Н.В. Володина (г. Москва) Актуальные проблемы современного экстремизма и терроризма на религиозной основе Сложным вопросом, который приходится решать идеологам, философам и юристам в связи с вопросом о религиозной свободе, свободе верований и убеждений, является вопрос о том, чем может стать обоснованная законодательно закрепленная свобода такого типа – основой для разобщения или для консолидации общества? Различия в верованиях – это различие в ценностях, и чем большая свобода для всех конфессий провозглашается государством – тем больше, казалось бы, возможностей для роста вседозволенности. Однако наблюдения социологов и психологов показывают, что принадлежность к конфессии создает для каждого верующего дополнительную позитивную шкалу ценностей. Среди же людей асоциальных, демонстрирующих девиантное поведение, употребляющих наркотики и т. д., неизмеримо больше людей, ни во что не верующих. Несмотря на различные идеалы и ценности людей разных конфессий, им следует стремиться к диалогу – право на участие в нем есть неотъемлемая часть борьбы за права человека, как и право принадлежать к той или иной религии. Когда-то Платон и Протагор призывали думать о будущем, а не о минувшем в борьбе с преступностью . Современные криминологи отмечают, что «смысл борьбы с преступностью кроется в устранении отрицательных явлений в жизни общества, с одной стороны, и в развитии и поощрении положительных явлений и процессов в нем – с другой» . Если такого двухстороннего процесса в общественной жизни не происходит, то преступность проявляется в наиболее опасных формах. В современном обществе «насилие на этнической и религиозной почве не прекращается и в мирные дни. И не только на Ближнем Востоке, а и на Британских островах – в колыбели современной демократии» . В самом общем плане экстремизм – это приверженность к крайним взглядам и действиям. Более широкое понятие трактуется, как: «деятельность общественных и религиозных объединений по планированию, организации, подготовке и совершению действий, направленных на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации; подрыв безопасности РФ; захват или присвоение властных полномочий; создание незаконных вооруженных формирований; осуществление террористической деятельности; возбуждение расовой, национальной или религиозной вражды, а также социальной розни, связанной с насилием или призывами к насилию; унижение национального достоинства; осуществление массовых беспорядков, хулиганских действий и актов вандализма по мотивам идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды, а равно по мотивам ненависти либо вражды в отношении какой-либо социальной группы; пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной принадлежности» . В обществе он порождается преимущественно такими причинами, как социально-экономические кризисы, деформация политических структур, падение жизненного уровня значительной части населения, подавление властями инакомыслия и оппозиции, национальный гнет, амбиции лидеров политических партий и религиозных групп, стремящихся ускорить реализацию выдвигаемых ими задач, и т. д. Базу экстремизма составляют маргинальные слои населения, представители националистических и религиозных движений и недовольная существующим порядком часть интеллигенции и студенчества, некоторые группы военных. Проявления экстремизма в виде политического, религиозного, военного и националистического представляют в современном мире единое целое. Поэтому религиозный экстремизм тесно связан с политикой и национализмом. Сторонники религиозного экстремизма – сторонники крайних взглядов и действий в сфере религии – стремятся путем откровенной демагогии, организации беспорядков, актов гражданского неповиновения дестабилизировать, а затем разрушить существующие общественные структуры для достижения своих целей. При этом они широко используют силовые методы (террористические акты, партизанскую войну и т. д.), в принципе отрицая переговоры, соглашения, компромиссы, основанные на взаимных уступках. Религия представляет идеологический механизм, обеспечивающий консолидацию людей через объявление базовых общественных связей, содержащихся в религии. «Религиозный культ предписывает определенное поведение, чувство зависимости, познание обязанностей в виде заповедей. В разные эпохи человечества экстремизм вспыхивал в разных странах, в недрах разных вероисповеданий» . Наиболее актуальной проблемой современности является исламский экстремизм, поставивший цель – создание государства, не признающего границ между мусульманскими странами. В настоящее время в России проживает более 16 млн. мусульман. За немногим исключением все они принадлежат к суннитскому направлению в исламе. Основные регионы мусульман – Поволжье, Приуралье и Северный Кавказ – не обойдены, хотя и в разной степени, событиями, свойственными всему мусульманскому миру. Речь идет о движении за возврат «к фундаментальным ценностям ислама». При этом на разных позициях находятся сторонники тотальной реставрации раннеисламских форм жизни и те реформаторы, которые сочетают духовно-нравственные ценности мусульманской культуры с современностью. Экстремистам, пытающимся достичь свои политические цели методами террора и насилия, противостоят силы, связывающие будущее мусульман с общемировым прогрессом. Проблема соотношения духовно-нравственных ценностей мусульманских и иных цивилизаций актуальна и значима для устранения напряженности как в мировом пространстве, так и в отдельных регионах и государствах. Важно выявить те элементы различных правовых культур, которые способны стать опорой для поддержания мира, для установления гражданского, межнационального и межконфессионального согласия, для развития социального партнерства в отдельных странах . Мусульманское право всегда отличала тесная привязанность к этике ислама, чьи установления и в настоящее время воспринимаются в качестве эталона «исламской справедливости» в ее нормативно-правовом воплощении. Оно должно рассматриваться не только в качестве нормативного регулятора религиозной и социальной жизнедеятельности мусульман, но и как юридический феномен, находящийся в основе самостоятельной правовой системы и самобытной правовой культуры. Закономерности развития исламской правовой мысли не могут недооцениваться, тем более, что «рационализм мыслителей ислама был ориентирован на экспликацию (понимающее толкование) Богооткровенных текстов в отличие от западноевропейских рационалистов, которые ставили перед собой задачу объяснения природы, общества и мышления» . В современных условиях важно не допустить недооценки мусульманского права и восходящей к нему правовой культуры во всем их самобытном многообразии. С понятием религиозного экстремизма справедливо связывают терроризм. Террористы рассчитывают главным образом на психологический эф фект своих действий, а не на военно-стратегическую победу. В современный период изменился характер террористических операций. Нынешняя тенден ция состоит в том, чтобы нападать не на конкретные цели (например, на руководителей оппозиционной стороны), а совершать массовые акции устрашения. События в г. Москве 2002 и 2003 гг., Дагестане, Северной Осетии это не случайное стечение обстоятельств и не результат фанатиков на религиозной основе. Интересны в этом отношении выводы Шефеля С.В. и Шилина К.И. в определении специфических черт характера радикально настроенного мусульманина, в частности «исключительная духовная дисциплина, формирующаяся в исламском мире силой религиозного иерарха – как стремление каждого мусульманина следовать установленным предписаниям; крайне негативно-агрессивное отношение к т. н. «неверным» (людям не исповедующим ислам), вплоть до газавата-борьбы с ними, не исключавшей даже физического насилия и их истребления, то есть религиозная нетерпимость и т. д. . Представляется интересным провести небольшой анализ организационных основ экстремистских исламских групп. У создателей таких групп очень высокие требования: «Воин Аллаха и борец с неверными обязан безгранично верить в общее дело, бороться за истинную веру и освобождение земли; готов стать шахидом в любую минуту и отдать жизнь ради победы. Послушание старшим – святая обязанность воина Аллаха. Тайна организации, подчинение ее решениям, дисциплина – святые обязанности воина Аллаха. Воин Аллаха должен стараться расширять ряды своей организации, но всякий раз на это нужно получить разрешение своих руководителей». При систематизации этих качеств можно выделить наиболее требуемые: 1. Готовность своему делу (террору) и своей организации; 2. Готовность к самопожертвованию; 3. Выдержка, дисциплинированность; 4. Конспиративность; 5. Бесприкословное повиновение; 6. Коллективизм – способность поддерживать хорошие отношения со всеми членами группы; 7. Террор – это смысл их жизни, на смену одним приходят другие. Самым опасным считается проявление религиозного экстремизма при совершении террористических актов добровольцами-самоубийцами, ибо такие акты чрезвычайно сложно предотвратить. Например, события в США 11 сентября 2001 г. или в Москве в Тушино, июль 2003 г. Влияние экстремизма и терроризма на общество в современных условиях может усилиться в связи с тем, что растет потенциал его разрушительной активности. Это связано как с появлением большого количества групп, занимающихся террористической деятельностью, так и с доступом к оружию. В последние десятилетия возникли десятки агрессивных движений, проповедующих различные варианты национализма, религиозного фундаментализма, фашизма и идеи конца света – от индуистских националистов до неофашистов в Европе и новых религиозных движений, таких как, например, «Ветвь Давида». Известны попытки «АУМ Синрике» использовать отравляющие вещества в токийском метро и бактерий сибирской язвы с балкона здания в Токио. Религиозный экстремизм и терроризм нередко предполагают готовность пожертвовать жизнью в доказательство верности идеи, но трудно назвать героическим жестом поступок человека, распространяющего бактерии ботулизма или сибирской язвы. Религиозный экстремизм часто характеризуется фанатизмом, может «оправдать» насильственное лишение человека жизни для достижения политических или идеологических целей. В современном мире появилось множество сомнительных религиозных движений, которые необходимо изучать, чтобы предотвращать их разрушительную деятельность. В последние годы оживились апокалиптические движения, имеющие значительные финансовые средства. Проповедники идеи о конце света призывают к актам насилия, а некоторые считают себя вестниками возрождения или рождения нового человека. Другие утверждают, что чем скорее воцарится Антихрист, тем скорее исчезнет этот прогнивший мир и установится рай на Земле, как предвидели Иоанн в «Откровениях», Нострадамус и другие пророки. Некоторые сторонники таких движений стремятся «подтолкнуть» ход истории, провоцируя войну, голод, эпидемии . Такие крайне апокалиптические группы являются потенциальными носителями террора и хотя на них мало кто обращает внимание, газовая атака в токийском метро, убийство Ицхака Рабина и ряд подобных актов потрясли общественность во всем мире. Религиозный экстремизм может использовать тактику информационного терроризма и кибернетических войн. В компьютеризированном обществе трудно сохранять секреты, а меры защиты оказались не вполне эффективными. Если религиозный экстремизм направит свои действия на информационные средства боевых действий, то его разрушительная сила может многократно превзойти силу любых видов оружия. Хотя из 100 попыток совершения глобального террористического акта 99 будут наверняка безуспешными, но одна успешная попытка принесет больше жертв и материального ущерба и паники, чем все, что испытал мир до сих пор . Мировую общественность волнуют широкомасштабные военно-политические события, вызванные международными силами религиозного экстремизма и воинствующего терроризма под лозунгом искаженных канонов «чистого ислама». Особенно остра эта проблема в Чечне, где действуют профессиональные террористы и религиозные экстремисты международного класса. Ими преследуются политические цели – захват власти, установление шариатского государства с диктаторским режимом и создание исламского мирового порядка с ваххабитской идеологией. События в Чечне лишь часть стратегии плана религиозных экстремистов. Северокавказский оплот международного исламского религиозного экстремизма не является локальным явлением, а выступает в качестве одного звена в цепи международного религиозного экстремизма и не только нарушает духовные основы общества, но и угрожает безопасности России и мира в целом. В религиозной сфере нередко имеет место нетерпимость, связанная со стремлением различных религиозных объединений распространить и удержать зоны влияния на едином для них социальном пространстве. В религиозной сфере возникает состязательность: «религии конкурируют одна с другой за души людей. Последователи различных религий борются за господство. Религии называют друг друга лживыми, вредными и преступными учениями» . Для воспитания терпимости людей друг к другу постановлением Правительства от 25 августа 2001 г. № 629 утверждена целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001–2005 гг.)» . Целью программы является формирование и внедрение в социальную практику норм толерантного поведения, определяющих устойчивость поведения отдельных личностей и социальных групп в различных ситуациях социальной напряженности как основы гражданского согласия в демократическом государстве. Происходящие в последние десятилетия изменения в сознании российских граждан и в политике государства по отношению к религии привели к необходимости исследования религии как социального феномена. Как показывают социологические исследования, около 30% россиян подвержены колебаниям между верой и неверием, «для них характерна мировоззренческая неопределенность» . Сложившаяся ситуация представляет глубокую важность религиозной проблематики не только в теоретическом, но и в практическом смысле. В Российской Федерации играют заметную роль ведущие конфессии как источник нравственности и духовности, патриотизма, человеческих ценностей. Еще в начале 1990-х гг. опрос общественного мнения, проведенный по заказу популярного журнала «Огонек», дал социологам сенсационные по тем временам результаты. Среди рушившихся авторитетов церковь оказалась социальным институтом, пользующимся доверием населения . В современных условиях религия может помочь в нравственно-моральной сфере, быть борцом против вражды, насилия, преступности и нравственной нечистоты. Однако не следует забывать, что в стране проживают миллионы нерелигиозных граждан и представителей разных конфессий. К тому же церковь является частью современного общества, и среди ее служителей имеются люди с моральными изъянами. Заметную роль религиозный фактор играет в предупреждении преступлений и правонарушений. Религиозные объединения и их деятельность оказывают влияние на формирование духовности общества и личности, противостоят пьянству, наркомании, религиозной нетерпимости, человеконенавистничеству. Сфера деятельности религиозных объединений значительно расширилась. Кроме культовой практики они занимаются благотворительностью, религиозным образованием и просвещением, сотрудничают с органами государственной власти и органами местного самоуправления, армией и органами правопорядка (особенно с уголовно-исполнительной системой Минюста России), некоммерческими и общественными объединениями в сфере духовного воспитания. Например, в Приморским крае в тесном сотрудничестве с религиозными объединениями действуют Приморский Православный общественный фонд защиты и помощи лицам, лишенным свободы и членами их семей . Более десяти лет взаимодействуют Объединенная Методическая церковь и исправительные учреждения Свердловской области. Религиозные объединения имеют огромный духовный потенциал и могут сыграть определенную роль в предупреждении правонарушений и преступлений. Дело еще и в том, что существовавшая система профилактики разрушена, отсутствуют добровольные народные дружины, домовые комитеты, товарищеские суды и т. д. Новых форм вовлечения населения, общественных объединений в процесс предупреждения правонарушений еще не создано, а между существующими нет взаимосвязи и координации деятельности. Не создан и новый и эффективный комплекс взаимосвязанных форм и методов деятельности государственных органов и религиозных объединений, воздействующих на преступность, причины и условия, ее порождающие, воспитание законопослушного поведения граждан. Религия различных направлений всегда формулирует правила, заповеди, обязательные для исполнения верующими. Религиозные постулаты самых распространенных религий – христианства, ислама, буддизма, иудаизма – составляют этический кодекс поведения верующих и являются источником вос питания духовности и нравственности. Реализация религиозных норм и есть проявление участия религиозных объединений в предупреждении преступлений. Вместе с тем нельзя игнорировать имеющие место факты противоправной деятельности отдельных нетрадиционных религиозных движений («Белое Братство», «АУМ Синрике» и др.), наносящих вред личности, обществу и государству. С такого рода деятельностью необходимо бороться всеми предусмотренными законом методами и средствами, вплоть до применения административной, гражданской и уголовной ответственности. Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» предусмотрел ликвидацию религиозных объединений и запрет на деятельность различных религиозных направлений в случае неоднократных и грубых нарушений ими законодательства Российской Федерации либо в случае систематического осуществления деятельности, противоречащей целями их создания, по решению суда в принудительном порядке. Основанием для ликвидации может послужить осуществление деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) и непредставления в течение трех лет сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц, в связи с признанием религиозной организации прекратившей свою деятельность, по иску в суд регистрирующего органа. Существует перечень видов деятельности, осуществление которых имеет высокую степень общественной опасности, а потому влечет не только ликвидацию религиозной организации, но и запрет на ее деятельность, как и на подобную деятельность религиозной группы. Запрет может иметь место в случае, если деятельность данного религиозного объединения неразрывно связана с фактами, являющимися основанием для прекращения его функционирования, указанными в п. 5 ст. 13 Конституции РФ, согласно которому запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни. Основаниями для ликвидации религиозных объединений являются: – нарушение общественной безопасности и общественного порядка, подрыв безопасности государства; – действия, направленные на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации; – создание вооруженных формирований; – пропаганда войны, разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной розни, человеконенавистничества; – принуждение к разрушению семьи; – посягательство на личность, права и свободы граждан; – нанесение ущерба нравственности, здоровью граждан, в том числе использование в связи с их религиозной деятельностью наркотических и психотропных средств, гипноза, совершение развратных и иных противоправных действий; – склонение к самоубийству или отказу по религиозным мотивам от оказания медицинской помощи лицам, находящимся в опасном для жизни и здоровья состоянии; – воспрепятствование получению обязательного образования; – принуждение членов и последователей религиозного объединения и иных лиц к отчуждению принадлежащего им имущества в пользу религиозного объединения, или препятствие путем насильственного воздействия или другими противоправными действиями выходу гражданина из религиозного объединения; – побуждение граждан к отказу от исполнения установленных законом гражданских обязанностей и совершению иных противоправных действий . Прокуратура, регистрирующие органы и органы местного самоуправления могут вносить в суд представления о ликвидации или запрете религиозных организаций или групп. При этом следует разграничивать противозаконную деятельность религиозного объединения и его отдельных членов. Совершение последними правонарушений и преступлений, мотивированных не религиозным учением или указаниями конкретных руководящих органов объединения, а собственным личным мотивом, предполагает ответственность только конкретных граждан, не затрагивает объединение. Неоднократные и грубые нарушения законодательства религиозными объединениями либо систематическое осуществление ими деятельности, противоречащей уставным целям, может привести к ликвидации этих организаций по решению суда. Например, решением Останкинского суда г. Москвы 18 апреля 1995 г. ликвидирована религиозная организация «Аум Синрике» . Одним из установленных в суде фактов было причинение вреда здоровью верующих правилами и условиями нахождения в этой организации. Однако ликвидация религиозной организации как юридического лица не влечет запрета деятельности этого движения как религиозного объединения. Ликвидированный «Аум Синрике» продолжает свою деятельность в качестве религиозной группы. На территории Российской Федерации без государственной регистрации действуют «Белое братство», «Ананда–Марга», сатанинские группы и др. В Приморском крае действуют последователи «Ананда–Марга» . Некоторые религиозные объединения, которым по каким-либо причинам отказано в государственной регистрации, приобретают статус юридического лица в виде общественных объединений, изменив при этом в своих уставных документах цели и задачи деятельности, а возможно, и учредителей. Так, в Приморском крае последователи Ассоциации Святого Духа за объединение мирового христианства – Церкви Объединения (Церковь Муна) зарегистрировали Владивостокское объединение федерации « Женщины за мир во всем мире», последователи «Ананда–Марга» – Приморскую краевую общественную организацию «АМУРТ – Владивосток» . Во Владимирской области под личиной гуманитарного центра «Исток» скрывается структура Церкви саентологии, под названием «Альянс чистой любви» действуют структуры Церкви Объединения. Управлением юстиции области и правоохранительными органами выявлены нарушения центром «Исток» устава своей организации и законодательства России, в частности ст. 8 Закона «Об общественных объединениях», ст. 2, 24 Федерального закона «О некоммерческих организациях», а также ст. 17 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях». Наконец, в отношении лиц, совершивших в этой сфере преступные деяния предусмотрена уголовная ответственность, например, за организацию объединения, посягающего на личность и права граждан (ст. 239 УК РФ); воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и вероисповедания (ст. 148); нарушение равенства прав человека и гражданина в зависимости от отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, причинившее вред правам и законным интересам граждан (ст. 136); надругательство над телами умерших и местами захоронения (ст. 244 УК РФ). Среди новых религиозных движений, возникших непосредственно в России, можно выделить два преобладающих направления. Во-первых, существенной силой стало неоязычество с откровенным национализмом и политическими амбициями доктрины, широко обращающееся к наследию доавраамических этнических культов. Во-вторых, высока доля новых религиозных движений, основанных на сакрализации региона своего появления и бытования (Бажовское движение на Урале, Древнерусская Инглиистическая Церковь в Омске, учение Виссариона в Красноярском крае и т. д.). Такие религиозные движения могут стать существенным фактором усиления децентрализации и сепаратистских тенденций в России, хотя пока в большинстве случаев они остаются на периферии политической жизни . Российское государство имеет недостаточный опыт регулирования своих взаимоотношений с новыми религиозными движениями. Преобладающая их часть выдвигает собственные системы и социально-политические приоритеты. По содержанию вероучительных доктрин новые нетрадиционные религии И.Я. Кантеров эти движения относит к следующим направлениям: 1. Неохристианские течения – «Церковь Христа», «Новоапостольская церковь», многочисленные группы харизматической направленности. Лидеры этих групп заявляют о «новом прочтении» христианства, полученными ими в результате озарения или откровения. 2. Неориенталистские объединения – «Международное общество Сознания Кришны», «Брахма Кумарис», «Миссия Божественного света», «Ананда Марг». Объединения такого типа ведут свою родословную с Востока, модернизируя различные варианты индуизма, буддизма. 3. Синкретические и универсалистские движения – «Церковь объединения», «Вера Бахаи», «Саентологическая церковь», «Аум Синрике». Одни из данных движений призывают к объединению всех церквей и всего человечества, другие претендуют на открытие тайн психики. 4. Оккультно-мистические учения и школы Нью Эйдж ( Нового века). Представлены внушительным конгломератом самых разнородных групп, вероучительные доктрины которых не имеют жестких формулировок и обязательных ритуалов. Последователи движения «Нового века» разделяют представления восточных религий о безличности Бога, божественности человека. Особое место занимает учение о близости рождения «нового века», которое связывается с приходом Спасителя. 5. Неоязычество. К новым религиозным движениям данного типа принадлежат группы, выступающие за возрождение дохристианских верований как основы гармонического взаимодействия с природой и обществом. Ближе всего к язычеству стоит направление, у истоков которого – П. Иванов. 6. Сатанинские группы – «Церковь сатаны», «Зеленый орден», «Южный Крест», «Общество сатаны». В центре доктрины находится поклонение силам зла. Сатана понимается как личностное существо или как символ, олицетворяющий все темные силы человеческой природы . Миссионерский отдел Московского патриархата Русской православной церкви предложил свою классификацию нетрадиционных религиозных культов выделяя: 1) деструктивные религиозные организации сатанинской направленности (сатанинские и демонические культы, «Церковь саентологии», «Южный Крест», «Черный Ангел», «Общество Сатаны», «Синий Лотос», центр «Юнивер», «Зеленый орден»); 2) деструктивные религиозные организации и некоторые религиозные группы матрицы («Экология духа и оккультизм», «Новый Акрополь», «Церковь Адамитов», «Белое Братство», «Белый Лотос», «Международный центр космического сознания», группы славянского язычества, розенкрейцеры и некоторые группы религиозного движения «Нью-Эйдж»); 3) деструктивные религиозные организации восточной ориентации («Ананда Марга», «АУМ Синрике», «Бахаи», «Трансцендентальная медицина» и др.); 4) деструктивные религиозные организации западной ориентации («Богородичный центр», «Свидетели Иеговы», « Церковь объединения», «Церковь Откровения», «Московская церковь Христа», «Семья», «Ревнители истинного благочестия», религиозная организация «Традиции, семья, собственность»); 5) коммерческие культы (Гербалайф) . В.Б. Яшин выделяет три основных типа новых религиозных движений (НДР) по характеру отношения к обществу и государству: 1. Реформаторские НРД, ставящее своей задачей радикальное изменение существующего социума путем преобразования базовых социально-политических структур либо путем воспитания «нового человека». В этом случае предполагается открытая конфронтация НРД с государством. 2. Эскапистские НРД, дающие рецепты бегства от несовершенной действительности посредством мистических экзерсисов или создания замкнутых духовных коммун. При таком варианте НРД желает от государства одного – чтобы последнее оставило его в покое. 3. Социоинтегративные НРД, обещающие своим адептам содействие более полному их включению в социальные структуры и повышению социального статуса посредством раскрытия сверхспособностей, избавлению от психологических проблем, исцеления и т. д. НРД такого рода демонстрируют свою лояльность к государству или полную аполитичность, хотя любое из них неизбежно представляет явление асоциальное. С конца 80-х гг. и до 1993 г. в России преобладали НРД первого и третьего типа. Они носили ярко выраженный политизированный характер (пропаганда Белого Братства и Богородичного Центра в поддержку «демократии»), а многие политические группировки имели публичные контакты с НРД (например, непродолжительный контакт коммунистов с рериховской Агни-Йогой). В настоящее время заметнее стали эскапистские группировки, НДР не афишируют свои политические взгляды, а политики скрывают свои связи с ними. В тоже время многие нетрадиционные движения продолжают придерживаться тактики инфильтрации во власть, в том числе с помощью миссионерской деятельности, и приобретают политизированный характер . Некоторые культы, порожденные процессом коммерциализации и духовным кризисом общества, трудно назвать религиями, т. к. они преследуют не религиозные цели. Именно культы в наибольшей степени попадают в группу риска, поскольку многие направления их деятельности неизбежно влекут нарушение прав и свобод человека, посягательство на безопасность личности, общества и государства. Деятельность части культов состоит в извлечении прибыли путем бесплатного труда последователей, вложении денег и имущества в промышленность и торговлю, поэтому такая деятельность квалифицируется как предпринимательская. В данном случае религия выступает как средство извлечения прибыли, что противоречит ст. 6 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях». Для достижения цели некоторые группы и культы используют трансформацию сознания последователей с помощью использования специфических средств (программирование, освобождение от рефлектирующего сознания, кодирование, зомбирование), которые включают в себя многократное чтение мантр, медитацию, гипноз, наркотики. Действующие в России культы характеризуются агрессивными методами воздействия на личность, подавляют мыслительные способности человека и изолируют членов общины от внешнего мира. С целью воздействия на сознание по отношению к индивиду применяются средства, понижающие или исключающие самоконтроль и критическое отношение к воспринимаемой информации при использовании гипноза, кодирования, употребления медикаментов, имеет место принуждение к определенному отношению к действительности и к отказу от своих убеждений. Это противоречит п. 2 ст. 18 Международного пакта о гражданских и политических правах: «Никто не должен подвергаться принуждению, умаляющему его свободу иметь или принимать религию или убеждение по своему выбору» , и п. 3 ст. 29 Конституции РФ: «Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них» . Пункт 5 ст. 3 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» гласит, что «никто не обязан сообщать о своем отношении к религиозным убеждениям и не может подвергаться принуждению при определении своего отношения к религии, исповеданию или отказу от исповедания религии, к участию или неучастию в богослужениях, других религиозных обрядах и церемониях, в деятельности религиозных объединений, в обучении религии». На практике имеют место случаи применения к члену религиозной общины психического или физического воздействия на добровольной (с его согласия) основе, добровольного совершения им юридически значимых действий по использованию своих способностей или распоряжению своим имуществом. Однако о добровольности можно говорить лишь при достаточной информированности о последствиях соответствующих действий и воздействия на здоровье людей. Согласно Основам законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан № 5487-1 от 22 июля 1993 г. (ст. 19), гражданин имеет право на получение достоверной и своевременной информации о факторах, способствующих сохранению здоровья или оказывающих на него вредное влияние . Поэтому руководители религиозных объединений обязаны официально предупреждать о возможных негативных последствиях того или иного воздействия. Использование бесплатного принудительного труда, имущества в результате «обработки» сознания противоречит законодательству и международно-правовым документам, например Конвенции о защите прав человека и основных свобод (пп. 2,3 ст. 4) «…никто не должен содержаться в рабстве или в подневольном состоянии» или Конвенции Международной организации труда (п. 1 ст. 2) «…принудительным или обязательным трудом признается всякая работа или служба, требуемая от какого-либо лица и для которой это лицо не предложило добровольно своих услуг») . Говорить о нарушении прав человека позволяет отсутствие добровольного характера услуг последователями религиозных культов. Передача ими имущества в пользу религиозного объединения при применении специальных средств не может быть квалифицировано как добровольная передача. Конституция РФ гласит, что никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации (п. 5 ст. 5) провозглашает, что на основе религии и убеждений, практика религии и убеждений, а которых воспитывается ребенок, не должна наносить ущерба физическому или умственному здоровью. Нарушения прав человека в рассматриваемой сфере часто выражаются в стремлении различных групп скрыть псевдорелигиозную сущность под названием «фонд», «центр», «институт» или в стремлении получить статус религиозной организации для получения более широких экономических возможностей, ибо этот статус связан с предоставлением налоговых и иных льгот . Социальная направленность является одной из причин высокой степени латентности правонарушений, совершаемых культами. Таким образом, перечисленные правонарушения, совершаемые религиозными объединениями (многие из которых являются культами), проявляются в разрушении личности и ее общественных связей, негативном воздействии на общество путем десоциализации граждан, исключения их из общественно-полезной деятельности. Если подобные нарушения связаны с характером религиозного вероучения, то они должны быть предметом не только реагирования правоохранительных органов на каждое правонарушение в отдельности, но и предотвращения в целом. Нормы Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» требуют доработки. Первоочередной задачей в этом направлении должна стать оценка нетерпимости в таком проявлении, как оскорбление религиозных чувств. В соответствии с ч. 1 ст. 152 ГК РФ гражданин вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство и деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности. Согласно ч. 7 этой же статьи правила о защите деловой репутации гражданина применяются к защите деловой репутации юридического лица. Отметим по этому поводу, что в последнее время в СМИ появляются публикации о деятельности религиозных объединений, содержащие сведения, оскорбляющие чувства верующих. Например, корреспондент военной газеты Приволжского военного округа «Солдат Отечества», автор статьи «Интервенция. Американские секты рвутся в расположение воинских частей ПриВО» В. Волостных был уволен из газеты в связи с рассмотрением военным прокурором ПриВО В. Мельниковым жалобы Российского союза евангельских христиан–баптистов (ЕХБ). Автор статьи утверждал, что баптисты являются «иностранной (американской) сектой, не имеющей духовных корней в России, а члены баптистских церквей непатриотичны и аморальны. Секта строго централизирована, в ней царят жесткая дисциплина и подчинение высшим органам управления». Руководитель административно-правового отдела союза ЕХБ, прежде чем обратиться в прокуратуру, предлагал напечатать опровержение. Однако на это обращение редакция не отреагировала . Представители ЕХБ и в дальнейшем намерены – отстаивать свои интересы правовыми методами. Очевидно, что лица, занимающиеся воспитанием военнослужащих, должны выполнять свои обязанности профессионально. В российской судебной практике часто возникает вопрос, являются ли порочащими честь, достоинство и деловую репутацию слова «секта» и «сектанты», употребляемые в отношении религиозных организаций и их участников. В решении от 12 февраля 1998 г. № 4 (138) Судебной палаты по информационным спорам при Президенте РФ сказано: « В законодательстве Российской Федерации не существует такого понятия, как «секта». В то же время данный термин в силу сложившихся в обществе представлений несет негативную смысловую нагрузку и, употребляя его, журналисты могут оскорбить чувства верующих» . Притеснения религиозных объединений в связи с нетерпимостью или клеветой нередко приводит к количественному возрастанию последователей и более активной их деятельности. К тому же НРД, учрежденные до вступления в силу Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», пользуются правами юридического лица в полном объеме без подтверждения 15-летнего минимального срока существования на соответствующей территории, ежегодной перерегистрации и без ограничений, предусмотренных абз. 4 п. 3 ст. 27 названного Федерального закона. При перерегистрации они могут в учредительных документах указывать в качестве своей организационно-правовой формы какой-либо вид религиозной организации, предусмотренный ст. 8 указанного Закона (не создавая новых подразделений, в том числе территориальных), в соответствии с требованиями закона, предъявляемыми к такой организационно-правовой форме с точки зрения ее структуры. Такие организации также вправе использовать в своих наименованиях слова «Россия», «российский» и производные от них, если до вступления Федерального закона в силу они уже использовали их в своих наименованиях и если на момент подачи заявления о государственной перерегистрации они действовали на территории Российской Федерации на законных основаниях; при этом не должно приниматься во внимание приостановление деятельности религиозной организации, если она была лишена возможности действовать по причинам, зависящим не от нее, а от неправомерных решений и действий государственных органов и их должностных лиц» . Конституционно-правовой смысл положений Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», выявленный Конституционным Судом РФ в Определении от 13 апреля 2000 г., является общеобязательным и исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике. Судебные дела, связанные с применением Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», рассмотрение которых относится к компетенции судов общей юрисдикции, можно разделить на группы: 1) возникающие по инициативе органов юстиции, органов прокуратуры и органов местного самоуправления; 2) возникающие по инициативе религиозных объединений и граждан. В соответствии с п. 2 ст. 12 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» граждане и религиозные объединения вправе обжаловать в суд отказ регистрирующего органа в государственной регистрации религиозной организации, а также его уклонение от такой регистрации. Государственная перерегистрация религиозных организаций предполагает приведение их устава и иных учредительных документов в соответствие с требованиями Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», поэтому отказ от перерегистрации или уклонение регистрирующего органа также могут быть обжалованы в суд на указанном основании. К уклонению от государственной регистрации (перерегистрации) религиозной организации относятся нарушение регистрирующим органом установленного Федеральным законом срока рассмотрения заявления о государственной регистрации, необоснованное назначение в отношении религиозной организации государственной религиоведческой экспертизы, решение регистрирующего органа о приостановлении процесса государственной регистрации религиозной организации (подобная процедура не предусмотрена законом ) . Таким образом, анализ социально-правовых аспектов государственно-конфессиональных отношений применительно к обеспечению сферы общественной безопасности и общественного порядка в современном российском обществе позволяет сделать следующие выводы . Во-первых , к причинам, благоприятствующим появлению и распространению нетрадиционных религиозных направлений, следует отнести глубокую трансформацию российского общества, кризис и последующий распад существующей экономической и идеологической системы общества. Прежние средства манипулирования сознанием человека оказались не в состоянии внушить надежду избавления от социальных антагонизмов, предложить устойчивую систему ценностных ориентаций. Появление на территории России нетрадиционных религиозных направлений связано с преобразованиями в современном российском обществе, изменения общественного мнения в пользу признания права на существование религиозных объединений различного типа (в том числе и зарубежного происхождения), формирования новой модели государственно-конфессиональных отношений. Отметим, что в советской стране деятельность нетрадиционных религиозных направлений была законодательно запрещена. Падение популярности официальных религий, их жесткие уставы и правила препятствовали возможности для самовыражения (особенно молодежи), побуждали реализовать свои духовные искания в иных формах, альтернативных традиционным религиям. К тому же, нетрадиционные религиозные направления предлагают проекты радикального переустройства мира, методы исправления людей и общества и отличаются простотой и доступностью. Обращает внимание и то обстоятельство, что в условиях современной России процветает преступность, безработица, национальные конфликты, утрата связи между поколениями и т. д. Идейно-политическая система, созданная в Российской Федерации в настоящее время не выдвигает убедительной программы решения духовных (и материальных) проблем общества. При анализе причин привлекательности нетрадиционных религиозных направлений отметим их оригинальность вероучения, способов функционирования низовых структур и трансплантации их в Россию. Высокая эффективность работы зарубежных миссионеров и их способность завоевать «каноническую территорию» России, которую исторические религии провозглашают законно им принадлежащей, является реалиями наших дней. В условиях рыночной экономики зарубежные миссионеры своевременно и быстро реагируют на спрос особенно молодежи и подростков, вовлекая их в свои ряды. Деятельность миссионеров в транспорте, на улице, в учебных заведениях принципиально мало отличается от рекламы товара или услуг, а население постепенно привыкает к такому роду деятельности. В современной жизни России преобладают предметы и товары иностранного происхождения, способствовавших космополизации сознания и стандартов поведения молодежи и подростков и влияют на выбор веры. Вступление граждан в новые нетрадиционные религиозные объединения в условиях современной России является показательным примером ответа молодежи на быстрые социальные перемены. Негативной деятельности нетрадиционных религий посвящены научные труды Т.А. Бажан, Л.И. Григорьевой, И.Я. Кантерова и др. . При анализе деятельности в России новых нетрадиционных религиозных направлений (религий «нового века») выделяются следующие проблемы: 1) Массовое вторжение нетрадиционных религий привело к нарушению баланса религиозных течений в стране. Традиционные религии болезненно реагируют на активность зарубежных миссионеров нетрадиционных религиозных направлений, обвиняя их в прозелитизме. Тем самым создается почва для проявления конфликтов на религиозной и национальной основе, возникновения радикальных группировок, выступающих против деятельности новых религий. 2) Деятельность нетрадиционных религиозных объединений приводит к массовым уходам детей и подростков от родителей, что привело к созданию родительских общественных объединений, требующих закрытия такого рода религиозных организаций. Родители обвиняют новые религии в «промывании мозгов», лишении свободно мыслить. У граждан, попавших в такие объединения изменяется психика и поведение, наблюдается рост психопатических состояний. По этим мотивам в некоторых городах России возбуждены уголовные дела против «Белого Братства», кришнаитов, «АУМ Синрике» и др. 3) Усиливающиеся влияние новых нетрадиционных религий на воспитание, семейные отношения, разрушают в России национальные традиции, подрывают безопасность государства и создают угрозу генофонду российских народов. 4) Проводниками западного влияния считают новые религии некоторые политические партии и патриотические объединения, тем самым создается проблема противостояния, как очаг напряженности. В Российской Федерации нет практики запрета религиозных объединений криминальной направленности, не выработан механизм контроля государственных органов власти и правоохранительной системы за деятельностью «потенциально опасных» религиозных объединений. Это связано с недостаточной проработанностью типологии и изучения нетрадиционных и новых религиозных движений. Таким образом, во-первых, государству необходимо выделить и осознавать идеи, уже кристаллизующиеся в наиболее широком контексте массового сознания, в том числе и в религиозной форме и постараться задействовать позитивную составляющую в построении государственной концепции основных направлений дальнейшего развития общества. Осмысленное и целенаправленное создание под эгидой государства разнообразных молодежных, экологических, благотворительных, исследовательских и других подобных объединений, что могло бы снизить остроту проблем, связанных с деятельностью новых религиозных направлений, но и перенаправить в социально-полезное русло невостребованную властями личную духовно-гуманисти-ческую инициативу, тягу к романтике, подвигу, самоопределению, высоким идеалам, которые сохраняясь в обществе, являются одной из наиболее значимых предпосылок вхождения человека в новое религиозное направление или в радикальное религиозное объединение (ваххабизм). Не только профилактика возможного экстремизма, сколько переориентации и задействование творческой составляющей личности потенциальных последователей радикальных религиозных течений или новых религиозных направлений – это путь который является сегодня гуманной, рациональной и перспективной линией развития современной государственной политики в целях общественной безопасности и общественного порядка. Во вторых , пункт 8 ст. 11 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» предусмотрел возможность проведения государственной религиоведческой экспертизы. При этом в законе только упоминается данный вид экспертизы. Не называются ее задачи и условия, механизм действия. Безусловно, религиоведческая экспертиза могла бы способствовать решению многих проблем, связанных с негативным влиянием на российское общество религиозных объединений криминальной направленности. Регистрирующих орган при создании новых для России религиозных организаций не всегда имеет возможность самостоятельно уяснить, является ли обратившаяся по поводу регистрации организация религиозной и есть ли основания для отказа регистрации. На эти вопросы сможет ответить только квалифицированная экспертная комиссия из специалистов-религиоведов, представителей государственных органов, юристов, которые проведут соответствующее исследование. В-третьих , государство обязано уделять достаточное внимание уровню подготовки специалистов власти и управления, судей, правоохранительных органов, в чьей юрисдикции находятся вопросы, связанные с защитой прав граждан на свободу совести и вероисповедания, что предотвратит противоправные действия с их стороны по соблюдению законодательство в этой сфере. ПРИМЕЧАНИЯ Платон . Соч. в 3 т. Т. 1. М., 1968. Дальшин И.М . Введение в криминологическую науку. Харьков, 1998. С. 94. Зелинский А.Ф . Криминальная психология. Киев, 1999. С. 180. Безопасность Евразии.–2002. Энциклопедический словарь-ежегодник (Автор идеи и концепции, руководитель проекта В.Н. Кузнецов). М.: Книга и бизнес, 2003. С. 402–403. Шаракшанэ С . Ислам и политический экстремизм // Религия и право. № 4–5, 1999. С. 26. Барковская Е.Ю . Мусульманское право и правовая культура. М., 2001. С. 4–5. Игнатенко А.А . Эндогенный радикализм в исламе // Центральная Азия и Кавказ. 2000. № 8. С. 122. Шефель С.В., Шилов К.И . Сотворение человека будущего: экофилософские основания. М., 2003. С. 183. Салимов К.Н. Современные проблемы терроризма. М., 2000. С. 34. Там же. Тихонравов Ю.В. Судебное религиоведение. М., 1998. С. 73. Религия и право. № 4, 2001. С. 31 – 33. Мчедлов В.П. Основа гражданского согласия //Свобода совести в духовном возрождении Отечества. М., 1994. С. 11. Независимая газета. 1997. 29 мая. Религиозные организации и государство: перспективы взаимодействия. М., 1999. С. 103. Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 г. № 125–ФЗ (в ред. ФЗ от 26 марта 2000 г. № 45–ФЗ). Статья 14, пункт 2. Религиозные объединения. Свобода совести. Нормативные акты. Судебная практика / Сост. Пчелинцев А.В., Ряховский В.В. М., 2001. С. 386. Михеев Р.И., Владимиров Д.А. Роль религиозных организаций в предупреждении преступлений // Религиозные организации и государство: перспективы взаимодействия. М., 1999. С. 105. Там же. С. 105. Трофимчук Н.А . Нетрадиционные культы в России: особенности вероучения, социальная база и проблемы взаимоотношения с государством // Религия, церковь в России и за рубежом. М., 1995. № 5. С. 11. Катеров И.Я . Новые религиозные движения в США и России: сравнительный анализ // Религиоведение. № 1. 2001. С. 62. Новые религиозные организации в России деструктивного и оккультного характера. Справочник /Миссионерский отдел Московского Патриархата РПЦ. Информационно-аналитический вестник. № 1. Белгород, 1997. С. 3 – 4. Яшин В.Б . Новые религиозные движения и государство в современной России. Некоторые аспекты и проблемы // Религиозные организации и государство: перспективы взаимодействия. М., 1999. С. 54 – 55. Международный пакт о гражданских и политических правах. Религиозные объединения. Свобода совести и вероисповедания. Нормативные акты. Судебная практика / Сост. А.В. Пчелинцев, В.В. Ряховский. М., 2001. С. 22. Конституция РФ. 1993. Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. 1993. № 33, Ст. 1318. Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. Х I Х. М., 1960. С. 219 – 232. Филимонов Э.Г . Нетрадиционные культы тоталитарной направленности как фактор угрозы безопасности личности и общества // Религия, церковь в России и за рубежом. 1995. № 5. С. 38–39. Религия и право. № 1. 2001. С. 7. Решение Судебной палаты по информационным спорам при Президенте РФ от 12.02.1998 г. в связи с публикацией в газете «Комсомольская правда» материала «Сект-Петербург. Здесь будет город-храм» // Религиозные объединения. Свобода совести и вероисповедания. Нормативные акты. Судебная практика / Сост. А.В. Пчелинцев, В.В. Ряховский. М., 2001. С. 402–404. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по жалобе религиозного объединения «Независимый российский регион Общества Иисуса» на нарушение конституционных прав и свобод пп. 3, 4, 5 ст. 8, ст. ст. 9 и 13, пп. 3, 4 ст. 27 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», 13 апреля 2000 г. // Судебная практика по делам, связанным с реализацией права на свободу совести и деятельностью религиозных организаций. М., 2000. С. 28–35. Судебная практика по делам, связанным с реализацией права на свободу совести и деятельности религиозных организаций. М., 2000. С. 10–11. Кантеров И.Я. Новые религиозные движения в США и России: сравнительный анализ /Религиоведение. М., 2001; Бажан Т.А . Оппозиционная религиозность в России // Красноярск, Сибирский юрид. институт МВД РФ-2000; Григорьева Л.И . Религии «нового века» и современное общество. Красноярск, 2002. |