Уильям Бут – основатель и первый Генерал Армии Спасения

М.И. Катин (М.И. Одинцов)


 


 


Уильям Бут – основатель  и первый Генерал Армии Спасения


 


 


На одной из улиц восточной части Лондона, в Ист-Энде, на невысоком кирпичном постаменте стоит бронзовая скульптура — человек в полный рост, в эмоциональной позе. Его волевое лицо с длинным прямым носом и твердым подбородком  обращено к собравшимся вокруг него людям, ко всем, кто в тот момент рядом с памятником, и смотрит на него. Если  Вы заинтересуетесь, кто это, то гид или даже любой лондонец, оказавшийся рядом,  объяснит, что это памятник Уильяму Буту[1] — основателю и первому генералу Армии Спасения. Именно здесь, в этом районе Лондона в далеком 1865 году начиналась деятельность созданной им религиозной организации.


Проведут Вас и по «тропе Бута», начинающейся  от заброшенного   квакерского кладбища и ведущей к приюту для слепых, к домам для  одиноких мужчин и женщин. Одни из этих социальных учреждений созданы непосредственно самим Бутом, другие – его последователями. Здесь всегда много людей: мужчин и женщин, молодых и старых, граждан Великобритании и иностранных гостей. Оказать поддержку, придти на открытие  благотворительных учреждений Армии Спасения считали за честь члены Британского парламента, политические, общественные и религиозные деятели, а однажды здесь побывала и сама английская королева Елизавета II.


Уильям Бут появился на свет 10 апреля 1829 г. в г. Ноттингеме, в семье, принадлежавшей по традиции к Англиканской церкви. В ней же был крещен и их сын. Тяжким трудом отцу Уильяма удалось сколотить  солидный капитал, но разразившийся очередной экономический кризис разорил его. С тех пор и до окончания своих дней он пребывал в бедности. После смерти отца тринадцатилетний Уильям взвалил на свои плечи заботу о матери и всей многочисленной семье. Он зарабатывал на жизнь, будучи учеником в лавке ростовщика, где не однажды был свидетелем отчаяния людей, едва сводивших концы с концами. Современники Бута не оставили почти никаких сведений об этом периоде его жизни, кроме как упоминания о нищете.


 В пятнадцать лет Уильям впервые обратился к Богу. Вспоминая об этом периоде своей жизни, Уильям писал: «Когда глупым юношей  пятнадцати лет меня привели в Уэслианскую часовню в Ноттингеме, я не могу припомнить никого, кто оказал бы на меня давление в смысле моего личного посвящения Богу. Я был привлечен совершенно независимо от человеческого усилия Святым Духом, который создал во мне сильную жажду к новой жизни. Я почувствовал, что вместо жизни, исполненной снисходительности к самому себе, к чему я был склонен, мне необходимо счастливое, сознательное чувство, что я угоден Богу, живу праведно и направляю все свои силы к побуждению других вести такую же жизнь. Я почувствовал, что лучше жить праведно, чем дурно, и, без сомнения, забота об интересах других вместо моих собственных, условия страдающего народа вокруг меня, народа, с которым я так долго был близок и агония которого достигла тогда высшей степени, глубоко повлияли на меня. Там были дети, плачущие о хлебе, видеть отчаяние родителей которых  было, по крайней мере, ужасно»[2].


 В последующем один из биографов Бута так описывал минуты его ночного молитвенного подвига: «Ясные лучи месяца проникали в маленькую комнату и освещали юношу на коленях, изливавшего свою душу в горячей молитве. Если бы можно было прислушаться к этой пламенной беседе с Господом, без сомнения стало бы ясно, что молодой человек не впервые посвящает себя Богу и людям. В этом крике души не было неудовлетворенности в прошедшем. В нем слышался томящий голод познания всей великой нужды света. Юноша в то же время сознавал, что ему нужна вся его душевная сила, чтобы встретиться лицом к лицу с людским горем. «Мне необходимы души! Возьми все другое. Пусть все остальное получат другие, на то Твоя воля, но дай мне души! Все мои старания останутся пустым звуком, если Ты мне не дашь достичь моей цели. В этом новом откровении все мои прежние проповеди бессильны, все мои старания слабы и непроизводительны. Жертва Голгофы поглотила меня всего, осветила путь, по которому я хочу следовать Ему, пусть он даже будет пустынный и безлюдный». С этой молитвы спасение душ стало его правом и его наградой, данной ему Господом после тяжелой борьбы. Новый свет озарил его жизнь»[3].


 В своих духовных исканиях Уильям по вечерам после работы или в воскресные дни посещал различные молитвенные собрания. Порой он вместе с кем-либо из близких друзей, чаще всего с Уиллом Сэнсоном, организовывал уличные религиозные собрания, выступая на них с проповедями. Услышав их, один из знакомых даже предложил юноше платить деньги, чтобы тот смог всецело отдаться изучению Евангелия. Однако время это продолжалось недолго. Как вспоминал сам У. Бут, «мне было предъявлено требование, чтобы я поступил в кальвинистскую  семинарию. Я получил книгу о кальвинизме, прочитал в ней несколько страниц и затем швырнул ее на пол. Я готов был скорее умереть с голоду, чем распространять такое учение»[4].


Жизнь Уильяма была трудна, но он сохранял веру и активно  участвовал в деятельности местных методистских реформатских общин, выделившихся из англиканства. Его страстное и убежденное слово собирало немало людей. Пробыв полтора года священником у методистов-реформатов, Уильям Бут начал испытывать колебания: остаться с реформатами или посвятить себя иной религиозной деятельности. Его внимание привлекало набиравшее тогда силу движение, получившее название «Новое Методистское объединение». В  составе общин было много ревностных молодых христиан, объявлявших себя последователями  известного религиозного реформатора XVIII столетия Джона Уэсли, с именем которого связано возникновение  нового религиозного движения — Методистской церкви. Его последователи, получившие наименование «уэслианцы»,  опирались на известные принципы протестантизма – признание авторитета Библии как Священного Писания, отстаивание  священства всех верующих. В вероучении и обрядовой практике они стремились не столько к их формальному изменению, сколько к усилению элементов евангелизации, развитию проповедничества, особенно среди  городской и сельской бедноты, как правило, не попадавшей под влияние государственной Англиканской церкви. Уэслианцы проводили массовые богослужения под открытым небом, где главным было религиозные песнопения и эмоциональные проповеди.


Нельзя не обратить внимания и на  то, что  Д. Уэсли призывал христиан к  активной деятельности в социальной сфере. Он одним из первых начал кампанию за лучшее обращение с заключенными, уничтожение  торговли спиртным, искоренение рабства, и вместе с тем принимал  участие в многочисленных гуманитарных акциях. Ему принадлежат замечательные слова о сущности социального служения христианства: «Благая весть Христа знает социальное, а не религиозное, социальную святость, а не святость». Социальное вовлечение являлось неотделимым компонентом основополагающей доктрины «освящения» Уэсли. Он утверждал, что для «освящения» необходимы следующие благие дела: «Во-первых, все благочестивые дела; во-вторых, все милосердные дела. Кормление голодных, облачение в одежды нагих, страннолюбие, посещение заключенных или больных. Это покаяние, которое необходимо для полного освящения».


В конце концов, Уильям Бут сделал свой выбор и стал  признанным руководителем этих ревностных христиан. Одновременно он стал студентом теологии, поступив учиться к доктору Уильяму Куку в Лондоне. В его  душе постепенно сформировались три идеи, ради которых он и собирался прожить всю дальнейшую жизнь:


·        стремление реализовать себя в качестве пастыря, духовного попечителя  верующих


·        желание работать ради облегчения страданий бедных и нуждающихся


·        стремление всей своей жизнью послужить Богу.


Как жить? Для чего жить? — вот вопросы, которые волновали молодого проповедника, на которые он хотел найти ответ в своей душе и поделиться им с паствой.


Руководство Нового методистского объединения признавало особые заслуги У. Бута в деле евангелизации людей. Ежегодная конференция, прошедшая в 1855 г., даже посчитала необходимым предоставить ему новые возможности для расширения религиозной деятельности. В ее решении было записано: «отец Уильям, труды которого по обращению грешников обширны и благословенны, направляется на проповедническую работу с тем, чтобы в наступающем году у него была возможность работать во многих округах»[5].


Еще одним признанием его заслуг стало разрешение на  заключение церковного брака до истечения обычного для  священника Объединения испытательного срока в четыре года. Его избранницей стала  Екатерина Мамфорд, с которой Уильям познакомился еще в 1852 г. в доме Эдвардса Рэббитса, участника реформатского методистского движения. Она родилась в Эшбоне 17 января 1829 г. Еще ребенком стала секретарем юношеского общества милосердия и проявляла большой интерес к иностранным миссиям. В 14 лет из-за жестокой болезни позвоночника Екатерина вынуждена была оставить школу, и провела юность в постели, заглушая боль чтением книг по философии, истории, богословию. Физические недуги, сменяя один другого, сопровождали ее затем всю жизнь.


После безуспешных  поисков работы в течение года в родном Ноттингеме, У. Бут отправился в Лондон. Но и здесь он смог найти работу лишь в конторе  ростовщика, о которой он сам говорил так: «Это была работа, работа, работа утром, днем и ночью. Я был, действительно, белым негром, пользуясь свободой только по воскресеньям, и имея час или два в неделю свободными вечером».


В Лондоне же, 16 июня 1855 г., Уильям и Екатерина поженилось[6]. И с этого времени начинается широкая проповедническая деятельность Уильяма, который  стал разъезжать по многим районам Лондона и за его пределами. Часто Екатерина  сопровождала его в этих поездках, выступая на молитвенных собраниях с проникновенными проповедями, став одной из первых в Англии женщин-проповедниц.


На собрания Уильяма собирались многие сотни людей. Его  популярность и известность росли, и местные общины на перебой приглашали для выступления на молитвенных собраниях. Но он, как и Екатерина, не удовлетворялся только тем, что происходило в  молитвенном доме. Его внимание было обращено и к тем, кто  находился за пределами храма, к ним — бедным, нищим и опустившимся людям, потерявшим уверенность в себе и веру в Бога, а потому и оказавшимся «на дне» общества. У. Бут сострадал ближним, воспринимая их беды, как свои. Он хотел духовного перерождения и возрождения человека. Он желал обратиться в первую очередь именно к тем, кто не посещал церковь, а проводил свою жизнь в кабаках, ночных притонах, воровал, грабил, убивал, или выполнял за гроши тяжелую и опасную работу, торговал душой и телом. Он убеждал этих людей, что «не может быть ценной жизнь, полная безудержных похотений, аппетита и разнузданных страстей», прожитая в пьянстве, разврате и бесчестии.


Всякий раз, сталкиваясь с человеческим несчастьем, Уильям задумывался над тем, что же нужно сделать, чтобы вернуть грешников и неверующих в лоно Церкви, изменить их греховную жизнь, научить следовать заветам Иисуса Христа и тем способствовать распространению Царства Божьего на земле. Уильям нашел для себя ответ в  идеях Джона Уэсли, проповедовавшего библейскую доктрину святости и святой жизни в качестве желательной и достижимой возможности для каждого, даже для вполне обычного человека. Вслед за ним У.Бут повторял, что достойна только та человеческая жизнь, «которая служит для прославления Бога среди людей, которая способствует тому, что Его искренне любят, боятся и повинуются Ему»; что надо жить жизнью, распространяющей Царствие, которое Иисус Христос пришел принести на землю; стоит жить жизнью, которая обеспечивает «благоволение Божье, приветствование ангелов, общение с избранными духами земли и  наслаждение теми чудными вещами, которые будут составлять блаженство небес»[7].


 Убежденность в правоте своего великого предшественника стала основой для  всех последующих поступков Уильяма Бута. Им овладело страстное желание не только самому следовать этим принципам, но и распространить их на жизнь всех методистских общин. Но очень скоро он столкнулся с распространенными в современном ему обществе и среди религиозных общин невосприимчивостью  и даже пренебрежением великих идей реформатора Джона Уэсли. Это и послужило толчком к конфликту с церковным руководством. Он разрешился  в 1861 г. выходом  Уильяма и Екатерины Бут из Методистской церкви.


Не принадлежа теперь к какой-либо конкретной церковной организации и не скованные обязанностью подчинения церковным властям, Уильям и Екатерина могли свободно разъезжать по крупным городам Англии, где они находили множество благодарных слушателей. В городах  в середине  XIX в. проживало более половины населения Англии, и именно здесь с жестокой откровенностью демонстрировали себя пороки современного им общества. Стремительная урбанизация страны породила вопиющие социальные бедствия: скопление бездомного населения в трущобах больших городов; разрушение всех унаследованных от прошлого связей по происхождению, патриархального уклада семьи; ужасающее удлинение рабочего дня, особенно для женщин и детей; массовую деморализацию среди трудящегося класса, внезапно брошенного в совершенно новые условия: из деревни в город, из земледелия в промышленность, из стабильных — в ежедневно меняющиеся, необеспеченные жизненные условия. Здесь, в городских трущобах, ставших прибежищем для бедных, безработных, бродяг и нищих, которых в тогдашней Англии насчитывалось до 3 млн. человек, что составляло десятую часть населения страны, и проповедовали Уильям и Екатерина Бут.  Девизом У. Бута стали слова: «пока на свете существует хоть один пьяница, пока по улицам бродит хоть одна несчастная падшая женщина, пока остается на земле хоть одна человеческая душа, живущая во мраке, лишенная света Божьего, я буду бороться – я буду бороться до конца!». Силой своих страстных обращений к этим «изгоям общества» Уильям и Екатерина пытались пробудить в них чувства раскаяния и покаяния, зажечь в душе «искру Божью».


Во время совместных выступлений перед участниками молитвенных собраний Екатерина Бут обращалась с особыми проповедями к присутствовавшим женщинам. По ее мнению, настала пора, когда женщина должна активно входить в общественную жизнь, занимать одно из ведущих мест в  деятельности церковных общин и проповедовать.


Екатерина Бут была страстной сторонницей равноправия мужчин и женщин в жизни религиозных общин. Еще в период молодости она писала одному из пасторов: «Невозможно, чтобы Вы думали, будто женщина стоит дальше от Бога, чем мужчина, и менее способна любить Бога и служить ему. Если бы это было так, разве тогда великий и справедливый Создатель не сделал бы разницы в своих творениях?…И почему тогда женщина имеет тоже самое наследие бессмертия в награду?».[8] В 1859 г. вышел в свет памфлет Е. Бут «Женское духовенство», в котором развивалась мысль о духовных ресурсах, таящихся в вовлечении женщины в церковную деятельность, и выдвижении ее на самые ответственные посты. Возражая своим оппонентам, отказывавшим женщине в праве быть социально активной, Екатерина Бут, опираясь на Священное Писание,  доказывала, что «общественное служение женщины не только не запрещено, а даже предписано Словом Божиим» [9]. Стараниями «матери Армии Спасения», как называл Уильям Бут свою жену, начиная с 80-х гг. XIX в. женщины постепенно стали составлять до половины офицерского состава Армии.


С 1865 г. семья У. и Е. Бут обосновалась в Лондоне. Спустя годы «Вестник спасения» в одной из статей, посвященных истории Армии Спасения, так писал об этом периоде в жизни У. Бута: «Его земные надежды ни под каким видом нельзя было назвать светлыми. У него была  большая семья, а друзей не имелось. Как он уже в свое время последовал за голосом своей совести, так и теперь, вполне уповая на Бога, одинокий, никому неизвестный и бедный, он неуклонно шел по своему пути, чтобы нести  помощь «отброскам» английского народа, прозябающим в южной части Лондона. У него не было никакого помещения, и потому он был принужден устраивать все собрания на открытом воздухе, в старой палатке, которая каждую минуту могла быть снесена порывом ветра. Господь был с ним  и в скором времени из среды его слушателей один за другим находил свой путь к Богу и предавался новому образу жизни. Между этими новообращенными были пьяницы, воры, хулиганы, проститутки. Все славили Бога за свое спасение  и своим примером помогали многим из своих прежних товарищей искать в свою очередь возобновления жизни»[10].


Уильям и Екатерина Бут и в этой тяжелой ситуации не падали духом. Они стремились донести свое понимание надлежащей духовной жизни для  человека до всех тех, с кем сталкивали их обстоятельства. Охотно отзывались они на приглашения церковных общин, выезжая в Уэльс, Шотландию; в большие и малые населенные пункты различных районов Британских островов. Молитвенные собрания под их руководством проходили в  общественных помещениях, а когда такового не находилось, собрания проходили под открытым небом. И тогда жители близлежащих кварталов могли видеть как толпы «отверженных» проходили под звуки флейт и барабанов, собираясь на обусловленное место. 


Одна из первых служб на  открытом воздухе в Лондоне  прошла в специально сооруженном Уильямом  шатре. Собралось огромное количество людей. Один из историков так описывал  «поход» Бута на площадь, где находился шатер: «Он перешагивал через одетую в лохмотья, шумную, дерущуюся толпу. Продавцы спичек и женщины, торгующие апельсинами, стояли у него на пути; ирландские торговки  цветами с голыми ногами, покрытыми пылью, подвыпившие и обманывавшие. Он протискивался через работников и женщин, одетых только в грязные нижние юбки. Дети с волчьим выражением на лицах жадно уплетали подгнившие сливы при ярком, кричащем свете уличного рынка. Он видел пятилетних пьяных слепых детей, матерей, заставляющих своих младенцев пить пиво. Бродячие собаки на улице, мужчины с бледными лицами и  наблюдающие за всем этим женщины. Там животной страстью кричали: «Бастуйте! Бастуйте!» Это не шокировало тех, кто был частью всего этого. Восточный Лондон был их миром. Дети приспосабливали себе игрушки из мусора – часто кости селедки, которые волочатся сзади на веревке. Для взрослых улицы были местом добычи пищи – завтрак, скудно выдаваемый ужин от продавца горячих угрей. Даже в полночь Майл Энд Роуд не спал, и было очень шумно».


Молитвенное собрание имело огромный успех. Люди, слушавшие Бута, просили, требовали, заклинали проповедника остаться с ними, стать их постоянным духовным наставником. И на Уильяма Бута эта встреча произвела неизгладимое впечатление, предопределив во многом его дальнейшую жизнь. Вспоминая о ней спустя годы, У. Бут писал: «Когда я увидел эти массы бедняков, увидел, что большинство из них не имеют ни  Бога, ни надежды, когда обнаружил, как охотно они слушали меня, перейдя с открытого воздуха в шатер, и как многие вняли моему призыву преклониться перед Спасителем, мое сердце целиком повернулось к ним. Я вернулся домой и сказал жене: «Кэт, я нашел свою судьбу. Это те самые люди, о спасении которых я мечтал все эти годы. Сегодня вечером, когда я проходил мимо этих ужасных пивных, я как будто услышал внутри себя голос: «Где еще ты увидишь подобных неверующих и где нужны твои труды больше, чем здесь?» В этот момент я решил посвятить свою душу и всех нас вместе с детьми этой великой работе. Эти люди станут нашими подопечными, и наш Бог будет их Богом»[11].


Последующие собрания проводились то в танцевальном клубе, то в заброшенной церкви, то в плотницких мастерских, то в сарае, то в игровых клубах. Сам Бут вспоминал об этих днях: «По воскресеньям было очень много работы, обычно мы устраивали три, а то и четыре собрания на открытом воздухе, я проводил три процессии и руководил тремя собраниями в помещении. На всех этих службах говорить приходилось в основном мне. Однако ощущение силы и радости от работы помогало мне двигаться вперед, и в том зале были заложены основы всего того, что произошло впоследствии»[12].


Поначалу Уильям планировал организовать  духовную поддержку  обездоленным, людям бедных кварталов, поведение которых раздражало или вызывало опасение  благополучных граждан, а криминальное прошлое не давало возможности посещать службы в местных церквах.  Пастор надеялся, что его миссионерский труд поможет людям духовно переродиться и подняться, что в результате они смогут вести образ жизни добропорядочных граждан, и после этого новообращенных можно было бы направить в любую из действовавших в городе церквей.


Однако уже спустя небольшое время стало ясно, что первоначальные намерения Бута трудно выполнимы. Тому мешали три обстоятельства:


·        люди не шли туда, куда их посылали


·        там, куда они все-таки приходили, они оказывались никому ненужными


·        выяснилось, что они сами могли быть полезны Буту в качестве помощников в работе по обращению в веру представителей из их среды.


Осознание этих фактов и подтолкнуло Бута к созданию в 1865 г. самостоятельной организации – «Общество Христианского Возрождения Восточного Лондона». Позже оно было преобразовано в «Христианскую миссию Восточного Лондона» (The Christian Missions). Служения проходили на  специально созданных проповеднических пунктах, упор делался на духовном перевоспитании, перерождении каждого из обратившихся в Миссию грешников, которое только и могло привести их к спасению. На первых порах деятельность Миссии продвигалась довольно вяло, так как она была похожа на многие другие евангелические группы и эта похожесть не позволяла привлечь массовое внимание к ее работе жителей. Но все же, через два-три года,  Миссия обрела известность и влияние на невовлеченные в церковную жизнь массы населения Восточного района Лондона. В 1868 г. вышел в свет первый номер журнала Миссии «Евангелист Восточного Лондона». Тогда же  приобретено было помещение под административный центр, организуются первые учебные классы, в которых обучаются новообращенные, возникают многочисленные филиалы в различных районах города.


Первоначально внешняя и внутренняя жизнь общин, объединенных Бутом, строилась на принципе самоуправления. Для решения общих проблем Миссии созывались ежегодные  конференции представителей. На одной из них в 1870 г. принят был Устав, согласно которому конференция стала главным органом управления, и все вопросы решались коллегиально. Но спустя несколько лет  ведущие члены Миссии пришли к убеждению, что коллегиальная форма управления не подходит к той работе, которой приходилось заниматься Миссии. По их настоянию эти решения были отменены, и во главе организации был поставлен Уильям Бут, тем самым  вводилось единоличное управление.


В эти же годы происходило и окончательное формирование богословских взглядов Бута, постепенно создавался Символ веры народившейся религиозной организации. Изначально он имел поразительное сходство с формой и содержанием доктрин Нового объединения методистов[13], из которых вначале было позаимствовано семь доктрин. В 1870 г. были сформулированы и добавлены в Символ веры еще три доктрины. Последняя, сейчас это десятая – появилась в 1876 г. В конце XIX в. Символ веры Армии Спасения был переведен на русский язык. В последствии эта редакция перевода неоднократно уточнялась, в последний раз в 1999 г.[14]


Еще на первых собраниях Уильям Бут выступал за то, чтобы кающиеся грешники публично заявляли о своем раскаянии и намерении служить Богу. Перед проповедником всегда ставилась специальная скамья – место для тех, кто во время богослужения вдруг осознавал греховность ведомой им жизни и стремился прилюдно это засвидетельствовать. Именно в этот момент, считал Бут, начинается «возрождение» бывшего грешника, и в душе его просыпается совесть и раскаяние, он «обращается» и тем получает надежду на спасение души в загробном мире. Этот обычай лег в основу формы покаяния, принятой впоследствии в Армии Спасения и сохранившийся до сего времени.


Опыт обращения с публикой, приходящей на собрания Христианской миссии, показывал, что для ее «спасения» недостаточно только словесного к ним обращения. Трудно ожидать ответа и понимания от тех, кто в своей земной жизни борется за выживание, кто голоден и болен, не имеет работы и страдает физически и морально. Уильям все более склонялся к тому, что  одних проповедей, направленных на личное спасение человека, недостаточно. Этих людей сначала необходимо вывести из земного ада их существования, предоставить работу, жилье, накормить и одеть. Ибо пока человек живет в грязи, на холоде и в голоде, ухо его будет оставаться глухим к самым лучшим поучениям, а сердце недоступно самым чистым истинам христианского учения. Так в формировавшееся богословие  Бута  привносился новый элемент — идея социального спасения.


 Следовательно, первоначально нужно было попытаться изменить к лучшему жизнь беднейших классов общества, оказать посильную помощь в их нуждах и потребностях. Необходимы были,  хотя бы простейшие,  программы социальной помощи обездоленным. С 70-х гг. XIX столетия начинается опыт социальной работы Христианской миссии. На собранные ею деньги в Лондоне открываются первые ночлежные дома, приюты для инвалидов, мастерские для  безработных, пункты питания и продуктовые магазины, курсы по шитью для женщин. В ночлежном доме каждый, потерявший жилье и работу, мог получить хлеб и кров за очень небольшую плату. В случае отсутствия денег он мог заработать их в строительных мастерских. Бут полагал, что милостыня в том случае, если человек способен трудиться, толкает его на путь безделья и апатии, мешая тем самым возможности перерождения его души. В домах, созданных Христианской Миссией, не было того, почти тюремного, режима, что установлен был в государственных  работных домах.


Служащими в этих социальных учреждениях зачастую выступали недавно обращенные к вере люди – неграмотные, необразованные, но стремившиеся послужить для обращения и  спасения других. И такой подход был отличительной чертой Армии Спасения. Как писал сын У. Бута  Брамвель: «Это действительно чудо, что нам удалось во всех странах и во всех классах вырастить себе сотрудников – людей, проникнутых одновременно  духом терпения и напряженной работы. В этом одно из великих достижений Армии, страдальцев мы превратили в спасителей и создали своим посланникам уникальные возможности»[15].


Ранним майским утром 1878 г. Уильям Бут в присутствии своего сына Брамвеля и секретаря Христианской миссии Джорджа Рэйлтона проверял правильность годового отчета. Читая текст, он встретил фразу «Христианская миссия – это армия добровольцев». – Нет! – воскликнул Уильям, — мы не добровольцы, ибо мы должны делать то, что делаем. И мы, служа Богу, обязаны это делать всегда». Он взял ручку и исправил слово «добровольцев» на слово  «спасения»[16].


 Идея дать новое название формировавшейся Бутом религиозной организации — «Армия Спасения» — понравилась его единомышленникам и с этим новым названием духовная и социальная работа закипела. Сам У. Бут, неоднократно обращаясь к интерпретации словосочетания «Армия Спасения», подчеркивал его духовную сущность. «Мы люди спасения, — говорил он, —  в этом заключается наша работа. Спастись и оставаться спасенными, и затем спасать других, и затем спасать себя снова и снова до тех пор, пока окончательное спасение на земле не установит небеса внутри нас, которые, в конце концов, завершатся полным спасением вокруг нас, по другую сторону реки. Братья мои, друзья мои, спасение души человеческой наше призвание, основная цель и дело нашей жизни. Давайте  искать прежде Царство Божье, давайте будем настоящими спасенцами». На этом направлении духовной деятельности Бут акцентировал внимание и на Уэслейнской конференции в августе 1880 г., когда отмечал: «Мы наступаем по трем основным фронтам – Покаяния, Веры и Святости сердца».


В основополагающем документе Армии Спасения — Акте об Основании от 1878 г. (the Salvation Armys Foundation Deed) — определен был порядок  избрания руководителя Армии Спасения. Устанавливалось, что генерал назначал себе преемника сразу после вступления в свою должность. Назначение было секретным, и имя преемника находилось в запечатанном конверте и хранилось у адвоката Армии. Лишь после смерти генерала конверт вскрывался, и объявлялось имя преемника[17].


Армия Спасения боролась за человека, который жил в обществе, где уже действовало множество самых разных религиозных объединений, и потому Армия должна была ясно и четко объяснить этому человеку свои цели и задачи, особенности своей доктринальной системы, принципы внутрицерковного устройства.


 Ведущие богословы и руководители Армии Спасения постепенно сформулировали девять принципов и методов деятельности организации, которым она следует вот уже на протяжении почти полутора веков. Это:


·        возможность «обращения» человека


·        святость


·        помощь другим


·        равенство прав женщины и мужчины при проведении духовной работы


·        строгая дисциплина и употребление терминов и чинов наподобие военных


·        работа среди «падших» и «худших»


·        филантропическая деятельность


·        запрет на употребление вина и табака


·        отказ от участия в политической деятельности.


Процитируем фрагмент из документа «Принципы и методы деятельности Армии Спасения», в котором объясняется основная доктрина Армии Спасения — великий принцип «спасения» человека: «Под спасением подразумевается та глубокая внутренняя перемена, которая происходит, когда человек искренно раскаивается в своих грехах и признает Иисуса Христа, как своего личного Спасителя. Эта перемена есть чудо, совершаемое Богом. Старые привычки, прежнее поведение сменяется новыми привычками, новым поведением. Он чувствует внутреннее убеждение, что Бог ради Христа простил его грехи, и он должен благодарить и хвалить Бога, который сделал из него нового человека. Обращенный делается новым человеком. Его обращение скоро делается заметным для его окружающих. Он более не ругается, не пьет крепких напитков и не находит удовольствия в обществе тех, кто имеет эти привычки. Он делается честным, трудолюбивым и его  дом вскоре ощущает преимущества его обращения. Это обращение есть истина Нового завета, проповедуемая Христом и Его учениками и испытываемая миллионами в последующие века, равно как и миллионами в настоящее время по всему миру. Мало пользы, если пытаться помочь мужчине или женщине в новой лучшей жизни, не обратив его. Эта перемена должна произойти в глубине человека прежде, чем он будет способен вести жизнь, угодную Богу»[18].


Армия Спасения,  как нарождающаяся церковная организация, не могла обойти своим вниманием и проблему отношения к общехристианским таинствам и обрядам. Первое время в общинах Армии соблюдались те из них, что были усвоены от Методистской церкви. Впоследствии Церковь не раз разъясняла свое «особенное отношение» к этому вопросу. При этом Церковь подчеркивала, что не придает ни одному из христианских таинств значения, приписываемого им другими церковными общинами, поскольку существует чрезвычайно широкое расхождение между ними относительно способа, места и времени их применения, что вызывает в среде верующих споры, сомнения и раздоры[19].


К концу 1878 г. филиалы и станции Миссии были преобразованы в отделения и корпуса. Складывающаяся структура новой организации  напоминала  структуру обычной армии. Служащие делились на две категории: солдат и офицеров. Солдат мог заниматься своим обычным делом, но должен был отречься от мирских развлечений и посвящать свое свободное время службе в Армии. Для офицерского состава (капралы, сержанты, лейтенанты, капитаны, майоры, полковники) служба была основным занятием. Они получали жалованье, размер которого определялся, в том числе, и в зависимости от семейного положения. Уильям занимал пост генерала и пользовался безоговорочной единоличной властью. При нем действовал штаб, в состав которого входила и его жена Екатерина.


Все служащие Армии Спасения носили форменную одежду со знаками отличия, соответствовавшими званию. Каждый корпус имел свою музыку, место собрания, называемое казармой. Введены были герб[20]  и флаг,  почитавшийся как «символ преданности Великому Царю на небесах и делу спасения»[21]. Под этим знаменем все вступавшие в Армию принимали «обет бедности», предусматривавший отказ от праздности, роскоши в еде, одежде и устройстве жилища[22].


К концу 70-х гг. XIX в. также выработан был текст присяги  солдата. В ней, в частности,  вновь вступающий в ряды солдат Армии, заявлял: «я теперь и навсегда отрекаюсь от мира со всеми его греховными удовольствиями, друзьями, сокровищами и искушениями, и объявляю мое твердое желание во всякое время, во всяком месте и перед кем бы то ни было выступать открыто, как отважный солдат Иисуса Христа, без всякой боязни, без всякого страха и не считаясь со страданиями или какими-либо другими последствиями для меня». Обязательство солдата включало в себя отказ от крепких напитков, курения, употребления наркотиков, сквернословия и недостойного поведения. И вместе с тем, солдат Армии обязывался свое время и силы отдавать делу «спасения людей», подчиняться «законным приказаниям офицеров» и не допускать каких-либо действий, наносящих вред Армии Спасения.


Следует признать, что столь строгие требования к членам Армии утверждались далеко не безболезненно, и не сразу. Когда в 1876 г. Бут предложил сделать условием членства полную трезвость, он столкнулся с такой оппозицией, что ему пришлось удовлетвориться на тот момент лишь «строгим предписанием для всех служащих и проповедников Миссии склонять всех членов и обращенных к воздержанию от любых крепких напитков». Этой же теме уделяла много внимания и Екатерина Бут. Так, в  специальной брошюре «Крепкие напитки в отношении к христианству» она писала: «Без колебаний мы заявляем, что крепкие напитки это главный инструмент Сатаны, которым он удерживает в своей власти массы людей в разных странах. Что же делать? Как нам поступить с пьянством? Во имя Христа и человечества мы отвечаем: поступайте с ним также, как с другими изобретенными Сатаной, бесчестящими Христа, разрушающими душу мерзостями. Отмойте свои руки от него раз и навсегда, и все вместе немедленно заявите перед всем миром, что вы считаете пьянство врагом праведности и орудием Сатаны. Я считаю, что для христианина нет другого способа обхождения с крепким напитком. Все другие способы были испробованы и потерпели неудачу. Пришло время христианам объявить употребление крепких напитков нерелигиозным и аморальным»[23].


Лишь спустя некоторое время установился порядок, когда каждый вновь вступающий в ряды Армии должен был, наряду с обещаниями об «отделении от мира», давать обет о добровольном отказе от всех опьяняющих напитков. В настоящее время Армия — одна из немногих христианских организаций, ставящая условием членства полную трезвость[24].


Воинская структура религиозной общины, вызывавшая нарекания со стороны общественных и религиозных организаций, объяснялась конкретными обстоятельствами. Во-первых, тяжелые условия миссионерской работы среди воров и  пьяниц требовали жесткой дисциплины. У новой филантропической организации было немало противников среди содержателей трактиров, борделей, игорных домов и других подобных заведений, поскольку в результате деятельности Армии они  лишались своих постоянных клиентов. В 70-80-х гг. в  Лондоне даже существовало так называемое «скелетное войско», которое вступало в бой  с участниками  религиозных процессий Армии Спасения, забрасывало камнями, избивало офицеров и солдат, срывало собрания, подкупало бедняков, чтобы они не вступали в Армию Спасения[25]. К примеру, только в 1881 г. зафиксировано было более 600 избиений «спасенцев» на улицах города.


Уильям Бут внимательно относился к стекавшейся в Лондон информации о деятельности Армии Спасения в различных регионах Земли. Он обратил внимание, что во многих странах признание и авторитет Армии впрямую были связаны с ее активной и разнообразной социальной работой. Генерал объяснял это тем, что именно Армия Спасения, в отличие от иных христианских церквей и деноминаций, оказывала самую непосредственную помощь оступившемуся человеку, «спасая» его уже в земной действительности. Обращаясь к членам Церкви, Бут не раз вопрошал: «Почему вся эта система храмов и  молитвенных домов, имеющая целью спасать людей от мирской погибели, в тоже самое время  не протянет руку помощи для спасения их от преисподней в их настоящей жизни». Уильям Бут поддерживал социальные инициативы национальных Армий Спасения. К примеру, в Австралии спасенцы создавали прибежища для освободившихся заключенных, приюты для женщин, организовывали иные виды помощи беднякам. Все делалось для того, чтобы этот и подобный опыт широко распространялся в других странах: в Америке, Шотландии, Индии.


О присущей Армии Спасения отличительной особенности – соединении духовного и социального служения — один из последователей Бута писал так: «Лидеры Армии Спасения пошли путем, который составлял суть христианства. Я имею в виду, что при прощании Спаситель повелел своим ученикам распространять по всему миру благую весть о спасении путем милосердия. Евангелие заключает в себе божественную силу. Но Армия Спасения занимается не только распространением Евангелия. Она единственная в значительном масштабе и во многих сферах жизни добавляет к этой  обязанности благородную работу милосердия» [26].


Об этом же в июле 1879 г. сообщала своим читателям и газета «Сатердэй Ревью» в статье, посвященной Армии Спасения: «Мюзик-холл, игорные заведения, дансинги – суть оплоты Вельзевула. В Лондоне, да и много еще где, Армия Спасения разогнала более 100 подобных заведений, превратив их  из средоточия непристойности в места божественного служения…Большинство наших разрозненных попыток, направленных на совершенствование людей, просто провалилось из-за нашей неспособности воспламенить их сердца. Представляется, что сила мистера Бута в том, что он действует сразу в двух направлениях: проповедует доктрины, наполняющие верующего светом, и с не меньшим упорством заставляет его полностью изменить свой образ жизни»[27].


Сам Уильям Бут, анализируя  итоги  благотворительной деятельности различных христианских организаций и миссий во второй половине XIX в., отмечал: «На протяжении всей своей деятельности я яростно ощущал то, что мероприятия по исцелению, обычно проводимые в рамках христианских программ и по обыкновению взятые на вооружение христианской филантропией,  не имели ничего общего  с теми эффективными мерами, которые следовало предпринять в отношении отчаянных страданий отверженных классов. Спасенных чрезвычайно мало – пугающе большинство сравнимо с тем множеством, которое борется и тонет в открытой пасти бездны. Подобным образом, поэтому, моя гуманность и мое христианство, если можно говорить о них как об отдельных одно от другого понятиях, взывали к более глубокому методу достижения и спасения гибнущих толп».


Все это вместе взятое заставило Уильяма Бута задуматься над созданием системы социальной помощи,  предоставляемой Армией обитателям «дна общества». В этом его всемерно поддерживали старший сын и глава штаба Армии Спасения — Брамвель Бут; популярный английский журналист, сочувствовавший социальной работе Армии Спасения —  У.Т. Стэд и комиссар Армии Спасения — Фрэнк Смит, возглавлявший на тот момент социальную деятельность Церкви.


 В наиболее полном и обобщенном виде возможная социальная деятельность Церкви была представлена в книге Бута «В трущобах Англии» (1890)[28]. Она стала самой значительной его работой и наиболее читаемой не только в среде спасенцев, но и за пределами Церкви. Публикация книги явила миру нового крупного социального реформатора. Одновременно  ее появление означало, что Армия Спасения подтверждала, что, наряду с духовной миссией она считает социальное служение своей второй основной задачей. Бут  посвятил книгу своей недавно скончавшейся жене Екатерине, которая многие годы поддерживала все его начинания, активно проповедовала и обучала сторонников Армии таким доктринам, как святость и роль  женщины в служении Церкви, и с которой Бут  неоднократно советовался при написании труда.


В идеях Бута немало общего с идеями  социалистов-утопистов, и в частности с мыслями и практикой его земляка Роберта Оуэна. Но существенной особенностью Бута  было то, что он не освобождал людей от ответственности за их греховную жизнь, а требовал искупления грехов через служение таким же обездоленным собратьям. «Я не желаю, — писал Бут, — устроить из своего дела новый центр деморализации, я не желаю, чтобы лица, которых предполагаю спасать, вместо того нищенствовали, не зарабатывая свой хлеб. Развить самоуважение в человеке, заставить его чувствовать, наконец, что он уже занес ногу на первую ступень лестницы, которая ведет его к верху, вон из трущобы, крайне существенно  и не может быть достигнуто иным образом»[29]. Итак, деятельность, работа, труд, вслед за которыми идет вознаграждение – вот основа всей социальной системы Бута. Человек строит себя сам через приобщение к труду, во имя собственных и общественных интересов, целей и задач.


Книга имела колоссальный успех, разделив, как отмечали тогдашние газеты, все население Англии на «сторонников и противников Бута». Откликом на нее стали многочисленные митинги и собрания, на которых выражалась поддержка усилиям Бута и его организации. В штаб-квартиру Армии поступали многочисленные письма от известных и неизвестных людей, а также значительные денежные пожертвования, в том числе и от самых различных религиозных организаций.


Ко времени опубликования книги в рядах Армии насчитывалось  около 5000 членов. После ее выхода в свет  Армия Спасения получила известность и признание в Великобритании. Количество членов Армии увеличилось вдвое. Огромное число «добровольцев» оказывало ей поддержку при проведении различных социальных мероприятий. Заметим, что к книге Бута обращались и многие политические деятели. К примеру, П. Лафарг, изучавший положение рабочего класса в Англии, использовал материалы Бута[30].


Приступая к изложению своей социальной программы, Бут выделяет, прежде всего, такие ее основополагающие принципы:


·        необходимо изменить самого человека, сделать так, чтобы в нем проснулось сознание, смягчилось сердце, просветился дух [31]


·        необходимо изменить внешние обстоятельства, в которых находится человек, и которые являются «виной гибели человека»


·        требуется наличие достаточных материальных средств


·        реформы должны осуществляться в постоянном режиме


·        средства для борьбы с социальным злом должны быть практичны, применимы повсеместно и немедленно


·        социальные реформы не должны наносить вреда людям, к которым они обращены


·        реформы, помогая одному классу общества, не должны наносить вреда интересам других классов.


Практическая часть плана Бута сводилась к созданию в районах, населенных беднотой, общин взаимопомощи, нечто вроде кооперативных обществ или патриархальных семей, возглавляемых сильной личностью. Они условно назывались «колониями» (городские, сельские, заморские).


В городские колонии, представлявшие из себя ряд социальных учреждений, предполагалось направлять людей, которые «потерпели крушение земной жизни». Там они обретали временное прибежище и какое-либо доступное им и общественно полезное занятие: сбор и переработка городского мусора, ремонт старой одежды.  В колониях создавалась атмосфера душевного мира, любви к Богу и к своим братьям. Бут надеялся, что через некоторое время обитатели колоний могли их покинуть и вернуться к самостоятельной жизни, но уже духовно преображенными и полезными для общества. Проявившие трудолюбие, честные и искренние люди, могли быть переведены в сельские колонии — кооперативные фермы, занимавшиеся земледелием или животноводством. Для нуждающихся в более длительном  пребывании в религиозной общине, или для особо предприимчивых и рисковых, Бут предусмотрел отъезд в колонии третьего типа — заморские. Их   создание намечалось на землях, выкупленных Армией у правительства. Первые такие колонии появляются в Канаде, Австралии, Южной Африке.


Помимо плана устройства колоний, Бут предусмотрел создание гибкой системы помощи больным, инвалидам, одиноким матерям, осиротевшим детям и заключенным. Согласно этому плану, члены Армии Спасения – «сестры и братья милосердия» — посещали нуждающихся в помощи обитателей беднейших кварталов Восточного Лондона, опекали  лазареты, кухни, школы для уличных детей. Нередко служащими в организациях Армии Спасения становились прежние преступники, алкоголики, бродяги. Бут считал, что «для исправления мошенника нужен мошенник», но только такой, в котором проснулось чувство собственного достоинства.


Подчеркнем и тот момент, что важность и необходимость социального служения Церкви, ее обращения к нуждам и заботам  многих и многих тысяч страдающих и нуждающихся, никак не отвергала доктрину личного спасения человека через веру, через воссоединение нарушенной грехопадением связи с Богом, о чем  в предшествующие годы Уильям Бут много писал и проповедовал. Руководитель Церкви подчеркивал, что у каждого человека есть личная необходимость в покаянии грехов и личного принятия через веру Иисуса Христа, пришедшего в мир ради спасения и искупления человека и человечества. В его статье под характерным названием «Впустите ли вы меня?» (1912 г.), отмечалось: «Он (Христос) хочет придти, чтобы благословить вас. Но Он не может войти без вашего на то согласия. Есть условие. Он сделал нас свободными. У вас власть не впускать Его. Это настолько же удивительно, как и Его желание войти. Он не может войти, если в вашей душе еще остались похоть, злобный дух и нечистые помыслы. Что я могу сделать со всем этим? Открыть дверь и впустить Его, и Он вскоре выметет их всех прочь; они улетучатся в Его присутствии».


И в последующем, уже после выпуска книги, Бут, обращаясь к офицерам Армии Спасения, занятым социальной службой, не уставал повторять: «Но в то время, как вы стараетесь избавить их от мирских бедствий и прилагаете усилия спасти их от причин, которые привели их  к этому несчастному состоянию, вы, прежде всего, должны стремиться обратить их страдания в нечто благое, помогая им в спасении их душ и освобождении от грядущего гнева. Вы получите очень малую награду за все ваши старания, если после приобретения долгожданного материального благополучия, они погибнут».


Иными словами, материальное спасение ничто, если не сопровождается душевным перерождением человека. Но вместе с тем, это «перерождение» —  основа  изменения окружающего человека материального мира. В эти годы теология Бута соединила в себе личное и социальное, возможность  внутреннего и внешнего изменения. Христос, по убеждению Бута, есть идеальный воин. Он пришел на землю не только ради того, чтобы умереть на кресте, но и для того, чтобы воскреснуть из мертвых. «Но для чего Спаситель воскрес? Для чего Он вселился в сердце своих учеников? – спрашивал Бут в одной из своих проповедей. И отвечал: «Во-первых, Он (Христос) хотел дать им (своим ученикам) силу победить дьявола, плоть и мир также, как Он победил их; и, во-вторых, они должны были в Его силе продолжать начатое Им Самим дело спасения и пробуждения несчетных тысяч от смерти во грехе» [32].  Христос своим воскресением, — раз за разом убеждал своих последователей Уильям, — победил нечестивый союз зла и смерти и стал искупителем как для мира духовного, так и для мира материального. Именно по этому, — объяснял Бут, — социальное служение Церкви становилось необходимым в мире материальном, в обыденной жизни всех и каждого, для всемирного социального спасения.


Отталкиваясь от подобных  положений в своей теологической доктрине, Уильям Бут рассматривал Армию Спасения не только как национальную, но и как международную организацию. Исходя из христианской идеи братства человечества во Христе, он видел свою цель в том, чтобы всемерно  содействовать реализации христианских заветов среди  всех народов  Земли.


С конца 70-х гг. XIX столетия начинается распространение Армии Спасения за пределами Англии. К концу века она уже присутствовала в Ирландии, Франции, Швеции, Швейцарии, Германии, Дании, Италии, Нидерландах, Норвегии,  Бельгии, Исландии. В 1880 г. комиссар Джордж Скот Рэйлтон с группой женщин прибыл в Америку. Образуются два первые корпуса – в Нью-Йорке и Филадельфии. Затем солдаты и офицеры Армии Спасения появляются в  Канаде и на  Бермудских островах. Армия вступает и в Индию, на Цейлон, в  Новую Зеландию и Австралию.


В каждой стране Армия стремилась действовать в соответствии с национальными законами и в согласовании с правительством. Одновременно она не заставляла всех действовать по шаблону, а приспосабливалась к местным традициям и условиям, настаивая на безусловной верности лишь основным принципам и методам Армии Спасения. К примеру, в Индии спасенцы взяли на свои плечи решение самых трудных социальных задач. Изменив свои имена на индийские и облачившись в национальную одежду, они шли работать среди касты  «неприкасаемых» и стремились  всячески помочь этим отверженным. Чтобы не дать угаснуть индийским ремеслам, члены Армии усовершенствовали  ручной ткацкий станок и организовали  ряд прибыльных ткацких производств.


 Закрепление и распространение Армии Спасения происходило не всегда бесконфликтно. Бывало, что собрания Армии запрещали, а офицеров и солдат  штрафовали и арестовывали. Офицеров-иностранцев высылали из страны и запрещали им дальнейший въезд. Но все же постепенно Армия мирно завоевывала десятки и десятки стран, обосновалась на всех континентах. Это потребовало особой системы управления развивающейся международной организацией. Закладывались основы подготовки кадров, способных действовать  в любой национальной и общественной среде. Дано было начало издательской деятельности Армии, поскольку ощущалась острая потребность в религиозной и иной литературе на различных языках мира. В 1886 г. в Лондоне состоялся первый международный конгресс Армии Спасения, который подвел итог двадцатилетней деятельности этой организации.


 


 






 


Примечания


 


[1] В российской  прессе и в официальных документах XIX-XX вв. встречается различное написание имени основателя Армии Спасения. В статье используется единое написание  – Уильям Бут (William Booth).



[2] Цит. по: ГА РФ. Ф. 102. ДПОО. 1916. Оп. 316. Д. 135. Л. 131.



[3] См.: Вестник Спасения. 1916. № 4. С. 5.



[4] См.: Вестник Спасения. 1918. № 5. С. 4.



[5] Мы идем! Армия Спасения. Ее происхождение и развитие. СПб. 1992. С.10.



[6] У Уильяма и Екатерины родилось восемь детей. Все они в последствии участвовали в деятельности Армии Спасения. Наибольший след в истории Армии Спасения оставил  старший сын Бутов Брамвель, ставший после смерти отца генералом Армии, и три дочери — Екатерина, Эмма и Евангелина. Екатерина  сыграла большую роль в создании отделений филантропической организации во Франции, Швейцарии, Бельгии. Эмма вместе со своим мужем Ф.Л. Такером работала с заключенными и представителями низших каст в Индии, затем занималась проповеднической деятельностью в США. Евангелина стала капитаном корпуса, будучи еще подростком. В молодости она успешно руководила кампанией за отмену постановления местных властей, запрещавшего религиозные проповеди на улицах и площадях и лишавшего спасенцев их «храмов». Позднее она работала в США, возглавляя американскую Армию Спасения. В 1934 г. она стала первой женщиной-генералом Армии Спасения.



[7] См.: Вестник Спасения. 1919. № 1-2. С. 4-5.



[8] Цит. по: Остапенко Г., Чернышева О. Армия Спасения в прошлом и настоящем / Европейский альманах. История. Традиции. Культура. М., 1993. С. 102.



[9] Бут Е. Служение женщин, или право женщины проповедовать Евангелие. СПб., 1993. С. 4-5.



[10] История спасения. Настольная книга спасенца. СПб. 1999. С. 150-151.



[11] Мы идем! Армия Спасения. Ее происхождение и развитие. СПб., 1992. С. 15.



[12] Там же. С. 17.



[13] История спасения. Настольная книга спасенца. СПб. 1999. С. 150-151.



[14] См.: История спасения. Настольная книга спасенца. СПб., 1999. С. 7-8.



[15] Мы идем! Армия Спасения. Ее происхождение и развитие. СПб., 1992. С. 81.



[16] См.: Вестник спасения. 1913. № 1.



[17]  В 1904 г. в Конституцию Армии Спасения была внесена поправка, согласно которой в случае крайней необходимости допускался созыв Высшего Совета (состоял из старших лидеров) для решения вопроса о пригодности генерала к исполнению своей должности, и о  необходимости избрания преемника.



[18] См.: ГА РФ. Ф. 102. ДПОО. 1916. Оп. 316. Д. 135. Л. 134об.-139.



[19] См.: Там же. Л. 150-151об.



[20] Герб Армии Спасения  — комбинация из семи символов, представляющих главные доктрины Армии Спасения. Этот герб отражает  веру и миссию Церкви. Круг (солнце) – означает свет и огонь духа Святого. Крест в центре герба – Крест Господа нашего Иисуса Христа. Буква «С» — означает «Спасение». Мечи – символ борьбы, которую ведут все христиане с силами зла в этом мире. Семь кружков (точек) – семь основных библейских истин, оружие христианина. Корона – корона славы, которую Бог даст всем верным Ему, увенчает Божьей славой за праведность. Девиз «Кровь и огонь» — очень сильные слова, они говорят о крови Иисуса Христа, пролитой Им на кресте во искупление грехов наших, и об огне Святого духа, который может укрепить нас и сделать нас светочами (См.: Где истина. Сравнение основных доктрин христианства с другими религиями. СПб., 1992. С. 48;  Армия Спасения. Буклет. Б/г. С. 6).



[21] Флаг Армии Спасения представляет собой прямоугольное полотнище. В центре помещается восьмиконечная звезда желтого цвета, символизирующая огонь Святого Духа, с надписью «Кровь и огонь». Она располагается на прямоугольнике красного цвета – символа пролитой крови Иисуса Христа. По периметру полотнище обрамлено полосой синего цвета – символа святости Бога-Отца.



[22] См.: Кислова А. «Армия Спасения» и ее идеолог Уильям Бутс // Новая и новейшая история. 1970. № 4. С. 147-152.



[23] Мы идем! Армия Спасения. Ее происхождение и развитие. СПб., 1992. С. 82.



[24] В 1976 г. в качестве обязательного условия  вступления в Армию Спасения стало  требование от вступающего отказа от употребления табака.



[25] См.: Керенский Вл. Армия спасения. Казань. 1905; Иванова Е.В., Иванова Ж.Е. Зарубежный опыт социальной работы в рамках российской благотворительности. М., 2001. С. 68



[26] Цит по: Остапенко Г., Чернышева О. Армия Спасения в прошлом и настоящем / Европейский альманах. История. Традиции. Культура. М., 1993. С. 99.



[27] Цит. по: Мы идем! Армия Спасения. Ее происхождение и развитие. СПб., 1992. С. 23-24.



[28] В других переводах название книги звучало несколько по иному:  «Англия, погруженная во тьму, и пути к спасению ее».



[29] Цит. по: Северный вестник. 1899. № 2. С. 91.



[30] См.: Лафарг П. Соч., т. III. М., 1931. С. 163. Изучая отношение рабочего класса к религии и религиозным организациям в Великобритании в конце XIX века Лафарг привлекал  наблюдения У. Бута. В частности, он писал: «В книге «В трущобах Англии» генерал У.Бут, организатор «Армии Спасения, в итоге обследования Лондона, обойденного округ за округом, улица за улицей, а часто и дом за домом», заявил, что «большинство рабочих нашего времени думает больше о своих правах и о переносимых ими несправедливостях, чем о своих обязанностях. Смирение и сознание греховности, быть может, несвойственны рабочему», «народные массы не проявляют никакого интереса к религиозным обрядам».



[31] Приведем в связи с этим следующие  слова У. Бута: «Изменить природу индивида, дотянуться до сердца, спасти его душу есть единственный, истинный способ сделать ему добро. Во многих современных областях социального возрождения забывается, что «душа движет телом в более чистый хлев», рискуя быть неправильно понятым и истолкованным, я должен заявить самым безоговорочным образом, что спасение тела является первостепенным и основным, ради спасения души».



[32] Вестник Спасения. 1918.  № 4. С. 2.