Патриотическое служение российских евангельских христиан – баптистов: развитие традиции

Е.А.   Курдаева
(г.   Москва)

Патриотическое служение российских евангельских христиан баптистов: развитие традиции

Российские евангельские христиане – баптисты никогда не оставались в стороне от нужд и бед своих соотечественников, независимо от обстоятельств. Помощь ближним, особенно своим по вере, – неотъемлемая часть их жизни. Так было в Российской империи, так было в годы советской власти. Так происходит и сейчас.

Несмотря на неоднозначное отношение верующих евангельских христиан и баптистов к службе в армии с оружием в руках и к войне как таковой, они всегда принимали участие в судьбе своей Родины, своего народа, тем более, в дни тяжелой борьбы с иноземными захватчиками. Одни из них уходили на фронт, другие – активно трудились в тылу.

Так, в 1877   г., во время русско-турецкой войны верующие Тифлисской церкви – одной из первых общин баптистов в Российской империи, выделили из своей среды двух сестер-сиделок и двух братьев для оказания помощи солдатам – участникам боевых действий. Они выносили с поля боя раненых и ухаживали за ними до полного выздоровления. Санитары и церковь были отмечены наградами общества Красного Креста.

Во время Первой мировой войны значительное количество евангельских христиан и баптистов было на фронте – кто с оружием в руках, а кто в медицинских и тыловых частях. Ф.П.   Балихин, руководитель общины баптистов села Астраханка Таврической губернии, в своем письме к Начальнику Одесского Военного Округа и Генерал-Губернатору писал: «… у баптистов, молокан и др. сектантов, призванных на военную службу, в строю, в оруженности (так в тексте, – авт. ) защищают Россию и Великого Царя Русской земли из всех Губерний Империи найдется десятки тысяч. Многие уже пали жертвою за Русское отечество»  .

Верующие Петроградской общины баптистов организовали лазарет в «Доме Евангелия», выделив для этого шесть квартир и большой зал для раненых  . Для содержания лазаретов в Петрограде и Москве и закупки для них оборудования был создан фонд «Милосердного Самарянина». Фонд обеспечивал помощь раненным, их семьям и семьям погибших воинов. Общины евангельских христиан и баптистов проводили сбор денежных средств в фонд. В течение нескольких месяцев с начала войны было собрано 14978 рублей  . В газете «Утренняя звезда», учрежденной в 1910 г., председателем Союза евангельских христиан И.С. Прохановым, было опубликовано следующее обращение к верующим: «Нужды увеличиваются, приток же средств за отбытием членов в действующую армию уменьшается, …кто еще не изнемог окончательно, кто в состоянии хоть что-нибудь пожертвовать?…»  .

В начале Второй мировой войны руководство Союза евангельских христиан решительно поддержало тех членов Церкви, кто в первые же дни ушел на фронт, и осудило пацифистов. В мае 1942 г. почти в каждую общину, группу или в отдельные семьи верующих было разослано «Письмо-воззвание ко всем баптистам и евангельским христианам в СССР», подписанное представителями бывшего Союза баптистов СССР и номинально существовавшего ВСЕХ  . Воззвание заканчивалось призывом: «Пусть каждый брат и каждая сестра исполнят свой долг перед Богом и Родиной в суровые дни, которые она переживает! Будем мы, верующие, лучшими воинами на фронте и лучшими работниками в тылу!». Целый ряд писем был обращен к верующим, находившимся на оккупированных территориях. В них звучал призыв вступать в партизаны. Московская община периодически организовывала молитвенные дни в поддержку сражавшейся Красной Армии.

Сегодня в Запорожской области около девяноста членов Церкви евангельских христиан-баптистов являются участниками и инвалидами Великой Отечественной войны. Все они награждены орденами и медалями  . Показателен пример Ивана Шаталина. Свою службу он начал в 1943 г. в штурмовой авиации. За освобождение Минска получил орден Красного Знамени, а в 1945 г. стал Героем Советского Союза  .

Верующие трудились и в тылу – на фабриках, заводах и рудниках. Христианки общин гг. Москвы и Ульяновска организовали пошив и ремонт белья, сбор одежды и других вещей для воинов Красной Армии и семей погибших; сестры Новоспасской церкви Запорожской области вязали шерстяные носки и варежки для солдат  . Женщины-христианки добровольно помогали в уходе за ранеными и больными в госпиталях, обслуживали сирот в детских домах  .

В начале 1943 г. в Центральной церкви ЕХБ города Москвы было объявлено о сборе средств на постройку санитарного самолета, который условно назвали «Добрый самарянин». Добровольные пожертвования в фонд «Доброго самарянина», собранные во время воскресных богослужений, к марту 1943 г. составили около 100 тысяч рублей. Пожертвования были переданы представителям Министерства финансов СССР. Однако судьба самолета и самих денег, к сожалению, так и осталась неизвестной.

Церкви евангельских христиан-баптистов в течение 1944–1945 гг. проводили специальные сборы средств в пользу сирот. Средства от этих сборов направлялись в государственный фонд помощи детям, пострадавшим от врага в Великой отечественной войне. Московская община за 12 месяцев собрала 103 тысячи рублей, от общин Северного Кавказа за 9 месяцев поступило в отделения Госбанка на местах 160158 рублей, от общин Крыма – 20616 руб-лей, от остальных – около 800 тысяч рублей  . Точную цифру всех пожертвований евангельских христиан и баптистов за годы Второй мировой войны для фронта, вдов и сирот никто назвать не может.

В настоящее время в ряду основных направлений социального служения верующих евангельских христиан-баптистов свое место занимает работа с военнослужащими, допризывной молодежью, а также их родителями. Организационной формой ее осуществления является Военно-христинский союз России (ВХСР), образованный в 1998 г. Сегодня ВХСР имеет 64 отделения в 56 регионах страны, в т.   ч. в Москве, Санкт-Петербурге, Твери, Красноярске, Хабаровске, Чите и др. городах. Инициатором создания Союза и его руководителем является Олег Александрович Аскаленок, капитан ВВС в отставке, прослуживший в Вооруженных Силах почти 20 лет.

ВХСР возник и развивается в армейской среде. В него входят офицеры, прапорщики и солдаты – военнослужащие-христиане. Это общественная, а не религиозная организация и существует независимо от Российского Союза Евангельских христиан-баптистов (РС ЕХБ). Вместе с тем, руководство, большая часть служителей и членов Церкви ЕХБ поддерживает Союз военнослужащих-христиан и сотрудничает с ним.

Члены Союза исходят в своей деятельности из убеждения, что христианская вера способствует воспитанию высоких нравственных качеств и патриотизма у военнослужащих. Как говорится в одном из документов ВХСР, «армия без высоких нравственных идеалов, а какая-либо идеология сейчас отсутствует, не только теряет способность защищать Отечество, но и становится силой, опасной для своего собственного народа. Вот почему общество христиан-военнослужащих выступает за возврат к истокам бесчисленных побед Русской армии, к ее корням, к тысячелетнему наследию – спасительной вере в Иисуса Христа»  .

Целями Союза являются: разъяснение христианского учения об отношении к земному отечеству; утверждение в среде военнослужащих норм нравственности и соответствующего образа жизни; возрождение лучших христианских традиций российской армии и флота; патриотическое воспитание военнослужащих; социальная защита военнослужащих и членов их семей; защита прав военнослужащих на свободу вероисповедания; оказание благотворительной помощи нуждающимся семьям военнослужащих; решение вопросов, связанных с альтернативной гражданской службой.

Филиалы Союза существуют вполне самостоятельно, в частности, на финансовом самообеспечении. Работа конкретного филиала поддерживается церковью, к которой он прикреплен. В функции ВХСР входит информационно-методическое обеспечение филиалов, для чего ведется сбор, обобщение информации и ее распространение – в печатном виде, на аудио- или видео-носителях. Союз также организует семинары, на которых сотрудников обучают работе в армии, разрабатывает тексты лекций. Для этого приглашают людей с богатым опытом. Изучается деятельность подобных организаций за рубежом.

Для членов Союза – патриотизм – это «библейский патриотизм», его смысл неизменен, не зависит от времени и характера власти. Любовь к своему земному отечеству и любовь к Богу сосуществуют в органическом единстве. В реферате «Христианин и Родина» А.В. Карева, Генерального секретаря ВСЕХБ, адресованном съезду евангельских христиан-баптистов 1969 г., говорится: «Наше сердце привязано к Родине, потому что вся наша жизнь коренится в ней и самым тесным образом переплетена с ней. Страдание нашей Родины – это наше собственное страдание, ее честь или позор – это наша личная честь или позор. Мы любим нашу страну такой, какая она есть…»  .

ВХСР в своей социальной программе заявляет о том, что намерен на всех уровнях отстаивать интересы армии, «создавая структуры, которые будут активно пропагандировать среди населения нашей страны необходимость исполнения своего долга перед Родиной, коим и является служба в ВС России»  . Члены Союза считают не противоречащими библейскому учению о благочестии изучение военного дела и участие в вооруженной борьбе ради защиты мирной жизни людей, их материальных и духовных ценностей. Они убеждены, что применение силы государством оправданно и законно, если используется для защиты, а не для агрессии. Они призывают всех молодых людей идти в армию, пацифизм считают ересью. В своем интервью корреспонденту НГ-религии О.А. Аскаленок на вопрос: «Должен ли христианин подчиниться приказу во время войны?» ответил: «Выполнять приказ! Окажись я в такой ситуации, я буду молить Бога, чтобы винтовка в моих руках не дрогнула»  .

«В баптистском мире не запрещено брать в руки оружие. Пацифизм   и баптизм – не синонимы  , – отмечает председатель Российского Союза Евангельских христиан-баптистов Ю.К. Сипко. – В нашем братстве действует принцип всеобщего священства, и каждый христианин принимает решения во многих сферах своей жизни, читая Библию, молясь и получая откровения от Духа Святого. Мы не можем пропагандировать пацифизм, потому что Библия не вручила нам такого права… Что должны сделать, так это с уважением относиться к людям, сделавшим такой выбор (т.   е. не служить в армии. – Авт. ), и отстаивать их права перед государством. Однако военная служба не является чем-то плохим. Евангелие не осуждает армейскую службу»  , и «когда члены наших Церквей спрашивают, идти ли им служить, я всегда отвечаю, что они вольны выбирать сами. Но мой совет – не надо прятаться от трудностей. Армия помогает сформировать характер. А для христианина, который называет себя воином Христовым, это очень важно»  .

В «Социальной позиции протестантских церквей России» – документе, принятом в декабре 2003 г., декларируется, что «служба в вооруженных силах христиан (как проходящих срочную службу, так и военнослужащих профессионалов) является фактором, положительно влияющим на внутренний климат в войсках»  . Вместе с тем, Церковь ЕХБ, как и другие протестантские церкви, уважительно относится к мировоззренческим установкам тех, «кто, исходя из христианских и иных убеждений , предпочитают службу без оружия»  .

Члены ВХСР допускают, что среди тех, кто отказывается служить, есть искренне заблуждающиеся в отношении библейской позиции по «военному вопросу». Они общаются с такими юношами, проводят с ними беседы, приводят свидетельства верующих, которые были в армии. Но при этом не навязывают им свое мнение. По словам О.А. Аскаленка, после таких встреч многие молодые христиане меняют свои позиции. В некоторых регионах ни один призывник не ушел в ряды Вооруженных Сил без того, чтобы с ним не пообщались члены Союза. Нередко сами военкомы приглашают членов Союза для беседы с «альтернативщиками». Есть военкоматы, где сотрудники ВХСР включены в состав призывной комиссии.

Члены Союза видят свою задачу, в первую очередь, в духовно-нравственном воспитании военнослужащих. На семинаре представителей Русской православной церкви и Российского союза евангельских христиан-баптистов (апрель, 2004 г.), где обсуждались вопросы социального служения религиозных объединений, было подчеркнуто, что современное российское общество, как никогда ранее, нуждается в нравственном исцелении  .

Показателем глубины духовно-нравственного кризиса современного общества является то, что убийство человека стало восприниматься как будничное явление. Во многом этому способствуют средства массовой информации. Ежедневно с экранов телевизоров демонстрируют допустимость насилия над личностью. Убийство, кровь, нанесение увечий, становится обыденным событием в жизни киногероев. Насилие, преступления и катастрофы стали основной темой не только художественных и документальных фильмов, но и новостных передач. В армии тем самым создаются психологические предпосылки для неуставных отношений, так называемой, дедовщины. Они усугубляются экстремальными условиями военной службы.

За последние 10 лет в воинских частях, дислоцированных в Московской области, 1700 человек  погибли в результате неуставных отношений. Каждое второе самоубийство и уклонение от воинской службы обусловлено издевательством, глумлением над военнослужащим и унижением его личного достоинства  . Анализ состояния правопорядка и воинской дисциплины в Вооруженных Силах РФ показывает, что меры, принимаемые командованием соединений и воинских частей по предупреждению неуставных взаимоотношений, недостаточно эффективны, сообщает Хомяков А., генерал-майор юстиции  . Командиры подразделений чаще всего плохо себе представляют, как избавиться от этого зла. Но опыт подсказывает, что все зависит от личности командира. Если личность сильная, то он сможет справиться.

О.А. Аскаленок рассказывает, что один из сотрудников Союза, являющийся командиром части, чтобы побороть дедовщину в подразделении, решил поселиться в казарме с военнослужащими до тех пор, пока не прекратятся беспорядки. Стал с ними спать, есть, беседовать. Шесть месяцев ему пришлось провести в казарме. Теперь со всей Сибири к нему присылают на воспитание солдат, покушавшихся на самоубийство, с психическими отклонениями. У этого командира есть своя программа воспитания, рассчитанная на 2 года.

Многие ребята приходят в армию уже с наркотической или алкогольной зависимостью. Не всегда понятна и очевидна им цель службы: патриотизм, Родина – для некоторых военнослужащих вообще пустой звук. В связи с этим Союз поставил одной из своих задач – воспитание патриотизма, любви к Родине и готовности к самопожертвованию.

Некоторые военачальники приходят к мысли о том, что без Бога сейчас невозможно в армии навести порядок. Так, начальник Управления воспитательной работы Ленинградского военного округа генерал-майор Р.Ш. Нехай заявляет: «…Когда нравственные ценности в обществе стали несколько «размытыми», религия, вера в Бога остается одним из основных внутренних стержней морально-нравственного развития человека»  .

Некоторые командиры приглашают представителей ВХСР посетить их воинские части. Свою работу члены Союза начинают со знакомства с командованием части. Чаще всего результатом такого знакомства является разрешение встретиться с военнослужащими. Хотя принадлежность к протестантскому вероисповеданию членов Союза, порой, вызывает со стороны офицеров настороженность или даже нежелание сотрудничать.

Члены Союза в воинских частях читают лекции солдатам и офицерам на различные темы: о воинском долге, о патриотизме, о верности своей стране, о воинской дружбе и товариществе, о воинской дисциплине, о российских полководцах и духовных качествах российского воина, об основах христианского вероучения в свете Библии. Лекцию обычно предваряет представление выступающего аудитории, после нее завязывается обсуждение поднятой проблемы.

Члены Союза работают и среди военнослужащих в Чечне. 2–3 раза в месяц они посещают воинские части, блокпосты, встречаются также и с мирными жителями. По словам бывающих там сотрудников Союза, солдаты не имеют возможности снимать психическое, эмоциональное напряжение, возникающее из-за постоянного сталкивания со смертью, убийством, опасностью. Свое стрессовое состояние они нередко пытаются преодолеть с помощью алкоголя, наркотиков и т.   д. Члены Союза общаются с солдатами, устраивают с ними душепопечительные беседы, организуют концерты, дарят подарки. По словам командиров, такие посещения помогают военнослужащим снять напряжение, получить разрядку.

В рамках своего служения ВХСР оказывает помощь родителям военнослужащих – срочников, когда это необходимо. Например, по просьбе солдата члены Союза посещают его мать, если она осталась одна, или, наоборот, помогают родителям разыскать сына, забранного в армию прямо с улицы. В таких случаях сотрудники Союза связываются со своими коллегами в регионах и ищут солдат по воинским частям.

Союз стремится также оказывать помощь срочникам по просьбе родителей в решении проблем, связанных со случаями неуставных отношений. Но такие ситуации разрешаются по-разному. В одних случаях решение проблемы удается довести до логического конца, т.   е. до приезда представителей военной прокуратуры в часть. Но чаще бывает так, что родители, из опасения за дальнейшую судьбу своего ребенка, идут на попятную, просят остановить расследование инцидента.

Региональные отделения ВХСР осуществляют очень важную программу работы с подростками через военно-спортивные лагеря, с тем, чтобы подготовить их к службе в армии. В Красноярске, например, эту работу возглавляет действующий спецназовец из отряда «Ермак» Михаил Домнич. В лагере одну часть составляют дети из семей верующих, другую – дети из детских домов. Командир подразделения спецназа поддерживает М. Домнича в этом служении и оказывает ему различную помощь. Сначала в лагере было 30 человек, потом – 60, а сейчас – 120 человек, но желающих намного больше. По словам О.А.  Аскаленка, в лагере дают такую подготовку, какой иногда не бывает в армии: подъемы по тревоге, в том числе, и ночью, водные переправы, сплавы на плотах, лазание по горам, «воюют» с автоматами, гранатометами.

По завершении программы подростки обычно не хотят уходить из лагеря. Поэтому с января 2003 г. в каждый выходной день для них проводятся мероприятия в военно-патриотическом (спортивном) клубе. Но при этом родителей предупреждают, что берут в клуб только тех ребят, кто потом пойдет служить в армию. Клуб имеет свой Устав, разработаны награды, звания и т.   д., чтобы детям было интересно. Работа клуба организована по следующей программе: сначала мальчики занимаются физическими упражнениями, потом изучают Библию, проходят уроки нравственности. На занятиях в клубе (и в лагере) им также рассказывают про неуставные отношения в армии, дедовщину, и как их преодолевать. Некоторые из ребят, посещавших лагерь и клуб, в настоящий момент проходят срочную службу в армии, и пишут о том, что эта подготовка им много дала. Они приходят в армию уже полностью подготовленными бойцами.

Сейчас ВХСР развивает новое поле своей деятельности. В Приморском крае организована коммуна для молодых людей, отслуживших в армии. Она выполняет функцию своеобразного реабилитационного центра и предназначена для тех, кто после службы не могут устроиться на работу – прежде всего, ребят из деревень. В реабилитационном центре они живут и сами себя материально обеспечивают. Здесь они получают определенные практические навыки, например, пользования компьютером, изучают английский язык и т.   д. Они учатся понимать, что рассчитывать им не на какого, кроме как на самих себя. Часть заработанных денег они тратят на поездки по воинским частям, где организовывают дни именинников для солдат, делают им подарки, устраивают концерты и т.   п.

ВХСР занимается издательской деятельностью, выпускает газеты, журналы и распространяет их по воинским частям. Это: журнал «Военно-христианский вестник» – для офицеров и солдат, газета – для солдат, Бюллетень – для лидеров Союза. Печатают также буклеты, брошюры по различной тематике, например: «Грех самоубийство», «Может ли христианин служить в армии?», «Может ли христианин принимать присягу?»

В поисках лучшего опыта и идей по организации воспитательной работы с военнослужащими Союз проводит специальные конкурсы с призами среди военнослужащих, с привлечением богатых благотворителей. Поступающие материалы передаются военным специалистам для анализа, обобщения и под готовки к изданию. Вышедшие из печати сборники по просьбе Главного управления воспитательной работы ВС РФ распространяются среди офицеров. Но, к сожалению, многие предприниматели не хотят жертвовать на бла готворительность, у них нет к этому интереса, т.   к. очень малы налоговые льготы.

Расширение масштабов деятельности ВХСР серьезно сдерживается тем, что в некоторых российских регионах военные опасаются сотрудничать с представителями протестантских церквей, в частности, с евангельскими христианами-баптистами, отвечают чаще всего вежливым отказом. Одна из основных причин этого – их плохая осведомленность о протестантизме вообще, протестантских организациях в России, их общественной позиции. В то же время, в тех воинских частях, командиры которых идут на контакт и сотрудничество с членами Союза, в течение 2–3 лет обстановка явно улучшается.

В связи с этим следует сказать, что члены Союза в своей работе руководствуются принципом уважительного отношения к последователям любого вероисповедания. При общении с военнослужащими не принято спрашивать об их принадлежности к какой-либо конфессии. Необходимая же помощь оказывается всем военнослужащим – православным, иудеям, мусульманам, неверующим.

Союз военнослужащих-христиан открыт для сотрудничества со всеми христианскими конфессиями: «Мы говорим о том, что объединяет нас всех, а не о том, что разъединяет»  . Его представители сотрудничают с православными священниками, среди которых есть несколько членов Союза. Но на установление официальных контактов синодальный отдел РПЦ по взаимодействию с Вооруженными силами пока не идет. В основном, Союз сотрудничает с представителями протестантских конфессий.

В данный момент Союз подписал соглашение со всеми протестантскими конфессиями, по которому они поручили Союзу представлять их интересы в силовых структурах. В планах Союза ВХСР – переговоры с Министерством обороны на предмет подписания соглашения о сотрудничестве.

Несмотря на некоторые проблемы и трудности в организации и осуществлении работы среди военнослужащих, служение евангельских христиан-баптистов, направленное на создание здорового морально-психологического климата в Вооруженных Силах России, активно развивается, что способствует повышению боеспособности Российской армии и безопасности страны в целом.

 

ПРИМЕЧАНИЯ

 ЦГАР Крым. Ф. 27 Оп. 1 Д. 13177. – История Евангельского движения в Евразии. Материалы и документы. ( CD — ROM ).

  Савинский С.Н . История евангельских христиан-баптистов Украины, России, Белоруссии. Часть  I . С. 308.

 Утренняя звезда. 1915. № 12. С. 2.

 Там же. № 37. С. 1.

  Савинский С.Н . История евангельских христиан-баптистов Украины, России, Белоруссии. Часть  II . С . 145.

 История евангельских христиан-баптистов в СССР. С. 486.

  Шведов С. И баптисты сражались за Родину // Военно-христианский вестник. 2003. № 2–3. С. 36.

 История евангельских христиан-баптистов в СССР. С. 486.

 Там же. С. 230.

  Жидков Я.И. Несколько слов о работе ВСЕХБ // Братский вестник. 1946. № 1.

 О нас. – www . rmcu . ru

  Залужный А . Патриоты ли протестанты? // Военно-христианский вестник. 2001. № 2–3(7–8). С. 16.

 Социальная программа ВХСР // Военно-христианский вестник. 2000. № 2(3). С. 1.

  Щипков Д . Армия не место для межконфессиональных разборок // Незави-симая газета. 2004. 3 март.

 Антивоенное движение, участники которого осуждают всякие войны, в том числе национально-освободительные, революционные и другие справед-ливые войны. – Ожегов С.И . Словарь русского языка.

  Шабуцкий С. Граждане баптисты // НГ – религия. 2004. 12 мая.

 Нам нужен правильный пацифизм! // Бюллетень ВХСР. 2003. № 8–9. С. 11.

  Шабуцкий С. Граждане баптисты // НГ – религия. 2004. 12 мая.

 Социальная позиция протестантских церквей России. С. 48.

 Там же. С. 48.

 Христианская рекламная газета. 2004. № 4(17). С. 2.

  Хомяков А. Когда тебя бьют – обороняйся // Военно-христианский вестник. 2001. №2–3(7–8). С. 13.

 Там же. С. 13.

 Там же. С. 13.

  Нехай   Р.Ш . «Мы должны вернуться сердцем к Богу» // Военно-христиан-ский вестник. 2002–2003. № 4–1. С. 6.

 О нас – www . rmcu . ru