Современная конфессиональная ситуация в Амурской области

Якущенко Д. В. (г. Благовещенск)

Современная конфессиональная ситуация в Амурской области

Конфессиональная ситуация в Амурской области в целом продолжает оставаться достаточно стабильной, какие-либо конфликты на межконфессиональной почве не фиксировались. Религиозные объединения осуществляют свою деятельность в соответствии со своими уставами и вероучениями. По-прежнему прослеживается их стремление к активизации богослужебной практики, миссионерской деятельности, привлекать в свои ряды все большее число верующих.

По данным социологического опроса, проведенного информационно-аналитическим отделом Администрации области в июле т.г., на вопрос «Как Вы оцениваете развитие религиозной ситуации в Амурской области?» — 52,4%  респондентов дали ответ, что ситуация, в целом, спокойная; однако 12,5%  считают, что усиливается конфронтация различных конфессий. Затруднились с ответом — 20,6%  опрошенных.

Ведущее место среди 16-ти религиозных направлений, представленных в области, занимают Русская православная церковь, евангельские христиане баптисты, христиане веры евангельской пятидесятники и Свидетели Иеговы. Удельный вес обществ этих конфессий в общей численности религиозных объединений области составляет свыше 70%. За последние два года тенденция роста вышеназванных объединений несколько замедлилась.

Относительно религиозных предпочтений жителей области получена следующая информация (от числа опрошенных): православных — 52,7%, мусульмане — 1,34%, пятидесятники — 1,24%, баптисты — 0,82%. При этом верующими себя назвали почти 50% респондентов, не верующими — 45%

Как и в предыдущие годы, одним из приоритетных направлений в деятельности религиозных объединений является благотворительность. Наибольшую активность проявляют объединения Русской православной церкви, евангельских христиан баптистов, пятидесятников, римо-католиков.

Благовещенской и Тындинской епархией Русской православной церкви проводится активная патриотическая работа в армейских коллективах, подразделениях внутренних дел.

Религиозными объединениями области осуществляется антинаркотическая деятельность. Это духовно-нравственная работа по профилактике алкогольной и наркотической зависимости, которая включает проповеди соответствующего содержания, беседы, дела милосердия и благотворительности, религиозное образование, обучение и воспитание (деятельность воскресных школ), теле- и радиопрограммы на духовно-нравственные темы, способствующие духовному росту граждан и, как следствие, эффективнейшей антинаркотической профилактике.

Стало уже традиционным проведение Открытого фестиваля телевизионных и радиопрограмм духовной тематики «Слово Плоть Бысть» при участии Государственной телерадиокомпании «Амур», Благовещенской и Тындинской епархии Русской православной церкви. На проведение этого мероприятия из бюджета Администрации области только в 2002 году было выделено 200 тысяч рублей.

Наряду с организацией летнего оздоровления детей религиозными организациями (в палаточных детских лагерях, организованных пятидесятниками, летом 2003 года отдохнуло 428 детей, приходами Католической церкви городов Благовещенска и Свободного на базе о/л «Колосок» 41 ребенок, в том числе дети из малообеспеченных семей) используется такая форма работы с молодежью, как воскресные школы. Таковых в Благовещенской и Тындинской епархии 8 (находятся при наиболее крупных приходах в Благовещенске, Свободном и других). Представители протестантского направления пятидесятников практикуют молодежные воскресные служения.

Необходимо указать, что одной из серьезнейших проблем, стоящей сегодня перед всеми религиозными организациями области без исключения, является острая нехватка образованных кадров.

Города и районы Амурской области регулярно посещают иностранные миссионеры для оказания помощи в проповеднической работе, проведении обрядов, ремонте молельных домов, организации благотворительных мероприятий.

В 2001 году область посетило 134 зарубежных религиозных деятеля. В прошедшем 2002 году в Амурской области побывало 54 иностранных миссионера. С начала текущего года по 30.10.2003 эта цифра составила 48 человек. В большинстве своем это граждане Великобритании, США, Германии, Кореи, Польши, являющиеся последователями конфессий пятидесятников, баптистов, пресвитериан, католиков, евангельских христиан.

Следует отметить неоднократные нарушения зарубежными миссионерами российского законодательства о свободе совести и религиозных объединениях. В частности, иностранные граждане, прибывшие в Амурскую область по приглашениям религиозных организаций Новоапостольской церкви и пятидесятников, в нарушение ст.20 ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», посещали религиозные группы соответствующих конфессий. По фактам указанных нарушений руководители амурских религиозных организаций и иностранные миссионеры неоднократно предупреждались.

Говоря об отношении населения к деятельности иностранных миссионеров на территории Амурской области — 26% респондентов с неприязнью относятся к таковой.

Рост числа религиозных объединений, появление новых нетрадиционных конфессий, особенно протестантского толка, вызывает серьезную озабоченность у исполнительных органов власти, потому как именно среди некоторых протестантских организаций имеются проявления деструктивных и экстремистских настроений.

Свидетельство тому наличие постулатов религиозного объединения Свидетели Иеговы, запрещающих (не рекомендующих) представителям этой конфессии пользоваться медицинской помощью, в частности, переливать кровь. Но здесь нужно отметить следующее: любое медицинское действие может проводиться только при согласии больного в соответствии со ст.33 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан (когда не позволяет его состояние — выносится решение консилиума врачей). Согласие на медицинское вмешательство (в т.ч.  и на переливание крови) в отношении лиц, не достигших 15-ти лет, недееспособных необходимо со стороны их законных представителей.

Кроме того, юридическое право отказа от гемотрансфузии по религиозным мотивам подтверждается ст.28 Конституции России, а также Конвенцией о защите прав человека и основных свобод. Существуют образец письменной формы отказа от переливания крови1.

В завершении этого можно сказать, что Свидетели Иеговы не являются принципиальными противниками любых методов современной медицины, включая трансплантацию органов. Они лишь отказываются от переливания донорской крови и ее компонентов. Однако многие из них соглашаются на реинфузию крови, излившуюся в полость, на инфузию некоторых препаратов, полученных из крови (например, альбумина, гамма-глобулина, факторов свертывания и др.).

Следовательно, надо пытаться договориться с такими больными об условиях, объемах и пределах гемотрансфузии, но согласие должно быть получено только добровольно и без обмана больного, даже если такая ложь представляется врачу спасительной (ст.31 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан).

Основываясь на многочисленных устных жалобах населения, можно говорить о навязчивости в распространении вероучения, религиозной литературы членами религиозного объединения (в соответствии с принципом работы данного религиозного объединения «от дома к дому»).

Вызывают беспокойство факты передачи в качестве пожертвований больших денежных сумм христианскому центру «Новое поколение» рядовыми членами религиозной организации. Кроме того, не могут не настораживать экзальтированные формы богослужений, свойственные данной конфессии и, по-видимому, оказывающие сильное психическое воздействие на ее последователей.