Внешнеполитическая деятельность Московской патриархии 1943–1946 гг.

Чумаченко Т.А. (г. Челябинск)

Внешнеполитическая деятельность Московской патриархии 1943–1946  гг.

В годы Второй мировой войны авторитет Советского Союза, несшего на себе всю тяжесть борьбы с гитлеровской Германией, неизмеримо вырос во всех странах мира. Симпатии к СССР усилились в период Сталинградской битвы, особенно — после впечатляющей победы советских войск осенью-зимой 1942-43гг. По данным опроса Гэллапа в Англии, например, уже в июле 1942г. 62% опрошенных считали, что Россия более популярна, чем США, а в 1943году «Святая Русь» стала в стране темой года.

Сочувствие к сражающемуся народу изменило в глазах мировой общественности и образ советского государства в целом. Это обстоятельство И. Сталин не мог не учитывать и не использовать. Для того, чтобы не только укрепить, но и усилить симпатии мирового сообщества к СССР, советское руководство совершило безусловно выигрышный политический маневр — в контекст внутри-(и особенно) внешнеполитических мероприятий правительства СССР была включена религиозно-конфессиональная составляющая. Изменение церковной политики, хотя и было отступлением с прежних позиций воинствующего атеизма, но практический результат перекрывал все идеологические издержки и способствовал решению целого комплекса прагматических внешнеполитических задач. К ним можно отнести следующее. Во-первых, изменение государственно-церковных отношений положительно воспринималось религиозной общественностью в странах-союзницах и влияло на решение таких вопросов, как увеличение материальной помощи СССР, ускорение открытия второго фронта. Во-вторых, возрождение конфессий, и в первую очередь, Русской православной церкви позволяло советскому руководству использовать ее консолидирующую роль в активизации антифашистской борьбы славянских народов Восточной Европы и Балкан. В-третьих, разрушение образа «богоборческой державы» способствовало привлечению на сторону СССР и Красной армии миллионов верующих европейских стран. Все вместе взятое должно было облегчить осуществление освободительной миссии советских войск в Европе и заложить предпосылки к реализации планов руководства СССР утверждения своего влияния на международной арене.

При реализации возникающих новых возможностей использования религиозного фактора во внешней политике советское государство приоритет, безусловно, отдавало Русской православной церкви.

Первые шаги Московской патриархии в налаживании международных контактов относятся ко второй половине 1942 г. В сентябре этого года в Куйбышеве была организована встреча митрополита Николая (Ярушевича) с советником Британского посольства г. Баггалеем. Во время беседы обсуждались пути «к достижению лучшего понимания между английской и русской церквами» и как один их них — возможность обмена визитами между духовными представителями этих церквей. В 1942 г. в СССР вышла книга «Правда о религии в России», предназначенная к распространению, прежде всего, в воюющих странах. В этих же целях в 1943 г. был издан сборник церковных документов «Русская православная Церковь и Великая Отечественная война». С ноября 1942 г. Московская патриархия с одобрения и при поддержке советских и партийных органов включилась в международное антифашистское движение. Обращения и воззвания иерархов Церкви к христианам воюющей Европы с этого времени становятся неотъемлемой частью внешнеполитических усилий Советского Союза.

Эти мероприятия имели столь положительный резонанс, что заставили советское руководство с еще большим вниманием отнестись к религиозному фактору в международной политике. Не случайно в июне 1943г. постановлением ГКО «Об утверждении мероприятий по улучшению зарубежной работы разведывательных органов СССР» религиозные организации за рубежом впервые были отнесены к категории интересов советской внешней разведки. 4 сентября этого же года председатель Совнаркома И.В.  Сталин принял в Кремле митрополитов Сергия (Страгородского), Алексия (Симанского) и Николая (Ярушевича) . Через три дня — 8 сентября 1943 г. состоялся Архиерейский собор, на котором патриарший местоблюститель митрополит Московский и Коломенский Сергий был избран патриархом Московским и всея Руси. Встреча Сталина с иерархами Православной церкви явилась точкой отсчета нового этапа в истории отношений между советским государством и Церкви, в истории русского, да и мирового православия.