Роль органов власти и общественных институтов в субъектах Российской Федерации в развитии этноконфессионального диалога (на примере Владимирской области)

Л.А.   Февралева
(г.   Владимир)

Роль органов власти и общественных институтов в субъектах Российской Федерации в развитии этноконфессионального диалога (на примере Владимирской области)

При характеристике общей религиозной ситуации во Владимирской области и сложившегося уровня взаимоотношений органов государственной власти и местного самоуправления с религиозными объединениями можно выделить пять наиболее существенных тенденций и проблем.

Во-первых, Владимирская область являет собой яркую палитру религиозного плюрализма, где в настоящее время зарегистрированы и действуют 330   религиозных организаций, принадлежащих к 16   конфессиям. Для сравнения: на 01.01.1990   г. насчитывалось всего 80   религиозных организаций пяти конфессий, а в государственном реестре управления юстиции на 01.07.1997   г. было зарегистрировано 263   религиозные организации.

Объективно место и роль любого религиозного объединения невозможно определить без учета традиций нашего древнего края. Исторически отмечается присутствие протестантских религиозных образований: около 140   лет назад в Меленковском районе появилась первая группа христиан-адвентистов седьмого дня, культурологически традиционными являются религиозные группы старообрядцев, мусульман, евангельских христиан-баптистов.

Что представляло собой православие? В 1905   г. во Владимирской губернии на 840   жителей губернии приходился один храм (в Московской – на 1200   чел., в Воронежской – на 2500   чел.). Во Владимирской епархии действовали: 608   церковных школ, 5   духовных училища и духовная семинария. При церквах имелось около тысячи библиотек. Церкви и монастырям принадлежало около 60   тыс.   га земельных угодий. В 2004   г. Владимирская епархия отметила 790?летие со времени своего самостоятельного существования и 260-летие восстановления ее в качестве отдельной церковно-территориальной единицы.

Современное массовое общественное сознание отдает предпочтение православию. С ним себя самоидентифицирует большая часть жителей Владимирской области. Например, социологические исследования, проведенные Советом по вопросам религиозных объединений при администрации области в 2002   г, показали, что подлинную религиозность и духовность в православии видят: 77,1% военнослужащих, 82,1% пенсионеров, 99,2% опрошенных предпринимателей   .

В настоящее время около 78% зарегистрированных религиозных организаций относится к Русской православной церкви. Удельное количество других религиозных организаций в общем числе зарегистрированных составляет: Российская православная автономная церковь – 5,6%; Евангельские христиане-баптисты, Христиане веры евангельской (пятидесятники), Адвентисты седьмого дня – по 3%; евангельские христиане, харизматические церкви – по 1,9%; Русская православная старообрядческая церковь – 1,6%; иудаизм, Свидетели Иеговы – по 0,6%; Римско-католическая церковь, Евангелическо-лютеранская церковь, Общество сознания Кришны (Вайшнавы), ислам – по 0,3%.

Вторая тенденция связана с тем, что на структуру конфессионального пространства области, повышение ее сложности и конфликтогенности существенное влияние оказывают внутренние процессы в религиозных организациях. В известной степени они являются отражением более общих процессов, протекающих в социально-экономической, политической и духовной сферах российского общества: противоборства различных политических и социальных сил и тенденций, борьбы за передел собственности и сфер влияния в экономике, межнациональных конфликтов и т.   п. Нередко основанием для внутриконфессиональных противоречий и конфликтов выступает различное отношение к прошлому и перспективам развития страны в целом и отдельных народов в частности. Практически во всех конфессиях, хотя и с разной степенью остроты, наблюдаются противоречия между консерваторами, выступающими за чистоту и неукоснительное соблюдение традиционных норм религиозной жизни, и сторонниками приведения вероучения и культовых предписаний своих религий в соответствие с изменившимися условиями жизни и достижениями современной цивилизации.

Третья тенденция. Появление в области в первой половине 90-х гг. ХХ в. большого числа религиозных новообразований, проводивших активную миссионерскую деятельность, вызвало со стороны населения настороженное и недоверчивое отношение. Так, например, в 1999   г., Владимирскую область с целью религиозной деятельности посетило 115   миссионеров, а в 2001 г. – уже 362. Неоднократно в ходе прямых эфиров на областном телевидении приходилось объяснять возмущенным телезрителям нормы действующего законодательства и выслушивать обвинения в адрес органов власти в бездеятельности по отношению к новым религиозным движениям. Более того, уже в 2004   г., в ходе социологического исследования, проводимого Советом по вопросам религиозных объединений при администрации области, на вопрос об отношении к людям других религиозных убеждений 7,7% опрошенных ответили, что видят опасность в них и не готовы к сотрудничеству с ними, а 9,3% респондентов выразили готовность вступить с ними в борьбу.

В-четвертых, имеет место проблема кадров священнослужителей во всех конфессиях и недостаточный уровень религиоведческих знаний у чиновников, реализующих вероисповедную политику в области.

Пятая тенденция характеризуется ростом численности населения области, исповедующих ислам, что является следствием миграционных процессов последнего десятилетия.

Поликонфессиональный характер Владимирского края, а также вышеперечисленные проблемы, безусловно, накладывают свой отпечаток на содержание государственно-церковных отношений, практику реализации федерального законодательства на региональном уровне.

С целью координации деятельности соответствующих государственных органов, учреждений, организаций области по реализации федерального законодательства, регулирующего государственно-церковные отношения, а также предупреждения фактов нарушений прав граждан на свободу совести и вероисповедания в 1998   г. создан Совет по вопросам религиозных объединений при администрации области   .

Совет является общественным формированием светского характера. В него вошли ведущие ученые-религиоведы, специалисты различных государственных органов, учреждений области. Структурно Совет состоит из Экспертного Совета, комиссии по соблюдению законодательства о свободе совести и свободе вероисповедания и общественной приемной комиссии по рассмотрению заявлений, писем и жалоб религиозных организаций, граждан. Это позволило всесторонне изучать и юридически грамотно решать проблемы, относящиеся к такой деликатной сфере духовных отношений как религия.

На Совет возложено решение пяти основных задач:

1.   Формирование атмосферы вероуважения в межрелигиозных отношениях, развитие межконфессионального диалога.

2.   Широкое информирование населения области о религиозных объединениях, действующих на территории области, создание лояльного общественного мнения.

3.   Организация сотрудничества с религиозными организациями в решении общественно значимых задач.

4.   Обеспечение соблюдения законодательства.

5.   Экспертная и научно-методическая деятельность.

 

Органы власти Владимирской области движутся по пути развития социального партнерства с религиозными объединениями. Следует отметить, что практику юридически закрепленного партнерства в 1996   г. начала христианская евангельская Веслианская церковь, заключившая Соглашение о совместной деятельности с администрацией г. Владимира, что доказывает равенство прав, предоставляемых религиозным организациям. Однако данный проект не нашел своего дальнейшего развития и продолжения.

Инициатором многих общественно-значимых программ в развитии социальной сферы региона является Владимиро-Суздальская епархия Русской православной церкви. Можно выделить три основных направления взаимодействия органов власти и Владимиро-Суздальской епархии:

1.   Совместное проведение государственно-церковных праздников.

2.   Объединение усилий на оказание помощи слабо защищенным слоям населения.

3.   Сохранение объектов историко-культурного наследия. В настоящее время Владимиро-Суздальской епархии передано более 400   культо-вых памятников истории, в том числе 26   монастырских комплексов, которые сегодня возрождены к жизни. Пять монастырских комплексов используются совместно с учреждениями культуры, образования, туризма. Приходы самостоятельно изыскивают средства на проведение ремонтно-реставрационных работ на памятниках местного значения. Государство выделяет средства на реставрацию особо значимых объектов культурного наследия федерального уровня, таких как Борогородице-Рождественский монастырь, церковь Покрова-на-Нерли, Успенский собор и др.

 

Необходимо особо подчеркнуть, что новые явления в современной религиозной ситуации в области не отменяют, а, напротив, актуализируют потребность сотрудничества и единства верующих и неверующих, развитие социального партнерства религиозных организаций и государства. В целом можно констатировать, что в настоящее время во Владимирской области сложилась обстановка мировоззренческого плюрализма, достаточно устойчивого поликонфессионального равновесия, конструктивного диалога органов власти и религиозных организаций, идет постоянный поиск оптимальных путей реализации вероисповедной политики в регионе.

ПРИМЕЧАНИЯ

 Мировоззренческие предпочтения жителей Владимирского края: история и современность. Под. ред. Константинова В.Н. Владимир. 2003. С. 60.

 Постановление главы администрации Владимирской области № 913 от 28.12.1998 г. «О создании в области общественных формирований, способствующих реализации Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» // Владимирские ведомости. 12 января 1999 г.