Докладная записка Г.Г Карпова И.В. Сталину о мероприятиях по присоединению греко-католических приходов СССР к РПЦ, укреплению влияния Московской патриархии за рубежом, развертыванию борьбы против Ватикана и др.

№ 23

Докладная записка Г.Г Карпова И.В.  Сталину о мероприятиях по присоединению греко-католических приходов СССР к РПЦ, укреплению влияния Московской патриархии за рубежом, развертыванию борьбы против Ватикана и др.

г. Москва 15 марта 1945 г.


СОВ. СЕКРЕТНО

Совнарком Союза ССР

товарищу И.В.  Сталину

В соответствии с указаниями товарища Молотова от 2-го марта с. г. Совет по делам Русской православной церкви при СНК СССР провел предварительное изучение вопроса о взаимоотношениях между католицизмом и православием, о внешних связях Ватикана и Русской православной церкви в прошлом и представляет при этом на Ваше рассмотрение краткие материалы по этим вопросам и свои соображения.

Помимо догматических расхождений, основное различие между православием и католицизмом состоит в том, что православная церковь представляет собою соборную церковь — общество верующих, осуществляющих свои религиозно-нравственные цели при помощи духовенства, в то время как римско-католическая церковь является кастовой организацией духовенства, в которой верующие миряне лишены права участия в церковной жизни.

Власть римско-католической церкви всего мира, как известно, сосредоточена в одних руках, в лице римского Папы, считающегося наместником Христа на Земле.

Православная же церковь единого всемирного духовного и административного центра не имеет и является объединением национальных автокефальных церквей на соборных началах (Вселенские поместные соборы).

Константинопольский патриарх, признаваемый по традиции Вселенским, является первым среди равных православных патриархов в вопросах церковно-догматического характера.

В то время как православная церковь свою деятельность ограничивает вопросами религиозно-нравственного характера, римско-католическая церковь на протяжении всей своей истории боролась, не останавливаясь ни перед какими средствами, за сосредоточение в своих руках, помимо духовной, также и светской власти.

В соответствии с этим и внешние связи православной и римско-католической церквей были различными как по форме, так и по содержанию.

Православная церковь и, в частности Русская православная церковь, не имела и не могла иметь своих дипломатических представителей при правительствах других стран, а римский Папа как государь Ватикана имеет своих дипломатических представителей в других странах.

Лишившись в 1870 году территории Папской области и светской власти, Папа упорно и настойчиво, в течение более полустолетия добивался восстановления утраченных прав, и, в конце концов, в 1929 году путем блока с фашистским правительством Муссолини (Латеранское соглашение) Папе удалось восстановить свою светскую власть на территории Ватикана, за укрепление которой ведется настойчивая борьба и по сегодняшний день.

Политический блок с фашизмом усилил профашистскую деятельность Ватикана, особенно ярко выраженную в дни войны.

Римско-католическая церковь в своем стремлении к мировому господству ведет настойчивую и систематическую борьбу за поглощение православия католицизмом.

В этой борьбе известное место занимает униатство, путем которого римско-католической церкви удалось отвлечь от православия некоторую часть населения западных областей Украины.

Римско-католическая церковь рассматривает униатство как переходную ступень к полному окатоличиванию населения западных районов для отрыва их от России.

Русская православная церковь в прошлом не вела систематической организованной борьбы против католичества внутри страны, если не считать организации, преимущественно в западных районах, так называемых православных братств при церквах и монастырях, ставивших своей задачей укрепление православной церкви в этих районах, религиозно-просветительную, миссионерскую и благотворительную цели.

По данным Синода, к 1914 году насчитывалось свыше 700 епархиальных и приходских братств. Наиболее крупными братствами были: Варшавское, Минское, Виленское, Гродненское, Холмское, Могилевское, Брест-Ли-товское, Рижское, Либавское.

Русская православная церковь вне России также не вела борьбы с католицизмом и не ставила перед собой такой задачи. Поэтому она не использовала такую оппозицию Ватикану, как старокатоличество, возникшее в недрах самой римско-католической церкви, порвавшее связи с Ватиканом и находящееся ближе к православию, чем к католицизму.

Заграничная деятельность Русской православной церкви сводилась лишь к обслуживанию православного населения за границей православными храмами, имевшимися при посольствах и миссиях в столичных центрах и некоторых крупных городах Европы, Азии и Америки.

Православные храмы имелись: в Риме, Берлине, Париже, Лондоне, Вене, Брюсселе, Стокгольме, Копенгагене, Бухаресте, Пекине, Токио, Тегеране, Буэнос-Айресе и других городах мира. По данным Синода, в 1912 году насчитывалось 5 посольских православных церквей за границей. При некоторых заграничных церквах создавались братства и попечительства с религиозно-нравственными и благотворительными целями.

В Азии и Америке имелись православные духовные миссии, в задачу которых входило распространение православия среди языческого и инославного населения и благотворительная деятельность. Такие миссии были в Китае, Японии, Корее и Северной Америке.

На Ближнем Востоке заметную роль играла Иерусалимская духовная миссия, через которую осуществляло свою деятельность Русское Императорское Палестинское общество, основанное в 1882 году. Иерусалимская миссия и Палестинское общество обслуживали паломников и направляли свою деятельность на усиление православного влияния в этих местах в противовес католицизму.

Из сказанного следует, что Русская православная церковь, в прошлом не прилагавшая достаточных усилий для борьбы с католицизмом, в настоящее время может и должна сыграть значительную роль в борьбе против римско-католической церкви (и против униатства), ставшей на путь защиты фашизма и добивающейся своего влияния на послевоенное устройство мира.

В борьбе с Ватиканом, кроме православной церкви, надо использовать старокатоличество, являющееся серьезной оппозицией римско-католической церкви.

Совет по делам Русской православной церкви при СНК СССР считает возможным войти [в правительство] со следующими предложениями:

1. Мероприятия по отрыву приходов греко-католической (униатской) церкви в СССР от Ватикана и последующему присоединению их к Русской православной церкви.

В этих целях целесообразно провести следующее:

а) организовать в г. Львове православную епархию, поставив во главе ее епископа с титулом епископа Львовского и Тернопольского, который объединит православные приходы Львовской, Станиславской, Дрогобычской и Тернопольской областей;

б) предоставить епископу и всем священнослужителям данной епархии права на проведение миссионерской работы;

в) предоставить в распоряжение епархии в г. Львове в качестве кафедрального собора один из греко-католических (униатских) соборов;

г) укрепить Почаевскую лавру православную в г. Кременец Тернопольской области, сделав настоятеля ее викарием Львовского епископа;

д) от имени патриарха и Синода Русской православной церкви выпустить специальное обращение к духовенству и верующим униатской церкви и широко распространить его по униатским приходам;

е) организовать внутри униатской церкви инициативную группу, которая должна будет декларативно заявить о разрыве с Ватиканом и призвать униатское духовенство к переходу в православие 1.

2. Использование старокатолических групп, их оппозиции Ватикану и другие мероприятия по борьбе с римо-католиками в западных республиках СССР:

а) изыскать возможности по организации в Латвии и Литве инициативных групп старокатоликов и, рассматривая их как оппозицию Ватикану, поддерживать их и укреплять, предоставляя им храмы, утварь и т. п.;

б) способствовать установлению связи старокатолических групп в СССР со старокатолическими церквами в других странах;

в) организовать православные братства в городах: Риге, Вильнюсе, Гродно, Луцке, Львове и Черновцах, предоставив этим братствам право на проведение миссионерской и благотворительной деятельности. Задача братства — укрепление православия и противопоставление его католицизму.

3. Мероприятия по укреплению влияния Русской православной церкви за границей:

а) принять меры к ликвидации автокефалии Польской православной церкви и присоединить ее в целом к Московской патриархии 2;

б) оформить принятие в юрисдикцию Московской патриархии причта и прихода русской церкви в г. Бари (Италия), согласно имеющемуся с его стороны обращению. Командировать для этого в г. Бари представителя Московской патриархии;

в) оформить присоединение к Московской патриархии Мукачевско-Пряшевской православной епархии (Закарпатская Украина), согласно выявленному с их стороны коллективному желанию и согласию Синода Сербской православной церкви 3. Для этого вызвать из Белграда в Москву епископа Мукачевско-Пряшевской епархии Владимира с последующим направлением его в Мукачево;

г) ускорить приезд из Парижа в Москву митрополита Евлогия, являющегося экзархом Вселенского патриарха по всей Европе и высказывающего желание перейти в юрисдикцию Московской патриархии 4. Если соглашение состоится, то Московская патриархия будет иметь только во Франции 57 церк-вей и, кроме того, отдельные церкви в Англии, Чехословакии, Швеции, Австралии, в Алжире и Марокко.

Если приезд в Москву Евлогия задержится из-за его болезни, то можно вызвать в Москву его викария архиепископа Владимира.

Также пригласить в Москву из Парижа игумена Стефана Светозарова, возглавляющего во Франции четыре православных прихода патриаршей ориентации, и протоиерея Лосского, возглавляющего в Париже подворье и братство «Св. Фотия». В настоящее время оба письменно выразили свое желание воссоединения с Русской православной церковью 5;

д) провести в мае месяце с. г. выезд церковной делегации в Англию в составе 3-х человек во главе с митрополитом Николаем как ответный визит на посещение архиепископом Йоркским Москвы.

Эта делегация позондирует почву для организации в Лондоне русского православного прихода и обсудит с архиепископом Кентерберийским вопрос об участии Англиканской церкви во всемирной конференции христианских церквей 6;

е) считать возможным, чтобы Синод Русской православной церкви поставил через НКИД СССР вопрос о возврате бывших посольских православных церквей за границей и, прежде всего, во Франции, Италии, Венгрии, Чехословакии, Югославии, Болгарии, Греции, Швеции и в Палестине.

По мере возврата церковных зданий незамедлительно организовывать приходы при них, для чего, в случае надобности, Московская патриархия должна будет командировать духовенство и прежде всего настоятелей церквей.

Эти приходы должны будут ставить своей задачей обслуживание духовных потребностей православных верующих, а значит и укрепление православия в этих странах и популяризацию авторитета Московской патриархии.

В последующем на базе этих церквей возможно восстановление духовных миссий, к организации которых сейчас имеются серьезные препятствия;

ж) в целях большего сближения Русской православной церкви с православными церквами в Югославии, Болгарии и Румынии, руководствуясь имеющимися приглашениями, командировать с 25 марта с. г. в Софию церковную делегацию из 4-х человек во главе с архиепископом Псковским и Порховским Григорием; в Белград — церковную делегацию из 5 ти человек во главе с епископом Кировоградским и Одесским Сергием и с 5 апреля с. г. в Бухарест — церковную делегацию из 5-ти человек во главе с епископом Кишиневским Иеронимом;

з) имея приглашение патриарха Александрийского и всея Африки Христофора и патриарха Антиохии и всего Востока Александра, организовать в течение лета с.г.  поездку патриарха Московского и всея Руси Алексия в сопровождении соответствующей сану свиты по странам Ближнего Востока (Сирия, Ливан, Палестина и Египет). Срок поездки согласовать с вышеуказанными патриархами.

Наряду с ответными визитами, одной из целей поездки будет изыскание возможностей к организации русских православных приходов в Бейруте, Дамаске, Иерусалиме, Каире и Александрии и обсуждение с восточными патриархами предпосылок к созыву в Москве всемирной конференции христианских церквей;

и) на основе достигнутого соглашения между Синодом Русской православной церкви и церковной делегацией от митрополита всея Америки Феофила в данное время командируется в США архиепископ Ярославский и Ростовский Алексий, на которого возложено провести в мае-июне с. г. в США всеамериканский православный собор.

Если митрополитом Феофилом будет одобрено решение Синода Русской православной церкви (с которым делегация Феофила согласилась), то Московская патриархия будет иметь в Америке свою епархию (Экзархат) в составе 370 церквей вместо 12-ти сейчас находящихся в юрисдикции Московской патриархии.

4. По организации всемирной конференции христианских церквей:

В целях противопоставления претензиям Ватикана на руководящее мировое значение организовать и провести в Москве всемирную конференцию всех христианских (некатолических) церквей.

Инициативу созыва такой конференции предоставить Русской православной церкви.

На конференции могут участвовать главы или их представители от следующих церквей:

православные церкви:

Русская, Сербская, Грузинская, Константинопольская, Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская, Болгарская, Румынская, Греческая, Финляндская;

неправославные церкви:

старообрядцы австрийского толка (СССР и Румыния);

старообрядцы-беспоповцы (СССР и Америка);

Коптская церковь (Египет и Эфиопия);

Армяно-григорианская церковь (СССР, Ближний Восток, Балканы, Франция и Америка);

Англиканская церковь (Великобритания, Америка и Канада);

протестантская и Методистская церковь (США, Англия, Финляндия и СССР).

Кроме того, если выявят свои взаимоотношения с Русской православной церковью, на конференции могут участвовать главы или их представители от старокатолической церкви (Франция, США, СССР); всемирного союза баптистов (США и Англия); от евангелических христиан (Америка и СССР).

На конференции поставить следующие доклады:

— об абсолютной несостоятельности католического догмата, что Папа римский является наместником Христа на Земле;

— о противоречиях догмата о непогрешимости Папы данным Священного Писания, истории и логике;

— о фашизме как антихристианской доктрине;

— о профашистской и антидемократической линии Ватикана в довоенные годы;

— о Ватикане как покровителе гитлеризма в годы переживаемой войны;

— о единодушии Русской и восточных православных церквей, а также Англиканской и других неправославных церквей в деле борьбы с фашистскими угнетателями;

— о фашистских новоявленных «крестоносцах», варварски разрушающих храмы;

— о попытках Ватикана вмешаться в дело организации послевоенного устройства мира.

Решения данной конференции будут представлять собою серьезные протесты всего христианского (некатолического) мира против деятельности и замыслов Ватикана и, безусловно, сыграют положительную роль в деле изоляции Ватикана и снижения авторитета Папы.

На подготовку созыва такой конференции необходимо будет 5–6 месяцев 7.

5. Другие мероприятия:

В том случае, если вышеуказанные предложения будут Правительством одобрены, необходимо разрешить и провести следующее:

а) при Синоде Русской православной церкви организовать миссионерский совет, который будет заниматься братствами и миссиями;

б) для подготовки кадров священнослужителей и миссионеров по типу и программе Московских пастырско-богословских курсов открыть курсы в городах: Ленинграде, Киеве, Минске, Луцке, Львове и Ставрополе;

в) для изготовления богослужебных книг, а также в целях печатания других изданий Московской патриархии и Синода (что сейчас является узким местом), а также в связи с развертыванием миссионерской деятельности за границей предоставить Московской патриархии право иметь свою типографию на один печатный станок 8;

г) предоставить в Москве для Сербской, Грузинской, Антиохийской и Александрийской церквей по одной церкви, как ранее имевших в Москве свои подворья.

Продолжая изучение вопроса, прошу Ваших указаний по представленным предложениям.

Приложения: материалы за №№ 1–6 9.

Председатель Совета по делам

Русской православной церкви при СНК СССР Карпов Г.Г.

ГА РФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 29. Л. 101–109. Подлинник.

_________________________

1 Резолюция И.В.  Сталина «Согласен» превращала предложения Совета в директиву по ликвидации униатской церкви на территории СССР, которая начала последовательно претворяться в жизнь. Важными этапами явились создание в апреле 1945 г. внутри униатской церкви «инициативной группы» во главе со священником Г. Костельником, проведение в марте 1946 г. в г. Львове церковного Собора, принявшего решение о ликвидации Брестской унии 1596 г. и возвращении в лоно РПЦ. В начале 1948 г. Карпов доложил в правительство, что в западных областях Украины «формально воссоединение приходов в основном закончено и цель — ликвидация подчинения…[униатской] церкви римскому Папе — достигнута» (ГА РФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 153. Л. 6–7).

2 Речь идет о ликвидации дарованной в 1924 г. Константинопольским патриархатом автокефалии Польской православной церкви. Вопреки расчетам Совета по делам РПЦ, автокефалию удалось ликвидировать только в 1948 г.: 22 июня она была объявлена недействительной, и был подписан акт о даровании Московской патриархией автокефалии Польской православной церкви.

3 Вопрос о воссоединении с РПЦ греко-католических приходов Закарпатья формально был решен в августе 1949 г. принятием униатами на Соборе в г. Мука-чево решения о ликвидации Ужгородской унии 1649 г.

4 27 марта 1945 г. заместитель наркома иностранных дел СССР В.Г.  Дека-нозов сообщал в Совет Карпову: «Митрополит Евлогий в беседе с нашим послом в Париже тов. Богомоловым сообщил, что перспективы примирения эмигрантской православной церкви с Московской патриархией породили много волнений в кругах парижских церковников и наиболее энергичных представителей церковных общин. По предложению Евлогия, большинство священников в настоящее время поминают в церквах патриарха Алексия. Евлогий хочет отправить послание к Константинопольскому патриарху с просьбой освободить православную церковь во Франции от обязательств, которые были приняты ею в связи с изгнанием эмигрантской церкви из Московской патриархии и переходом ее под покровительство Константинопольского патриарха в качестве экзархата. Евлогий не скрывает, что, прежде чем твердо решить вопрос о возможности перехода в Московскую патриархию, он хочет выиграть время для того, чтобы »промыть мозги«, по его собственному выражению, многим представителям своей паствы. Таким образом, по сообщению т. Богомолова, поездка Евлогия в Москву пока еще откладывается, но он лично очень хочет повидать Москву. Евлогий стар и болен, но настроен воинственно» (ГА РФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 64. Л. 88).

5 См. док. № 24.

6 См. комм. 2 к док. № 7 и док. № 8.

7 Этот грандиозный замысел, открывавший возможность установления контроля РПЦ над всем христианским (некатолическим) миром, получил одобрение «инстанции», но не был реализован.

8 См. док. № 29.

9 Не публикуется.