Религиозные объединения в Магаданской области: взаимоотношения с государством и обществом

Поспелова С.

(г. Магадан)

Религиозные объединения в Магаданской области: взаимоотношения с государством и обществом

Магаданская область своеобразна, как по своему историческому развитию, так и по экономическому, культурному потенциалу и национальному составу. Анализируя особенности религиозности на территории Магаданской области, следует отметить тот факт, что на ее развитие оказывал влияние целый ряд факторов, и в первую очередь, регионального характера. До 1986г. на территории области не было зарегистрировано ни одной религиозной организации, не имелось культовых зданий, действующих или закрытых. В 1986 г. была зарегистрирована община евангелических христиан-баптистов. В 1989г. были зарегистрированы 2 организации РПЦ и одна организация ХВЕ. В 1990 — 1 религиозная организация католиков и 1 религиозная организация адвентистов седьмого дня. С 1991г. активизировался процесс формирования и регистрации религиозных организаций. Так, если в 1991г. было зарегистрировано 5 религиозных организаций, то в 1993-95гг. регистрировалось по 8 религиозных объединений в год.

Общее количество религиозных объединений, зарегистрированных Управлением министерством юстиции РФ по Магаданской области по состоянию на 01 октября 1997 года составляло 58: Русская православная церковь — 33; Старообрядцы — 1; Римско-католическая церковь — 2; Новоапостольская церковь — 2; Евангельские христиане (баптисты) — 8; Христиане веры евангельской (пятидесятники) — 1; Церковь Иисуса Христа святых последних дней — 1; Ислам — 1; Церковь Объединения (Муна) — 1; Буддизм — 1; иные вероисповедания — 7.

Из этого количества (58 объединений) прошли государственную регистрацию по состоянию на 31 декабря 2000 года 39. В соответствии с ФЗ № 3056–1 от 17.06.92 г. «О непосредственном вхождении Чукотского автономного округа в состав Российской Федерации» регистрационные дела десяти религиозных объединений переданы в Управление юстиции ЧАО. Ликвидированы, как не прошедшие перерегистрацию, следующие религиозные объединения: Магаданское миссионерское общество «Агапе» (г.Магадан); Общество сознания Кришны; Магаданская церковь Объединения; Соколовское местное религиозное общество, «Кредо»; Магаданский филиал Московского религиозного общества вайшнавов имени А. Бхактиведалига Свами Прабхупада.

На март 2003г. по Магаданской области Управлением юстиции зарегистрировано 62 религиозные организации. Из них: 31 — православных, 24 — протестантских организаций различной конфессиональной принадлежности, 2 — иудейских, 2 -католических,-мусульманская и 2 старообрядческих.

В исследованиях религиозной ситуации в г. Магадане в 2000-2001г. Социологической службой Северного Международного университета были получены следующие результаты:

Из 304 респондентов, ответивших на вопрос «Считаете ли Вы себя верующим?» в 2000г., наибольшее число респондентов, ответивших на данный вопрос, относят себя к конкретному вероисповеданию -52%. 91,2%  респондентов, ответивших положительно на вопрос о вере, являются сторонниками или членами традиционных конфессий: православие(86,1%), ислам (2,8%), иудаизм (2,3%); 7,8 % респондентов, относящих себя к конкретному вероисповеданию, являются представителями протестантизма и неопротестантизма; 1 % респондентов относят себя к нетрадиционным верованиям (кришнаиты, язычники и т д.). Следует отметить, что респонденты сами определяли, какие религии являются традиционными, а какие нетрадиционными для Магаданской области.

В сентябре-октябре 2002г. Социологической службой Северного Международного университета был проведен анкетный опрос по теме «Религиозные ориентации жителей Магаданской области». Всего было опрошено 450 респондентов в г. Магадане и 100 респондентов в Сусуманском районе Магаданской области по маршрутной, системной выборке.

На вопрос «Считаете ли Вы себя верующим человеком?» ответили все респонденты, из них 39,1%  — не считают себя верующими (идентифицируют себя как атеисты), 11,7%  — считают себя верующим, но не могут отнести себя к конкретному вероисповеданию, 49,2%  — считают себя верующими и относят себя к какой-либо конкретной конфессии. По сравнению с данными 2000 и 2001 гг. сократились некоторые группы верующих. Динамика уровня религиозности жителей г. Магадана может быть объяснена тем, что число «атеистов» выросло, скорее всего, за счет верующих, отошедших от нетрадиционных конфессий и не относящихся к какому-либо конкретному вероисповеданию. О религиозной принадлежности жителей Магадана, указавших свое вероисповедание, свидетельствует следующая таблица:

Таблица№1 

КонфессияКол-во опрошенныхПроценты
Баптизм20,9
Буддизм10,5
Ислам20,9
Католицизм52,3
Кришнаиты20,9
Мормоны10,5
Пятидесятники20,9
Православие19590,7
Свидетели Иеговы10,5
Адвентисты10,5
Церковь "Слово Жизни"10,5
Язычество20,9
Всего215100,0
Всего  
437

 

Итоги опроса граждан, проживающих в Сусуманском районе, и указавших свое вероисповедание, выглядит следующим образом (таблица №2):

Таблица№2

КонфессияКол-во опрошенныхПроценты
Ислам817,0
Мормоны24,3
Православие3676,6
Церковь "Слово Жизни"12,1
Всего47100,0
Всего96 

Таблицы наглядно показывают, что лидирует группа православных верующих, вторая, с большим отрывом, по численности группа — протестанты различных деноминаций на третьем месте католики. Учитывая, что райцентр Сусуман является местом компактного проживания ингушей, традиционно исповедующих ислам, на территории Магаданской области, количество лиц, исповедующих ислам, может соответствовать действительности именно по данному району.

Значение двух позиций в таблице требуют дополнительных пояснений: появление двух кришнаитов в выборке объясняется случайным ее характером (всего кришнаитская община в городе составляет 30–35 человек); двое язычников, представляют собой людей, сформировавших свою собственную мировоззренческую систему и считающую ее языческой, так как информации о существование какой-либо языческой общины в г. Магадане не имеется.

При сравнении таблицы конфессиональной принадлежности, с данными 2000 и 2001 гг., заметно сокращение числа протестантов (7,3%  — в 2000 г. и 3,8%  в 2002г.) и рост православных (86,1%  — в 2000 г. и 90,7 в 2002г.) от общего числа верующих. Рост числа православных верующих можно объяснить, с одной стороны, активизацией деятельности местной православной епархии, с другой — переходом верующих их протестантских объединений в православные.

Анализ социологических исследований показывает, что распределение верующих по конфессиональному признаку не равномерно в центре и районах. Учитывая количество действующих православных церквей и посещений церкви (богослужений) в Магадане стабильно верующих православных (т.е.  верующих, у которых ценностные и мировоззренческие ориентации доминантно православные, а сами верующие являются воцерквленными) составляет приблизительно 50% взрослого от общего количества населения с учетом детей и подростков. Количество прихожан, которые периодически посещают храмы и культурно ориентированы на православие гораздо больше (этническая самоидентификация по культурному основанию, исторически присущей России православной культурной традиции).

В Магаданской области распределение по протестантским конфессиям таково, что при учете детей и «сочувствующих», потенциальных верующих протестантов всего 3–7% от общего количества населения Магаданской области.

В 2002-2003г. впервые произошла попытка консолидации протестантских религиозных организаций в Совет Церквей. На первый взгляд — явление для Магаданской области необычное и неожиданное. Однако анализ ситуации динамики протестантизма в России показывает, что данное объединение возможно и вероятно, так как продуцируется не реалиями церковно-государственных отношений и религиозной ситуацией в Магаданской области, а российской тенденцией консолидации протестантизма.

Для статуса в обществе, который мог бы соответствовать, по мнению руководителей протестантских организаций, и для оптимизации совместной работы в феврале 2002 года был создан Консультативный совет глав протестантских церквей (КСГПЦ). В него вошли Союз евангельских христиан-баптистов России (председатель Юрий Кириллович Сипко), Союз христиан веры евангельской пятидесятников в России (председатель Павел Николаевич Окара), Российский объединенный союз христиан веры евангельской (председатель Сергей Васильевич Ряховский), Западно-Российский союз церкви христиан-адвентистов седьмого дня (президент Василий Дмитриевич Столяр).

На заседаниях Консультативного Совета обсуждались инициативы региональных служителей протестантских объединений России о создании структур, аналогичных КСГПЦ, в федеральных округах, проведение встреч лидеров протестантизма с депутатами Госдумы, выработка основ Социальной концепции протестантского движения в России, предоставление отсрочки срочной службы в рядах Российской армии для священнослужителей и другие вопросы

Анализируя заседание 19 сентября 2002г. Ю.К.  Сипко заявил: «У нас уже есть такое общественно-значимое явление, как российский протестантизм со своими историческими корнями, настоящим и будущим. Когда-то в интервью меня спросили, какая ваша ниша в Российской Федерации. Я ответил, что это примерно 50 миллионов людей, которые не охвачены ни православием, ни исламом».

Следует учитывать тот факт, что протестанты в своей консолидации определяются из того, что составляют 25 процентов от общего числа зарегистрированных религиозных организаций в РФ. Протестантские лидеры настаивают на том, что рост протестантизма в год достигает 10% (по количеству открываемых церквей). Здесь мы сталкиваемся с ситуацией определения количества верующих вообще по РФ, исходя из количества зарегистрированных религиозных организаций. Вероятно (причем весьма вероятно), что данная цифра верующих явно завышена.

Цифра в 25 % населения РФ, которую показывают протестанты, является некорректной. В Магаданской области при условии 25% протестантского населения должно было быть 30000 верующих протестантов (от общего числа верующих). Однако социологические исследования показывают, что второе место по численности занимают две группы людей, это те, которые хотя и заявляют, что верят, но не могут отнести себя к какой-либо конкретной конфессии и те, что заявляют о своем «неверии». Обе эти группы — потенциальная среда, откуда могут пополняться православные ряды и, в меньшей степени — протестантские организации.

Таким образом, утверждение П.Н.  Окара о том, что: «Существует статистика, что рост протестантов в России — 10 процентов в год по количеству открываемых церквей», для Магаданской области (вероятно и для других областей) является неправильным. Далее П.Н.  Окара делает вывод о том, что тенденция роста протестантов должна повлечь за собой конкретизацию «будущего российского протестантизма и в плане отношений церкви и государства, и в плане социальной политики, и в сфере образования».

Мысли о будущем любой конфессии, несомненно, являются необходимым условием динамики религиозной жизни приверженцев того или иного вероучения. Закон РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях» гарантирует существование и развитие различных конфессий. Однако в объединении протестантизма в России четко прослеживаются социальные и политические задачи. Так, С.В.Ряховский замечает, что: «Если говорить о единстве духа в союзе мира, то это уже есть, но речь о слиянии Союзов не идет. Я бы пока не торопился говорить о единстве протестантского движения. Есть совместная работа, терпимость, есть точки соприкосновения, по которым мы имеем единую позицию, но каждый работает, как и прежде, в своих конфессиях», а Ю.К.Сипко добавляет: «Я думаю, что перспективы действия Консультативного Совета не предполагают слияния церквей, образования единой структуры, доктринального сближения, унификации нашего вероисповедания. Наша цель — это снятие межденоминационного напряжения и высвобождение ресурсов для служения каждой отдельной церкви». Таким образом, объединение российского протестантизма не предусматривает унификации вероисповедания. Речь, в основном идет, о единой социальной концепции протестантов. Главы протестантских организаций уверены в том, что чем ближе выборы в Парламент РФ, тем больше будет проектов, заявлений о разделении церквей на традиционные и нетрадиционные, потому что депутаты будут искать формы взаимодействия с различными религиозными организациями, чтобы привлечь на свою сторону избирателей.

Таким образам, консолидированный российский протестантизм готов выйти на политическую арену, что представляется опасной тенденцией, так как в соответствии с существующими законами религиозные организации не могут заниматься политической деятельностью. Понятно желание российского протестантизма заявить о себе как реальной социальной силе, понятно желание распространить сферу его влияния, но стремление к политической активности закономерно приведет российский протестантизм к кризисной ситуации, так как несет в себе внутреннее противоречие не только законодательного характера, но и доктринального.

Суть сегодняшних ожиданий российского протестантизма: объявить себя второй по численности религиозной силой и именно с этой точки зрения вести диалог с РПЦ, оказывая, в то же время, давление на органы власти.

Таким образом, попытка объединения протестантских конфессий в Магадане, на наш взгляд, является логическим продолжением социально-политических тенденций, продуцируемых централизованными религиозными протестантским союзами.

1.Объединение проходило в период предвыборной борьбы на должность губернатора Магаданской области, т.е.  создаваемый Совет Церквей в первую очередь пытался выйти на политическую арену, предложив свои электоральные услуги.

2. Предполагаемый Совет Церквей базируется на российском протестантизме (адвентисты принимают участие с правом совещательного голоса) и не контактирует с мормонами и иеговистами.

3. По модели Консультативного совета глав протестантских церквей магаданский Совет Церквей будет пытаться вести самостоятельную социальную политику, предлагать свои услуги органам власти

4. Отличительной чертой создающего Совета Церквей является попытка найти общие доктринальные основы. Совет Церквей предполагает работать на общих основах Символа Веры Никейского собора и принять как общий догмат исхождение Святого Духа и от Отца и от Сына, т.е.  принять один из важнейших католических догматов. В то же время, свои заседания организаторы Совета Церквей договорились проводить, начиная с молитвы «Отче наш». Таким образом, мы наблюдаем попытку создания эклектической доктринальной основы, которая может служить основанием для утверждения о появлении тенденций экуменизма среди магаданских представителей российского протестантизма.

Сегодня практика государственно-церковных отношений в Магаданской области исходит из того, что религиозный фактор в сегодняшней российской общественной жизни является значимым. Мониторинг религиозной ситуации, проводимый в регионе, с 1997г. показывает рост актуальности религиозного фактора. При этом следует подчеркнуть следующие важные моменты.

Во-первых, большинство населения позитивно оценивает религию, считает ее сегодня одним из устоев этнической культуры, признает значительный вклад традиционных религиозных институтов в сохранение нравственных ценностей человечества. Рейтинг доверия населения к Русской православной церкви со стороны населения, составляет 56% (по результатам социологических исследований 2001-2002гг.)

Во-вторых, в общинах различных протестантских конфессий преобладают лица, осознавшие свою религиозность именно в последнее десятилетие в основном как результат деятельности миссионеров из США и Канады. Отсюда высокий процент неофитов, что не может не влиять на жизнь общины и, особенно, на характер межрелигиозных отношений.

В-третьих, исследования фиксируют что, за минувшее десятилетие отмечается ежегодный прирост удельного веса верующих. Однако в 1999–2000 гг. по сравнению с предыдущим годами в регионе имеет место количественное снижение верующих в протестантских и неопротестантских религиозных объединениях. Можно ожидать, что 1999–2000 гг. стали пиком подъема, за которым последует стабилизация и некоторое снижение религиозности в протестантских и неопротестантских конфессиях (при условии отсутствия постоянной миссионерской деятельности).

В четвертых, мусульманство не играет какой-либо значимой роли в регионе. Мусульманская община была зарегистрирована в Сусумане в 1998г. и перерегистрирована в 2000г. (на базе национальной диаспоры ингушей.). В 2000г. в Магадане было зарегистрировано мусульманское общественно-политическое объединение «Рефак» которое, ставило своей задачей объединение всех мусульман региона в религиозно-политических целях. Национальной базой распространения мусульманства в регионе выступают такие национальные группы и землячества, как: чеченцы, азербайджанцы, дагестанцы. Это обусловлено тем, что мусульманство выступает для этих групп этнокультурным явлением, фактором национальной самоидентификации.

В-пятых, в соответствии с Законом многие религиозные организации регистрируются на основе Устава централизованной организации. Однако, создается впечатление, что централизованные религиозные организации (кроме РПЦ) не могут (или не желают) контролировать деятельность местных. Так, например, Тобольское мусульманское духовное управление выдало открытый лист на утверждение имама и имамом может стать совершенно не образованный в религиозном плане человек. К чему приведет такое руководство мусульманской организацией предсказать не трудно.

Вызывают озабоченность пробелы в законодательстве по проблемам свободы совести и религиозных объединений. Так, например, в Магаданской области, равно как и во всех регионах проживания коренных малочисленных народов Севера Сибири и Дальнего Востока необходимо привести в соответствие закон «О свободе совести и о религиозных организациях» и «Декларацию о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам (принята резолюцией 47/ 135 Генеральной Ассамблеей ООН от 18 ноября 1992г.), в которой гарантируется сохранение своей культуры и религии лицам, принадлежащим к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам.

На наш взгляд, следует особо отметить то обстоятельство, что религиозный фактор и его влияние на общество — малоизученное явление, отношения государства и религиозных организаций до сих пор не опираются на четко сформулированную концепцию. Контакты исполнительной и законодательной ветвей власти и религиозных организаций зачастую носят спонтанный характер.