celebre. Отчеты газетные, впрочем, кое о чем умалчивают. Так, например, при допросе патриарха, когда к нему обратились со словами: «Гражданин Белавин», — поднялся в публике страшнейший скандал, вызвавший насильственное /прекращение/ дела. Были и еще любопытные подробности, обойденные официальными газетами. Теперь патриарх и Никандр[23] привлекаются в качестве обвиняемых, а теперешние обвиняемые трактуются как «стрелочники». Посмотрим, что им пропишут. Говоря по совести, поведение духовенства на суде (большинства) мне совсем, совсем не нравится. Виляние, вранье. Или уж прими венец мученический за веру или…Середины нет именно здесь, именно для духовенства. Один патриарх на высоте. Держит себя с достоинством, и, видимо, не боится пострадать. Его позиция определенна: «Вы находите возможным противиться декретам власти советской? — спрашивают его. — Да, если они противоречат моим религиозным убеждениям».
На положение Ефимова его защитник Шварц смотрит пессимистически. Есть…люди, которые говорят о вырисовывающемся /?/ какого-то «красного духовенства». Ерунда сущая! А, в общем, процесс в некоторых отношениях полезный. Например, если простой человек задумается над вопросом: надо ли различать религию и ее недостойных служителей? Да и решит этот вопрос положительно? Большой сдвиг, и полезный, в его положении произойдет.
8 мая
Газет сегодня нет, но уже известен приговор по церковному процессу. Несколько смертных казней (называют цифры от 7 до 11). Ефимов приговорен к 3 годам тюрьмы. Общее впечатление видевших весь процесс: не суд, а расправа над политическими противниками. Все старое! Раньше, при царе, всегда создавали «преступное сообщество». Теперь, при Ленине, говорят, что NN, «заранее согласившись с XZY», хотя ни следствие предварительное, ни судебное, никаких данных, обнаруживающих такое «соглашение», не дают. Говорят, что перерыв перед объявлением приговора длился очень долго потому, что ездили в Кремль за инструкциями. Казней, дай, Бог, все-таки не будет.
9 мая
Да, 11 смертных приговоров. Ефимова — на три года…Гнуснейшая статья Марка Красницкого[24] в «Известиях» по поводу процесса.
10 мая
Слух: АРА[25] явилась в ВЦИК и заявила, что если приговоренные по церковному процессу будут расстреляны, она прекращает свою деятельность, о чем завтра все световые плакаты известят всю Америку.
11 мая
Слышал, будто приговоренные уже расстреляны,…но не очень верю.
12 мая
Приговор смертникам приостановлен исполнением. Напечатано также довольно подробное изложение кассационных жалоб.
15 мая
Вчера воззвание «прогрессивного» духовенства напечатали в «Известиях». Во главе — епископ Антонин[26]. Лицемерие и у тех, кто печатал, и у тех, у кого они печатали. «Религия — опиум народа» — это, ведь, девиз коммунизма, еще не стертый со стены бывшей городской думы, так что же тут якшаются с продавцами опиума? А уж про лицемерие духовенства не говорю. Во всяком случае, акт важности большой. Но чаю нового раскола? Или начало протестантизма на Руси? Чья идея? 15 мая 1922 г.
17 мая
Когда умирает человек, всегда почему-то думаешь¸ что мало к нему любви проявлял, мало ласков был, не успел всех добрых слов сказать. Доскажу там, до это этого «там» скребет за сердце не сказанное доброе слово.
«Красное духовенство» было у Тихона, предъявило ему ряд обвинений в контрреволюции, возложило на него ответственность за смерти, связанные с отъятием церковных ценностей, и предложило до собора сложить власть. Тихон согласился. Москва говорит, что ему было сказано так: «Если не согласишься, 11 приговоренных будут казнены; если согласишься — их помилуют».
Частушки: Поцелую глаз твой карий,
Глаз твой замечательный,
Потому что пролетарий
Больно ты сознательный.
***
В магазинах все-то есть:
Сало и говядина,
Только нам того не съесть:
Денег нам не дадено.
22 мая
Частушка из Абрамцева:
Сидит Ленин на лугу,
Гложет конскую ногу.
Ах, какая гадина
Советская говядина.
Едет Ленин на телеге,
А телега без колес.
— Ты куда, плешивый, едешь?
— Реквизировать овес.
26 мая
Слух о том, что управляющие теперь церковью «красные» попы заставят духовенство присягать советскому правительству. Ничего, присягнут! Филиппов [27] и Гермогенов нет среди теперешнего духовенства. А вот Сергии Сретенские есть. Это — процесс архимандрита Сергия, на которого подала в суд его любовница. Хорошенькая картина, даже если скинуть % 50 с информации официальной газеты. Хорошо делают, что публикуют подобные процессы: ускоряется в куцых мозгах «народа-богоносца» процесс различения чистой религии и ее нечистых служителей.
1 июня
Сегодня напечатали, что ходатайство родственников приговоренных к смертной казни священников не удовлетворено в отношении пяти человек.
2 июня
Сегодня распространился слух, что приговор над 5 священниками приведен в исполнение. Все время стоит холодная погода.
3 июня
Анекдот: Ленин получил от Троцкого [28] телеграмму в одно слово: «Троцкий» и послал ему ответ тоже в одно слово: «Ленин». Расшифровывается так: трудно реализовать ограбленные ценности, кончим и исчезнем». — «Лева, если нельзя, исчезнем немедленно».
Священники расстреляны. Уже были панихиды. Но в газетах о приведении приговора в исполнение известий нет.
4 июня
Троица. Были с Верой в Нескучном саду. Содержится чисто, следят, чтобы «товарищи» не валялись на траве. Публика демократическая. Вечером должен был быть на открытом воздухе кинематограф с глубоко воспитательной, чисто пролетарской картиной «Сонька — золотая рука» (знаменитая каторжанка), а затем был и фейерверк. Пьяных в саду не было, на улице видели двоих. Назад шли пешком. За решеткой больницы больные просят милостыни «на пропитание».
— Что же, вас не кормят, что ли?
— Очень плохо…
Советская картинка.
…Частушка
Матрос молодой,
Легко раненый.
Хотел спекульнуть
Рыбой жареной.
На Сенной он стоит,
Слеза точится.
Никто рыбу не берет,
Она портится.
6 июня
Из источника, очень достоверного, сообщают, что Ленин как политический деятель, по состоянию здоровья, человек конченый. Называют даже преемника – Дзержинского[29].
9 июня
Вчера рассказывали, что епископ Антонин[30] на одном из собраний заявил: «Я получаю много угрожающих писем. Знайте, что при первом на меня покушении будет немедленно расстрелян патриарх Тихон, епископы Никандр и Иларион, протоиереи Хотовицкий[31] и Боголюбский.
2 июля
Предлагают переиздать «Наш мир»[32] с соответствующими очищениями и исправлениями. Бог, религия, родина — все это надо будет удрать, по-видимому. Откровенно говоря, не очень мне по душе действовать «применительно к подлости», и дальнейшее мое отношение к тому делу определится тем, чего от нас потребуют. А в этом отношении ведь бывают вещи, которые можно было бы назвать невероятными, если бы, к сожалению, они не были голой правдой. «Урожай» Кольцова печатать нельзя; там есть стихи — «Уроди мне, Боже, хлеб, мое богатство», Н.В. Тулупов[33] на днях передавал мне, что в переиздаваемой им книжке для начальных школ притчу Толстого «Царь и сокол» велено переименовать — «Сознательный сокол»!
6 июля
Между прочим, 5 расстрелянных священников перед казнью совершили друг над другом обряд отпевания. Сегодня напечатано, что в Петрограде по церковному процессу 11 смертных приговоров.
10 августа
Была Щепетова. Рассказывала про Е.Н. Ефимова. Сидит в таганской тюрьме. Отбывает трудовую повинность: читает политическую экономию и социологию заключенным и…тюремным надзирателем. Чудны дела твои, Господи! Посажен за «контрреволюцию» и, по воле начальства, обучает своих сторожей буржуазной политической экономии и социологии! Товарищ его по камере, инженер, пасет корову на берегу Москвы-реки.
16 августа
ВЧК — расшифровывается — всяк человек короток.
ГПУ — Господи, помяни усопших.
3 сентября
Раскол в «живой церкви». Об этом много говорят, но меня это мало интересует. Я в своем религиозном мировоззрении индивидуалист. У каждого человека — своя религия.
1923 год
25 февраля
Все еще редко записываю. Боюсь держать дневник на виду. Не похвалит за него соввласть, которая ведь карает сплошно и рядом, как и царская власть, не дела, а мнения, даже высказанные «про себя», без всякого публичного оказательства. Я — не контрреволюц-ионер, я, конечно, с грустью признаю, что в силу объективных причин никакая иная власть сейчас в России не мыслима; менее всего желаю реставрации старого строя. Но не могу быть поклонником власти, расстреливающей людей и удушившей свободу слова. Исчезни эти две особенности соввласти — и я признаю ее не только за страх, но и за совесть.
…Для характеристики настроений некоторых слоев населения любопытна следующая легенда, слышанная мною вчера в музее. В Даниловом монастыре служит епископ Федор [34] (ректор бывшей духовной академии). Говорит проповедь и вдруг замечает большое волнение среди слушателей. Смотрит перед собой — ничего особенного, что могло бы взволновать молящихся, нет. А волнение усиливается. Тогда кто-то с клироса подходит к нему и говорит: «Обернитесь, владыка!» Оборачивается и видит — в царских вратах стоит схимник (таковых в Даниловом монастыре нет). Федор поражен. Схимник поднимает куколь — и архиерей, и все молящиеся узнают в нем князя Даниила, основателя монастыря, чье изображение имеется в храме. Схимник благословил всех и исчез из глаз …Посему случаю будто бы составлен акт, подписанный, между прочим, Самариным.
11 марта
Анекдот. «Русский еврею: От чего у вас такой длинный нос? Еврей русскому: Отчего?! Ведь, Моисей 40 лет водил нас за нос по пустыне. Я посмотрю, какой у вас будет нос через двадцать лет после Октябрьской революции».
24 марта
Из области легенд московских. В Алексеевский монастырь привезли из Костромы игуменью Веру. Она голая, безногая (ее носят), в легкой одежде, целыми днями сидит на дворе, беседуя с народом. Провидчица и пророчица. Ее будто бы возили в Кремль, где она тоже пророчествовала, после чего запретили пускать к ней народ.
…В букваре, в детском рассказе вместо слов: «Ваня и Маша услышали звон сельской церкви» велено вставить: «Ваня и Маша услышали собачий лай!» Террор!
…Ленин плох. Лечат его знаменитости дружественной нам Германии. Видимо, он человек конченный.
2 апреля
Вчера ядовитейшее письмо англичан по поводу смертного приговора Буткевичу[35] и, как обычно, глупый ответ на это с нашей стороны.
15 апреля
Фомино воскресенье. Пасха прошла, как всегда, незаметно. Погода скверная: холод, ветер, снег. Ни одного дня, похожего на весенний. Говею. Заутреню слушали в училищной церкви. Народу — гибель. И во всех церквах тоже, что не помешало, конечно, казенной прессе заявить, что церкви пустовали.
26 мая
Слух о том, что управляющие теперь церковью «красные» попы заставят духовенство присягать советскому правительству. Ничего, присягнут! Филиппов и Гермогенов нет среди теперешнего духовенства. А вот Сергии Сретенские есть. Это — процесс архимандрита Сергия, на которого подала в суд его любовница. Хорошенькая картина, даже если скинуть % 50 с информации официальной газеты. Хорошо делают, что публикуют подобные процессы: ускоряется в куцых мозгах «народа-богоносца» процесс различения чистой религии и ее нечистых служителей.
13 июня
Слух о смерти патриарха (его недавно из ГПУ перевели обратно в Донской монастырь). Разумеется — «отравили» и пр. Все время упорно говорили, что Англия требовала его отпуска за границу.
28 августа
Анекдоты.
«Здоровье Ленина улучшилось на 100%: прежде говорил только «а» — теперь говорит: а-а!»
«Московские достопримечательности: царь-пушка, которая не стреляет; царь-колокол, который не звонит; червонец, который не звенит¸ и председатель Совнаркома, который не говорит».
31 августа
Прошумела и замолкла история с патриархом. Оказался, как и надо было думать, обыкновенный попик. А наивные люди думали, что Гермоген!
3 сентября
Раскол в живой церкви. Об этом много говорят, но меня это мало интересует. Я в своем религиозном мировоззрении индивидуалист. У каждого человека — своя религия.
6 ноября
Завтра 6-летие советской власти. Каково мое отношение к ней? Я не контрреволюционер, употребляя современную терминологию, и считаю по меньшей мере недальновидными тех, кто /трещит/, что вот-вот кто-то или что-то ее «свергнет». Она факт, объективно необходимый по ряду причин экономических, политических и культурных. Признаю добронамерения отдельных ее представителей. Но я не могу отказаться от субъективной ее оценки, и тут есть две вещи, с которыми помириться не могу: смертная казнь, противоречащая моим религиозным убеждениям, и отсутствие свободы слова. Это не приемлю. Как бы то ни было, та старая Русь, что глядит на нас с мертвых страниц записок Победоносцева [36], переписки Романовых и прочих подобного рода документов, умерла и навеки. И, слава Богу! Должен также признать, что уровень культуры и нравственности понизился страшно. Но кто учтет тут удельный вес двух влияний: войны и современного социализма? В итоге — не надо никакой бойни, ни внешней, ни внутренней. Объективные условия поменят все, что подлежит изменению.
8 ноября
Был на похоронах Гусева. Хоронили без церковного пения, без ладана. Привезли и зарыли. Как-то гнусно-обнаженного, словно падаль. Должна же хоть искорка поэзии окрасить путь в сырую землю!
17 ноября
Один старообрядческий деятель хотел прочесть лекцию по церковному вопросу. После долгих мытарств и хождений лекцию разрешили, но условия! Должен был быть представлен подробный конспект, и лектор предупрежден, что лекция будет стенографироваться. Вместо оппонента епископа Илариона [37] навязали принудительно Введенского [38]. Половина валового сбора в пользу чего-то советского. Лектору предложили, было, половину чистого, но это было отвергнуто: не знаем, мол, каков будет этот чистый доход.
1924 год
24 апреля
О самом крупном событии — смерти Ленина. Считаю это фактом огромн6огно значения. Ушел творец нашей коммунистической революции, спаивавший (последнее время лишь именем) наверху стоящих. Ушел человек умный, больше других, как мне кажется, понимавший значение наделанных в революционных «попыхах» крупных глупостей и единственный, кто мог начать их исправлять. Возможность всяких дрязг и расхождений в правящей партии возросла сильно.
Был в техникуме и музее на коммеморативных собраниях. Ходил с музейскими в Колонный зал. Впечатление большое. Особенно поражала мертвая тишина, а народу — плечо к плечу. Убранство и весь антураж — великолепны, но отнюдь не в пролетарском стиле: это своего рода пролетарский empire (заявляю приоритет на этот термин!). Особенно глупо колоссальное количество венков.
Был еще на собрании в Инстнархозе. Слушал Луначарского. Бледно. Изболтался. Размахнулся, было, насчет марксистского понимания роли «великих людей», но своевременно поперхнулся и смолк.
В субботу Страстную приглашаются занимающиеся в кружке на занятия, а потом на «комсомольскую пасху». В первый день святой /недели/ — лекция «Был ли Христос и что такое Пасха». Это, что ли, и есть «ленинизация» музея? И смех, и грех, как говорится.
18 мая
Говорят, переходное время, «даром ничего не дается: судьба жертв искупительных просит», цель оправдывает средства и пр. Не приемлю: если для осуществления великой цели нужно истребить хоть одного, самого маленького человечка, это уже не великая цель. Иногда чувствую, что я других не понимаю, и меня не понимают. Читаю, например, на рабфаке рассказ Сейфуллиной[39] «Правонарушители» (чудесная, между прочим, вещь!). Там есть сцена, изображающая, как пятеро ребятишек, сбежавших из детдома, скрываются на кладбище, около которого еженощно совершаются расстрелы, и потом «играют» в смертную казнь». В аудитории дружный хохот. У меня от этого места в горле щипать стало.
— Чему смеетесь?
— Очень смешно!
— А не кажется вам, товарищи, что сцена эта не смешна, а ужасна? Дети играют в смертную казнь!
— Что ж такого! Они знают, что врагов надо истреблять…
А когда я указал, что автор, видимо, тоже не разделяет подобного смеха (есть в рассказе 1,5-2 строчки о том, что солнце, смотрящее на детей, словно говорит: «вырастут — эту игру забудут»), начались речи о том, что Сейфуллина лишь «попутчица» революции, ее надо осторожно читать, что то ли дело подлинные пролетарские писатели, например, Серафимович[40] (назвали какую-то, не помню, еще вещь) и т.д. Совершенно разные у нас не только язык, но и психология. Смею думать, что моя приближается к человеческой, а их — к звериной.
24 мая
Чтобы признать за благо все совершающееся, надо признать истину социализма и коммунизма, истину непререкаемую, догматическую, как в старом катехизисе. Уже по одному тому, что эта истина догматична, я ее не признаю. Ignaramus er simper ignorabimus*. Лишь приблизительная истина дана человеку во всех областях знания, в том числе и в области знания специального…Искать ее во всех направлениях — вот задача. И еще вопрос: можно ли построить мораль на чисто материалистическом мировоззрении? И можно ли строить общество без морали? Как все ясно у догматиков, Луначарского, например.
29 мая
…Открылся Всероссийский съезд опытно-показательных учреждений Наркомпроса. Вчера или третьего дня там выступал Луначарский. Говорил о том, «мы» уже пролетаризировали школу среднюю, а чистка завершит пролетаризацию школы высшей. Обыватели и мещане не понимают чистки. «Я, например, получаю письма, где говорится, что руки мои в крови студентов, покончивших с собою в результате чистки. О них жалеть нечего: не будь чистки, они покончили бы с собой из-за неудачной любви или чего-нибудь другого»
Тогда Берви громко крикнула: «Циник!» — и этот возглас был сочувственно встречен частью аудитории. На том же съезде одна петербургская учительница (коммунистка) затронула вопрос о том, что антирелигиозная пропаганда ведется грубо, неумно: к чему, например, устраивать музыку и пение в ночь на Светлое Воскресенье? Ей ответил Покровский [41], заметивший, что в Петербурге вообще сильны мистические и идеалистические течения, лягнувший «гнилую интеллигенцию» и заявивший, что вполне одобряет факт, повергший в недоумение учительницу.
12 июня
В музее был сегодня в бывшей церкви, превращенной в книжный склад. Я не могу назвать себя ортодоксом-христианином, я человек просто религиозный, — мне было как-то сильно не по себе. Зашел в алтарь придела. С престола все сорвано. Загажено, валяются книги, иконы.
27 августа
Анекдот, вероятно, брехня. «В склепе Ленина лопнули проходящие там канализационные трубы. Узнал, будто бы, об этом патриарх и, помедлив немного, произнес: «По мощам и елей!»
7 ноября
Ходил с техникумом на демонстрацию…Зрителей на улицах немного. Полиция лишь в узловых пунктах, да на Красной площади. Музыка, пение (все новые слова на старые мотивы), пели недружно, вяло. Очень оживляли грузовики с напиханной в них мелюзгой. Некоторые демонстранты несли ребятишек на плечах. На мавзолее Ленина — пять человек в ряд. Крайних не знаю, а в середине — Сталин [42], Рыков [43], Троцкий. Последний в военной форме, рука у козырька, застыл в эффектной позе.
1925 год
1 января
Какой прогресс! Ура! Трижды ура! В напечатанной сегодня речи Бухарин [44] поучает комсомол, что наср…ь перед окнами поповой хаты — вовсе не значит вести антирелигиозную пропаганду, а значит — учинить хулиганство! Из уст лидеров правящей партии так редко и так мало слышишь умного, что афоризм Бухарина готов приравнять к изречению семи мудрецов.
3 сентября
В муках, среди моря идиотизма, родится новая Русь. Как классическая страна головотяпов, она все усваивает сначала теоретически, забирается на верхнюю площадку сразу, перепрыгивая через десятки ступенек. Затем — наглядное обучение: головотяпы летят вниз, стуча головой о ступеньки…Почесываются, начинают соображать. Процесс длительный. Ему будет предшествовать экономическое рабство, затем пробуждение национального чувства…
1928 год
14/15 апреля
Заутреня под светлое Христово воскресенье. Не помню, когда проводил я эти часы дома. А сегодня вот сижу. Не хотелось идти без Верочки, а ей нельзя: она вынуждена быть на антирелигиозном «вечере» в школе. Обо всей этой «антирелигиозной» истории будут потомки читать в новой «Русской старине». Кажется, это одно из проявлений «борьбы на культурном фронте», борьбы за новый быт. Я оставлю в стороне такие вещи, как свободу совести, право каждого (да еще в свободное от работы время) исполнять свои религиозные обязанности, — я спрашиваю себя: умно ли это с точки зрения тех целей, к которым наша олигархическая власть стремится? И отвечаю: нет, не умно. Это только плодит злобу, ненависть и… хуже всего — антисемитизм, который и так пышно цветет даже в среде коммунистов, даже в верхушках партии. И когда будет погром (а он, при такой умной политике, к стыду и ужасу того, что когда-то называлось Россией, непременно будет), — в нем будут виноваты наши «антирелигиозники».
ОР РГБ. Ф. 165. К. 1. Д.Д. 1-8,11,13, 14. Автограф.
** В
1917 г. Н.М. Мендельсон заведовал Торговыми классами Московского общества по распространению коммерческого образования (МОРКО).
[2] Михаил Александрович (Романов) — великий князь, брат Николая II. В марте 1917г. после отречения Николая II также отказался от прав на престол.
[3] Корнилов Л.Г. (1870-1918) — генерал от инфантерии; в конце августа — начале сентября 1917г. поднял мятеж, преследуя цель установления военной диктатуры.
[11] Гермоген (1530-1612) — патриарх Московский и всея Руси; в 1610-1611гг. рассылал воззвания с призывом к восстанию против польско-шведских интервентов; Схвачен поляками; заточен в Чудов монастырь и уморен голодом.
[12] Сергий Радонежский (1319-1392) — преподобный; основатель и первый игумен Троице-Сергиева монастыря; один из наиболее почитаемых русских святых.
[13] Самарин А.Д. (1868-1932) — в 1918-1919 гг. председатель Совета объединенных приходов г. Москвы.
[21] Елизарова А.И. (1864-1935) — старшая сестра В.И. Ленина; советский государственный и партийный деятель. В 1918-1921 гг. — в Наркомсобесе, Наркомпросе, затем на научной работе.
[22] Ефимов Е.Н. (1874-?) — коллега Мендельсона по Коммерческому училищу. Будучи старостой церковной общины, выступал против изъятия церковных ценностей.
[23] Никандр (Феноменов, 1872-1933) — архиепископ Крутицкий, привлекался к судебной ответственности за «противодействие» изъятию церковных ценностей.
[24] Красницкий В.Д. (1880-1936) — один из лидеров «обновленческого движения» в Русской православной церкви.
[25] АРА — Американская администрация помощи — организация, содействовавшая сбору иностранной помощи для голодающих в Советской России в 1921-1922гг.
[26]Антонин (Грановский,1865-1927) — епископ, один из лидеров «обновленческого» движения в Русской церкви.
[27] Филипп (Колычев, 1507-1569) — митрополит Московский и всея России. Публично осуждал жестокость Иоанна IV Грозного, за что был смещен с кафедры и вскоре убит.
[28]Троцкий Л.Д. (Бронштейн, 1879-1940) — один из руководителей Октябрьской социалистической революции; в 1918-1925 гг. нарком по военным и морским делам; в 1921-1922гг руководил изъятием церковных ценностей из культовых зданий.
[30]Антонин (Грановский, 1865-1927) — епископ, один из лидеров «обновленческого движения» в русской православной церкви
[32] «Наш мир» — Книга для занятий родным языком (М.-Пг., 1918-1923. Ч. 1-3). Составлена кружком московских преподавателей, в том числе и при участии Н.М. Мендельсона.
[33] Тулупов Н.В. — педагог, до революции редактор-издатель журнала «Для народного учителя». Автор «Азбуки в картинках», выдержавшей 16 изданий.
[35]Буткевич К.Р. (1867-1923) — прелат и генеральный викарий администратора Могилевской архиепархии; арестован за «сопротивление» изъятию церковных ценностей; приговорен к смертной казни за «контрреволюционную деятельность и шпионаж».
[37] Иларион (Троицкий, 1866-1929) — епископ Верейский, бывший инспектор Московской духовной академии; настоятель Московского Данилова монастыря.
[38] Введенский Александр (1888-1946) — один из организаторов «обновленческого движения» в Русской православной церкви.
