Образовательная деятельность Русской православной церкви в Приамурье: прошлое и современность
Федирко О.П. (г. Благовещенск)
Образовательная деятельность Русской православной церкви в Приамурье: прошлое и современность
В современной России идут не только секуляризационные процессы, но и обратные им. Происходит возрождение церковного образования открываются воскресные школы, православные гимназии, кроме того, Церковь внедряется и в систему светского образования: во многих светских школах проводятся уроки Закона Божьего, открываются отделения теологии в вузах. Видимо, этим объясняется повышенный интерес историков, в общем, к роли Церкви в истории нашей страны и православного образования, в частности.
В середине
13 июня 1884 года, после пятилетней подготовительной работы были опубликованы «Правила о церковноприходских школах», которые полностью вывели их из ведения светской власти. По официальному разъяснению, цель данных учебных заведений заключалась в том, чтобы «воспитывать в детях страх Божий, преподавать им значение веры, вселять в их сердца любовь к святой церкви и преданность к царю и Отечеству».
Одновременно с процессом реформирования системы образования Российская империя осваивала на востоке Азии новые земли, отошедшие к ней окончательно по Айгуньскому договору 1858 г. Шел активный процесс колонизации Дальнего Востока, который вызвал настоятельную необходимость создания сети школ и других образовательных учреждений в осваиваемых регионах.
Первым образовательным учреждением на Дальнем Востоке Русской православной церкви было Благовещенское духовное училище, открытое в 1862 г. Несколько позднее, в 1870 г., там же была открыта духовная семинария, и духовное училище оказалось присоединенным к ней. Благовещенская духовная семинария стала второй после Якутской на территории Дальнего Востока.
Открытие семинарии на территории только что официально присоединенной к Российской империи имело огромное значение для становления и развития системы церковного образования на Дальнем Востоке. Семинария готовила дьяконов и священников для дальневосточных церквей и церковных школ. Выпускники семинарии имели право преподавать в учебных заведениях других ведомств. Сама семинария первоначально испытывала огромные трудности в связи с нехваткой квалифицированных преподавателей. Привлечение последних из центральных районов России позволило поднять образовательный уровень данных учебных заведений, начать полноценную и широкомасштабную миссионерскую и образовательную деятельность, как среди переселенцев, так и коренных народностей Дальнего Востока. Центром такой деятельности стал г. Благовещенск как центр Камчатской, а с 1899 г. Благовещенской епархии.
По некоторым данным в Камчатской епархии в 1871/72 учебном году было 3 церковноприходские школы: Черемховская, Михайловская, Михайлово-Семеновская . В них обучалось всего 28 учеников.
Все первые церковноприходские школы Камчатской (Благовещенской) епархии открывались в сельской местности, там, где о целесообразности открытия большой министерской школы не могло быть и речи. Обучение детей брали на себя священнослужители. Информация об этом содержится в отчетах о состоянии Камчатской епархии. В отчете за 1868 год говорится, что «во многих крестьянских селениях священники занимаются преподаванием не только Закона Божьего, но так же чтения, чистописания и арифметики. Труды они несут безвозмездно, в собственных домах, некоторые снабжают учеников за свой счет и всеми учебными принадлежностями» .
Существуют определенные трудности с ранними статистическими сведениями о количестве церковноприходских школ. Так, в докладной записке епископа Камчатского, Курильского и Благовещенского Гурия военному губернатору Амурской области за 1886 г. сообщается о пяти церковноприходских школах . Но в отчете самого военного губернатора Амурской области за этот же год, составленном для представления в Министерство народного просвещения, говорится, что «в Амурской области в крестьянских селениях всего 1 церковноприходская школа, в которой обучаются 8 учащихся: 4 девочки и 4 мальчика. Просуществовав 2 года, она закрылась» . Почему произошло искажение первичных сведений, остается на сегодняшний день загадкой.
Одной из первых церковноприходских школ в г. Благовещенске в 1884 г. открылась образцовая школа при духовной семинарии. Она была базовой для прохождения педагогической практики воспитанников семинарии. Первоначально в ней обучалось всего 10 детей . Вели занятия в ней преподаватели духовной семинарии и старшекурсники-семинаристы.
Несколько позже, « …в 1887 г. при приходе Кладбищенской церкви была открыта частная школа, инициатором которой был настоятель упомянутой церкви священник о. Николай Логинов. Школа помещалась в частном доме, по Иркутской улице, между Графской и Торговой, в доме Чарушина. В первый год в ней обучалось 60 учащихся, которые делились на 2 отделения при двух учащих: учителе и учительнице» .
Эта школа существовала на пожертвования прихожан, поэтому положение ее было нестабильным. Кроме того, по мнению дореволюционного исследователя С.Е. Матвеева , местные церковные власти отнюдь не разделяли инициативы священников в деле открытия школ. В 1890 г. город взял школу в свое ведомство, назвав именем барона Корфа. С этого времени эта школа, возникнув как церковноприходская, была отнесена к Министерству народного просвещения.
В 1892 г. епископом Гурием был поручен священнику Симену Тихвинскому «беднейший уголок соборного прихода для исправления христианских нужд и надзора за религиозно-нравственным состоянием порученных его пастырскому водительству духовных чад» в г. Благовещенске.
Предложение Симена открыть в приходе начальную школу встретило единодушную поддержку среди прихожан, открыто выраженную на общем приходском сборе. Когда же встал вопрос о средствах, необходимых на обустройство школы, мнения разделились: большая часть прихожан, ссылаясь на свою материальную недостаточность, отказывалась жертвовать деньги на школу. Только благодаря энергии и умению влиять на массы, священнику Симену удалось с общего согласия прихожан установить порядок ежегодного взимания пособия на открытие и содержание школы в размере трех рублей с домохозяина.
Вопрос о здании для школы решился достаточно легко. Сретенский купец Андоверов бесплатно предоставил принадлежащий ему дом, находящийся в черте прихода. Школа при помощи епархиального Училищного совета, была обеспечена учебными пособиями и учебниками, партами. Председателем Попечительского совета женской гимназии М.И. Карауловым был найден опытный учитель.
27 сентября 1892 г. с благословения и разрешения Преосвященнейшего Гурия, созданная школа в г. Благовещенске начала свою работу. В первый месяц в ней обучалось 60 учащихся, во второй уже 80. Всего же желающих обучаться в данной школе было более 100. Так как одному учителю сложно было заниматься одновременно с таким количеством учащихся, то для преподавания была нанята еще одна учительница .
Начавшаяся зима показала, что помещение для ведения учебных занятий мало приспособлено, т.к. в нем было холодно, сыро и темно. Отец Симен, испросив у Духовной консистории разрешение, начал сбор денег для решения этих проблем. Ему было понятно, что перестройка здания или его реконструкция не смогут решить возникшие трудности. По этой причине было принято решение о постройке собственного нового школьного здания удобного в гигиеническом и учебно-воспитательном отношениях.
Летом 1893 года было выделено место и закуплен стройматериал для постройки нового здания школы. Достаточно большой взнос на строительство новой школы внесли О. М. и В.А. Левашовы. Окончательно решение о строительстве принято на заседании Городской Думы 28 сентября. Тотчас началась стройка, и через 5 недель школьное здание было готово. На тот момент в Ново-соборной школе обучалось уже 150 учеников .
Попечительница школы, жена горного исправника А.А. Маркевич оказывала большую моральную и материальную поддержку в процессе становления школы. С декабря 1892 г. на ее средства был открыт рукодельный класс для девочек и нанята опытная учительница. Александра Алексеевна на свои средства одела всех учащихся в приличные и одинаковые костюмы.
В начале мая 1893 г. в школе успешно прошли экзамены, а 28 октября 1893 г. состоялось торжественное освящение нового здания церковноприходской школы в районе Ново-соборного прихода, фактически существовавшей еще с осени 1892 г. и обязанной своим возникновением заботам священника о. Симена Тихвинского. Несколько видоизмененное здание первой церковноприходской школы г. Благовещенска сохранилось до сегодняшних дней это помещение бывшего детского сада № 23, по ул. Комсомольской, д.10.
Приведенный выше пример открытия церковноприходской школы является типичным для становления церковного начального образования на Дальнем Востоке. Характерной особенностью данного процесса было консолидация всех заинтересованных сил от Церкви до частных благотворителей.
В рамках
С 1896 г. начинается бурный рост количества церковноприходских школ в регионе. В 1896 г. начальных церковных школ насчитывалось 23 с 144 учащимися , в 1897 г. 24 с 1231 учащимся , в 1898 г. 24 с 1306 учащимися , в 1899 г. 39 с 2213 учащимися , в 1900 г. 52 с 2583 учащимися , 1905 г. 54 с 3413 учащимися . В целом по империи количественный рост церковных школ продолжался до 1903 года. К этому времени их стало 44421 с 1909648 учащимися, они составляли половину всех начальных училищ Империи и охватывали треть всех детей-школьников . Только к 1908 г. число министерских школ превысило численность школ ведомства Св. Синода.
Характерный для этого десятилетия бурный рост числа церковноприходских школ, школ грамоты, воскресных школ требовал достаточного количества учителей. В связи с этим в августе 1899 г. впервые в Благовещенской епархии состоялся Съезд духовенства, главным вопросом которого было ходатайство Преосвященного Евсевия перед Синодом об открытии Епархиального женского училища в г. Благовещенске. Женское епархиальное училище создавалось как ведомственное учебное заведение для дочерей духовенства, не имевших возможность получить среднее образование за пределами епархии . Его открытие состоялось 16 октября 1901 г. Выпускницы училища получали звание домашней учительницы и имели право преподавать в начальных школах православного ведомства и Министерства народного просвещения. По данным «Благовещенских епархиальных ведомостей» уже к 1914 г. около 80% учителей общеобразовательных школ различных ведомств являлись выпускниками Епархиального женского училища и Благовещенской духовной семинарии .
К началу ХХ в. в рамках Благовещенской епархии сложилась многоуровневая система православного образования: от школ грамоты (прекративших свое существование в 1910 г.) до духовной семинарии, что позволило обеспечить специально подготовленными кадрами епархию. Из стен церковноприходских школ, духовных семинарии и училища, женского епархиального училища вышло большое количество педагогов, внесших огромный вклад в развитие образования и культуры в Дальневосточном крае. Православные образовательные заведения успешно конкурировали в образовательной деятельности среди населения Дальнего Востока с Министерством народного просвещения вплоть до революций 1917 г., когда принципы вероисповедной политики России были изменены и «светскость» становилась основным принципом светской школы.
На сегодняшний день в рамках Благовещенской епархии действуют 15 воскресных школ, практически во всех крупных населенных пунктах Амурской области .
По состоянию на конец декабря 2002 г. в них обучалось 216 учащихся, среди которых 74 взрослых. Количество учащихся в школах колеблется от
Преподавателями воскресных школ в большинстве являются настоятели приходов, а также 13 преподавателей, работающих на освобожденной основе. Обучение в воскресных школах Благовещенской епархии идет с использованием разнообразной методической литературы.
Инспектором воскресных школ о. Варфоломеем отмечается, что трудности в организации учебного процесса есть и они заключаются прежде всего в том, что большинство приходов епархий организовались недавно и образовательная деятельность в них еще не является приоритетной.
Просветительская деятельность организованная Благовещенским епархиальным управлением достаточно разнообразна. Ее основным видом является беседа с прихожанами, которые организовываются силами приходских священников. В прошедшем году в с. Ивановка была организована телефонная линия «Вопрос-ответ», в ходе которой настоятель местного прихода отвечал на вопросы жителей села и Ивановского района. Как особый вид беседы можно выделить просмотр видеофильмов на православную тематику. В приходах Святой Троицы (г.Тында) и Новомученников и исповедников Российских (п.Архара) открыты видеоклубы, а Братством св. благв. князя Александра Невского (г. Благовещенск) организован видеопрокат православных фильмов.
Епархиальным управлением используются СМИ для проведения просветительской деятельности среди населения области. В районных центрах Екатеринославка и Тамбовка выпускаются приложения к местным газетам «Заочная Воскресная школа», еженедельно в эфире ТВ «5 канал» (г. Благовещенск) транслируется программа «Свет православия», с такой же периодичностью на телестудии «Горняк» (г. Райчихинск), выходит программа «Лампада». Но особенно активно в просветительской работе используется радио: за 2002 год на Амурском радио было подготовлено 50 программ «Благовещение» и 234 программы «Православные святцы».
Таким образом, Русская православная церковь активно стремиться к расширению своего влияния в сфере образования и просвещения и делает уверенные шаги на пути к этой цели. Ситуация для Русской православной церкви в Приамурье благоприятна еще и потому что другие религиозные группы не предпринимают видимых попыток для создания сети образовательных заведений и организации просветительских мероприятий среди населения.
