Докладная записка Г.Г. Карпова И.В. Сталину о результатах поездки делегации Московской патриархии в Болгарию 1

№ 26

Докладная записка Г.Г.  Карпова И.В.  Сталину о результатах поездки делегации Московской патриархии в Болгарию 1

г. Москва 30 апреля 1945 г.


СЕКРЕТНО

Совнарком Союза ССР

товарищу И.В.  Сталину

24 апреля с. г. возвратилась в Москву из Болгарии церковная делегация Московского патриарха во главе с архиепископом Псковским и Порховским Григорием.

Делегация пробыла в Болгарии 18 дней и за это время посетила ряд городов и монастырей. Во всех этих местах делегации были устроены торжественные встречи духовенством при участии представителей военных и гражданских властей, Отечественного фронта и других организаций. Во встречах принимала участие масса населения, среди которого было много интеллигенции, учащейся молодежи, детей и рабочих. На устраиваемых митингах в честь делегации выступающие в своих речах выражали благодарность русскому народу за двойное освобождение болгарского народа (от турецкого ига в 1878 г. и от фашизма в 1944 г.) и заверяли в преданности болгарского народа России.

В Софии в честь делегации были устроены официальные приемы экзархом Болгарии митрополитом Стефаном, министром иностранных дел Стайновым, богословским факультетом университета, Союзом священников и т. д.

Знакомясь с положением церкви в Болгарии, делегация выяснила, что после событий 9 сентября 1944 г. болгарское духовенство, не зная какую позицию в отношении церкви займет правительство Отечественного фронта, растерялось. Среди духовенства образовался Союз священников, комитет которого начал проявлять тенденции к расколу церкви 2. Разъяснение состояния церкви Русской, и особенно «Положения об управлении Русской православной церкви», принятого на Поместном соборе 1945 года, дало опору Синоду в управлении жизнью Болгарской церкви на твердых канонических началах и показало пример правильного установления нормальных отношений между церковью и государством. Один из регентов (Павлов) 3 просил архиепископа Григория доставить ему экземпляр «Положения» для ориентировки при выработке положения для Болгарской церкви.

Делегация выяснила большое желание русских эмигрантов возвратиться на родину. Кроме того, такое же желание высказали некоторые русские священники, а ряд из них, в том числе и архиепископ Серафим Соболев (эмигрант), обратился с официальным ходатайством о принятии их вместе со своими приходами в юрисдикцию Московского патриарха.

Член делегации преподаватель Московского богословского института Георгиевский по просьбе богословского факультета Софийского университета прочел публичную лекцию на богословскую тему, которая вызвала общее одобрение присутствующих.

В результате поездки церковной делегации в Болгарию установлен контакт между Болгарской и Русской церковью. Кроме того, широкое разъяснение делегатами состояния Русской церкви и её взаимоотношений с государством способствовало прекращению провокационных измышлений о положении церкви в Советском Союзе.

По приглашению патриарха Алексия экзарх Болгарской церкви митрополит Стефан в первых числах июля месяца с. г. приедет с ответным визитом в Москву.

По характеристике членов делегации, митрополит Стефан, несомненно, пользуется большим авторитетом, неплохой дипломат и политик. Во время своих официальных выступлений митрополит Стефан проводит идею славянства и его объединения под главенством России, хотя известно, что ранее Стефан был англофилом.

В совершенно доверительной беседе митрополит Стефан за 15 минут до отлета делегации из Софии сообщил главе делегации архиепископу Григорию для доклада патриарху Алексию, что якобы специально приехавший в Софию болгарский консул в Константинополе Поповский передал, что в настоящий момент в Константинополе сложилась весьма благоприятная обстановка для русских церковных интересов. Афинское (греческое) правительство, недовольное снятием схизмы Вселенским патриархом с Болгарской церкви (февраль 1945 г.) 4, первоначально снизило отпускаемую субсидию на содержание Константинопольского патриархата (с 500 до 300 турецких лир в месяц на каждого епископа), а сейчас объявило, что совершенно прекращает её, что ставит Вселенский патриархат в очень затруднительное материальное положение. Вследствие этого Стефан высказал свое мнение, что было бы полезно для укрепления русского влияния в Константинополе и вообще в Турции, если бы Константинопольскому патриархату была оказана из России материальная поддержка (примерно тысяч 20 турецких лир в месяц: по тысяче лир 12 епископам и 8 тысяч лир патриарху).

По мнению митрополита Стефана, если бы эта помощь была принята и оказана быстро и в полном секрете, то можно было бы предупредить возможность подобного же шага со стороны Англии, которая, если узнает о материальных затруднениях Константинопольского патриархата, может воспользоваться этим обстоятельством для укрепления своего влияния там.

Совет по делам Русской православной церкви при СНК СССР считает целесообразным поручить послу СССР в Турции проверить и изучить этот вопрос, изыскав возможность личных переговоров с патриархом Вениамином по просьбе Московского патриарха.

Прошу Ваших указаний.

Председатель Совета по делам

Русской православной церкви при СНК СССР Карпов Г.Г.

ГА РФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 29. Л. 161–162. Машинописная копия.

__________________________

1 Разослано Л.П.  Берии.

2 Союз священников (официальное название до 1949 г. — Союз священнических братств) был учрежден в Болгарии в 1903 г. как профессиональная, культурно-просветительная и благотворительная организация болгарского духовенства. В июле 1942 г. приостановил свою деятельность, а в октябре 1944 г. возобновил ее. Одновременно в начале октября 1944 г. группа софийских и провинциальных священников выступила с критикой секретариата Союза, потребовав передать руководство «более современным и проникнутым духом новой жизни» лицам. Из числа оппозиционно настроенных духовных деятелей был избран временный комитет ОФ при Союзе священников. 17 октября 1944 г. Национальный комитет ОФ назначил временный комитет ОФ временным управительным советом Союза священников, т.е.  в результате внешнего вмешательства власть перешла к новому нелигитимному руководящему органу. В последующие месяцы временный управительный совет развил активную деятельность, нацеленную на реформирование Болгарской православной церкви. Это обусловило нарастание противоречий между Союзом священников и Св. Синодом Болгарской церкви (Огнянов Л. Свещенническият съюз в България. 1944–1955 // Религия и църква в България. Социални и културни измерения в православието и неговата специфика в българ-ските земи. София, 1999. С. 281–284).

3 Речь идет о члене Регентского совета, образованного в сентябре 1944 г. при недостигшем совершеннолетия царе Симеоне II (род. 1937), коммунисте Т. Павлове.

4 Схизма — лишение Болгарской церкви права общения с другими православными церквами — была объявлена на Вселенском соборе в Константинополе 16 сентября 1872 г. Она означала непризнание автокефальности Болгарской церкви, ее изоляцию в православном мире. Снята в феврале 1945 г. при активном содействии руководства РПЦ.