| В.И. Ничик (г. Екатеринбург) Особенности социализации Церкви христиан-адвентистов седьмого дня в России Процесс социализации адвентистов в России на разных этапах истории государства затрагивал различные стороны общественной жизни. В большой степени государственная политика оказывала влияние на то, в каких вопросах верующим адвентистам необходимо было вырабатывать свою социальную позицию. Если в царский период признавалась одна государственная религия, все остальные были гонимыми маргиналами, то в годы советской власти ситуация была другой. Советские законы закрепляли отдаленность религии от государства, закреплено было право свободы совести, но это было только в строках, а жизнь строилась по написанному между строк. Поэтому в тех условиях Церковь формировала свою социальную позицию в сложных, противоречивых условиях, но в большей степени социальная деятельность была вне закона. И только после распада Советского Союза, новая Конституция РФ, принятая в 1992 г. закрепляет право на свободу совести, и государство предоставляет такое право всем законно действующим религиозным организациям России. Особую роль сыграл закон «О свободе совести и о религиозных объединениях». Если в период новейшей истории России до 1997 г. законодательство в сфере свободы совести давало большие возможности всем религиозным организациям развивать свою социальную и миссионерскую деятельность, то с принятием этого закона ситуация в государственно-конфессиональной политике изменилась, что сказалось и на деятельности религиозных объединений. Ряд конфессий России разработали и представили обществу свои концепции социальной позиции в отношении целого ряда общественно важных вопросов, а так же в них были обозначены конкретные направления деятельности в социальной сфере. Церковь христиан-адвентистов седьмого дня в 2002 г. представила широкой общественности «Основы социального учения». Таким образом, рассматривая особенности социализации Церкви Адвентистов, мы разделим ее на три этапа: досоветский период, советский период и постсоветский. Каждый этап тесно связан с историческими особенностями отношения государства к религиозным организациям вообще и к протестантским Церквам в частности. Особенности социализации АСД: досоветский период Обращаясь к истории Церкви христиан-адвентистов седьмого дня (АСД) в России необходимо заметить, что рассматривать ее нужно в двух аспектах. С одной стороны, это структурное становление, как организации, и с другой – это распространение учения и объединение вероисповедников, исповедующих вероучение подобное тому, которое исповедуют современные адвентисты. Структурное становление отмечает в 2006 г. 120-летие с момента появления первых организационно объединенных адвентистских групп. Но нужно заметить, что те доктрины, которые были сформулированы как основа вероучения Церкви АСД, были исповедуемы в России еще со времен Руси. Конечно господствующей Церковью, пользовавшейся государственной поддержкой, всякое инакомыслие было преследуемо, поэтому Россия до XX в. отличалась тем, что практически официально в государстве никаких религий инославного или иноверного толка не было, так как, пользуясь полицейскими рычагами, любое инакомыслие подавлялось. Как и сегодня, для борьбы использовались различные эпитеты оскорбительного характера, такие как: «сектанты», «душегубцы», «еретики», «раскольники», «совратители» и т. п. Но, несмотря на это, адвентистское учение распространялось и приобретало все больше своих приверженцев. Все верующие люди были частью общества, поэтому все проблемы и нужды, которые волновали окружающее общество, не были чужды для адвентистских общин. Процесс социализации, когда Церковь должна была формулировать свою позицию по различным социальным вопросам, медленно, но верно развивался. Так исследователь процессов развития инославных движений в России XIX в. Н. Астырев, пишет об адвентистах (субботниках) в с. Каменка Воронежской губернии: «К местному начальству субботники почтительны и исполняют его требования безропотно; платят подати беспрекословно; не уклоняются от полезных общественных учреждений, например, не прочь отдавать детей своих в сельское приходское училище. Они не чужды благотворительности: когда Каменские жители вздумали купить новый и большой колокол для приходской церкви и сделали для этого душевой оклад, то субботники не отказались внести причитающуюся с них сумму денег; или: в селе производили сбор пожертвований в пользу больных и раненых воинов – и субботники делали посильные пожертвования» . Исходя из этого, мы можем сказать, что Церковь христиан-адвентистов с первых дней своего формирования в российском обществе сталкивалась с необходимостью определения своей позиции по отношению к различным институтам общества и государства. Налоговая подать на «сектантов» зачастую налагалась больше, нежели на православных. Но, несмотря на это, люди избирали честную совесть и перед Богом, и перед государством. Конечно, непросто было в России открыто заявлять о своих инославных убеждениях, это оборачивалось для таковых потерей многих гражданских прав. Так, к примеру, Святейший Синод во главе с обер-прокурором К.П. Победоносцевым в 1891 г. принимает рекомендации к власти по поводу отношения к «сектантам». Среди них была следующая: «Паспорта сектантов должны быть помечены особым образом, чтобы их нигде не принимали ни на работу, ни на жительство, пока жизнь в России не станет для них невыносимой» Подобное отношение могло бы породить ненависть к гонителям, но, несмотря на несправедливое отношение, русские протестанты всегда оставались верными своему гражданскому и человеческому долгу. Некоторое послабление наступило с изданием Николаем II в апреле 1905 г. Указа «Об укреплении начал веротерпимости». Мы не можем сказать, что с этого момента адвентистам была дана свобода, но на некоторое время появилась возможность свободно проводить богослужения и служить обществу. Подчеркивая свое верноподданство государю, верующие передали императору Николаю II , через Председателя Комитета Министров С.Ю. Витте, благодарственный адрес, в котором впервые в истории российского адвентизма была сформулирована позиция адвентистов в отношении к государству и власти. «Осмеливаемся всеподданнейше выразить Вашему императорскому величеству нашу глубокую скорбь, вместе со всеми богобоязненными людьми страны, умоляя Всевышнего в полном упокоении нашей Родины, при которых она могла бы продолжать свое развитие» . Завершали благодарственный адрес следующие слова: «Мы осмеливаемся выразить наше сердечное желание, чтобы господь сохранил Ваше императорское величество для блага нашей Родины еще на многие лета» . Необходимо отметить, что адвентисты во все времена были законопослушными гражданами своего государства, и из выше представленного материала мы можем сделать вывод об их лояльности к существующей власти. Данный аспект очень часто ставился в вину Церкви властью, пришедшей после 1917 г. Но Церковь придерживалась с самого начала своего существования принципа изложенного в Священном Писании: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению» (Рим.13:1-2). Единственная причина неповиновения власти могла, и может быть только в случае выбора между законом государственным и законом Божьим: «судите, справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога?» (Деян. 4:19). Последующие годы становления Адвентистской церкви в России были отмечены пристальным вниманием со стороны власти. Конечно, благодаря именному высочайшему Указу императора Николая II от 17 октября 1906 г., определившему порядок образования и действия наряду с другими инославными конфессиями и адвентистам, появилось больше возможности открыто проводить богослужения и съезды. Но, как свидетельствуют историки Церкви, осенью 1907 состоялись полевые съезды по всей России и «при первой публичной проповеди на съезде присутствовали исправник и несколько надзирателей, а во время следующих заседаний у дверей стояла полиция, чтобы не допустить беспорядков извне» . И это были не единичные случаи, а сложившаяся практика по всей России. Это говорит об открытости адвентистов в отношении к государству, когда представители власти могли присутствовать на внутрицерковных мероприятиях от начала до конца. Если в первые годы после Указа об укреплении начал веротерпимости мы видим представителей власти на собраниях с целью не допустить беспорядков извне, то с 1911 г., после смерти Столыпина, свобода совести, заблестевшая на горизонте, вновь начала тускнеть. Появился ряд изменений к ранее данной свободе, которые были вызваны тем, что многие стали выходить из православия и присоединяться к инославным конфессиям, в частности к адвентистам. Присутствовавшие на богослужениях надзиратели стали составлять протоколы за «незаконное» присутствие молодых людей и детей на богослужениях, за сбор пожертвований и за другие «нарушения». В период, когда страна была охвачена голодом, Церковь оказывала посильную помощь голодающим, как своим прихожанам, так и другим людям. Позже в Саратове в 1914 г. был открыт завод по выпуску продуктов питания, который проработал до 1917 г. Тогда же планировалось открыть школу, санаторий, типографию, но этим планам не суждено было сбыться, революция внесла свои коррективы в дальнейшее развитие религиозной ситуации в России. Особенности социализации АСД: советский период Советский период начался с больших перемен. Прежде всего, Церковь отделялась от государства, и школа – от Церкви, была предоставлена возможность освобождения от воинской повинности по религиозным убеждениям. Молодое государство законодательно закрепило принцип религиозной свободы, свободы совести. Это был очень позитивный шаг, но, зная историю последующих лет, мы можем высказать сожаление о том, что свобода была записана только на бумаге. Но, несмотря на это, Церковь христиан-адвентистов искала пути дальнейшего построения отношений с обществом и государством в изменившихся условиях. Здесь было бы уместно вспомнить принципы, которые даны Богом для Его детей, как индивидуумов, и для Церкви как Его народа. Данные принципы являются определяющими в отношениях с окружающим миром, и каждый верующий человек, а в нашем случае мы говорим об адвентистах, только тогда является таковым, если его жизнь соответствует этим принципам. Итак, Бог повелевает: «Раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся» (Ис. 58:7). И еще: «Ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. И Царь скажет им…: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Матф. 25:35–40). Именно эти повеления Бога определяют то, как будет жить в обществе верующий человек – адвентист. Исходя из этого, мы понимаем, что, несмотря на декрет об отделении Церкви от государства, Церковь не могла не участвовать в нуждах общества. Так в тяжелый период для нашего отечества, в первые годы после войны весной 1919 г. Церковью христиан-адвентистов создается детская трудовая колония «Пенаты» при станции Половцево Новохоперского уезда в Воронежской губернии, о чем был извещен Комиссариат социального обеспечения РСФСР (Подотдел Несовершеннолетних): «Сознавая крайнюю необходимость в защите и в предохранении детей от голода и всех неблагоприятных условий городской атмосферы, Средне-Российский союз христиан-адвентистов седьмого дня учреждает детскую трудовую колонию «Пенаты» для детей в возрасте от 7 до 15 лет. На что получает одобрение Совета защиты детей Комиссариата народного просвещения города Москвы от 2 мая 1919 г. за № 1045: «Совет защиты детей не встречает препятствий к вывозу 25 человек детей при 5 сопровож-дающих их в детскую летнюю колонию при ст. Половцево, Юго-Восточной железной дороги и просит оказывать содействие в идее предоставления особого отделения вагона на пути следования колонии на ст. Половцево (через ст. Лиски)». Подписано письмо Председателем Совета защиты детей и секретарем. Возвращались в Москву только в середине сентября в срочном порядке, по причине приближающихся к этому месту боевых действий, разразившихся в связи с гражданской войной. Дети за лето хорошо отдохнули, окрепли и с неохотой покидали лагерь» . Забота о детях, об их физическом и духовно-нравственном укреплении ставили перед Церковью серьезный вызов, так как война, голод и ряд других социальных причин привели к тому, что в молодом советском государстве было очень много бездомных, брошенных детей. Помимо заботы о детях Церковь старалась оказывать посильную помощь и голодающим. В 1921 г. было принято решение оказать продовольственную гуманитарную помощь. Советское Правительство одобрило создание Адвентистской благотворительной организации, которую возглавил И.А. Львов. «Таким образом, руководство адвентистов в Москве могло разослать на имя адвентистских проповедников и пресвитеров в различные города 600 тонн пшеницы и несколько тысяч посылок с продуктами питания. Совместно с местными органами власти продукты питания были распределены среди нуждающихся. Адвентисты организовывали так же общественные кухни, где кормили сотни детей» . Не менее интересны, на наш взгляд, события связанные с созданием сельскохозяйственных коммун. В то время, когда вначале 20-х гг. в сельском хозяйстве царил хаос, многие поля заброшены, государственные руководители заметили, что протестанты производят лучшую сельхозпродукцию. «Об их успехах писал в газете «Правда» (№ 108 за 1924 г.) В.Д. Бонч-Бруевич и называл таких верующих примерными передовыми работниками, которых, по его словам, было бы преступно не использовать в решении хозяйственных задач страны» . Поэтому Наркомат открыл возможность для создания христианских коммун. Так были созданы в основном на юге Советского Союза адвентистские коммуны – в Крыму, в Украине и в других местах. Одной из таких была сельскохозяйственная коммуна «Братский труд», которая располагалась недалеко от г. Красноград в Украине. Был получен участок в 250 га. хорошей пашни, принадлежавший некогда богатому помещику. «Около 200 адвентистов объединились в кооператив. Они построили жилые помещения, школу, молитвенный дом, кухню, прачечную, сапожную и портняжную мастерскую. Коммуна продемонстрировала высокие организационные и производственные качества. Она не просила финансовой помощи у государства, напротив жертвовала деньги на осуществление культурных проектов и заботу о бедных из соседних деревень. Вскоре хозяйство уже имело сотни голов племенного скота, десятки пар хороших лошадей, сотни овец, большое количество птицы и триста ульев на нескольких пасеках. Сообща были построены амбары для зерна, а умельцы трудились на паровых мельницах и молочных фермах. В коммуне царили строгие порядки. В списке запрещенных вещей стояло употребление алкогольных напитков, курение табака, а так же пение неприличных песен. Члены коммуны распределяли работу по индивидуальным способностям, вознаграждались же – по потребностям» . Когда началась всеобщая коллективизация в стране в конце 20-х гг., все коммуны были расформированы. Одной из причин субъективного характера было то, что создаваемые колхозы на фоне адвентистских коммун выглядели далеко не в лучшем свете. Для того же, чтобы подобные расформирования были оправданы, в советских газетах и журналах были опубликованы многочисленные материалы, незаслуженно порочившие Церковь. В 1924 г. адвентистами седьмого дня были достигнуты соглашения с Наркомом здравоохранения о создании в районе Саратова клиники. Нарком пообещал посодействовать в получении необходимых разрешений на нескольких условиях: лечение должно быть бесплатным, договор будет заключен на 3 года, в случае если по прошествии трех лет договор не будет продлен, то все оборудование клиники, включая и лекарства, перейдет в собственность государства. Местные власти предложили открыть глазную клинику в связи с тем, что в той местности многие люди болели глазными заболеваниями. Клиника проводила очень успешную работу, так только за сентябрь 1925 г. было сделано 86 глазных операций. Но, как и было заранее властями предсказано, спустя три года договор с Церковью не был продлен, клиника была расформирована и все имущество государством было забрано. Конец 20-х гг. был ознаменован ужесточением государственной политики по отношению к религиозным организациям и в частности к адвентистам. Молитвенные дома облагались непомерными налогами, что приводило к невозможности выплачивать такие суммы, и легче было ликвидироваться, что многие общины и делали. 16 января 1931 г. появляется Инструкция постоянной Комиссии при Президиуме ВЦИК по вопросам культов, которая практически полностью перекрывает какие либо возможности для социального служения религиозных организаций. Ст. 3 включала в себя пространный список того, что отныне запрещено. «Религиозные объединения правами юридического лица не пользуются и им воспрещается: – Создавать кассы взаимопомощи, приюты, общежития для бедных; – Организовывать кооперативы, сельскохозяйственные, кустарные и другие производственные объединения; – Организовывать специальные, детские, юношеские, женские, молитвенные и другие собрания; – Организовывать литературные, рукодельнические, трудовые, по обучению религии и тому подобные собрания, группы, кружки . Конечно, такая политика государства отбросила все религиозные организации в сторону от общественной жизни, и если где-то, когда и упоминались религиозные организации, то только в негативном свете, при этом приправлялось все большим объемом лжи. Трудно говорить о социализации Церкви в этот период. Все последующие годы, вплоть до «перестройки», были временем выживания адвентистских общин, и в силу этого говорить об открытом социальном служении даже и не приходится. Наряду с внешними запретами, органами власти велась серьезная работа по разложению религиозных организаций изнутри. Поэтому практически все конфессии столкнулись с такой политикой государства, что отразилось на последующих годах. Именно эта политика государства послужила тому, что сегодня есть и в православии, и в баптизме, и в адвентизме и в других конфессиях – отколовшиеся еще в советское время направления, которые так и не пришли в братское единство. Методы, которые применялись для того, чтобы очернить Церковь в глазах общественности, были самые изощренные. Так, например, в доме одного из пресвитеров Церкви христиан-адвентистов проводились обыски не один раз. Искали материалы, которые бы свидетельствовали о проведении обучающей работы с молодежью и детьми, самиздатовскую духовную литературу. К большому огорчению проводивших обыски, искомые материалы не находились, но после проведения обысков по городу распространялись слухи о том, что у «главаря сектантов» был проведен обыск и нашли много материалов антигосударственной направленности, а так же яды, которые поставляются из Америки, чтобы подсыпать в колодцы и травить советских граждан . После подобной информации очень трудно было верующим людям жить, работать и служить окружающему обществу. Несмотря на множество запретов, иной раз абсурдных по своей сути, адвентизм продолжал свою жизнь в борьбе, в гонениях. Служение обществу не прекращалось ни на минуту даже тогда, когда за это можно было поплатиться своей свободой. Семидесятилетний период советской власти наложил свой отпечаток. За 70 лет были периоды потепления отношения властей к верующим, потом снова этап преследований и гонений. Очень многие служители церкви – проповедники, пресвитеры, простые верующие прихожане прошли через ссылки и тюрьмы, где они продолжали нести возложенную на них Богом миссию: «Раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся» (Ис. 58:7). Многие из заключения так и не вернулись. Это была плата за стремление адвентистов стать частью общества. Особенности социализации АСД: постсоветский период Постсоветский период в сфере общественно-конфессиональных отношений необходимо рассмотреть в два этапа. Первый исследуемый этап продолжался до 1997 г., когда после больших дискуссий был принят закон «О свободе совести и о религиозных объединениях», который заложил тенденцию к разделению государством религиозных объединений по степени их близости к нему. И второй этап с 1997 г. до сего дня. Анализировать первый этап постсоветского периода нам следует начать с 1988 г., когда была дана возможность всему христианскому миру Советского Союза отпраздновать 1000-летие христианства на Руси. В последние годы существования Советского Союза можно было наблюдать очень интересную картину в межконфессиональных отношениях. Служители Русской православной церкви имели тесное общение со служителями Римско-католической Церкви, протестантских Церквей, при этом называли друг друга братьями, и такие встречи носили далеко не кулуарный характер. Складывалась довольно-таки идиллическая картина единства христианского мира России, и не только христианского. Адвентисты, со своей стороны, были открыты для общения со всеми христианскими конфессиями и деноминациями. Вскоре был создан Христианский межконфессиональный консультативный комитет (ХМКК), в который вошли так же представители Адвентистской церкви. До принятия закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» в государстве был общий настрой равного отношения ко всем конфессиям. Возможно, сказывалось прошлое, когда религия считалась «мракобесием» и практически не делалось различия – мусульмане, православные, баптисты адвентисты, католики. Считалось, что все были «одурманены религиозными предрассудками». И вот это равное отношение как к одурманенным, в первые годы истории новой России создавало обстановку предоставления равной свободы всем конфессиям. В этих условиях адвентисты снова начали активно развивать свою евангелизационно-миссионерскую и социальную деятельность. Прежде всего, прошедший исторический период показал большую нужду в образованных служителях Церкви, нужду в том, чтобы издавать без ограничений духовную литературу. В связи с этим Церковь поставила перед собой задачу открыть свой образовательный центр, который и был построен в п. Заокский Тульской области. В декабре 1988 г. была открыта Заокская духовная академия, в которой изначально были открыты три образовательных направления – богословы, регенты церковных хоров, агрономы. Сегодня это образовательное учреждение преобразовано в Заокский адвентистский университет, в структуру которого входят несколько образовательных институтов, обучающих, помимо выше перечисленных, – экономистов, правоведов, делопроизводителей, переводчиков, специалистов по социальной работе. Понимая огромную необходимость не только для Церкви, но и для общества, растить не только интеллектуально грамотных, но и духовно и нравственно зрелых молодых людей, Церковь христиан-адвентистов ставит перед собой цель разностороннего развития. Поэтому двери адвентистских образовательных учреждений открыты для всех независимо от религиозных убеждений. Церковь имеет так же несколько общеобразовательных школ и гимназий в ряде городов России. И конечно законодательно закрепленная свобода вероисповеданий дала возможность внутрицерковного обучения детей, что в советское время запрещалось и преследовалось. В 1992 г. было открыто свое издательство «Источник жизни», которое издает как внутрицерковную, так и предназначенную для широкого круга внецерковных читателей. За годы существования издательством уже выпущено около 30 миллионов экземпляров духовной литературы. Так как вопросы, касающиеся здоровья, являются одним из пунктов вероучения Церкви адвентистов, Церковь уделяет много внимания пропаганде принципов здорового образа жизни, свободу от алкогольной, табачной и наркотической зависимости. В 1992 г. так же был открыт адвентистский центр здоровья, при нем действует большая стоматологическая клиника, которая оказывает стоматологическую помощь широкому кругу людей, периодически проводя благотворительные акции – бесплатное лечение малоимущих слоев населения (пенсионеров, инвалидов, детей из детских домов, ветеранов войны и др.). Сегодня проводятся во многих городах «выставки здоровья», которые посещают сотни людей. А так же в ряде регионов открыты различные общественные медико-санитарные, профилактические центры, направленные на пропаганду здорового образа жизни. Один из отделов служения поместных общин адвентистов седьмого дня направлен как на внутрицерковное, так и на внецерковное благотворительное служение. Название этого отдела связано с именем благотворительницы первоапостольской Церкви – Тавифы. Отдел «Тавифы» существует практически в каждой поместной общине и через него Церковь стремится помогать всем. Для более плодотворной помощи в местах особенных бедствий адвентисты оказывают благотворительную помощь через, так называемую организацию «АДРА», основными целями и задачами которой является оказывать помощь в местах стихийных бедствий или помощи пострадавшим в результате террористических или военных действий. Так, через организацию АДРА была оказана помощь жителям Чечни, пострадавшим в ходе боевых действий на территории республики. Общий размер помощи составил более 250 тысяч долларов. Так же помощь была оказана пострадавшим от наводнения в Ставропольском крае, пострадавшим от рук террористов в Беслане. С конца 80-х годов создается ассоциация служения осужденным. Во многих регионах были достигнуты договоренности с руководством системы исполнения наказания о духовном и благотворительном попечении о заключенных. К примеру, 1 августа 1989 года председатель Всесоюзного совета Церкви христиан-адвентистов седьмого дня М.П. Кулаков был принят министром внутренних дел СССР В.В. Бакатиным. На встрече обсуждался вопрос о работе Церкви АСД в исправительно-трудовых учреждениях страны. В.В. Бакатин заявил, что адвентистам «будут открыты двери везде, где только они пожелают включиться в нелегкую и общественно-полезную деятельность» . Для более конструктивного взаимодействия были заключены договора между системой УИН отдельных регионов и общинами адвентистов. Благодаря свободам, данным адвентистам наряду со всеми другими религиозными организациями, в различных регионах возникла возможность сформировать позитивные отношения с органами государственной и муниципальной власти. Там, где это стало фактом, и после принятия закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», до сено дня сохраняются позитивного диалог и взаимодействие свластями. Но в тех местах, где Церковь к этому времени не успела заявить о себе, возможности социализации уменьшились во много раз. К сожалению, после 1997 г. началось сращивание органов госвласти и муниципальной с одной титульной конфессией, под предлогом личных убеждений власть предержащих. На фоне таких событий зачастую возможность для всякой законной общественно-полезной деятельности была только задекларирована на бумаге или в выступлениях начальствующих, фактически возможности для общественно-полезной зачастую просто отсутствовала. Насколько это соответствует Конституции РФ и федеральному законодательству, это тема другого исследования. Несмотря на некоторые особенности, имеющие место в государственно-конфессиональной политике, Церковь христиан-адвентистов остается открытой для конструктивного взаимодействия с различными государственными структурами, ответственными за ту или иную сферу общественной жизни. Возможно, именно эта открытость и стала причиной того, что руководители Церкви стали приглашаться в различные консультативные совета и комиссии на разных уровнях власти, начиная от Совета при Президенте РФ и Комиссии при Правительстве РФ, до подобных общественных органов на местах в регионах и отдельных городах России. В изменяющихся условиях Церковь продолжает и сегодня совершать свое социальное служение, учитывая нужды современного общества. Церковь, будучи частью общества, сталкивается со всеми теми проблемами, которые волнуют современное общество. Поэтому было необходимо четко сформулированное учение Церкви по широкому спектру вопросов общественной жизни, что и послужило причиной того, что Церковь взялась за подготовку своего Социального учения. Нужно сказать, что все положения, которые вошли в Основы социального учения Церкви христиан-адвентистов седьмого дня в России, вполне соответствуют тому, что находится в основе учения Всемирной Адвентистской Церкви. Основы социального учения Церкви н АСД в России сегодня Более чем столетний исторический путь адвентизма в России, вобрал в себя различные политические системы, и разный характер отношений общества и государства к Церкви. Все это не могло не отразиться на содержании социального учения Адвентистской церкви, которое было подготовлено и официально представлено российскому обществу в 2002 г. Социальное учение построено на двухстороннем подходе: с одной стороны – богословское обоснование, с другой – исторический опыт практических ситуаций. В данной статье мы коснемся лишь нескольких аспектов этого учения. Прежде всего, интересно отметить позицию Адвентистов седьмого дня в отношениях с государством. Социальное учение дает определение понятия, которое будет пониматься как «государство» в дальнейшем тексте. «Г осударство и Церковь – разнородные органи зации. Они не должны ни сливаться воедино, ни подменять одна другую. Государство является земным установлением, институтом, одобренным Бо гом. Государство – институт права, порядка и подавления зла. Господь есть Бог порядка… и потому анархия – это восстание и против Бога, и против человека. Поэтому Церковь предос терегает от тех учений, которые во имя мнимой сво боды человека порождают хаос. … П олицейское госу дарство, попирающее свободу человека и достоинство личности, в равной степени, как и анархия, противоречит Божественному замыслу о человеке и государстве. Церковь выступает в защи ту человека, его достоинства и права реализовывать свою гражданскую и религиозную свободу, без чего полноценность человеческой личности немыслима. Церковь также предостерегает и против политики государственного протекционизма в отношении той или иной религии или конфессии, против придания ей статуса государственной. В таком многонациональ ном и многоконфессиональном государстве, как Рос сия, подобная политика нанесет ущерб межнацио нальному и межконфессиональному миру и согласию. Более того, столь тесный союз противоре чит библейскому принципу разделения сфер кесаря и Бога (Церкви), а также конституционному принципу отделения религиозных объединений от государства» . При этом в Основах социального учения дается определение, в каких областях общественной жизни все-таки возможно сотрудничество. « Попечение о жизни и благополучии человека и общества – главнейшая задача государства, и Церковь, в меру своей компетенции и возможностей, поддерживает усилия государственных властей в этом направлении. Сотрудничество (не союз) Церкви и государства может строиться только на условиях свободы и добровольности, позволяющих и Церкви, и госу дарству исполнять свою миссию и, в конечном счете, служить нуждам человека» . Среди сфер, в которых может быть сотрудничество, перечисляются: укрепление нравственности, института семьи, забота о здоровье, дела милосердия и благотворительность, и ряд других форм деятельности направленных на созидание общества. Так как в современном обществе все чаще различные общественно-политические движения пытаются опираться на авторитет Церкви, Социальное учение раскрывается с двух сторон: применительно к Церкви (как организации) и ее служителям, и к каждому отдельно взятому члену Церкви. « Церковь, – отмечается в Основах, – не считает для себя приемлемым участие в политической жизни, ибо не может позволить себе проникаться разъединяющим обще ство духом партийности. Это, однако, не означает, что верующие люди отделены от жизни общества и не могут заниматься общественно-политической деятельностью и таким образом приносить пользу российскому обществу и государству. В противовес политической борьбе, Церковь проповедует мир и конструктивное взаимодейст вие людей, придерживающихся различных полити ческих взглядов. Она также допускает возмож ность различных политических убеждений среди ее священнослужителей и рядовых верующих, за исключением явно противоречащих вероучению Церкви, нормам христианской морали и российскому законодательству. За каждым членом Церкви сохраняется право на разумный выбор в политических вопросах, в том числе и на поддержку какой-либо политической партии. Однако членам Церкви, вовлеченным в по литическую деятельность или избирательные кам пании, Церковь советует: в связи с существующи ми разногласиями между политическими партиями, христианам, желающим баллотироваться на выборах, следует строго придерживаться норм закона и христианской морали и лучше выступать незави симыми кандидатами. В этом случае, представляя своих избирателей, они не будут связаны с позицией или курсом какой-либо политической партии и смогут свободно действовать согласно личным убеждениям. Адвентисты, приглашенные для работы в прави тельстве (местного, областного, федерального уровней) или баллотирующиеся в качестве канди датов на выборах, не подвергаются за это критике или осуждению со стороны Церкви. Разве что их деятельность или поведение явно противоречат ее учению и нравственным нормам и приносят ей бес честие. Оставаясь верными принципам и учению Церкви адвентистов седьмого дня, эти политиче ски активные верующие вправе сохранять за со бой статус полноправных членов Церкви» . « От всех служителей и учителей церковных учре ждений требуется, чтобы все свое время они уде ляли делам Церкви, воздерживались от любой по литической деятельности, в том числе и от агитации за какую-либо политическую партию. Если же свя щеннослужитель пожелает включиться в полити ческую жизнь, он должен сделать выбор – чему отдать предпочтение, поскольку эти два вида деятельности несовместимы» . Исходя из этого, мы видим, что подход Церкви к ряду вопросов строится на позиции личной ответственности перед Богом и обществом. Такой подход у Церкви ко многим вопросам и прежде всего причина в том, что в богословии адвентизма Бог является Богом свободы. Еще один вопрос долгое время вызывавший острые дискуссии в нашем обществе, это вопрос отношения к службе в армии. Мы знаем, что в Советской России в 1919 г. был принят Декрет об освобождении от службы в армии по религиозным мотивам. В мировом сообществе в XX в. сформировался принцип альтернативной гражданской службы, но в России только в 2002 г. был принят закон о возможности таковой службы. Церковь христиан-адвентистов седьмого дня свою позицию по вопросу службы в армии изложила в Социальном учении следующим образом: « Истинное христианство являет себя и в надле жащем исполнении гражданских обязанностей. Как законопослушные граждане адвентисты жела ют добросовестно служить своей стране, не нару шая при этом Божиих заповедей. Церковь АСД ре комендует молодым людям, призываемым в армию, как в мирное, так и в военное время, идти в те части, которые не участвуют в актах насилия и кровопро лития. Адвентисты обычно не служат по найму в строевых частях Вооруженных Сил, а в тех случа ях, когда военная служба является обязательной, они просят предоставить им право на службу без оружия. Адвентисты предпочитают несение воинской службы в медицинских частях или альтерна тивную гражданскую службу. Во время военных действий это забота о раненых и умирающих. Ад вентисты могут таким образом исполнять свой гра жданский долг перед Отечеством, оставаясь вер ными своим религиозным убеждениям. Церковь признает право каждого верующего на выбор им формы исполнения своего гражданского долга. Тем же, кто приобщился к Церкви, будучи кадровым военнослужащим, не возбраняется оставаться верными своему призванию, если это не противо речит учению Священного Писания и данным реко мендациям. В своем повседневном служении Церковь АСД вспоминает о воинах и защитниках Отечества, воз носит молитвы о сохранении их жизни, по мере имеющихся у нее возможностей заботится об их благополучии» . Одной из проблем, волнующих современное мировое сообщество, являются конфликты на этно-конфессиональной почве, порождающие экстремизм и терроризм. В связи с этим Социальное учение уделяет особое внимание вопросу обеспечения и защиты права на свободу совести и разъясняет: « Мы признаем, что каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии. Одной из основных составляющих свободы совести является рели гиозная свобода, которая и включает свободу чело века менять свою религиозную принадлежность, исповедовать свою религию как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в учении, богослужении и выполнении религиозных обрядов. И свобода, и совесть присущи че ловеку от сотворения и составляют в нем образ Бо жий. Поэтому никто – ни отдельный человек, ни об щественное мнение, ни государственная власть – не может «предоставлять» ему свободу, поскольку то, что кем-то предоставлено, может быть им же и отнято. Человек сам отвечает - как перед Богом, так и пе ред обществом – за то, как он использует свою сво боду. Задачей общества, государства и Церкви является создание таких условий, при которых человек мог бы ответственно использовать свою свободу и не идти против своей совести» . Именно на признании права человека избирать, как ему верить, адвентисты строят свои отношения с другими христианскими конфессиями и деноминациями, а так же религиями. « Когда в своем возвещении Евангелия Цер ковь АСД приходит в соприкосновение с другими христианскими общинами и религиозными органи зациями, то всегда должен преобладать присущий христианам дух вежливости, открытости и спра ведливости. Церковь признает, что истинная религиозность зиждется на вере, свободе совести и личном убежде нии. Поэтому неизменная цель Церкви – препятст вовать тому, чтобы эгоистические интересы или вре менные преимущества были стимулом для привлечения кого-либо в Церковь. Никакие узы, кро ме веры и личного убеждения, не должны удержи вать человека в церковном членстве. Если изменение убеждений приводит члена нашей Церкви к мысли о том, что вера и деятельность адвентистов седьмого дня более не соответствуют его взглядам, мы призна ем не только его право, но и ответственность изме нить религиозную принадлежность в соответствии со своими убеждениями, не подвергая его при этом унижению и оскорблению. Мы ожидаем, что и дру гие религиозные организации проявят тот же дух приверженности принципам религиозной свободы» . « Не смотря на наличие общих ценностей, исповедуе мых иудаизмом, христианством, исламом и другими религиями, каждая из них все же имеет свои осо бенности в учении о Боге и человеке, о его жизни, смерти и пути спасения. Мы считаем, что христиане призваны быть миротворцами, и убеждены, что для достижения мира и согласия в обществе необ ходимо воспитывать в людях толерантность по от ношению к представителям различных мировоз зрений. К сожалению, в ходе истории многие люди пострадали из-за религиозной нетерпимости. Цер ковь адвентистов седьмого дня призывает всех к миру, взаимной терпимости и уважению к последо вателям различных религиозных учений, ко всем людям доброй воли, независимо от их мировоззре ния. Мы верим, что все люди сотворены по образу и подобию Божьему, для Его славы и что после гре хопадения Бог Сам открыл человеку путь спасения через Господа Иисуса Христа. Поэтому христиане, движимые любовью к Богу и ближним, призваны делиться со всеми людьми открытой им истиной о спа сении, не оскорбляя ничьих религиозных чувств» . Еще один вопрос, являющийся серьезной проблемой современного общества – это семья. Одна из программ деятельности всего государства является проблема укрепления семьи. Адвентисты седьмого дня по этому поводу говорят следующее: « Христиане в понятие семьи вкладывают глубокий смысл. Они считают, что семья была уч реждена Самим Богом для счастья человека. Се мья представляет собой завет между мужчиной и женщиной, которые призваны любить, понимать, помогать и хранить верность друг другу. Одно из важнейших предназначений супружеского сою за – рождение и воспитание детей, создание для них такого окружения, в котором восстанавлива ется образ Божий в человеке. Адвентисты убеждены, что семья является сердцем общества. Благополучие общества и успех Церкви зависят от состояния семьи». В Социальном учении Церкви порицаются разводы, полигамия, гомосексуальные браки, а так же брачные эксперименты в виде гражданского брака или множества повторных браков, т. к. это противоречит принципам Священного Писания с одной стороны и развитию физически и морально сильных семей. « Так называемая свободная любовь порождает доступность физи ческой близости, но совсем не гарантирует бли зость духовную, без чего счастье не обретается. Союз между супругами всегда будет хрупок и обр ечен, если он – всего лишь «одна из промежуточн ых станций» на жизненном пути. Самое страшное, что расплата за легкомысленное отношение к браку настигает не только взрослых , но и ни в чем не повинных детей, которые к райне нуждаются в том, чтобы родители любили не только их, но и друг друга. Сегодня огромное количество детей – это реальные или «социальные» с ироты» . Церковь христиан-адвентистов седьмого дня, имея в основах своего учения пункты, касающиеся здорового питания и охраны здоровья, отражает эти вопросы и в Социальном учении. Церковь адвентистов седьмого дня считает здо ровье «одной из важнейших ценностей человеческо го бытия. Под здоровьем понимается оптимальное состояние единства психических, физических и духовных составляющих человека, обеспечивающее трудовую и социальную активность. Здоровье человека напрямую зависит от послушания законам физической и духовно-нравственной жизни, кото рые установил Бог в акте творения. Их нарушение неизбежно ведет к болезни. Церковь видит свою задачу в том, чтобы путем разъяснения сущности этих законов вырабатывать у человека внутрен нюю потребность, мотивацию для их соблюдения. В таких тяжелейших обстоятельствах Церковь не может равнодушно стоять в стороне. Она стре мится внести свою посильную лепту в дело духов ного и физического оздоровления сограждан» . Нами затронуты только несколько основных тем, изложенных в Основах социального учения Церкви христиан-адвентистов. Но и из этого, как нам представляется, можно сделать вывод, что к началу XXI в. социализация Церкви охватывает практически все аспекты общественной жизни. Идеи, которые Церковь несет своим учением и своей жизнью, все больше находят место в обществе. Трудно делать большие прогнозы на будущее, но можно сказать об одном с уверенностью, что за 120 лет присутствия Адвентистской церкви в России самовосприятие адвентистов, как части общества, расширилось, а так же и в обществе отношение к Церкви изменилось. Принятые Основы социального учения создают реальные возможности для дальнейшей социализации в российском обществе. Из личных воспоминаний автора. ПРИМЕЧАНИЯ Астырев Н . Субботники в России и в Сибири // Северный вестник», 1891, № 6. Гончар П . Как Столыпин помог адвентистам // Теперь время, 2005, № 3. Белов А.В . Адвентизм. М., 1968. С. 48 Из истории Церкви христиан-адвентистов седьмого дня. Заокский, 2001. № 2. С. 53. Юнак Д.О. История Церкви христиан АСД в России. Т. 1, Заокский, 2002. С. 72 Там же, С. 174. Там же, С. 183. Григоренко А.Ю . Эсхатология, милленаризм, Адвентизм. История и современность. СПб., 2004. С. 330. Юнак Д.О. Указ. соч. С. 186. Там же. С. 293. Юнак Д.О. История Церкви христиан АСД в России. Т. 2. Заокский, 2002. С. 130. Основы социального учения Церкви христиан-адвентистов седьмого дня в России. М., 2003. С. 64. Там же, С. 76. Там же. С. 53. Там же. С. 58. Там же. С. 84. Там же. С. 92. Там же. С. 185. Там же. С. 193. Там же. С. 22. Там же. С. 140. |