Бурега В.В. (Сергиев Посад) Чехословацкая Православная Церковь: путь к автокефалии. 1945–1951 гг. В период между Первой и Второй мировыми войнами на территории Чехословацкой республики существовали православные приходы нескольких юрисдикций. Наиболее многочисленной была группа, подчинявшаяся Серб-ской православной церкви (СПЦ). В 1929 году СПЦ создала в Чехословакии две епархии Чешскую с центром в Праге и Мукачевско-Прешевскую с цен-тром в Мукачево. Во главе Чешской епархии до 1942 года стоял епископ-мученик Горазд (Павлик), а епархию Мукачевско-Прешевскую последова-тельно возглавляли епископы Серафим, Иосиф, Дамаскин и Владимир. В 1923 году в Чехословакии была создана архиепископия Константи-нопольского Патриархата во главе с архиепископом Савватием (Врабецем). Однако после того, как в 1926 году чехословацкое Министерство образования и народного просвещения признало законной на территории республики серб-скую православную церковную юрисдикцию и передало право управления Чешской религиозной общиной православной в Праге епископу Горазду влияние архиепископа Савватия на церковную жизнь в Чешских землях было минимальным. Значительно большее число верующих подчинялось его юрис-дикции в Восточной Словакии и Закарпатье. Кроме того, в межвоенный период на территории Чехословакии суще-ствовали русские эмигрантские приходы, подчинявшиеся митрополиту Евло-гию (Георгиевскому) и управлявшиеся епископом Пражским Сергием (Коро-левым). В Восточной Словакии (в Ладомирове) действовал мужской мона-стырь Преподобного Иова Почаевского, подчинявшийся Русской Православ-ной Церкви Заграницей (Карловацкому Синоду). По переписи населения 1930 года в Чехословацкой республике прожи-вало 145583 православных . При этом важно отметить, что если у русских приходов сложились вполне нормальные дружественные отношения с чехословацкими приходами, то между епископом Гораздом и архиепископом Савватием еще в середине 1920-х годов сложилась конфликтная ситуация, которая так и не была пре-одолена. Вторая мировая война внесла свои суровые коррективы в жизнь Церк-ви. 4 сентября 1942 года епископ Горазд, священники Пражского кафедраль-ного собора Вацлав Чикл и Владимир Петршик, а также староста храма Ян Сонневенд были расстреляны на военном стрельбище в Праге. 27 сентября того же года было запрещено существование Чешской Православной Церкви. Ее имущество было конфисковано, храмы закрыты, духовенство подвергнуто арестам и заключениям, миряне отправлялись на принудительные работы в Германию. В течение почти трех лет богослужения совершались только тай-но. Так, например, в Праге в доме господина Шемберы (район Бубенец) про-тоиерей Всеволод Коломацкий (впоследствии архимандрит Андрей) тайно совершал крестины и венчания . Осенью 1942 года он был арестован и от-правлен на принудительные работы в Германию. Однако по состоянию здоро-вья ему удалось вернуться в Прагу . Видимо, он пробыл в Германии совсем недолго. В библиотеке Московской Духовной Академии храниться экземпляр книги отца Всеволода «Поучения православным священникам (замечания к служебнику)», изданной в Оломоуце в 1939 году . В ней на первой странице имеется собственноручная дарственная надпись автора книги следующего содержания: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного! творите молитву сию всегда, и в работе, и в пути, и на постели, и всегда, в особенности, когда налегают соблазны и искушения. Сам Христос сказал уче-никам: „до сих пор вы ничего не просили во имя Мое просите и даст Вам Отец Мой Небесный все, о чем бы ни просили“. Молитесь так и за себя и за других… и за меня грешного протоиерея Всеволода Коломацкого. Прага Чешская. 13 марта 1943 г.» 30 мая 1942 года был арестован и архиепископ Савватий. После месяч-ного тюремного заключения его отправили в концентрационный лагерь Да-хау . Ему вменялось в вину крещение пражских евреев . Поэтому вышеупо-мянутый запрет существования Чешской Православной Церкви распростра-нялся на общины как сербской, так и константинопольской юрисдикций. Лик-видации избежали только русские приходы, управлявшиеся епископом Сер-гием. 3 ноября 1939 года было заключено соглашение между епископом Сер-гием и архиепископом Берлинским Серафимом (Ляде), в соответствие с кото-рым православные общины, подчинявшиеся митрополиту Евлогию и находив-шиеся на территории Протектората Богемия и Моравия, отныне присоединялись «к русской православной епархии епископа Берлинского и Германского» . После освобождения Чехословакии от немецкой оккупации в мае 1945 года у православной церкви появилась долгожданная возможность воз-рождения. Уже весной 1945 года Сербская Православная Церковь предприняла ряд попыток восстановить общение со своими епархиями в Чехословакии. 23 апреля Священный Синод СПЦ известил Министерство иностранных дел Югославии, что «еще с 1920 года юрисдикции нашей Церкви подчинялась Мукачевско-Прешевская епархии. Ныне ее территория вновь входит в состав Чехословацкого государства… Правящий епископ упомянутой епархии, Пре-освященный Господин Владимир, был еще 11 апреля 1941 года выслан с тер-ритории епархии Венгерскими властями, и вот уже 4 года как он находится за ее пределами». Далее Священный Синод просил Министерство выдать епи-скопу Владимиру (Раичу) дипломатический паспорт, а также содействовать ему в получении чехословацкой, венгерской и румынской виз, необходимых для его беспрепятственной поездки на территорию своей епархии . 27 апреля 1945 года уже сам епископ Владимир обратился в Министер-ство. В своем письме он сообщал, что с ноября 1938 года является епископом Мукачевско-Прешевским, однако с 1941 года не был в своей епархии. Он также извещал Министерство о том, что население Закарпатья уже обрати-лось к Патриарху Московскому и всея Руси с просьбой принять Мукачевско-Прешевскую епархию в юрисдикцию Русской Православной Церкви. Об этом был извещен и Священный Синод СПЦ. Однако, пока этот вопрос не решен, он как правящий архиерей, должен вернуться в свою епархию, для управле-ния ею. Поэтому он просил выдать ему дипломатический паспорт с чехосло-вацкой, венгерской и румынской визами и определить материальную помощь, необходимую для поездки в Мукачево и проживания там. Также епископ Владимир просил о получении разрешения от советского военного командо-вания беспрепятственно перемещаться по территориям, занятым советскими войсками . 12 июня 1945 года Министерство иностранных дел Югославии напра-вило письмо Югославскому посольству в Москве, в котором говорилось о просьбе епископа Владимира и Священного Синода СПЦ. Однако, сообщало Министерство, «из-за неизвестности нынешнего статуса Прикарпатской Ук-раины», остается непонятным, кто должен дать разрешение на поездку епи-скопа Владимира в Мукачево: Чехословацкая республика или Советский Со-юз. Министерство просило посольство выяснить этот вопрос в соответствую-щих органах советской власти . По соглашению между СССР и Чехословакией от 29 июня 1945 года Закарпатская Украина была присоединена к Украинской ССР в качестве ее Закарпатской области . Таким образом, город Мукачево (административный центр Мукачевско-Прешевской епархии) оказался отделенным от словацкой части епархии. Тем временем предприняла попытку восстановить нормальное обще-ние с Сербской Церковью и Чешская епархия. Ее собрание, состоявшееся 2 июня 1945 года, направило письмо в адрес Священного Синода СПЦ, в ко-тором описывалось тяжелое положение Чешской епархии. Здесь также со-держалась просьба прислать епископа, который бы смог возглавить епархию или стать делегатом СПЦ в Чехословакии. Ответ на это письмо был прислан лишь в августе (датирован 4 августа 1945 года). В нем выражена благодарность за братское обращение от 2 июня и соболезнования по поводу мученической кончины епископа Горазда и его сподвижников. Священный Синод СПЦ высказал надежду на то, что «из му-ченической чешской крови вырастет еще более крепкое древо Чешской Пра-вославной Церкви». Далее Синод заверял, что сделает все возможное для вы-полнения нужд Чешской епархии. Однако в письме также отмечалось, что СПЦ и сама стоит перед серьезной задачей возрождения после военного по-грома и потому может оказать только моральную поддержку, не будучи пока в состоянии помочь как-то иначе . 14 августа 1945 года Священный Синод СПЦ обратился к Министерст-ву иностранных дел с очередным письмом. Здесь указывалось, что существует «неотложная необходимость» командировать одного из архиереев СПЦ в Прагу для реорганизации Чешской Православной епархии. Поэтому Синод просил выдать епископу Бачскому Дамаскину дипломатический паспорт на шесть месяцев для поездки в Чехословакию . На это письмо не было полу-чено ответа. Просьба была повторена 22 августа, но вновь безрезультатно . 27 июля 1945 года делегация Чешской Православной Церкви была принята президентом Чехословацкой республики Эдвардом Бенешем. Во вре-мя этой встречи обсуждалось современное состояние Православной Церкви в Чехословакии, проблема ее юрисдикции и возможность получения ею в бли-жайшем будущем автокефалии. Глава делегации протоиерей Червин отметил, что в скором времени ожидается переселение в Чехословакию волынских че-хов, которые увеличат процент православного населения республики. Было также отмечено, что православные словаки после перехода Закарпатской об-ласти в состав Советского Союза остались без епископской кафедры, которая находится в Мукачево. Исходя из этого, протоиерей Червин считал необхо-димым открыть в ближайшее время на территории Чехословакии три епархии: Чешскую, Моравскую и Словацкую, и тем самым создать канонические осно-вания для получения автокефалии. В ответ президент сказал, что вопрос цер-ковной юрисдикции не является политическим, и Церковь может сама решить его как считает нужным, но в то же время он отметил, что была бы желатель-ной «опора о великую Восточную Русскую Церковь». При этом главной зада-чей Чешского Православия он все-таки считал скорейшее получение полной церковной самостоятельности . Таким образом, мы видим, что идея скорей-шего получения автокефалии зародилась в самой Чехословакии. И в этом вопросе стремления духовенства совпадали с желаниями руководства республики. С 10 по 23 октября 1945 года архиепископ Орловский и Брянский Фо-тий (Топиро) по благословения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I совершил поездку в Австрию и Чехословакию. После посеще-ния Вены он прибыл в Прагу утром 15 октября. Главной целью его визита было воссоединение с Московской Патриархией русских эмигрантских при-ходов. В аэропорту архиепископа Фотия встретил епископ Сергий, уполномо-ченные Чешкой Православной епархии, представители чехословацкого воен-ного командования и члены советского посольства . На следующий день владыка Фотий провел переговоры с представителями чешского духовенства о. Честмиром Крачмаром, о. Ростиславом Хофманом и о. Йиржи Новаком. Глав-ным вопросом обсуждения стала проблема юрисдикции . 21 октября в кафед-ральном соборе святых Кирилла и Мефодия состоялась Божественная литургия, которую совершили вместе архиепископ Фотий и епископ Сергий в сослужении чешского духовенства. Таким образом, епископ Сергий вместе с управлявшимися им приходами вернулся в юрисдикцию Московской Патриархии . В тот же день 21 октября состоялась встреча владыки Фотия с делега-цией Православной Церкви Словакии во главе с архимандритом Саввой (Струве). Как сообщает Владимир Грузин в своей статье «Смена юрисдикции с точки зрения канонической и правовой», словацкая делегация выказала же-лание войти в подчинение Патриарха Московского и всея Руси. Представите-ли Чешской епархии не высказали сами такой инициативы, и потому архи-епископ Фотий предложил чешскому духовенству подумать о смене юрис-дикции . Можно предположить, что во время переговоров с чешским и словац-ким духовенством был поднят вопрос о возможности скорого получения ато-кефалии. Явным отголоском обсуждения этой проблемы были слова, сказан-ные архиепископом Фотием 21 октября в храме святых Кирилла и Мефодия после Божественной литургии. Он произнес буквально следующее: «В связи с тем, что некоторые указывают на желательность автокефалии для Чешской Православной Церкви, в этом вопросе я считаю своим долгом пояснить, что принципиально каждая самостоятельная страна имеет потенциальное право на автокефалию своей Церкви. Однако для фактического введения автокефалии нужны некоторые условия и предпосылки. Главным условием является нали-чие своих национальных епископов. Если их нет и даже нет бесспорных и канонических кандидатов на епископство, то говорить об автокефалии, ко-нечно, преждевременно. Автокефалия же, введенная при наличии епископов другой национальности, была бы автокефалией искусственной. И даже в том случае, если бы появились свои национальные епископы, нужно, чтобы они немало поработали и укрепили свою Поместную Церковь, прежде чем мог бы быть поднят вопрос об автокефалии. Русская Православная Церковь получила свое основание еще при св. князе Владимире, после крещения Руси, но долгое время находилась в каноническом ведении Константинопольского Патриарха, и только через несколько столетий получила автокефалию. Думается, что для пользы Церкви и верующих здесь тоже нужна не автокефалия, а объединение православных разных национальностей в ведении одного Патриарха, стояще-го во главе наиболее обширной и мощной Православной Церкви. Об этом единении и духовном содружестве мы и должны все молиться» . Эти слова еще раз подтверждают предположение, что главной целью чешского духовен-ства было скорейшее получение автокефалии. Русская же Православная Цер-ковь считала своей ближайшей задачей объединение всех православных при-ходов на территории Чехословакии в единую церковную структуру. «Журнал Московской Патриархии„, описывая визит владыки Фотия в Прагу, отмечает, что “епископ Сергий и представители Чешской Православной Церкви прояв-ляли взаимное недоверие друг к другу» . К их примирению и стремилась прежде всего Московская Патриархия в 1945 году. В то время, когда архиепископ Фотий находился в Праге, 22 октября 1945 года в Москве состоялось заседание Священного Синода РПЦ, на кото-ром был окончательно решен вопрос о переходе закарпатских православных приходов в юрисдикцию Московской Патриархии. Для участия в этом заседа-нии в Москву прибыл епископ Владимир (Раич), который зачитал постанов-ление Архиерейского Собора СПЦ о передаче своей епархии в каноническое ведение Московской Патриархии. На Мукачевскую кафедру был переведен епископ Уманский Нестор (Сидорук) . На территории Чехословакии оста-лась словацкая часть ранее единой Мукачевско-Прешевской епархии. Судьба которой оставалась неопределенной. 8 ноября 1945 года в Оломоуце состоялось епархиальное собрание Чешской епархии, на котором обсуждался вопрос юрисдикции. Решено было просить СПЦ отпустить Чешскую епархию из своей канонической власти и благословить ее переход в подчинение Русской Православной Церкви. Также было решено просить Святейшего Патриарха Московского принять Чешскую епархию в свою юрисдикцию с условием сохранения ее автономии, оговорен-ной в Уставе, утвержденном Священным Синодом СПЦ и правительством Чехословацкой республики. Высказывалась также просьба сохранить в Чеш-ских землях богослужебные традиции, сложившиеся при епископе Горазде, которые, не противореча Священному Преданию Православной Церкви, в то же время соответствуют потребностям чешского народа. Предполагалось, что Патриарх Московский проведет специальные переговоры по вопросу смены юрисдикции с Патриархом Сербским. Собрание также постановило отправить в Москву делегацию для ведения переговоров по вопросу смены юрисдикции и последующего дарования автокефалии. За эти решения проголосовало 37 членов епархиального собрания. Двое воздержались . 10 января 1946 года в Москву прибыла делегация Чешской Православ-ной Церкви в составе Епископского администратора Чешской епархии про-тоиерея Честмира Крачмара, священников: Йиржи Новака и Ростислава Гоф-мана, мирян: прокуриста Б.Л. Черкеса, профессора И.И. Билаго, доктора В.Г. Грузина. В состав делегации был также включен представитель Мини-стерства образования и народного просвещения доктор Карел Чермак. В тот же день делегация была принята в Патриархии Святейшим Патриархом Алек-сием в присутствии Митрополита Крутицкого Николая и управляющего де-лами Московской Патриархии протопресвитера Н.Ф. Колчицкого. Глава Чеш-ской делегации протоиерей Ч. Крачмар произнес речь, написанную на цер-ковно-славянском языке. В ней он кратко описал историю и современное со-стояние Православия в Чешских землях. Отец Честмир в частности отметил, что Русская Церковь заботилась о православных чехах еще в ХIХ веке: «Не-смы странни ни в велицем и славнем граде сем стольнем Москве, ни в Церкви всея Руси, зане от семидесяти лет и паче обретостася во граде сем мужие язы-ка нашего, просяще помощи в деле устроения Православныя церкви во столь-нем граде нашем Празе. И моление их бысть услышано и в лето тысяча во-семьсот семьдесят четвертое бе освящение храма святителя Николая Мир Ли-кийских чудотворца в Празе и от того часа Церковь всея Руси поставляше нам пресвитеры и прочий причет церковный и всяческое попечение о нас творяще, дондеже прииде первая рать великая на ны. Вся сия помянувши и скорби и печали дний сих зря, рекохом в себе: Прейдем до Москвы, отонюду же при-иде нам помощь иногда». В конце речи высказывалась просьба «прияти Чеш-скую Православную Епархию под высокую руку Патриарха Московского и всея Руси„ . Заседания по вопросу о принятии Чешской Православной Церкви в со-став Московской Патриархии происходили 11 января и 14 января. На заседании 11 января были обсуждены два принципиальных вопроса: какие причины делают необходимым переход Чешской епархии в юрисдик-цию РПЦ и имеет ли СПЦ против этой перемены какие-то принципиальные возражения. Главными доводами чешской делегации были следующие: 1. Главной задачей Чешского Православия является окончательное раз-решение юрисдикционных споров, которые тянутся с 1920-х годов. Этого можно достичь, если объединить все православные приходы в одной новой юрисдикции, то есть в юрисдикции РПЦ. 2. В эпоху всеобщего социального переустройства Чешской Церкви «необходимо опереться на сильнейшую из славянских Церквей, которая еще с семидесятых годов минувшего (девятнадцатого. В.Б.) столетия помогала созданию Православной Церкви на этих землях. Эта работа была приостанов-лена по причине войны 1914–1918 годов и последовавших за ней событий, что можно сравнить с нынешним затруднением отношений между Чешской епархией и Сербской Церковью» . После этого было зачитано письмо Священного Синода СПЦ, получен-ное в ответ на решения Епархиального собрания 8 ноября. В нем высказывал-ся ряд возражений против решения указанного собрания. Однако все эти воз-ражения касались процедурных вопросов и не носили принципиального ха-рактера. Так, например, Священный Синод СПЦ говорил, что епархиальное собрание мог созвать только епархиальный архиерей, о его созыве необходи-мо было заранее известить СПЦ и гражданские власти. Здесь также отмеча-лось, что решить вопрос о перемене юрисдикции может только Архиерейский Собор СПЦ во главе с Патриархом Сербским, который в настоящее время находится за пределами Югославии. Разбирая эти возражения, представители чешской делегации отметили, что Устав Чешской православной епархии, одобренный Священным Синодом СПЦ, предполагает возможность созыва епархиального собрания главой епархиального совета без предварительного оповещения об этом СПЦ и гражданских властей (§ 104, п. 11). По поводу же последнего пункта Святейший Патриарх Алексий заметил, что решение о пе-реходе Мукачевской епархии в состав РПЦ было принято Архиерейским Со-бором без участия в нем Патриарха Сербского, а значит, этот довод не может быть признан состоятельным. Исходя из этого, Святейший Патриарх счел возможным дать предварительное согласие на принятие Чешской Православ-ной Церкви в юрисдикцию Московской Патриархии. В процессе дальнейшего обсуждения было решено, что Московская Патриархия проведет по этому вопросу специальные переговоры с СПЦ . Чешская делегация также попро-сила Святейшего Патриарха назначить в Прагу епископа для управления епархией, поскольку в настоящее время Чешская Церковь не имеет своих кан-дидатов для рукоположения во епископа. При этом было высказано желание, чтобы назначенный епископ был выбран не из числа русских эмигрантов, да-бы не создавать для Чешской Церкви политических осложнений во взаимоот-ношениях с государством. В этой просьбе содержался явный намек на епи-скопа Сергия (Королева), который все еще проживал в Праге. Чешская деле-гация подняла вопрос о его полномочиях. Митрополит Николай пояснил, что епископ Сергий возглавляет только русские приходы, находящиеся на терри-тории Чехословацкой республики . Сохранился отчет доктора Карела Чермака о поездке в Москву , в котором можно найти некоторые подробности переговоров, отсутствующие в официальной хронике. Так, он сообщает, что чешские делегаты просили Мос-ковского Патриарха назначить своим экзархом в Чехословакии епископа Вла-димира (Раича), но эта просьба не нашла сочувствия у Патриарха Алексия I . В тот же день 11 января Карел Чермак посетил Г.Г. Карпова, председа-теля Совета по делам Русской Православной Церкви. Карпов сам пригласил Чермака на личную встречу. При чем было оговорено, что Чермак должен явиться сам без представителей Чешской епархии. Встреча с Карповым состоялась после обеда. На ней речь шла о резуль-татах переговоров с Московским Патриархом. Карпов сообщил Чермаку, что в ближайшее время в Белград будет направлен архиепископ Одесский для ведения переговоров о смене юрисдикции Чешской епархии и что об этом будет направлена соответствующая просьба и югославским властям. Он также сообщил, что чехословацкие власти согласны с требованиями Чешской епар-хии и будут ее всячески поддерживать . 14 января Святейшим Патриархом Алексием было подписано «Опреде-ление об условиях приема Чешской Православной Церкви в состав Москов-ской Патриархии». В этом документе говорилось о том, что Священный Си-нод РПЦ, считая доводы Священного Синода СПЦ заслуживающими внима-ния, все же считает возможным просить СПЦ отпустить Чешскую епархию в юрисдикцию Московской Патриархии. Далее Определение сообщало о созда-нии на территории Чехословакии Экзархата Московской Патриархии во главе с епископом, носящим титул Экзарха Московской Патриархии. Экзархат по-лучает права автономии в том объеме, который был предусмотрен Уставом Чешской православной епархии 1929 года, одобренном Чехословацкой рес-публикой и СПЦ. В Чешской Православной Церкви сохранялись формы цер-ковной жизни, которые были введены епископом Гораздом с согласия Свя-щенного Синода СПЦ и которые отвечают традиции и канонам Православной Церкви и собственным потребностям чешского народа. Определение также рекомендовало Чешской Православной Церкви отказаться от западной пасха-лии и перейти на восточную, которой придерживается Русская Церковь. Да-лее говорилось о том, что в ближайшее время Священный Синод РПЦ отпра-вит одного из своих епископов для ведения переговоров с СПЦ. После получения согласия СПЦ в Чехословакию будет отправлен епископ с титулом «Архиепи-скоп Пражский, Экзарх Московской Патриархии„ . Определение было принято Чешской делегацией с благодарностью, без каких-либо оговорок . 5 февраля 1946 года епархиальное собрание Чешской православной епархии одобрило результаты проведенных в Москве переговоров. Тем самым Определение Московского Патриарха от 14 января получило каноническую силу в Чешской Православной Церкви . После этого в начале марта 1946 года Чехословацкое посольство в Белграде направило письмо Министер-ству иностранных дел Югославии, в котором просило Министерство оповес-тить Священный Синод СПЦ о том, что Чешская православная епархия при-няла решение о смене своей юрисдикции, и что соответствующие государст-венные органы Чехословакии дали согласие на эту перемену. В письме гово-рилось, что «отсутствие погибшего епископа Горазда не лишает правомочно-сти указанное решение, поскольку в соответствие с параграфом 104, пункт 11 Устава права умершего архиерея переходят к епархиальному совету». В за-вершение Посольство отмечало, что вопрос о церковной юрисдикции право-славных приходов Чехословакии не может быть предметом межгосударствен-ных споров . 19 марта это письмо было доставлено в Священный Синод СПЦ. В тот же день Синод постановил оставшуюся на территории Чехословацкой рес-публики часть бывшей Мукачевско-Прешевской епархии присоединить к епархии Чешской. А на следующий день 20 марта было принято решение о том, что «Патриарх Московский и всея Руси Господин Алексий может сейчас направить своего епископа в Чехословакию, дабы он временно принял цер-ковные дела местной православной епархии, поскольку наша Сербская Пра-вославная Церковь ныне не может этого сделать». Извещение об этом реше-нии за подписью митрополита Скопского Иосифа было направлено Патриар-ху Алексию в Москву и епархиальному совету в Прагу . Таким образом, СПЦ, не отказавшись от своей юрисдикции над Чешской православной епар-хией, фактически передала управление ею в руки Патриарха Московского. 2 апреля 1946 года на заседании Священного Синода РПЦ был заслу-шан отчет епископа Кировоградского Сергия о его поездке в Югославию. Преосвященный Сергий сообщил, что Священный Синод СПЦ не имеет принципиальных возражений против перехода православных приходов Чехо-словакии в юрисдикцию Московской Патриархии . После этого принято решение назначить на кафедру Экзарха Московской Патриархии с титулом архиепископа Пражского и Чешского с местопребыванием в Праге Преосвя-щенного Елевферия (Воронцова), епископа Ростовского и Таганрогского . Преосвященный епископ Сергий (Королев) освобождался от должности управляющего русскими приходами в Чехословакии и временно назначался настоятелем русского храма в Праге. Русские приходы отныне включались в состав единой Чешской Православной Церкви, во главе которой стоял Экзарх Московской Патриархии . 19 мая 1946 года архиепископ Елевферий прибыл в Прагу. 31 августа в соответствие с Уставом Чешской православной епархии на епархиальном собрании в Оломоуце он был избран епархиальным архиереем . Таким образом, с 1946 года Чешская православная епархия фактически перешла в юрисдикцию Московской Патриархии. Окончательным решением юрисдикционного вопроса можно считать определение Священного Синода СПЦ от 15 мая 1948 года, в котором было однозначно сказано о переходе Чешской Православной Церкви в подчинение РПЦ . Весной 1946 года епископу Сергию (Королеву) удалось выехать в Па-риж, где он намеревался остаться на постоянное место жительства. Однако митрополит Евлогий настоял на том, чтобы он вернулся в Прагу. В духе мо-нашеского послушания владыка Сергий против своего желания подчинился воле митрополита и вернулся в Чехословакию. 17 мая 1946 года он был возве-ден в сан архиепископа и 7 июня назначен архиепископом Венским. С 16 ноября 1948 года он занимал кафедру архиепископа Берлинского и Немец-кого, а с 26 сентября 1950 года был архиепископом Казанским и Чистополь-ским. Скончался он в Казани 18 декабря 1952 года . Следует сказать несколько слов и о судьбе архиепископа Савватия. По сообщению Владимира Грузина в 1945 году архиепископ Фотий в своей бесе-де с Чешским духовенством сказал, что последователи константинопольской юрисдикции во главе с архиепископом Савватием перешли в юрисдикцию Московской Патриархии . К сожалению, в нашем распоряжении нет ника-ких документов, свидетельствующих о факте ведения переговоров между ар-хиепископами Фотием и Савватием. Официальная хроника ничего об этом не сообщает. Более того, «Журнал Московской Патриархии» в отчете о поездке архиепископа Фотия в Чехословакию говорит о константинопольской юрис-дикции как о еще существующей, при этом отмечается, что возглавляющий ее архиепископ Савватий не имеет ни одного храма . После приезда в Прагу владыки Елевферия архиепископ Савватий принял решение отойти от цер-ковных дел. В одном из своих писем, отправленных дипломатической почтой Константинопольскому Патриарху, он просил отпустить его на покой и по-зволить провести остаток жизни на святой Афонской горе. Ныне здравствую-щий архиепископ Пражский Христофор говорит, что владыка Савватий пере-дал свои церковные полномочия в руки митрополита Елевферия , правда, не совсем понятно каким именно образом он это сделал. К сожалению, архив архиепископа Савватия не сохранился, и поэтому разрешение многих спор-ных вопросов его биографии остается весьма затруднительным. Известно лишь, что, не получив разрешения на переезд в какой-либо из Афонских мо-настырей, владыка Савватий остался жить в Праге под пристальным надзором органов государственной безопасности, получая денежное пособие как быв-ший узник Дахау. Он продолжал заниматься духовным окормлением остав-шихся верными ему духовных чад. На дому он совершал богослужения, ино-гда принимал участие в работе семинаров философского факультета Карлова университета. Любопытно, что в 1957 году по воспоминаниям митрополита Дорофея (Филиппа), бывшего в то время членом Священного Синода Чехо-словацкой Православной Церкви, владыка Савватий обращался в Синод с просьбой позволить ему заниматься активным епископским служением. Но его просьба не была удовлетворена по причине «невыясненности вопроса [его] юрисдикции„ . Скончался владыка Савватий 14 ноября 1959 года. Пе-ред смертью его исповедывал о. Йиржи Новак. Отпевание совершил митропо-лит Пражский Иоанн (Кухтин). Похоронен архиепископ Савватий на Ольшан-ском кладбище в Праге . В 1946–1951 годах в жизни Чехословацкой Православной Церкви про-изошло несколько событий, позволивших поставить вопрос о даровании ей автокефалии. Прежде всего в 1946–47 годах в Чешские земли вернулись с террито-рии бывшей Волынской губернии так называемые волынские чехи. Это были чешские крестьяне-эмигранты, основавшие в 1867 году на Волыни на льгот-ных условиях земледельческую общину. К началу XX века сюда переселилось около 30 тысяч чехов, из которых 27 тысяч приняли православие . Вернув-шись теперь на родину, они принесли с собой и свои церковные обычаи: осо-бое церковное пение, богослужение на церковно-славянском языке. Всего в Чехословакию вернулось около 30 тысяч волынских чехов. Поскольку более 90 процентов из них были православного вероисповедания, это событие при-вело к значительному численному росту Православной Церкви в Чешских землях . 7 декабря 1949 года решением епархиального собрания, состоявшегося в Праге, Чешская православная епархия была разделена на две самостоятель-ные епархии: Пражскую и Оломоуцко-Брненскую. Епархиальным архиереем Пражской епархии остался владыка Елевферий (в 1949 году он был возведен в сан митрополита), а Оломоуцко-Брненским епископом был избран сподвиж-ник святителя Горазда протоиерей Честмир Крачмар. Он был рукоположен во епископа 5 февраля 1950 года в Оломоуце митрополитом Елевферием (Во-ронцовым), митрополитом Николаем (Ярушевичем) и архиепископом Мака-рием (Оксиюком) . 28 апреля 1950 года в Прешеве был созван собор греко-католического духовенства и верующих, который объявил об отмене Ужгородской унии 1646 и 1649 годов и о воссоединении с Православной Церковью. После этого в Восточной Словакии были созданы две епархии Прешевская во главе с епископом Алексеем (Дехтяревым) и Михайловская во главе с епископом Александром (Михаличем). Таким образом, к середине 1950 года Экзархат Московской Патриархии в Чехословакии включал в себя уже четыре епархии. В 1948 году в Карловых Варах была открыта Православная Духовная Семинария, первым ректором которой стал протоиерей Алексий Витвицкий, настоятель Карловарского храма святых апостолов Петра и Павла. Семинария работала в Карловых Варах лишь один учебный год (1948/1949), после чего была переведена в Прагу, где был проведен еще один учебный год (1949/1950). В 1950 году Семинария была преобразована в Православный бо-гословский факультет и переведена в Словакию в город Прешев. Причиной переезда факультета в Прешев стало воссоединение в 1950 году с православи-ем униатов Восточной Словакии, в связи с чем проблема духовного просвещения бывших греко-католиков стала особенно актуальной. В Прешеве факультет раз-местился в здании бывшей греко-католической академии (существовала с 1880 года). Указанная Академия была закрыта, а ее студенты распущены . Все отмеченные события привели к значительному росту числа ве-рующих и количества приходов на территории Чехословацкой республики. Количество православных граждан Чехословакии в 1951 году по разным оценкам составляло от 350 до 370 тысяч человек . В 1951 году вопрос о возможности получения Чехословацкой Право-славной Церковью автокефалии стал активно обсуждаться как в церковных, так и в светских кругах. На заседании Государственного управления по цер-ковным делам 3 сентября 1951 года заместитель председателя правительства Зд. Фирлингер выступил со специальным докладом по этому вопросу. Он со-общил, что Православная Церковь в Чехословакии уже имеет четырех епи-скопов, и это дает возможность получить автокефалию. Он также сказал, что наиболее подходящей кандидатурой на место главы автокефальной Церкви является нынешний экзарх митрополит Елевферий. Далее Фирлингер сооб-щил, что эта идея поддержана заместителем председателя Совета по делам Русской Православной Церкви при СНК СССР С.К. Белышевым. Торжества по случаю ожидаемого провозглашение автокефалии были намечены на конец 1951 года . 2 октября 1951 года в Праге состоялось заседание Экзаршего Совета Православной Церкви. Епископ Честмир осветил перед собравшимися совре-менное положение Чехословацкой Православной Церкви и сделал вывод, что «пришло время вполне серьезно подумать об автокефалии Чехословацкой Православной Церкви, дабы и эта Церковь была принята в семью самостоя-тельных Церквей, и дабы и ее голос…, как колыбели славянского правосла-вия, был слышен среди автокефальных Церквей» . Экзаршим Советом было принято, подготовленное епископом Честмиром, обращение к Государствен-ному управлению по церковным делам. В нем в частности говорилось: «Ос-нованиями для получения автокефалии с точки зрения церковной являются: достаточное количество верующих и епископов, богословское училище и хо-зяйственная обеспеченность Церкви в такой мере, чтобы она не нуждалась в поддержке [какой-либо] заграничной Церкви. Со стороны государственной для автокефалии требуется согласие [гражданских] властей„. Далее говори-лось, что Экзарший Совет решил просить Патриарха Московского и всея Руси даровать Чехословацкой Церкви автокефалию, и поэтому обращается и к Го-сударственному управлению по церковным делам с просьбой дать свое согла-сие на это деяние. Также испрашивалось согласие на избрание митрополита Елевферия на пост Предстоятеля будущей автокефальной Церкви . В тот же день Государственное управление по церковным делам сооб-щило Правительству о полученном обращении. Управление предлагало Пра-вительству утвердить следующее решение: «Правительство Чехословацкой республики на своем заседании решило по просьбе заместителя Председателя Правительства и министра, поверенного руководством Государственного управления по церковным делам, опираясь на письмо указанного Управления от 2.Х.1951 № 20701/51 II/, что: а) не имеет возражений против того, чтобы Православная Церковь в Чехословакии была провозглашена автокефальной; b) дает свое предварительное согласие на кандидатуру Экзарха Елев-ферия, митрополита Пражского и всей Чехословакии, для выборов главы но-восозданной автокефальной Церкви; c) соглашается с тем, чтобы митрополиту Елевферию в случае его из-брания главой автокефальной Православной Церкви в Чехословакии было предоставлено чехословацкое гражданство«. Документ подписан Зд. Фирлин-гером . 9 октября 1951 года на заседании Правительства Фирлингер сделал специальный доклад. Описывая события последних лет, он сказал, что в ре-зультате перехода в православие «1/4 миллиона словацких граждан украин-ской народности» Православная Церковь в республике «утратила свой эмиг-рантский характер, и стала Церковью народной„. Заслушав вышеизложенное предложение Управления по церковным делам, Правительство приняло его, добавив к пунктам а, b, c еще и пункт d следующего содержания: «d) принимает во внимание, что в случае провозглашения Православ-ной Автокефальной Церкви Чехословакию посетят представители Православ-ных Церквей из СССР и других народных демократических государств» . 8 октября 1951 года Святейший Патриарх Алексий и Священный Си-нод РПЦ выразили предварительное согласие на автокефалию. К 23 ноября все архиереи Русской Православной Церкви прислали свои подписи под этим постановлением Священного Синода, и в этот день, от лица Святейшего Пат-риарха и всего Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, в Пат-риархии был подписан Акт о даровании автокефалии Чехословацкой Право-славной Церкви: «Русская Православная Церковь в лице Патриарха Московского и всея Руси Алексия и всего освященного Архиерейского Собора, во внимание к ходатайству Собора Православной Церкви в Чехословакии, дарует сей Церк-ви, бывшей доселе Экзархатом Московской Патриархии, автокефалию. Русская Православная Церковь единым сердцем молит Небесного Пас-тереначальника Господа нашего Иисуса Христа, да подаст Он Свое Божест-венное благословение юнейшей сестре в семье Православных Автокефальных Церквей, Церкви Чехословакии и да увенчает Он ее вечной славой. Алексий, Патриарх Московский и всея Руси. 23 ноября 1951 года« . В случае избрания митрополита Елевферия Предстоятелем новой По-местной Церкви Синод согласился отпустить его из юрисдикции РПЦ . 19 октября 1951 года Экзарший Совет направил еще одно обращение в Государственное управление по церковным делам, в котором в частности го-ворилось: «Экзарший Совет считает необходимым информировать Государ-ственное управление по церковным делам о том, что Экзаршее Собрание, ко-торое провозгласит автокефалию и выберет первого главу автокефальной Православной Церкви, будет созвано 8.ХII.1951, интронизация же будет прове-дена 9.ХII.1951 года. Предполагается, что заграничные гости прибудут в Прагу, если будут иметь благоприятное воздушное сообщение, 7.ХII.1951 и будут при-сутствовать как на Экзаршем Собрании, так и на интронизации. Отъезд указан-ных делегаций планируется 11.ХII.1951… Экзарший Совет Православной Церкви в Чехословакии обращается к Государственному управлению по цер-ковным делам с просьбой о поддержке предполагающихся торжеств и о пре-доставлении финансовых средств для достойного их проведения» . На торжества, связанные с провозглашением автокефалии, Святейшим Патриархом Алексием были командированы митрополит Крутицкий и Коло-менский Николай и Управляющий делами Московской Патриархии прото-пресвитер Н.Ф. Колчицкий, в сопровождении патриаршего архидиакона Г. Ан-тоненко. Кроме московской делегации, в Прагу также прибыли представители Церквей: Антиохийской митрополит Хауранский Афанасий с архимандритом Гавриилом, Грузинской епископ Алавердский Гавриил, Болгарской - митро-полит Пловдивский Кирилл и священник И. Илиев, председатель Союза пра-вославных священников Болгарии; Румынской Патриарший викарий епи-скоп Антим с профессором-протоиереем Миланом Сесаном, Польской ар-хиепископ Белостокский Тимофей со священником Иоанном Левяжей. Деле-гация от Албанской Православной Церкви в составе митрополита Тиранского и всей Албании Паисия и Генерального секретаря Синода Нико Чане задер-жалась в пути и прибыла в Прагу уже после торжеств . Заседание Экзаршего Собрания (Церковный Собор) состоялось, как и планировалось, 8 декабря в кафедральном соборе в честь равноапостольных Кирилла и Мефодия в Праге. На это Собрание прибыли делегаты всех четы-рех православных епархий Чехословакии, члены Епархиальных Управлений, Экзаршего Совета, представители богословского православного факультета, многочисленные гости, а также сотрудники Государственного Управления по церковным делам. Доклад о канонических основах автокефалии и об истории этого вопроса сделал профессор богословского православного факультета г. Кульгейм. Затем протопресвитер Н.Ф. Колчицкий огласил Акт Русской Православной Церкви от 23 ноября о даровании автокефалии Православной Церкви в Чехословакии, после чего членами Собора единогласно было приня-то постановление об автокефалии. Епископ Честмир выступил со вторым докладом о кандидате на пост Главы автокефальной Чехословацкой Православной Церкви. Он предложил кандидатуру митрополита Елевферия, в течение пяти лет трудящегося во гла-ве Православной Церкви в Чехословакии в должности Экзарха Московской Патриархии. Открытым голосованием митрополит Елевферий был избран на пост первого Главы автокефальной Чехословацкой Православной Церкви. На следующий день 9 декабря в соборе святых Кирилла и Мефодия со-стоялась интронизация новоизбранного Предстоятеля Церкви. Порядок ин-тронизации был соблюден точно такой же, как при интронизации Святейшего Патриарха Алексия в Москве в 1945 году . 18 декабря 1951 года Патриарх Алексий направил послание всем Гла-вам и Предстоятелям Автокефальных Православных Церквей, в котором со-общалось о «даровании Православной Церкви Чехословакии права самостоя-тельного устроения на началах автокефалии» . Таким образом, с 8 декабря 1951 года Чехословацкая Православная Церковь существует как автокефальная. Но все же нужно признать, что про-блема кандидатов на епископские кафедры оставалась для новой Поместной Церкви актуальной в течение всех пятидесяти лет ее самостоятельного бытия. Мы уже видели, что первым Предстоятелем стал выходец из России, специ-ально отпущенный для этой цели из юрисдикции РПЦ. 17 мая 1956 года его место занял митрополит Иоанн (Кухтин), так же русский по национальности, с 1920 года проживавший в эмиграции. В 1964 году Предстоятелем был из-бран митрополит Дорофей (Филипп), уроженец Закарпатья, до 1955 года со-стоявший клириком Мукачевской епархии и, соответственно, находившийся в юрисдикции Московской Патриархии. 12 июня 1955 года в Богоявленском Патриаршем Соборе Москвы он был рукоположен во епископа Кременецкого и в том же году по просьбе митрополита Елевферия отпущен в Чехословац-кую Православную Церковь, где занял Прешевскую кафедру. Таким образом, РПЦ и после провозглашения автокефалии должна была оказывать поддержку Чехословацкой Церкви. При чем это касается не только Предстоятелей, но и епархиальных архиереев. Так, в 1980 году Михайловскую кафедру занял епи-скоп Никанор (Юхимьюк), до этого состоявший в юрисдикции РПЦ и прохо-дивший свое пастырское послушание на Украине. С 1982 по 1987 год он за-нимал Оломоуцко-Брненскую кафедру, которая вдовствовала с 1959 года . Так что слова, сказанные архиепископом Фотием в Праге 21 октября 1945 года, не потеряли своей актуальности в течение нескольких последую-щих десятилетий. Надежда Святейшего Патриарха Алексия I на то, что все Поместные Церкви искренне разделят «радость столь счастливым устроением Право-славной Церкви Чехословакии» , к сожалению, не оправдалась. Константи-нопольская Патриархия, а вслед за ней и другие греческие Церкви (Александ-рийская, Иерусалимская, Кипрская и Элладская), не признали Акта о дарова-нии Чехословацкой Церкви автокефалии . В Константинополе Чехословац-кую Православную Церковь вплоть до 1998 года продолжали считать авто-номной на основании Томоса 1923 года. 27 августа 1998 года Константинопольским Патриархом Варфоломеем был издан «Патриарший и Синодальный Томос о даровании автокефалии свя-той Православной Церкви в Чешских землях и Словакии». Фактически же Православная Церковь Чешских земель и Словакии продолжает руководство-ваться в своей внутренней жизни предписаниями своего Устава 1992 года и сложившимися здесь за последние десятилетия традициями. Указанный Томос Константинопольского Патриарха понимается как признание греческими Церк-вями уже фактически существовавшей автокефалии и восстановление добрых отношений с Константинополем, что позволило, например, представителям Пра-вославной Церкви Чешских земель и Словакии принять участие в юбилейных торжествах по поводу 2000-летия Рождества Христова в Святой Земле. Вторая половина двадцатого века показала призрачность внешних ус-пехов, достигнутых Чехо-Словацким православием в первые послевоенные годы. В 1969 году была восстановлена Греко-католическая Церковь в Восточ-ной Словакии, и значительная часть православных, формально отказавшихся от унии с Римом в 1950 году, вновь стала униатами. Если по официальным данным на момент провозглашения автокефалии в Чехословакии насчитыва-лось более 300 тысяч православных, то в 1981 году, во время празднования 30-летия автокефалии, говорили уже лишь о 90 тысячах верующих . А во время переписи 1991 года православными себя признали лишь 53 тысячи че-ловек . По переписям населения, проведенным в Чехии и Словакии в 2000–2001 годах, общее число православных в этих двух странах составляет 73416 человек (50363 в Словакии и 23053 в Чехии). |