Соотношение светского и религиозного компонентов в идеологии и деятельности движений духовного и физического совершенствования (на материале Центра духовного и физического совершенствования «Фалунь Дафа» в России)

С.И.   Иваненко
(г.   Москва)

Соотношение светского и религиозного компонентов в идеологии и деятельности движений духовного и физического совершенствования (на материале Центра духовного и физического совершенствования «Фалунь Дафа» в России)

Вторая половина   ХХ и начало ХХ I  в. стали эпохой возникновения и быстрого распространения многообразных движений и организаций духовно-нравственного и физического совершенствования. Как правило, они были связаны с той или иной религией, религиозной традицией (или, по крайней мере, с культурой, достаточно глубоко укорененной в определенной религиозной традиции). Не удивительно, что это сравнительно новое явление было воспринято неоднозначно.

В марксистской литературе вплоть до середины 80-х гг. новые религиозные движения, а также движения и организации духовно-нравственного и физического совершенствования классифицировались в некоторых изданиях в качестве некоей современной формы мистики, родственной, но не тождественной религии. Так, в авторитетном для своего времени источнике, выполнявшем в СССР роль своеобразного справочника религиозных организаций и движений – «Настольной книге атеиста» – и Церковь Объединения Муна, и Общество сознания Кришны, и Движение трансцендентальной медитации Махариши Махеш Йоги, и другие, как религиозные, так и духовно-просветительские организации включены в раздел «Мистика в наши дни»   . При этом следует иметь в виду, что под «мистиками» в данном контексте подразумевались те, кто, осуществляют свои действия «конспиративно» (в отличие от религиозного культа, который носит «открытый, публичный и даже официальный характер»)  . В реальной ситуации, сложившейся в этот период в Советском Союзе, отнесение того или иного движения к категории «современного мистицизма» превращало его в объект жесткой идеологической критики и репрессий.

В других марксистских публикациях применительно и к собственно религиозным, и к духовно-просветительным, и к организациям духовно-нравственного и физического совершенствования использовались термины «нетрадиционные религии», «новые культы», «религии нового века»  и т.   д. И в этих изданиях подчеркивалась идеологическая и политическая чужеродность этих организаций социалистическому обществу, вина за их распространение возлагалась на «империалистические пропагандистские круги и спецслужбы, международные религиозные центры»  .

Конфессиональное религиоведение рассматривает движения духовного и физического совершенствования в качестве «сект», то есть религиозных по своей сути организаций, играющих деструктивную роль по отношению к личности, обществу и государству  .

В светском российском религиоведении в большинстве случаев многообразные движения и организации духовно-нравственного и физического совершенствования рассматривались в качестве новых религиозных движений. Так, например, «Агни йога» (Живая этика, учение Н. и Е. Рерих), Трансцендентальная медитация, последователи Порфирия Иванова включены составителями справочника «Религия, свобода совести, государственно-церковные отношения в России» (М.: издательство Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, 1997. С. 303–345) включены в число новых религиозных движений.

В сравнительно немногочисленных религиоведческих публикациях, посвященных движению «Фалунь Дафа» (Фалуньгун), оно, как правило, оценивается как религиозное. Так, в учебном пособии «Введение в религиоведение» «фалуньгун» оценивается в качестве нового религиозного движения, насчитывающего около 50 миллионов последователей и являющегося по содержанию «эклектическим учением, соединяющим верования разных религиозных систем, а также сведения научно-популярной и псевдонаучной литературы»  .

По нашему мнению, движения и организации духовно-нравственного и физического совершенствования не следует однозначно и категорично воспринимать и оценивать в качестве религиозных.

Существуют различные определения религии. Наиболее убедительной представляется точка зрения, в соответствии с которой в любой религии обязательно присутствует три компонента: 1. Вера в сверхъестественное; 2. Особая система ритуальных действий, целью которой является воздействие на сверхъестественные объекты веры ( религиозный культ )  ; 3.  Организации, объединяющие людей на основе общности их религиозных верований и культовых действий. Помимо этих трех компонентов, в любой религии есть и другие элементы, в том числе связанные со светской сферой жизнедеятельности (нравственные нормы и законодательные установления, более или менее разработанные и определенные социальные учения или их компоненты и многое другое).

Что касается движений духовного и физического совершенствования, то в них, как правило, в той или иной форме есть вера в сверхъестественное, но практически отсутствует (или представлен в самой минимальной степени) религиозный культ. И – что в данном случае самое главное – эти движения и организации объединяют своих последователей на основе веры в общие методы (приемы, рецепты) достижения духовно-нравственного и физического совершенствования, а вовсе не на основе общности их религиозных верований и культовых действий.

Это различие между религиозными организациями и движениями духовного и физического совершенствования достаточно очевидно, однако его осознанию может помешать своего рода «зацикленность» религиоведа на своих профессиональных вопросах. Так, мне непосредственно довелось столкнуться с движениями духовного и физического совершенствования при подготовке справочника «Индуистские религиозные и духовно-просветитель-ские организации в России» (М.: Философская книга, 2004).

Первоначально предполагалось назвать это справочное издание «Индуистские религиозные организации в России», но в процессе сбора информации выяснилось, что целый ряд организаций, в том числе Всемирное Движение Трансцендентальной медитации Махариши Махеш Йоги, Международная организация Сатья Саи, Всемирный Духовный Университет Брахма Кумарис, Сахаджа Йога, Движение последователей Шри Чинмоя, Движение последователей Ошо Раджниша, Движение «Сант Мат» («Путь Мастеров»), да и некоторые другие, отказываются называть себя религиозными организациями. И у них есть для этого серьезные основания, так как, хотя в их идеологии и деятельности присутствуют некоторые элементы, которые можно считать религиозными, все же преобладающими являются светские компоненты. Главное, что ищут их последователи – не участие в религиозном культе, не взаимодействие со сверхъестественными силами или сущностями с помощью магических или умилостивительных практик, а обретение эффективных методов духовно-нравственного и физического совершенствования, избавление от психологических проблем, болезней и т.   д.

В общем и целом данные выводы применимы и к оценке Центра духовного и физического совершенствования «Фалунь Дафа» в России.

Значение понятия «Фалунь Дафа»

«Фалунь Дафа» и «Фалуньгун» – это слова китайского происхождения. «Фа» переводится как «закон» или «принцип», «Да» – «великий», «гун» – «система тренировки», «энергия совершенствования», «Фалунь»– «Колесо закона». Таким образом, «Фалунь Дафа» можно перевести как – «Великий Закон Фалунь», а Фалуньгун – система практики «Фалунь».

По мнению самих последователей, движение «Фалунь Дафа» (также известное как «Фалуньгун»), с одной стороны, является разновидностью китайского цигун, представляет собой метод (школу) духовного и физического совершенствования, с другой, – особую «сверхъестественную» науку, по своему характеру и глубине в корне отличную от существующей. Не являясь религией, своими корнями «Фалунь Дафа» уходит в вековые традиции духовных практик и дисциплин системы Будды и системы Дао, а также содержит элементы философии и культуры Древнего Китая. Однако «Фалуньгун» не имел в Китайской Народной Республике статуса религии или религиозной организации и был впервые зарегистрирован в «Китайском научно- исследовательском обществе цигун» в 1992 г. Основателем «Фалуньгун» является Мастер Ли Хунчжи  , который впервые представил его в Пекине на «Восточной выставке здоровья в Пекине в 1992 г.».

 

Распространение движения «Фалунь Дафа»

 

С мая 1992 г. по декабрь 1994 г. по приглашению институтов по исследованию цигун в различных частях Китая Мастер Ли Хунчжи провел по всей стране 54 семинара с общей аудиторией в несколько сотен тысяч человек.

Вместе со своими учениками Мастер Ли дважды участвовал в «Восточной ярмарке здоровья» в Пекине. Руководство и организаторы ярмарки дали высокую оценку эффективности системы «Фалуньгун». Организационный комитет и экспертный комитет ярмарки вручили Ли Хунчжи награду «за достижения в области пограничных наук» – высшую награду ярмарки. Ему также была вручена специальная «Золотая Награда» и присвоен титул «Народный мастер цигун».

Однако в 1994 г. школа «Фалуньгун» была выведена Мастером Ли Хунчжи из состава «Китайского научно-исследовательского общества цигун». В материалах движения «Фалунь Дафа» упоминаются две основные причины этого шага:

во-первых, в связи с завершением Мастером Ли Хунчжи проведения курсов по передаче метода в Китае;

во-вторых, в связи с тем, что, по мнению Ли Хунчжи, руководство и члены «Китайского научно-исследовательского общества цигун» фактически не занимались исследованиями, а стремились посредством своей деятельности заработать больше денег.

В дальнейшем официальная регистрация «Фалуньгун» в Китае не проводилась, вместе с тем, до 1999 г. она не была запрещена и не подвергалась преследованиям.

В январе 1995 г. «Чжуань Фалунь» – главная книга учения «Фалунь Дафа», была издана в Пекине. 4 января 1995 г. церемония представления «Чжуань Фалунь» проходила в помещении Министерства общественной безопасности КНР.

В марте и мае 1995 г. Ли Хунчжи был приглашён во Францию и Швецию для чтения лекций о «Фалунь Дафа». Это явилось началом распространения учения за пределами Китая. В последующем он совершал поездки для чтения лекций и участия в конференциях по обмену опытом в Европе, Азии, Америке и Австралии.

За годы своего существования школа «Фалунь Дафа» получила признание во многих странах. Только в период 2001–2002 гг. соответствующие Ассоциации, общественные организации и центры практики «Фалунь Дафа» или «Фалуньгун» были учреждены и официально зарегистрированы в 14 странах. Так, например:

19 апреля 2001 г. в Латвии зарегистрирована «Балтийская Ассоциация Фалуньгун и Фалунь Дафа»;

1 сентября 2001 г. официально зарегистрирована «Европейская Ассоциация Фалунь Дафа»; 

30 ноября 2001 г. официально создана «Ассоциация Фалунь Дафа Нидерландов»;

27 октября 2001 г. официально создана «Ассоциация Фалунь Дафа Бельгии»;

23 октября 2001 г. официально создана «Австрийская Ассоциация Фалуньгун»;

23 августа 2001 г. официально учреждена «Ассоциация Фалунь Дафа Италии»;

1 февраля 2002 г. зарегистрирована «Ассоциация Фалунь Дафа Ирландии»;

9 июня 2002 г. была официально основана «Испанская Ассоциация Фалунь Дафа»;

15 октября 2001 г. создана «Датская Ассоциация Фалунь Дафа»;

30 сентября 2001 г. официально создана «Норвежская Ассоциация Фалуньгун»; 

23 декабря 2001 г. официально создана «Ассоциации Фалунь Дафа Финляндии»;

17 июля 2002 г. создана «Ассоциация Фалуньгун Чешской Республики»;

29 июля 2002 г. была официально создана «Ассоциация Фалунь Дафа Венесуэлы»;

27 сентября 2002 г. при поддержке Правительства Японии и соответствующих органов власти была официально создана и зарегистрирована «Ассоциация Фалуньгун Японии»;

11 ноября 2002 г. официально создана «Израильская Ассоциация Фалунь Дафа»  .

Кроме того, существует большое количество спонтанно сформировавшихся групп, которые не зарегистрированы в официальном порядке, так как практика «Фалунь Дафа» не предусматривает фиксированного членства, регулярных денежных сборов, каких-либо специфических форм дисциплины и функционирования руководящих органов движения. Формы организации и самоорганизации участников движения «Фалунь Дафа» очень напоминают принципы функционирования «сетевого сообщества»  , тем более, что все основные материалы, достаточные для того, чтобы стать последователем движения, включая текст книги «Чжуань Фалунь» – главной книги учения «Фалунь Дафа» – размещены на различных языках в сети Интернет. Занятия проводятся исключительно на добровольной и бесплатной основе.

Численность последователей «Фалуньгун», по мнению как независимых исследователей, так и самих участников движения, очень трудно точно определить, так как люди могут заниматься самостоятельно, изучая книгу «Фалунь Дафа», которую можно купить в магазине или извлечь из Интернета.

В Москве 6 февраля 2003 г. зарегистрирована общественная организация – некоммерческое партнерство «Центр духовного и физического совершенствования «Фалунь Дафа»  . Центр имеет филиалы в Иркутске, Калуге, Пятигорске, которые носят те же названия. Группы последователей действуют также в Санкт-Петербурге  , Нижнем Новгороде, Ставрополе, Минеральных Водах, Иркутске, Магнитогорске, Калуге, Ярославле, Одессе и некоторых других городах.

Основным направлением деятельности Центра духовного и физического совершенствования «Фалунь Дафа», как отмечается в его уставе, является повышение духовно-нравственного уровня и улучшение физического здоровья человека, а также развитие и культивирование в человеке высоких моральных и нравственных качеств, совершенствование гармоничной личности, развитие самопознания и раскрытие потенциальных способностей человека через самоисследование, умение жить в гармонии с окружающим миром и самим собой, культивирование здорового образа жизни и бережного отношения к природе. И в официальных документах, и на практике Центр «Фалунь Дафа» не является коммерческой организацией, не связан с какого-либо рода религиозными конфессиями или движениями, не предусматривает расовых, возрастных, национальных и культурных ограничений для участников, а также не участвует в политике.

Все проводимые мероприятия и занятия практикой осуществляются исключительно на добровольной и бесплатной основе. Средства, привлекае мые для проведения мероприятий, конференций и других видов деятельности – исключительно личный, добровольный вклад практикующих «Фалунь Дафа».

 

Деятельность Центра включает в себя:

–  распространение философских идей системы духовного и физического самосовершенствования «Фалунь Дафа», в основе которой лежат универсальные общечеловеческие нравственные принципы – «Истина, Доброта, Терпение»;

–  проведение практики оздоровительных упражнений по системе «Фалунь Дафа», аналогичных  китайской традиционной практике «цигун» для совершенствования и оздоровления тела;

–  ознакомительные семинары с системой духовного и физического совершенствования «Фалунь Дафа» (основные принципы и особенности, суть методики, упражнения);

–  проведение собраний, лекций, конференций, семинаров, занятий, презентаций, выставок и иных мероприятий, способствующих развитию в человеке высоких нравственных, моральных и эстетических качеств, улучшению здоровья;

–  проведение и участие в иных культурно-массовых мероприятий, направленных на повышение нравственности, улучшению здоровья, пропаганду здорового образа жизни.

 

«Фалунь Дафа» стремится к сотрудничеству органами государственной власти и общественными организациями при осуществлении благотворительных и оздоровительных программ.

В частности, в Москве есть опыт конструктивного взаимодействия с Комитетом общественных связей Правительства Москвы и рядом других организаций. Так, Центр принимал участие в духовно-оздоровительных программах и выставках в Московском Доме художника (духовно-оздорови-тельная выставка «Новая Эра» на Кузнецком Мосту, в мероприятии «День против диабета», Общественном форуме «Москва – здоровый город», проводимом в здании мэрии Москвы (Новый Арбат, 36) при поддержке Государственной Думы, Московской городской Думы, Правительства Москвы. Практикующие «Фалунь Дафа» проводят занятия среди слабо социально защищенных слоев населения, в том числе в Центрах социального обслуживания и получают соответствующие благодарственные письма.

В связи осуществлением репрессий против последователей «Фалуньгун» в Китае российские практикующие, пользуясь своим неотъемлемым конституционным правом на свободу массовых собраний  и выражения мнения, проводят мирные акции (пикеты, митинги, шествия) возле посольства КНР и в других местах для информирования общественности.

В свою очередь, органы власти КНР доводят до сведения российских СМИ и государственных органов свои негативные оценки учения и практики «Фалунь Дафа», что в определенной степени тормозит развитие конструктивных взаимоотношений центров «Фалунь Дафа» с российскими органами государственной власти и общественными организациями.

 

Учение организации «Фалунь Дафа»

 

Суть учения изложена Мастером Ли Хунчжи в его книге «Чжуань Фалунь» (или «Фалунь Дафа») и «Фалуньгун», переведенных на русский язык. Источником учения являются также записи многочисленных лекций и бесед с учениками, проведенных Мастером Ли Хунчжи в различных странах Европы, Америки и в Австралии.

Совершенствование, согласно учению «Фалунь Дафа», осуществляется по трем основным направлениям, тесно и неразрывно связанным между собой: 1. Совершенствовании «Синьсин» (духовных и нравственных качеств)  , 2. Преобразовании тела с помощью выполнения энергетических упражнений, а также 3. Расширения сознания в процессе познания принципов Вселенной, путем изучения книг и лекций Учителя.

В учении «Фалунь Дафа» есть представления о сверхъестественном. Ли Хунчжи говорит о несостоятельности теории Дарвина и о создании человека Просветленными. Человек существует миллионы лет и уже 81 раз человечество погибало и возрождалось. На разных планетах существуют различные иерархии просветленных существ (это будды, даосы). Человек творит свое счастье или несчастье в зависимости от поступков, совершенных им в прошлых жизнях. Учение «Фалунь Дафа» пантеистично (от латинского pan Theos – Бог во всем), однако мир полон злых духов, от которых может оградить только практика «Фалунь Дафа»  .

Мастер Ли Хунчжи утверждает: «Чтобы никогда не болеть, избавиться от бедствий в жизни и стать безгрешными, человек должен встать на путь самосовершенствования, на путь возвращения к истоку жизни и достижения действительного пробуждения. Это путь, признанный всеми школами самосовершенствования. Истинная цель человеческой жизни заключается в возвращении к истоку жизни и достижении действительного пробуждения. Поэтому, когда у человека рождается стремление к самосовершенствованию, то считается, что в нем пробудилась природа Будды  . Такая мысль заслуживает наивысшей оценки, так как у него воскресло стремление вернуться к истоку жизни и достижению действительного пробуждения вследствие того, что ему захотелось покинуть уровень, где находятся обычные люди».

Может быть, вы слышали буддийское изречение: «Когда у человека проявится природа Будды, всколыхнется десятисторонний мир», и каждый, кто увидит это, безусловно, окажет ему помощь. В системе Будды людей спасают безусловно и безвозмездно, безоговорочно помогают человеку» ( «Чжуань Фалунь», глава 1).

В «Фалунь Дафа» практикуют пять комплексов упражнений, похожих на мягкий «цигун» (традиционная китайская гимнастика). Движения просты и легки для обучения. Для занятий не требуется специальных условий: подходят любые удобные для практикующего место и время. Занятия состоят из совместного изучения книги «Чжуань Фалунь» и других книг Учителя, обсуждения и обмена опытом, а также коллективной практики, включающей пять комплексов упражнений.

Занятия проходят как в помещении, так и на открытом воздухе (например, в парках). В отличие от других методов практик не придается значению ориентации по сторонам света, отсутствует контроль за дыханием. Не практикуется вхождения в транс. Упражнения доступны для людей любого возраста и не требуют специальной подготовки. Три из упражнений – динамические, а два – статические, включающие медитацию. Занятия проводят консультанты-практикующие, добровольно взявшие на себя обязанность и ответственность по организации занятий. Требования к консультантам, пунктам практики (термины «консультанты» и «пункты практики» используется в китайских кругах цигуна) и форме проведения занятий изложены Мастером Ли Хунчжи в приложениях к книге «Фалунь Дафа» и «Фалуньгун».

Регулярно проводятся местные и международные конференции по обмену опытом.

Как утверждают последователи «Фалунь Дафа», практика упражнений позволяет очистить энергетические каналы в теле человека, открыть акупунктурные точки, благодаря чему стимулируются все процессы в организме, постепенно устраняются многие заболевания, появляется бодрость, повышается устойчивость к стрессовым воздействиям и неблагоприятным внешним факторам, проходят депрессия и подавленность. По мере регулярной практики под воздействием энергии, которая генерируется в теле занимающегося, происходит значительное омоложение организма, естественным образом происходит отказ от курения и других вредных привычек.

 

Запрет «Фалуньгун» в Китае

и возможные перспективы развития движения « Фалунь Дафа» в мире

 

В апреле 1999 г.  в китайских СМИ была опубликована статья, порочащая «Фалуньгун». Ученики в крупном городе Тяньцзин (недалеко от Пекина), мирно протестовавшие против этого, были задержаны полицией и избиты. 25 апреля 1999 г. 10 тысяч учеников Фалуньгун выстроились вокруг правительственной резиденции «Чжуннаньхай» в Пекине. Молча простояв несколько часов и получив заверения премьер-министра о положительном решении этого дела, ученики спокойно разошлись. В скором времени на базе сфабрикованной лживой книги и видеоматериалов, порочащих Фалуньгун и его основателя Мастера Ли Хунчжи, Фалуньгун в Китае был запрещен.

В июле 1999 г. появились три документа – 1) решение ЦК КПК (оно было датировано 19 июля и опубликовано 22 июля), запрещавшее членам партии практиковать «Фалуньгун»; 2) запрет министерства общественной безопасности КНР государственным служащим принимать участие в деятельности «Фалуньгун» и 3) указание министерства гражданской администрации КНР об объявлении «Фалуньгун» в административном порядке незаконной организацией. В средствах массовой информации была развернута широкая и шумная кампания, порочащая «Фалуньгун», в которой приняли участие все партийные органы, государственные учреждения, общественные организации, в том числе и признающие руководящую роль КПК религиозные организации страны.

Через три месяца, 25 октября 1999 г., на заседании Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей (ПК ВСНП) было принято имеющее силу закона постановление по борьбе с религиозными сектами и их незаконной деятельностью. В этом документе подчеркивалось, что «еретические секты», «прикрываясь религиозной деятельностью, занятиями старинной китайской дыхательной гимнастикой «цигун», нарушают общественный порядок, угрожают имуществу и жизни граждан, наносят ущерб экономическому развитию страны»  . Данное постановление способствовало усилению репрессий в отношении последователей «Фалуньгун»  . Впрочем, по оценке экспертов, «руководство КНР проводит сейчас самую агрессивную антирелигиозную политику среди всех стран Азиатского региона»  . Особенно очевидно это стало после принятия в 1999 году закона о борьбе с сектами, когда был составлен специальный список «еретических культов», запрещенных на территории Китая, а также существенно усилены репрессии против многих протестантских и других религиозных организаций  .

Судя по имеющейся информации, репрессии в КНР против последователей «Фалунь Дафа» продолжаются и, как можно предположить, численность практикующих «Фалунь Дафа» в Китае может существенно сократиться  . Вместе с тем, в других странах оно продолжает возрастать и может расти и впредь.

Некоторые особенности «Фалуньгун» делают вполне вероятным усиление взаимодействия и сотрудничества его последователей с органами государственной власти и общественными организациями в многогранной деятельности по оздоровлению людей, преодолению алкоголизма, курения, наркомании и т.   д. Практика « Фалунь Дафа» не требует специальной подготовки и не предполагает ограничений социальной активности человека. Для совершенствования не требуется уход в монастырь или глухие горы, исполнение сложных обрядов или ритуалов, отсутствует культ поклонения Учителю. Не требуется отказ от чего-либо социально значимого в мирской жизни. Считается, что сложная обстановка современного общества, где много противоречий и соблазнов, является отличной средой для совершенствования. У практикующих формируется убеждение, что человек, стремящийся к совершенству и занимающий определенную социальную нишу в обществе, может приносить большую пользу и более ответственно относится к своим обязанностям.

Развитие процессов глобализации, а также сети Интернет в сочетании с продолжающейся во многих странах секуляризацией и «размыванием» традиционной религиозности создает необходимые предпосылки для широкого развития движений и организаций духовного и физического совершенствования, в том числе и « Фалунь Дафа», идеология и деятельность которых заслуживает пристального и объективного изучения (включая религиоведческий анализ соответствующих элементов их идеологии и практики). При этом важно учитывать, что для современной России, где, по оценкам социологов, массовое религиозное сознание продолжает оставаться «рыхлым» и эклектичным, перед всеми этими движениями открываются вполне реальные перспективы укрепить в перспективе свои позиции.

 

ПРИМЕЧАНИЯ

 Некоторые из этих движений и организаций возникли несколько раньше, в первой половине ХХ столетия (так, например, Всемирный духовный университет «Брахма Кумарис» был основан в 1936 г.), однако заметным явлением духовной жизни они становятся уже во второй половине ХХ в.

 См. Настольная книга атеиста. М.: Политиздат, 1983. С. 379–380.

 Там же. С. 367.

 См.: Григулевич И.Р. Пророки «новой истины». М.: Политиздат,1983; Гуревич П.С. Нетрадиционные религии на Западе и восточные религиозные культы. М.: Знание, 1985; Митрохин Л.Н . Религии «нового века». М.: Советская Россия, 1985 и др.

См.: Коммунист, 1981. № 14. С. 98–99; Теория и практика научного атеизма / Учебное пособие для высших партийных школ. М.: Мысль, 1984. С. 64–68 и др.

 См., например: Новые религиозные организации России деструктивного и оккультного характера: Справочник / Миссионерский отдел Московского Патриархата Русской православной церкви. Белгород, 1997.

  Тимощук А.С., Шавкунов И.В. Введение в религиоведение / Учебное пособие. Владимир: Владимирский юридический институт Минюста России, 2002. С. 152.

 Религиозный культ обычно включает две главные формы обрядовых действий: магию и умилостивительный культ, который возникает на основе веры в сверхъестественные личностные существа духов или богов.

 Ли Хунчжи родился 13 мая 1951 года в городе Гунчжулинь провинции Цилинь (Китай). В настоящее время проживает в США.

 В настоящее время, по сведениям Информационного центра «Фалунь Дафа», это движение насчитывает свыше 100 миллионов последователей в более 70 странах мира (в том числе, по приблизительным оценкам, в России и странах СНГ – около 1 тысячи человек).

 Разумеется, речь в данном случае идет не о так называемом «сетевом маркетинге», а о свободной ассоциации, характерной, в частности, для пользователей Интернет, объединенных какими-то общими интересами, где нет и не может быть фиксированного членства, свободный «вход» и «выход» и каждый может делать для других то, что он считает возможным для себя или к чему питает склонность.

 Председатель – бизнесмен Иван Петрович Шкодюк, заместитель председателя – менеджер-экономист Ольга Игоревна Колганова.

 Группа практикующих «Фалунь Дафа» в Санкт-Петербурге существует с 1997 года и является самой многочисленной в России (около 400 человек). Санкт-Петербургская общественная некоммерческая организация «Фалунь Дафа» активно занимается социальным служением, в частности, проводит благотворительные концерты в Домах ветеранов и социальных домах, организует работу Клубов совершенствования здоровья и нравственности человека, в том числе для подростков и молодежи, участвует в программах городского радио, посвященных вопросам нравственности и здоровья.

 Между «Фалунь Дафа» и «цигун» нет тождества, в книге Ли Хунчжи названы 8 отличий «Фалуньгун» от традиционного «цигун». В литературе самого движения иногда используется термин «оздоровительная гимнастика цигун «Фалунь Дафа».

Все эти мероприятия согласуются с местными органами власти и оформляются соответствующими разрешениями.

  Акцент все же делается на совершенствовании «Синьсин».

 См.: Тимощук А.С., Шавкунов И.В. Введение в религиоведение / Учебное пособие. Владимир: Владимирский юридический институт Минюста России, 2002. С. 151.

  Будда – Просветленный или человек, достигший просветления путем совершенствования.

  К началу 1999 года, по данным социологического исследования, проведенного по заказу Правительства КНР, в Китае число последователей «Фалуньгун» составило от 70 до 90 миллионов человек.

 См.: Галенович Ю.М . Заметки китаеведа М.: Муравей, 2002. С.   164–166.

 Опыт СССР, КНР и других стран, где у власти находились или находятся коммунистические партии, свидетельствует о том, что для укрепления своей власти руководство систематически использовало массированные пропагандистские кампании и массовые репрессии в отношении тех, кто объявлялся «врагами народа», зачастую не представляя никакой реальной угрозы правящему режиму. В КНР, по данным Информационного центра «Фалунь Дафа», за последние годы погибло свыше 1390 учеников Ли Хунчжи, более тысячи были помещены в психиатрические лечебницы, десятки тысяч – в тюрьмы и лагеря.

  Лункин Р. Протестантизм и глобализация на просторах Евразии // Религия и глобализация на просторах Евразии. М.: Московский Центр Карнеги, 2005. С. 106.

 См.: Там же. С. 106–109.

  По оценке самих последователей «Фалунь Дафа», численность последователей учения в Китае сократилась в первые годы запрета, сейчас многие из ранее бросивших заниматься снова вернулись к практике «Фалунь Дафа», в связи с чем многие практикующие в Китае стойко продолжают отстаивать свои права на свободу совести и веры.