Р.С. Истамгалин (Уфа) Принцип толерантности и идея ненасилия в религиях мира

Р.С. Истамгалин (Уфа)

Принцип толерантности и идея ненасилия в религиях мира

Проявления конфликтов, локальных войн, экстремизма и терроризма в современном мире приобрели массовый характер. Насилия и столкновения происходят на межгосударственном, внутригосударственном, межэтническом, межрелигиозном, культурологическом и бытовом уровнях. Они порождают всеобщую тревогу.

Так, масштаб недавних беспорядков и насилия во Франции поверг в шок все европейское сообщество. К подобному развитию событий оказались не готовы не только власти страны, но и вся Западная Европа в целом. Безусловно, в этих событиях присутствует исламский фактор. Однако нельзя сказать, что молодежь, которая участвует в беспорядках, полностью исламизирована. Причиной беспорядков во Франции стали ненависть и безысходность, те чувства, которые испытывает арабская молодежь, живущая в пригородах Парижа и других поселениях. Эта волна насилия ? реакция на социальную неустроенность многих молодых иммигрантов, оказавшихся в силу разных причин на обочине жизни.

О религиозной составляющей беспорядков можно говорить лишь в совокупности с другими факторами. Экстремизм и терроризм имеют вполне земные причины и не санкционируются религией ислама, более того ? запрещаются. Экстремисты и террористы преследуют не религиозные, а политические и экономические цели. И в этом смысле вполне уместно высказывание А. Малашенко: «…На сегодняшний день ислам не имеет никакого отношения к тому, что происходит во Франции. Причины конфликта носят, прежде всего, светский и социальный характер» . Исламский фактор, скорее всего, значим для самой радикальной части арабской молодежи. Если эти выступления в дальнейшем будут идеологизированы и им будет придан акцент, связанный с исламом, но не как с религией, а как социально организующей силой, то это будет иметь ужасные последствия.

Терроризм и насилие никогда не были связаны с какой-то одной религией. Часто в истории человеческого сообщества, включая и наше время, его жертвами оказывались люди, исповедовавшие ту же веру, что и их насильники и убийцы, или не исповедовавшие никакой. Терроризм ? противозаконная борьба с политическим противником путем запугивания, насилия, жестокости, убийства, в том числе и не вовлеченных в эту борьбу людей. Одним из важнейших условий противостояния проявлениям экстремизма и крайней его формы ? терроризма является формирование толерантного сознания людей, которое определяет устойчивость и предсказуемость поведения как отдельного человека, так и социальных групп на основе гражданского согласия. Поскольку в мире все социальные проблемы умножаются и переходят на этнические и религиозные, то угроза конфликта постоянно сопровождает жизнь современного мира.

Толерантность (лат. tolerantia ? терпение) ? уважительное, терпимое отношение людей к инакомыслию. Неприязненное или, даже, настороженное отношение к инакомыслию сочетается с неприятием альтернативного образа жизни. Это свойство интолерантности сегодня явно проявляется в американском способе подхода к сложнейшим международным проблемам, в неуклонном акцентировании собственных интересов США, вопреки интересам других стран. Ярким примером этому служит развязанная война против Ирака, в обход резолюциям ООН и противостоянию мирового сообщества.

Идея терпимого, уважительного отношения людей к инакомыслию, заинтересованное отношение индивида к другому человеку, принцип толерантности и идея ненасилия между людьми, этносами, государствами и цивилизациями должна стать в XXI в. универсальной основой человеческой жизнедеятельности. Толерантное взаимодействие так же, как и толерантное отношение, реализуется как на личностном, так и на социальном уровнях. В той или иной степени для разных ситуаций и обстоятельств они оказываются взаимодополняющими и взаимозависимыми друг от друга. Ускоряющийся процесс глобализации мирохозяйственных связей как никогда актуализировал проблему сохранения национальной самобытности. И потому , по нашему мнению, человечество должно избрать в качестве идеала не принцип унификации (т.е. постоянного и повсеместного навязывания всем и везде западных стандартов), но принцип симфонизма (когда каждый народ имеет и сохраняет собственный неповторимый и уникальный голос), подобно музыкальному инструменту в гармонически слаженном оркестре.

Заслуживает внимания и поддержки идея писателя и обозревателя «Российской газеты» В. Овчинникова о том, что изречение Киплинга «Запад есть Запад, Восток есть Восток» должно уйти в прошлое. Если оперировать привычными терминами по-новому, то сегодня больше правомерна формула «Нет Запада без Востока, нет Востока без Запада». В. Овчинников далее продолжает свою мысль: «Однако у многих россиян превалирует "инстинктивный европоцентризм" ? привычка сводить истоки общечеловеческой цивилизации лишь к древнегреческому искусству, римскому праву, христианской морали. Все остальное, мол, "восточная экзотика", отклонение от нормы. Между тем мы, россияне, не столько европейцы, сколько евразийцы. В крови наших предков смешалось много истоков, чем и объясняется богатство русской души. Так что нам негоже отрекаться от азиатских, в том числе от тюркских корней. Рассуждения о несовместимости Запада и Востока в наши дни вошли в моду у глобалистов, предрекающих "войну цивилизаций". Дабы унифицировать мир, подстричь всех под одну гребенку, они распространяют ложные стереотипы: Запад ? это гуманизм, а Восток — деспотизм. Запад возвеличивает личность, Восток же подчиняет ее коллективу. Запад прокладывает путь в будущее, тогда как Восток цепляется за прошлое. Нелепо утверждать, будто Запад всегда изобретал, а Восток перенимал» .

Для подавляющего числа верующих всего мира, в том числе и мусульман, приоритетной является идея многополярного мира, единства мирового сообщества через взаимообогащение конфессиональных и национальных культур. Недаром в Коране говорится: «О люди! Воистину, создали Мы вас мужчинами и женщинами и сделали народами и племенами, чтобы вы познавали друг друга» .

Мировая история больше похожа на улицу, где в разные часы превалируют потоки то в одном, то в другом направлении. Вспомним, что именно с Востока пришли на Запад достижения математики, астрономии, медицины, арабские цифры, бумага, компас, порох и др. С древних времен народы общались между собой и обогащали друг друга, ибо глубоко взаимосвязан и взаимозависим наш многоликий мир. Уважая самобытность различных национальных культур, не стоит забывать о том, сколь тесно переплетены их корни. Следует воспринимать мир таким, каков он есть, без предвзятости и предубежденности ? как без национального чванства шовинистов, так и без свойственной глобалистам унификации.

Толерантность ? всего лишь промежуточный этап в движении от конфликта к действительному взаимопониманию и взаимодействию. Толерантность сама по себе не разрешает конфликт, а всего лишь переводит его развитие в относительно мирное, ненасильственное русло. Толерантность ? это единственная идеология, способная если не разрешить проблему, то, по крайней мере, как-то разрядить ее. А.В. Перцев справедливо утверждает: « От поверхностной, объясняющей толерантности необходимо переходить к более глубокой, понимающей толерантности. Требуется не объяснение иных культур в неизменности, "при своем", а глубинное постижение их уникальных ценностей, признание их ценности и права на существование, истинный диалог культур, в котором никто не побеждает, но возникает нечто третье, как результат взаимодействия и взаимообогащения. Только таким может быть путь к действительному разрешению конфликта» .

Толерантность такого уровня, которая именуется понимающей или ментальной толерантностью, заключается в постоянных усилиях, направленных на попытку понять образ жизни и образ мысли другого человека, в поиске принципиально новых, ранее не использовавшихся форм и методов диалога, ориентированных на конструктивное сотрудничество, свободное от амбиций и раздражительности. Что касается менталитета, то это не только самоидентификация, но и способ отношения человека к миру, способ реагирования на него, характеризуемый определенным исторически сложившимся отношением к быту, семье, проблеме жизни и смерти, религии и морали. В самом общем виде, толерантность ? это признание того, что существование других, отличных от тебя субъектов необходимо воспринимать как данность, или, другими словами, толерантность состоит в признании права другого на инакомыслие.

Известно, что каждая религия содержит в себе определенные идеи, объясняющие мир и ритуалы, ориентирующие на определенное поведение, которые служат моделями для человеческих взаимоотношений. В этой связи, академик Л.Н. Митрохин отмечает: «Религия "живет" и проявляет себя в истории не только как совокупность различных верований, моральных предписаний, рассуждений о смысле жизни (экзистенциальные проблемы) или даже привычный и традиционный образ жизни, но и как особый "религиозный фактор", действующий внутри политических сил и придающий им определенную направленность и динамизм. Именно религия, которая проявляет наибольшую консервативность и устойчивость, почитается в качестве символа самобытности данного этноса или нации, как средство оплота защиты от враждебного влияния "чужой культуры"» . Отметим, что в этом аспекте вполне справедливым и емким является утверждение профессора М.Г. Писманика о том, что «… рели- гия ? сверхсложный "полевой" объект, проникающий, пожалуй, во все сферы этнических культур, пронизывающий сознание и подсознание большинства индивидов» .

Во всех религиях мира есть ритуалы и обычаи, которые отражают их сущность. За этими ритуалами стоят фундаментальные основы религиозного мировоззрения. Основные мировые религии (буддизм, христианство и ислам) проповедуют терпимость и человеколюбие и не являются агрессивными по своей сути, не призывают напрямую к вражде по отношению к верующим иных конфессий. Однако среди представителей разных религий и мировоззрений были и есть свои радикалы. Это сторонники насилия там, где оно запрещено: в вопросах вероисповедания, отношения с людьми другой веры, в политике и в повседневной жизни. Самое страшное, что эти экстремисты действуют и выступают от имени и под знаменем той или иной религии и пытаются оправдать и обосновать свое насилие, преступления и агрессию ссылками на волю Бога. Также идейным обоснованием терроризму и насилию служат и те псевдорелигиозные учения, которые носят экстремистский, деструктивный и тоталитарный характер. Для них характерным является эклектизм вероучений, квазирелигиозность, использование социальных лозунгов, активное психологическое воздействие на адептов, ориентация на извлечение экономической выгоды. Многие из таких экстремистов отпочковались от традиционных религий и подвергли их своеобразной ревизии, тенденциозно трактуя их основные вероисповедные положения, вырывая из контекста и используя одни догматические положения вероучения в ущерб другим.

Гуманистическая, нравственная направленность всех вероучений показывает, что у их приверженцев гораздо больше общего, нежели различного. Именно на такой основе легче формировать веротерпимость, взаимопонимание и взаимное уважение. Правда, история свидетельствует и о том, что религиозные символы и предписания часто использовались для оправдания столкновений между отдельными людьми, социальными группами, государствами и даже цивилизациями. Понятно, что любой верующий ? это личность, в жизни которой тесно переплетены нерелигиозное и религиозное. Человек руководствуется воспринятыми и усвоенными им религиозными нормами и традициями, осуществляя не только культовую, но и светскую жизнедеятельность. К примеру, если в тех или иных религиозных учениях нормативными предписаниями являются почитание старших, помощь ближнему, вежливое и внимательное отношение друг к другу, осуждение зависти и злобы, ? верующий руководствуется ими и за пределами этой общности, как в профессиональной, так и в любой другой деятельности. С таких позиций можно вычленить нравственные нормы, упорядочивающие отношение к другому человеку, т.е. верующих ? к верующим как своего, так и другого вероисповедания. Или же отношение верующих ? к неверующим. Или же отношение к государству и обществу, к самому себе.

Так, в конфуцианстве с его почитанием Неба, как высшей силы и символа высшего порядка, на первый план выходят нормы, определяющие отношение человека к самому себе и к другим людям. О сновным качеством индивида должна стать человечность, под которой понимается небесное благородство, позволяющее познать самого себя, свою связь с бесконечностью и со всеми остальными людьми. Благородство развивается через воспитание, заключающееся, прежде всего, в самосовершенствовании и самодисциплине. В соответствии с этим принципом, человек должен оставаться верным своей природе, быть прямодушным, честным, доброжелательным, щедрым и внимательным к другим.

Значительным отличием индуизма от христианства и ислама является отсутствие в нем четких догматов и символов веры. Именно это обстоятельство, а также признание великого множества путей и способов постижения истины объясняет чрезвычайную веротерпимость индусов.

Ни в одной из основных религий мира в их традиционном каноническом содержании нет призывов к насилию, терроризму или убийству. Наоборот, посягательство на жизнь человека считается тяжким грехом, ибо все традиционные религии мира потому и велики, что основаны на божественных идеях добра, созидания и гуманизма.

В Новом Завете Иисус Христос призывает своих последователей: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящих вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» . В священном Коране убийство невинного человека по пагубности, тяжести и степени греховности приравнивается к убийству всего человечества: «Кто убьет душу не за душу и не за преступление, тот подобен убийце всего человечества» . О важности мирного сосуществования и опасности разжигания вражды, ненависти и насилия в Писании сказано: «Если бы Господь не защищал одних другими, то были бы разрушены монастыри, церкви, синагоги и мечети, где часто упоминается имя Господа» .

Буддизм справедливо называют самой миролюбивой религией. Суть буддистского учения составляет отрицание любых форм насилия человека над человеком, в том числе и в такой изощренной его форме, как терроризм. Каждый член буддистской общины прекрасно знает, что в соответствии с законом о перерождениях уничтожающего живых существ (людей, животных и насекомых) неминуемо ждет в будущем плохая карма. Поэтому буддист по определению не может стать насильником, убийцей и террористом. Миролюбие, гуманность, отрицание насилия ? вот основные черты этого религиозного учения.

Во всех традиционных религиях сформулирована общая основа для божественного закона, которая обычно именуется «естественным законом». Это так называемое «золотое правило нравственности»: (не) поступай по отношению к другим так, как ты (не) хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе.

Существование в реальной действительности большого разнообразия религий (даже доктринально противоположных) не является причиной социальных столкновений. Столкновения, в основном, обусловлены социально-экономическими и политико-правовыми интересами правящей эли- ты ? идеологов, лидеров, политических партий и т.п.

Малашенко А. Новая интифада // Независимая газета. 2005. 16 нояб.

Овчинников В.С. Нет Запада без Востока // Российская газета. 2004. 16 янв.

Коран. Сура 49, аят 13.

Перцев А.В. Жизненная стратегия толерантности: проблема становления в России и на Западе. Екатеринбург, 2002. С. 86.

Митрохин Л.Н. Религия и терроризм. М., 2005. С. 7?8.

Писманик М.Г. Возможен ли диалог? Терроризм и религия. М., 2005. С . 157.

Матф ., 5, 44.

Коран . Сура 5, аят 32.

Коран . Сура 22 , аят 40 .