Религиозно-политический экстремизм и национальная безопасность на Северном Кавказе
Суслова Е. С. г. Ставрополь
Религиозно-политический экстремизм и национальная безопасность на Северном Кавказе
Процесс развития современной социально-политической ситуации на Северном Кавказе подвержен воздействию целого ряда внешних и внутренних дестабилизирующих факторов. К их числу, в частности, относятся возрастающее влияние ислама, его политизация и использование национальной самоидентификации северокавказских народов для разжигания националистических и сепаратистских настроений.
Одной из важнейших проблем на Северном Кавказе сегодня является наличие в регионе радикальных исламских объединений, деятельность которых оказывает значительное влияние на развитие социально-политической ситуации (в первую очередь, в северокавказском регионе) и зачастую создает угрозу безопасности Российской Федерации. Политизация ислама и вовлечение духовенства в политическую борьбу создают реальную угрозу возникновения межрелигиозных конфликтов, приводят к трансформации устоявшихся межнациональных отношений и проявлению крайних форм национализма и экстремизма.
При решении чисто практических проблем, связанных с природой религиозного экстремизма, возникают трудности
Важный аспект данной проблемы и в том, что современный религиозный экстремизм имеет определенную этнополитическую и этноконфессиональную основу1. Как отмечает В.С.Полосин, религиозный экстремизм крайне расплывчатая категория. Если она имеет отношение к политике, тогда речь идет о политическом экстремизме, а не о религиозном. Если иметь в виду внутрирелигиозные процессы, то к ним термин «экстремизм» неприменим2. Поэтому, чтобы сразу было понятно, о чем пойдет речь, автор использует термин «религиозно-политический экстремизм».
Религиозно-политический экстремизм это использование религиозного фактора (лозунга) для реализации политических интересов методами насилия, игнорирующими государственное и международное право. Религия в таком случае используется для идейного обоснования экстремистского выступления и выступает как средство, объединяющее и организующее экстремистов3. Наиболее распространенным методом, практикуемым религиозными и другими экстремистами, является вооруженный террор подавление и устрашение противников вооруженными средствами, вплоть до физического уничтожения.
Автор данной работы старается избегать броских наименований и пытается разобраться, что происходит с исламскими движениями на Северном Кавказе, и какие именно явления представляют угрозу национальной безопасности на Северном Кавказе. Для понимания ситуации на Северном Кавказе большее значение имеет не терминологическая дискуссия, а содержательное наполнение всех терминов. Речь идет о разном определении одного феномена, о действиях и образе мыслей в его рамках одних и тех же людей и социальных групп4.
Практически никто из тех, кого российские СМИ именуют ваххабитами, не призывает изменить чеченский, дагестанский и т.д. ислам по образу и подобию аравийского. Однако на территории Северного Кавказа действовали и действуют представители саудовских организаций и отдельные миссионеры, причем последние действительно ведут пропаганду ваххабизма. Но даже жители сел Карамахи и Чабанмахи, которых чаще других именовали «ваххабитами», считали себя «просто мусульманами».
С одной стороны, ваххабизм в определенных условиях может развиваться в религиозно-политический экстремизм, с другой стороны, не с ваххабизма началось формирование исламского радикализма. А.Васильев уверен в том, что «фундаментализм и то, что называют »ваххабизмом«, для России … опасности не представляет»5.
Активные попытки по политизации ислама в регионе предпринимают региональные религиозно-политические объединения, которые в основном находятся на территории Чечни. Исламский политический экстремизм представлен различными организациями и движениями, использующими девиз возвращения к ценностям Корана для достижения своих политических целей. К таким региональным объединениям, прежде всего, относятся: Конгресс «Исламская нация», Организация Кавказской солидарности «Кавказский Дом», Организация Исламского Единства Кавказа, Конгресс народов Ичкерии и Дагестана, Исламский Джамаат Дагестана, Конфедерация народов Кавказа, Общероссийский культурный центр
К настоящему времени практически все объединяющие структуры, организации или партии, связанные с исламом, развалились. Но, судя по непрекращающимся хорошо организованным террористическим актам, некоторые из этих структур активно действуют в подполье.
Для всех вышеуказанных организаций присущи единая направленность, выверенные политические цели и задачи по объединению Чечни и Дагестана, а в последующем и других северокавказских республик, в единое исламское государство вне состава России. Собственно религиозный компонент в чеченском сопротивлении подпитывался извне. Возрождение ислама на Северном Кавказе получало финансовую поддержку
Конгресс народов Ичкерии и Дагестана был учрежден в апреле 1998 года, и, несмотря на публичные возражения руководства и народов Дагестана, принимал решения, прямо затрагивающие интересы народов Дагестана. Более того, отдельные лидеры этой организации подвергали сомнению легитимность существующей государственной власти в Республике Дагестан. В рамках данного Конгресса были образованы вооруженные силы. Несомненно, подобные действия имели и имеют тяжелые последствия для народов двух республик, так как, прикрываясь исламскими лозунгами, настроенные на экстремизм лица попытались ввергнуть их в междоусобицы.
Наиболее радикальные цели преследовал исламский Джамаат Дагестана, который квалифицировал отношения между данной организацией и пророссийским руководством Дагестана, как «военные со всеми вытекающими из этого обстоятельствами». Реализуя свои задачи в этом направлении, Джамаат считал необходимым «в полном объеме актвизировать исламский призыв и вести джихад против неверия и всех тех, кто его олицетворяет, до тех пор, пока слово Аллаха не утвердится на Земле». С этой целью на начальном этапе руководству Джамаата рекомендовалось «совершить хиджру». Иными словами, «переселиться в соседнюю Чечню к своим братьям по вере, где можно свободно и в безопасности исповедовать единобожие». Джамаат считал себя «единственно правильной и направляющей общиной, занимающейся исламским призывом и ведущей «джихад» по Дагестану на основании Корана и Сунны»6.
Как отметил дагестанский ученый Г.О. Османов, «важно обозначать разницу между ваххабизмом как экстремистским религиозно-политическим агрессивным течением и ваххабизмом как фундаменталистским учением, обращенным к первоосновам ислама»7, т.е. такой ваххабизм всегда может найти общую основу с некоторыми приверженцами »традиционного ислама«, которые »не прочь завладеть властью»8.
Наиболее опасным для российской государственной власти является религиозное антиправительственное подполье экстремистского толка, настроенное по отношению к России враждебно и практикующее крайние формы борьбы, в том числе и террористические. Представители этого подполья представляют собой наиболее активную часть исламского радикального движения.
Конечная цель у них одна исламизация всего мусульманского населения и создание на территории Северного Кавказа независимого исламского государства «от моря до моря». Не отличаясь в стратегических установках, они используют различную тактику в своих действиях.
Трансформация нейтрального, а временами позитивного для СССР исламского фактора в «исламскую угрозу» произошло уже после распада СССР, и тому были следующие предпосылки:
- появление вдоль границ России независимых мусульманских государств;
- конфликты в так называемом исламо-христианском пограничье;
- исламское возрождение, частью которого является радикализация и политизация ислама;
- восстановление связей российских мусульман с зарубежными единоверцами.
В сознании части населения Северного Кавказа сложилась простая, доступная для восприятия обыкновенных мусульман парадигма исламских ценностей, некая матрица, на которую наложены представления о справедливом процветающем обществе, в котором они могут обрести личное благополучие и общую социальную стабильность.
Уже в Уголовном кодексе Чеченской Республики Ичкерия, утвержденном 08.07.96 г., обращают на себя внимание многочисленные отсылки к исламскому праву и нормам шариата, подлежащие непосредственному применению по уголовным делам. Невысокая активность правоохранительных органов Чеченской Республики, а также возможность руководствоваться в своих действиях адатами и нормами шариата диктовали жителям республики условия, в соответствии с которыми они предпринимали меры по освобождению своих родственников из рук преступников, была допущена возможность фактически внесудебных расправ потерпевших с преступниками.
Следует отметить, что инициатива в исламизации политической жизни общества в основном исходила от политического руководства республики, рассчитывающего с помощью этого укрепить свою власть. К такому решению их подталкивали и духовные лица, стремящиеся тем самым упрочить собственное влияние на власть и общество в целом. Идея построения в Чечне исламского государства первоначально была встречена с воодушевлением значительной частью чеченского населения, оно связывало с исламом возможность восстановления вековых национальных и религиозных традиций, обычаев основы самоидентификации чеченского народа. Вероятно, поддержка
А когда президент Масхадов и его окружение уже через несколько месяцев после окончания войны столкнулись с нежеланием полевых командиров и тейповых старшин подчиняться власти Грозного, стало ясно, что навести хотя бы элементарный порядок в этих условиях можно лишь нетрадиционными способами. Единственной супертейповой основой, на которой можно было бы цивилизационно и идеологически сформировать государство, мог стать лишь ислам11. Тогда и встала в полном масштабе идея «исламского государства», где все регулирование правовое, моральное, в целом социальное осуществляется на основе шариата. Одно из первых заявлений Масхадова о перспективе создания исламского государства прозвучало 8 августа 1997 года12. Апелляция к традиционным национальным адатным и мусульманским ценностям явно не принесла бы успеха оппозиционным полевым командирам, но идея исламизации всех сфер общественной жизни, возвращения к принципам первоначального ислама времен Пророка Мухаммада оставалась пока невостребованной. Тем не менее, воинствующий политический фундаментализм, который развивался здесь в ваххабитском варианте с 1990 года13, позволял искоренить любое инакомыслие, в том числе традиционный религиозный уклад, заставить всех под лозунгом требований «чистого» ислама подчиняться беспрекословно. При этом никто не задумывался, что ваххабизм доктрина в целом чуждая социально-культурным и политическим традициям чеченского общества, что она подрывала его основы, порождала вражду внутри самой Чечни. Ваххабизм выступает в роли заимствованной интернациональной религиозно-политической идеи, перед которой должны пасть ниц национальные начала, внесенные суфизмом14.
В условиях все обостряющейся борьбы за власть между президентом Масхадовым, полевыми командирами и отставными государственными деятелями, которых поддерживали, соответственно, традиционное суфийское и ваххабитское течения, особое значение приобрела мобилизация всех идейно-религиозных сил, средств и возможность легитимировать свои притязания на власть в качестве единственно верного носителя и защитника исламских ценностей. Но инициатива перешла к Масхадову: указом от 3 февраля 1999 года он ввел шариатское правление15. Решающий акт религиозно-политических преобразований формирование по указу Масхадова исламского государственного совета Шуры. Понимая, что они теряют инициативу, оппозиционеры в ответ срочно создали свою Шуру.
Из сказанного следует, что за духовно-религиозными противоречиями скрываются вполне реальные политические интересы. Правительство с его суфийским этническим исламом ориентировалось на создание и укрепление прежде всего чеченской государственности, независимой и от Москвы, и от арабских режимов, и от западных государств. Антимасхадовские силы явно рассчитывали на содействие исламистских режимов, для чего демонстрировали свои крайние антироссийские настроения и стремление влиться во всемирную мусульманскую общину, сохранив лишь отдельные этноконфессиональные особенности16.
Для остальных чеченских лидеров апелляция к исламу есть форма выражения этнонационализма, сепаратизма и, наконец, инструмент для реализации таких практических задач, как выход к Каспийскому морю, установление контроля над нефтепроводом, получение большей финансовой поддержки
Контртеррористическая операция в Чечне и Дагестане означала бесславный конец эксперимента с созданием исламского государства на территории Российской Федерации, а заодно и поставила вопрос о выживании, вплоть до физического, самих инициаторов взращивания исламизма на чеченской земле.
Вслед за Чечней и в Дагестане борьба с движениями, использующими лозунги радикального ислама, приобрела форму острого противостояния между официальными властями и оппозицией. Дагестан, как и Чечня, переживал острый политический и социально-экономический кризис17.
В своем большинстве ваххабиты функционировали группами в различных населенных пунктах Дагестана. Они противопоставляли себя традиционно верующим, что часто приводило к напряженности. Только на юге Буйнакского района ваххабитам удалось полностью взять под контроль общины сел Карамахи, Чанкурбе и Кадара, которые представляют один джамаат. Соединение джамаатской социальной структуры с идеологией ваххабизма привело к резкому усилению здесь позиций ваххабитов и возникновению прямого противостояния их с властью. Критика ваххабитами традиционного исламского духовенства не только возбуждала сильную вражду между религиозными направлениями, но и радикализировала позиции деятелей тарикатистского ислама. Почти на всей территории Северного Кавказа (кроме Чечни) обращение к салафийе обусловлено социальной и религиозной мотивацией. Только в Чечне первичным толчком к этому послужила борьба за независимость.
К началу 1998 года противостояние «Кадарской зоны» и официального Дагестана стало постоянным. Понимая, что столкновение практически неизбежно, салафитские джамааты «мятежных сел» (по утверждению очевидцев и согласно мнению некоторых специалистов, к этому времени ваххабиты и сочувствующие им уже составляли там большинство18) провозгласили Карамахи, Чабанмахи и Кадар «исламской территорией, управляемой нормами шариата», т.е. фактически создали своего рода исламское мини-государство, просуществовавшее до осени 1999 года.
Главный расчет строился все же не на создании единого исламского государства, а на дезорганизации общества и политических структур внутри Дагестана, что позволило бы ваххабитам установить собственный контроль над некоторыми районами, где и могло быть провозглашено исламское государство. Что было и сделано.
Фундаменталистское (салафитское) движение и идеология не образуют на Северном Кавказе единого массива. Сосредоточено оно преимущественно в Дагестане и Чечне, здесь имеется значительное количество мечетей и медресе, в которых проповедуются фундаменталистские идеи. В Дагестане и прилегающей части Ставропольского края сторонники ваххабизма есть среди мусульман разных этносов, например, ногайцев- ханафитов и даргинцев-шафиитов. Но, как правило, конфликты происходят преимущественно между местными властями и этническими группировками по конкретным поводам.
Население северокавказских республик, убедившись на примере Чечни и Дагестана, что радикализация ислама может привести к дестабилизации общей обстановки, в основном отказывается поддерживать салафитские лозунги. Об их непопулярности свидетельствует тот факт, что ни один из серьезных политиков или влиятельных духовных лиц в западной части Северного Кавказа не стремится разыграть карту исламского радикализма.
Нельзя исключать также возможности того, что в ходе одного из конфликтов в Кабардино-Балкарии или в Карачаево-Черкесии у одной из противостоящих сторон возникнет соблазн прибегнуть к исламу, как к средству для достижения своих целей. А пока в этих республиках ярлык ваххабитов навешивают заурядным уголовникам, чьи действия никоим образом не связаны с исламом, или просто людям, которые оказались неугодными властям.
После принятия осенью 1997 года Госсоветом Дагестана ряда жестких мер, направленных на пресечение экстремистской деятельности «ваххабитов» (в первую очередь поправок к Закону РД «О религии»), а также после нападения исламских террористов в декабре того же года на воинскую часть в Буйнакске, М.Багауддин и его ближайшие сторонники были вынуждены перебраться в Чечню (совершить «хиджру»). Там в Урус-Мартане они активно занимались религиозно-идеологической и военной подготовкой молодых дагестанских «исламистов», рекрутируемых в так называемую повстанческую армию имама. Дагестанские «ваххабиты« приняли самое активное участие в вооруженных действиях на территории Дагестана в августе-сентябре 1999 года. В.Акаев утверждает, что сами чеченцы составляли лишь четверть в »армии вторжения»19.
У большинства тех, кто причисляет себя к ваххабитам в Чечне, собственно религиозная, исламская идентификация вторична по отношению к политическим установкам. Здесь политика «пробудила» религию. Лидерами ваххабитского течения в Чечне являются светские политики, и апелляция к ваххабизму служит конкретной цели провозглашению национальной независимости.
Само движение в ходе полемики с мусульманами-традиционалистами и властями
Важно разобраться в идеологии исламского движения на Северном Кавказе, в том, насколько оно органично вписывается в феномен политизации ислама во всем мусульманском мире.
Успешному наполнению радикально-фундаменталистских идей элементами экстремизма способствовала также проводимая в Чечне военная операция, которая преподносится идеологами сепаратистов как война христианско-иудейской России против мусульман Кавказа.
Организация ваххабитского движения на Северном Кавказе довольно проста. Каждую общину (джамаат) возглавляет амир человек, руководящий как религиозной, так и общественной жизнью общины. Джамааты, как правило, не объединены, каждый из них фактически автономен.
Однако их джамаат обычно выделяется из джамаата того населенного пункта, где они живут. У «ваххабитов» в регионе нет какой-либо объединяющей организации или партии, создававшиеся ранее структуры практически все к настоящему времени развалились.
В то же время, все «ваххабитские» общины знают о существовании друг друга и контактируют.
Каждая «ваххабитская» община старается обзавестись двумя немаловажными исламскими институтами школой при мечети (медресе) и шариатским судом20. Удельный вес их в числе остальных мусульман относительно невелик, однако уровень их активности непропорционально высок.
Требование постоянной готовности к вооруженной борьбе вызвало к жизни невиданное ранее явление, «спорт в мечети». Часть помещения в некоторых ваххабитских мечетях стала оборудоваться наподобие спортивного зала. То есть член джамаата мог одновременно с молитвой также укреплять и свою физическую форму. В военных лагерях ваххабитов также были неотделимы друг от друга обучение религии и физическая подготовка вкупе с военной. Например, в учебном центре, расположенном в селе Чабанмахи, новичков в течение трех недель обучали религиозным дисциплинам, после чего проводилась усиленная боевая подготовка21.
Одним их поводов для разговоров о сохраняющейся общекавказской угрозе, о наличии попыток вернуться к идее исламского государства, является существование в разных частях региона лагерей «муджахедов», в которых сочетается боевая и религиозная подготовка.
Нельзя не признать, что в этих лагерях скрываются или набираются опыта криминальные элементы. Там незаконно хранятся оружие и боеприпасы, а находящиеся в лагерях лица являются нарушителями закона. Это обстоятельство позволяет властям бороться против исламских радикалов в контексте общей борьбы с преступностью.
Тем не менее, нельзя не признать, что десятки, а то и сотни выпускников этих лагерей вливаются в чеченские вооруженные формирования и могут служить для чеченской пропаганды в качестве примера сотрудничества между ваххабитами всего Северного Кавказа. Участие в боевых действиях представителей различных этносов позволяет представлять чеченский сепаратизм как общекавказский джихад против России.
Практически единственной оппозиционной силой против беспредела власти лидеров этнического криминалитета стали исламские фундаменталисты сторонники умеренного крыла ваххабитов, провозгласившие и реализовавшие идеи исламского самоуправления в нескольких селах Дагестана. Более того, исламисты стали единственной деятельной оппозицией, способной защитить себя и реально противостоять криминальной власти любыми средствами, в том числе вооруженными. Военный разгром ваххабитских селений Карамахи и Чабанмахи это не частная, а стратегическая политическая ошибка Федерального Центра, которая обусловила значительное углубление внутриполитического и этноконфессионального кризиса в республике22.
Запрет в сентябре 1999 года ваххабизма в Дагестане никоим образом не изменил внутреннюю ситуацию в республике и, во всяком случае, не привел к улучшению экономического положения той части населения, которая действительно полагает, что выход из кризиса лежит в русле ислама.
Представление о том, что для противодействия исламскому экстремизму достаточно простого запрета ваххабизма иллюзия. Очевидно, не даст окончательного эффекта и строгое применение уже имеющегося законодательства. Всестороннее решение этой проблемы требует проведения последовательной государственной политики по отношению к исламу, ориентированной на поддержку объективных и полных знаний о нем, иных, нежели экстремистских, ценностей и целей шариата. Крайне важно выдвинуть идейную альтернативу взглядам экстремистов в рамках самого ислама. Решение этой задачи по степени важности действительно становится вопросом государственной политики23.
Распространение на Северном Кавказе экстремизма, обрамленного религиозными идеями, в частности идеей джихада, постепенно меняет облик традиционного ислама, порождает внутриконфессиональный конфликт, подрывает традиционную культуру, грозит безопасности жителей региона.
Из включенных в настоящую статью материалов можно заключить, что желание создать исламское государство не способствует укреплению общества и процессу государственного строительства или же экономического развития Северного Кавказа.
