Дианетика в Ленинграде в 80-90-е годы XX столетия

О.Ю. Казицына-Тьюнисон


 


Дианетика в Ленинграде в 80-90-е годы XX столетия


 


Воспоминания


 


 


Это произошло весной 1987 года во Дворце Культуры им. Ленсовета, что располагается на  площади Льва Толстого. На занятия Театра пантомимы, который я тогда посещала, пришла новая преподавательница музыки и вокала Юлия Анатольевна. Она проводила урок очень интересно, по всему чувствовалось, что она очень увлеченный и эмоциональный человек. Видно было, что она не отрабатывает деньги за преподавание, и ей мы интересны. Если у кого-то из нас что-то не получалось, она терпеливо, раз за разом разъясняла и показывала что и как надо делать. При этом она убеждала нас, что не надо отступать при первой неудаче и при желании всего можно добиться.


Как сейчас помню ее слова: «У каждого человека есть огромные потенциальные возможности, которые, если не стремиться их раскрывать, так и останутся нереализованными. Но если человек хочет прожить жизнь яркую и наполненную, он должен найти те механизмы, с помощью которых его скрытые, до поры до времени, возможности к самосовершенствованию,  можно раскрыть».


Для нас, тогда еще «зеленых» юношей и девушек все это было новым. «Мы  стремимся, – говорили мы своей новой преподавательнице, —  быть  профессионалами, но не знаем, как этого добиться, да, и есть ли у нас к этому предпосылки». В ответ Юлия Анатольевна, посмотрев на нас с видом человека, который  решил вдруг доверить своим слушателям некую тайну, неожиданно достала из своего портфеля белую картонную папку. Мы молча наблюдали, недоумевая, что уж там такого может находиться?!


Развязав тесемки, Юлия Анатольевна достала пачку страниц с убористым машинописным тестом. Я только и успела разглядеть надпись на первой странице, сделанную крупным шрифтом: Л.Р. Хаббард. Дианетика[1]. Ни фамилия, ни слово «Дианетика» ничего ни мне, ни моим друзьям не говорили. И слова нашей учительницы раскрывали нам их тайну. Оказалось, что Рон Хаббард был разносторонне одаренным человеком  – писателем, философом, путешественником, изобретателем, основателем новой религии.…


Оказалось, что он написал трудов, чуть ли не больше всех известных авторов. Труд «Дианетика» был одним из его первых и наиболее популярным в Америке и далеко за границами Штатов. Листы с машинописным текстом и были той самой «Дианетикой», переведенной на русский язык.


Юлия Анатольевна, рассказывая нам о Дианетике[2], сообщила, что в ней содержатся рецепты для решения самых разнообразных проблем  духовной и физической жизни человека. Она привела пример из собственной преподавательской практики. Опираясь на идеи Хаббарда, она смогла разработать собственную методику постановки голоса. С ее помощью можно научить любого человека овладеть в совершенстве инструментом, данным всем и каждому от природы – голосом. Каждый человек может научиться петь и делать это красиво, профессионально и не утомляясь! Наша преподавательница вновь и вновь убеждала нас, что успехов может добиться каждый, даже и тот, о ком в шутку говорят: ему медведь на ухо наступил.


Все было так ново и неожиданно, убедительно и заразительно! Хотелось выбежать из аудитории и самой попробовать реализовать в своей жизни то, о чем нам только что рассказывали. Слова о скрытых потенциалах человеческой личности произвели на меня огромное впечатление. Я всегда верила, что у каждого человека есть огромные нереализованные способности.


 


Я одной из первых я записалась на занятия Юлии Анатольевны. И чудо действительно произошло! Через пару месяцев я уже пела арии из классических итальянских опер (и это я, всегда считавшая себя не имеющей ни слуха, ни голоса!) Это была моя первая потрясающая победа над собственным неверием, апатией, сомнением, страхом! Что происходящее со мной — реальность, меня убеждал тот факт, что столь же разительные перемены происходили и с моими друзьями, ходившими, как и я, на эти волшебные курсы.


После всего, что с нами произошло, мы все загорелись желанием прочитать книгу Рона Хаббарда. Первая вслух об этом заявила моя подруга Лада. Ей и повезло первой. Как-то на занятиях Юлия Анатольевна отозвала меня в сторону и попросила передать Ладе пакет с текстом книги. Вечером, не заезжая домой, я отправилась к подруге на другой конец города. В трамвае, несмотря на обычную для этого времени толкотню, удалось сесть. В предвкушении столь долго ожидаемой встречи я открыла папку. Наугад развернула рукопись, оказалось, что это была почти середина – Книга Вторая (книга «Дианетика» состоит из трех частей), и начала читать. Уже через несколько минут я никого не видела, и ничего не слышала. Мое внимание сразу привлекло определение «реактивного ума»[3] и чем больше я читала, тем больше меня потрясало написанное. Про себя подумала: это написал гений!


При следующей встрече с преподавательницей я засыпала ее вопросами: откуда эта книжка, где еще можно найти книги Хаббарда, есть ли  его последователи в нашем городе и где с ними можно встретиться? Юлия  Анатольевна объяснила, что у нее есть приятельница Ирина Гольдберг — преподавательница немецкого в одном из ленинградских институтов. Она где-то случайно услышала о Хаббарде и даже ей повезло обзавестись Дианетикой, но только на немецком языке. После работы,  устроившись за своей старой печатной машинкой на маленькой  кухне, засиживаясь допоздна, она терпеливо переводила эту книгу в течение двух лет. А когда перевод, наконец, был готов,  ее муж – Михаил Гольдберг — начал проводить сессию одитинга[4] самой Ирине, их друзьям и знакомым.


Я позвонила Гольдбергам, и спустя два-три дня я уже была в их маленькой квартире в районе Ржевка — Пороховые. Туда приходили разные люди, желавшие узнать о Саентологии. Со многими я познакомилась и подружилась. О некоторых с теплотой вспоминаю и сейчас, находясь теперь так далеко от России. Постепенно сформировался устойчивый круг последователей Саентологии. Мы стали частыми гостями в квартире  Гольдбергов.


Чуть позже у меня появился собственный машинописный экземпляр Дианетики. С ним я почти не расставалась и обращалась к тексту всякий раз, когда сталкивалась с чем-то непонятным вокруг и внутри себя. Этот экземпляр я показывала своим новым знакомым, иногда даже решалась выпустить его из рук, давая на день-два почитать. Всех, кто проявлял заинтересованность и хотел получать одитинг, я, с согласия Миши, направляла к нему домой.


Помню, как-то раз,  Миша рассказал трогательную и немного комичную историю первой сессии, которую он проводил своей жене Ирине. По его словам,  руки у него дрожали, и он изрядно волновался. Страх наполнял его от предположения, что после его команды возвратиться в настоящее, из инцидента, его жена не вернется из прошлого. Но она «вернулась», … и он был страшно счастлив и больше уже не боялся проводить сессии!


Не знаю, может, он делился своими переживаниями, чтобы я избежала сомнений и страхов, когда я сама буду проходить одитинг. Мне, мой первую сессию одитинга проводил Михаил. Мы возвращались к моменту смерти моего отца. Тогда я была маленькая и тяжко перенесла это горе. После сессии я получила огромное облегчение. С этого момента я окончательно уверовала в могущество технологии Рона.


Я поняла и поверила, что человеческая жизнь не ограничивается одной жизнью и что я нечто большее, чем телесная оболочка. Я познакомилась со своими прошлыми жизнями, избавилась многих нежелательных состояний связанных с моими духовными переживаниями. В процессе получения одитинга у меня было новое осознание жизни.


 


К тому времени, как я познакомилась с Саентологией, я заканчивала учебу в Ленинградском университете. После госэкзаменов меня распределили на работу в Аналитический центр. Место считалось престижным, да и зарплата по тем временам выплачивалась очень высокая. В те месяцы Центр только что закупил большое количество импортной аппаратуры, оставшейся от зарубежных выставок, проходивших в Ленинграде. Многие сотрудники нашего подразделения усиленно ее осваивали. Но, как все купленное по-дешевке, аппараты отказывались работать или работали через пень колоду. Присмотревшись, я обнаружила, что многих моих коллег это нисколько не огорчает и многие из них не столько работали, сколько имитировали бурную деятельность на неработающей аппаратуре, получая хорошие зарплаты.


Это открытие сильно озадачило. Я переживала, мне было стыдно за коллег, многие из которых были значительно старше меня. Мне хотелось, открыто высказать свое мнение и попытаться изменить ситуацию, но меня останавливало то обстоятельство, что я еще толком почти никого не знала, да и окружающие все еще видели во мне не столько равного коллегу, сколько вчерашнюю студентку. С этого момента на работу ходить больше не хотелось.


 Но на одной из сессий одитинга, которые, как всегда, проходили у Гольдбергов, я поняла, что с такой ситуацией мириться больше не хочу.


На следующий день я отправилась к руководству Центра и высказала то, что меня мучило. Говорила я об этом и со многими сотрудниками. Однако, к моему удивлению, меня выслушивали, но что-либо менять не собирались. Я оказалась одна среди людей, которые теперь откровенно выказывали мне свое неудовольствие, и столь же откровенно советовали «уйти по добру по здорову, и не мутить воду в коллективе».


Я ушла из Центра и перешла на работу в Ленинградский университет, где коллектив производил настоящую и интересную работу, к которой я могла подключиться. Этот шаг стал для меня еще одной победой: я переборола опасение высказывать людям правду. Кроме того, в Университете очень многие мои сотрудники и друзья искренне заинтересовались рассказами о Саентологии, а некоторые даже прочитали Дианетику. Среди них были заведующий кафедрой кристаллографии, профессор с мировым именем В.А Франк-Каменецкий[5], заведующий лабораторией Т.Г. Петров[6]. Вспоминаю и Арину Чуракову-Поллард[7], ставшую мне очень хорошей подругой, а после прочтения Дианетики, и моим первым преклиром[8].


Другое интересное открытие ждало меня в совсем другой области. С детства у меня было слабое горло. Постоянные простуды и ангины вечно преследовали меня. Теперь, ознакомившись с Дианетикой, я поняла причину своих заболеваний. Некоторое время спустя, я поняла, что имеют в виду другие религии под духовным исцелением, например,  христиане, когда говорят, что, исповедавшись и помолившись, ты исцеляешься. Я получила свое духовное исцеление!


С каждым днем, с каждым осознанием и победой, мне все сильнее хотелось узнать больше о Дианетике и Роне Хаббарде. Я спросила у Гольдберга, известно ли ему о том, кто еще занимается Дианетикой в других странах. Он ответил, что есть небольшие группы в Германии, откуда была привезена первая книга, и в типографском издании книги на последних страницах помещены сведения о некоторых городах, в том числе США, где есть саентологические организации. Мне запомнилось, что он  упомянул среди них и Лос-Анджелес. Я предложила направить в один из  известных адресов письмо с сообщением о нашей группе и нашем желании установить связь. Миша сомневался, стоит ли это делать. На то были веские основания: в то время почта, посылаемая за рубеж, проходила строгую цензуру и отслеживалась КГБ. Последствия для нас могли быть самые катастрофические. Но все же после нескольких наших разговоров на эту тему мне удалось его убедить в необходимости такого шага. Составить и перевести письмо взялась его жена Ирина.


Прошло несколько долгих месяцев ожидания, прежде чем Миша сообщил, что ответ из Лос-Анджелеса наконец-то пришел. Удивительно было не только то, что ответ пришел, но и то, что он был написан по-русски. Письмо, как помню, было, следующего содержания: «Поздравляем! Вы первые в России начали заниматься Дианетикой! Молодцы! Продолжайте, мы вам всячески поможем, направим книги и пришлем людей, которые вам  помогут распространять Дианетику дальше. Это  просто замечательно!» А внизу  стояла подпись: Миша Прив. Это было в 1990 году.


Нас, небольшую группу активистов примерно из 10 человек, чрезвычайно воодушевил этот факт. Действительно, совсем скоро на имя М. Гольдберга поступила большая посылка с книгами на английском языке. Мы были рады, понимая, что вступили на новый путь познания Саентологии и установления связей с ее последователями во всем мире.


Вся наша небольшая группа приняла деятельное участие в переводе новой литературы. Я помню, что взялась переводить книгу «История человека», это было очень увлекательно. В этом мне помогал один из моих друзей Сергей Троицкий.


Помню, как в первое время мы мучительно долго искали наиболее подходящие русские эквиваленты терминам, содержащимся в книгах Рона Хаббарда. Например, для «Nerve Assist» мы предлагали до десятка аналогий, но нам все никак не удавалось найти точное русское словосочетание, пока Сергей Троицкий[9] не предложил – «нейро-ассист» (ассист: простой процесс, который можно провести для того, чтобы смягчить дискомфорт. Слово происходит от английского assist, что значит «помощь». Ассист – это не медицинская процедура. Дело в том, что сам человек обладает колоссальной способностью влиять на свое тело и на здоровье. Он сам может привести в порядок тело уже после того, как человеку провели необходимое медицинское лечение. Мы все так обрадовались, почувствовали облегчение и одновременно убедились, что при общем старании можно справиться с неизбежными трудностями переводческой деятельности.


На какое-то время  работа переводчиком стала для меня основной. Тогда я и представить не могла, к каким бурным событиям в моей судьбе она приведет позже. В 1990-1991 гг. я перевела следующие материалы, которые были направлены в Бюро переводов в Лос-Анджелес: «Препятствия в  обучении», Брошюра «Дианетический семинар» и др.


В 1990 г. из Финляндии в Ленинград приехал саентолог Андерсен[10] с небольшой группой друзей-сподвижников. Хотя и с трудом, но нам удалось найти большое помещение в одном из ленинградских Дворцов культуры. Здесь Андерсен и первые русские саентологи прочитали лекцию о Дианетике и Саентологии. В переполненном зале выступали финские друзья-саентологи. Миша Гольдберг сначала переводил с английского языка, а затем выступал и сам. Наверное, это был самый первый наш выход «в народ», после которого число сторонников и последователей Саентологии выросло.


Спустя месяц на мой домашний адрес пришло письмо из-за границы. Конверт, конечно же, был вскрыт и наспех небрежно переклеен. Видимо, многократно цензура интересовалась его содержимым, прежде чем он дошел до меня. Это было письмо от  Миши Прива, в котором он мне сообщал, что Бюро переводов готовит к изданию на русском языке «Дианетику» и другие Саентологические материалы и потому требуется русский переводчик, носитель русского языка. 


Я читала и перечитывала те немногие строки и никак не могла успокоиться. Все, что мне предлагалось, было почти за пределами моей реальности! Это было как письмо с Марса!


Где-то в конце 1990 – начале 1991 г. в Ленинград приезжал еще один миссионер, на этот раз из Сент-Хилла[11] — Питер Вакли[12]. Под его руководством и с его участием было проведено несколько Дианетических семинаров в различных аудиториях. Я очень хорошо помню, как после лекции по Дианетике, которую я организовала для Питера Вакли в Ленинградском Университете, ко мне подходило огромное количество заинтересованных слушателей и спрашивали, где можно купить книгу «Дианетика» и разочарованно уходили,  узнав, что она даже не опубликована на русском.  Это было еще одним ярким свидетельством, убеждающим меня в необходимости быстрейшего издания саентологической литературы на русском языке.


При поддержке председателя Общества естествоиспытателей ленинградского университета мы получили помещение в главном здании Университета на Университетской набережной, и там собралось огромное количество студентов и преподавателей.


Помню, что выступление вызвало у молодых людей интерес к представленной философии познания мира и человека. Были жаркие дискуссии, подчас звучали сомнения со стороны преподавателей к достижениям, описанным в трудах Хаббарда


Пару небольших лекций и семинаров Питер Вакли провел в помещении гостиницы, где он остановился. Один из таких саентологических семинаров был по Шкале тонов (часть саентологического Писания). Во время одной из таких встреч, я познакомилась с Татьяной Родюковой (она также была преклиром Михаила Гольдберга) и ее мужем Андреем Якушиным. Татьяна была профессиональным музыкантом и занималась вокалом. Дианетикой же начала заниматься в 1988 году. У себя дома она организовала группу по взаимному одитингу[13].


Значительным событием посещения Питером Вакли Ленинграда стало собрание саентологов нашего города у Михаила Гольдберга дома. Оно было необычным, поскольку именно на нем Питер торжественно объявил нас Миссией (группа до 30 человек, в которой люди проходят начальное изучение Дианетики и Саентологии). Тем самым официально признавалось, что в СССР существует и успешно действует Саентология. Питер подарил нам и первый в практике советских саентологов  Е-метр[14].


Такие события не могли пройти просто так, все мы чрезвычайно переполнены энтузиазмом. Наши надежды на широкое распространение Саентологии казались теперь не далекой мечтой, а  близкой реальностью. Мы решили распространять Саентологию, потому что ее цель – мир без безумия, преступности и войны.


Что касается меня, то я занялась распространением Дианетики и Саентологии с еще  большим жаром. Организовала проведение религиозных консультаций, еще одну группу по взаимному одитингу у себя дома и  проводила одитинг трем преклирам.


А вот и другое сохранившееся у меня свидетельство 1991 года, когда группа энтузиастов распространяла Саентологию.  Его прислала мне Арина Чуракова-Поллард. В нем есть и такие слова:  «Я хочу поблагодарить Ольгу Казицыну за то, что она познакомила меня с книгой «Дианетика» в 1991 года в Санкт-Петербурге. Мы работали вместе в Санкт-Петербургском университете, и она рассказала мне, что занимается Дианетикой и Саентологией, что это совершенно потрясающая вещь. Ольга  рассказала мне о своих победах и духовных осознаниях в  одитинге. Я решила, что это то, что мне тоже нужно.


Ольга стала моим первым одитором и провела со мной несколько сессий. После этого я приняла решение, что мне необходимо продолжать, так как ясно поняла, что есть не только одна жизнь, и я – духовное существо. Ольга рекомендовала меня Татьяне Родюковой, русской женщине, которая побывала на Флаге[15] и планировала открыть саентологическую организацию по возвращению в Санкт-Петербург. Мы с Татьяной начали стали работать над регистрацией первой Дианетической группы в России. Позже группа стала миссией – общественной организацией «Саентологический Центр».


Никак не могу забыть, как однажды в субботу утром раздался звонок, и я услышала взволнованный голос Миши Гольдберга: «Я хочу познакомить тебя с совершенно замечательным человеком. У тебя есть сегодня время?»  Я не понимала, что за срочность и куда нужно ехать. Адрес звучал очень странно: маленькая церковь на набережной Невы, даже номера дома не указано.  Я не очень понимала, зачем мне нужно ехать. Но Миша настаивал: «Когда ты сможешь приехать? Этим людям нужна Дианетика!»  И вот уже через пару часов мы с Мишей шли по набережной, кутаясь в шарфы от пронизывающего леденящего ветра. Вскоре мы были на месте. Это была крохотная старая церковь у самой Невы. Нам распахнули огромную дубовую дверь.  На нас пахнуло ароматом свежих щей, и мы услышали веселые детские голоса. Небольшая витая лестница вела наверх к витражам под невысоким куполом. На пороге стояла маленькая приветливая женщина. Миша представил мне ее. Ее звали Ирина. Она рассказала нам свою удивительную историю.


В тяжелые перестроечные года они с мужем взяли к себе в семью около десяти бездомных детей. Детей очень любили, заботились о них, как о родных, и создали для них теплоту и уют настоящей семьи. Время в стране было тяжелое, количество приемных детей в их семье  увеличивалось. И вот уже маленькая Иринина квартира не вмещала всех её членов. Жить с детьми было негде. Отважная женщина решилась на отчаянный шаг.


Хочу здесь сделать небольшое отступление. К моменту перестройки в Ленинграде сохранилось около 300 уникальных церквей, многие из которых пустовали, были заброшены или заколочены, некоторые были переделаны в складские помещения и доступ в них, как правило, был закрыт. Одну из таких церквей и выбрала смелая женщина. Пробравшись глубокой ночью, сбила молотком огромный висячий замок, заржавевший от времени. «Это теперь ваш дом!» — сказала она  детям. Пришедшие утром по вызову, милиционеры застали удивительную картину: церковь была полна детей во главе с Ириной и ее мужем,  в помещении было по-домашнему уютно и чисто. Женщина, приветливо улыбаясь, объявила милиционерам: «Теперь это первый частный детский приют. Добро пожаловать!». Блюстители правопорядка посмотрели, развернулись и …ушли. Таким образом, Ирина получила молчаливое согласие от представителей закона. Не знаю, что сыграло здесь решающую роль. То ли то, что это было время больших перемен, начиналась приватизация, и никто уже не знал, что законно и что нет, или же просто рука не поднялась у служителей правопорядка выкинуть сирот на улицу. Но самое главное, что с этой минуты никто больше их не беспокоил и не тревожил. К моменту нашего с Мишей приезда, первый частный приют уже успел просуществовать несколько месяцев.


Ирина призналась, что детям необходима духовная помощь. Нетрудно было понять, что пережившие огромный стресс и лишения, дети нуждались в духовной терапии. С этого дня саентологи стали частыми гостями в маленькой церкви. Мы проводили детям дианетические сессии.


В 1991 г. в Ленинград вновь приехал Питер Вакли. Для меня же его приезд означал, что теперь на руках у меня было  долгожданное официальное приглашение из Америки от Бюро переводов. Приглашения вместе со мной получили и другие члены нашей группы: Ирина и Миша Гольдберг,  Татьяна Родюкова и Андрей Якушин.


В 1990 году я узнала от Миши Гольдберга о потрясающей программе Очищения[16] с сауной и витаминами. Миша рассказал мне, что из полученных книг на английском он почерпнул очень интересную информацию. Он объяснил мне, что в процессе выполнения этой программы человек избавляется от токсинов, радиации и других вредных веществ, находившихся в организме человека, что давало возможность осознать себя духовным существом и увеличить положительный эффект одитинга в несколько раз. Программа состояла из приема определенных витаминов, пробежек и регулярного пребывания в сауне нескольких часов в день. Описание программы «Очищение» напомнило мне обряды других религий, когда верующие  омывают себя с тем, чтобы стать чистым и телом, и помыслами. Позднее я узнала, что профессор Гэрри Д. Боум в книге «Является ли Саентологический рандаун «Очищение» религиозным обрядом», проводит параллели между программой «Очищение» и обрядом Крещения в христианстве – смывание грехов и ритуал посвящения, у мусульман – омовение перед молитвой и другими.


Я решила немедленно приступить к программе «Очищение». Уже после нескольких дней такой программы я почувствовала себя совсем иначе – легкость во всем теле, радость и спокойствие в душе…


                                                 *****


Вскоре я получила визу и вылетела в Лос-Анджелес навстречу большим переменам в моей жизни. По приезде в Лос-Анджелес я объяснила Мише Приву, как не просто обстоит ситуация с визами и билетами, и настояла, чтобы остальным членам нашей группы было оказано содействие с получением документов, покупкой и оплатой билетов. Миша Прив и его коллеги из Интернационального Менеджмента приняли решение организовать и оплатить приезд Татьяны Родюковой, а затем ее мужа Андрея Якушина. Это  очень скоро осуществилось, и  уже в новогодний вечер 1991-1992 г., Татьяна Родюкова стояла на сцене в огромном зале Шрайна в Голливуде в Лос-Анджелесе и принимала награду за успешное распространение Саентологии в России! Зал из нескольких тысяч зрителей взорвался нескончаемыми овациями, которые продолжались в течение нескольких минут и все никак не могли остановиться.  Зал был переполнен эмоциями! Я почувствовала духовное единение всех людей находящихся в зале.


Как мне потом рассказывали мои друзья-американцы, это был незабываемый момент. Красивая русская женщина в длинном светло-голубом платье стояла на сцене, улыбалась и махала рукой – значит, Россия  теперь открыта для Саентологии! Остатки «железного занавеса» окончательно разлетелись в клочья!


В конце 1991 г. для меня началась другая жизнь. Осуществилась моя мечта, я могла целиком посвятить себя любимому делу – переводу саентологической литературы на русский язык. Я знала, была уверена — результат моей работы был нужен многим и многим моим соотечественникам, оставшимся в далеком СССР.


Как я уже упоминала, самый первый перевод Дианетики, с которого, собственно,  Саентология и начала свою жизнь в советских условиях, был выполнен Ириной Гольдберг в середине 80-х годов. Ирина была опытной переводчицей,  и потому перевод получился  хорошим и литературным. Но погрешности были и они объяснялись и тем, что перевод осуществлялся с немецкого, а так же тем, что для переводчика тема была незнакомой.


Может быть, по этой причине сессии не всегда были правильными по технологии.


Прошло около полутора месяцев. Перевод был готов и отослан в Москву, чтобы там русские, знающие английский, сделали «обратный перевод», и тем самым подтвердили качество сделанного нами перевода. По возвращении текст нами был еще раз просмотрен и, поскольку особых замечаний не было, был отправлен в типографию.


Как-то весной 1992 г. придя в офис, я застала там радостное оживление. Люди в спецовках носили какие-то коробки и  выкладывали их на огромный стол. Вскоре он весь был ими заставлен. С любопытством подошла я, и: «О, Боже!» Это были большие толстые фолианты. На обложке золотым тиснением высвечивались русские буквы, складывавшиеся в столь заветное слово: Дианетика. Зеленый кожаный переплет придавал им солидность, вид серьезного научного труда. Это было очень красивое, то, что называют, подарочное издание. Тираж был небольшим, всего несколько сот экземпляров. Но цена одной книги —  450 долларов! Даже для американцев это очень дорого. Я волновалась, сможет ли кто-либо в России купить по такой цене эту книгу. Но меня успокоили, объяснив, что сделано так специально. Этот подарочный дорогой тираж будет распродан, и на вырученные деньги можно будет издать  большой тираж уже недорогих книг.


В это время я находилась во Флаге на обучении и познакомилась там с одитором 12 класса из Франции Мириям Стейв. Она была первой француженкой, приехавшей в Лос-Анджелес, и участвовала в переводе и публикации первой «Дианетики» на французский язык. Мириям мне также объяснила, что первый перевод «Дианетики» на французском также был далеко не идеален, но цель состояла в том, чтобы как можно скорее его опубликовать, и сделать доступным людям. Последующие издания содержали уже более доработанный перевод.


Мириям Стейв одитировала своих преклиров на пяти языках, но, как она призналась, ей очень хотелось изучить русский, чтобы работать в России.  Я стала ей в этом помогать. Используя технологию обучения, мы невероятно быстро продвигались. Мириям спросила, чтобы я хотела в обмен за свои преподавательские услуги. Я ответила, что сейчас я думаю и хочу одного, чтобы отпечатанная «Дианетика» как можно скорее стала достоянием русских саентологов.


На следующий день, когда я пришла в назначенное время на урок русского, Мириям отвела меня в соседнюю комнату и, показывая на огромный ящик, сказала: это твое. Я, не понимая, чтобы это значило, подошла, открыла крышку и увидела те самые зеленые книги. Передо мной лежали стопки новенькой «Дианетики» и здесь же брошюры «Дианетический семинар».  «Пожалуйста, — сказала Мириям, – можешь забирать, все уже оплачено!» Я была в восторге, теперь оставалось только переправить этот ящик в Россию! Я спросила, как же ей это удалось, ведь содержание этого ящика даже по скромным подсчетам стоило 5 000 долларов! Мириям мне объяснила, что одна из ее богатых преклиров из Италии решила сделать пожертвование для Церкви Саентологии и давно спрашивала, как лучше это сделать. Узнав о моей мечте, Мириям сразу же попросила ее купить двадцать русских книг «Дианетика» и двадцать буклетов «Дианетический Семинар», и вот теперь эти книги здесь.


Моей задачей стал поиск возможности отправить этот драгоценный груз в Санкт-Петербург. Мириям мне в этом помочь не могла. На мое счастье  мой преподаватель английского Рэнди Пэйн[17], буквально через несколько дней собирался в Россию. Он должен был участвовать в Москве в первой конференции WISE[18], а затем планировал побывать и в Санкт-Петербурге. К моей радости, Рэнди с удовольствием согласился помочь мне. По прибытии в Санкт-Петербург он передал книги Татьяне Родюковой. Таким образом, первые 20 стандартных опубликованных Дианетик и 20 Дианетических семинаров на русском языке попали в Россию весной 1992 года! Это было большим достижением!


После того, как моя часть работы над переводом Дианетики была завершена, я работала с Мишей Привом несколько недель над книгой «Дорога к счастью». Уже был некоторый опыт, и работа продвигалась значительно быстрее. К февралю 1992 г. работа была завершена, книга была вскоре опубликована.


 Но и во время изучения Саентологии на Флаге моя переводческая деятельность не приостанавливалась. По просьбе Дебби Мэйс[19] я перевела разделы философии «Успех путем общения», «Дорога к счастью». В ноябре-декабре 1992 г. она забрала их с собой в Москву, где они и были представлены людям.


Начиная с 1992 г. и по настоящее время я очень много помогала  всем саентологам приезжающим  из России. Я также перевожу в настоящее время многие конференции, семинары и презентации и семинары по этике.


Очень хорошо запомнила, как в середине 1992 года Деби Мейс, взяв мои переводы на русский курсов «Успех через общение» и «Дорога к счастью» отправилась в Москву. «Мы обязательно откроем Саентологическую Миссию в Москве и очень скоро!» — сказала она уезжая. Как она потом рассказывала, на одном из Дианетических семинаров в Москве, она познакомилась с Владимиром Куропятником. Деби сразу разглядела в нем незаурядного человека и талантливого лидера.


В конце 1992 года Владимир приехал в Америку изучать Саентологию и вскоре, вернувшись в Москву, открыл там первую Миссию. Мы стали с ним хорошими друзьями. Однажды я его спросила: « Как тебе удалось открыть такую успешную Миссию?» Он мне ответил: « Я все сделал по технологии Хаббарда, следуя ей шаг за шагом. Это было очень легко – как собрать велосипед!»


Хочу здесь отметить, что среди русских, которые бывали на различных мероприятиях, связанных с именем Хаббарда и которым я переводила, были не только саентологи. К примеру, известный российский поэт Владимир Евтушенко выступал во Флаге со своими произведениями. В апреле 1997 года ежегодный праздник в Клубе Первооткрывателей в Нью-Йорке посетил космонавт Анатолий Березовой. Он был торжественно принят в Общество «Друзья Рона»! В этих, и во многих других случаях, я помогала с переводом и организацией поездок.


Проживая в Америке, я познакомилась со многими интересными людьми из различных стран. Всех их объединял интерес к Саентологии и стремление достичь в ней успеха. Но немало было среди них и тех, кто с огромной любовью и добротой относился к России, выражал намерение максимально помочь россиянам в ознакомлении с творчеством Л.Р. Хаббарда. Отдельно я хочу упомянуть в своих воспоминаниях Кристину Томзак, потрясающего человека и энтузиаста своего дела.


Кристина сделала огромный вклад в распространение идей Хаббарда в России, неоднократно приезжая туда с Миссиями, на собственные деньги, покупая литературу для распространения в России. Так, она купила стартовый пакет материалов для Санкт-Петербургской Миссии.


Я начала работать с Кристиной в июле 1992 года и по ее просьбе перевела «Кодекс Чести», материалы по членству в WISE и первые три главы Саентологической Этики – это часть обширной саентологической технологии, реабилитировать себя перед другими людьми и самим собой, этика это то, что человек применяет сам к себе. Эти переводы она успешно распространяла в России во время своих туда поездок.


В апреле 1993 года Кристина организовала и спонсировала обмен студентов между московской школой и американской саентологической школой.  Я активно ей помогала в этом. Я работала с преподавателями 34 московских школ и во время их прохождения курса «Как учиться».


В мае 1995 года мы с Кристиной побывали в Москве с миссией распространения Саентологии. Мы провели кампанию по книге Хаббарда «Дорога к счастью» и «Как учиться» среди представителей бизнеса, культуры, искусства и правительства, а также знакомили их с книгой «Дианетика». Мне запомнилось, что среди них были глава Аналитического отдела аппарата Президента Гуриев, генерал ОМОНа Иванов (к сожалению, не помню имен и отчеств) руководящее звено Гжельской фабрики, председатель общества «Знание» Ф.Ф.Светик, руководящее звено и студенты Юридической академии. Через несколько дней нам позвонил генерал Иванов и попросил привезти ему саентологическую литературу. Мы тут же загрузили полный багажник книг и отправили их в ОМОН!


Бывая в России, я, конечно, всегда стремлюсь оказаться в родном городе, в Санкт-Петербурге. К примеру, летом 1995 г. я некоторое время жила в Санкт-Петербурге, где с особым удовольствием посетила свой Университет и провела для преподавательского состава семинар «Как учиться». Тогда двадцать человек получили книги по Саентологии на русском языке.


В декабре 1996 г. я вновь посетила Россию. В тот раз я  сопровождала Кристину Томзак и Брюса Вайсмана[20]. Целью их поездки было открытие первой в России Комиссии по правам человека[21]. Было очень много встреч с представителями общественности, бизнеса и культуры. Мы были заняты с утра до ночи, но все равно было радостно осознавать, что, выполняя синхронные переводы для Кристины и Брюса, я способствовала еще лучшему распространению Саентологии среди этой категории слушателей.


Одновременно это было своеобразным приближением еще к одной моей мечте – способствовать открытию в России, в Санкт-Петербурге, Центра Знаменитостей. Еще осенью 1993 г. я познакомилась с Карен Холендер, Президентом Центра знаменитостей[22], и она мне посоветовала, во-первых, привлекать к саентологическим семинарам людей творческих специальностей, во-вторых, перевести на русский язык «Книгу об искусстве». Мне, с помощью моих друзей, удалось это сделать довольно быстро, и теперь я  надеюсь на ее появление в России.


 


 


Мои частые приезды в Россию убеждают меня, что инициатива, труд и надежды нашей небольшой ленинградской группы энтузиастов, двадцать лет, назад познакомившихся с Саентологией и начавших её распространение, оказались не напрасными. Многим россиянам Дианетика и Саентология помогла выстоять в непростые годы социальных перемен и стать сильными духом, стать приверженцами и последователями Саентологической религии. Сегодня саентологические группы есть во многих городах России, они объединяют сотни и тысячи людей. Книги, фильмы, брошюры, иллюстративный материал о Роне Хаббарде и Саентологии можно купить практически в каждом крупном книжном магазине. Саентология пришла в Россию и осталась в ней!


 


 


 


 








[1]   «Дианетика: современная наука душевного здоровья» — одна из первых книг Л.Р. Хаббарда; опубликована 9 мая 1950 г.



[2]   Дианетика (от греческих слов «dia» — через и  «nous» — душа, разум) – методика, разработанная Л.Р. Хаббардом, с помощью которой можно снизить силу воздействия нежелательных ощущений и эмоций, нерациональных страхов и психосоматических заболеваний. Дианетика – технология духовного исцеления. Она работает с последствиями воздействия духа на тело.


            Саентология (от латинского «scio» — знать и греческого «logos» — слово; «знание о том, как знать») – прикладная религиозная философия, разработанная Л.Р. Хаббардом; ее назначение – изучение человеческого духа и работа с ним в его взаимоотношениях с самим собой, Вселенной и другой жизнью.



[3]   Реактивный ум – та часть разума, которая работает исключительно по принципу раздражение-ответ; он неподвластен волевому контролю человека, применяет силу, управляя сознанием человека, его целями, мыслями, телом и действиями



[4]   Одитинг (от латинского «audire» – слышать, слушать) – форма дианетической и саентологической консультации. В применении к религиозному аспекту Дианетики и Саентологии может характеризоваться как исповедь.


            Одитор (от латинского «audire» – слышать, слушать)  – священник или тот, кто учится на священника; обучен и квалифицирован для того, чтобы проводить одитинг.



[5]              ныне покойный.



[6]   В 1996 г. он приезжал в Клирвотер по приглашению Саентологической школы, где я тогда работала научным  директором, и мы вместе преподавали детям саентологов курс по выращиванию кристаллов с применением технологии обучения Хаббарда.



[7]   Впоследствии Арина стала сотрудником в первой Санкт-Петербургской Миссии, а позже стала членом Морской Организации в Сент-Хилле. Я думаю, что она была первой из России, вступившей в Морскую Организацию. Для меня это было большой победой в распространении Саентологии!



[8]   Преклир (от «пре-клир») — человек, который еще не стал клиром; который одитируется и, таким образом, узнает больше о себе самом и о жизни; находится на пути к клиру.


                Клир – наиболее желательное состояние человека, которое достигается при помощи одитинга; у клира больше нет реактивного ума и вследствие этого он больше не испытывает на себе его вредное воздействие.



[9]   Тогда  от Сергея Троицкого я узнала, что одна его знакомая семья, жившая в Ленинграде, еще в конце 60-х прочитали Дианетику на английском языке. После этого они одитировали друг друга примерно год-полтора, а потом перестали. К огромному сожалению,  Сергея нет уже среди нас, он умер в 2000 г.



[10]             Андерсен – держатель миссии в Финляндии и он приехал с несколькими сотрудниками из миссии в    Финляндии



[11] Сент. — Хилл – международный офис Хаббарда по связям; основан в 1959 г.  в  поместье  Сент-Хилл (графство Сассекс, Англия); саентологическая  организация повышенного уровня. Аналогичная организация основана в  Хаббардом в 1968 г. в  Лос-Анджелесе



[12] Это было в начале 1991 г., хотя не исключаю, что первый раз он приезжал в конце 1990 года, и я просто тогда с ним не встречалась.


       Питер Вакли – первооткрыватель, распространитель Саентологии во всем мире. Например: Пакистан, Индия и многие другие страны мира.



[13]             Ко-одитинг —  группа людей и место где собираются люди, которые проводят одитинг в одном помещении рядом с другими людьми.



[14]             Е-метр (сокращение от «электропсихометр») — специально разработанный прибор, который помогает одитору и преклиру обнаружить области душевных страданий человека



[15] Обслуживающая организация Флаг (ООФ) —  главный духовный и обучающий  центр и крупнейшая саентологическая церковь в мире, с 1975 г. располагается в Клирвотере (штат Флорида, США)



[16] Программа «Очищение» – саентологический религиозный обряд, в ходе которого человек избавляется от вредных воздействий медикаментов, химикатов, наркотиков, радиации и токсинов, которые могут препятствовать духовному развитию человека и понимаю, что человек и есть духовное существо.



[17]             Ранди Пэйн – распространитель Саентологии по всему миру, преподавал программу «Английский как второй язык» основанная на материалах Л. Рона Хаббарда. Преподавал в  Китае, Венгрия, Россия.



[18]            WISE – Всемирный институт саентологических предприятий



[19]             Дебби Мэйс – саентолог, помог организовать первую Миссию в Москве.



[20]   Брюс Вайсман  — Исполнительный директор Международной комиссии по правам   человека.



[21] Гражданская комиссия по правам человека (CCHR) – некоммерческая гуманитарная организация, расследующая случаи нарушения прав человека, допускаемые психиатрией;  основана Л.Р. Хаббардом в 1969г.; международный офис находится в Лос-Анджелесе), А); имеет отделения 128 отделений в 28 странах; отделение Комиссии в России  действует в Санкт-Петербурге



[22] Международный Центр знаменитостей церкви Саентологии – основан Л.Р. Хаббардом в 1969 г.; здесь предоставляются религиозные услуги  людям творческих профессий; международная штаб-квартира располагается в Голливуде, еще  одиннадцать центров находятся в крупнейших городах и культурных центрах по всему миру