Советское законодательство о религиозных культах в 20-30-х гг. XX в.: содержание и практика реализации, споры и дискуссии о реформировании правовой базы
И.М. Советов (М.И. Советов)
Советское законодательство о религиозных культах в 20-30-х гг. XX в.: содержание и практика реализации, споры и дискуссии о реформировании правовой базы
С созданием в
Отчетливо проявились две точки зрения. Первая была связана с деятельностью Наркомата внутренних дел РСФСР (НКВД) и сводилась к необходимости разработки новой инструкции по проведению в жизнь Декрета об отделении церкви от государства и школы от церкви (1918). Считалось, что прежняя Инструкция от 30 августа
На рубеже 1925-1926 гг. НКВД подготовил проект Инструкции, которая получила наименование «О религиозных культах и культовом имуществе» [1]. Проект включал в себя почти все положения Декрета (1918) за исключением нормы об обучении религии «частным образом» (ст. 9) и о замене одной гражданской обязанности другой в связи с религиозными убеждениями граждан (статья). Здесь же впервые вводилось такое понятие, как «религиозное объединение», заменявшее ранее употребляемые термины – «группа верующих» и «религиозное общество». На тот момент идея принятия Инструкции и ее проект, разработанный НКВД, не нашли поддержки в вышестоящих партийных и государственных инстанциях. Однако наркомат не отказался от своей идеи и вновь, теперь уже в начале
В противовес инициативе НКВД, Секретариат по культам предложил разработать и принять закон, регулирующий деятельность религиозных организаций в РСФСР. По логике разработчиков этого законопроекта, он должен был быть принят ЦИК СССР и СНК СССР, и таким образом стать не только российским законом, но и правовой базой для союзного государства в целом. К работе над разработкой закона, продлившейся до
К весне
В девяти статьях раздела «Общие положения» излагались основные положения Декрета от
Однако присутствовали и отклонения от Декрета. Например, в ст. 6, касавшейся «преподавания религиозных верований», из формулировки этого пункта Декрета была снята заключительная часть, гласившая: «граждане могут обучать и обучаться религии частным образом». Тем самым, предполагалось введение запрета на религиозное обучение (и для взрослых, и для детей) в частной, семейной жизни граждан. Кроме того, проект (ст. 8) предусматривал возможность существования религиозных организаций в одной форме – в виде групп верующих, чья деятельность связывалась исключительно с культовым зданием и свершением в нем религиозных треб и обрядов. Отныне под запретом находилась деятельность «церковных и религиозных обществ», ранее действовавших наравне с частными (культурно-просветительными, научными и т.п.) обществами, рамки деятельности которых не ограничивались культовым зданием.
Вводилось и ограничение на отправление культа и произнесение проповедей (ст. 3), которые отныне были «свободны» лишь в том случае, если имели «исключительно религиозный характер», не нарушали «распоряжения власти» и не были «направлены против основ диктатуры пролетариата».
Разделы законопроекта: второй (ст. 10-11), третий (ст. 12-13), пятый (ст. 20-27), шестой (ст. 28) и седьмой (ст. 29-32), хотя в основном повторяли соответствующие статьи Инструкции
Наиболее объемным был четвертый раздел «Группы верующих» (ст. 14-25). В отличие от Инструкции
Проект обсуждался в центральных ведомствах, и было признано «нецелесообразным» выносить его на утверждение. В частности, НКВД, в значительной мере раздосадованный тем, что он оттеснен от разработки законопроекта, писал в своем заключении на него: «рассматриваемый проект не вносит чего-либо нового в основной закон от 23.01.18 г. и не выявляет каких-либо особых положений, требующих своего разрешения в законодательном порядке». Правда, отмечая слабости проекта, НКВД не внес конкретных предложений по его качественному обновлению, а вновь предложил ограничиться принятием ведомственной инструкции в качестве «единого руководства по применению и проведению в жизнь закона (декрета
Трудно сказать, намеренно или нет, не было замечено тех отступлений от декрета
Спустя год, в мае
Особое раздражение ведомств и организаций — НКВД, ОГПУ, НКЮ, Антирелигиозной комиссии — на рассмотрение которых была направлена Инструкция, вызвало то, что ее предполагалось принять в законодательном порядке, от имени Президиума ВЦИК, и тем самым отринуть их узковедомственные интересы и утвердить общегосударственный интерес в данной сфере общественных и государственно-церковных отношений.
Точку зрения противников Инструкции наиболее полно и открыто выразил Наркомюст, писавший: «Издание такой инструкции политически нецелесообразно. В настоящее время, когда под флагом религии, сектантства и проч. группируется антисоветский элемент, когда религиозная агитация растет, такая инструкция, изданная от имени Правительства, может произвести впечатление новой декларации прав религиозников и, несомненно, осложнит борьбу с ними»[3].
В числе «недопустимых» с точки зрения Наркомюста послаблений «религиозникам», как пример приводится такое. Если П.Г. Смидович предлагал запретить местным органам власти выносить решения и постановления, необоснованно ограничивающие проведение религиозных обрядов и церемоний за пределами церковной территории, то Наркомюст считал это невозможным, поскольку, как он мотивировал, это «приведет к тому, что в местах скопления публики: ярмарки, базары или во время эпидемий будут по прихоти духовенства устраиваться крестные ходы, шествия и проч.»[4]. Наркомюст считал излишним внесение пункта в Инструкцию, требующего от властей при наличии «свободных» культовых зданий, прежде чем они будут официально закрыты, извещать троекратно об их наличии через местную прессу. Также он расценил внесенное в Инструкцию положение, допускающее проведение религиозных обрядов в больницах и местах заключения.
Обсуждение проблемы организации союзных органов «по делам культов» и проектов союзного законодательства о культах происходило на фоне развернувшейся оживленной дискуссии о перспективах существования религии, о функциях религиозных организаций в социалистическом обществе, формах и предназначении «антирелигиозной работы», ее соотношении с общей идеологической работой партии и воздействии на процессы секуляризации. В центральных и местных партийных органах готовятся всевозможные справки, информации, обзоры о религиозной ситуации в стране, антирелигиозной пропаганде и формах борьбы с религией. Общим для них было указание на «активизацию религиозников» и требование ужесточить церковную политику партии и государства. Например, в записке информационного отдела ЦК РКП(б) «Партруководство вопросами антирелигиозной пропаганды», составленной на основании отчетов 127 партийных организаций за первое полугодие
Свою лепту в дискуссию вокруг проблем реформирования законодательства о религиозных культах внесла и Антирелигиозная комиссия. Она выступала за ужесточение существующего и разрабатываемого вновь религиозного законодательства, подхватывая соответствующие инициативы ведомств и организаций: ЦК ВЛКСМ — о недопущении детей для участия в религиозных обрядах и закрытии «детских площадок» и экскурсий, организуемых религиозными организациями; НКВД — о «ликвидации монастырей» и сокращении числа религиозных изданий; Наркомфина — об ужесточении налоговой политики в отношении религиозных организаций и т.д.
Ем. Ярославский мечтал превратить Антирелигиозную комиссию в некий центр, целиком и полностью определявший и контролировавший «религиозную жизнь», «антирелигиозную пропаганду» и «церковную политику» государства на территории всей страны. Потому он настойчиво в течение лета-осени
В декабре
Документ № 1
Из доклада Ем. Ярославского
на заседании Оргбюро ЦК РКП(б)
Декабрь
Партия слишком мало обращает внимания на то, что в лице религиозных организаций капиталистические элементы имеют сложный и сильный аппарат агитации и пропаганды, имеющей за собой опыт столетнего влияния и опирающийся на невероятную техническую, культурную отсталость сельского хозяйства, на все еще сильное влияние кулачества. Я приведу коротенькие цифры: актив религиозных организаций составляет около 500 тысяч членов духовных советов, почти исключительно или, по крайней мере, наполовину – лишенные избирательных прав, бывшие помещики, торговцы, кулаки. Очень большое число теперь входит туда бывших меньшевиков и эсеров. Это главным образом – организаторы. Это есть легальная организация, прикрывающая очень гибкими формами политическую антисоветскую деятельность. Вот в чем дело. Они имеют, кроме того, 350 тысяч агитаторов и пропагандистов – служителей культа, затем около 100 тысяч монашествующих. Таким образом, если взять только этот актив, то мы получим около одного миллиона актива, политически иногда очень сильного, действительно пользующегося известным влиянием и имеющего определенную материальную базу, которой мы, безбожники, обычно не имеем. Это, прежде всего, готовые к их услугам хорошие помещения. В то время как нам приходится искать какую-нибудь комнату для антирелигиозного клуба или для Союза безбожников. У них 50 тысяч огромных помещений, которыми они бесплатно пользуются; по декрету об отделении церкви от государства они пользуются бесплатным помещением (См.: Таблица № 1).
Кроме того, наши советы и в особенности всякого рода отделы управления очень охотно отдают в наем торговые помещения под всякого рода молитвенные собрания евангелистов, баптистов и т.п. Поэтому и новые религиозные организации, которые были в подполье во времена царизма, теперь широко могут развернуть свою работу. Они имели до революции ½ миллиона, теперь имеют 2 ½ миллиона членов и пользуются помещениями даже в рабочих районах, в то время, как у нас нет таких помещений. Они имеют возможность заплатить дороже и получают эти помещения. Если взять весь этот актив, то получится уже несколько миллионов. Они имеют свою печать. Правда, им за последнее время значительно сократили ее, но все же у каждой религиозной организации имеется свой журнал. Программы этих журналов тоже значительно сократили, так же, как и тиражи и объем, но все же они имеют возможность довольно широкого влияния. Кроме того, они, по-видимому, имеют еще возможность каким-то образом издавать листовки, обращения, воззвания и прочее.
Средства они получают не только путем сбора, но получают их и из-за границы разными путями, вероятно, через посольства получают. Некоторые сектантские организации, как баптисты, евангелисты, и проч., получают средства от американских крупных религиозных организаций и от других капиталистических религиозных организаций.
…Духовенство переходит к сравнительно более культурным, «обновленным» приемам своей работы. Они организуют всякого рода хоровые кружки, кружки руководителя, мастерские, пытаются даже организовывать всяческие детские кружки, проповедуют организацию детских ясель с религиозным влиянием на матерей и проч.
Происходящие время от времени съезды дают им возможность объединяться. Причем, надо сказать, что на местах разрешают съезды через чур широко, с большим количеством участвующих в них людей, вплоть дол того, что съезд, на котором намечалось присутствие 30-40 человек, превращается в съезд с 500 участниками.
РГАСПИ. Ф. 89. Оп. 4. Д.
***
Таблица № 1
Сведения о молитвенных зданиях в РСФСР
(без автономных республик)
Культы | Всего молитвенных зданий | Из них | Не используется | |
передано религиозным обществам | передано другим организациям | Не используется | ||
РПЦ (тихоновцы) | 29 584 | 28 560 | 601 | 423 |
Обновленчество | 3 411 | 3 364 | 31 | 16 |
Армянская церковь | 64 | 64 | — | — |
Католики | 137 | 128 | 5 | 4 |
Протестанты | 184 | 179 | 5 | — |
Иудеи | 265 | 261 | 1 | 3 |
Мусульмане | 2 376 | 2 293 | 1 | 82 |
Старообрядцы | 1 707 | 1 679 | 6 | 22 |
Сектантство | 714 | 701 | 2 | 11 |
Всего: | 38 442 | 37 229 | 652 | 561 |
В т. ч.: | ||||
в городах | 4 351 | 3 964 | 258 | 129 |
в селах | 34 091 | 33 265 | 394 | 432 |
***
Ем. Ярославский убеждал, что единственной силой, могущей противостоять «религиозникам», было антирелигиозное движение, Союз воинствующих безбожников. Но они не могут реализовать свои возможности, поскольку испытывают острый недостаток в средствах, имеют слабую материально-техническую базу, недостаточно поддерживаются и в центре, и на местах партийными и государственными органами. Выход из создавшегося положения докладчик видел в том, чтобы на первый план выдвинуть меры «административно-политического воздействия» в отношении религиозных организаций, преодолевать «пассивность в отношении реакционных попов», всячески активизировать работу антирелигиозную, рассматривая ее как одну из важнейших сторон деятельности партии, государства и общественных организаций, как часть «наступления на капиталистические элементы».
Проект резолюции по докладу Ярославского более месяца обсуждался специально созданной комиссией, и в ходе него возникло мнение о необходимости выработки специального партийного постановления по «религиозному вопросу», которое одновременно было бы «руководящим документом» и для государственных органов. Такой подход, по существу, отвергал, делал ненужным союзное законодательство о религиозных культах, хотя и сохранял за республиками право на принятие республиканских законов «о религии и церкви».
24-го января
В письме констатируется, что в стране активно развивается «процесс изживания религиозности», который, однако, «тормозится», во-первых, недостаточным вниманием к этой работе со стороны «партийцев, комсомольцев, членов профсоюза и др. советских организаций», а во-вторых, оживлением деятельности религиозных организаций, их стремлением приспособиться к новым социальным условиям. Обосновывая необходимость преодоления этих «тормозов» в антирелигиозной работе, составители письма обращаются к характеристике политических позиций религиозных организаций. При этом они, исходя из постулата об обострении классовой борьбы в ходе социалистического строительства, зачисляют духовенство, активных рядовых верующих, органы церковного управления и религиозные организации в разряд противников социализма. Им предъявляются обвинения в «мобилизации» реакционных и малосознательных элементов в целях «контрнаступления на мероприятия советской власти и компартии».
Присутствует в письме и упоминание о недопустимости применения в отношении религиозных организаций и верующих «административных мер», «поверхностной клерикальной борьбы с попами», но это не более чем проформы ради. В этом достаточно убедиться, обратившись к тем конкретным задачам, которые ставились перед партийными, государственными, хозяйственными и общественными организациями (См.: Документ № 2):
Документ № 2
О мерах по усилению антирелигиозной работы
Извлечение
Главлиту, оказывая поддержку издательской работе ЦС СВБ и местных «Союзов безбожников», решительно бороться с тенденцией религиозных издательств, как к массовому распространению, так и к выходу в своей пропаганде за пределы строго религиозных вопросов. Точно так же бороться против издания мистических произведений.
НКВД и ОГПУ не допускать никоим образом нарушения советского законодательства религиозными объединениями, имея в виду, что религиозные организации (церковные советы, мутаваллиаты, синагогальные общества и т.п.) являются единственной легально действующей контрреволюционной организацией, имеющей влияние на массы.
НКВД обратить внимание на то, что до сих пор жилые и торговые муниципализированные помещения сдаются в аренду под молитвенные дома, нередко в рабочих районах. Школы, суды, регистрация гражданских актов должны быть полностью изъяты из рук духовенства. Партийным комитетам и исполкомам необходимо поставить вопрос об использовании ЗАГСов в целях борьбы с поповщиной, церковными обрядами и пережитками старого быта.
Кооперативным организациям и колхозам обратить внимание на необходимость овладеть вегетарианскими столовыми и другими кооперативными объединениями, созданными религиозными организациями и сектантами под видом кустарно-промышленных и других кооперативных объединений. Кустпромсоюзу озаботиться созданием новых кустарных промыслов в районах изготовления предметов религиозного культа.
Советским и хозяйственным организациям решительно изучить практику хозяйственного обслуживания религиозных праздников, а тем организациям, которые используют труд сектантов-трудармейцев, отчислять средства на ведение политпросветработы среди трудармейцев, обратив внимание «Союза безбожников» и Политпросвета на необходимость постановки среди них антирелигиозной работы.
ГА РФ. Ф. 393. Оп. 2. Д.
***
Отправленное на места письмо, по сути своей, развязало руки местным работникам, санкционируя силовое давление на религиозные организации. И все это под аккомпанемент высказываний о контрреволюционном характере религии и смыкании религиозных организаций с контрреволюционными организациями. И все это утверждалось вопреки заявлениям руководителей религиозных организаций о лояльности к советской власти, которые теперь «подавались» общественному мнению как «прикрытие» их подлинных антисоветских настроений и действий.
Позиция Политбюро РКП(б) и Антирелигиозной комиссии оказалась решающей в дискуссии о разработке союзного законодательства о религиозных организациях и создании союзного органа «по делам религий». И то, и другое было признано ненужным. «Руководящим» для союзного государства документом в его вероисповедной политике признавалось Постановление Политбюро РКП(б) «О мерах по усилению антирелигиозной работе». На его основе должны были строить свою политику и советские органы власти РСФСР. Одновременно республике предоставлялось право самой решить вопрос о республиканском органе «по делам культов».
Принятое в начале
В конце § 4 слова: «а свобода религиозной и антирелигиозной пропаганды признается за всеми гражданами» заменить словами: «а свобода религиозных убеждений и антирелигиозной пропаганды признается за всеми гражданами».
В конце § 12 слова: «подвергающимся преследованиям за политическую деятельность или за религиозные убеждения» заменить слонами: «подвергающимся преследованиям за революционно-освободительную деятельность»[6].
Время до созыва съезда было использовано властями для нагнетания антирелигиозной истерию. Особую активность предпринимала Антирелигиозная комиссия при ЦК РКП(б) и ее председатель — Ем. Ярославский. Достаточно обратиться к его «антисектантским» разгромным статьям в антирелигиозных изданиях того времени. В передовой статье «Антирелигиозного сборника на 1929 год» Ем. Ярославский, к примеру, сообщал об «усилении сектантских организаций», обвинял их в поддержке «всякого рода мракобесия, суеверия», в противодействии «проникновению новых форм быта», в борьбе «против коммунизма, комсомола, пионеров, против революционизирующего влияния социалистических мероприятий советской власти и коммунистической партии». И призывал «вырвать почву из-под ног всякого церковного и религиозного проповедника»[7].
Под аккомпанемент таких заявлений на местах все большую популярность приобретала практика проведения сходов, собраний, митингов, на которых простым большинством голосов, зачастую в отсутствие «заинтересованной стороны», принимались решения: быть или не быть действующей церкви, мечети, синагоги, молитвенному дому в населенном пункте. Вот типичная для тех лет выписка из протокола рабочего собрания фабрики «Красный Октябрь» (Средневолжская область), состоявшегося 15.03.29 г.: «Слушали: О закрытии церкви. Постановили: Считаем, что церковь, как рассадник религиозного дурмана, нам не нужна. Поручаем горсовету и прочим организациям немедленно церковь закрыть, помещение же церковное использовать под школу»[8].
Что касается верующих и их руководителей, то они мгновенно отреагировали на изменившуюся ситуацию. К примеру, Всесоюзный совет евангельских христиан (Ленинград) писал в феврале
Об этом же свидетельствует в своих воспоминаниях один из видных руководителей Церкви христиан-адвентистов седьмого дня С.П. Кулыжский: «В феврале
Фон, на котором происходила подготовка нового закона о религиозных объединениях, хорошо передает содержание многочисленных аналитических материалов НКВД, передаваемых в центральные партийные и советские органы. Так, 6 апреля
8 апреля
Документ № 3
Из постановления «О религиозных объединениях»
8 апреля
Статья 17. Религиозным объединениям воспрещается:
а) создавать кассы взаимопомощи, кооперативы, производственные объединения и вообще пользоваться находящимся в их распоряжении имуществом для каких-либо иных целей, кроме удовлетворения религиозных потребностей;
б) оказывать материальную поддержку своим членам;
в) организовывать как специальные детские, юношеские, женские молитвенные и другие собрания, так и общие библейские, литературные, рукодельческие, трудовые, по обучению религии и т.п. собрания, группы, кружки, отделы, а также устраивать экскурсии и детские площадки, открывать библиотеки и читальни, организовывать санатории и лечебную помощь.
В молитвенных зданиях и помещениях могут храниться только книги, необходимые для отправления данного культа.
Статья 18.
Не допускается преподавание каких бы то ни было религиозных вероучений в государственных, общественных и частных учебных и воспитательных заведениях. Такое преподавание может быть допущено исключительно на специальных богословских курсах, открываемых гражданами СССР с особого разрешения НКВД РСФСР, а на территории автономных республик — с разрешения Центрального исполнительного комитета соответствующей автономной республики.
Статья 21.
Местные, всероссийские и всесоюзные религиозные съезды и совещания могут избирать из среды своих участников исполнительные органы для проведения в жизнь постановлений съезда. Списки членов избранного на религиозном съезде исполнительного органа одновременно с материалами съезда представляются в двух экземплярах по установленной НКВД РСФСР форме в орган, выдавший разрешение на съезд.
Статья 22.
Религиозные съезды и избираемые ими исполнительные органы не имеют прав юридического лица и, кроме того, не могут:
1) устраивать какие бы то ни было центральные кассы для сбора добровольных пожертвований верующих;
2) устанавливать какие-либо принудительные сборы;
3) обладать культовым имуществом, или получать его по договору, или приобретать таковое путем купли, или арендовать помещение для молитвенных собраний;
4) заключать какие бы то ни было договоры и сделки».
На пути к свободе совести. М. 1989. С. 42-43.
***
По сути, религиозные объединения превращались в Советском Союзе в некие «резервации» для исповедующих те или иные религиозные убеждения граждан.
Справедливости ради надо отметить, что Постановление несло в себе и позитивное содержание, отвергая некоторые ошибочные предложения, заложенные в проект союзного законодательства о культах, в предписаниях НКВД, ОГПУ и Антирелигиозной комиссии ЦК ВКП(б), определяя условия образования и функционирования религиозных обществ, совершения обрядов и треб и т.п. Но, к сожалению, очень скоро выяснилось, что многие из этих позитивных статей в условиях развертывающегося процесса «изгнания религии» из общества не реализовывались на практике.
На том же заседании при Президиуме ВЦИК была образована Постоянная комиссия по культовым вопросам, заменившая Секретариат по культам. Ей
поручалось рассмотрение вопросов, связанных с деятельностью религиозных организаций, и предоставление проектов решений по ним в Президиум ВЦИК. В состав Комиссии вошли представители республиканских наркоматов юстиции, внутренних дел, просвещения, а также ОГПУ, ВЦСПС и ЦК ВКП(б). Возглавил ее П.Г. Смидович, и она приступила к своей деятельности в мае
День 8 апреля
Таким образом, год 1929 открыл десятилетие, в течение которого государство занимало наиболее жесткую, по сравнению с предшествующим периодом, позицию в отношении религиозных организаций, когда в центр вероисповедной политики была поставлена задача максимального сокращения «поля» для религии и церквей в советском обществе, борьба с ними как «антисоциалистическим и контрреволюционным» явлениями и организациями и потому «обычными» средствами ее проведения стали административно-уголовные меры, внесудебные акты и репрессии. В целом такая политика стала проявлением общеполитического курса, избранного И. Сталиным и его соратниками, который в самом общем виде может быть охарактеризован как строительство «казарменного социализма» с минимумом личных прав и свобод для граждан СССР.
Следующим шагом по пути реализации политико-идеологических установок, заключавшихся в Постановлении Политбюро от 24 января
Еще более резко и определенно говорил о месте и роли религии и церкви А.В. Луначарский. По его мнению, культурное строительство должно сопровождаться борьбой «с двумя главными нашими культурными врагами, со всевозможными церквами и религиями, в каких бы то ни было формаx. Это — враг социалистического строительства и он борется с нами на культурной почве. Школа и все культурные учреждения — батареи, которые обращены против религии со всеми ее ужасами, пакостями, со всем позором узкого национализма, особенно сказывающемся в антисемитизме». Луначарский видел «опасность» не столько со стороны православия, сколько со стороны «реформированной религии» — сектантства (См.: Документ № 4):
Документ № 4
Из выступления А.В. Луначарского
Сектанты начали с того, что-де «царь нас угнетал, а советская власть дала свободу вероучения», и они в свои псалмы вставляли слова молитвы за Ленина, за Совнарком. Но для начала, для декларации. На самом деле, та злейшая реакция, которая движется кулаком вместе со всякого рода разложившимися интеллигентами, находит в сектантстве прячущуюся за внешней легальностью организацию; можно было предвидеть, что именно более или менее реформированная, подмазанная религия будет той идеологической почвой, на которой она с нами попробует вступить в культурно-политический бой. Вот почему все наши культурные учреждения, от школы до театра, от академии наук до изб-читален, должны рассматриваться нами, как работающие на фронте отражения религиозной опасности и в месте с тем, как средство излечения масс от этой дурной болезни… Да, товарищи, слово «фронт» в применении к культуре не всегда употребляется в переносном смысле. Если мы хотим проводить нашу культуру не в виде буржуазно-либерального культурничества, а развивать нашу подлинную пролетарскую культуру, то встретим на каждом шагу врагов: и в испорченном мещанской семьей и средой ребенке, и в его семье, и в окружающей среде, и в неустроенности нашей жизни и ее бытовых недостатках; прямых организованных врагов в лице попов разных верований, лжепрофессоров, лжеученых, лживых, продажных журналистов и писателей. Мы, конечно, наступили им на грудь и держим их под коленом, мы, конечно, не даем им и никогда не дадим особенной свободы, но эта публика умеет различным образом контрабандой протаскивать свой яд, и здесь нужна чрезвычайно напряженная таможенная служба, большое напряжение тех часовых, которые охраняют от этой контрабанды наше культурное здоровье. А если это фронт, то давайте относиться к нему со всей серьезностью.
XIV Всероссийский съезд Советов РСФСР.
Бюллетень №
***
Подобные заявления нашли горячую поддержку, ибо соответствовали настроениям делегатов, и они со своей стороны призывали: усилить борьбу за закрытие церквей, изымать культовые здания под социально-культурные нужды, бороться с престольными праздниками, «поповским» и «религиозным дурманом», сокращать тиражи религиозной литературы, поддерживать коллективные обращения «активистов» о закрытии церквей, не позволять ремонтировать культовые здания, не поддерживать просьбы верующих об оставлении в их пользовании зданий, снимать колокола.
Но в выступлениях Рыкова и Луначарского содержалась не только необходимая дань конъюнктуре идеологических установок Политбюро и ЦК. Они предостерегали от поспешности в антирелигиозной работе, от увлечения принудительными административными мерами, настаивали на необходимости соблюдать недавно принятый закон «О религиозных объединениях». Предупреждая об опасности увлечения и о бесперспективности администрирования, А. В. Луначарский говорил: «Губисполком вправе расторгнуть любое соглашение, любой контракт с группой верующих, но если они жалуются на это, то по нашей Конституции ВЦИК обязан это дело рассмотреть применительно к местным условиям. Мы, конечно, все за то, чтобы как можно скорее изжить религиозный дурман, но мы ни па одну минуту не должны забывать, что резкие административные меры без предварительной антирелигиозной пропаганды, которая в данной местности подготовила бы почву для них, создадут положение разрыва между передовыми рабочими и их партийными и советскими органами и огромными массами верующих крестьян и (правда, сравнительно неболышой) отсталой частью рабочего класса. Я присутствовал на собраниях в Москве, где предложения о закрытии церквей большинством голосов рабочих и работниц не только отвергали, но вызывали даже возмущение. Мы должны стараться закрывать церкви, но только предварительно подготовив общественное мнение. ВЦИК проявляет здесь необходимую и правильную осторожность»[13].
И эта часть выступлений Рыкова и Луначарского в защиту верующих, религиозных организаций и законности вызвала ропот, и даже острое неприятие у делегатов съезда. К примеру, представитель делегации от Владимирской губернии Никитин, полемизируя с Рыковым, призывавшим не спешить с закрытием церквей, заявил следующее: «Теперь я хочу сказать относительно закрытия церквей. Вчера т. Рыков толковал по этому вопросу, но, по-моему, он не совсем удачно толковал. Возьмем, например, Владимирскую губернию: там закрыли целый ряд церквей. Что получилось? Кроме приветствия, ничего не получилось… Я думаю, что рабочее ядро всегда единогласно выскажется за закрытие церквей… Вообще, еопрос стоит так, что нужна не только одна агитация, а может быть, нужна и рабочая пролетарская рука, может быть, кое-где нужно ударить покрепче по этому дурману и стегнуть его получше»[14]. Эта позиция нашла поддержку и со стороны других делегатов (См.: Документ № 5):
Документ № 5
Из выступления депутата Сорокина
Надо вопрос об антирелигиозной работе поставить резче. Один крестьянин так сказал: «Надо покончить с религиозным дурманом — это наша могила». И он прав, когда ставит так вопрос. А вот наши центральные аппараты — ВЦИК и Наркомпрос не так подходят к этому вопросу, тут еще косность чрезвычайно велика. ВЦИК поставил нам на вид, правда, без опубликования в печати, что мы нарушили директиву о закрытии церквей. Но как же быть, когда крестьянская и рабочая масса приходит и требует: закрывайте церкви и отдайте их нам под школы, под клубы. А тут изучают, глубоко изучают и так глубоко, что не могут вылезти из этой глубины, — по полгода держат дела, маринуют. И когда рабочие не выдерживают и начинают сами закрывать церкви и снимать колокола, то ВЦИК нас карает за нарушение инструкции. Тут есть какой-то Орлеанский. Он все по поручению т. Калинина и т. Смидовича пишет: «приостановить закрытие, выслать доклад», а то даже такую бумажку получили: «в изъятие существующей инструкции закона, разрешить верующим постройку церкви без внесения денег в фонд государству». Получается, — закона дождались, а потом, в изъятие закона, разрешают приступить к постройке церкви. Нас прославили на весь мир. Тов. Кольцов написал целый фельетон относительно попа Ивана о постройке на фабрике «Комавангард» церкви. Кстати сказать, стройка затевалась не без содействия ВЦИК. Но при напоре рабочих эта затея провалилась, церковь не построили. Сейчас поп Иван толкается здесь, ищет новых зацепок, чтобы отвоевать свои позиции. Наркомпрос на наши заявления и запросы пишет: мы ответа дать не можем, Анатолий Васильевич в отпуске, — приедет, и во всем разберется. И вот жди. Рабочие требуют закрытия, а ВЦИК ставит нам на вид. Мы отводим такое постановление, считаем его незаслуженным, мы закрыли 50 церквей под усиленным напором рабочих и крестьян, надо считаться с требованием масс, а не слушать кликуш и торговцев, которые прикрываются религией.
XIV Всероссийский съезд Советов РСФСР. Бюллетени.
М., 1929. Бюллетень № 14. С. 26-27.
***
Показательно, что А.И.Рыков, отвечая в заключении на вопросы, записки и предложения, специально остановился на критике позиции административного давления на религию, призывов закрывать церкви, «ударить покрепче по дурману». Он заметил: «Вот такой идеологии, признаюсь, я боюсь. Что она означает? Она означает, что товарищ Никитин доказать вредность религии населению не может и аргументы, идеологическую борьбу думает заменить палкой. Где этот дурман, где его нужно уничтожить? Его нужно уничтожать в головах людей. О каких людях идет речь? О тех крестьянах и рабочих, которые до сих пор еще не расстались с религией. Здесь это не борьба с нэпманом. Речь идет о работе среди трудящихся классов населения. Конечно, нэпманы и кулаки
поддерживают религию, находятся в союзе с попом. По отношению к нэпману и кулаку мы принимали и принимаем очень решительные меры борьбы, но по отношению к значительным группам трудящегося населения они едва ли заметны. Поэтому неправильно, когда в борьбе с религиозным дурманом прибегают к излишним административным мерам. Тогда попадают иногда совсем не туда, куда нужно. Они могут попадать, например, по тем средняцким и бедняцким группам, которые, хотя и поддерживают соввласть, но не порвали еще с религиозными пережитками. Ссориться же нам с такими слоями, благодаря административным «увлечениям», вовсе не с руки»[15].
Следуя закрытым решениям Политбюро по «религиозному вопросу», съезд совершил еще один шаг от демократии к законодательному закреплению административного диктата в отношении религиозных организаций. Съезд изменил ст. 4 Конституции РСФСР. Вместо признания за гражданами «свободы религиозной и антирелигиозной пропаганды» отныне ст. 4 гарантировала лишь «свободу религиозных исповеданий и антирелигиозной пропаганды». В целом ст. 4 Конституции РСФСР выглядела следующим образом: «В целях обеспечения за трудящимися действительной свободы совести церковь отделяется от государства и школа от церкви, а свобода религиозных исповеданий и антирелигиозной пропаганды признается за всеми гражданами».
В стенограммах съезда не содержится какого-либо развернутого и убедительного объяснения причин, побудивших к этому изменению. Лишь указывалось, что поправка «вносится в целях ограничения распространения религиозных предрассудков путем пропаганды, используемой весьма часто в контрреволюционных целях». Делегаты не только «приняли» такое обоснование, но многие из них при обсуждении приводили примеры «враждебной» деятельности религиозных организаций в своих регионах.
Стоит еще раз подчеркнуть, что данный тезис был намеренно неверен. Слов нет, отдельные факты нарушений законов со стороны верующих и духовенства были, но сами документальные материалы тех лет, сохранившиеся в архивных фондах НКВД и изученные нами, не дают оснований говорить о наличии со стороны религиозных организаций какого-либо организованного и целенаправленного политического противодействия советской власти. Не было среди них организации, которая ставила бы задачу ее свержения. Наоборот, практически религиозные организации всех конфессий делали неоднократные заявления о политической лояльности. Под «контрреволюционные деяния» власть умышленно отнесла требования верующих обеспечить им условия отправления религиозных потребностей.
Изменение ст. 4 Конституции РСФСР встречено было очень болезненно руководителями всех религиозных организаций, и воспринималось как наступление на права и свободы верующих. Вот почему сразу после съезда на страницах газет и журналов, в антирелигиозной литературе появилось немало материалов, стремившихся убедить читателей в правомерности деяний власти. Сошлемся на работу Н. Орлеанского «Закон о религиозных объединениях», которая излагала официальную позицию и вместе с тем давала официальное толкование новой конституционной нормы (См.: Документ № 6):
Документ № 6
Из статьи Н. Орлеанского
Новая редакция уточняет объем и характер той деятельности, которая до сих пор толковалась религиозниками и церковниками разных толков как право под видом религиозной пропаганды вести антисоветскую агитацию и борьбу с любыми мероприятиями советской власти…Замена в законе понятия «свобода религиозной пропаганды» словами «свобода религиозных исповеданий» указывает на то, что деятельность верующих по исповеданию своих религиозных догматов ограничена средою верующих и рассматривается как тесно связанная с отправлением религиозного культа той или иной терпимой в нашем государстве религии. Привлечение же новых кадров трудящихся, особенно детей, в число сторонников религии,…каковая деятельность, несомненно, вредна с точки зрения интересов пролетариата и сознательного крестьянства, конечно, никоим образом не может находиться под защитой закона и охватываться понятием «свобода религиозных исповеданий». Всякая, следовательно, пропагандистская и агитационная деятельность церковников и религиозников – и, тем более, миссионерская – не может рассматриваться как деятельность, разрешенная законом о религиозных объединениях, а, напротив, рассматривается как выходящая за пределы охраняемой законом свободы вероисповедания и подпадающая под действие уголовных и гражданских законов, поскольку она им противоречит.
Орлеанский Н. Закон о религиозных объединениях РСФСР.
М., 1930. С. 46-48.
***
Делу нагнетания враждебности по отношению к «религии и церкви» послужили работа и решения II съезда Союза воинствующих безбожников (июнь
Летом
Взрыв религиозной нетерпимости повлиял серьезно на социально-политическую ситуацию в стране, особенно в деревне: недовольство, неповиновение со стороны верующей части населения, а в ряде районов вооруженные столкновения, перерастающие в локальные восстания. Стремясь выправить ситуацию, ЦК ВКП(б) направляет в партийные органы на места еще одно письмо (за подписью Молотова), получившее название «О тактичном подходе в деле закрытия церквей» (5.06.29 г.). В нем прямо указывалось, что «многие партийные организации недооценивают численность верующего населения, степень его неизжитых религиозных суеверий, преувеличивают рост антирелигиозного движения в массах и полагаются исключительно на антирелигиозные и комсомольские организации в борьбе с религиозными организациями и, в частности, в вопросе о закрытии церквей и других молитвенных домов. В таких случаях закрытие церквей проходит без необходимой и действительно хорошо проведенной предварительной массовой работы среди рабочих и крестьян, без соблюдения советских законов, а иногда и с прямым и вреднейшим для дела антирелигиозной пропаганды издевательством над предметами культа». И хотя далее в Письме ЦК «категорически» предложил всем партийным органам «повести решительную борьбу с … извращениями в практике закрытия церквей и других молитвенных домов», содержащиеся в нем правильные призывы, указания и предложения существенно на улучшение обстановки в «религиозном вопросе» не повлияли. На местах предпочитали быть подвергнутыми критике за поспешное, с нарушением закона проведенное закрытие молитвенных зданий, чем быть уличенными в отступлении от «идеологических установок» партии на «противоборство» с религией. Так как это автоматически зачисляло «сомневающихся» и «колеблющихся» в разряд лиц, отвергающих «генеральную линию» партии, грозя им зачислением в разряд «внутренних врагов» партии, которые проявляют «оппортунизм» и «примиренчество» в борьбе с «религиозной идеологией» — «важнейшим препятствием на пути социалистического переустройства и преодоления буржуазного и мелкобуржуазного влияния на трудящиеся массы»[17].
В этих условиях немногие отваживались спорить с теми, кто выступал за «натиск на религию». Среди них следует назвать П.Г. Смидовича. Он в письме Е.М. Ярославскому в связи с обсуждением итогов II съезда Союза воинствующих безбожников следующим образом выразил свое видение характера «антирелигиозной деятельности»: «Приписать правому оппортунизму терпимость к религии и религиозным пережиткам — значит вызвать целый ряд недоразумений. Нетерпимостью к религии определить курс партии — это дать возможность прийти к заключению, что курс партии меняется, что начинается период открытого гонения на «религиозные убеждения». Этот курс «нетерпимости» будет… проводить многомиллионная массовая организация Союза Воинствующих Безбожников, которая должна «превратить антирелигиозную работу в широкое массовое движение». А между тем именно в антирелигиозной работе, прежде всего, важно качество, а между тем именно качество работы Союза Воинствующих Безбожников подкузьмляет нашу политику. Выше описанные перспективы грозят такому понижению качества, что политика в этом деле полетит окончательно к черту, не говоря уже о тактике. Циркуляр ЦK «О тактичном подходе от 5.06.29 г.», который безбожниками и теперь, до осуществления вышеуказанных перспектив, в жизнь редко проводится. И теперь уже движение Воинствующих Безбожников часто выливается в формы стихийные и не считается с рамками революционной законности»[18].
Очень скоро опасения и предвидения П.Г. Смидовича оправдались. Трудности, выявившиеся осенью
Об аргументации и настроении тех лет мы можем судить по письму Административного отдела Дальневосточного краевого исполнительного комитета в НКВД (12.10.29 г.): «Несомненно, что между верующими и неверующими в период обсуждения вопроса о здании церкви происходит борьба и, подчас, довольно значительная. Чаще всего на общих собраниях она заканчивается победой неверующих и дело направляется дальше. Вот тут и особенно важно, чтобы дела разрешались возможно скорее и тем создавалось и упрочивалось то положение в глазах трудящихся, что Советская власть идет немедленно навстречу во всех их культурных начинаниях. Отсюда видно, что затяжка в разрешении дел создает как раз обратное положение и дает возможность церковникам демонстрировать перед населением свою якобы силу и значение в глазах органов власти. Насколько это выгодно, очевидно само собою»[19].
В своих обращениях в высшие инстанции местные органы власти кроме упрощения порядка закрытия церквей требовали и введения таких мер, как ограничение разъездов служителей культа, запрещение подворного обхода для сбора денег, проведения религиозных съездов и собраний вне молитвенных зданий, закрытие «церковных библиотек» и изъятие «лишней» литературы и сдачи ее в макулатуру, ограничение деятельности епархиальных (и им подобных) управлений с постепенным их закрытием. Подчеркнем, что как эти, так и другие подобные предложения вносились в центральные органы зачастую со ссылкой на измененную ст. 4 Конституции РСФСР. По мнению советских работников на местах, если гарантированная ранее конституцией «свобода религиозной пропаганды» включала в себя признание за ними подобного рода деятельности, то «свобода исповеданий» ее уже не допускала. Более того, в информациях с мест постоянно подчеркивалось, что «статья 4 Конституции имеет в виду уничтожение религии», а «свободу исповеданий» нужно рассматривать лишь как «терпимость» к культовой деятельности, ограниченной церковным зданием.
Наркомат внутренних дел поддерживал подобные настроения и в своих инструкциях местным административным органам и советским работникам указывал на необходимость активизации работы на «религиозном фронте». В одном из циркуляров (16.11.1929г.) председателям исполкомов Советов всех ступеней отмечалось: «При намечающейся активизации религиозных объединений, зачастую сращивающихся с контрреволюционными элементами и использующими в этих целях свое влияние на известные прослойки трудящихся, надзору за деятельностью этих объединений должно быть уделено серьезное внимание. Между тем в адморганах это дело находится часто в руках технических сотрудников, недостаточно ориентирующихся в тех важнейших политических задачах, которые преследуются этой работой. В результате адморганы допускают положение, при котором религиозные объединения в своей деятельности выходят за пределы, установленные для них законом, предъявляя тенденцию участвовать в общественной жизни, иногда прикрывая нарушение закона «желанием содействовать мероприятиям советской власти». Каждая ошибка, допущенная адморганами в этом вопросе, широко используется церквами для усиления своего влияния на массы и подрыва авторитета советской власти»[20].
В декабре
Так заканчивался
Комиссия не могла долго «игнорировать» требования местных партийных и советских органов, которым даже закон
Еще одним откликом на злобу дня стало постановление ЦИК и СНК СССР «О борьбе с контрреволюционными элементами в руководящих органах религиозных объединений» (11.02.30 г.), принятое, как утверждалось в документе, в «целях борьбы с попытками враждебных элементов использовать религиозные объединения для ведения контрреволюционной работы». Правительствам союзных республик было предложено при регистрации органов церковного управления исключать из них «кулаков, лишенцев и иных враждебных советской власти лиц» и отказывать в регистрации тем религиозным объединениям, где не соблюдено данное условие.
К весне
В частности, в одном из докладов НКВД весной
Из всего вышеприведенного становится понятным, почему 5 марта
Опираясь на эти документы, стремится активизировать свою деятельность и Комиссия по вопросам культов, которая в течение первого года своего существования в условиях «великого перелома» в вероисповедной политике советского государства практически была парализована. Комиссия стремится восстановить свои права и влияние на государственно-церковные отношения. Притом она опиралась на «указания» Политбюро в адрес Президиумов ЦИК союзных республик «выслушивать жалобы по религиозным делам и исправлять допущенные искривления и перегибы», а также в адрес партийных комитетов различных уровней: «решительно прекратить практику закрытия церквей в административном порядке, фиктивно прикрываемую общественно-добровольным желанием населения. Допускать закрытия церквей лишь в случае действительного желания подавляющего большинства крестьян и не иначе, как с утверждения постановлений сходов областными исполкомами. За издевательские выходки в отношении религиозных чувств крестьян и крестьянок привлекать виновных к строжайшей ответственности»[22].
Уже 6 апреля
Принятые по ним решения свидетельствовали о решимости Комиссии противостоять творящемуся беззаконию в отношении религиозных объединений и верующих. В частности, касаясь положения служителей культа, в постановлении Комиссии было записано:
«а) констатировать, что согласно существующим законоположениям состояния служителя культа не служит основанием к выселению .
Выселение служителей культа, практикуемое в Московской области и других местах, противоречит существующему законоположению и директивам по советской и партийной линии, а поэтому является незаконным;
б) изъятие имущества (раскулачивание) у служителей культа, не имеющих кулацких крестьянских хозяйств, торговли и других признаков, относящих имущественное положение к явно кулацким, является незаконным и идущим вразрез с проводимой политикой. Раскулачивание служителей культа не должно выходить из рамок Положения о раскулачивании прочих граждан;
в) практикуемая местами посылка служителей культа на лесозаготовки и другие трудовые повинности лишь потому, что данное лицо является служителем культа, являются незаконной. Посылка служителей культа на трудовые повинности может иметь место лишь в случаях, предусмотренных законом и на равных основаниях со всеми другими гражданами;
г) имея в виду, что при обложении служителей культа местные финорганы не всегда считаются с фактическим заработком и таковой определяют по своему усмотрению, и что служителям культа нередко предлагается сдавать в порядке заготовок предметы ими не производяш,ие, предложить местным финорганам при взимании налога считаться с наличием фактического заработка и возможностью уплаты требуемых сумм. При обложении в порядке заготовок не допускать предъявления требований на продукты, не являющиеся собственным производством и не допускать превышения установленных норм данной местности. Наблюдение за выполнением настоящего постановления возложить на прокуратуру, предложив последней нарушителей привлекать к уголовной ответственности»[23].
Комиссия настояла на принятии ВЦИК специального циркуляра в адрес местных органов власти с осуждением таких неправомерных действий, как изъятие молитвенных зданий и расторжение договоров с верующими о пользовании молитвенными зданиям; чрезмерное налоговое обложение культовых зданий и служителей культа, жилой площади и другие «нарушения революционной законности, препятствующим служителям культа отправлять культ». Предлагалось в течение двух месяцев рассмотреть все случаи нарушений и отменить их. Местным органам власти предписывалось не принимать «вопреки законам никаких мер, специально направленных против служителей культа, и чтобы не допускалось действий, связанных с оскорблением чувств верующих»[24].
И действительно, на какое-то время процесс закрытия церквей и молитвенных зданий несколько приостановился. Комиссия отменяла ранее принятые несправедливые решения. Только в Московской области к июню
Роль Комиссии в деле устранения «перегибов» в религиозном вопросе особенно возросла после того, как Постановлением ЦИК и СНК СССР (от 16.12.1930 г.) были упразднены Наркоматы внутренних дел в союзных и автономных республиках. Согласно Постановлению ВЦИК и СНК РСФСР (от 31.12.1930 г.) отныне Комиссия оставалась единственным общефедеральным (центральным) государственным органом, на который возлагалась «обязанность общего руководства и наблюдения за правильным проведением в жизнь политики партии и правительства в области применения законов о культах на всей территории РСФСР».
Наряду с Центральной комиссией по вопросам культов, на местах — при Президиумах ЦИК АССР, краевых и областных исполкомов, горсоветов, а по необходимости — районных исполкомов, создавались аналогичные Комиссии. Как правило, их возглавлял один из членов Президиума, а в состав входили представители прокуратуры, органов просвещения и отделов народного образования, других ведомств и организаций. В практической деятельности Центральная и местные Комиссии по вопросам культов руководствовались Инструкцией «О порядке проведения в жизнь законодательства о культах» (20.01.1931 г.), в которой определены были их права и обязанности. В частности им предоставлялось право рассматривать жалобы верующих и вести общий учет религиозных объединений, давать разъяснения советским и иным органам по религиозным вопросам. И одновременно — требовать от них предоставления статистических, финансово-хозяйственных и иных необходимых сведений, отменять постановления местных и центральных органов власти и заслушивать их на Комиссии по вопросам культов. Ведомства и организации республики к тому же обязывались предварительно согласовывать с Комиссиями все планируемые мероприятия, так или иначе связанные с деятельностью религиозных объединений, а постановления и требования Комиссий были обязательны для них. Но, как мы уже показали выше, реализовывать свои права и обязанности Комиссии приходилось в чрезвычайно сложных обстоятельствах, сталкиваясь с противодействием и в центре и на местах, да и просто с игнорированием со стороны партийно-советского аппарата.
В целях координации деятельности местных Комиссий по вопросам культов Центральная комиссия выпускала Бюллетень (вышло два номера в 1931 и 1932 гг.), в котором публиковались нормативные акты, разъяснения и постановления по вопросам деятельности религиозных организаций и организации работы местных органов власти и их Комиссий по вопросам культов. Одним из предназначений Бюллетеня было придать единообразие деятельности органов власти в части решения религиозного вопроса и вместе с тем предупредить их от нарушений существующего законодательства о религиозных культах. К примеру, во втором номере Бюллетеня отмечалось, что «изъятие от верующих и закрытие молитвенных зданий проводилась не всегда с соблюдением тех условий, которые предусматривает наш закон. В погоне за внешним эффектом, отдельные работники проводили иногда закрытие не только до решения ВЦИК, но даже и до решения тех органов, которым законом предоставлено право разрешать эти вопросы, т.е. Президиумов ЦИК АССР, край и облисполкомов»[26].
Комиссия занималась, прежде всего, такими практическими вопросами, как закрытие молитвенных зданий, налогообложение культовых зданий и служителей культа, регулирование колокольного звона, расторжение договоров с религиозными обществами.
Но особое место занимала проблема закрытия культовых зданий. Дела о закрытии молитвенных зданий рассматривались по инстанциям: от районных (городских) исполкомов до обл(край)исполкомов и исполкомов АССР. Затем решения и сопутствующие разъяснительные документы направлялись во ВЦИК на утверждение. Верующим предоставлялось право в течение 15 дней обжаловать решения местных органов власти. В этом случае дело о закрытии культового здания изымалось из ведения местных властей и передавалось в Культовую комиссию, которая, как правило, рассматривала его лишь после получения необходимых дополнительных сведений. Комиссия принимала к рассмотрению также дела о закрытии молитвенных зданий, если предполагалось их переоборудование под общественные нужды. При этом в обязательном порядке требовалось предоставление сведений об источниках финансирования, сроках и исполнителях предполагаемых работ. В случае отсутствия указанных сведений Комиссия возвращала поступившие к ней дела на места для дополнительного их изучения. Комиссия добилась права рассматривать «спорные вопросы о закрытии молитвенных зданий» на своих заседаниях с привлечением представителей соответствующих республиканских, областных (краевых) исполкомов.
В декабре
По инициативе Комиссии вопросы о незаконных закрытиях молитвенных зданий обсуждались на заседаниях целого ряда исполкомов областных Советов. Так, Президиум Московского облисполкома в декабре
По настоянию Комиссии неправомерную практику административного закрытия молитвенных зданий местными органами власти в различных регионах РСФСР изучал ОГПУ. По его докладу (апрель
Стремясь улучшить учет и контроль за использованием имеющихся в республике молитвенных зданий, а также пресечь манипуляции со статистикой, которые получили широкое хождение в краях и областях республики в целях сокрытия фактов административного сокращения числа религиозных обществ, Комиссия потребовала от местных комиссий предоставления соответствующих сведений. Однако она столкнулась с трудностями. Местные органы под всякими предлогами не представляли отчетности, или представленная ими статистика вызывала серьезные сомнения в ее достоверности, чаще всего в ней не показывались те культовые здания, которые были заняты административным путем, в обход существующего порядка. С большими сложностями Комиссия лишь к началу
Таблица № 2
Сведения о религиозных объединениях
и молитвенных зданиях в РСФСР*
Конфессии | Закрыто молитвенных зданий с 1918 по 1933 гг. | Количество молитвенных на декабрь | действующих зданий 1933 г. |
всего | в % от общего числа | ||
РПЦ: тихоновцы обновленцы | 9005 1490 | 22676 4157 | 63.0 11,6 |
католики | 113 | 187 | 0,5 |
лютеране | 667 | 823 | 2,3 |
мусульмане | 3559 | 4856 | 13,5 |
иудеи | 257 | 190 | 0,5 |
буддисты | 44 | 231 | 0,6 |
Армянская церковь | 49 | 56 | 0,2 |
старообрядцы | 720 | 1321 | 3,6 |
евангелисты | 225 | 711 | 2,0 |
баптисты | 224 | 549 | 1,5 |
сектанты | 111 | 231 | 0,6 |
Греческие церкви | 1 | 22 | 0,1 |
итого | 15988 | 36010 | 100 |
***
Информируя ЦК ВКП(б) о статистической неразберихе, Комиссия привела такой пример. В
Собранные в это время отчетные данные от местных комиссий показывали, что вопросом номер один в их деятельности оставался вопрос о закрытии молитвенных зданий и изъятие их у религиозных обществ. Причем, лишь очень незначительная часть поступающих к ним протестов от верующих получала положительное разрешение. К примеру, в 1931-1932 гг. в Воронежской области из 113 рассмотренных дел о закрытии культовых зданий только 13 решены были в пользу верующих; в Средне-Волжском крае, соответственно, из 248 — 49; в Крымской АССР из 65 — 2. И такая картина была типичной по всей республике.
Комиссия регулярно отслеживала действенность принимаемых законов, инструкций и циркуляров, относящихся к деятельности религиозных организаций и духовенства. Вносила в необходимых случаях свои предложения в центральные органы об их корректировке или даже отмене. Так, сообщая в Наркомфин обобщенные данные о нарушениях в практике налогообложения молитвенных зданий и духовенства, П.Г. Смидович указывал: «Налоговое обложение священнослужителей проходит на местах в порядке сплошного издевательства, несмотря на принимавшиеся меры. На этой почве дело доходило до самоубийства. Неизбежна определенная реакция среди верующих… Необходима новая инструкция НКФина, о чем прошу»[30].
Именно по настоянию Комиссии был принят специальный циркуляр Наркомфина (от 19.02.1931 г.), который устранял волюнтаризм и «местное творчество», а в действовавший ранее порядок налогообложения были внесены изменения: определен точный перечень обязательных платежей и их размеры; возвращались религиозным обществам ранее излишне начисленные суммы платежей; не допускалось до особого решения исполкома местного совета опечатание молитвенных домов и наложение штрафов и ареста на имущество членов религиозного общества за неуплату налогов в срок.
Комиссия была органом, куда стекались многочисленные жалобы и обращения верующих и духовенства в связи с нарушениями законодательства о культах. Как правило, треть обращений связана была с неправомерным закрытием культовых зданий, о чем свидетельствуют следующие данные:
Годы | 1929 | 1932 | 1933 | 1934 |
Количество жалоб | 5242 | 6355 | 4808 | 8229 |
Количество посетителей (человек) | сведений нет | 3219 | 1719 | 1094 |
Многие из жалоб Комиссия направляла для проверки и реагирования в центральные партийные и советские инстанции, в правоохранительные органы. По многим вела многолетнюю переписку с местными властями, пресекая или предотвращая их незаконные действия. В течение 1930-1932 гг., к примеру, неоднократно П.Г. Смидович требовал от ЦИК Башкирской АССР соблюдения законности в отношении мусульманских организаций. Касаясь установившегося порядка налогообложения духовенства, П.Г. Смидович писал: «требования местных органов власти доходят до прямого издевательства…, заведомо зная, что магометане не держат у себя свиней, предъявляют к мусульманским служителям культа требования на сдачу свинины и щетины; предъявляют к служителям культа явно незакономерные и непосильные налоги, а лиц, не уплативших этих налогов, отдают под суд, при этом штрафуя и отбирая имущество в административном порядке»[31].
В мае
Обращаясь за помощью к Председателю ВЦИК М.И. Калинину, Смидович писал в докладной записке: «Все религиозные организации мусульман находятся накануне полнейшего разрушения и исчезновения с лица земли. Пока закрылось 87% мухтасибатов (мусульманские епископаты), из 12000 мечетей закрыто более 10000, от 90 до 97% мулл и муэдзинов лишены возможности отправлять культ… Положение по мусульманскому культу хуже, чем по другим культам, но в общем рисует характерную для всех культов картину… Я вношу проект циркуляра в Президиум ВЦИК, но без энергичных указаний со стороны ЦК на места по партийной линии дела не выправить»[33].
Хотя властных полномочий для положительного разрешения подобных обращений у «всесоюзного старосты» к тому времени явно не хватало, а авторитет «партийных установок» был несравненно выше законов государства, все же М.И. Калинин как в этом, так и в других эпизодах, вступался за верующих (См.: Документ № 8):
Документ № 8
Из письма М.И. Калинина Г.К. Орджоникидзе
14 марта
В связи с проводимой партией и советской властью политикой коллективизации сельского хозяйства и раскулачивания, из разного ряда мест…поступают многочисленные заявления от служителей религиозного культа, в которых они жалуются нас вое бесправное положение и полный произвол в отношении их со стороны органов местной власти. Действительно, положение их и семей их тяжелое. Никаких признаков элементарной революционной законности по отношению к ним, как лишенцам, не существует. На местах царит полный произвол и непонимание политики партии в этом политически важном вопросе. Все мероприятия органов местной власти направлены к тому, чтобы заодно с кулаками «раскулачивать» и служителей культа. Это незаконное «раскулачивание» производится под видом налогового обложения. Служителей культа стараются обложить по всем линиям и в таких размерах, чтобы они не смогли выполнить предъявленные им требования. И тогда у них конфискуются все имущество, даже самое необходимое для семьи, а семья выселяется. Такого рода мероприятия проводятся иногда в судебном, а чаще в административном порядке, причем это выселение не ограничивается только выселением из дома.
Бывают случаи ссылки служителей культа в отдаленные места Союза ССР на ряд лет. Там, где проходят лесозаготовки, служители культа и члены их семей мобилизуются на эти работы, не считаясь ни с полом, ни с возрастом, ни со здоровьем. Местами эти преследования служителей религиозного культа переходят в буквальное издевательство. Например, случаи мобилизации служителей культа…для очистки свинарников, конюшен, уборных и пр.
ГА РФ. Ф. 5263. Оп. 1. Д.
***
И все же, как ни стремилась Комиссия выправить ситуацию в религиозной сфере, ей этого не удавалось. Начиная с
В выступлениях наркома юстиции РСФСР Н.В. Крыленко, популяризировавшего идею обострения классовой борьбы в СССР, выделялись в качестве основных следующие ее формы: «1) контрреволюционные организации, 2) элементы бандитизма и разложения в наших учреждениях и вне их, 3) спекулятивная торговля, 4) кулацкое сопротивление. Во всех этих четырех формах классовый враг выступает, так сказать, в чистом виде». Согласно логике наркома, религиозные организации были отнесены к «контрреволюционным»[34].
В поступающих с мест в Комиссию отчетах красной нитью проходит мысль о том, что местные органы власти считают возможным «упрощенное разрешение» вопросов, связанных с деятельностью религиозных объединений, без какого-либо их документирования, без учета «действительной потребности населения в отправлении обрядов религиозного культа». Так, Комиссия Горьковского исполкома сообщала о многочисленных случаях нарушений законодательства о культах, в частности в области наложения административных взысканий. Указывалось, что «штрафы налагаются сельсоветами в размерах до 500 рублей — за несоблюдение противопожарных мероприятий, антисанитарию, невыполнение ремонта и т.д.; сроки для уплаты устанавливаются от «немедленно» до трех дней. Как выяснилось по некоторым делам, такие штрафы получаются потому, что штраф за одно и то же нарушение исчисляется путем умножения штрафной ставки (обычно в размере установленного законом максимума или даже выше) на количество членов церковного совета или на количество верующих, составляющих т.н. церковный приход. Такой же принцип вкладывается и при взимании пошлины за подаваемые заявления о разрешении всякого рода шествий и церемоний: ставка пошлины в три рубля умножается на количество подписей на заявлении, в других местах — за количество сел и деревень, составляющих «приход» и даже на количество участников того или иного шествия, для чего предварительно отбираются от церковного совета необходимые сведения»[35].
Такое отношение к проблемам, возникающим в сфере государственно-церковных отношений, к религиозным организациям и верующим было явлением широко распространенным. В таких условиях деятельность местных Комиссий все более свертывается, они превращаются в бюрократическую инстанцию, лишь «проштамповывающую» решения местных властей по закрытию культовых зданий, придавая видимость законности этим решениям. Да и сама Центральная комиссия становилась также невольной пособницей антидемократической вероисповедной политики государства.
Единственно возможным выходом из создавшегося положения было, по мнению П.Г. Смидовича, создание общесоюзного органа, ответственного за «церковную политику», принятие общесоюзного акта по регулированию деятельности религиозных организаций. В январе
В апреле
В состав союзной Комиссии вошли представители Верховного суда СССР, НКВД, ВЦСПС, Верховного Совета и Прокуратуры СССР, ЦК ВКП(б), Института философии Коммунистической академии, Центрального союза воинствующих безбожников. Возглавил Комиссию П.Г. Смидович*. В качестве первоочередных ставились задачи: разработать общесоюзный закон о религиозных организациях и добиваться единообразия в осуществлении органами власти вероисповедной политики в центре и на местах.
В круг дел, рассматриваемых Комиссией, включались разработка и предварительное рассмотрение проектов постановлений по вопросам, связанным с деятельностью религиозных организаций, внесение их на рассмотрение ЦИК СССР и его Президиума, общий учет религиозных организаций, сбор сведений о религиозной ситуации в стране. Устанавливался порядок, согласно которому ведомства и учреждения должны были согласовывать свои действия, затрагивающие религиозные общества, непосредственно с Комиссией. Одновременно Комиссия наделялась правом давать необходимые разъяснения центральным и местным органам власти по вопросам деятельности религиозных организаций. На Комиссию же возлагалось рассмотрение жалоб и обращений верующих, и внесение предложений в Президиум ЦИК об отмене незаконных решений и действий местных органов власти.
Соответственно, выстраивалась новая структура органов, контролирующих исполнение законодательства о свободе совести: образовывались комиссии по вопросам культов в союзных и автономных республиках, в краевых, областных и городских Советах, а в некоторых случаях — при районных исполкомах Советов депутатов трудящихся.
Непросто складывались отношения союзной Комиссии с ЦИКами союзных республик и их комиссиями. Стремясь выработать общую точку зрения на церковную политику и скоординировать совместные усилия, Центральная комиссия во второй половине
Опираясь на достигнутые договоренности, Центральная комиссия пыталась воздействовать на правительства союзных республик, отказываясь выносить на утверждение Президиума ЦИК СССР неподготовленные материалы. Председатель Комиссии П.А. Красиков справедливо указывал республиканским властям на противозаконность ряда принимаемых ими решений. Но очень скоро правозащитные действия Комиссии торпедировались республиками. Ссылаясь на отсутствие общесоюзного закона, они добились признания за ними права окончательного разрешения о закрытии культовых зданий. На долю Комиссии оставалось право соответствующего оформления принятых решений, то есть проведения их через Президиум ЦИК СССР. Возникновение подобной ситуации объясняется не только стремлением республик к расширению своей самостоятельности, но и в значительной степени той безучастностью, с которой относился Президиум к своей комиссии. Она почти полностью лишена была условий для нормального функционирования: не хватало помещений; штат состоял всего из трех человек; из-за отсутствия средств члены Комиссии годами не могли выехать к командировки в республики; Положение о Комиссии так и не было утверждено; Секретариат ЦИК СССР отказывал в организационной и материально-технической поддержке.
Следует иметь в виду, что на Комиссию одновременно возлагалась задача проведения церковной политики и в РСФСР. В этом ей удавалось больше сделать. Отчеты ряда край(обл)исполкомов (Воронежская, Западная, Куйбышевская области. Татарская АССР) были заслушаны на заседаниях Комиссии. Вскрыто было множество фактов отступлений от законов, рассмотрены десятки жалоб верующих, некоторые административные работники были привлечены к ответственности (См.: Документ № 9):
Документ № 9
Из выступления
секретаря Совета национальностей ЦИК СССР А.И. Хацкевича
на заседании Центральной комиссии по вопросам культов
10 мая
Имеется много фактов нарушений существующих законов, причем они не снижаются, а растут…Облкомиссия работает в области наблюдения за проведением в жизнь советского законодательства о культах слабо, не учитывая всей политической глубины. Массовая антирелигиозная работа слаба.
Материалы показывают, что обычное явление – закрытие церквей методами разных махинаций. Население видит эти незаконные жульнические махинации и страшно возмущается. Что останется делать верующему? Идти к вожакам разных темных сектантских организаций, в контрреволюционные организации, в подполье…Если так будет в Воронежской области, то такая политика может вызвать целое движение в народе. В облкомиссии, видимо, этого не понимают. В религиозном отношении население предоставлено само себе. Религиозность загоняется в подполье. Следует отметить, что облкомиссия не понимает глубину всего вопроса. Ей нужно решительно поправить отношение к нему. Надо признать положение в области явно ненормальным и работу облисполкома в этой части крайне неудовлетворительной. Следует отметить, что ведется практика администрирования в области борьбы против религии.
ГА РФ. Ф. 5263. Оп. 1. Д.
***
В
Позиция Комиссии и ее председателя П.А. Красикова была выражена в специальной докладной записке «Состояние религиозных организаций в СССР», поданной в ЦК ВКП(б). ее лейтмотив — необходимо в срочном порядке принять самые серьезные меры к исправлению катастрофического положения, сложившегося в «религиозном вопросе», устранить в действиях местных органов власти методы административного давления на верующих и духовенство, обновить законодательство о культах и обеспечить его единообразное применение на всей территории СССР.
Отстаивая свою точку зрения, Комиссия искала союзников. В октябре
Как правило, в своих ответах Прокуратура давала понять Комиссии, что ее информация носит излишне обобщенный характер, поскольку проводимые проверки в большей части фактов нарушений закона не выявляют. В отношение же подтвержденных нарушений сообщалось, что к их конкретным виновникам принимаются меры административного воздействия. Иными словами, серьезной помощи со стороны органа, должного контролировать и обеспечивать исполнение закона, ожидать Комиссии не приходилось.
Фактически в одиночку Комиссия пыталась отстаивать права верующих перед высшими органами власти. Ее члены понимали, что следует, прежде всего, сдерживать административное закрытие культовых зданий. Поэтому, рассматривая поступившие дела о закрытии молитвенных зданий, Комиссия под различными предлогами: закрывается последняя церковь в районе, не ясна перспектива освобождаемого здания, не проводилась должная разъяснительная работа среди верующих, налицо незаконные действия властей – не соглашалась с предложениями местных властей о закрытии молитвенных зданий. Об этой стороне деятельности Комиссии свидетельствуют данные о рассмотрении заявлений верующих (См.: Таблица № 3):
Таблица № 3
Сведения
о количестве рассмотренных дел
в Комиссии по вопросам культов
Годы | Количество рассмотренных дел о закрытии культовых зданий | Принято | решений |
закрывать | не закрывать | ||
1934 (май-декабрь) | 105 | 91 | 14 |
1935 | 373 | 323 | 50 |
1936 | 420 | 308 | 112 |
1937 | 359 | 253 | 83 |
Итого | 1257 | 975 | 259 |
***
Многие поступавшие с мест документы о закрытии молитвенных зданий возвращались на доследование, на места с проверкой выезжали сотрудники Комиссии, некоторые материалы направлялись на проверку в правоохранительные органы, партийные и советские инстанции. Но сдержать волну беззакония Комиссия, конечно, не могла. Ее апелляция к праву и закону воспринималась в партийно-советской среде как отказ от наступления на антирелигиозном фронте.
В конце
В принятой резолюции отмечалось: «состояние работы местных Советов в части правильного проведения в жизнь законодательства о религиозных культах в большинстве республик, краев и областей является неудовлетворительным. Наблюдаются многочисленные факты голого администрирования при закрытии молитвенных зданий без проведения соответствующей массовой работы». Участники совещания признали, что выработка и принятие союзного закона о культах становятся задачей первоочередной[36].
К началу
882 (663), в Грузии — 83 (281), в Азербайджане — 137 (690), в Армении — 45 (40), в Белоруссии — 238 (239).
В середине 1937 г. в партийно-советском активе получило широкое распространение и поддержку мнение о необходимости полной ликвидации законодательства о культах, в частности, Постановления ВЦИК и СНК РСФСР «О религиозных объединениях». Секретарь ЦК ВКП(б) Г.М. Маленков прямо писал об этом И.В. Сталину, обосновывая эту «необходимость» тем, что действующее законодательство является «организационной основой для оформления наиболее активной части церковников и сектантов в широко разветвленную враждебную советской власти легальную организацию в 600 тысяч человек по всему СССР». Отсюда и требования — «покончить» с органами церковного управления и иерархией.
Выступая против подобных ликвидаторских настроений, П.А. Красиков от имени Комиссии настойчиво обращался в различные партийно-советские инстанции с письмами, докладами, записками. В них он указывал на ошибочность распространения ярлыка «ярые враги советской власти», на всех верующих, на недопустимость ориентации в вероисповедной политики государства исключительно на административно-силовые меры, что приводит дестабилизации ситуации в обществе.
Соглашаясь с тем, что в церковной среде присутствуют факты «антисоветской деятельности», Красиков, однако, видел причину осложнения обстановки не в этом, а в том, что на местах распространены «левачество, перегибы, неправильное применение закона, вредительское форсирование ликвидации религии». Он предупреждал о росте недовольства среди верующих, о возрастающем потоке жалоб и обращений в Комиссию, о нарастающей волне беззакония и нарушений местными властями действующего законодательства о культах, о пагубности позиции «пассивного наблюдателя», занятой органами власти в отношении верующих и религиозных организаций.
Главный вывод Красикова — нужна единая государственная политика в церковном вопросе, нужно не «уничтожение законодательства», а его совершенствование и обеспечение строгого соблюдения по всей стране. На это был сориентирован и внесенный Комиссией в ЦИК и СНК СССР проект союзного закона «Об отправлении религиозных культов и о молитвенных зданиях». В его 18 статьях определялись порядок образования и условия функционирования групп верующих, получающих в пользование культовое здание. Одновременно Комиссия предлагала вопрос о религиозных обществах, т.е. об объединениях, не связанных жестко с получением здания и имеющих более широкие возможности для своей деятельности, увязать с законом об обществах всякого рода, который тогда подготавливался, внеся в него статьи, касавшиеся деятельности религиозных организаций. В архивах Комиссии сохранился проект закона, относившийся к деятельности именно таких обществ. Он носил наименование «О религиозных объединениях» и состоял из 24 статей.
Оба законопроекта несли на себе груз запретительства, сохраняли дискриминационные меры в отношении деятельности «групп» и «общин», которым не предоставлялось прав юридического лица, запрещалось иметь какую-либо собственность и заниматься «внекультовой деятельностью, не разрешалось публичное отправление культа, «хождение по домам» и «производство колокольного звона». Сохранялась норма, согласно которой молитвенное здание могло быть закрыто по требованию большинства населения той или иной конкретной местности. Однако ставить в вину все эти недостатки разработчикам законопроектов было бы несправедливо, поскольку, сохраняя ограничения и запрещения, они во главе с П.А. Красиковым стремились отстоять легальные условия существования религиозных общин перед административным Молохом, стремящимся вообще покончить с религией и религиозными организациями.
В августе
* Составлена работниками Комиссии на основании данных НКВД и местных органов власти
* В
[2] Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ). Ф. 89. Оп.
[3] РГАСПИ. Ф. 89. Оп. 4. Д.
[4] РГАСПИ. Ф. 89. Оп. 4. Д.
[5] РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 32. Д.
[6] РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 3. Д.
[7] См.: Ярославский Ем. Очередная задача на антирелигиозном фронте // Антирелигиозный сборник на 1929 год. М., 1929. С. 4-5.
[8] Цит. по: Одинцов М.И. Государство и церковь в России. XX век. М., 1994. С. 74-75.
[9] ГА РФ. Ф. 5263. Оп. 1. Д.
[10] Из истории церкви Адвентистов седьмого дня в России. Калининград, 1993. С. 267.
[11] См.: ГА РФ. Ф. 393. Оп. 2. Д.
[12] XIV Всероссийский съезд Советов РСФСР. Бюллетени. М., 1929. Бюллетень № 1. С. 20.
[13] XIV Всероссийский съезд Советов РСФСР. Бюллетени. М., 1929. Бюллетень № 14. С. 49.
[14] XIV Всероссийский съезд Советов РСФСР. Бюллетени. М., 1929. Бюллетень № 12. С. 24-25.
[15] XIV Всероссийский съезд Советов РСФСР. Бюллетени. М., 1929. Бюллетень № 4. С. 13.
[16] Бухарин Н.И. Реконструктивный период и борьба с религией. Доклад на 2-м Всесоюзном съезде безбожников. М., 1929. С. 6-7.
[17] ГА РФ. Ф. 5263. Оп. 1. Д.
[18] ГА РФ. Ф. 5263. Оп. 1. Д.
[19] ГА РФ. Ф. 393. Оп. 2. Д.
[20] Цит. по: Одинцов М.И. Государство и церковь (История взаимоотношений. 1917-1938 гг.). М., 1991. С. 45.
[21] ГА РФ. Ф. 393. Оп. 2. Д.
[22] Российский центр хранения документов новейшей истории (РЦХИДНИ). Ф. 17. Оп. 3. Д.
[23] ГАРФ. Ф. 393. Оп. 2. Д.
[24] ГАРФ. Ф. 393. Оп. 2. Д. 1730. Л 2-Зоб
[25] ГАРФ. Ф. 5263. Оп. 1. Д. 1.
[26] Бюллетень Постоянной комиссии при Президиуме ВЦИК по вопросам культов. М., 1932. № 2. . С. 1.
[27] ГАРФ. Ф. 5263. Оп.1. Д.
[28] Центральный государственный архив Московской области (ЦГАМО). Ф. 4570. Оп. 1. Д.
[29] ГА РФ Ф. 5263. Оп. 1. Д. 15.
[30] ГА РФ. Ф. 5263. Оп. 1. Д.
[31] ГА РФ. Ф. 5263. Оп. 1. Д.
[32] См.: Одинцов М.И. Все религиозные организации мусульман находятся накануне полнейшего разрушения // Отечественные архивы. 1994. №1. С. 67-75.
[33] ГА РФ. Ф. 5263. Оп. 1. Д.
[34] Крыленко Н.В. Формы классовой борьбы на данном этапе. М., 1933. С. 27 .
[35] ГА РФ. Ф. 5263. Оп. 1. Д.
[36] Цит. по: Одинцов М.И. Государство и церковь в России. XX век. М., 1994. С. 96.