| А.С. Калинов (г. Минск) Правовые аспекты обеспечения свободы совести и вероисповедания в Республике Беларусь За последние 15 лет в связи с распадом СССР и разрушением прежней идеологической и управленческой системы в отношении конфессиональной политики в Республике Беларусь, как и в других странах СНГ, произошли значительные количественные и качественные изменения религиозной ситуации, повлекшие также изменение модели государственного регулирования конфессиональных отношений. Религиозная деятельность в Беларуси особенно активизировалась с конца 80-х гг. прошлого века, о чем свидетельствуют данные социологического исследования. Так, если в 1989 г. к числу атеистов себя относили 65% опрошенных, то в 1994 г. их насчитывалось 30%. Соответственно, увеличилось количество верующих – с 22% в 1989 до 43,4% в 1994 г. В 1998 г. Институт социологии НАН Беларуси провел социологическое исследование развития религиозной ситуации в республике, в результате которого установлено, что более половины опрошенных (72,6%) в той или иной мере испытывают на себе влияние религии, а 37,1% из них признали себя религиозными людьми. Очевидно, что в период проведения исследования среди значительной части опрошенных наблюдалось преобладание внецерковной религиозности. Одновременно принятие в 1992 г. Закона Республики Беларусь «О свободе вероисповеданий и религиозных организациях» 1992 г. позволило оживиться организационному оформлению религиозных организаций и вызвало значительное увеличение их количества. С 1990 г. количество религиозных организаций возросло в три раза и достигло к 2002 г. более 2700 общин, представляющих 25 религиозных конфессий и направлений. Понимание нового положения в обществе религиозных организаций приводило к постепенному изменению нормативной базы. Так, например, вступивший в силу в 1999 г. Гражданский кодекс Республики Беларусь отнес религиозные организации к некоммерческим и они стали рассматриваться как равноправные субъекты гражданских правоотношений. В 1996 г. на республиканском референдуме была принята в новой редакции Конституция Республики Беларусь. В итоге, с учетом сложившейся ситуации и практики государственно- конфессиональных отношений, в 2002 г. был принят Закон Республики Беларусь «О свободе совести и религиозных организациях», действующий и в настоящее время. Данный Закон строится на признании международных правовых документов и при соблюдении национальных интересов, позволил привести в соответствие с упомянутыми правовыми актами деятельность религиозных организаций и заложить основы дальнейшей гармонизации взаимоотношений государства и религиозных организаций. В Закон были заложены концептуальные положения, касающиеся равенства прав верующих и неверующих граждан, создания религиозных организаций и их государственной регистрации и ликвидации, прав и условий деятельности религиозных организаций, конкретизировалась роль государственного органа по делам религий. Эти положения не были отражены в прежнем Законе «О свободе вероисповеданий и религиозных организациях». Название Закона приведено в соответствие с требованиями Международных актов, рассматривающих свободу совести как право не только на исповедание, но и на неисповедание религии, на атеистические убеждения. В преамбулу были внесены положения о признании определяющей роли Православной церкви в историческом становлении и развитии духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа; о духовной, культур ной и исторической роли Католической церкви на территории Беларуси; о неотделимости от общей истории народа Беларуси Евангелическо-лютеранской церкви, иудаизма и ислама. Общеизвестно, что православие на территории Беларуси представлено более 1000 лет, католицизм – более 700 лет, ислам и иудаизм – более 600 лет, евангелическо-лютеранская цер ковь – более 400 лет. В Законе более полно и четко определено содержание уставов религиозных организаций, что позволяет им осуществлять религиозную, хозяйственную, экономическую, благотворительную, социальную и иную деятельность, предусматриваются механизмы, призванные защитить интересы граждан. В частности, предусмотрены механизмы, призванные предупредить деятельность религиозных организаций, сопряженную с нарушением прав и свобод граждан, а также препятствующую исполнению гражданами их государственных, общественных, семейных обязанностей или наносящую вред их здоровью и нравственности. В связи с принятием нового Закона была начата процедура перерегистрации религиозных организаций с целью приведения их уставных документов в соответствие с новым законодательством. Данная процедура успешно была завершена в ноябре 2004 г. В итоге перерегистрированы все общеконфессиональные религиозные организации. Из 2781 религиозных общин перерегистрировано 2763 или более 99,5 %. Одновременно с вопросами перерегистрации государственные органы решали вопросы и регистрации новых религиозных организаций. На 1 января 2006 г. в республике действуют 3030 религиозных организаций, в том числе 2886 религиозная община и 144 общеконфессиональные организации (епархии, монастыри, братства, миссии, духовные учебные заведения) 25 конфессий и направлений. В республике созданы благоприятные условия для религиозных организаций в решении их внутриконфессиональных проблем, в том числе и по вопросам строительства культовых зданий. В настоящее время обеспеченность религиозных организаций культовыми зданиями составляет 69,5% по республике, более остро стоит этот вопрос в столице страны, где обеспеченность составляет 23,7%. С учетом введения в эксплуатацию строящихся культовых зданий данный показатель возрастет и составит около 80%. Уровень обеспеченности религиозных общин кадрами священнослужителей составляет около 90%. В республике наблюдается процесс завершения восстановления материальной базы и кадрового обеспечения деятельности религиозных организаций. Религиозные организации устанавливают активные связи с зарубежными религиозными центрами, поддерживают ровные и уважительные межконфессиональные отношения. Ведущее место в религиозной жизни страны занимает Белорусская православная церковь, объединяющая в настоящее время 1349 приходов. В её 11 епархиях действует 26 монастырей, 12 братств и 8 сестричеств. Кадры священнослужителей проходят подготовку в 5 учебных заведениях. В приходах служат 1264 священнослужителя. В настоящее время действует 1159 пра-вославных храмов, 188 находится в стадии строительства. За последнее десятилетие Белорусской православной церкви передано 810 культовых и других зданий. В настоящее время в Римско-католической церкви насчитывается: 5 религиозных объединений, 2 духовных учебных заведения, 8 монастырей, 9 религиозных миссий, 438 религиозных общин. В целом римско-католическая конфессия является одной из самых активных в республике. Происходит становление римско-католических приходов в исторически традиционных регионах их деятельности. За период с 1988 по 2004 г. Римско-католической церкви государством было передано 292 объекта под религиозные цели. В настоящее время 4 епархии располагают 427 культовыми зданиями, из которых 194 являются памятниками истории и архитектуры, значительное количество костелов реставрируется и ремонтируется, строится 45 костелов. Протестантские религии в республике представлены 14 направления- ми, объединяющими 972 общины (33,6% от общего числа общин в республике), число сторонников которых составляет около 2% от числа верующих в стра не. Наиболее многочисленным среди протестантских направлений является объединение христиан веры евангельской (488 общин). Государство в своей конфессиональной политике исходит не из приоритета какой-либо религиозной либо атеистической идеологии, что вело бы к ущемлению прав верующих либо неверующих, но руководствуется необходимостью поддержания гражданского согласия, и это формирует его поступательные решения, направленные на предотвращение возникновения межконфессиональных противоречий и конфликтов. Одновременно ст. 8 Закона предусматривает, что государство может строить свои взаимоотношения с религиозными объединениями путем заключения с ними соглашений в соответствии с гражданским законодательством Республики Беларусь. В 2003 г. было подписано Соглашение о сотрудничестве между Республикой Беларусь и Белорусской Православной Церковью. Оно предусматривает многоплановую совместную деятельность государства и церкви в наиболее социально значимых сферах деятельности, среди которых общественная нравственность, воспитание и образование, культура и творческая деятельность, охрана, восстановление и развитие исторического и культурного наследия, здравоохранение, социальное обеспечение, милосердие, благотворительность, поддержка института семьи, материнства и детства, попечение о лицах, находящихся в местах лишения свободы, воспитательная, социальная и психологическая работа с военнослужащими, охрана окружающей среды и другие. По этим направлениям в 2003–2004 гг. подписаны отдельные совместные программы сотрудничества министерств образования, культуры, информации, труда и социальной защиты, здравоохранения, спорта и туризма, обороны, внутренних дел, по чрезвычайным ситуациям, природных ресурсов и охраны окружающей среды и Комитета по проблемам последствий катастрофы на ЧАЭС при Совете Министров Республики Беларусь, Государственного комитета пограничных войск, Государственного комитета по авиации, Национальной академии наук Беларуси и Белорусской Православной Церкви. По итогам встречи Главы государства с членами Синода Белорусской православной церкви 30.11.2005 г. подписана Программа взаимодействия органов государственного управления и Белорусской православной церкви на 2006–2010 гг. Конструктивно реализуются взаимоотношения государственных органов власти от республиканского до местного уровня с Римско-католической церковью, мусульманскими, иудейскими и протестантскими объединениями. Эффективность взаимодействия обеспечивается также вниманием Главы государства Республики Беларусь к вопросам развития конфессиональной ситуации и положению религиозных организаций. В частности, им регулярно проводятся рабочие встречи с крупнейшими белорусскими конфессиями – православной и Римско-католической, – что способствует решению их вопро сов. Столь многоплановое сотрудничество государства и церкви демонстрирует возможность взаимовыгодного и эффективного сотрудничества государства и религиозных организаций в социально значимых областях, обеспечения прав граждан на свободу совести и вероисповедания, равенства религий перед законом. |