Логотип Российское Объединение исследователей религии (Russian Association of Scholars in Religion)
Логотип  Общероссийская общественная организация
Логотип
Логотип
Версия для печати

М.И. Чернов (М.И. Одинцов)

Из истории пятидесятнического движения в СССР. 1955-1957 гг.

Последние годы отмечены всплеском интереса богословов и  религиоведов к истории протестантизма в России и в Советском Союзе. Появляются работы, посвященные религиозным движениям, о которых широкая общественность ранее знала лишь по  «антирелигиозным» или партийным изданиям, нередко искажавшим их подлинную историю и к тому же написанных с позиций идеологического отрицания,  предубеждения и предвзятости. В числе протестантских деноминаций, которым особенно не повезло, и которые в течение длительного времени, будучи отнесенными властью к «антигосударственным», «изуверческим» организациям, преследовались и запрещались, были объединения христиан веры евангельской (пятидесятников).

Совсем недавно в Киеве вышла книга В.И. Франчука «Просила Россия дождя у Господа»[1]. Автор воспользовался, прежде всего, доступными для него документами и материалами, хранящимися в государственных республиканских и областных архивах Украины и Молдавии. На их основе во многом впервые представлена история пятидесятнического движения в России и СССР.  

В тоже время, значительный массив документов по истории пятидесятнического движения хранится и в российских архивах[2]. К сожалению, он до настоящего времени остается не востребованным ни богословами, ни светскими авторами, обращающимися к истории  пятидесятнического движения в России и СССР.

В данном выступлении на основании архивных материалов, хранящихся в   Государственном архиве Российской Федерации в фонде Совета по делам религий при СМ СССР, предпринята попытка реконструкции событий, относящихся к периоду 1955-1957 гг.

Эти годы связываются в нашей историографии с последовавшими после смерти Иосифа Сталина (1953) такими событиями в политической жизни страны, как: разоблачение на XX съезде КПСС (1956)  «культа личности Сталина», начало «хрущевской оттепели» и ожидания в обществе глубоких демократических преобразований.

Надеялись на позитивные перемены и миллионы верующих в Советском Союзе. Ибо те изменения, что произошли в государственной вероисповедной политике в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. и  в первые послевоенные годы, к середине 50-х были практически ликвидированы. Страна оказалась на грани отката к традициям антирелигиозных гонений и преследований  30-х годов[3].

С 1948 г. на территории СССР не открывались церкви и молитвенные дома всех религиозных направлений, хотя в центральные и местные органы власти поступали многочисленные обращения верующих. Одновременно под различными предлогами на всей территории СССР сотнями и тысячами закрывались храмы, мечети и другие культовые здания. Немалое количество священнослужителей и активистов из числа рядовых верующих находились в местах лишения свободы, отбывая наказание по обвинению в антисоветской деятельности, нарушении законодательства о религиозных культах.

Даже в документах Совета по делам религиозных культов и Совета по делам Русской православной церкви при СМ СССР данная ситуация воспринималась как  ненормальная. Например, в феврале 1955 г. в одной из докладных записок в СМ СССР и ЦК КПСС  председатели Советов, Г.Г. Карпов[4] и И.В. Полянский[5], писали: «За последнее время увеличилось поступление заявлений и жалоб верующих по вопросу  открытия  церквей и других молитвенных зданий в Президиум Верховного совета СССР, Совет министров СССР, ЦК КПСС и другие органы, но они также не получают положительного разрешения. Все это вызывает недовольство заявителей и повторные жалобы, а также производит невыгодное впечатление на руководителей религиозных объединений, которые в целом ряде случаев такие заявления поддерживают. Советы учитывают, что в настоящее время, конечно, не может быть речи о массовом открытии церквей и других молитвенных зданий, и этот вопрос со стороны Советов должен строго регулироваться, но отдельные ходатайства в тех случаях, когда в этом имеется необходимость, по мнению Советов, должны удовлетворяться, так как абсолютные отказы, вызывавшие в течение 6-ти лет недовольство верующих, являются в дальнейшем политически вредными»[6].

Поначалу казалось, что движение в сторону религиозных свобод началось: в течение 1953-1955 гг. по амнистии одни из верующих (в том числе и пятидесятники) были освобождены из лагерей Воркуты, Инты, Караганды, Барнаула и вернулись домой; положение других было несколько облегчено: из лагерей, они переводились на положение ссыльных в отдаленные места Сибири. На начало 1955 г. в стране насчитывалось 1568 действовавших без официальной регистрации групп. Из них пятидесятнических – 369. Хотя, состоявшие в них верующие граждане постоянно находились под угрозой административного и уголовного преследования, а общины – под угрозой разгона и  запрещения деятельности, но, начиная со второй половины 1955 г., их деятельность заметно оживилась на Украине, в РСФСР, Киргизии, Узбекистане, Белоруссии, Молдавии и Закавказье.

К 1956 г. на свободе оказались лидеры пятидесятничества, бывшие руководители Союза церквей христиан евангельской веры: Г.Г. Понурко, М.С. Бут, А.И. Бидаш. Перед ними стояла дилемма: либо оставаться в рамках Всесоюзного Совета евангельских христиан-баптистов (ВСЕХБ), в который пятидесятнические общины вошли в августе 1945 г., либо в условиях «хрущевской оттепели» попытаться воскресить разогнанный властями в 30-х годах самостоятельный Союз пятидесятников.

Если Г.Г. Понурко и М.С. Бут, в конце концов, воссоединились с ВСЕХБ и к тому же призвали верующих-пятидесятников, то А.И. Бидаш наотрез отказался от этого. Возвратившись в Пятихатку (Днепропетровская область, УССР) после освобождения из Воркутинского лагеря, он поставил перед собой задачу добиться восстановления Союза христиан веры евангельской. С этой целью в 1956 г. был созван нелегальный съезд, на котором присутствовало около 50 человек из Днепропетровской, Волынской, Сталинской, Кировоградской и других областей. Съезд призвал все пятидесятнические организации выходить из состава ВСЕХБ, проводить самостоятельные молитвенные собрания, обращаться в местные и центральные органы власти  с заявлениями о самостоятельной регистрации и образовании отдельного пятидесятнического центра. Эта позиция была подтверждена и на следующем нелегальном  съезде, собранном в августе того же года в Харькове с участием  представителей церквей Украины, РСФСР и Молдавии. Тогда же было утверждено Вероучение пятидесятников и принято общее название для членов данного религиозного движения – христиане веры евангельской, объявлено было о фактическом выходе пятидесятников из Августовского соглашения 1945 г. Еще одно собрание своих сторонников А.И. Бидашу удалось провести в Киеве.

Деятельность пятидесятнических общин сразу же оказалась в поле зрения Совета по делам религиозных культов. Руководство Совета рассмотрело поступившие от пятидесятников заявления и сформулировало свое отношение как  в целом к пятидесятническому течению, так и к  вопросу о восстановлении независимого от ВСЕХБ пятидесятнического Союза. Оно было изложено в январе 1956 г. в специальном циркулярном письме уполномоченным. Причина отказа в регистрации пятидесятников сводилась к  тому, что «в культе хев имеются такие стороны учения, которые часто приводят к физическому и психическому калечению людей (случаи умерщвления, отрубания рук и другие виды жертвоприношений, как искупление за грехи, случаи психических заболеваний и сумасшествия, самоубийства и пр.». Вместе с тем, Совет считал, что деятельность пятидесятников возможна, но должна  осуществляться «только на основе их соглашения с ВСЕХБ»[7].

В августе  этого же года Совет еще раз вернулся к проблемам «оживления религиозного движения» в Советском Союзе. В очередном циркулярном письме указывалось: «Совет по делам религиозных культов при Совете министров СССР имеет материал, свидетельствующий о том, что из числа вернувшихся из мест заключения  служителей культа и лиц религиозного актива большая часть из них ведет себя лояльно, не нарушая законодательства о культах. Некоторая же часть этих лиц проводит активную религиозную пропаганду среди населения. Они нередко используют религиозные убеждения верующих, создавая среди них нездоровые настроения по отношению к деятельности органов власти. В ряде мест эти лица выступают в роли организаторов всевозможных групп верующих, занимаются в этих  группах обсуждением установленных государством порядков, вмешиваются в деятельность зарегистрированных религиозных обществ, стремясь направить ее в сторону нарушения советских законов о культах»[8].

К числу наиболее активных обществ, где проявляются вышеуказанные явления, Совет отнес, прежде всего, пятидесятников. Поэтому от уполномоченных требовалось принять меры к прекращению или существенному ограничению религиозной деятельности лиц, вернувшихся из заключения; взять под контроль каждого из них, регулярно вызывать на беседу в органы власти и к уполномоченным; постоянно информировать партийно-советские органы обо всем, что происходит в пятидесятническом движении.

Вместе с тем, среди единомышленников А.И. Бидаша еще существовали надежды на то, что гонения, организованные против них местными органами власти, не отражают позиции советского правительства, являются лишь проявлением местного произвола.  В начале октября 1956 г. А.И. Бидаш выехал в Москву, чтобы донести до центральной власти просьбу верующих о восстановлении самостоятельной пятидесятнической церкви. 12 октября он посетил Совет по делам религиозных культов при СМ СССР и передал заявление на имя председателя Совета И.В. Полянского, подписанное 26 руководителями и представителями пятидесятнических общин Украины, Молдавии, РСФСР. В нем они писали: «Мы, священнослужители христиан веры евангельской, обращаем Ваше  великодушное внимание, чтобы Вы были благосклонны к народу христиан веры евангельской и удовлетворили его просьбу, ибо сей народ обращается к нам, священнослужителям, чтобы мы ходатайствовали перед Вами, то мы единодушно излагаем перед Вами в этом послании сущность дела их просьбы; чтобы Вы разрешили проводить богослужения в молитвенных домах, как вы разрешили адвентистам и ВСЕХБ, так как и мы в объединенных собраниях с евангельскими баптистами быть не можем, в виду того, что мы имеем вероучение, отличающееся от их вероучения, и что служители евангельских христиан и баптистов взяли преимущество и насилуют  нашу веру и свободу совести, нанося и оскорбляя наши христианские чувства, нарушая внутренний душевный покой»[9].

На следующий день А.И. Бидаша и сопровождавших его Левчука и Романенко принял в Совете по делам религиозных культов один из его руководителей П.А. Задорожный. Пятидесятники изложили свою позицию, суть которой заключалась в следующем: во ВСЕХБ сложились неравноправные отношения между пятидесятническими и баптистскими общинами; с церковных руководящих постов оттесняются пятидесятники; сохраняются серьезные догматические расхождения, что заставляет пятидесятников выходить из ВСЕХБ. В сохранившейся стенограмме приема делегации пятидесятников их точка зрения и просьбы изложены были  следующим образом: «Подписанное в 1945 году соглашение  между союзами ВСЕХБ и ХВЕ не охватило всех вопросов, связанных с вероучением членов нашей церкви. По этой причине многие верующие хве не вошли в это объединение, а многие из числа вошедших пятидесятников в общества ехб вскоре вышли из этих обществ после объединения с ними. Сейчас общее число наших верующих составляет по всему Советскому Союзу около ста тысяч человек. На мое заявление и на заявления других служителей нашей церкви и  верующих об открытии молитвенных домов для верующих нашего союза ответили отказом, ссылаясь на то, что у некоторых наших верующих во время богослужений проявляются ненормальности. Мы, священнослужители хве, берем на себя полную ответственность за эти ненормальные явления и обязуемся вести воспитательную работу среди этих людей, и довести до полного прекращения всех этих признаков, которые допускаются отдельными верующими. Мы просим Совет собрать священнослужителей хве на совещание и выслушать наши просьбы. От каждой республики надо бы пригласить хотя бы по одному священнослужителю, а от больших республик – по два человека. Мы просим, чтобы разрешили восстановить союз хве и считаем, что справедливость и советское правосудие должны восторжествовать, так как ВСЕХБ грубо нарушил московское соглашение об объединении двух религиозных течений в СССР, как то: Союза хев с Союзом ВСЕХБ (имеется в виду догматические основы пятидесятников, которые в обществах ехб запрещаются)»[10].

Со стороны Задорожного разговор свелся к разъяснению «незаконности нелегальной деятельности» пятидесятников и неправомерности постановки вопроса о воссоздании самостоятельного союза христиан веры евангельской. В частности, обращаясь к Бидашу, Задорожный так разъяснял позицию властей:  «Вам надо иметь в виду и считаться с тем, что наличие догматических особенностей, которые применяются верующими пятидесятниками на молитвенных собраниях, не позволяет допускать регистрации самостоятельных пятидесятнических религиозных обществ. Для этого у Вас имеется полная возможность удовлетворять свои религиозные нужды в действующих религиозных обществах ехб»[11].

Одновременно А.И. Бидаш и его сторонники в специальном обращении к руководителям ВСЕХБ изложили свои предложения о внесении изменений в текст Августовского соглашения от 1945 года. В основе своей они касались допущения на молитвенных собраниях говорения на иноязыках, пророчеств, крещения Духом Святым, омовения ног. Однако руководители ВСЕХБ   Я.И. Жидков и А.В. Карев отказались идти на уступки. Тогда А.И. Бидаш совместно с другими руководителями пятидесятнических общин начали распространять среди верующих обращение с призывом писать заявления о регистрации независимых от ВСЕХБ общин, проводить самостоятельные собрания единоверцев, одновременно указывая местным властям место и время их проведения, не допускать в общинах нарушений вероучения и законодательства.

25 октября 1956 г. А.И. Бидаш и его сторонники вновь пришли в Совет. К этому времени И.В. Полянский тяжело заболел и А.И. Бидаша принял и.о. председателя Совета В.И. Гостев. Бидаш говорил о догматических расхождениях с баптистами, о препятствиях, которые чинятся на местах пятидесятническим общинам и со стороны ВСЕХБ, и со стороны местных властей. Но понимания он не встретил и на этот раз. Единственно, что было обещано, так это способствовать его новой встрече с руководством ВСЕХБ для разрешения спорных вопросов. И, действительно, Гостев, встречаясь 29 октября в Совете с Я.И. Жидковым и А.В. Каревым, рекомендовал им «не закрывать двери перед Бидашем» и вести с ним переговоры.

С 30 октября  по 2 ноября 1956 г. в Москве проходило заседание Президиума ВСЕХБ. 31 октября приглашен был А.И. Бидаш и в его присутствии обсуждался вопрос о «дополнениях» христиан веры евангельской к тексту Августовского соглашения. Однако договоренности достичь не удалось. Об этом делегация пятидесятников сообщила В.И. Гостеву, вновь 12 ноября посетив Совет по делам религиозных культов. В частности, А.И. Бидаш заявил: «Мы были во ВСЕХБ, где вели разговоры по вопросу условий нашего дальнейшего пребывания во ВСЕХБ, но ни о чем договориться не смогли, так как мы не можем согласиться с баптистами по некоторым вопросам догматического характера. Мы просим Совет, чтобы разрешили регистрировать наши общества  хев самостоятельно, т.е. отдельно от ехб».  А присутствовавший здесь же Левчук добавил: «На состоявшемся 31/х с.г. Пленуме ВСЕХБ нас, хве, баптисты, как выразился старший пресвитер ехб по Украине Андреев, считают своими гостями, поэтому мы не имеем права требовать молиться по-своему, отдельно от ехб. Но мы не согласны с ними и мы не можем отказаться от своих догматических правил, как этого хотят ехб»[12].

Убедившись, что Совет по делам религиозных культов не может принять положительного решения о регистрации пятидесятнических объединений, Бидаш и его сторонники обратились с заявлениями на имя Председателя Президиума Верховного совета СССР К.Е. Ворошилова, а затем Председателя Совета министров СССР Н.А. Булганина с просьбой разрешить самостоятельную регистрацию пятидесятнических общин. В частности, они писали: «Мы, христиане веры евангельской, веря в Бога, хотим исповедовать учение Иисуса Христа, которое ни в коем  случае не идет вопреки существующей власти. Мы заняты полезным трудом, участвуя во всех общественных работах, хотим свободно собираться, чинно и благопристойно проводить  в свободное время свои богослужения на основании Священного Писания. Зная, что в нашей стране существует свобода всех вероисповеданий, что гарантирует ее Конституция СССР, а также декрет, в феврале 1918 года изданный Владимиром Ильичом Лениным, а также выступление Первого секретаря ЦК КПСС Никиты Сергеевича Хрущева, опубликованное в газете «Правда» от 11 декабря 1955 года, просим Вашего вмешательства удовлетворить просьбу народа христиан веры евангельской»[13].

Но и это обращение, как и многие предыдущие, не было положительно рассмотрено. Оно было переправлено в областные советские и партийные инстанции с поручением отказать верующим в их просьбе. Одновременно центральные и местные органы Комитета государственной безопасности (КГБ) занимались проверкой всех лиц, подписывавших заявления, вели наблюдения за  молитвенными собраниями. В одном из писем, сохранившемся в архивном деле, члены Одесской общины  Кухаренко и Лучинец так описывали деятельность властей: «В настоящее время нас начали всячески преследовать, запрещая совершать свои богослужения. Так, областное управление КГБ по Одесской области в административном порядке применяет меры принуждения, запугивания и угроз. Они вызывают к себе или приводят насильно наших священнослужителей и отдельных верующих и говорят, что мы не имеем право исповедовать свои убеждения, согласно своего вероучения, насильно предлагают нам принять учение христиан-баптистов. Кроме вызовов и приводов к себе в Управление, их работники шантажируют верующих, назначая им уличные свидания, отрывая их от работы и задерживая их у себя по целым дням, а также ночами. Вместо разумного разбора сути нашего вероучения и принятия мер к  ограждению наших верующих от незаслуженных оскорблений          и притеснений  со стороны ВСЕХБ, вместо этого и Совет по делам религиозных культов, и органы КГБ стали на путь угроз и запугивания, применяя методы врага народа Берия, запугивая Сибирью, ссылкой и пр., и берут с верующих подписки о том, чтобы об этих угрозах молчали» [14].

Находясь длительное время в Москве, Бидаш стремился собрать воедино пятидесятнические группы, сохранившиеся в столице и ее пригородах. Он посещал их, проводил и участвовал в молитвенных собраниях, беседовал с руководителями[15].

Возвращаясь из Москвы домой в Пятихатки, Бидаш посетил общины пятидесятников в Молдавии, Краснодарском крае, в ряде областей Украины. Было видно, что на местах началось оживление пятидесятнического движения, активизировался выход пятидесятников из баптистских общин, несмотря на всяческое противодействие со стороны ВСЕХБ.

Проблеме восстановления пятидесятнического союза и деятельности незарегистрированных общин пристальное внимание уделял и Совет по делам религиозных культов. В специальной записке. «Об оживлении в деятельности пятидесятнических групп», подготовленной его сотрудниками в начале 1956 г, давалось подробное описание сложившейся ситуации в масштабе всей страны, обрисовывался характер взаимоотношений внутри ВСЕХБ между пятидесятниками и баптистами, а также деятельности А.И. Бидаша по восстановлению пятидесятнического центра. В числе причин, которые по мнению Совета, предопределили оживление пятидесятничества, называлось: освобождение из лагерей руководителей этих общин, неправильная линия поведения ВСЕХБ в отношении пятидесятников и определенная самоуспокоенность уполномоченных Совета, которые должным образом вовремя не обратили внимания на деятельность пятидесятников[16].

На основании данной записки в адрес Уполномоченных Совета было подготовлено и разослано специальное циркулярное письмо «О деятельности религиозных групп пятидесятников». В нем   уполномоченным предлагались и такие меры, как:

«1. Не ослабляя своего внимания к деятельности других культов, продолжать и впредь усиленно наблюдать за деятельностью пятидесятников и не упускать ее из поля своего зрения. Необходимо более настойчиво выявлять пятидесятнические группы, их руководителей и актив, и  своевременно представлять об этом информации в местные руководящие  органы и в Совет. Информация по  этим вопросам должна быть достаточно конкретной и основана на тщательном изучении деятельности пятидесятников с тем, чтобы местные органы при помощи такой информации могли проводить среди верующих более действенные мероприятия в части научно-атеистической  пропаганды и культурно-воспитательной работы.

2. В своей работе, связанной с пятидесятниками, Уполномоченные должны особое внимание уделять изучению деятельности их организаторов и  руководителей. Такое изучение будет способствовать более быстрому выявлению их  политического настроения и лояльности к государству.

3. При изучении деятельности пятидесятнических групп следует учитывать возможность применения ими новых форм и методов деятельности с целью большей конспирации ее. О выявленных таких формах Уполномоченные должны незамедлительно сообщать Совету и в руководящие областные и республиканские органы.

4. В своей работе по сбору сведений        о деятельности пятидесятников Уполномоченные должны использовать все доступные им средства и возможности, в том числе и проводимые Уполномоченными приемы служителей культов и верующих»[17].

О результатах своей  «противосектантской деятельности» Совет постоянно сообщал в ЦК КПСС. Так, в справке «О фактах активизации в деятельности религиозных обществ и незарегистрированных групп верующих» работники Совета фиксировали рост числа членов «сектантских объединений», стремление возвратившихся из  заключения религиозных лидеров создать свои собственные религиозные центры, взаимное противопоставление пятидесятников и баптистов,  широкую миссионерскую деятельность «сектантов». Относительно пятидесятников отмечалось: «Во многих местах Советского Союза последователи пятидесятнического течения и последователи чистого баптизма под влиянием своих руководителей начали нарушать заключенное в свое время соглашение со ВСЕХБ об объединении и образовывать в явочном порядке самостоятельные общества пятидесятников и чистых баптистов путем ухода таких лиц из Союза евангельских христиан-баптистов. Например, такие общества были образованы в Харьковской, Днепропетровской, Сумской, Сталинской, Минской областях и  в других местах Советского Союза. Миссионерская деятельность лидеров пятидесятнического течения  также вызвала образование значительных пятидесятнических групп верующих, требующих самостоятельной их регистрации в Крымской, Ровенской, Запорожской, Днепропетровской, Сталинской, Николаевской областях, Краснодарском крае, Удмуртской АССР, Гомельской, Минской областях и в других районах Советского Союза»[18].

Как правило, на подобного рода материалы реакция партийных органов была однозначной – поручалось усилить «борьбу с антиобщественными проявлениями среди верующих-сектантов», пресекать всякие проявления религиозной жизни, которые, по мысли партийных идеологов, выходили за рамки советского законодательства о культах.

Для Совета пятидесятнические общины ассоциировались с антисоветскими организациями, мистическими и изуверческими сектами. Поскольку контроль за деятельностью подобных организаций  осуществлял КГБ, то Совет просил постоянно информировать его о деятельности подобных организаций. Одновременно Совет обязывался предоставлять в КГБ имеющуюся в его распоряжении аналогичную информацию.

Одним из результатов совместных усилий КГБ, Совета по делам религиозных культов и партийных органов стал судебный процесс, состоявшийся в мае 1957 г. в Днепропетровске. А.И. Бидаш и некоторые его сторонники были обвинены в проведении «антисоветской деятельности», выразившейся в «сколачивании нелегальных групп путем организации в разных районах верующих пятидесятников» и все они были приговорены постановлением Днепропетровского областного суда к различным срокам заключения.

Информируя Уполномоченных об итогах судебного разбирательства, Совет в своем циркулярном письме давал развернутую характеристику «антисоветской деятельности» пятидесятнических общин. По мнению Совета, незарегистрированный пятидесятнический центр, возглавляемый А.И. Бидашем, «под прикрытием религиозного учения проводил антисоветскую работу, направленную на отрыв верующих от общественной жизни и от службы в Советской Армии. Он призывал своих единомышленников не посещать кино, театры, не слушать радио, не смотреть телевизионные передач и проводить активную работу по вовлечению в секту новых лиц, в том числе  детей школьного возраста, которым внушали выходить из пионеров, не носить пионерских галстуков. Завербованным школьникам давали задания  завлекать в секту других школьников»[19].

Так насильственно были прерваны усилия А.И. Бидаша и его сторонников по восстановлению исторической справедливости – добиться регистрации самостоятельного пятидесятнического центра.



Примечания

[1] См.: Франчук В.И. Просила  Россия дождя у Господа. Т. 1-3. Киев, 2001-2003.

[2]  Это относится, прежде всего, к Государственному архиву Российской Федерации (ГА РФ). В его составе следует указать на фонд Совета по делам религий при СМ СССР (Ф. Р.- 6991), содержащий десятки тысяч документов по истории религиозных движений, в том числе и пятидесятнических, на территории России и СССР. Определенное представление о характере этих документов может дать составленный М.И. Одинцовым «Каталог Архива Совета по делам религиозных культов при СМ СССР (1944 - 1965 гг.). Вып. 1- 5. М., 1996-1999. Он издан в качестве Приложения к журналу «Исторический архив». С ним также можно ознакомиться на Сайте общероссийской общественной организации «Объединение исследователей религии»: www. rusoir.ru.

[3] См.: Одинцов М.И. Религиозные организации в СССР накануне и в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. М., 1995; Его же: Государство и церковь в России. ХХ век. М., 1995; Русская православная церковь в XX веке / История религий в России. М., 1998; Русские патриархи XX века. Судьбы Отечества и Церкви на  страницах архивных документов. М., 1999; Вероисповедная политика  советского государства  в 1939-1958 гг. / Власть и церковь в СССР и странах Восточной Европы. 1939-1958. Дискуссионные аспекты. М., 2003.

[4] Карпов Г.Г. (1898-1967) – председатель Совета по делам Русской православной церкви при СНК (СМ) СССР с 1943 по 1960 гг. 

[5] Полянский И.В. (1899-1956) – председатель Совета по делам религиозных культов при СНК (СМ) СССР с 1944 по 1956 гг.

[6] ГА РФ. Ф. Р.- 6991. Оп. 3. Д. 113. Л. 110-111.

[7] Там же. Д. 131. Л. 2.

[8] Там же. Л. 6-7.

[9] ГА РФ. Ф. Р.- 6991. Оп. 4. Д. 66. Л. 1-4.

[10] Там же. Д. 58. Л. 52-56.

[11] Там же.

[12] Там же. Д. 59.  Л. 100-101.

[13]Там же. Д. 80.  Л. 12-15.

[15] См.: Евангелист. 2002. № 6. С. 18, 21

[16] См.: ГА РФ. Ф. Р.-6991. Оп. 3. Д. 132. Л. 110-112.

[17] Там же. Д. 149. Л. 8-10.

[18] Там же. Д. 146. Л. 95.

[19] Там же. Д. 149. Л. 26.


      © 2004 — 2009 Дизайн — Студия Фёдора Филимонова
      © 2004 — 2009 Содержание — “Объединение Исследователей Религии” —при использовании материалов сайта ссылка обязательна.