№ 68
Докладная записка Председателя Совета по делам Русской православной церкви при СНК СССР Г.Г. Карпова заместителю Председателя СНК СССР В.М. Молотову о состоянии Русской православной церкви в СССР
№ 128/с 5 октября 1944 г.
Совершенно секретно
Совет по делам Русской православной церкви при СНК СССР через своих уполномоченных в союзных и автономных республиках, в краях и областях провел предварительный учет действующих приходских православных церквей.
По данным на 1 августа с. г. всего действующих церквей по СССР – 8809 (за исключением Литовской, Латвийской и Эстонской ССР), из них: по УССР 5206, по РСФСР – 1907, по Молдавской ССР – 1100, по БССР – 550 и по другим союзным республикам – 46.
Массовое открытие церквей имело место на территории Украины, Белоруссии и ряда областей РСФСР в период их временной немецкой оккупации. Всего за время оккупации было открыто церквей примерно 6500, или 73,7% к общему числу церквей, зарегистрированных на 1 августа с. г. Поэтому в областях и краях, подвергшихся оккупации, количество церквей весьма значительно. Так:
| в Одесской области – |
500 |
в Сталинской области – |
222 |
| в Винницкой – |
400 |
в Ростовской – |
149 |
| в Киевской – |
37 |
в Ставропольском крае – |
127 |
| в Черниговской – |
370 |
в Харьковской – |
155 |
| в Житомирской – |
300 |
в Орловской – |
108 |
| в Курской – |
283 |
в Калининской – |
81 |
| в Ровенской – |
258 |
в Воронежской – |
80 |
| в Полтавской – |
258 |
в Смоленской – |
60 |
| м Краснодарском крае – |
229 |
в Крыму – |
60 |
Территориальное размещение церквей в областях и краях РСФСР, не подвергшихся оккупации, неравномерное. Наибольшее количество действующих церквей имеется в следующих областях:
| Московская – |
187 |
Свердловская – |
28 |
| Ярославская – |
162 |
Кировская – |
24 |
| Ивановская – |
58 |
Горьковская – |
21 |
| Молотовская – |
32 |
Рязанская – |
16 |
В тоже время в других областях РСФСР имеется незначительное количество действующих церквей. В Куйбышевской, Саратовской, Тамбовской и Чкаловской областях – по 4 церкви; в Новосибирской, Пензенской областях, Алтайском и Приморском краях – по 2 церкви; в Иркутской, Курганской областях, Красноярском и Хабаровском краях, Марийской и Мордовской АССР – по 1 церкви.
Неравномерность размещения церквей имеет место и внутри областей.
Например:
В Ярославской области, где всего действующих церквей 162 и из них большое количество в отдельных районах (в Ярославском – 26, в Некрасовском – 19), в 16 районах области действующих церквей нет.
В Московской области при наличии 187 действующих церквей и большого количества их в отдельных районах (например, в Раменском районе – 14 церквей), в 23 районах области действующих церквей нет.
В Орловской области в 31 районе имеется 108 действующих церквей, а в 33 районах церквей нет.
По этой причине из данных областей, несмотря на большое количество имеющихся действующих церквей, поступают заявления верующих об открытии новых церквей в тех районах, где их не имеется.
При массовом открытии церквей в период временной немецкой оккупации (главным образом, на Украине, где церковных зданий сохранилось мало) под церкви было занято большое количество государственных и общественных зданий: школы, клубы, магазины и т. д.
В Сталинской области под церкви было занято 28 школ, 25 клубов и 86 других общественных зданий. В Харьковской области из 155 действующих церквей половина размещена в общественных зданиях. В Киевской области 30% и в Полтавской области около 40% всех церквей размещено в зданиях школ, клубов и других культурных и хозяйственных учреждений. Примерно такое же положение и в других областях, подвергавшихся оккупации.
Городские, районные и областные организации настойчиво ставят вопрос о немедленном освобождении этих помещений. Руководствуясь указаниями Совета, в ряде мест такие помещения уже освобождены, но в некоторых районах Винницкой, Ворошиловградской, Днепропетровской, Сумской, Черниговской областей со стороны председателей сельсоветов и колхозов имел место ряд фактов административного и самочинного закрытия церквей, без предупреждения верующих, и грубые выпады в виде выбрасывания на улицу предметов церковного обихода, запрещения священнослужителям исполнять богослужения.
В слободе Ново-Астрахани того же района Ворошиловградской области церковь, открытая в период оккупации, по освобождении данной территории от оккупантов, в результате самочинных и грубых действий со стороны отдельных работников сельсовета и райисполкома была в течение трех месяцев пять раз закрыта и пять раз открыта.
В этих случаях Совет ставил в известность соответствующие облисполкомы для принятия мер по исправлению ошибок местных советских органов.
Совет провел также учет недействующих церковных зданий. По неполным данным учтено 15447 церковных зданий, из них по РСФСР – 14585. Из общего числа учтенных церковных зданий 12800 используются под культурные учреждения, местные промышленные предприятия и, главным образом, под склады или зернохранилища. Около 30% учтенных зданий переоборудовано, а часть зданий находится в полуразрушенном состоянии.
В Совет поступает много запросов обл(край)исполкомов на согласование о переоборудовании церковных зданий под культурные или хозяйственные цели, а также просьбы о сломе церковных зданий для использования строительного материала.
Давать согласие на переоборудование или слом зданий Совет воздерживается, учитывая имевшее место в таких случаях острое реагирование верующих, допуская возможность слома только ветхих зданий при угрозе обвала .
В Совет, а также его уполномоченным на местах поступает большое количество заявлений от групп верующих об открытии церквей и молитвенных домов, причем в этом случае наибольшее количество заявлений поступает из центральных областей РСФСР.
Не считая повторных заявлений, в некоторых случаях в отношении одной и той же церкви ставится вопрос до 5–6 раз, за первое полугодие 1944 года таких ходатайств поступило 3045
Из них:
| Области |
Поступило заявлений |
Имеется действующих церквей в области |
| по Ивановской |
306 |
58 |
| Московской |
241 |
187 |
| Горьковской |
190 |
21 |
| Тульской |
147 |
6 |
| Калининской |
240 |
81 |
| Воронежской |
137 |
80 |
| Кировской |
132 |
24 |
| Рязанской |
127 |
26 |
| Ярославской |
122 |
162 |
Принимая во внимание, что каждое заявление ставит вопрос об открытии отдельной церкви, следует считать ходатайства массовыми и настойчивыми.
В тоже время в более отдаленных областях, как, например, по Уралу и Сибири, где очень мало действующих церквей, поступление заявлений незначительное.
Таким образом, наличие действующих церквей, а также открытие новых церквей дают известный толчок к оживлению церковной жизни.
Известную роль в усилении поступления ходатайств от верующих об открытии церквей играет заштатное (безместное) духовенство, а также бывшие церковные старосты, казначеи и другой церковный актив, заинтересованный в получении материально выгодного места в открываемой церкви.
Из общего числа поступивших за полугодие 3045 ходатайств об открытии церквей рассмотрено 1432, остальные находятся в стадии проверки на местах. Из 1432 рассмотренных заявлений обл(край)исполкомы и СНК республик в 1280 случаях просьбы от групп верующих своими решениями отклонили и в 152 случаях заявления верующих были присланы в Совет с заключениями о возможности удовлетворения ходатайств верующих.
Группы верующих настойчиво добиваются удовлетворения их ходатайств, неоднократно пишут повторные заявления правительству, в Совет, в местные советские органы, в Синод и патриархию, часто посылают своих уполномоченных или делегации в областные и республиканские центры и в Москву.
В Совет прибывает представители от групп верующих из районов Московской, Горьковской, Ярославской, Вологодской, Ивановской, Калининской областей, Мордовской, Чувашской, Башкирской АССР.
В своих заявлениях и на приеме в Совете представители верующих настаивают на удовлетворении их ходатайств со ссылкой на конституцию, на наличие действующих церквей в других районах, на «возросшую потребность помолиться за погибших на фронте, за сражающихся на фронте, о даровании победы Красной Армии и желание стариков умереть по-христиански». Чаще всего группы верующих ссылаются на дальность расстояния от действующих церквей, указывая, что посещение церкви, находящейся в 15–40 км от местожительства заявителей, отражается на потере рабочего времени. По отдельным заявлениям количество подписей достигает 1000, а заявление из Марийской АССР об открытии церкви в г. Йошкар-Ола имело 2617 подписей.
Ставя вопрос об открытии церкви, верующие берут на себя ремонт здания, не считаясь с суммой необходимых затрат.
В последнее время в Совет поступают ходатайства о строительстве новых церквей, главным образом, на селе, в районах, где нет церковных зданий.
В некоторых заявлениях верующие жалуются на неосновательность отказов на местах в удовлетворении ходатайств, на медлительность разрешения вопросов, на грубость представителей местных органов, на оскорбление религиозных чувств верующих и даже случаи обмана.
Жерновецкий сельсовет Октябрьского района Курской области, рассмотрев заявление верующих с просьбой передать в их пользование здание церкви, предложил, как условие передачи, отремонтировать силами верующих помещение сельсовета и помещение клуба. Группа верующих произвела полный ремонт помещений сельсовета и клуба, но просьба их о передаче церкви была сельсоветом отклонена без каких-либо мотивов.
Советом установлен ряд случаев неправильного подхода на местах при рассмотрении ходатайств верующих. Часто ходатайства отклоняются без достаточного изучения обстановки. Например, СНК Марийской АССР, где до августа месяца с. г. не было ни одной действующей церкви, категорически возражал против открытия церкви, несмотря на настойчивые ходатайства верующих, наличие массовых фактов нелегальных совершений религиозных обрядов и рост пережитков язычества. В Пензенской, Саратовской, Тамбовской и Тульской областях почти все ходатайства верующих отклоняются.
В областях с незначительным количеством действующих церквей и в районах, где нет церквей, отмечается массовое распространение групповых богослужений в домах верующих или под открытым небом – на кладбище, у здания закрытой церкви – с привлечением сотен молящихся, причем в этих случаях для совершения обряда верующими приглашается не состоящее на регистрации духовенство. В ряде случаев такие богослужения совершаются систематически и иногда принимают уродливый характер.
В своей значительной части актив таких церковных незарегистрированных групп и духовенство, в них состоящее, оппозиционно настроены по отношению к легальной патриаршей православной церкви, осуждая последнюю за лояльное отношение к советской власти и за патриотическую позицию в своей деятельности.
Большое количество верующих-фанатиков, находясь под влиянием этих групп, за отсутствием легально действующих храмов в районе их деятельности, в своих настроениях резко отличаются от групп верующих, находящихся под влиянием патриотически настроенного духовенства легальной церкви. Это же положение влечет за собой всякого рода «рецидивы» значительного оживления религиозных настроений в виде так называемого «обновления» икон, распространения «святых писем», совершения молебствий на полях, у колодцев, разных предсказаний, а также агитации о гонении в СССР на религию и церковь.
Со стороны же основной части духовенства легальной православной церкви, как в городе, так и на селе, не фиксируется фактов подобного рода извращений религиозной деятельности.
Борьба с этими явлениями представляет большие трудности, так как административное запрещение и неудовлетворение ходатайств об открытии церкви нередко приводят к тому, что верующие ищут удовлетворения своих религиозных запросов в подполье, устраивая «лесные», «пещерные» и «катакомбные» церкви.
Совет по делам Русской православной церкви при СНК СССР входит со следующими предложениями:
1). Воздержаться от закрытия приходских церквей, действующих в церковных зданиях, и от закрытия зарегистрированных молитвенных домов, функционирующих в арендуемых верующими помещениях, хотя бы они (церкви и молитвенные дома) были открыты и в период оккупации.
2). Занятые в период немецкой оккупации под молитвенные собрания государственные и общественные здания (школы, клубы, театры и т. п.), если находились не в бывших церковных зданиях, разрешать изымать из пользования церковных общин, представляя последним месячный срок для подыскания, на правах аренды, других помещений для культовых целей.
3). В целях борьбы с нелегальными церковными группами там, где они приняли широкие размеры, и в тех областях и районах, где настойчиво ставится вопрос об открытии церквей, пойти на расширение сети действующих церквей до 2–3 на район, не останавливаясь перед разрешением открытия церквей в областях и краях со значительным числом действующих церквей, и в тех районах, где их нет.
Рассмотрение заявлений и решение вопроса об открытии церквей будет проводиться в соответствие с постановлением СНК СССР № 1325 от 28 ноября 1943 г.
4). Разрешать слом недействующих церковных зданий только в исключительных случаях, в случае угрозы обвала и т.п., переоборудование недействующих церковных зданий не разрешать.
5). Не препятствовать церковным приходским советам в производстве необходимого ремонта церковных зданий в действующих и вновь открываемых церквах на средства церкви. Строительство же новых молитвенных зданий (церквей, часовен, молитвенных домов) не разрешать.
Прошу Ваших указаний.
Председатель Совета
по делам Русской православной церкви
при СНК СССР Карпов
Государственный архив Российской Федерации.
Ф. Р.- 6991. Оп. 1. Д. 3. Л. 215–223. Машинописная копия.
Опубликовано: Одинцов М.И. Религиозные организации в СССР накануне и в годы Отечественной войны 1941–1945 гг. М., 1995. С. 134–139.
|