№ 34 Информация Совета по делам РПЦ в ЦК КПСС о праздновании Пасхи

№ 34

Информация Совета по делам РПЦ в ЦК КПСС о праздновании Пасхи

г. Москва 15 апреля 1953 г


СЕКРЕТНО

Центральный Комитет КПСС

товарищу Хрущеву Н.С.

Совет в порядке информации докладывает о прошедшем праздновании Пасхи.

В церквах гг. Москвы, Киева, Минска, Сталино, Ленинграда, Курска, Ростова-на-Дону, Куйбышева, Вильнюса и др. посещаемость пасхальных служб была на уровне прошлого года, но молодежи до 25 лет и детей школьного возраста было заметно меньше прошлогоднего.

Накануне Пасхи, 4 апреля, в церквах г. Москвы с утра и в течение всего дня проводилось освящение куличей, куда верующие шли сплошным потоком, образуя в оградах и за оградами храмов беспрерывно движущиеся очереди.

Несмотря на то, что освящение куличей в церквах производило несколько священников (2–4), чем обеспечивалась большая пропускная способность (по 1,5–2,0 тыс. человек в час), все же около церквей образовывались большие очереди. Так, у Пименовской церкви (Ново-Воротниковский пер. Коминтерновского района), где освящали куличи 4 священника, в 14–16 часов в очередях было около 3–4 тыс. человек; в церкви Иоанна Предтечи (Мало-Предтеченский пер. Краснопресненского района) — более тысячи человек; в Николо-Кузнецкой церкви (Вишняковский пер. Кировского района) в 13 часов дня — до 3-х тысяч человек.

Освящать куличи несли, главным образом, женщины (до 90%) и очень небольшое количество молодежи до 25 лет и детей школьного возраста, преимущественно девочки.

В Николо-Кузнецкую церковь в 13 часов пришла группа девочек учениц 7–8 классов, которые после освящения куличей встали в очередь и направились в храм к «плащанице».

Большое количество верующих, пришедших для освящения куличей, наблюдалось в г. Днепропетровске около молитвенного дома в пос. Сухачевка; в г. Ровно, где к началу освящения куличей в 3-х церквах было более 6000 человек, среди которых было до 25 % молодежи от 15 до 25 лет.

К началу пасхальной службы (заутрени) все 36 действующих церквей в г. Москве, вместимость которых составляет около 80 тыс. человек, были полностью заполнены. Кроме того, около каждой церкви в оградах и на прилегающих улицах были толпы людей в 2–3 раза больше, чем в церквах. Так, в Успенской церкви в быв. Новодевичьем монастыре, при вместимости церкви 3–4 тыс. человек — около церкви народу было в 3 раза больше; в церкви Николы в Хамовниках (Теплый пер.) при вместительности храма 1,5–2,0 тыс. человек — около храма было в 2 раза больше; в церкви Иоанна-Воина при вместимости до 2-х тыс. человек — около церкви было в два раза больше и т. д. Всего по церквам г. Москвы к началу заутрени было примерно 150–160 тыс. человек, в том числе — до 80 % женщин до 20 % мужчин и до 15 % молодежи, значительная часть которой и приходила к церкви из-за любопытства. То, что около храмов было большинство любопытных, свидетельствует тот факт, что сразу же после крестного хода значительная часть собравшихся разошлась.

В Елоховском патриаршем соборе, где служил патриарх Алексий, присутствовали представители дипломатического корпуса и некоторые иностранные делегации, находящиеся в Москве. Несколько иностранцев были также на пасхальной службе в Троице-Сергиевой лавре в г. Загорске.

Особенно многолюдны были пасхальные службы в областных городах и столицах республик, где службу в кафедральных соборах проводили епископы. Так, во Владимирском соборе в г. Киеве было до 7 тыс. человек; в г.г.  Харькове, Курске, Владимире — по 4–5 тыс. человек; в Кинешме — более 6 тыс. человек и т. д. В двух храмах г. Куйбышева было до 15 тыс. человек. В г. Вильнюсе в Свято-Духовском монастыре среди присутствующих на службе было до 25% католиков.

Службы в сельских церквах также были многолюдными. Так, в церкви с. Пески близ г. Житомира было более 800 человек, в том числе до 150 воен-ных, среди которых 11 офицеров. Эти военные приезжали на грузовых автомашинах из местечка Скоморох (окраина г. Житомира).

В Винницкой, Ровенской, Барановичской и в ряде других областей в городах и в первые дни Пасхи не было рыночной торговли сельскохозяйственными продуктами, и колхозники не выезжали на рынки.

В ряде мест в первые два дня Пасхи, 5 и 6 апреля, отмечен невыход на работу некоторого количества рабочих. Так, на чулочной фабрике в г. Жито-мире не вышли на работу 5-го апреля 23 человека, в г. Ровно в горкомхозе 6-го апреля не вышли на работу до 40% рабочих ремонтно-строительной конторы и почти все сезонные рабочие, работавшие по благоустройству города.

В колхозах В[ерхне]—Деркальского района Тернопольской области на колхозных работах работал только актив, почти не производились работы в колхозах Львовской области.

В гор. Краснодаре в театре и кино наблюдалось в 3–4 раза меньше посетителей, чем в обычные дни. В городах Ракитно и Корец (райцентры) Ровенской области на киносеанс в кино пришло только 5–20 посетителей.

Как уже отмечалось выше, молодежи и детей в церквах во время пасхальных служб было меньше прошлогоднего, однако в отдельных местах их было достаточно много. Так, в г. Виннице молодежь, главным образом, девушки, составляла до половины присутствующих, такое же положение наблюдалось и в церквах г. Барановичи. В Полтавской области в связи с пасхальными праздниками были заблаговременно приняты меры по отвлечению молодежи и детей от церкви путем устройства для них бесплатных художественных вечеров и кинопостановок. Это дало свои результаты, и в церквах г. Полтавы молодежи и детей было в 2–3 раза меньше, чем в прошлые годы.

Сведений о происшествиях во время пасхальных служб в Совет не поступало, за исключением следующих случаев:

1. В г. Полтаве во Всехсвятской кладбищенской церкви двое проходивших мимо церкви военных камнем разбили окно. Виновные задержаны милицией и отправлены на гарнизонную гауптвахту.

2. В с. Лесовщина Коростенского района Житомирской области во время службы в храме три человека во главе с киномехаником Ткачук[ом] из села Ковалевщина намеренно бросили в окно церкви палку, разбив стекло и повредив некоторые культовые предметы. Сельсовет и участковый милиционер ничего не предприняли против виновных, и церковная община обратилась с жалобой к районному прокурору.

3. В молитвенном доме г. Янгиюль Ташкентской области во время пасхального богослужения, на котором присутствовало около 1000 человек молящихся, произошла паника, вызванная криками «пожар». Во время паники верующие бросились к выходу, побили окна, но жертв не было. Эта паника была вызвана тем, что в соседнем доме загорелись электрические провода.

Кроме того, в отдельных районах Житомирской области были попытки местных работников воспрепятствовать проведению пасхальных церковных служб. Так, в с. Варсовки Коростенского района Житомирской области председатель райисполкома т. Федоренко запретил священнику проводить церковную службу под предлогом аварийного состояния церкви, что не соответствует действительности; в с. Чашковка Потиевского района 2 апреля, т. е. накануне Пасхи, сельсовет закрыл церковь своим замком на том основании, что месяца четыре тому назад облисполком решил изъять у общины занимаемое помещение; председатель сельсовета с. Бабушки Чудновского района запретил священнику ходить с молитвой по домам верующих по их приглашению.

Своевременным вмешательством облисполкома эти попытки были предотвращены.

Заместитель председателя Совета Белышев

РГАНИ. Ф. 5. Оп. 30. Д. 10. Л. 2–4. Подлинник.