Некоторые параметры религиозности и социально-демографические характеристики жителей Магаданской области

А.И.   Поспелова

(г.   Магадан)

С.В.   Поспелова

(г.   Москва)

 

Некоторые параметры религиозности

и социально-демографические характеристики

жителей Магаданской области

 

Изучая региональную религиозную ситуацию социологические службы Северного международного университета и Администрации Магаданской области в 1998–2003   гг. проводили опросы жителей Магаданской области. В общей сложности было опрошено 1400   респондентов. В статье приводятся и анализируются некоторые из обобщенных данных исследований, позволяющих судить об отношении населения к проблемам мировоззренческого выбора.

Портрет «неверующего» жителя Магаданской области в среднем таков: это мужчина или 18–24 или 35–39   лет, обладающим неполным высшим и средним образованием, и относящий себя к среднему слою. Портрет «среднего» «верующего» православного жителя Магаданской области: женщина 40–49   лет с неполным средним или высшим образованием, относящая себя к нижнему, ниже среднего слою. Портрет «среднего» верующего протестанта: женщина 25–40   лет   , со средним и специальным образованием, относящая себя к среднему слою.

Если говорить о гендерных различиях верующих, то в группе верующих женский контингент более чем в вдвое превышает мужской, что соответствует общероссийским показателям   . Женщин явное большинство во всех конфессиях. В Магаданской области мы не можем говорить о «мужском» мусульманстве. Данная ситуация объясняется тем, что в мусульманских группах в Магаданской области женщины играют роль «хранителя традиций» и фак тически руководят мусульманской обрядовой ритуаликой (кроме богослужений).

Характеризуя возрастные особенности верующих, отметим, что «средний» верующий – это человек 35–39   лет. Возросло количество верующих 18–24   лет, что говорит о тенденции омоложения верующих. Лица, до 24   лет среди верующих составляют около 37%.

В Магаданской области молодых более всего в православной группе, что связано, скорее всего, с динамичным ростом православия по Магаданской области, работе воскресных школ при православных приходах и введению курсов «Православная культура» в некоторых средних школах. В группе неверующих лица старше 60   лет составляют 57%. Данный феномен объясняется, на наш взгляд, определенным контингентом социальной группы лиц, старше 60   лет: как правило, это бывшие репрессированные, ссыльные и вольнонаемные, чье мировоззрение (в основном – атеистическое)   формировалось в 1940–1950-х гг., и которые по ряду причин не могли выехать по месту постоянного проживания и остались на постоянное жительство в области.

Распределение по образованию показывает, что первое место занимают малообразованные респонденты (представлены в группе верующих 53,6%). Второе место по численности в группе верующих – люди с высшим образованием: 24,3%.

Данные показатели обусловлены спецификой социальной структуры Магаданской области, которая «диктует» свои параметры мировоззренческих установок: для лиц с высоким уровнем образования, заявивших о своей религиозной мировоззренческой ориентации, более характерна институционально оформленная религиозность (православные). В протестантских конфессиях доминируют люди с неполным высшим и средним специальным образованием. В мусульманской группе зафиксировано преобладание лиц со средним образованием.

Анализ уровня материального обеспечения респондентов показывает, что более всего верующих низко обеспеченных (включая живущих за чертой бедности) – 61,4%. А высоко обеспеченных – 29,1%. Таким образом, в Магаданской области количество низко обеспеченные верующих в среднем такие же, как в РФ, верующих высоко обеспеченных – намного больше, что объясняется спецификой социальной структуры населения Магаданской области.

На вопрос «Считаете ли Вы себя верующим человеком?» ответили все опрашиваемые. В общей сложности, 32,9% жителей области не считают себя верующими. 10,4% – считают себя верующими, но не могут сказать к какому вероисповеданию относятся. Наиболее значительное количество жителей области – верующие (56,7%), из них православные составляют 90,7%, протестанты представляют 3,8% верующих, представители всех других вероисповеданий составляют 5,5 %.

На вопрос: К какому вероисповеданию Вы можете себя отнести? Были получены следующие ответы, которые сведены в таблицу:

Таблица   1   .

Баптизм 0,9
Буддизм 0,5
Ислам 0,9
Католицизм 2,3
Кришнаиты 0,9
Мормоны 0,5
Пятидесятники 1,4
Православие 90,7
Свидетели Иеговы 0,5
Адвентисты седьмого дня 0,5
Язычество 0,9

 

Исходя из таблицы видно, что подавляющее большинство верующих респондентов – православные. Вторая по численности группа – протестанты различных деноминаций (в совокупности 3,8%). На третьем месте католики – 2,3%.

Значение термина «язычник» в таблице требует дополнительных пояснений. «Язычники» представляют собой людей, сформировавших свою собственную мировоззренческую позицию под влиянием традиционной культуры коренных малочисленных народов Севера и считающих ее языческой. Информации о существовании какой-либо языческой общины в Магаданской области не имеется.

Несмотря на то, что данные о религиозной самоидентификации важны, тем не менее, для более глубокого анализа степени и характера религиозности респондентов были использованы вопросы-фильтры. Анализ этих вопросов выявил группу «формальных верующих». Согласно данным 2003   г., «формальные верующие» составили 25–30% от всех верующих, относящихся к конкретному вероисповеданию.

В Магаданской области «формальные верующие» составляют большинство среди православных верующих. Несмотря на то, что данная группа включает в себя респондентов, в жизни которых, по их ответам «религия играет важную роль», религиозность многих из них можно обозначить как «ситуативную», так как исполнение культовых действий у данной группы не регулярное, посещение храма – периодическое («по праздникам») и ориентация на религиозные ценности в повседневной деятельности обусловливается не глубокой внутренней потребностью, а внешними обстоятельствами. Подавляющее большинство «формальных верующих» – женщины; среди представителей этой группы больше, чем среди всех респондентов, людей старше 50   лет, с высшим образованием.

С целью определения группы действительно глубоко религиозных людей были ужесточены критерии отбора: при ответе на вопрос об исполнении ритуалов учитывались респонденты, выбравшие позицию «исполняю постоянно», при ответе на вопрос об ориентации на религиозные ценности – выбравшие позицию «Да, всегда ориентируюсь». Размер данной группы верующих составил около 3% от всей выборки, что достаточно близко к экспертным оценкам числа практикующих верующих по России в целом (4–6%)   .

На вопрос о длительности исповедания той или иной религии ответило 1054   респондента. Анализ ответов показывает, что число людей, обратившихся в ту или иную в веру за последние 10   лет, составляет около трети от всех верующих. Большинство же указывают, что являются верующими свыше 10   лет. Можно сказать, что интенсивная деятельность различных конфессий, непосредственно, не вызвала роста действительной религиозности, скорее, произошли значительные изменения в общественном сознании: религиозная идентификация тесно связывается с этнической, статус «верующего» становится престижным.

Всем опрашиваемым жителям области было предложено ответить на ряд вопросов, касающихся некоторых позиций квазирелигиозного сознания, распространенных в современном массовом сознании (вера в экстрасенсорику, магию, эзотерию, НЛО; предсказания судьбы, гороскопы), а также религиозных догматов (вера в бессмертие человеческой души, вера в существование ада и рая, вера в существование Бога и дьявола). Результаты приведены в таблице № 2 и № 3.

 

Верите ли Вы в экстрасенсорику, магию, эзотерию и считаете ли Вы возможным использовать их для достижения каких-либо целей?

Таблица 2

 

Да, я верю, В некоторых ситуациях я верю Нет, не верю Затрудняюсь ответить
Не считаю себя верующим человеком 15,0%12,0%60,0%8,0%
Считаю себя верующим, но не могу сказать к какому вероисповеданию отношусь 18,2%31,8%25,0%15,9%
Евангельские христиане  50,0%50,0% 
Ислам  50,0%50,0% 
Католицизм  50,0%50,0% 
Новоапостольская церковь  50,0%50,0% 
Православие 23,9%15,5%40,1%7,7%
Пятидесятники 15,5%34,5%40%10%
Адвентисты   100,0% 
Церковь «Слово жизни» 33,3% 66,7% 
Церковь Христа   100,0% 

 

Верите ли Вы предсказаниям судьбы, гороскопам и ориентируетесь ли на них в своей повседневной жизни?

Таблица 3

 

Да, я верю и ориентируюсь на них в своей повседневной жизни Да, я верю и ориентируюсь на них в зависимости от ситуации Нет, я не верю Затрудняюсь ответить
Не считаю себя верующим человеком 8,0%11,0%52,0%29,0%
Считаю себя верующим, но не могу сказать к какому вероисповеданию относятся 4,5%38,6%22,7%34,1%
Евангельские христиане   100% 
Ислам    100,0%
Католицизм   100,0% 
Новоапостольская церковь   100,0% 
Православие 12,7%28,2%31,0%28,2%
Пятидесятники    100,0%
Адвентисты   75,0%25,0%
Церковь «Слово жизни»   66,7%33,3%
Церковь Христа    100,0%

Согласно данным таблиц, наибольшее количество респондентов, относящих себя к конкретному вероисповеданию и выбравших варианты ответов «ориентируюсь на них в своей повседневной жизни» и «ориентируюсь на них в зависимости от ситуации» наблюдается среди православных верующих – (40,9%). 31% респондентов из этой же группы – не верят в предсказания судьбы и гороскопам, что говорит о «размытости» религиозного сознания у православных верующих Магаданской области.

Наибольший процент, тех, кто не верит, наблюдается среди группы протестантских верующих. Эти данные подтверждают, большую осознанность веры у протестантов.

На вопрос «Верите ли Вы в существование ада и рая?» ответы распределились следующим образом:

Таблица 4

 

Да, я верю Нет, я не верю Затрудняюсь ответить
Не считаю себя верующим человеком 13,0%44,0%43,0%
Считаю себя верующим, но не могу сказать к какому вероисповеданию отношусь 37,8%26,7%35,6%
Евангельские христиане 100,0%  
Ислам  50,0%50,0%
Католицизм 50,0%50,0% 
Новоапостольская церковь 100,0%  
Православие 45,8%15,5%38,7%
Пятидесятники 100,0%  
Адвентисты 50,0%50,0% 
Церковь Христа 100,0%  

Как видно из таблицы, наибольший процент респондентов, выбравших при ответе на этот вопрос вариант ответа «да, верю», наблюдается среди протестантов. Следует отметить, что 15,5% православных не верят в существование ада и рая, а 38,7% затруднились дать ответ на этот вопрос, что говорит о «размытости» религиозного сознания верующих, идентифицирующих себя как «православные». Среди представителей адвентистов (50%), также не верят в существование ада и рая. Не верят, также в существование ада и рая 50% мусульман. Эти показатели говорят о том, что среди этих групп верующих – половину составляют «ситуативные» верующие.

Не считают себя верующими, но верят в существование ада и рая 13% респондентов, а 43% затруднились дать ответ на этот вопрос, что говорит о «размытости» понятия «не верующий», так как вера в загробную жизнь все-таки есть показатель хотя бы «формально верующего».

Самой распространенной оказалась вера в экстрасенсорику, магию и эзотерию – 48,4%. На втором месте вера в гороскопы и предсказания судьбы – 38,8% респондентов в той или иной степени верят им. На третьем месте – вера в НЛО – 29,5% опрошенных соответственно верят в их существование.

При этом складывается ситуация, когда индивид идентифицирует себя как верующего определенной конфессии (например, православия), но, тем не менее, может не верить в какой-либо из догматов.

Для выяснения вопроса отношения жителей Магаданской области к религиозным организациям в анкете был заложен открытый вопросы « Как вы относитесь к религиозным организациям, которые существуют на территории Магаданской области?». Результаты приведены в следующей таблице:

Таблица 5

Оценивают положительно (очень хорошее отношение) (%)  
Конфессии Данные по Д.   Фурману и К.   Каариайнену   г.   МагаданМагаданская область
1. Православие 5256,956,8
2. Католицизм 57,19,5
3. Ислам 103,76,3
4. Буддизм 43,24,2
5. Кришнаиты 11,43,2
6. Баптизм 20,92,1
7. Иудаизм 30,91,1
8. Мормоны Нет данных0,71,1
9. Адвентисты седьмого дня 10,51,1
10. Пятидесятники 10,51,7
11. Свидетели Иеговы 10,50,5
Оценивают негативно (очень плохо) (%)
Конфессии Данные по Д.   Фурману и К.   Каариайнену г.   МагаданМагаданская область
1.   Православная церковь 10,51,1
2.   Ислам 205,55,3
3.   Буддизм 170,71,1
4.   Баптизм 3055,3
5.   Католицизм 142,84,2
6.   Пятидесятники 261,18,4
7.   Свидетели Иеговы 262,54,2
8.   Адвентисты седьмого дня 218,314,7
9.   Мормоны Нет данных0,91,1
10.   Новоапостольская церковь Нет данных 0,2 1,1
11.   Кришнаиты 202,54,2
12.   Сатанисты Нет данных2,54,2
13.   Ваххабизм Нет данных1,12,1
14.   Аум Синареке Нет данных0,92,1
15.   Мунизм Нет данных0,71,1
16.   Сайентология Нет данных0,71,1
17.   Язычество Нет данных0,51,1
18.   Все, кроме православия Нет данных2,32,1

Согласно таблице видно, что в Магаданской области прослеживается общая российская тенденция положительного отношения к православию. По Магадану и Магаданской области очень хорошее отношение к православию составляет 56,85%, что на 0,15% больше, чем верующих по области вообще. Всего из всех опрошенных только 0,5% относятся к православию негативно в Магадане и 1,1% негативно отношения зафиксировано по области (данные по области совпадают с данными Д. Фурмана и К. Каариайнена).

Среди «формальных верующих» православные «составляют» большинство. Зачастую русские говорят о своей приверженности православию, только на основании факта крещения или просто этнической принадлежности. Таким образом, в сознание россиян православие выступает своего рода этнической религией. Хотя данная тенденция характерна и для ряда северокавказских народов по отношении к исламу, Например, можно предположить, что в условиях компактного проживания в одном из районов Магаданской области совместное участие в ритуальной, религиозной деятельности позволяет сохранять и поддерживать членам ингушской диаспоры свою национальную идентичность.

То, что большинство жителей Магаданской области относят себя к православным, вероятно, определило тот показатель, что большинство жителей не имеют четкого представления о нетрадиционных для Магаданской области религиозных организациях. Респондентам был задан открытый вопрос: Какие религиозные организации Вы относите к нетрадиционным  ? Вот каковы ответы респондентов:

Таблица 6

Бахаизм11,2%
Буддизм2,8%
Евангельские христиане4,2%
Ислам3,5%
Иудаизм2,1%
Католицизм1,7%
Мунизм14,7%
Новоапостольская церковь5,6%
Кришнаиты11,5%
Сайентология15,4%
Свидетели Иеговы13,3%
Христиане-пресвитериане4,9%
Церковь Адвентистов Седьмого дня8,4%
Церковь Иисуса Христа последних дней5,9%
Затрудняюсь ответить14,0%
Не интересуюсь данным вопросом0,7%

 

Прежде всего, следует отметить, что в список вариантов ответов на данный вопрос респонденты включили как традиционные (буддизм, ислам), так и нетрадиционные для Российской Федерации конфессии  . Как видно из таблицы 6,3% респондентов, ответивших на этот вопрос отметили в числе нетрадиционных отметили и традиционные для РФ религиозные организации (буддизм, ислам), что объясняется тем, что: 1. Данные религиозные организации на территории Магаданской области появились только в середине 90-х гг.; 2. Часть респондентов плохо ориентируется в вопросах религии или же просто данный вопрос не входит в сферу их интересов.

К числу традиционных для России религиозных организаций были отнесены следующие:

Православие79,6%
Христианство17,9%
Язычество1,4%
Старообрядцы3,2%
Буддизм10,2%
Ислам14,0%
Католицизм2,5%

Более двух третей респондентов считают православие традиционной религией для России. Интересен тот факт, что только 10,2% респондентов назвали буддизм традиционной религией, а ислам – 14%, что является для Магаданской области, с точки зрения массового сознания, естественным (нераспространенность этих традиционных для РФ религий в Магаданской области до 90-х гг. ХХ в.) Более того, фактически буддизм отсутствует на территории Магаданской области. Большинство респондентов имеют четкое представление о православии как традиционной религии для России (79,6%). На первый взгляд неожиданным является низкий показатель по язычеству, однако сами аборигенные народы свои верования скорее считают частью культуры, а инонациональное население Магаданской области не включает язычество в традиционные верования, относя их к сфере первобытных верований или к экзотическим культурным явлениям коренных малочисленных народов севера  .

Идея наделения особыми привилегиями Православной церкви и придания ей особого официального статуса популярна среди опрошенных, что отображают данные таблицы № 8. И хотя в массовом сознании эта идея может сочетаться с идей равенства, она значительно превышает 50% (то есть, многие респонденты придерживаются принципа: «все религии равны, но некоторые более равны, чем другие»  ).

 

Отношение к привилегиям РПЦ и равенству религий

Таблица 8

 

Полностью согласен Согласен Не согласен Совершенно не согласен
1 2121212
РПЦ должна иметь привилегии в России 2745,13422,7216,942,3
Все религии должны иметь равные права 2411,23332,22211,286,6

Ответы на вопрос: «Считаете ли Вы необходимым жестко закрепить в российском законодательстве права традиционных религий в ущерб нетрадиционным?» распределились следующим образом:

Таблица 9

ЗНАЧЕНИЯ Данные по Д. Фурману и К. Каариайнену  . По Магаданской области %
1 Да6247,0
2 Нет2530,9
3 Затрудняюсь ответитьНет данных21,7

Данные таблицы показывают, что по Магаданской области значительно ниже процент жителей, чем в исследованиях Д. Фурмана и К. Каариайнена, которые считают, что необходимо жестко закрепить в российском законодательстве права традиционных религий в ущерб нетрадиционным.

Точка зрения опрошенных относительно права и возможности государства регулировать деятельность религиозных организаций выглядит так:

Таблица 10

1.Да, я считаю, что государство должно регулировать традиционные религии50,0%
2.Да, я считаю, что государство должно регулировать только деятельность новых (нетрадиционных) религий.32,2%
3.Нет, государство не должно регулировать деятельность религиозных организаций6,6%
4.Затруднились с ответом11,2%

50% респондентов ответили, что государство должно регулировать деятельность традиционных для России религиозных организаций. И только 6,6 % респондентов, считает, что государство не должно никоим образом влиять и ограничивать деятельность любой религиозной организации.

Вопросы о позитивной или негативной деятельности некоторых религиозных организаций специально были заданы в открытой форме с тем, чтобы ознакомиться с представлениями населения о религиозной ситуации, складывающейся на территории Магаданской области. Сразу следует отметить, что как в области, так и в г. Магадане многие респонденты затруднились ответить на эти вопросы, отмечая в анкетах, что «они слабо информированы», либо при отрицательной оценке новых религиозных организаций использовали общие фразы: «американские секты», «религии, нетрадиционные для России», «тоталитарные, экстремистские секты».

На основе проведенных исследований, лидером среди религиозных организаций деятельность, которых оценивают положительно, оказалась Русская православная церковь. Однако ряд респондентов, назвавших себя православными, не отметили РПЦ, в числе религиозных организаций деятельность, которых они оценивают положительно. Можно предположить, что православие оценивается ими положительно по умолчанию или эти респонденты не доверяют РПЦ как институту. Схожая картина наблюдается и у представителей других конфессий. Среди негативно оцениваемых религиозных организаций первое место занимают адвентисты. Возможно, это связано с тесными связями с единоверцами из-за рубежа (имидж «прозападной», «проамериканской» церкви). На втором месте – пятидесятники. Вероятно, ответившие имеют достаточно превратное представление об этой конфессии и ее деятельности. Пятидесятники же, так же как и адвентисты, очень активны в миссионерской деятельности и часто характеризуются респондентами, как «американская секта».

В целом, межконфессиональные отношения в Магаданской области можно оценить как ровные и спокойные. Какие-либо конфликты на религиозной почве возможны в результате каких-либо чрезвычайных происшествий, либо обострения межличностных отношений жителей конкретного населенного пункта (например, поселка Сусуман, где фактически равное количество верующих православных и верующих мусульман). Тем не менее, можно утверждать, что в общественном мнение жителей Магаданской области, сложился «проправославный консенсус». Это выражается в вопросах о роли государства в регулировании деятельности религиозных организаций, о строительстве Троицкого кафедрального собора в г. Магадане («Полностью поддерживают строительство Кафедрального собора» – 34,0, а «Поддерживают, но не считают первоочередной задачей – 37,4%), о положительной и негативной оценки деятельности различных религиозных организаций. Православие в сознание многих людей независимо от пола, возраста, образования, дохода и даже конфессиональной принадлежности, представляется религией, роль которой и в сегодняшней социально-политической жизни России велика. Ценности православия, религиозная и этническая идентичность становятся во многом тождественными, т.   е. у значительной части жителей Магаданской области существует представление – русский человек не может быть неправославным.

Протестантские общины пользуются моральной и материальной поддержкой своих единоверцев из стран Северной Америки и Западной Европы. Фактически такая близость обусловила резкий рост религиозных организаций неопротестантского типа в начале 90-х гг. Период наивысшей активности зарубежных миссионеров пришелся на 1991–1995  гг. и 2002 – 2003 гг. Большинство из них составили граждане США, ФРГ, Южной Кореи, Японии. Деятельность иностранных религиозных организаций привела к изменению общей конфессиональной картины, появилось новые, ранее не известные религиозные образования. Удельный вес религиозных конфессий и деноминации, прежде не имевших своих последователей, составил более 50% общего числа действующих религиозных объединений (как зарегистрированных, так и незарегистрированных).

Рассматривая силы и ресурсы протестантских и православных религиозных организаций, можно сказать следующее: на стороне православия тысячелетняя этнокультурная традиция, позволяющая отождествлять, идентифицировать русского человека, как православного. На стороне протестантов – демократические изменения в стране, которые продуцируют новые ценности. Эта ситуация наблюдается фактически во всех регионах России  . Вместе с тем в Магаданской области, как и во многих регионах, отмечается спад интереса к зарубежным проповедникам.

Таким образом, анализ конфессиональной принадлежности к религиозным ориентациям жителей Магаданской области показал следующее: 1) среди верующих в Бога превалируют женщины, довольно высок процент молодежи и лиц с высшим образованием, хотя он несколько ниже, чем в других мировоззренческих группах; 2) доля верующих по параметрам материального обеспечения (средний и высокий уровень) в целом выше, чем у неверующих и колеблющихся между верой и неверием; 3) социально-демографические характеристики православных в целом близки характеристикам всей совокупности респондентов; 4) среди мировоззренческих групп более выигрышными социально- демографическими показателями характеризуются верующие православные: абсолютное преобладание лиц молодого возраста (39,6% верующих от 18 до 28 лет), высокие образовательный уровень (высшее образование – 39,3%) и уровень материального обеспечения (уровень обеспечения выше среднего – 36,1%); 5)  почти аналогич ными характеристиками обладают протестанты. Однако в этой группе прослеживается более высокий уровень материального обеспечения (у 54,3% протестантов – уровень обеспечения выше среднего) и образования (44,3% протестантов имеют высшее образование).

Следует отметить, что значительная часть социально и профессионально актив ных жителей Магаданской области характеризуется большой сте пенью мировоззренческой неустойчивости и неопределенности. Это, в частности, создает предпосылки для распространения в их среде идеологий квазирелигиозного характера (в группе, которая идентифицирует себя как «неверующие» определенных конфессий – 17% верят в эстрасенсорику, паранормальные явления, магию и т.   д.).

 

ПРИМЕЧАНИЯ

 Там же. С. 6.

  Фурман Д., Каариайнен К. Религиозная стабилизация. Отношение к религии в современном обществе // Свободная мысль. 2002. № 7. С. 22.

 

 1 параметр в таблице – данные по Д.Е. Фурману и К. Каариайнену; 2 – данные по Магаданской области.

 

 Коренные малочисленные народы Севера устраивают три раза в год религиозные праздники (22 июня – Новый год, Бакылдыдъях (день солнечного равноденствия), Ход первой рыбы и т.   д.), которые посещают представители других национальностей и этносов Магаданской области. Такие «совместные» праздники «снимают» их статус «религиозности» в глазах инационального населения.

  Фурман Д., Каариайнен К. Религиозная стабилизация. Отношение к религии в современном обществе // Свободная мысль. 2002. № 7. С. 22.

 Респонденты могли отметить несколько, по их мнению, нетрадиционных религий.

 Показатели превышают 100%, так как условия анкетирования разрешало назвать более одной организации.

 Респонденты сами обозначали позиции положительного и отрицательного отношения к конфессиям.

  Фурман Д., Каариайнен К. Религиозная стабилизация . Отношение к религии в современном обществе // Свободная мысль. 2002. № 7. С. 20.

 Там же. С. 20.

 

 Религия и общество: Очерки религиозной жизни современной России / Отв.   ред. и сост. С.Б. Филатов, М.; СПб.: Летний сад, 2002. С. 473.

 Доля мужчин у протестантов значительно выше, чем у православных.

  Мчедлов М.П., Ю.А, Гаврилов, А.Г. Шевченко . О социальном портрете современного верующего // СОЦИС. 2002. № 7. С. 69.

 Религиозное мировоззрение в силу специфики Магаданской области не могло формироваться в 40–50 гг., так как в области отсутствовали религиозные общины, не было храмов, религиозной литературы, а также велась последовательная научно-атеистическая пропаганда.

 Конкретное вероисповедание (%).