«Прошу Ваших указаний». Докладные записки председателя Совета по делам Русской православной церкви Г.Г. Карпова в ЦК ВКП(б) и СНК СССР. 1943-1945 гг.

М.И. Одинцов


 


«Прошу Ваших указаний». Докладные записки председателя Совета по делам Русской православной церкви Г.Г. Карпова в ЦК ВКП(б) и СНК СССР.  1943-1945 гг.


В ночь на 5 сентября

1943 г. в Кремле состоялась встреча главы советского правительства И.В. Сталина с иерархами Русской православной церкви митрополитами Сергием, Алексием и Николаем. Достигнутые договоренности означали наступление «потепления» между государством и церковью [1]. На встрече было сообщено о создании специального государственного органа — Совета по делам Русской православной церкви, который должен был стать связующим звеном между государством и церковью. Сталин назвал и имя председателя Совета. Им стал Георгий Григорьевич Карпов.


На страницах журнала «Исторический архив» уже публиковались документы, характеризующие деятельность Совета по делам Русской православной церкви при СНК СССР (далее — Совет). Последующая работа в фондах Государственного архива Российской Федерации (ГА РФ) позволила выявить новые материалы. Для публикации отобраны докладные записки и письма Г.Г. Карпова, во-первых, в Совет Народных Комиссаров, направленные на имя И.В. Сталина, В.М. Молотова, Л.П. Берии, Я.Е.Чадаева, Н.А. Вознесенского, Третьякова; во-вторых, в партийные инстанции — на имя Н.С. Хрущева, П.Н. Федосеева, А.С. Щербакова. Здесь же два документа (№ 1, 5), вводящие нас «в кухню» председателя Совета, это справки, с которыми Карпов шел на встречи в Совнарком для решения неотложных проблем, касающихся Русской православной церкви.


Тексты публикуемых документов переданы с сохранением стилистики оригиналов. Некоторых из упоминаемых в документах лиц установить не удалось.


№ 1




Вопросы, требующие разрешения а


[Октябрь

1943 г.]


1. Кто будет заниматься на местах ([в] республиках, краях и областях) вопросами, относящимися к деятельности Совета?


Мое мнение: Организовать институт уполномоченных по делам Русской православной церкви при СНК союзных и автономных республик и при исполкомах краев и областей, за исключением УССР, БССР, где организовать при СНК Советы, имея в виду, что в этих республиках церквей по несколько тысяч.


2. Если такое предложение одобряется, разработать и представить на утверждение в СНК проект Положения о Советах и уполномоченных по делам церкви.


3. В том случае, если предложение об организации на местах института уполномоченных не будет принято, разрешить вопрос, кто же непосредственно будет заниматься следующими вопросами:


а) осуществление связи с епархиальными епископами, а там, где их нет, с благочинными округов, для разрешения всех вопросов в пределах епархии (область, край);


б) рассмотрение вопросов и дел об открытии и закрытии церквей и других религиозных объединений;


в) учет и статистика;


г) информация в Совет при СНК СССР;


д) практическое применение (инструктивных указаний и распоряжений Совета);


е) регистрация духовенства, храмов, заключение договоров и пр.


4. Кто решает вопрос об открытии (а равно и закрытии) церквей?


Только, когда этот вопрос будет решен в принципе, можно будет разрешить и представить на утверждение в СНК инструкцию.


Предложения могут быть следующие:


а) вопрос об открытии церквей по заявлениям верующих и обращениям епископов, решается на месте (в исполкомах краев и областей);


б) вопрос об открытии церквей по заявлениям верующих и обращениям епископов решает патриарх.


Примечание: в обоих случаях, по моему мнению, может быть самотек;


в) вопрос об открытии церквей предварительно решает Совет по делам церкви при СНК СССР, и протокол своих решений представляет на утверждение в СНК СССР.


Практически Совет по делам Церкви будет проводить это следующим образом.


Полученные от патриарха, Синода или от верующих заявления, рассматриваются аппаратом Совета, запрашивается местный исполком о состоянии храма, о гражданских правах заявителей и их мнение о целесообразности открытия храма.


После этого дело рассматривается на заседании Совета и выносится предварительное решение. Протокол заседания утверждается в СНК (зам. председателя).


По утверждении протокола Совет дает указания в местный исполнительный орган о данном решении и праве на регистрацию, уведомляет заявителя;


г) вопрос решается непосредственно Советом.


Для этого по обоснованному представлению Совета СНК СССР устанавливает лимит, в пределах чего могут быть открыты церкви, и Совет подготавливает и решает вопрос об открытии церквей в порядке вышеуказанном, но без последующего утверждения в СНК.


Считаю более правильным порядок, предусмотренный пунктом «в».


5. Когда в принципе будет решен вопрос, какой устанавливается порядок рассмотрения дел об открытии церквей — тогда в декадный срок разработать инструкцию и представить на утверждение в СНК.


6. Вопрос о назначении епископов на епархии, священнослужителей в церквах и их перемещения?


Предложение: а) Патриарх согласовывает вопрос с Советом только о назначениях, касающихся Синода, епископата и первосвященнослужителей кафедрального;


б) На местах епископы согласовывают вопрос с уполномоченными по делам церкви только в отношении настоятелей церквей и благочинных;


в) Назначения всех остальных священнослужителей (вторые священники, дьякона и т.д.) решается епископом самостоятельно.


7. Совет устанавливает с 1 ноября с.г. учет церквей и других религиозных объединений путем получения с мест ежемесячной отчетности по форме, разработанной Советом.


Два раза в год на основании этого учета, Совет составляет статистический отчет и представляет правительству.


8. Патриарх и Синод согласовывают с Советом по делам церкви при СНК СССР вопрос о дислокации, структуре и программе обучения на богословских курсах иди других церковных учебных заведений и о помещениях для них, что в свою очередь Совет согласует с Наркомпросома.


Все остальные вопросы, относящиеся к организации духовных учебных заведений, осуществляются непосредственно Синодом или епископом на местах (персональный состав учащихся, бытовые условия, обеспечения и т.д.).


9. Заявления и другие материалы, относящиеся к выяснению положения о репрессированном духовенстве, о досрочном их освобождении и т.п. передаются на распоряжение в соответствующие органы (НКГБб, НКВДв, Прокуратура)*.


ГА РФ. Ф.Р.-6991. Оп. 1. Д.

1. Л. 21-22. Машинописная копия.




*На документе имеется помета (автограф) Г.Г.Карпова: «Подано тов. Вышинскому на приеме в СНК СССР».


№ 2




ЦК ВКП(б) товарищу А.С.Щербакову


№ 16/с                                                                                          4 декабря

1943 г.


Секретно


Московский патриарх Сергий обратился в Совет по делам Русской православной церкви при СНК СССР с просьбой разрешить ему выпуск на 1944 год печатного церковного православного календаря (по прилагаемому образцу изданий календаря 1921-26 гг.) тиражом в 15 тысяч экземпляров.


Содержание календаря: указания на каждый день с перечислением имени почитаемых церковью святых, церковных праздников и постов; церковно-уставные заметки и общие указания евангельских и апостольских чтений.


Распространение календаря патриархия будет производить по епархиям и церквам.


Прошу Ваших указаний.


Председатель Совета по делам Русской


православной церкви при СНК СССР                                            Карпов Г.Г. *


ГА РФ. Ф.Р.-6991. Оп. 1. Д.

3. Л. 40. Машинописная копия.




*На документе имеется помета (автограф): «7/ХII звонил мне по кремлевскому телефону товарищ А.С. Щербаков и сообщил: 1) разрешается печатание календаря тиражом 15000 экземпляров; 2) замечаний нет; 3) решение поддержали А.С. Щербаков, А.А. Угланов и Г.М. Маленков. Карпов».


№ 3




Заместителю Председателя Совнаркома Союза ССР

товарищу В.М. Молотову


№ 20/с                                                                                      23 декабря

1943 г.


Совершенно секретно


Совет по делам Русской православной церкви при СНК СССР докладывает, что с 8 по 16 декабря 1943 года проходила очередная сессия Синода при патриархе Сергии.


Синодом рассмотрены заявления ряда обновленческих епископов и священников о переходе их в подчинение патриарха и разрыве с обновленчеством. Патриархом приняты в свое подчинение 4 епископа и 10 священников с шестью церковными приходами.


К 20-му декабря поступили заявления о подчинении патриарху еще от четырех обновленческих епископов и трех церковных приходов.


По предложению патриарха Синод постановил учредить новые епархии: Сумскую, Астраханскую и Владимирскую. Управляющими епархиями назначены: епископ Корнилий Попов — в город Сумы (бывший обновленческий митрополит в Ярославле), архиепископ Филипп Ставицкий — в город Астрахань (бывший заштатный архиепископ), архиепископ Лука Войно-Ясенецкий — в город Владимир (до этого был архиепископом в Красноярске).


Синод утвердил смету на содержание патриархии, православного института и богословских курсов в Москве, и предложил всем епархиям вносить на эти расходы по 15 тысяч рублей ежемесячно от епархии.


Председатель Совета по делам Русской


 православной церкви при СНК СССР                                             Карпов Г.Г.


ГА РФ. Ф.Р.-6991. Оп. 1. Д.

3. Л. 52. Машинописная копия.


№ 4


Заместителю Председателя Совета Народных Комиссаров

Союза ССР товарищу В.М.Молотову


№ 37/с                                                                                         7 февраля

1944 г.


Секретно


4 февраля сего года патриарх Сергий получил послание Константинопольского вселенского патриарха Вениамин, в котором он приветствует Сергия по поводу избрания его патриархом Русской православной церкви. Вениамин сообщает, что им получено и рассмотрено на заседании Синода послание Сергия от 18 сентября 1943 года о вступлении его в должность патриарха.


Того же числа патриарх Сергий получил приветственные письма от Александрийского патриарха Христофора (Египет) и от патриарха Антиохии и всего Востока Александра III (Дамаск-Сирия), причем письмо патриарха Александра было передано через Представителя Французского комитета Национального Освобождения.


В своем послании патриарх Александр пишет: «Древнейшая Антиохийская церковь не отделяет себя от дорогого ей Русского Православия, памятуя, что она первая, в лице патриарха своего Иоакима присутствовала при самом зарождении Патриаршества на Руси и по мере сил способствовала его установлению». И далее: «Мы по достоинству оцениваем и хвалим высокую государственную мудрость Главы русского Правительства и Вождя народа, который благоприятствовал осуществлению заветного чаяния православных верующих, а равно приветствуем, и одобряем решение священного синода, избравшего Ваше блаженство согласно правилам, установленным святою Православною Русскою Церковью. Кроме того, возносим усердные молитвы о благоденствии всего народа русского, его доблестного вождя и об окончательном одолении жесточайшего врага, какой когда-либо вторгался в пределы Земли Русской!»


Одновременно Совет по делам Русской православной церкви при СНК СССР докладывает, что 3 февраля сего года, с Вашего разрешения, митрополит Николай принял в патриархии атташе Американского посольства в Москве Борнхарда по просьбе последнего.


Приводятся вопросы Борнхарда и ответы митрополиты Николая.


Вопрос: Верны ли слухи, дошедшие до нас, о том, что в ближайшем будущем будет издан новый Декрет Правительства о браке, по которому церковный брак будет признан наравне с гражданским?


Ответ: Таких слухов я не слышал. У нас церковь отделена от государства, и церковный брак (церковное венчание) является частным делом верующего гражданина, не имеющим значения гражданского акта.


Вопрос: Кто из архиереев собирается в Англию в ответ на приглашение архиепископа Йоркского?


Ответ: Этот вопрос у нас не обсуждался[2].


Вопрос: Сколько архиереев в Русской церкви сейчас, вместе с временно оккупированными районами?


Ответ: Около 150.


Вопрос: Сколько православных верующих в Советском Союзе?


Ответ: Мы не ведем учета.


Вопрос: Правда ли, что в Киеве есть мужской монастырь?


Ответ: Да.


Вопрос: Кто был первым патриархом после восстановления патриаршества в 1917 году? С какого года Сергий имел звание патриаршего местоблюстителя?


Ответ: Тихон. Сергий — заместитель патриарха с декабря

1925 г.


Вопросы: Какие духовные школы будут открыты в Москве? Какой продолжительности срок обучения? Когда начало занятий? Имеются ли слушатели? Москвичи ли только или есть слушатели из других областей? Где будет помещаться духовная школа? Будут ли открываться духовные школы по другим городам? В частности, в Киеве? В каких городах в старое время были духовные академии? Как до сих пор готовились кандидаты в священники? Занятия в духовной школе будут вечерними или дневными? С каким образовательным цензом будут приниматься слушатели в среднюю духовную школу? И высшую? Какие предметы будут преподаваться на первом курсе?


На эти вопросы были даны соответствующие ответы в соответствии с положениями и программами богословского института и пасторско-богословских курсов.


Председатель Совета по делам Русской


 православной церкви при СНК СССР                                             Карпов Г.Г.


ГА РФ. Ф.Р.-6991. Оп. 1. Д.

13. Л. 45-45об. Машинописная копия.


№ 5




Справка вопросов, требующих разрешенияа


[Февраль-май

1944 г.]


1. Экзарх Украины — митрополит Киевский и Галицкий Николай является членом Государственной Чрезвычайной Комиссии по установлению и расследованию немецко-фашистских злодеяний, часто бывает в разъездах по СССР, участвует в заседаниях Комиссии и, кроме того, он состоит членом Пленума Всеславянского комитета и с лета 1941 года фактически управляет Московской епархией.


В связи с этим патриарх Сергий многократно ставил вопрос об освобождении Николая от должности экзарха Украины и о назначении его на Московскую епархию с титулом митрополита Крутицкого.


В октябре месяце 1943 года я ставил перед товарищем Молотовым вопрос о снятии митрополита Николая с должности экзарха Украины и получил указание временно воздержаться, поскольку мною не называлась какая-либо другая кандидатура.


В настоящее время этот вопрос требует пересмотра, так как оставление Украины без фактического руководителя всех епархий нецелесообразно. Об этом ставит вопрос НКГБ УССР и СНК УССР.


Патриарх Сергий в последнее время особо настоятельно требует согласия Совета на назначение другого лица.


На днях, по согласованию с Советом, патриархом Сергием было предложено митрополиту Николаю выехать на Украину сроком на два месяца, после чего он будет замещен.


Митрополит Николай, получив такое распоряжение и не желая ехать на Украину по ряду других, кроме вышеуказанных, причин, обратился лично к товарищу Н.М. Швернику с вопросом: «был ли он введен в состав Государственной Чрезвычайной Комиссии только потому, что он является митрополитом Киевским и Галицким, или нет, и имеет ли правительство возражения против его замещения другим лицом?»


13 января митрополит Николай доложил Сергию, а также мне в Совете, что товарищ Шверник ему якобы сообщил, что в Государственную Чрезвычайную Комиссию он введен персонально, вне зависимости от его титула, и что он, товарищ Шверник, говорил с товарищем Сталиным об освобождении Николая от должности экзарха Украины и что якобы товарищ Сталин возражений не имеет.


Патриарх Сергий вместо Николая выдвигает две кандидатуры:


1) архиепископа Саратовского и Сталинградского Григория Чукова (73 лет), магистра богословия, ранее бывшего ректором духовной семинарии и богословского института в Ленинграде;


2) Ставропольского архиепископа Антония Романовского (58 лет), имеющего академическое образование, в свое время проживавшего на Украине.


Кроме того (но уже по представлению Совета), патриарх Сергий согласен в течение двух месяцев оставить должность экзарха и сан митрополита Киевского и Галицкого за Николаем, но на это время в качестве заместителя экзарха послать в Киев архиепископа Куйбышевского Алексия Палицина, с оставлением ныне носящего им титула, но с обещанием, что если в течение двух месяцев он себя в должности экзарха оправдает и будет достойно принят духовенством и верующими Украины, он будет назначен экзархом Украины с титулом митрополита Киевского и Галицкого.


Требуется разрешить вопрос, согласиться ли с первым предложением патриарха, или со вторым, являющимся фактически предложением нашим. Сегодня звонил мне в Совет тов. В.М. Молотов и просил меня согласовать вопрос о замещении митрополита Николая другим лицом с тов. Н.С. Хрущевым.


II. В связи с принятыми мерами, на сегодняшний день перешли из обновленчества в патриаршую церковь следующие обновленческие церкви:


1) В Москве из имевшихся 6 обновленческих храмов вышли из обновленчества, и перешли в патриаршую церковь 5 храмов, в том числе кафедральный обновленческий Преображенский собор, со всеми священнослужителями и епископом, управлявшим Московской епархией, Андреем Расторгуевым, который принят в сане протоиерея и оставлен настоятелем кафедрального Преображенского собора.


Остался у обновленцев, таким образом, только один храм, т.н. Пименовский, где духовенство, больше под влиянием приехавшего в Москву А.И. Введенского, не выразило желания о переходе.


Кроме того, в Москве перешли в патриаршую церковь заштатный обновленческий митрополит Попов и заштатный епископ Постников.


2) В Ленинграде имелся один обновленческий храм, т.н. Спасо-Преображенский, который в январе этого года, по желанию массы верующих и по решению «двадцатки» перешел из обновленчества в патриаршую церковь, и вышли также из обновленчества священники храма Фрутковский и Егорьевский.


Обновленческий епископ этого храма Сергей Румянцев не пожелал переходить, а потому вышел за штат.


3) В Тульской области имелось два обновленческих храма, из которых один — в городе Туле. Оба храма вышли из обновленчества и приняты в патриаршую церковь вместе с духовенством и Тульским архиепископом Петром Турбиным, принятым в сане протоиерея и оставленным в качестве настоятеля Тульского собора.


4) В Средней Азии в качестве обновленческого епископа был Сергий Ларин и в качестве обновленческого архиепископа — Синицын. Первый перешел в патриаршую церковь и принят в сане священника; второй подал заявление о переходе и в данное время оформляется.


5) Основная масса обновленческих церквей имеется в Ставропольском и Краснодарском краях. Точной обстановки нам пока неизвестно, но по предварительным данным около 25 процентов церковных приходов перешло из обновленчества в патриаршую церковь.


Краснодарский обновленческий епископ Иванов подал заявление о приеме его в патриаршую церковь; Ставропольский митрополит Михаил Кожин остался на своих прежних позициях.


6) Кроме вышеуказанных, имеется одна обновленческая церковь в Ульяновске и две обновленческие церкви в Свердловской области, позиция которых осталась прежней.


Руководство обновленческой церкви в лице Александра Введенского держится твердо своих позиций. Митрополит Виталий Введенский, находящийся на покое и проживающий в Ульяновске, не высказывает своих настроений.


Вопрос: Следует ли проводить специальные мероприятия по дальнейшему переходу обновленческого духовенства и приходов в патриаршую церковь, что касается, конечно, основной части духовенства и приходов Ставропольского и Краснодарского краев, или не вмешиваться?


III. Советом разработан прилагаемый проект нового закона о религиозных культах в СССР в связи с тем, что союзного закона о религиозных культах не имеется, а действует в каждой союзной республике свой закон. Кроме того, ранее принятые законы, как, например, декрет от 1918 года «Об отделении церкви от государства» и Постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 8 апреля 1929 года «О религиозных объединениях», кроме своих основных положений, на сегодняшний день, устарели и требуют исправления.


Вопрос: Своевременно ли сейчас входить в правительство с данным проектом с тем, чтобы он был принят сессией Верховного Совета СССР, и какие имеются замечания по проекту.


IV. Совет разработал прилагаемую при этом инструкцию для уполномоченных Совета по делам Русской православной церкви при СНК союзных и автономных республик и обл(край)исполкомах.


Этой инструкцией предусматривается Положение о работе уполномоченных на местах и конкретизируется их практическая деятельность по всем вопросам, относящимся к надзору, учету, регистрации и отчетности по вопросам Русской православной церкви.


Предполагается, что данная инструкция заменит собой устаревшую на сегодняшний день инструкцию 1931 года, исходившую от бывш[ей] постоянно действующей Комиссии по делам культов при ВЦИКе[3].


Вопрос: Имеются ли замечания по инструкции, и подлежит ли она согласованию с правительством?


V. До Отечественной войны каких-либо легально действующих монастырей в СССР не было. В настоящее время в ряде областей, подвергшихся немецкой оккупации, был открыты монастыри мужские и женские, с количеством монахов и монашек от 40 до 400 человек. Так, например, известно, что в гор[оде] Киеве имеется 9 монастырей, в Чернигове — 2 монастыря, в Полтаве, Днепропетровске, Курске и Орле — по одному монастырю.


Средством существования является: в городских монастырях — кустарное производство, а на селе некоторым монастырям немцами был выделен скот, птица, прирезана земля.


При каждом монастыре имеется церковь.


После освобождения указанных городов и областей, эти монастыри, за исключением одного, т.н. ставропигиального монастыря в гор оде Киеве, переключились, проводят патриотическую работу, главным образом, по оказанию помощи госпиталям. Один монастырь взял целиком на себя содержание большого военного госпиталя.


Более подробно обстановка в монастырях не изучена, а потому Совет поручил своим уполномоченным на местах представить справки о составе, средствах и деятельности монастырей, а также запросил мнение СНК УССР и облисполкомов о целесообразности дальнейшего оставления монастырей.


Решать вопрос в ту или иную сторону можно только после получения запрошенных данных, но Совет, со своей стороны, считает, что ликвидацию монастырей политически более целесообразно проводить после войны.


VI. Ювелирторг Наркомторга СССР (Будалов) поставил 15 января перед Советом вопрос, можно ли изготовить и производить продажу нательных крестиков, заявляя при этом, что во всех ювелирных магазинах гор ода Москвы, а равно и в других городах, невероятно большой спрос на крестики. Ювелирторг считает, что это будет составлять большую статью дохода.


Вопрос: С кем следует согласовать этот вопрос, и с каким предложением входить? (Мое мнение, надо разрешить, так как сейчас все это делается нелегально).


VII. На складах Украины имеется более 50 тысяч изготовленных немцами литографским способом икон разных святых. Образцы при этом прилагаю.


Торгующие организации Украины просят разрешить продажу этих икон, считая, что так как такие предметы могут быть продаваемы по повышенным ценам — сумма дохода будет приличная.


Вопрос: Целесообразно ли разрешение этого вопроса или более целесообразно уничтожить их?


Совет со своей стороны считает возможным разрешить патриархии приобретение всех этих икон за наличный расчет, с тем, чтобы продажа их производилась по церквам.


VIII. В связи с организацией в Москве православно-богословского института и богословско-пастырских курсов, поступают заявления на прием в институт и курсы в качестве студентов, а также заявления на замещение преподавательских должностей. В числе последних имеются лица профессорско-преподавательского состава ВУЗов, некоторые из которых ставят вопрос разрешить им совместительство.


Вопрос: Как следует относиться к этому вопросу?


IХ. Ряд корреспондентов, как, например, корреспондент канадской газеты «Торонто Стар» Дэвис, корреспондент американского журнала «Лайф и Таймс» Лотербах, корреспондент местной газеты «Москау ньюс» Калмыков имеют желание быть принятыми в Совете мною, и интересуется составом и деятельностью Совета и положением церкви в СССР.


Допускаю, что в дальнейшем круг желающих получить интервью в Совете будет расширяться.


Вопрос: следует ли согласовывать прием корреспондентов и инопредставителей в каждом отдельном случае и с кем?


Х. В связи с тем, что ряд мероприятий, проведенных за последнее время в отношении Русской православной церкви, как, например, избрание патриарха, открытие духовных учебных заведений, образование Совета по делам церкви при СНК, вызывает недоуменный вопрос со стороны многих, в Совет по делам Русской православной церкви при СНК СССР обращаются не только отдельные граждане, но и организации за консультацией по этому вопросу (райкомы партии города Москвы, дирекции и партийные организации ВУЗов, библиотеки).


Считаю крайне необходимым и своевременным опубликование какой-то специальной статьи (но не от имени Совета), или в журнале «Война и рабочий класс), или в одном из пропагандистских журналов, или в газете «Известия».


ХI. В ноябре месяце 1943 года Грузинский католикос Каллистрат по своей личной инициативе, приветствуя Сергия с его избранием в патриархи, изъявил желание установить каноническое и молитвенное общение между Грузинской и Русской православными церквами.


Сергий, положительно относясь к восстановлению отношений, командировал в Тбилиси своего архиепископа Антония Романовского, который и провел с католикосом соответствующие переговоры, договорился о формах объединения и по приезде в Москву, доложил Сергию.


Синод при патриархе на основании этого вынес Синодальное определение, а Сергий написал и разослал послание восточным патриархам, направив тот и другой документ в копии католикосу Грузии Каллистрату при своем письме.


Католикос Грузии своим письмом от 20.ХII стал возражать против некоторых пунктов текста, принятых Сергием решений, и просит изменить редакцию как синодального определения, так и послания патриарха.


Сергий своим письмом от 17 января с.г. сообщает католикосу Грузии, что он не считает необходимым изменять текст синодального определения. Что же касается послания к восточным патриархам, то Сергий в своем письме католикосу Грузии сообщил, что изменить текст его невозможно, так как оно разослано 27 ноября.


Считаю, что патриарх Сергий ставит вопрос правильно и политически для нас целесообразно и допускаю, что на католикоса Грузии воздействовали или обновленцы, или националистический элемент.


В связи с этим, считал бы необходимым командировать на несколько дней в Грузию одного из ответственных сотрудников для переговоров с католикосом.


Председатель Совета по делам Русской


православной церкви при СНК СССР                                                      Карпов


ГА РФ. Ф.Р.-6991. Оп. 1. Д.

1. Л. 28-30. Машинописная копия.


№ 6




 Тт. И.В.Сталину, В.М.Молотову, Л.П.Берия


№ 61/с                                                                                              10 мая

1944 г.


Секретно


Саратовский и Сталинградский архиепископ Григорий Чуков обратился в Совет по делам Русской православной церкви при СНК СССР с ходатайством о разрешении открытия богословско-пастырских курсов в гор. Саратове. Ходатайство Чукова поддерживает патриарх Сергий.


Необходимость организации богословских курсов мотивируется недостатком служителей культа для обслуживания действующих в Саратовской и Сталинградской областях 15 церквей.


Согласно представленному в Совет «Положению о курсах», намечается преподавание следующих предметов:


Библейская история.


Объяснение избранных мест из священного писания и нового завета.


Православный катехизис и православное веро-и нравоучение.


История христианской церкви.


Христианская апологетика.


Сектоведение и расколоведение.


Практическое руководство для пастырей церкви.


Литургика.


Церковное учительство.


Церковно-славянский язык.


Церковное пение и регентоведение.


Конституция СССР.


Срок обучения на курсах двухлетний.


На курсы могут быть приняты лица православного исповедания, не моложе 18 лет, имеющие среднее или неполное среднее образование.


Курсы будут находиться в непосредственном ведении епархиального архиерея и содержаться на средства действующих церквей епархии.


Заведующие курсами и преподаватели назначаются епархиальным архиереем из лиц с богословским образованием.


Учредитель курсов архиепископ Григорий Чуков ходатайствует установить число учащихся 25 человек на первый курс и предоставить помещение для курсов в гор. Саратове.


Совет по делам Русской православной церкви при СНК СССР полагает возможным удовлетворить ходатайство об организации богословско-пастырских курсов в гор. Саратове с числом учащихся не свыше 15 человек на первый курс.


Прилагая при этом проект Постановления СНК СССР, прошу Ваших указаний.


Приложение: по текстуа.


Председатель Совета по делам Русской


православной церкви при СНК СССР                                              Карпов Г.Г.


ГА РФ. Ф.Р.-6991. Оп. 1. Д.

3. Л. 75-75об. Машинописная копия.


№ 7




Наркому здравоохранения РСФСР товарищу Третьякову


№ 62/с                                                                                               10 мая 1944 г.


Секретно


Лично


По докладу нашего Уполномоченного при исполкоме Тамбовского областного Совета депутатов трудящихся, профессор Войно-Ясенецкий В.Ф., являющийся в то же время и архиепископом, допустил ряд поступков, нарушающих законы СССР:


1) повесил икону в хирургическом отделении эвакогоспиталя № 1414 в Тамбове и совершает религиозные обряды в служебном помещении госпиталя перед проведением операций;


2) 19 марта явился на межобластное совещание врачей эвакогоспиталей одетым в архиерейское облачение, сел за председательский стол и в этом же облачении сделал доклад по хирургии;


3) усиленно добивался восстановления в Тамбове так называемых «мощей» и


4) в письме в Совет от 3 апреля с.г., в котором он предъявляет требование о передаче для культовых целей здания бывшего собора, много лет уже используемого под размещение музея, Войно-Ясенецкий пишет: «Если в передаче собора будет отказано, я буду вынужден перебраться в Мичуринск… это сведет почти на нет мою хирургическую работу?»


Действия Войно-Ясенецкого являются ничем иным, как нарочитой демонстрацией, рассчитанной на использование религиозных предрассудков верующей части населения.


Совет по делам Русской православной церкви при СНК СССР полагает:


1) что Облздравотдел (г. Тамбов) должен был сделать соответствующее предупреждение профессору Войно-Ясенецкому и не допускать противозаконных действий изложенных в настоящем письме (пп. 1-2);


2) что наличие в Тамбове только одной церкви и отказ в открытии второй церкви (собора) не может иметь связи с вопросом исполнения им обязанностей хирурга госпиталя.


В случае необходимости дополнительных справок прошу позвонить мне по телефону кремлевской АТС 41-12.


Председатель Совета по делам Русской


 православной церкви при СНК СССР                                             Карпов Г.Г.


ГА РФ. Ф.Р.-6991. Оп. 1. Д.

3. Л. 306-306об. Машинописная копия.


№ 8




Совнарком Союза ССР товарищу В.М. Молотову


№ 73/с                                                                                           16 июня

1944 г.


Секретно


Совет по делам Русской православной церкви при СНК СССР докладывает, что 14 июня сего года состоялось открытие православного богословского института и богословско-пастырских курсов в Москве.


В здании богословского института (корпус № 1 в бывшем Новодевичьем монастыре) в 12 часов дня 14 июня патриаршим местоблюстителем митрополитом Алексием с участием митрополита Николая и других московских епископов и духовенства в присутствии преподавателей и съехавшихся к этому моменту слушателей института и курсов был отслужен торжественный молебен и после молебна проведено собрание.


Перед молебном митрополит Алексий произнес проповедь, а при открытии собрания — речь.


В своих выступлениях он противопоставил вновь открываемые духовные школы старым, времен царизма, духовным учебным заведениям, являвшимся сословными, кастовыми учреждениями. «Теперь же не так должно быть и не так будет. Сословий у нас нет, нет и духовного сословия, и каждый гражданин, чей бы он ни был сын и потомок, может свободно избирать путь по своему влечению. Поэтому те, кто поступит в наши духовные учебные школы, поступит не подневольно, а следуя влечению своему послужить святой церкви в священном сане, и, следовательно, весь строй этих школ должен быть строго церковным, без всякого уклонения в сторону мирского, светского уклада».


Кроме того, выступили: митрополит Николай, архиепископ Григорий, проректор института Савинский, архиепископ Виталий, преподаватель института протоиерей Попов и от слушателей института — Воскресенский, бывший священник, сейчас инвалид Отечественной войны.


Во всех выступлениях подчеркивалось о необходимости наряду с богословским преподаванием, твердо проводить воспитание слушателей в патриотическом духе.


В период организации института и курсов было подано 78 заявлений на предмет зачисления слушателями и 19 заявлений от преподавателей.


Совет по делам Русской православной церкви в порядке проверки отвел 6 преподавателей, из них: 5 — по политическим мотивам и 1 человек, как психически больной. Из числа слушателей отведено 29 человек, их них — 12 человек по политическим мотивам, 12 человек — по психическим и другим заболеваниям и 4 человека — по другим причинам.


Преподавательским составом институт и курсы укомплектованы полностью.


В составе преподавателей: служителей культа — 6, преподавателей в советских ВУЗах и средних школах — 5 (из них трое с богословским образованием) и пенсионеров (с богословским образованием) — 2.


На первом курсе института и курсов слушателей должно быть 55 человек, в данное время допущено 49 человек, из них 20 человек из гор ода Москвы и 29 человек из других областей Союза.


Возрастной состав слушателей следующий: от 18 до 25 лет — 13 человек, от 26 до 40 лет — 11 человек и от 41 года и выше — 25 человек. В том числе: служителей культа — 8, церковных старост — 2, лиц с духовным образованием — 2, колхозников — 2, пенсионеров — 10 (из них инвалидов Отечественной войны — 3), служащих и рабочих — 21, студентов советских ВУЗов — 4.


К моменту открытия института и курсов съехалось пока 22 слушателя.


При открытии института и курсов присутствовал по приглашению патриархии заместитель председателя Совета по делам Русской православной церкви при СНК СМССР тов. Зайцев К.Л.


Председатель Совета по делам Русской


православной церкви при СНК СССР                                              Карпов Г.Г.


ГА РФ. Ф.Р.-6991. Оп. 1. Д.

3. Л. 102-103. Машинописная копия.


№ 9




ЦК ВКП(б). Управление пропаганды и агитации

Тов. П.Н.Федосееву


№ 103/с                                                                                        8 августа

1944 г.


Секретно


Согласно наших переговоров, в дополнение к № 87с от 17 июня с.г., сообщаю:


10 мая с.г. письмом за № 62с мною было сообщено Народному комиссару здравоохранения тов. Третьякову, что по докладу Уполномоченного Совета при Тамбовском Облисполкоме, профессор Войно-Ясенецкий, являющийся в то же время и Тамбовским архиепископом, допустил ряд поступков, нарушающих законы СССР (копия указанного письма при этом прилагается).


Тов. Третьяков мне сообщил, что он имел беседу с профессором Войно-Ясенецким по вопросам, изложенным в моем письме, и что Войно-Ясенецкий дал следующее объяснение:


1)          В эвакогоспитале № 1414 он никогда не работал, а в госпиталях, им обслуживаемых, никогда икон он не вывешивал.


2)          Что он никогда не ставил вопроса о восстановлении в Тамбове так называемых «мощей».


3)          Что он признает ошибкой посещение межобластного совещания врачей эвакогоспиталей в архиерейском облачении.


4)          Что об открытии церквей в городе и области он ставил вопрос и сейчас считает необходимым открывать церкви.


Тов. Третьяков одновременно мне сообщил, что Войно-Ясенецкий является большим специалистом в области хирургии (как по теории, так и практике) и Наркомздравом РСФСР представляется как кандидат на Сталинскую премию.


Также препровождаю Вам копию письма Совета от 8/IV за № 58с на имя Уполномоченного Совета по Тамбовской области тов. Медведева, в котором изложены были предложения Совета.


Последующей проверкой Уполномоченного Совета тов. Медведева было установлено, что факты совершения религиозных обрядов в служебном помещении госпиталя, вывешивания иконы и требования о восстановлении мощей — не соответствуют действительности и товарищ Медведев был неправильно информирован на месте.


Приложение: по тексту (№ 62са и № 58сб).


Председатель Совета


по делам Русской православной церкви


при СНК СССР Карпов


ГА РФ. Ф.Р.-6991.Оп. 1. Д.

3. Л. 308-308об. Машинописная копия.


 


№ 10




 Совет Народных Комиссаров Союза ССР

товарищу В.М.Молотову


№ 95/с                                                                                         10 августа

1944 г.


Секретно


Священнослужители Русской православной церкви (священники и диаконы) по установившейся практике пользуются освобождением от военной службы при условии, если они зарегистрированы в установленном законом порядке и служат в церкви.


Так как указанная практика не оформлена каким-либо правительственным распоряжением, то с мест поступают запросы как в Совет по делам Русской православной церкви при СНК СССР, так и в Мобилизационное Управление Главупрформа Красной Армии о порядке освобождения от призыва в Красную Армию служителей культа.


В виду изложенного, Совет по делам Русской православной церкви при СНК СССР, считает целесообразным, чтобы Совнаркомом Союза ССР было издано постановление, устанавливающее порядок освобождения священнослужителей от призыва в Красную Армию.


Проект Постановления прилагаетсяб.


Прошу Ваших указаний.


Председатель Совета по делам Русской


православной церкви при СНК СССР                                             Карпов Г.Г.*


ГА РФ. Ф.Р-6991. Оп. 1. Д.

3. Л. 132. Машинописная копия.




*На документе рукою Г.Г.Карпова сделана помета: «II/VIII т. Оболенцев (секретарь т. Молотова) сообщил мне, что по указанию т. Молотова этот вопрос передан в Главупрформ Красной] Армии т. Смородинову на распоряжение».


 


№ 11




 Совнарком Союза ССР


товарищу В.М.Молотову


№ 100/с                                                                                          16 августа 1944 г.


 Секретно


24 июля сего года патриарший местоблюститель митрополит Алексий через НКИДа СССР получил, адресованное на имя патриарха Сергия, письмо от Председателя Совета епископов Англиканской церкви в США — епископа Генри Тэккера от 23 февраля 1944 года.


В этом письме Тэккер сообщал, что на состоявшемся собрании всеобщего конвента автономной Англиканской церкви в США была принята резолюция, в которой, усматривая в назначении патриарха «возрождение Русской православной церкви в СССР», а также наличие «искренней дружбы между Русской православной и Англиканской церквами», было поручено председательствующему епископу Тэккеру назначить одного или больше епископов для личных переговоров по ряду проблем с патриархом и другими епископами православной церкви в СССР.


В соответствии с этим Генри Тэккер, как глава Англиканской церкви в Америке, в своем письме излагал следующие основные цели поездки американкой делегации епископов в Москву для встречи с патриархом Московским:


а) обсуждение способов помощи американских церквей в отношении восстановления православных церквей в освобожденных странах Европы;


б) выяснение отношений Епископальной Англиканской церкви в США с епископатом Православной церкви в Америке, не имеющей на сегодняшний день центральной Церковной власти.


Это письмо в Московскую патриархию Генри Тэккер направил не непосредственно, а через епископа Кентерберийского (примаса всея Англии) — Вильяма Кантуар, который, передавая это письмо нашему посольству в Лондоне, вручил свое письмо от 25 апреля с.г. на имя патриарха Сергия.


Архиепископ Кентерберийский, приветствуя решение Совета Англиканской церкви в Америке, в своем письме пишет, что присоединяется «к желанию своих американских собратьев демонстрировать перед всем миром блестящим символическим образом не только их любовь к Русской православной церкви, но также и к чувству восторга перед блестящими победами Красной Армии, и тесное содружество с СССР и его народами».


Что касается вопросов, которые американская делегация епископов намерена поднять на совещании с Московским патриархом — архиепископ Кентерберийский воздерживается от высказывания своего мнения, считая эти вопросы сугубо местными (специальными).


Телеграммой от 18 июля с.г. на имя митрополита Алексия, Генри Тэккер, напоминая о своем письме, просил ускорить ответ.


Патриарший местоблюститель митрополит Алексий представил в Совет по делам Русской православной церкви при СНК СССР проект своего ответного письма на имя Генри Тэккера (копия прилагается).


Митрополит Алексий, как в письме, так и в личных переговорах со мной, придерживается того мнения, что, до момента избрания на предстоящем соборе патриарха Московского и всея Руси, следует воздержаться от приема делегации Англиканской церкви в Америке.


Совет по делам Русской православной церкви при СНК СССР считает правильным предложение митрополита Алексия.


Прошу Ваших указаний.


Приложение: по текстуа.


Председатель Совета по делам Русской


православной церкви при СНК СССР                                                      Карпов


ГА РФ. Ф.Р.-6991. Оп. 1. Д.

3. Л. 165-166. Машинописная копия.


№ 12




Совнарком Союза ССР


 товарищу В.М. Молотову


№ 122/с                                                                                   15 сентября 1944 г.


 Секретно


Управляющий Московской епархией Крутицкий митрополит Николай вошел в Совет по делам Русской православной церкви при СНК СССР с просьбой ходатайствовать перед правительством о награждении медалями «За оборону Москвы» 16 человек из числа духовенства гг. Москвы и Тулы особо проявивших себя в патриотической деятельности. Митрополит Николай заявил, что духовенство московских церквей неоднократно обращалось с вопросом, будут ли представляться к награждению медалью «За оборону Москвы» некоторые представители духовенства, как это было сделано в городе Ленинграде в 1943 году.


Совет по делам Русской православной церкви при СНК СССР, рассмотрев представленный список и принимая во внимание имевшие место награждения в городе Ленинграде, поддерживает это представление и считает возможным представить к награждению медалью «За оборону Москвы» также и митрополита Николая.


Приложение: списока.


Председатель Совета по делам Русской


православной церкви при СНК СССР                                                     Карпов*


ГА РФ. Ф.Р.-6991. Оп. 1. Д.

3. Л. 192. Машинописная копия.




* На документе имеется помета (автограф) Г.Г.Карпова: «На 2-м экземпляре наложена резолюция: «За». В.Молотов. 16/IX.44 г.» 1-й экземпляр т. Оболенцев направил т. Пронину для исполнения».


 


№ 13




Совнарком Союза ССР


товарищу В.М.Молотову


151/сс                                                                                     16 ноября

1944 г.


Совершенно секретно


В соответствии с разрешением Правительства СССР, в январе 1945 года предположено собрать в Москве Поместный Собор Русской православной церкви для выборов патриарха Московского и всея Руси и для решения других церковных вопросов.


С 21 по 27 ноября с.г. в Москве состоится предсоборное совещание архиереев (40 человек), которое проведет подготовительную работу к Поместному Собору.


Патриарший местоблюститель митрополит Алексий и Синод Русской православной церкви считают желательным приглашение на Поместный Собор в качестве почетных гостей: Вселенского Константинопольского патриарха Вениамина; Александрийского патриарха Христофора; Антиохийского патриарха Александра и Иерусалимского патриарха Тимофея.


В связи с этим митрополит Алексий представил в Совет по делам Русской православной      церкви при СНК СССР письмо с просьбой исходотайствовать разрешение Правительства СССР на приглашение вышеуказанных патриархов.


Совет по делам Русской православной церкви при СНК СССР, считая, что приглашение восточных патриархов на Поместный Собор подымет авторитет Русской православной церкви за границей, находит целесообразным послать от имени предсоборного совещания пригласительные грамоты вышеуказанным патриархам.


Прошу Ваших указаний.


Председатель Совета


по делам Русской православной церкви


при СНК СССР                                                                                          Карпов*


ГА РФ. Ф.Р.-6991. Оп. 1. Д.

3. Л. 237-238. Подлинник. Машинопись.




* На документе имеется резолюция (автограф) В.М.Молотова: «Не возражаю. 17.ХI.».


№ 14




Управляющему делами Совнаркома Союза ССР

товарищу Я.Е.Чадаеву


№ 153/с                                                                                       18 ноября

1944 г.


Секретно


В 1944 году Управлением Делами Совнаркома Союза ССР было отпущено Совету по делам Русской православной церкви при СНК СССР 100 тысяч рублей для расходов в течение года на приобретение ценных подарков высшему духовенству (патриарху и митрополитам) в юбилейные дни, что было разрешено тов. В.М. Молотовым.


Совет обращался в Управление делами Совнаркома СССР в 1944 году об отпуске такой суммы только потому, что сметой Совета на 1944 год не были предусмотрены ассигнования на эти цели.


В данное время Совет составил и представил в Наркомфин СССР смету расходов на 1945 год и по статье «Прочих расходов» включил сумму в 100 тысяч рублей, дав соответствующее объяснение в объяснительной записке.


Штатное управление Наркомфина Союза ССР, просматривая смету Совета на 1945 год, включило эту сумму и просит соответствующих указаний от Совнаркома.


Совет по делам Русской православной церкви при СНК СССР, в связи с этим, просит Вашего указания Наркомфину Союза ССР о включении в план финансирования Совета в 1945 году 100 тысяч рублей на приобретение, по мере надобности, ценных подарков высшему духовенству. В январе месяце, с разрешения Правительства, будет проводиться избрание патриарха Московского и всея Руси, что уже потребует расходов по этой смете, а, кроме того, в течение года будут юбилейные дни высшего духовенства.


Председатель Совета


по делам Русской православной церкви


при СНК СССР                                                                                           Карпов


ГА РФ. Ф.Р.-6991. Оп. 1. Д.

3. Л. 242-242об. Машинописная копия.


 


№ 15




Совнарком Союза ССР


товарищу В.М.Молотову


№ 3/с                                                                                            1 января

1945 г.


Секретно


Совет по делам Русской православной церкви при Совнаркоме СССР представляет на одобрение Правительства свои предложения об открытии двадцати семи православных церквей и четырех молитвенных домов в 18 областях, краях и автономных республиках.


Рассмотрев представленные Обл(край)исполкомами и СНК автономных республик заключения по ходатайствам верующих, Совет находит возможным поддержать мнение Обл(край)исполкомов и СНК автономных республик об открытии церквей и молитвенных домов в следующих пунктах:


2 церкви и 1 молитвенный дом в Кировской области в населенных пунктах: село Соболи Тужинского района, рабочий поселок Рудничный Кайского района и город Советск. В области имеется 28 действующих церквей. В Тужинском и Кайском районах и в городе] Советске действующих церквей нет.


1 церковь в городе Пенза. В городе имеется 1 действующая церковь.


1 церковь в селе Владимирское Горно-Марийского района Марийской АССР. В республике имеются 2 действующие церкви, в указанном районе действующих церквей нет.


2 церкви в Астраханской области в населенных пунктах: гор[од] Астрахань — Трусовский район города и поселок Разино Зеленгинского района. В области имеется 4 действующие церкви, в указанных районах действующих церквей нет.


1 молитвенный дом в селе Березовка Исиль-Кульского района Омской области. В области имеются 2 действующие церкви.


1 церковь в городе Касли Каслинского района Челябинской области. В области имеется 11 действующих церквей, в указанном районе действующих церквей нет.


1 церковь в селе Удугучин Старо-Зятцинского района Удмуртской АССР. В республике имеется 11 действующих церквей, в указанном районе действующих церквей нет.


1 церковь и 1 молитвенный дом в Башкирской АССР в населенных пунктах: селе Вознесенка Учалинского района и городе Давлеканово Давлекановского района. В республике имеется 11 действующих церквей, в указанных районах действующих церквей нет.


3 церкви в Архангельской области в населенных пунктах: город Каргополь, село Луда Беломорского района и гор[од] Онега. В области имеется 7 действующих церквей, в указанных городах и районе действующих церквей нет.


3 церкви в Тамбовской области в населенных пунктах: село Старо-Кленское Первомайского района; село Текино Сампурского района и село Мордово Мордовского района. В области имеется 5 действующих церквей, в указанных районах действующих церквей нет


1 церковь в городе Бузулук Чкаловской области. В области имеется 4 действующие церкви, в городе Бузулук действующих церквей нет.


1 церковь в городе Махач-Кале Дагестанской АССР. В городе действующих церквей нет.


3 церкви в Воронежской области в населенных пунктах: село Малые Ясырки Щучинского района; село Самодуровка Песковского района и село Бароновка Терновского района. В области имеется 86 действующих церквей, в указанных районах действующих церквей нет.


1 молитвенный дом и 1 церковь в Краснодарском крае в населенных пунктах: стaница Выше-Стаблиевская Темрюкского района и город Геленджик. В крае имеется 229 действующих церквей, в городе Геленджике действующих церквей нет, в Темрюкском районе имеются 2 действующие церкви; ближайшее расстояние до станицы Выше-Стаблиевская

25 километров.


2 церкви в Ростовской области в населенных пунктах: хутор Табунщиково Красногвардейского района и село Греко-Тимофеевка Анастасиевского района. В области имеется 149 действующих церквей, в указанных районах действующие церкви находятся на расстоянии 7-8 километров от хутора Табунщиково и села Греко-Тимофеевка.


2 церкви в Курской области в населенных пунктах: село Покровское-Галичье Тербунского района и село Красная Долина Советского района. В области имеется 279 действующих церквей, в Советском районе действующая церковь находится в

15 километрах от села Красная Долина, в Тербунском районе действующих церквей нет.


1 церковь в селе Дубики Ефремовского района Тульской области. В области имеется 7 действующих церквей, в указанном районе действующих церквей нет.


1 церковь в станице Ардонская Ардовского района Северо-Осетинской АССР. В республике имеется 3 действующие церкви, в указанном районе действующих церквей нет.


При этом представляется проект распоряжения Совнаркома Союза ССРа.


Председатель Совета


по делам Русской православной церкви


при СНК СССР                                                                                           Карпов


ГА РФ. Ф.Р.-6991. Оп. 1. Д.

29. Л. 2—3об. Машинописная копия.


№ 16




Совнарком Союза ССР


 товарищу В.М. Молотову


№ 7/с                                                                                          10 января

1945 г.


Секретно


В западных областях Украины и Белоруссии, а также в Эстонской, Латвийской и Литовской ССР колокольный звон в церквах, не прекращавшийся до войны, производится и в настоящее время.


На территории ряда областей, подвергавшихся временной немецкой оккупации, как например, в некоторых областях Украины, а также в Курской, Брянской и Ленинградской областях, колокольный звон, возобновившийся в период оккупации, также производится и в настоящее время.


По всей же остальной территории Союза колокольный звон в церквах не производится и прекращен в разное время, примерно в период с 1927 по 1937 гг.


В Совет поступают заявления от групп верующих православных приходов, главным образом, из областей, граничащих с территорией, подвергавшейся оккупации, с просьбой разрешить колокольный звон в церквах.


Совет по делам Русской православной церкви при СНК СССР находит возможным разрешить повсеместно колокольный звон в церквах.


Представляя при этом проект распоряжения СНК СССР, Совет просит Ваших указаний.


Приложение: по текстуа.


Председатель Совета


по делам Русской православной церкви


при СНК СССР                                                                                           Карпов


ГА РФ. Ф.Р.-6991. Оп. 1. Д.

29. Л. 7-7об. Машинописная копия.


№ 17

 


Совет Народных Комиссаров


 Союза ССР

тт. И.В.Сталину, В.М.Молотову


№ 18/с                                                                                         18 января

1945 г.


Секретно


В связи с созывом 31 января 1945 года в Москве Поместного Собора Русской православной церкви и приглашением на Собор Восточных патриархов и представителей православных церквей из США, Франции и Югославии, патриарший местоблюститель митрополит Алексий поставил перед Советом по делам Русской православной церкви при СНК СССР ряд вопросов.


Считая необходимым предварительно получить Ваши указания, Совет приводит вопросы митрополита Алексия, и излагает свое мнение.


1) Будут ли представители Совета принимать участие во встречах на вокзалах и на аэродромах Восточных патриархов и других представителей заграничных православных церквей?


Мнение Совета: разрешить присутствие Председателя Совета или его заместителя при встрече Восточных патриархов, которых будет встречать митрополит Алексий. Во встречах же представителей других заграничных православных церквей Совету не принимать участия.


2) Будет ли организован официальный прием в Совете Восточных патриархов и других представителей заграничных православных церквей?


Мнение Совета: если будет выражено со стороны Восточных патриархов и других представителей заграничных православных церквей желание быть принятыми в Совете, то организовать официальный прием.


3) Будет ли кто-либо от Правительства приветствовать Поместный Собор, а также присутствовать во время интронизации (религиозная церемония посвящения избранного Собором патриарха)?


Одновременно митрополит Алексий сделал приглашение мне, моему заместителю и двум членам Совета для участия на торжественном обеде, который будет дан патриархом для всех участников Собора и гостей (ориентировочно будет 320 человек).


Совет считает необходимым Председателю Совета как представителю Совнаркома СССР выступить с приветствием при открытии Поместного Собора, не участвуя в его заседаниях.


Что же касается присутствия на интронизации и на торжественном обеде, то Совет находит целесообразным воздержаться.


1)                      Митрополит Алексий обратился в Совет с просьбой о содействии по выделению в распоряжение патриархии некоторых ценных культовых вещей (облачения, кресты, панагии и прочее), из числа находящихся на хранении в музеях, для подарков четырем Восточным патриархам.


Мнение Совета: разрешить получение просимых культовых предметов из музейных фондов, для чего предварительно просмотреть их митрополиту Алексию совместно со мною в Московском и Загорском исторических музеях и затем согласовать предметы с Наркомпросом РСФСР.


2)                      Митрополит Алексий просил сказать содействие в организации ознакомления участников Собора и заграничных представителей с Историческим музеем и другими достопримечательностями города.


Совет считает целесообразным показать участникам Собора и приглашенным из-за границы гостям Исторический музей, метрополитен, трофейную выставку, а также организовать на автомашинах экскурсии по городу.


3)                      Митрополит Алексий просит разрешить организацию закрытого духовного концерта для участников и гостей Поместного Собора в Большом зале Московской государственной консерватории.


Концерт будет исполнен членами патриаршего церковного хора под управлением регента Комарова, и, кроме того, в концерте примет участие симфонический      оркестр Радиокомитета под управлением заслуженного деятеля искусств Н.С.Голованова, который исполнит симфонию Чайковского «1812 год» и как солисты в концерте будут участвовать народные артисты СССР М.Д.Михайлов, И.С.Козловский, заслуженная артистка РСФСР Н.Д.Шпиллер и артист радиокомитета А.П.Ткаченко.


Мнение Совета: разрешить организацию духовного концерта в Большом зале Московской государственной консерватории и разрешить участие симфонического оркестра под управлением Голованова и вышеуказанных артистов.


Совет просит Ваших указаний.


Председатель Совета


по делам Русской православной церкви


при СНК СССР                                                                                           Карпов


ГА РФ. Ф.Р.-6991. Оп. 1. Д.

29. Л. 27-29. Машинописная копия.


 


№ 18




ЦК ВКП (б)


товарищу Н.С.Хрущеву


г. Москва                                                                                   20 апреля

1945 г.


№ 96/сс       


Совершенно секретно


Совет по делам Русской православной церкви при Совнаркоме Союза ССР, считая, что Русская православная церковь в настоящее время может и должна сыграть значительную роль в борьбе против римско-католической церкви и против униатства, 15 марта с. г. входил в Правительство Союза с рядом предложений по проведению некоторых мероприятий на Украине, в Белоруссии, в Литве, Латвии, а также заграницей.


Все представленные Советом предложения 17 марта с.г. были одобрены Председателем Совета Народных Комиссаров Союза СССР товарищем Сталиным.


В числе представленных предложений были следующие мероприятия, относящиеся к положению церкви на Украине:


1) Организовать в гор[оде] Львове православную епархию, поставив во главе ее епископа (из украинцев), с титулом епископа Львовского и Тернопольского, который бы и объединил православные приходы Львовской, Станиславской, Дрогобычской и Тернопольской областей.


2) Предоставить Львовскому и Тернопольскому епископу, а также всем православным священнослужителям данной епархии право на проведение миссионерской работы.


3) Предоставить в распоряжение епархии в городе Львове в качестве кафедрального собора один из греко-католических (униатских) соборов.


4) Укрепить Почаевскую православную лавру в городе Кременце Тернопольской области, сделав ее настоятеля викарием Львовского епископа.


5) От имени патриарха Московского и всея Руси и Синода Русской православной церкви выпустить специальное обращение (на украинском и русском языках) к духовенству и верующим униатской церкви и широко распространить его по униатским приходам.


6) Организовать внутри униатской церкви инициативную группу, которая должна будет декларативно заявить о разрыве с Ватиканом и призвать униатское духовенство к переходу в православие.


7) Организовать православные братства в городах Луцке и Львове, предоставив этим братствам, право на проведение миссионерской и благотворительной деятельности, причем задачей братств будет являться укрепление православия и противопоставление его католицизму.


8) Принять меры к ликвидации автокефалии Польской православной церкви, с проведением соответствующих мероприятий по присоединению ее в целом к Московской патриархии.


9) Оформить присоединение к Московской патриархии Мукачевско-Пряшевской православной епархии (Закарпатская Украина, согласно выявленному с их стороны коллективному желанию и согласию Синода Сербской православной церкви, в юрисдикции которой до настоящего времени находится Мукачевско-Пряшевская епархия).


10) Для подготовки кадров священнослужителей и миссионеров, по типу и программе Московских пастырско-богословских курсов, открыть курсы в городах Киеве, Луцке, Львове и Одессе.


В порядке дополнения вышеуказанных мероприятий на сегодняшний день проведено следующее:


В качестве епископа на Львовско-Тернопольскую кафедру определен протоирей одной из киевских церквей, он же профессор М.Ф. Оксиюк, который 19 апреля с.г. прибыл в Москву и представлялся в патриархии и в Совете.


Сегодня, 20 апреля, состоялось пострижение Оксиюка в монашество, 21 апреля состоится наречение, а 22 апреля — хиротония и отъезд в гор[од] Львов.


Оксиюку предоставлено право взять, по его усмотрению и по согласованию с экзархом Украины митрополитом Иоанном, несколько украинских православных священников для организации православного братства и развертывания миссионерской работы.


В указе патриарха о назначении Оксиюка епископом Львовским и Тернопольским будет оговорено, что в его ведение передаются также православные приходы в Станиславской и Дрогобычской областях.


Совет считает желательным, чтобы епископу Львова (Оксиюку) были предоставлены в бывшем униатском монастыре покои бывшего митрополита Андрея Шептицкого, а также помещение для епархиального управления и богословско-пастырских курсов.


Совет согласен с мнением патриарха Алексия о предоставлении права Львовскому епископу издавать так называемые епархиальные ведомости.


Экзарх Украины митрополит Иоанн получил соответствующее указание от патриарха Московского о формуле принятия униатских священников в православие и ему же предложено дать соответствующие указания епископам Житомирскому, Волынскому и Каменец-Подольскому.


Совету известно, что внутри униатской церкви, в лице Костельника и других священников, создается инициативная группа, которая должна будет декларативно заявить о разрыве с Ватиканом и призывать униатское духовенство к переходу в православие.


Специальное обращение патриарха Московского к униатскому духовенству, воззвание инициативной группы, материалы епархиальных ведомостей Львовского епископа, а также соответствующие проповеди должны будут способствовать скорейшему разложению униатской церкви.


Совет по делам Русской православной церкви при Совнаркоме СССР просит Ваших указаний Уполномоченному Совета при Совнаркоме Украинской ССР тов. Ходченко и Уполномоченному Совета при Львовском Облисполкоме тов. Вишневскому об оказании необходимого содействия экзарху Украины митрополиту Иоанну и Львовскому епископу Оксиюку в проведении вышеуказанных мероприятий.


Мероприятия по ликвидации автокефалии Польской православной церкви проводятся Московской патриархией путем вызова в Москву представителей Польской автокефальной         церкви, а присоединение Мукачевско-Пряшевской епархии оформляет церковная делегация Московского патриархата, ныне находящаяся в Белграде (Югославия).


Председатель Совета


по делам Русской православной церкви


при СНК СССР                                                                                           Карпов


ГА РФ. Ф.Р.-6991. Оп. 1. Д.

29. Л. 144-145об. Машинописная копия.


№ 19


Совнарком Союза ССР

тт. И.В. Сталину, Л.П. Берия


№ 115/с                                                                                       30 апреля

1945 г.


Секретно


24 апреля с.г. возвратилась в Москву из Болгарии церковная делегация Московского патриарха во главе с архиепископом Псковским и Порховским Григорием.


Делегация пробыла в Болгарии 18 дней и за это время посетила ряд городов и монастырей. Во всех этих местах делегации были устроены торжественные встречи духовенством при участии представителей военных и гражданских властей, Отечественного фронта и других организаций. Во встречах принимала участие масса населения, среди которого было много интеллигенции, учащейся молодежи, детей и рабочих. На устраиваемых митингах в честь делегации, выступающие в своих речах выражали благодарность русскому народу за двойное освобождение болгарского народа (от турецкого ига в

1878 г. и от фашизма в

1944 г.) и заверяли о преданности болгарского народа России.


В Софии в честь делегации были устроены официальные приемы экзархом Болгарии митрополитом Стефаном, министром иностранных дел Стайновым, богословским факультетом университета, Союзом священников и т.д.


Знакомясь с положением церкви в Болгарии, делегация выяснила, что после событий 9 сентября

1944 г. болгарское духовенство, не зная какую позицию в отношении церкви займет правительство Отечественного фронта, растерялось. Среди духовенства образовался Союз священников, комитет которого начал проявлять тенденции к расколу церкви. Разъяснение состояния церкви Русской, и особенно «Положения об управлении Русской православной церкви», принятого на Поместном соборе 1945 года, дало опору Синоду в управлении жизнью Болгарской церкви на твердых канонических началах и показало пример правильного установления нормальных отношений между церковью и государством. Один из регентов (Павлов) просил архиепископа Григория доставить ему экземпляр «Положения» для ориентировки при выработке положения для Болгарской церкви.


Делегация выяснила большое желание русских эмигрантов возвратиться на родину. Кроме того, такое же желание высказали некоторые русские священники, а ряд из них, в том числе и архиепископ Серафим Соболев (эмигрант), обратился с официальным ходатайством о принятии их вместе со своими приходами в юрисдикцию Московского патриарха.


Член делегации преподаватель Московского богословского института Георгиевский, по просьбе богословского факультета Софийского университета, прочел публичную лекцию на богословскую тему, которая вызвала общее одобрение присутствующих.


В результате поездки церковной делегации в Болгарию установлен контакт между Болгарской и Русской церковью. Кроме того, широкое разъяснение делегатами состояния Русской церкви и ее взаимоотношений с государством, способствовало прекращению провокационных измышлений о положении церкви в Советском Союзе.


По приглашению патриарха Алексия экзарх Болгарской церкви митрополит Стефан в первых числах июля месяца с.г. приедет с ответным визитом в Москву.


По характеристике членов делегации, митрополит Стефан, несомненно, пользуется большим авторитетом, не плохой дипломат и политик. В своих во время официальных выступлений митрополит Стефан проводит идею славянства и его объединения под главенством России, хотя известно, что ранее Стефан был англофилом.


В совершенно доверительной беседе митрополит Стефан за 15 минут до отлета делегации из Софии, сообщил главе делегации архиепископу Григорию для доклада патриарху Алексию, что, якобы, специально приехавший в Софию Болгарский консул в Константинополе Поповский, передал, что в настоящий момент в Константинополе сложилась весьма благоприятная обстановка для русских церковных интересов. Афинское (греческое) правительство, недовольное снятием схизмы Вселенским патриархом с Болгарской церкви (февраль

1945 г.), первоначально снизило отпускаемую субсидию на содержание Константинопольского патриархата (с 500 до 300 турецких лир в месяц на каждого епископа), а сейчас объявило, что совершенно прекращает ее, что ставит Вселенский патриархат в очень затруднительное материальное положение. Вследствие этого Стефан высказал свое мнение, что было бы полезно для укрепления русского влияния в Константинополе и вообще в Турции, если бы Константинопольскому патриархату была оказана из России материальная поддержка (примерно тысяч 20 турецких лир в месяц: по тысяче лир 12 епископам и 8 тысяч лир патриарху).


По мнению митрополита Стефана, если бы эта помощь была принята и оказана быстро и в полном секрете, то можно было бы предупредить возможность подобного же шага со стороны Англии, которая, если узнает о материальных затруднениях Константинопольского патриархата, может воспользоваться этим обстоятельством для укрепления своего влияния там.


Совет по делам Русской православной церкви при СНК СССР считает целесообразным поручить послу СССР в Турции проверить и изучить этот вопрос, изыскав возможность личных переговоров с патриархом Вениамином по просьбе Московского патриарха.


Прошу Ваших указаний.


Председатель Совета


по делам Русской православной церкви


при СНК СССР                                                                                           Карпов


ГА РФ. Ф.Р.-6991. Оп. 1. Д.

29. Л. 161-162. Машинописная копия.


 


№ 20




Совнарком Союза ССР


 товарищу И.В.Сталину


№ 121/с                                                                                              3 мая

1945 г.


Секретно


Патриарх Московский и всея Руси Алексий обратился в Совет по делам Русской православной церкви при СНК СССР с просьбой войти с ходатайством в Правительство Союза ССР о разрешении выехать ему в Палестину, Египет, Сирию и Ливан с ответным визитом Восточным патриархам с делегацией в следующем составе:


митрополит Крутицкий Николай (Ярушевич),


архиепископ Тульский Виталий (Введенский),


протопресвитер Николай Колчицкий,


священник Михаил Зернов,


иеромонах Иувеналий (Лунин),


протодиакон Сергей Павлович Туриков,


иподиакон Сергей Николаевич Колчицкий.


Поездка предполагается 23 мая с.г. на один месяц.


Поездка патриарха и делегации в Стамбул к Вселенскому патриарху Вениамину не предусматривается, но имеется в виду вызвать Вениамина в Иерусалим по предложению четырех патриархов.


Основной темой для взаимных бесед с Восточными патриархами намечается подготовка вопроса об организации в Москве осенью с.г. всемирной конференции всех христианских церквей (кроме римо-католической).


В связи с тем, что для ответного визита на приезд в Москву архиепископа Йоркского в

1943 г. от архиепископа Кентерберийского имеется приглашение о прибытии русской церковной делегации в Лондон к 12 июня с.г., имеется в виду, что из Египта митрополит Крутицкий Николай, протопресвитер Николай Колчицкий и иеромонах Иувеналий отделятся от патриаршей делегации и выедут в Лондон с расчетом прибытия туда к 12 июня.


Совет по делам Русской православной церкви при СНК СССР считает возможным разрешить патриарху Алексию с вышеуказанной делегацией выехать на Ближний Восток, а также разрешить поездку в Лондон митрополиту Николаю в сопровождении указанных выше двух лиц.


Прошу ваших указаний.


Председатель Совета


по делам Русской православной церкви


при СНК СССР                                                                                          Карпов*


ГА РФ. Ф.Р.-6991. Оп. 1. Д.

29. Л. 165-165об. Машинописная копия.




* На документе имеется запись (автограф): «В 22 ч.

35 м. 4/V с.г. позвонил т. Поскребышев и сообщил указания товарища Сталина: «Поездка патриарха и делегации разрешается, но обязательно с личной охраной в штатском». 4 мая

1945 г. Карпов».


№ 21




Заместителю председателя


 Совнаркома Союза ССР

товарищу Н.А. Вознесенскому


№ 128/с                                                                                              8 мая

1945 г.


Совершенно секретно


Московская патриархия обратилась в Совет по делам Русской православной церкви при СНК СССР с просьбой разрешить ей иметь свою типографию для печатания богослужебных и церковных книг, журнала, календаря, посланий, обращений и других изданий.


Патриархия также просила предоставить в ее распоряжение соответствующее типографское оборудование и помещение для типографии.


Совет по делам Русской православной церкви при СНК ССР, поддерживая ходатайство патриархии, доложил об этом Председателю Совнаркома Союза ССР товарищу И.В. Сталину и 17 марта с.г. товарищ Сталин согласился с предложением Совета.


В соответствии с этим Совет представляет проект распоряжения СНК ССР и перечень типографского оборудования.


Приложение: по текстуа.


Председатель Совета по делам Русской


православной церкви при СНК СССР                                                     Карпов


ГА РФ. Ф.Р.-6991. Оп. 1. Д.

29. Л. 167. Машинописная копия.


 


№ 22




Совнарком Союза ССР


 товарищу В.М.Молотову


№ 132/с                                                                                            22 мая

1945 г.


Секретно


Московская патриархия обратилась с просьбой возбудить ходатайство перед Правительством об отведении для нее земельного участка в черте города Москвы для строительства дома, в котором могли бы разместиться, кроме патриарха, Синода и Управления делами патриархии, богословский институт, пастырские курсы, типография, свечной завод, мастерские по изготовлению предметов церковной утвари и ряд других подсобных помещений.


Одновременно патриархия просит разработать проект строительства дома, а, по его утверждении, возложить на одну из строительных организаций города строительство дома. Для этого Московская патриархия может ассигновать от 10 до 20 миллионов рублей.


Совет по делам Русской православной церкви при СНК ССР просит Ваших указаний Моссовету о выделении Московской патриархии необходимого земельного участка для строительства дома и о разработке проекта строительства.


Приложение: проект постановленияа.


Председатель Совета


по делам Русской православной церкви


при СНК СССР                                                                                           Карпов


ГА РФ. Ф.Р.-6991. Оп. 1. Д.

29. Л. 172. Машинописная копия.


 


№ 23




 Заместителю Председателя


 Совета Народных Комиссаров

Союза ССР товарищу В.М.Молотову


№ 15/с                                                                                           20 июня

1945 г.


Секретно


Учитывая, что предстоящие 24 июня с.г. воинский парад и демонстрация будут являться всенародным торжеством в ознаменование одержанной победы над Германией, Совет по делам Русской православной церкви при Совнаркоме Союза ССР полагал бы целесообразным предоставить возможность патриарху Алексию, митрополиту Николаю, архиепископу Виталию и священникам Николаю Колчицкому и Александру Смирнову присутствовать на трибунах во время парада и демонстрации. Вместе с ними на трибуне будут находиться я и мой заместитель тов. Белышев.


Присутствие руководящих лиц Русской православной церкви на трибуне, недалеко от дипломатов и иностранных гостей, по мнению Совета, должно произвести выгодное впечатление, и в особенности для заграницы.


Прошу Ваших указаний.


Председатель Совета


по делам Русской православной церкви


при СНК СССР                                                                                           Карпов


ГА РФ. Ф.Р.-6991. Оп. 1. Д.

29. Л. 194. Подлинник. Машинопись.




* На документе имеется резолюция (автограф): «Надо предоставить места на параде. В. Молотов».





Примечания


[1] См.: Одинцов М.И. Другого раза не было // Наука и религия. 1989. № 2; его же. Русские патриархи ХХ века. Судьбы Отечества и Церкви на страницах архивных документов. М.,1999.




а Заголовок документа.




а Наркомпрос — Народный комиссариат просвещения.




б НКГБ — Народный комиссариат государственной безопасности.




в НКВД — Народный комиссариат внутренних дел.




[2] О поездке делегации Русской православной церкви в Великобританию см.: Исторический архив. 1995. № 1.




а Заголовок документа.




[3] Имеется в виду Комиссия по вопросам культов при Президиуме ВЦИК, действовавшая с 1929 по

1934 г. См. об этом: Одинцов М.И. Государство и церковь (История взаимоотношений: 1917-1938 гг.). М., 1991.




а Не публикуется.




а См. док. № 7.




б Не публикуется.




а НКИД — Наркомат иностранных дел.




а Не публикуется.




а Не публикуется.




а Не публикуется.




а Не публикуется.




а Не публикуется.