Совет по делам религиозных культов при СМ СССР и евангельское движение в Советском Союзе. 1956-1965 гг.
И.М. Советов (М.И. Одинцов)
Совет по делам религиозных культов при СМ СССР и евангельское движение в Советском Союзе. 1956-1965 гг.
Политические изменения, последовавшие в Советском Союзе вослед XX съезду КПСС, и начавшаяся борьба с культом личности Сталина сказались на религиозной ситуации в стране. Власти публично обещали в рамках процесса демократизации удовлетворение просьб религиозных объединений. Этих перемен ожидали миллионы верующих. Первоначально «потепление» в государственной вероисповедной политике проявилось в росте числа обращений верующих граждан о регистрации и количестве регистрируемых религиозных общин. Не чинилось и особых препятствий действующим без официальной регистрации обществам.
Год 1956 был годом активизации многих религиозных течений, стремившихся в условиях «оттепели» восстановить и развить свою деятельность. Об этом однозначно свидетельствовали многие материалы, поступавшие в центральный аппарат Совета по делам религиозных культов от его Уполномоченных. К примеру, Уполномоченный по Молдавской ССР С.Н. Колесник докладывал: «во втором полугодии
Вся подобная информация в феврале
· образование новых групп верующих, которые действовали в явочном порядке
· настойчивые ходатайства незарегистрированных групп о своей регистрации
· усиление религиозной пропаганды и использование верующими и объединениями разнообразных ее форм
· рост числа нарушений законодательства о культах со стороны религиозных организаций.
В подтверждение собственных выводов руководитель отдела приводил статистику поступивших в Совет заявлений об открытии молитвенных домов. Из нее следовало, что активность проявляли, прежде всего, евангельские церкви:
Таблица № 1
Религиозные общества / годы | Количество | обращений |
1955 | 1956 | |
Старообрядцы всех толков | 80 | 63 |
Евангельские христиане-баптисты | 78 | 129 |
Пятидесятники | 8 | 101 |
Молокане | 5 | 9 |
Адвентисты | 1 | 9 |
Меннониты | — | 1 |
Прочие | 1 | 2 |
Всего | 173 | 314 |
К этому можно добавить, что в
Факт «оживления религиозного движения» в Советском Союзе фиксировался в многочисленных документах не только председателя Совета по делам религиозных культов (И.В. Полянский), но и Совета по делам Русской православной церкви (Г.Г. Карпов), а также сотрудников их центральных аппаратов и Уполномоченных в регионах СССР. Однако отношение к этому реальному явлению было двойственным.
Оценивая возможные политические последствия «оживления», Совет по делам религиозных культов при Совете министров СССР в циркулярном письме Уполномоченным (1956, август) указывал, что имеется «материал, свидетельствующий о том, что из числа вернувшихся из мест заключения служителей культа и лиц религиозного актива большая часть ведет себя лояльно, не нарушая законодательства о культах. Некоторая же часть этих лиц проводит активную религиозную пропаганду среди населения. Они нередко используют религиозные убеждения верующих, создавая среди них нездоровые настроения по отношению к деятельности органов власти. В ряде мест эти лица выступают в роли организаторов всевозможных групп верующих, занимаются в этих группах обсуждением установленных государством порядков, вмешиваются в деятельность зарегистрированных религиозных обществ, стремясь направить ее в сторону нарушения советских законов о культах»[3].
По мнению Совета, в наибольшей мере это относилось к евангельским церквам, а среди них, в первую очередь, — к пятидесятническим. Именно потому Совет требовал от Уполномоченных принять меры к прекращению или существенному ограничению религиозной деятельности лиц, вернувшихся из заключения; взять под контроль каждого из них, регулярно вызывать на беседу в органы власти и к Уполномоченным; постоянно информировать партийно-советские органы обо всем, что происходит в пятидесятническом движении.
Но те же Карпов и Полянский, рассматривая вопрос о религиозной свободе с точки зрения исполнения органами власти существующих законов о религиозных культах, считали, что в условиях «оттепели» не только возможно, но и необходимо делать шаги к демократизации законодательства о религиозных культах, к предоставлению большей свободы религиозным организациям. И сами они показывали в этом пример, официально поддерживая ходатайства руководителей религиозных организаций:
· об открытии церквей в Армянской ССР
· о строительстве новых и восстановлении разрушенных в годы войны костелов и монастырей в Прибалтике
· о предоставлении прав юридического лица религиозным обществам
· об открытии дополнительных духовных учебных заведений
· о передаче Московской патриархии одной из государственных типографий и комплекса зданий Донского монастыря
· об учреждении новых религиозных центров
· о регистрации дополнительных религиозных обществ
· об открытии молитвенных домов.
Однако изменения в духовной атмосфере общества, возросшая активность религиозных объединений, более свободное выражение людьми своих религиозных убеждений, практическая деятельность Советов стали своего рода катализатором усиления борьбы в партийно-советской элите вокруг религиозного вопроса. Та ее часть, что еще в 1946-1948 гг. выступала за жесткую линию в решении принципиальных вопросов государственно-церковных отношений, предпринимает новые усилия к достижению своих целей. В
Результаты такого давления легко «прочитать» по текстам документов Советов, которым приходилось лавировать и уступать с тем, чтобы все же сохранить минимум свобод для религиозных объединений. Как пример, приведем выдержку из Инструктивного письма Совета по делам религиозных культов (1957, апрель), в котором от Уполномоченных требовалось ужесточить контроль за деятельностью религиозных объединений, а именно:
а) не допускать разъездов оркестров, хоров и проповедников по другим
молитвенным домам
б) принять меры к прекращению «специальной работы» среди молодежи и женщин (создание библейских кружков, проведение библейского часа и вечеров молодежи, организация художественно-музыкальных вечеров и т.д.)
в) решительно воздействовать на руководство обществ в целях прекращения благотворительности, практикуемой со стороны религиозных организаций[4].
Как могли, оба Совета противились навязываемому им курсу церковной политики, что проявилось, прежде всего, в их стремлении сохранить количественные характеристики религиозной ситуации в Советском Союзе. В подтверждение приведем сведения об официальной религиозной статистике в СССР:
Таблица № 2
На 1-е января текущего года | Всего религиозных объединений | В том числе, «сектантских» |
1953 | 18591 | 5082 |
1956 | 18563 | 5147 |
1957 | 18611 | 5181 |
1958 | 18564 | 5150 |
1959 | 18352 | 5028 |
Сохранились и свидетельства публично выражаемых позиций Председателей Советов. К примеру, в мае
Понятно, что такими взглядами председатель вызывал огонь на себя. Начиная с 1956-1957 гг. Карпов был «под колпаком» аппарата ЦК КПСС, установившим тотальный контроль за Советом. По сути, он был поставлен под подозрение в нелояльности к правящему режиму. И хотя какое-то время и оставался на своем посту, но реально влиять на церковную политику он уже не мог. Его терпели, но судьба его была предрешена. Нет сомнений в том, что таким же было отношение власти и к Полянскому. Думается, что от «мер воздействия» его уберегла лишь внезапная смерть осенью
Под давлением партийных органов, по-прежнему мысливших в терминах 20-30-х гг., и видевших в руководящих работниках религиозных центров «идеологических и политических врагов», к их поиску приступил и Совет по делам религиозных культов. В письме в КГБ новый председатель Совета по делам религиозных культов, приступивший к своим обязанностям в мае
Силовые акции судебных и иных властных органов власти, осуществлявшиеся в течение 1955-1958 гг. в отношении А.И. Бидаша, его сторонников и пятидесятнических общин, не желавших входить в состав ВСЕХБ, могут служить подтверждением «антисектантского акцента» в религиозной политике государства. Постоянное давление заставило незарегистрированных пятидесятников изменить тактику своей деятельности. Как писал Уполномоченный Совета по делам религиозных культов по УССР П.А. Вильховой: «Если раньше большинство групп пятидесятников усиленно добивалось самостоятельной регистрации их обществ и открыто проводили свою работу, то в настоящее время преобладающее большинство религиозных групп этой секты перешли на нелегальную деятельность. Разбившись на более мелкие группы, продолжают действовать в подполье»[6].
К осени
Документ № 1
Из Записки отдела ЦК КПСС
12 сентября
Между тем духовенство за последнее время активизировало свою деятельность по целому ряду направлений:
а) В настоящее время характерная особенность в деятельности церковников и сектантов состоит в том, что они всячески приспосабливаются к современным условиям. Проявляют изобретательность в применении новых, более действенных форм привлечения населения и особенно молодежи и детей в церковь, религиозные общины и секты. Духовенство усилило миссионерско-проповедническую деятельность среди отдельных лиц и небольших групп, как верующих, так и неверующих граждан. Наряду с официальными священнослужителями проповедничеством занимается специально подготовленный актив из числа верующих. Такой актив, например, создан в сектантских объединениях евангельских христиан-баптистов и адвентистов седьмого дня. Во всех такого рода только зарегистрированных обществах учтено более пятнадцати тысяч проповедников.
д) Следует отметить, что за последние годы наблюдается активизация деятельности и определенный количественный рост сектантов. Если, например, на Украине в 1954 году было 92 тысячи сектантов, то в 1957 году их насчитывается 103 тысячи; по РСФСР в 1954 году было 32 тысячи, в 1957 году — 40 тысяч. В Молдавии число сектантов за этот же период возросло на 15 процентов, в Латвии — на 17 процентов.
ж) За последнее время участились случаи, когда деятельность церковников и сектантов стала выходить за рамки религиозной. Имеют место факты незаконной организации духовенством групп верующих по изучению религиозных догматов, самочинного открытия и строительства новых церквей и молитвенных домов, создание запрещенных советскими законами различных обществ, групп и сект. Установлены факты антисоветских действий и высказываний со стороны священнослужителей и сектантов (Литва, Латвия, западные области БССР).
Особенно активизировали антисоветскую деятельность запрещенные советским законодательством секты. В настоящее время на территории СССР, по неполным данным, действует 1715 таких сект, в том числе 450 групп иеговистов. В Коми АССР в 1957 году разоблачена группа руководителей подпольной антисоветской организации иеговистов. Она была связана с иеговистским центром, расположенным в Бруклине (США), систематически получала из-за границы и распространяла среди населения республики контрреволюционную литературу. Это подполье имело в своем составе проповедников, которые вели индивидуальную обработку советских граждан. Только за первое полугодие 1957 года 147 таких проповедников Интинской и Воркутинской сект побывали у 2811 граждан и проводили с ними беседы.
…Следует обратить внимание на то обстоятельство, что руководители ряда религиозных центров используют для антисоветской деятельности, прежде всего, возвратившихся из мест заключения по амнистии и отбытии сроков наказания духовных лиц. Эта категория духовенства настроена враждебно к советской власти и проявляет особую активность в своей деятельности. В западных областях Украины, Белоруссии, в Литве и Латвии католическое духовенство пополнилось за счет этой категории на 370 человек, что составляет 29 процентов к его действующему составу; в сектантских организациях количество духовенства, возвратившегося из мест заключения, составляет 22 процента.
Часто антисоветски настроенные сектанты и церковники получают поддержку со стороны империалистических сил, осуществляющих идеологическую диверсию против стран социалистического лагеря. Например, деятельность католического духовенства направляется Ватиканом, а таких сектантских организаций, как иеговистов и меннонитов — из США и Западной Германии.
РГАНИ. Ф. 4. Оп. 16. Д.554. Л. 5-13.
***
Она рассматривалась на заседании Секретариата 4 октября
В адрес «церковников и сектантов» выдвигался длинный перечень «претензий», сводившихся к следующему:
· усиление миссионерско-проповеднической деятельности по привлечению в религиозные организации населения, особенно молодежи и детей
· ведение религиозной пропаганды не только священнослужителями, но и
активом из числа рядовых верующих
· расширение контингента слушателей в духовных учебных заведениях
· постоянный рост доходов религиозных организаций
· активное благоустройство и ремонт церквей и монастырей
· рост числа заявлений об открытии церквей, молитвенных домов и регистрации новых религиозных объединений*
· рост числа участвующих в богослужениях и в других религиозных церемониях в культовых зданиях
· активизация деятельности «сектантов» и рост числа «сектантских» объединений
· рост количества религиозных обрядов, в которых участвует молодежь, представители партийных и советских органов
· проявление благотворительности со стороны религиозных объединений
· активное функционирование святых мест, которые посещаются значительным числом граждан
· рост числа фактически действующих незарегистрированных («подпольных») культовых зданий и духовных школ
· наличие фактов «антисоветской деятельности» среди духовенства и верующих
· активная религиозная деятельность священно-и церковнослужителей, вернувшиеся из мест заключения по амнистии или отбытии сроков наказания
· расширение поддержки «сектантов и церковников со стороны империалистических сил, осуществляющих идеологическую диверсию против стран социалистического лагеря».
В число «виноватых» в столь катастрофическом, по мнению ЦК КПСС, положении кроме партийных, советских, профсоюзных, комсомольских, просветительских организаций были внесены Совет по делам Русской православной церкви и Совет по делам религиозных культов. Впервые эти государственные органы подвергались публичной партийной критике за плохое осуществление своих функций; за то, что идут, как утверждалось в партийном документе, на поводу духовенства и поддерживают их необоснованные требования, своевременно не информируют партийные и советские органы о деятельности служителей церкви, религиозных сект и общин.
Записка отдела и принятое по ней Постановление ЦК КПСС направлены были для обсуждения во все обкомы и крайкомы КПСС, ЦК компартий союзных республик и центральные идеологические организации. В течение октября-ноября
Претензии компартии к деятельности обоих Советов и меры по их исправлению рассматривались на всесоюзных совещаниях уполномоченных[7].
В ноябре
«Работники Совета рассуждали примерно так. Во время войны церковь занимала патриотические позиции. После войны духовенство ведет патриотическую деятельность. Следовательно, церковь не является более врагом Советской власти. В связи с этим отпала необходимость в жестких мерах ограничения деятельности церкви. Настало время предоставить духовенству больше свободы действий и на этой основе установить хорошие отношения государства с церковью. В этом и видели работники Совета свою главную задачу. Во всех документах Совета так прямо и говорилось: Совет создан для нормализации отношений между церковью и государством. Нормализация отношений понималась как необходимость уступок церкви со стороны государства. Отсюда и пошли все беды»[8].
Докладчик призывал уполномоченных в отношении зарегистрированных объединений сосредоточить внимание и усилия на решении следующих задач:
· лишение религиозных обществ всех прав юридического лица
· ограничение деятельности религиозных организаций и духовенства исключительно удовлетворением религиозного культа в стенах молитвенных помещений
· воспрещение какой-либо «особой работы» среди детей, юношества и женщин
· сокращение числа духовных учебных заведений и количества обучающихся в них
· ужесточение законодательства о религиозных культах.
Затронул председатель Совета и ту сторону деятельности Совета, что касалась незарегистрированных религиозных объединений. Как он считал, прежде Совет был недостаточно активен в противодействии «сектам изуверческого и антигосударственного характера», общее число которых в стране достигло 1715. При этом он говорил: Должны ли мы заниматься деятельностью этих религиозных объединений? Да, должны. Прежнее мнение Совета о том, что все незарегистрированные религиозные общества и группы верующих «не могут ни политически, ни методически являться объектом его работы», следует признать неправильным. Мы не должны закрывать глаза и прятаться в этом деле за другие органы государственной власти. Они занимаются своим делом, а мы своим, и вместе мы должны добиваться нужных нам результатов, взаимно помогая друг другу в работе. Работники Совета и уполномоченные должны проявлять интерес к тому, что связано с деятельностью церковных и религиозных организаций [9].
А. Пузин в отношении незарегистрированного «сектантства» и особенно «антигосударственных сект» ставил задачу постоянной жесткой борьбы с использованием разнообразных административных и уголовных мер. Ведущей стала тема борьбы с пятидесятническим движением (См.: Документ № 2):
Документ № 2
Из доклада А.А. Пузина
на Всесоюзном совещании уполномоченных Совета
25 ноября
Пятидесятники и некоторые другие секты не могут регистрироваться также в силу изуверческого и крайне мистического характера своего вероучения.
Вы знаете, что значительная часть пятидесятников отказалась от наиболее вредных сторон своего вероучения и объединилась с сектой евангельских христиан-баптистов.
Отказались, да не все. Многие пятидесятнические секты не признали соглашения об объединении и продолжают действовать самостоятельно, без регистрации. Многие группы пятидесятников, ранее объединившиеся с баптистами, в последнее время стали откалываться от них и возбуждают ходатайства о регистрации их как самостоятельной секты. Всего в настоящее время учтено 845 пятидесятнических групп (около 23 тысяч человек), действующих самостоятельно без регистрации. Наибольшее количество пятидесятников действует на территории Украинской ССР: 654 группы (около 17 тысяч человек). Своих молитвенных домов пятидесятники не имеют, и молитвенные собрания проводят на квартирах верующих. Многие группы секты пятидесятников переходят на нелегальное положение, молитвенные собрания проводят скрытно, часто в ночное время.
Мы отказываем, и впредь будем отказывать в регистрации пятидесятникам и об этом надо твердо заявить всем руководителям этих сектантских объединений. Каждый член секты пятидесятников должен знать о том, то деятельность этой секты является незаконной. Об этом должны позаботиться уполномоченные и местные органы власти. Нужно внушить сектантам, что советское государство не может допустить и не допустит пропаганды такого вероучения, которое противоречит Конституции СССР.
Советское государство не может также допустить и не допустит таких изуверческих действий, которые калечат людей, наносят ущерб их здоровью. Так мы должны поступать по отношению ко всем сектам подобного характера. Руководителей и духовенство, ответственных за деятельность этих групп, нужно вызывать в местные органы власти для предупреждения о незаконной деятельности и ответственности за нарушения законодательства о культах.
Следует также принимать соответствующие меры и в отношении домовладельцев, предоставляющих этим религиозным объединениям помещения для молитвенных собраний.
ГА РФ. Ф.Р.- 6991. Оп. 3. Д.
***
Безоговорочно была поддержана линия административного давления и преследования пятидесятников, необходимость поиска мер репрессивного воздействия, прежде всего, на руководителей — «паразитический слой», по мнению участников совещания. Для подтверждения приведем слова Уполномоченного по Крымской области Рудакова, который буквально взывал: «С пятидесятниками тоже что-то надо делать. Дело доходит до того, что не только мы поставлены в неудобное положение, но и наши органы. Мы вызываем руководителей пятидесятников в милицию, а они уходят и снова продолжают свою линию. Мы вызываем до трех раз, затем штрафуем по 25% заработной платы за нарушение советских законов, а они опять собираются. Что же делать дальше? Мы не можем расписаться в своем бессилии. Посадить их нет закона. Я лично ждал, что докладчик разъяснит этот вопрос и скажет, что же с ними делать. Я считаю, что необходимо все-таки к таким людям, которые не подчиняются нашим советским законам, применять более репрессивные меры».
Дискуссия вокруг пятидесятнического вопроса продолжилась и в ходе заседания секции Совещания «по вопросам деятельности христианских сект». Здесь по-прежнему сложная проблема взаимоотношения государства с верующими и незарегистрированными религиозными объединениями упрощенно сводилась к отношению к тем или иным пятидесятническим руководителям, в частности к А.И. Бидашу. Выступавшим в дискуссии казалось, что достаточно «убрать возмутителя спокойствия» Бидаша и сами собой отпадут все трудности и противоречия, с которыми власть и ВСЕХБ столкнулись при реализации плана объединения пятидесятников с евангельскими христианами-баптистами.
Анализ документов и материалов всесоюзных совещаний Уполномоченных позволяет утверждать, что власть все то положительное, что было достигнуто в государственно-церковных отношениях, начиная с
Год 1958 стал рубежным во взаимоотношениях государства и религиозных объединений. «Хрущевская оттепель» не привнесла ничего конструктивного в систему государственно-церковных отношений и не расширила возможности для граждан СССР свободно иметь и выражать религиозные убеждения. Более того, она открыла один из самых трагических периодов в жизни религиозных объединений в послевоенной истории Советского Союза. По существу, сформулированные в это время принципы, подходы и методы жесткой государственной вероисповедной политики оставались неизменными вплоть до середины 80-х гг., эпохи «перестройки и гласности».
Пафос борьбы с пятидесятниками, которым были переполнены документы всесоюзного совещания и принятые на нем решения и договоренности, переносился в республики Советского Союза, реализовывался через конкретные шаги в отношении незарегистрированного пятидесятничества. Каждый из регионов вырабатывал собственный план и метод борьбы.
В силу того, что основная масса незарегистрированных пятидесятников действовала на территории Украины, здесь пролегал главный фронт борьбы. Еще в феврале
Планировалось в течение 3-5 лет полностью и окончательно «ликвидировать» незарегистрированные группы пятидесятников. Наряду с силовыми, активно предлагалось использовать и судебные меры. В конце 50-х и начале 60-х гг. бесконечной чередой проходили судебные процессы над «сектантами». Всем им стандартно вменялись «тяжкие преступления против государства и советского народа», под которые подводились: деятельность незарегистрированных объединений, религиозная деятельность лидеров пятидесятников, изготовление, хранение и распространение религиозной литературы, обучение детей религии, отказ по религиозным основаниям служить в Армии и т.д.
Меры давления на пятидесятников были частью общей политики по сокращению числа религиозных организаций и масштабов их влияния на население. Что, к примеру, явственно следует из январского доклада (1960г.) в ЦК КП Украины К. Полонника, сменившего в середине
· запрещено служителям культов выезжать из своих парафий* для обслуживания общин, к которым они не прикреплены
· запрещены пышные, торжественные выезды и встречи руководителей религиозных объединений — епископов, старших пресвитеров; причем каждый выезд любого служителя культа в чужую парафию может совершаться только с нашего разрешения
· иудейские общины лишены права самостоятельно приглашать к себе канторов и, как правило, не разрешается канторам гастролировать по синагогам
· через финансовые органы проведено и широко используется налогообложение всех служителей культов независимо от того, получают ли они зарплату за свое служение и в молитвенном доме (к слову, это сделано только на Украине, в других республиках пресвитера общин ЕХБ не облагаются налогом, если они не получают зарплату, а у нас облагаются налогом)
· католическое духовенство поставлено в жесткую зависимость от «двадцаток»
· не регистрируются новые католические служители культа, несмотря на просьбы об этом общин
· религиозные центры проводят назначение служителей культов на ту или иную должность, и их последующая регистрация происходит исключительно с согласия Уполномоченных
· запрещена продажа в молитвенных помещениях печатных изданий религиозного содержания
· капитальный ремонт культовых зданий проводится только с разрешения местных органов власти и уполномоченных
· в судебном порядке изъяты и продолжают изыматься построенные (купленные) новые молитвенные дома, строительство которых осуществлено с оформлением на физических лиц
· запрещена любая религиозная работа с молодежью и детьми.
Любопытно, что все это подается как строгое исполнение действующего законодательства о культах. Хотя многое из того, что якобы вводили «украинцы», не имело никаких оснований в действующем советском законодательстве о культах, и исходило исключительно из их желания «ущемить» религиозные объединения.
На Украине в числе мер давления, как на правоохранительные органы и суды, так и на «сектантов» активно использовались «собрания общественности». К примеру, Уполномоченный по Херсонской области А. Ющенко сообщал: «Решения общих собраний носили осуждающий и требовательный характер, в них указывалось о прекращении антиобщественной деятельности сектантов-пятидесятников и о включении их в активную хозяйственную работу. Сектанты предупреждены, что, если они впредь будут нарушать советское законодательство, к ним будут приняты соответствующими органами самые строгие меры. Общественность ставит вопрос об отобрании детей у родителей-сектантов, которые их калечат, неправильно воспитывают, и передаче этих детей в школы-интернаты, где содержание и воспитание проводить за счет родителей. Решения проведенных общих собраний доводятся до сведения всех учреждений и предприятий, где работают сектанты-пятидесятники, с тем, чтобы ознакомить коллективы этих учреждений и предприятий с антиобщественной деятельностью пятидесятников и принять соответствующие меры».
«Антисектантская» направленность вероисповедной государственной политики подпитывалась и определялась, как мы уже отмечали, идеологией правящей партии. Да это и не скрывалось Председателями обоих Советов, более того, постоянно подчеркивалась необходимость «следовать курсу партии». (См.: Документ № 3):
Документ № 3
Из доклада А.А. Пузина
на Всесоюзном совещании уполномоченных Совета
18 апреля
ЦК КПСС обращает внимание местных партийных, советских, комсомольских и профсоюзных органов на необходимость усиления борьбы с религиозным сектантством, носящим антигосударственный и изуверский характер (иеговисты, пятидесятники и т.п.).
Иногда спрашивают: в каком законе или Постановлении Правительства говорится о том, что деятельность этих сект запрещена?
Как вы знаете, ни в одном законе или Постановлении Правительства СССР нет упоминания сект иеговистов и пятидесятников. Деятельность этих сект запрещается потому, что вероучение и характер деятельности их противоречит Конституции СССР и другим законам государства.
Согласно Конституции каждый гражданин обязан исполнять законы государства, честно относиться к общественному долгу, уважать правила социалистического общежития. Никто не может, ссылаясь на свои религиозные воззрения, уклоняться от исполнения своих гражданских обязанностей.
Иеговисты и пятидесятники подстрекают верующих не признавать законы советского государства, побуждают их отказываться от исполнения этих законов. Они отказываются, например, от воинской службы, запрещают верующим брать в руки оружие для защиты социалистического Отчества, что противоречит Конституции СССР.
Советское государство, естественно, не может допустить пропаганды такого вероучения, которое подстрекает верующих к нарушению Конституции.
Секта пятидесятников запрещается также в силу того, что члены этой секты допускают изуверские действия, физически калечащие людей. Безусловно, советское государство не может равнодушно относиться к такого рода действиям сектантов.
По имеющимся у нас сведениям, в настоящее время на территории СССР действует более 600 групп пятидесятников, членами которых состоят около 25 тысяч человек.
ГА РФ. Ф.Р.- 6991. Оп. 3. Д.
***
С конца 50-х гг. в общественную жизнь страны широким потоком возвращаются идеи 30-х гг. о бесклассовом безрелигиозном обществе и особой роли в его построении антирелигиозной пропаганды. Их легче было воспринимать партийно-советскому активу, воспитанному на этих положениях. На страницах журналов, газет, по радио началось массированное антирелигиозное наступление с обвинениями, угрозами и насмешками в адрес религии, верующих и духовенства. Хотя немалая их часть касалась Русской церкви, но все же в целом антирелигиозная кампания носила ярко выраженный «противосектантский» характер.
Н.С. Хрущев, обещавший показать советскому народу «последнего попа», покончить с «религиозным дурманом» и построить в течение ближайших двадцати лет коммунистическое общество, считал антирелигиозную работу партии одной из первоочередных задач. В отчетном докладе ЦК КПСС ХХII съезду партии (1961) специально подчеркивалось, что «коммунистическое воспитание» предполагает: «освобождение сознания от религиозных предрассудков и суеверий, которые все еще мешают отдельным советским людям полностью проявить свои творческие силы. Нужна продуманная и стройная система научно-атеистического воспитания, которая охватывала бы все слои и группы населения, предотвращала распространение религиозных воззрений, особенно среди детей и подростков»[10].
В Уставе КПСС, принятом на съезде, в перечень обязанностей члена коммунистической партии внесена была «решительная борьба с религиозными предрассудками». В пункте 2 Устава говорилось: «Член партии обязан… овладевать марксистско-ленинской теорией, повышать свой идейный уровень, способствовать формированию и воспитанию человека коммунистического общества. Вести решительную борьбу с любыми проявлениями буржуазной идеологии, с остатками частнособственнической психологии, религиозными предрассудками и другими пережитками прошлого, соблюдать принципы коммунистической морали, ставить общественные интересы выше личных» [11].
Антирелигиозная работа признавалась главным рычагом в формировании научно-материалистического мировоззрения. Построение «общества без религии», причем в самое ближайшее время, объявлялось программной целью. Наиболее полно программа атеистической деятельности партии была представлена в докладе секретаря ЦК КПСС Л.Ф. Ильичева «Очередные задачи идеологической работы партии» на пленуме ЦК КПСС в
И в последующем, в решениях и постановлениях съездов и пленумов Коммунистической партии антирелигиозная работа выдвигалась на первое место в общей партийно-идеологической деятельности партийных комитетов, местных Советов депутатов трудящихся, профсоюзов, комсомола и иных общественных организаций. Все это свидетельствовало о том, что политика государства в отношении религиозных объединений все более и более становится заложницей партийной идеологии. В обоснование такого подхода и видения государственной политики в отношении религий, церквей и верующих партийными идеологами выдвигались следующие положения:
· «кризис религий» сводился исключительно к количественным показателям религиозной статистики
· развитие религиозной жизни представлялось лишь как прогрессирующий процесс «угасания» религии
· отрицалось наличие объективных условий и предпосылок в условиях СССР появления «новых религий» или «оживления, возрождения», казалось бы, угасших культов
· в качестве приоритетного в процессе секуляризации общества по-прежнему использовался путь административно-командного регулирования и давления в области взаимоотношений религиозных объединений и органов власти
· принималось как аксиома утверждение о том, что число зарегистрированных обществ адекватно отражало состояние и потребности верующих того или иного региона
· выдвигался и оправдывался принцип «достаточности» числа зарегистрированных объединений ведущей конфессии в том или ином регионе страны, сводящийся к тому, что в «мусульманском» регионе не следует регистрировать мечети, а в «православном» — церкви и т.д.
Из подобного рода идеологических постулатов официальных партийно-государственных властных органов можно сделать только один вывод — правовой подход к проблемам свободы совести окончательно подменялся подходом идеологическим. Это находило свое выражение и в устанавливающейся практике принятия совместных постановлений ЦК КПСС и СМ СССР по проблемам атеистической деятельности и осуществления контроля за деятельностью религиозных объединений. Одним из первых было Постановление «Об усилении контроля за выполнением законодательства о культах» (1961, март). Безусловное и инициативное исполнение подобных постановлений требовалось от обоих Советов. Сами Советы в ежегодных отчетах в партийно-советские инстанции подробно описывали свою деятельность по исполнению принимаемых «антирелигиозных» постановлений. К примеру, в отчете Совета по делам религиозных культов за
Партийные постановления становились постоянной темой обсуждения на всесоюзных совещаниях уполномоченных обоих Советов, где определялось место этих органов в общем курсе государства и партии в отношении религии, церквей и верующих. Так, в апреле
Знакомство с докладной запиской показывает, что она, во-первых, завершала поиск и выработку нового курса государства в вероисповедных вопросах и, во-вторых, устанавливала окончательный разрыв с периодом «религиозного возрождения», пришедшегося на 1943-1955 гг. Прежде всего, это выразилось в предложениях по отмене или серьезном изменении ранее принятых Правительством актов, регулировавших деятельность религиозных организаций и определявших права и полномочия Советов по делам Русской православной церкви и по делам религиозных культов (См.: Документ № 4):
Документ № 4
Из докладной записки
А.А. Пузина и В.А. Куроедова
В ЦК КПСС
4 ноября
1. Постановления СНК СССР, принятые в 1945-1946 гг., касающиеся предоставления церковным органам ограниченного права юридического лица.
Согласно декрету Советского правительства «Об отделении церкви от государства и школы от церкви», подписанному В.И. Лениным, церковь не может владеть собственностью, прав юридического лица она не имеет. Это — одно из основных положений советского законодательства о культах, все имущество, которым пользуются религиозные объединения, в том числе и имущество, вновь приобретенное ими, согласно советским законам, является национализированным и должно находиться на учете местных органов власти. Следовательно, указанные выше постановления СНК СССР противоречат советскому законодательству о культах.
В связи с этим, полагаем целесообразным установить, что все имущество, вновь приобретенное органами религиозных культов, должно находиться на учете местных органов власти и не являться собственностью церкви. Было бы целесообразным также установить единый порядок выдачи религиозным органам разрешений на приобретение ими имущества, производство предметов культа и т.п. В постановлении СНК СССР, касающемся Русской православной церкви, право выдачи этих разрешений предоставлено областным и республиканским Уполномоченным Совета по делам Русской православной церкви, а в постановлении, касающемся других религиозных культов, это право предоставлено лишь Совету по делам религиозных культов при Совете министров СССР. Необходимо установить, что такие разрешения могут давать только Советы по делам религиозных культов и по делам Русской православной церкви при Совете министров СССР.
2. В 1944 году СНК СССР принял постановление, согласно которому местные советские органы не могут без разрешения Совета по делам Русской православной церкви решать вопросы, касающиеся использования и переоборудования недействующих церквей для других целей, а также о сломе и разборке церквей. В 1946 году аналогичное постановление былo принято и в отношении всех других молитвенных зданий и домов.
Полагаем целесообразным передать решение этих вопросов Советам министров республик, исполкомам краевых и областных Советов.
3. В 1945 году Совет по делам Русской православной церкви при СНК СССР внес на рассмотрение Правительства СССР предложения, касающиеся принятия Положения об управлении Русской православной церкви, выработанного Московской патриархией. СНК СССР вынес по этому поводу следующее постановление: «Утвердить предложения Совета по делам Русской православной церкви при СНК СССР по проекту Положения об управлении Русской православной церкви». Следовательно, положение об управлении Русской православной церкви получило силу документа, утвержденного Правительством СССР, что не вызывается необходимостью. Кроме того, некоторые пункты этого положения противоречат советскому законодательству о культах.
Согласно советским законам, право решения всех вопросов, касающихся внутренней жизни религиозного общества, пользования культовым имуществом, денежными средствами и т.п. принадлежит верующим, составившим религиозное общество, а не духовенству. Функции служителей культа ограничиваются исполнением религиозных обрядов. Положение об управлении Русской православной церкви предоставляет служителям культа право единоличного управления религиозными обществами. Следует отметить, что духовенство других религиозных культов такого права не имеет, что ставит духовенство Русской православной церкви в привилегированное положение.
4. В 1945 году СНК СССР принял постановление, согласно которому республиканским и областным органам государственной власти и управления запрещалось препятствовать общинам Русской православной церкви приобретать колокола и производить колокольный звон. В 1946 году аналогичное постановление было принято и в отношении других религиозных культов.
Полагаем целесообразным отменить эти постановления по следующим причинам: об этом просит население; верующие и без колокольного звона знают время церковных служб (другого значения колокольный звон не имеет).
ГА РФ. Ф. Р.- 6991. Оп. 3. Д.
***
В этой же докладной записке впервые была поставлена задача проведения единовременного учета всех фактически действующих на территории СССР религиозных объединений, молитвенных зданий и церковного имущества. Объясняя необходимость этого, авторы писали: «Накопление собственности церкви привело к созданию большого штата обслуживающего персонала, находящегося на содержании церкви: строительные рабочие, мастера и рабочие по ремонту и изготовлению церковной утвари и предметов религиозного культа, мебели, одежды, белья; шоферы грузовых и легковых автомашин; бухгалтера, счетоводы, завхозы, сторожа, уборщицы, продавцы свечей и т.п.».
Хотя в докладах А.А. Пузина[14] и В.А. Куроедова, с которыми они выступали перед Уполномоченными, утверждалось, что новая Инструкция «восстанавливала ленинские принципы отношения к религии и церкви, устраняла сталинское наследие», в действительности же за этой демагогией скрывалось желание привлечь к «борьбе с религиозной идеологией» не только партийные комитеты, профсоюзные и комсомольские организации, но и советские органы, т. е. максимально использовать возможности государства для решения идеологических задач правящей партии. Практическое же содержание этой церковной политики фактически реанимировало формы и методы антирелигиозной деятельности советского государства в 30-х гг. В этом легко убедиться, если ознакомиться с предлагавшимися «новшествами» в регулировании деятельности религиозных объединений:
· обязательная регистрация служителей культов
· отстранение духовенства от финансово-хозяйственной деятельности религиозных объединений
· ужесточение порядка налогообложения церковно-и священнослужителей
· ограничение в производстве колокольного звона
· утверждение перечня «запрещенных сект»
· предоставление права регистрации обществ местным органам власти.
Одновременно в Инструкции определялись и «надзирательные функции» Советов и их Уполномоченных, перед которыми ставились и такие задачи:
· «прикрыть» каналы, через которые церковь могла «обогащаться»
· бороться с «благолепием» в храмах
· бороться со всеми видами благотворительности
· ликвидировать паломничество к святым местам
· контролировать церковную обрядность
· подбирать и вводить в состав церковных советов людей, зависимых от властей.
Все вышеперечисленное дает нам основание говорить, что в
В рамках исполнения партийных решений к началу
Все незарегистрированные объединения находились в полной зависимости от воли местных властей, которые могли «миловать», и общества, хотя и без регистрации, но действовали; но могли и «не миловать», и тогда общества тотчас разгонялись, а в отношении их руководителей применялись меры судебного и несудебного преследования.
Итоги единовременного учета дали и картину соотношения зарегистрированных и незарегистрированных объединений в каждом из действовавших в СССР религиозных направлений. Приводимые ниже выборочные данные свидетельствуют о том, что в целом ряде культов число незарегистрированных (по терминологии тех лет — нелегально (подпольно) действовавших) подчас значительно превышало число зарегистрированных обществ:
Таблица № 3
Конфессии | Всего обществ | Зарегистрированных (в % к общему числу) | Незарегистрированных (в % к общему числу) |
Адвентисты | 399 | 155 (38,8 %) | 244 (61,2 %) |
Буддисты | 17 | 2 (11,7) | 15 (88,3) |
Иудеи | 259 | 97 (37,4) | 162 (62,6) |
Баптисты | 2 917 | 1 727 (59,5) | 1 189 (40,5) |
Католики | 1 179 | 1 113 (95,5) | 66 (4,5) |
Лютеране | 633 | 467 (73,7) | 166 (26,3) |
Молокане | 130 | 16 (12,3) | 114 (87,7) |
Мусульмане | 2 307 | 351 (15,2) | 1 956 (84,8) |
Старообрядцы | 712 | 367 (51,6) | 345 (48,4) |
Реформаты | 99 | 88 (88,9) | 11 (11,) |
Методисты | 14 | 11 (78,7) | 3 (21,3) |
Армянская церковь | 44 | 43 (97,8) | 1 (2,2) |
Добавим, что вне регистрации были все те объединения (100%), а их насчитали — 2200, что были властью внесены в список «запрещенных сект» (по терминологии партийно-советского руководства — «антисоветских, антигосударственных, изуверских сект»). К ним были отнесены: пятидесятники — 994; иеговисты — 607 (обществ); ипх-ипц — 199; меннониты — 128; адвентисты-реформисты — 49; хлысты — 47; субботники — 36; чистые баптисты — 32; иоанниты — 21; иннокентьевцы — 15.
В итоговой справке о результатах единовременного учета об одной из таких организаций, о пятидесятниках, было написано следующее: «Выявлено 994 религиозных объединения, из них 391 насчитывает в своем составе более 20 человек и 603 объединения менее 20 человек в каждом. Всего верующих 26231 человек*, 1165 служителей культа. Секта пятидесятников распространена главным образом на территории Украинской ССР (569 объединений), РСФСР (380 объединений), Белорусской ССР (64 объединения). В отличие от ехб секта пятидесятников отрицает защиту отечества с оружием в руках. Допускает изуверство на молитвенных собраниях (разговор на «иных языках», трясунство — доводящее людей до исступления и психической травмы)»[15].
Следует подчеркнуть, что абсолютное большинство незарегистрированных объединений вынуждены были действовать в полулегальном состоянии не потому, что не хотели быть зарегистрированными, а потому, что, подавая заявления о регистрации на протяжении многих лет, получали от властей необоснованные отказы. Тем самым «религиозное подполье» — в значительной мере дело рук самих органов власти, результат их целенаправленной политики, позволявшей, с одной стороны, рапортовать об «успехах» атеистической работы и сокращении числа верующих и религиозных организаций в регионе, а с другой — скрывать истинную картину в этой области и уходить от необходимости предпринимать шаги к улучшению ситуации.
Материалы единовременного учета с его информацией по каждой из незарегистрированных общин стали подспорьем для Уполномоченных и местных органов власти областей Украины, Российской Федерации и Белоруссии в их борьбе с пятидесятническими объединениями. Методы оставались прежними: административное и уголовное преследование. С особой жесткостью проводилась линия на сокращение числа незарегистрированных объединений, особенно тех из них, что были отнесены к т.н. антигосударственным и изуверским сектам. Инструкция по применению законодательства о культах (пункт 23) конкретизировала и закрепляла в качестве таковых — иеговисты, пятидесятники, истинно-православные христиане, истинно-православная церковь, адвентисты-реформисты, мурашковцы[16]. Уполномоченные обоих Советов обязывались ежегодно информировать о количестве действовавших вне регистрации религиозных объединений и о мерах, предпринимаемых к их «ликвидации».
Верующие по-разному реагировали на изменение ситуации. Одна часть общин уходила в подполье и всячески скрывала свое существование. Некоторые стремились обратиться к представителям зарубежных государств. В частности, члены Черногорской общины и Караганды обращались в посольства США, Китая, ФРГ с письмами о преследованиях и о желании выехать из СССР по причине религиозных преследований.
В 1961-1964 гг. Советом министров СCСР, союзными министерствами и ведомствами были приняты различные акты, в том числе определявшие порядок налогообложения и пенсионного обслуживания рабочих и служащих религиозных организаций; утвержден перечень лиц, работающих в религиозных организациях, на которых распространялось законодательство о труде. Во всех них отчетливо проявилась линия на законодательное ограничение и административное сдерживание деятельности верующих и обществ, на создание дополнительных возможностей и условий для местных органов власти, заинтересованных в реализации этой линии.
Партийная идеология и выработанное на ее основе новое содержание вероисповедной политики государства предопределили административный натиск на религиозные объединения. Он был особенно жестким в 1961-1965 гг., о чем свидетельствуют обобщенные данные о состоянии сети религиозных объединений. (См.: Таблица № 4. С.). Сведения, которые сохранились в архивах Совета, позволяют провести и сравнительный анализ сокращения за пять лет религиозной сети по конкретным церквам и объединениям. (См.: Таблица № 5. С.)
Период с 1958 по 1965 гг. стал особенно сложным для руководства Всесоюзного совета евангельских христиан-баптистов (ВСЕХБ). Получив, как и другие религиозные центры, право на существование от государства в тяжелые годы войны, ВСЕХБ не мог быть во всем последовательным, самостоятельным и независимым. Это, прежде всего, проявлялось в его взаимоотношениях с пятидесятническими общинами, как вошедшими в состав ВСЕХБ, так и пытавшимися сохранить свою независимость. Подчас казалось, что действия ВСЕХБ являются заданным «отражением» намерений государства и некоей их «идеологической поддержкой».
В то время, как в 1957-1958 гг. шли судебные процессы и руководители пятидесятников оказывались в лагерях, старший пресвитер ВСЕХБ по Украине А.Л. Андреев в Киеве, 28-30 мая 1958г., провел совещание с бывшими руководителями пятидесятников. Шло обсуждение «дела объединения» в каждой из областей Украины. Слово представлялась как тем, кто уже давно влился в состав ВСЕХБ, так и недавно присоединившимся — например, А.А. Нестерук, А.И. Калитвинцев, В.Е. Бернадский, И.С. Воробец и другие.
Из вступительного выступления Андреева можно было понять, что ВСЕХБ по-прежнему видело в деятельности Бидаша главное препятствие на
Таблица № 4
Сведения
о религиозных объединениях в СССР
(на 1 января текущего года)
Годы | Всего объединений | В том православные | числе остальные культы | Незарегистрированные объединения* |
1961 | 16050 | 11572 | 4478 | 7252 |
1962 | 14609 | 10185 | 4424 | 5720 |
1963 | 12779 | 8580 | 4199 | нет данных |
1964 | 11996 | 7873 | 4123 | нет данных |
1965 | 11702 | 7551 | 4151 | нет данных |
1966 | 11908 | 7481 | 4427 | 5648 |
***
Таблица № 5
Сведения
о количестве религиозных объединений в СССР**
(на 1-е января текущего года)
Конфессии / годы | 1961 | 1966 | Количество объединений (+ или -) к 1961г. |
Всего в СССР: в том числе: | 22 698 | 17 507 | — 5191 |
Русская православная церковь | 11 572 | 7 523 | — 4049 |
Католическая церковь | 1 179 | 1 116 | — 63 |
Мусульманство | 2 307 | 1 820 | — 487 |
Иудаизм | 259 | 238 | — 21 |
Евангельские христиане-баптисты | 2 917 | 3 054 | + 137 |
Пятидесятники | 1 006 | 904 | — 102 |
Адвентисты седьмого дня | 399 | 372 | — 27 |
Свидетели Иеговы | 607 | 468 | — 139 |
пути к объединению. «Несмотря на все принятые меры, — говорил Андреев, — к тому, чтобы и он мог быть вместе и трудиться с другими братьями на пользу единства, он все же повел работу на разделение… Как он, так и его последователи, доверяясь всякого рода пророчествам, надеялись, что будет организован отдельный союз хве и что общины из хве будут регистрироваться отдельно. Бидаш и его последователи старались всюду вносить разделение и удерживать от единства тех, кто намеревался быть в единстве. Однако, как известно, его работа не имела успеха, и он сам оказался в печальном состоянии и те, кто в какой-то мере доверились ему, вскоре сами убедились, что все обещания и заверения Бидаша оказались несбыточными. Нужно понять, что, если бы это разделение было по воле Божией, то оно имело бы успех, но так как оно шло в разрез с волей Божией, то оно не принесло никакого благословения, а только причинило некоторым ненужные скорби и переживания»[17].
К остающимся вне единства участники совещания направили Обращение. В нем, в частности, говорилось: «возлюбленные Господом братья и сестры, просим вас, по слову Господа, придти к единству и последовать нашему личному примеру, а также примеру многих тысяч верующих хве, присоединившихся к союзу ехб, чтобы вместе со всеми детьми Божьими прославлять искупившего нас Господа и служить Ему» [18].
В
Из сохранившегося протокола совещания следует, что к 1 января
Домой участники совещания вернулись вооруженные «Памяткой старшим пресвитерам и пресвитерам общин ВСЕХБ по вопросам единства», в которой предписывалось проводить ежедневную кропотливую работу в пользу единства, не допускать на кафедре каких-либо проповедей, содержащих критику взглядов верующих, входящих в объединенное братство; сообщать о случаях нарушения единства во ВСЕХБ, вести работу с необъединенными и стремиться ввести их в состав братства; принимать в общины исключительно «умеренных пятидесятников»; вести разъяснительные беседы с «крайними пятидесятниками»; вводить в церковные советы общин представителей хве.
Из ВСЕХБ в адрес старших пресвитеров регулярно направлялись циркулярные письма, обязывающие не забывать о постоянной работе по вопросу объединения. В феврале
Пленум ВСЕХБ 23-27 февраля
Очевидно, руководители ВСЕХБ, в этих условиях принуждены были обстоятельствами демонстрировать «успешность дела объединения», дабы тем самым удержать центробежные процессы, развивавшиеся среди евангельских христиан-баптистов. Ему уделялось значительное внимание в
В отчетном докладе 38-го съезда в разделе «Дело единства» была дана характеристика процесса объединения, перечислены основные акции ВСЕХБ, направленные к этому. Сообщалось, что «числится большое количество присоединившихся ХЕВ» и что «имеется некоторое количество человек» неприсоединившихся. Говорилось также, что «присоединившиеся ХВЕ за истекший период соблюдали Августовское соглашение о единстве. Особых нарушений не наблюдалось. Мы можем отметить, что с каждым годом единство все более и более крепнет и Господь благословляет общение детей своих. Что касается необъединенных ХВЕ, то за последние годы особых сдвигов к единству с ними не произошло» [21].
В принятом единогласно «Братском послании ко всем евангельским христианам-баптистам, христианам евангельской веры и менонитам» говорилось: «Мы решили обратиться в этом нашем Братском Послании ко всем евангельским христианам, ко всем христианам веры евангельской, ко всем братьям и сестрам менонитам, уже давно подвизающимся в нашем братстве за веру евангельскую, ко всем детям Божиим, находящимся по тем или иным причинам вне единства с нами, с горячим братским призывом забыть все разногласия и оценить драгоценные слова Христа: «Да будут все едины» и слова, полные великой истины: «В главном — единство, во второстепенном — свобода, а во всем — любовь».
Уход с политической арены Н.С. Хрущева и приход к руководству партией и страной Л. И. Брежнева несколько изменили общую ситуацию в религиозной обстановке и снизили степень государственного давления на религиозные объединения. Для Совета по делам религиозных культов наступил момент, когда он мог более или менее свободно разобраться, что же происходит в религиозной ситуации страны. В целях устранения последствий политики гонений и давления на религиозные объединения, были собраны данные о количестве осужденных из числа верующих граждан в целом по Советскому Союзу за 1961-1964 гг.[22]: Они свидетельствовали, что к уголовной ответственности было привлечено 806 человек:
Таблица № 6
Название статьи / Количество осужденных | 1961 | 1962 | 1963 | 1964 | Всего |
За нарушение законов об отделение церкви от государства (ст. 142 УК РСФСР) | 34 | 33 | 24 | 8 | 99 |
За воспрепятствование совершению религиозных обрядов (ст.143 УК РСФСР) | 14 | 9 | 5 | — | 28 |
За посягательство на личность и права граждан под видом исполнения религиозных обрядов (ст. 227 УК РСФСР) | 148 | 361 | 85 | 85 | 679 |
ВСЕГО | 196 | 403 | 114 | 93 | 806 |
Добавим к этому, что в соответствии с Указами Президиума Верховного совета РСФСР и других союзных республик «Об усилении борьбы с лицами, уклоняющимися об общественно полезного труда и ведущими антиобщественный паразитический образ жизни» и по постановлению общих собраний общественности в 1958-1961 гг. были высланы (по неполным данным) в отдаленные области СССР более 400 человек. Эта мера коснулась в РСФСР — 351 чел., в Казахской ССР — 25 чел., УССР — 13 чел., БССР — 13 чел., Туркменской ССР — 4 чел.
В течение всего исследуемого периода в Совет поступали жалобы от верующих, как осужденных, так и высланных, от их родителей и близких, утверждавших, что зачастую людей судили не за конкретные правонарушения, а «за веру, религиозные убеждения, совершение религиозных обрядов». Совет направлял неоднократно эти письма в правоохранительные органы с просьбой о проведении проверки, но чаще всего они не приносили положительного результата для верующих и принятые судебные решения оставались без изменения.
В октябре
К вопросу о соблюдении законности в отношении верующих и религиозных объединений в январе 1965г. обратился Президиум Верховного совета СССР. Принято было специальное постановление «О некоторых фактах нарушения социалистической законности в отношении верующих», осуждавшее нарушения законодательства в отношении верующих и религиозных объединений и призывавшее к их устранению. Аналогичные постановления потом были приняты и в союзных республиках.
В марте
Не мог остаться в стороне от этих процессов и Совет по делам религиозных культов. Выполнению постановления Президиума ВС СССР посвящено было Всесоюзное совещание Уполномоченных Совета*. От всех Уполномоченных требовалось подготовить и выслать подробную информацию о фактах нарушений прав верующих и религиозных объединений и мерах, предпринятых к их устранению со стороны Уполномоченных. (См.: Документ № 5).
Поступившая в Совет информация, к сожалению, во многом явно недостаточная, была обобщена в центральном аппарате в виде аналитической записки. Из нее следовало, что в 1961-1965 гг. в СССР было осуждено 1234 человека. Из приведенной ниже таблицы следует, что в основном это члены таких объединений, как Свидетели Иеговы, пятидесятники, евангельские христиане, меннониты, истинно православные христиане, а также — адвентисты, мусульмане, истинно православная церковь, мурашковцы, католики (показаны в графе «другие культы»):
Союзные республики | 1** | 2*** | 3 | 4 | 5 | 6 |
РСФСР (1961-1964) | 640 | 79 | 77 | 183 | 85 | 116 |
Украинская ССР (1961 – 1964) | 324 | 25 | 96 | 71 | 6 | 6 |
Казахская ССР (1962-1964) | 98 | 2 | 3 | 1 | 6 | 6 |
Белорусская ССР (1961-1964) | 76 | 2 | 64 | 3 | — | 6 |
Узбекская ССР (1963-1964) | 40 | — | — | — | — | 0 |
Азербайджанская ССР (1963) | 1 | — | — | 1 | — | — |
Молдавская ССР (1964) | 2 | — | — | 2 | — | — |
Киргизская ССР (1962-1964) | 14 | 7 | — | 7 | — | — |
Таджикская ССР (1962-1964) | 10 | — | — | — | — | 10 |
Туркменская ССР (1962) | 4 | — | 2 | 2 | — | — |
Литовская ССР (1965) | 2 | — | — | — | — | 2 |
Латвийская ССР (1962-1964) | 16 | — | 12 | — | — | 4 |
Эстонская ССР (1962) | 7 | — | 7 | — | — | — |
ВСЕГО | 1234 | 215 | 261 | 350 | 197 | 210 |
Из этой же справки следовало, что в течение 1965 года в Советском Союзе 207 человек было освобождено из тюремного заключения или избежало уголовного и административного преследования. По союзным республикам это выглядело так: в РСФСР — 110 человек, в Украинской ССР — 45; в Казахской ССР — 36; в Белорусской ССР — 3; в Литовской ССР — 2. В отдельных случаях к наказанию привлекались должностные лица, допустившие нарушения законов о религиозных культах.
Документ № 5
Информационное письмо
Совета по делам религиозных культов
июнь
Совет по делам религиозных культов при Совете Министров СССР готовит отчет о ходе выполнения постановления Президиума Верховного Совета СССР от 27 января 1965 года «О некоторых фактах нарушения социалистической законности в отношении верующих».
В связи с этим Совет обязывает Вас в недельный срок со дня получения настоящего письма подготовить и выслать в Совет подробную информацию о ходе выполнения этого постановления в вашей области (республике). В информации должны быть даны ответы на следующие вопросы.
1. Что конкретно было сделано Вами как уполномоченным Совета для выполнения названного выше постановления.
2. Какие меры были приняты республиканскими, областными и другими органами для пресечения административных перегибов в отношении верующих и исправления допущенных ошибок, были ли в текущем году случаи администрирования и какие принимались меры для охраны законных прав и интересов верующих.
3. Мероприятия по линии Прокуратуры, судебных и других административных органов: сколько приговоров судов отменено из-за отсутствия состава преступления, сколько приговоров судов оставлено в силе, сколько решений о высылке отменено, все ли дела осужденных и высланных верующих проверены.
4. Какие нарушения законности допускают религиозные объединения, верующие и служители культа (только конкретные факты) и какие принимаются меры для ликвидации этих нарушений. При этом обратите особое внимание на описание деятельности баптистов-раскольников и опыта борьбы с нарушениями законности, укажите количество обществ, групп и верующих, поддерживающих «оргкомитет».
5. Какие вопросы остались нерешенными и что, по Вашему мнению, следует предпринять для полного исправления допущенных ошибок и недопущения их в будущем.
ГА РФ. Ф.Р.- 6991. Оп. 4. Д.
***
Тема необходимости соблюдения законодательства в отношении верующих и созданных ими объединений стала постоянной в публичных выступлениях председателя Совета по делам религиозных культов А. А. Пузина. Выступая, к примеру, в августе
· необоснованное закрытие молитвенных домов, которые активно поддерживаются большим числом верующих
· неправомерный отказ в регистрации религиозных объединений
· разгон молитвенных собраний верующих силами милиции и дружинников
· самоуправные обыски в квартирах верующих и в молитвенных домах
· конфискация религиозной литературы
· незаконные аресты верующих
· необоснованное привлечение к уголовной и административной ответственности
· лишение верующих родительских прав.
«Почему стали возможны столь беззаконные действия в отношении верующих-сектантов? — задавался вопросом Пузин. И отвечал: «Дело в том, что у многих должностных лиц сложились неправильные представления о сектантах и способах борьбы с сектантскими вероучениями. Все сектанты часто изображаются как враги Советского государства, как моральные уроды и тунеядцы». По мнению председателя Совета, необходимо «изменить отношение к сектантам, прекратить распространение всевозможных измышлений о сектантах, несправедливо позорящих верующих и их организации, изменить методы борьбы с сектантскими верованиями, отказаться от административных средств борьбы. Нельзя забывать того, что абсолютное большинство верующих-сектантов — это честные советские люди и их неправильные взгляды и заблуждения не дают основания относиться к ним как к людям, не заслуживающим политического доверия».
Как в этом, так и в других своих выступлениях, Пузин прямо ставил вопрос перед партийными инстанциями и Уполномоченными в республиках, краях и областях СССР о необходимости изменения законодательных актов с тем, чтобы оградить верующих от незаконных преследований, защитить их права. При этом он исходил из принципа: если верующие и создаваемые ими объединения признают и не нарушают законы, то они должны быть зарегистрированы.
На проводимых Советом совещаниях с участием представителей научных учреждений, юристов, партийных и советских работников обсуждались конкретные возможные шаги в совершенствовании законодательства о культах, в том числе и в отношении незарегистрированных религиозных объединений.
30 сентября
Середина 60-х гг. стала периодом, когда проблемы прав человека, в том числе религиозных свобод, активно обсуждались Организацией Объединенных Наций и ее различными комитетами, шла выработка основополагающих международных актов по этой проблематике. Советский Союз, начиная с периода так называемой «хрущевской оттепели», уже не занимал «отстраненной позиции», а включился в обсуждение самых разнообразных законопроектов по правам человека. Как правило, Совету по делам Русской православной церкви и Совету по делам религиозных культов передавались на рассмотрение подготовленные международными организациями законопроекты по вопросам религиозной свободы, и поручалось представить предложения, которые должны были вноситься от имени советской стороны.
Изучение архивного фонда Совета по делам религиозных культов показывает, что эти предложения сводились к исключению из международных законопроектов ряда норм, существенно расширявших права и возможности религиозных объединений и не соответствовавших советскому законодательству о религиозных культах. Например, Совет по делам религиозных культов в записке в МИД СССР о проекте Конвенции о ликвидации всех видов религиозной нетерпимости указывал: «было бы целесообразным исключить положение, устанавливающее «создание и содержание благотворительных и воспитательных учреждений», так как в СССР религиозным объединениям не предоставлено право образования таких учреждений» [25]. Одновременно в специальных информационных материалах, подготовленных центральным аппаратом Совета для уполномоченных в республиках, краях и областях СССР, ставилась задача показать полное соответствие советского законодательства о культах международным актам о религиозной свободе, и, в связи с этим, ненужность каких-либо его изменений.
Стоит отметить и тот факт, что в средствах массовой информации страны практически не помещались какие-либо сведения об участии СССР в создании международной правовой базы по проблемам прав человека, точно так же, как и вообще информация о деятельности религиозных объединений в СССР была максимально ограничена рамками специально принимаемых Перечней сведений, не подлежащих опубликованию.
В декабре
* До назначения на должность Председателя Совета по делам религиозных культов при СМ СССР работал в Министерстве культуры СССР, был членом Коллегии министерства.
* Имеется в виду Постановление ЦК КПСС «О крупных недостатках в научно-атеистической пропаганде и мерах по ее улучшению».
** Имеется в виду Постановление ЦК КПСС «Об ошибках в проведении научно-атеистической пропаганды среди населения».
* В Совет по делам Русской православной церкви в
* Парафия — термин, под которым понималась территория, на которой проживают члены зарегистрированного религиозного объединения, и которая обслуживается зарегистрированным в данном объединении служителем культа.
* Их обслуживали 14002 служителя культа, из которых 6032 не состояли на регистрации.
* По данным же самих пятидесятников в незарегистрированных общинах насчитывалось около 200000 членов.
* Учтены объединения всех религиозных направлений
** Учтены зарегистрированные и незарегистрированные объединения
* Данное постановление рассматривалось и на всесоюзном совещании Совета по делам Русской православной церкви.
** 1 — количество осужденных
*** В том числе: 2 — Свидетели Иеговы; 3 – пятидесятники; 4 — евангельские христиане-баптисты и меннониты; 5 — истинно-православные христиане; 6 — другие культы
[2] Там же. Д.
[3] Там же. Д.
[4] Там же. Д.
[5] Цит. по: Одинцов М.И. Государство и церковь в России. ХХ век. М., 1994. С. 117 — 118.
[6] Цит. по: Франчук В.И. Просила Россия дождя у Господа. Киев, 2003. Т. 3. С. 414.
[7] О всесоюзном совещании Уполномоченных Совета по делам Русской православной церкви, состоявшемся в январе
[8] См. текст доклада: ГА РФ. Ф.Р.- 6991. Оп. 3. Д.
[9] Там же.
[10] Материалы ХХII съезда КПСС. М., 1962. С. 111-112.
[11] Там же. С. 430.
[12] Ильичев Л.Ф. Очередные задачи идеологической работы партии. М., 1963. С. 46.
[13] См.: Пленум ЦК КПСС 18-21 июня
[14] Например, А.А. Пузин говорил: «Общей основой союзного и республиканского законодательства о культах является известно, наряду с Конституцией СССР, Ленинский Декрет «Об отделении церкви от государства». Ни одно положение этого декрета и поныне не потеряло своего значения. В нем изложена линия партии и государства в отношении религии и церкви, правильность которой проверена десятилетиями борьбы за переустройство общества на коммунистических началах. Значение новой Инструкции по применению законодательства о культах и состоит в том, прежде всего, что она разъясняет значение этого Ленинского Декрета в современных условиях».
[15] ГА РФ. Ф.Р.- 6991. Оп. 4. Д.
[16] См.: Законодательство о религиозных культах. М., 1971. С. 157.
[17] ГА РФ. Ф. Р.- 6991. Оп. 4. Д. 94. Л. 67-76.
[18] Там же. Л. 77-79.
[19] Братский вестник. 1963. № 6. С. 13.
[20] Там же.
[21] Братский вестник. 1963. № 6. С. 22.
[22] ГА РФ. Ф.Р.- 6991. Оп. 4. Д.
[23] Там же. Л. 266-270.
[24] Там же. Д.
[25] Там же. Д.