Совершенствование механизма регулирования государственно-церковных отношений на этапе формирования гражданского общества в постсоветской России (на примере Владимирской области)
Февралева Л.А. (г. Владимир)
Совершенствование механизма регулирования государственно-церковных отношений на этапе формирования гражданского общества в постсоветской России (на примере Владимирской области)
Религия как социальное явление представляет собой подсистему общества, им порожденную и, в свою очередь, оказывающую большое влияние на его жизнь и развитие, на поведение и взаимоотношения людей на разных уровнях от индивидуального и межличностного до глобального, в масштабах всего человечества. Религия не существует в обществе в изолированном, самодостаточном состоянии. Она тесно вплетена в общественную структуру, взаимодействуя с другими сферами и формами жизнедеятельности общества, оказывая в зависимости от конкретно-исторических условий то большее, то меньшее влияние на эти сферы.
В данной статье предпринимается попытка поиска оптимальных путей совершенствования механизма, регулирующего государственно-церковные отношения в России на этапе формирования гражданского общества (на примере Владимирской области). При этом государство и церковь рассматриваются как сложные социальные институты, которые, с одной стороны, конституционно отделены друг от друга, а с другой находятся в постоянных взаимоотношениях. Цель исследования вытекает из миссии государства, которая заключается в создании условий, способствующих реализации неотчуждаемых прав всех индивидов гражданского общества на свободу совести и свободу вероисповедания, и в обеспечении толерантности как ценностной и социальной нормы гражданского общества.
Государство, как публично-правовой институт гражданского общества, кроме организующей функции обеспечения условий функционирования религиозных объединений, осуществляет также функцию регулирования их деятельности. Если за рубежом процессы, возникающие в сфере свободы совести регулируются государством, а контролируются гражданским обществом, то в России, ввиду очевидной слабости последнего, акцент пока приходится делать на регулирующей функции государства.
В современной общественной науке обоснован взгляд на общество как на целостный социальный организм. Отсюда следует, что весьма важным качеством общества является организованность, упорядоченность образующих социальную жизнь общественных отношений, а значит, и объективная необходимость их социального регулирования, которое характеризуется рядом особенностей и закономерностей развития.
Социальные нормы весьма многочисленны. В социологии они делятся по различным основаниям на соответствующие виды, классы, группы. Юридическая наука подразделяет указанные нормы, в основном исходя из таких критериев, как способы формирования, среда действия, социальная направленность. С этой точки зрения выделяют: правовые нормы, моральные, политические, эстетические, религиозные, семейные, корпоративные, нормы обычаев, нормы культуры, экономические, общечеловеческие нормы. Это общепринятая и наиболее распространенная классификация. Объединяющим началом этих норм является социальный, а не технический характер. Несмотря на различия, они взаимосвязаны и не действуют изолированно одни от других, в «рафинированном» виде. Так, религиозные каноны, являясь разновидностью социальных норм, представляют собой регулятивную систему, включающую нормы права, общечеловеческие? моральные нормы, нормы обычаев и культуры и т.п.
Такова система социальных регуляторов, принятая в нашем обществе, как, впрочем, и во всяком ином. К ним можно добавить нормы международного права в той части, в которой они не противоречат воле Российского государства. Таким образом, упорядочение всей социальной жизни, приобретение ею общественной устойчивости главная цель социального регулирования. На этапе формирования гражданского общества наиболее остро встает необходимость совершенствования регулятивных средств и механизмов, т.к. регулирование направлено на обеспечение все большей степени свободы человека.
Обратимся к анализу роли регулирующей функция государства на этапе формирования гражданского общества в постсоветской России.
В конце
Принятие Закона РСФСР «О свободе вероисповеданий» не только изменило модель государственно-церковных отношений в России, но и систему органов, их реализующих. Так, статьями 8 и 11 указанного Закона из сферы исполнительной власти вывели подразделения по взаимодействию с религиозными объединениями, запретив учреждение на территории Российской Федерации каких-либо исполнительных и распорядительных органов государственной власти и «государственные должности, специально предназначенные для решения вопросов, связанных с реализацией права граждан на свободу вероисповеданий»2, тем самым, прекратив деятельность Совета по делам религий при Совете Министров РСФСР3.
Таким образом, в самом начале
Но в чистом виде сепарационная модель государственной религиозной политики в России реализовалась лишь в сфере законодательства. В реальной же практике новые отношения между государством и религиозными объединениями не только вызвали их бурный рост, но и их активность во всех областях социально-политической жизни страны. Если по данным уполномоченного Совета по делам религий по Владимирской области на 01.01.1990г. насчитывалось всего 80 религиозных организаций, то в государственном реестре управления юстиции на 01.07.1997г. (до принятия Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях») было зарегистрировано уже 263. Активизировалась деятельность зарубежных клерикальных и миссионерских центров. Например, в 1999 году нашу область с целью религиозной деятельности посетило 115 миссионеров (из них
Кроме того, с конца
Рост общественного интереса к религии отмечали все социологические исследования этого периода. Выросло не только число последователей тех или иных религиозных объединений, но и количество вновь образуемых в результате деятельности иностранных миссионеров и отечественных харизматических лидеров новых религиозных движений. Именно к этому периоду относится создание в области таких религиозных организаций как римско католическое религиозное объединение Церкви Святого Розария г. Владимира (1991г.), протестантских организаций: Владимирская христианская (харизматическая) церковь «Лоза» (1991г.), община Церкви Евангельских Христиан-Баптистов (1991г.), Церковь «Часовня у Голгофы» (1994г.) и др.
Укрепление позиций религиозных объединений связывалось в первую очередь (и это отмечали большинство опросов) с проводимыми в стране преобразованиями, вызвавшими развал экономики, ухудшение уровня жизни населения, падение доверия граждан ко всем властным структурам5.
Однако укрепление авторитета религиозных организаций, как пример утверждения принципов свободы совести в государственной социальной политике, постепенно привело и к некоторым негативным тенденциям. Ряд властных структур в связи со снижением своего политического рейтинга попытались заручиться поддержкой наиболее массовых конфессий. Многие мероприятия, организуемые органами государственной власти, а также помещения, военные стяги стали подвергаться торжественному освящению. Кроме того, рост и укрепление новых религиозных движений и связанные с этим социальные проблемы, также привели к клерикализации ряда властных структур.
Имели место противоречия между различными религиозными объединениями. Их причинами явились деятельность нетрадиционных культов, западных миссионеров, а также борьба конфессий за паству.
Некоторые исследователи полагают, что именно острота сложившейся ситуации вынудила региональные органы власти принять меры по упорядочению деятельности нетрадиционных религиозных объединений6. С этой целью, к середине
Таким образом, с середины
По мнению ряда авторов, в России, после перевыборов Президента РФ в 1996 году, стало ясно, что либерально-демократическая фаза общественно-политических и экономических реформ близка к завершению8. Это было связано не только с неудачным течением внутриполитических и экономических преобразований, но и с крушением надежд правящей элиты на политическое признание России «европейским домом»9. С этого времени российские политики вынуждены были вернуться к идее восстановления традиционных принципов государственного управления. Нацеленность правящей элиты на укрепление »порядка во власти«, обозначилась в Послании Президента РФ Федеральному Собранию от 1997 года и утвердилась в »Концепции национальной безопасности РФ« в 2000 году.
Таким образом, в конце
Подводя итог, можно сделать вывод, что характерной особенностью развития государственно-церковных отношений в стране и в области в
Вместе с тем, данные процессы как в стране в целом, так и в субъектах федерации складывались
Говоря о государственно-церковных отношениях, обычно подразумевают, что субъектом в этих отношениях выступает государство, объектом — религиозные объединения. Однако гармонизация государственно-церковных отношений предполагает и субъект-субъектные отношения, то есть государство, как институт гражданского общества, должно заниматься самосовершенствованием своего управленческого механизма. Не является секретом достаточно низкий уровень профессионализма чиновников в вопросах вероисповедной политики. В этой связи трудно переоценить роль курсов повышения квалификации, Международных конференций, проводимых кафедрой религиоведения Российской Академии государственной службы при Президенте РФ.
Как субъект государственно-церковных отношений государство осуществляет функцию регулирования комплексно в трех основных направлениях: политическом, законодательном и административном. В соответствии с этим структура государственно-церковных отношений может быть также разделена на три уровня: концептуальный, законодательный и организационно-управленческий11. При этом концептуальный уровень, предполагающий наличие теоретико-идеологической модели взаимоотношений государства и религиозных объединений, всегда реализуется в области общественно-политических интересов и напрямую зависит от их развития. Законодательный уровень, включающий в себя законодательство и все нормативно-правовые акты, регулирующие институциональные и гражданские взаимоотношения в данной сфере, реализуется в области конституционных и гражданско-правовых отношений. И, наконец, административно-управленческий уровень, включающий в себя полномочные организационно-управленческие структуры, выделенные в составе государственных и религиозных институтов, реализуется в сфере политических и управленческих технологий.
Все три уровня тесно взаимосвязаны и не могут рассматриваться один без другого. Проанализируем, как осуществляется регулирование государственно-церковных отношений по этим трем направлениям на этапе формирования гражданского общества, определим пути его оптимизации.
Концептуальная модель государственно-церковных отношений до настоящего времени не появилась. Причина видится в том, что ни в обществе, ни в сфере политического истеблишмента так и не сложилось единого представления о месте и роли религии в общественном развитии. Если одна сторона приверженцы конституционных норм в сфере свободы совести
Юридическая база, регламентирующая деятельность религиозных объединений, весьма обширна. Помимо международных правовых документов, соответствующих статей Конституции РФ, ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», достаточно вспомнить 80 Федеральных законов, регулирующих их деятельность. Однако в настоящее время несовершенство юридической базы заключено в противоречии между сепарационной моделью государственной религиозной политики, реализованной лишь в сфере законодательства, и фактически сложившейся системой социального партнерства между государством и религиозными объединениями.
Еще одной проблемой законодательного уровня остается слабо разработанный понятийный аппарат, характеризующий государственно-церковные отношения. Достаточно сказать, что в Федеральном законе «О свободе совести и о религиозных объединениях» дается только три юридических понятия: религиозные объединения, религиозные организации и религиозные группы.
Религиозные организации занимают особое место в некоммерческом секторе экономики и имеют свою специфику, обусловленную,
Государство имеет мощный механизм регулирования экономики религиозных организаций, основным звеном которого является налоговая политика. Налогообложение религиозных объединений претерпело серьезные испытания. С принятием Налогового кодекса Российской Федерации12, были ликвидированы все имеющиеся до того льготы для религиозных организаций. В 2002 году после настоятельных обращений лидеров ряда конфессий были приняты некоторые поправки, учитывающие специфику их деятельности.
В настоящее время, несмотря на наличие некоторых льгот для религиозных организаций, необходима серьезная доработка налогового законодательства. Это обусловлено тем, что существует порочная практика произвольного толкования налоговыми органами специальных терминов (религиозно-производственная деятельность, услуги религиозных организаций и т.п.);
Приведем один пример. В соответствии с подпунктом 15 пункта 2 статьи 149 НК РФ (в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N
1.
