Логотип Российское Объединение исследователей религии (Russian Association of Scholars in Religion)
Логотип  Общероссийская общественная организация
Логотип
Логотип

Покивайлова Т.А.

(Москва)

Конфессиональная ситуация в Трансильвании и ликвидация униатской церкви в Румынии (40-е годы ХХ в.) *

После окончания первой мировой войны и распада Австро-Венгрии Ру-мыния за счет значительного расширения своей территории превратилась в многонациональное и многоконфессиональное государство. Румыны — основ-ное население страны — компактно проживали на севере, юге и в центре Ру-мынии (исторические области Молдова, Валахия, Олтения) и исповедовали в основном православие. Совсем иная ситуация складывалась на присоединен-ных к Румынии по версальским мирным договорам территориях.

Особой пестротой национального состава населения отличалась Тран-сильвания, находившаяся до войны в составе Австро-Венгрии и присоединен-ная к Румынии по Трианонскому мирному договору 1920 г. Ее населяли ру-мыны, венгры, немцы (швабы и саксы), евреи, украинцы, сербы, цыгане и другие народности, говорившие на разных языках и исповедовавшие разные религии (православие, католицизм, представленный греко-католическим и римcко-католическим культами, лютеранство, кальвинизм, иудаизм и т. д.). В межвоенный период румынская православная церковь с приближающимися к ней культами (традиционалистами, известными еще под названием старос-тильников — 0,4%, православными верующими, не признавшими новое лето-исчисление, старообрядцами — 0,3%, представителями армяно-григорианской конфессии — 0,1%) охватывала по переписи 1930 г. 71,8%  от числа верующих (14 млн.человек). На долю католического культа всех толков приходилось 14,8%  около 2,6 млн.человек, причем греко-католики(или униаты), которыми в основном были трансильванские румыны **, составляли около 8% (1 561 тыс. человек), в то время как венгры были римо-католиками, кальвини-стами и реже униатами. Римско-католическая церковь насчитывала 1 174 тыс. верующих (6,8). Протестантские культы в структуре верующих в Румынии состав-ляли 6,5%  и были представлены кальвинистами и лютеранами, причем основную массу лютеран составляли немцы. Иудаизм исповедовало 4,2%  (около 300 тыс. человек). По более поздним данным (на 1948) атеистами или незаявившими о своем вероисповедании считалось всего 0,7%  населения Румынии. Причем культы, включая мусульманский, протестантские секты и др. составляли около 2% .

Чем же интересна конфессиональная ситуация в Трансильвании и по-чему ее можно выделить в самостоятельный объект исследования?

По данным, приведенным в справке от 20 декабря 1945 г., подго-товленной НКИД СССР в блоке документов по территориальным вопросам к сессиям Совета министров иностранных дел (СМИД) Великих держав, среди верующих в Трансильвании насчитывалось 30,87%  православных, 28,14%  греко-католиков, 12,61%  римо-католиков, 14,58%  — лютеран и кальвинистов, 9,28%  — протестантов (евангелистов). Католики всех толков составляли более 40% верующих . Таким образом, в Трансильвании удельный вес католиче-ской церкви по числу прихожан превосходил удельный вес православной, которая по румынской конституции 1923 г. была объявлена господствующей, а греко-католическая, превосходившая здесь римско-католическую более чем в 2 раза, признавалась румынским национальным культом, «первенствующим в сравнении с остальными культами» . Таким образом, конфессиональная ситуация в Трансильвании была сложной и во многом связана с межнацио-нальными отно-шениями в этой части Румынии.

В 1927 г. между румынским государством и Папским Престолом был заключен конкордат — международная конвенция, обеспечивавшая верховную власть Ватикана над румынской католической церковью и его отношениями с государством. В 1929 г. этот договор был ратифицирован румынским парла-ментом.

Заключение конкордата было неоднозначно воспринято в румынских политических кругах. Часть политической элиты страны во главе с ру-мынским королем Фердинандом-католиком, и Ю. Маниу, выходцем из Тран-сильвании и униатом, инициировала и поддерживала конкордат; другая же часть, прежде всего представители правящей элиты из старых румынских областей, справедливо считала, что подобные соглашения позволяют расши-рить возможности для вмешательства Папского Престола, а вместе с ним и иностранных государств, во внутренние дела страны. Отметим, что вплоть до начала 50-х годов ХХ в. в Румынии находился папский нунций, осуществляв-ший связи между румынскими католиками, государством и Ватиканом.

Различные позиции правящих групп элиты по вопросу о конкордате с Римом получили теоретическое обоснование, каждая это делала по своему, что отразилось в румынской философии и культуре межвоенного периода. Пред-ставители правонационалистического крыла во главе с Н. Крайником (так называемые традиционалисты) считали, что православие отвечает националь-ному духу и национальным традициям румынского народа, а «румынская национальная культура, — писал Н. Крайник, — хотя и является весьма прими-тивной и грубой, однако имеет глубокие традиции и огромные возможности для развития и просвещения румынского народа».

С резкой критикой концепции Н. Крайника выступал известный пред-ставитель румынской культуры, литературовед и критик Е. Ловинеску. Для Е. Ловинеску православие ассоциировалось с византинизмом, который, по его мнению, означал деспотизм, бедность и хаос. Абсолютизируя латинские корни румынского народа, он полагал, что просвещение и подъем культурного уров-ня румынского общества может быть осуществлен лишь на путях сближения с западной цивилизацией. Следовательно, развитие отношений с Ватиканом являлось бы важным шагом в этом направлении. На подобных позиция стояла также и Арделянская (трансильванская) культурологическая школа, предста-вители которой считали, что именно Трансильвания, где было самое значи-тельное для Румынии влияние католицизма, может стать в Румынии провод-ником западной культуры . Наиболее радикальные представители политиче-ских деятелей и религиозных кругов выступали за обращение всего румынско-го народа в католицизм, о чем пойдет речь ниже.

Особенно обострились межнациональные и межконфессиональные от-ношения в Трансильвании после второго Венского арбитража (август 1940 г.), когда по ультимативному требованию Гитлера и Муссолини Трансильвания была разделена на две части: ее северная территория была передана Венгрии, а южная осталась в составе Румынии *.

В годы второй мировой войны Румыния и Венгрия выступили на сторо-не гитлеровской Германии, надеясь каждая с помощью Гитлера вернуть себе потерянные земли. Однако приближавшийся разгром гитлеровской Германии заставлял их маневрировать и искать с целью выхода из войны с наименьши-ми территориальными и политическими потерями каналы связей, прежде всего с западными державами. Больше всего в этом отношении преуспела Румыния. Понимая неотвратимость поражения гитлеровской Германии, оппо-зиционные режиму Антонеску политические силы, начиная с весны 1943 г., стре-мились вступить в переговоры с Западом. Втайне от Гитлера каналы для перегово-ров о выходе из войны пытались установить и члены кабинета Антонеску, а также, как показывают документы российских архивов, и сам диктатор .

В этих условиях стал использоваться в политических целях и конфес-сиональный фактор. Так, в 1943 г. министр иностранных дел Михай Антоне-ску (однофамилец румынского диктатора Иона Антонеску) высказался за ук-репление связей с Ватиканом. Он считал возможным и целесообразным обра-щение румынской нации в католицизм как инструмент укрепления связей Румынии с католическим Западом. Вместе с тем он понимал, что консерва-тизм румынского, в основном православного, общества не давал реальных шансов для воплощения подобных идей в ближайшем будущем.

В беседе с румынским дипломатом Р. Босси, являвшемся в 1943 г. представителем Румынии в международной организации «Красный крест» в Женеве, М. Антонеску, сам не будучи католиком, заявил о своем убеждении, что «только католическая церковь в состоянии пробудить наших священно-служителей от оцепенения и будет способствовать просвещению и росту их культурного уровня» , а, следовательно, и всего народа. Более того, в разго-воре он дал понять, что является сторонником объединения православной церкви с Римом. Эта же тема обсуждалась и на встрече Михая Антонеску с папой Пием ХII во время визита румынского министра иностранных дел в 1943 г. в Италию . В надежде получить расположение папы М. Антонеску предполагал через Р. Босси довести до Пия ХII информацию о своем желании обратить православных румын в католицизм. С этой целью он предложил Р. Босси место представителя румынского правительства в Ватикане. Как пишет последний в своих мемуарах, он, как православный христианин, кате-горически отверг предложение М. Антонеску и отказался от своего назначения на пост посла при Святом Престоле. «В любом случае, — заявил Р. Боссии М. Антонеску, — иностранное вмешательство в нашу внутреннюю жизнь слишком дорогая цена за рост культуры, который может быть достигнут за счет собственных усилий. Да и православные румыны, стремясь сохранить свою религию, не захотят этого» — утверждал Р. Босси . Можно заметить, что в своем стремлении обратить румынский народ в католическую веру М. Антонеску был не одинок. Его поддерживал, например, известный журна-лист, издатель правительственного официоза, газеты «Курентул», Памфил Шейкару, который, однако, считал, что «потребуется немало времени, чтобы посредством мощной пропаганды подготовить к подобному акту общественное мнение страны» . Позднее идеи об обращении православных румын в като-личество были подхвачены противниками коммунистов — легионерами (ру-мынскими фашистами) и некоторыми из деятелей румынской оппозиции, обосновавшимися на Западе, например, А. Кретциану.

С другой стороны, левые антифашистские силы, в том числе и коммунисты, ориентировавшиеся на Восток, также рассчитывали использовать конфессиональ-ный фактор для укрепления своих позиций. В связи с этим упомянем о таком фак-те: в августе 1944 г. после своего побега из лагеря Тыргу-Жиу Г. Георгиу-Деж, один из руководителей компартии Румынии, некоторое время скрывался в доме православного священника Юстиниана, который впоследствии, в начале 1948 г., стал при поддержке Г. Георгиу-Дежа, патриархом Румынии .

Развитию внутриполитической ситуации в Румынии способствовали ус-пехи Красной Армии на Восточном фронте. После стремительного ее продви-жения в глубь Румынии в августе-сентябре 1944 г., в том числе и через терри-торию Трансильвании к границам Венгрии, и ареста 23 августа королем Ми-хаем и его ближайшим окружением диктатора И. Антонеску, новое румынское правительство подписало в Москве 12 сентября Соглашение о перемирии с представителями антифашистской коалиции (СССР, США и Англии). В ста-тье 19 Соглашения о перемирии говорилось об аннулировании решений вто-рого Венского арбитража августа 1940 г. В текст этой статьи была включена оговорка, что Северная Трансильвания (вся или большая ее часть) возвраща-ется Румынии *. Такая оговорка и включенная в Соглашение о перемирии формулировка, предложенная Великобританией о том, что окончательное решение о территориальной принадлежности Трансильвании будет принято при заключении мирного договора с Румынией и Венгрией, оказались в цен-тре длительной политической и дипломатической борьбы за определение бу-дущих румыно-венгерских границ. Эти обстоятельства напрямую воздейство-вали на политическую обстановку в Трансильвании, обостряя межнациональ-ные и конфессиональные отношения. В период с сентября по ноябрь 1944 г., по мере освобождения Трансильвании от немецко-венгерских войск, на осво-божденной территории начали устанавливаться румынские органы власти. Как объяснял председатель правительства К. Санатеску, после окончания военных операций румынская администрация проникла в четыре уезда: Чук, Одорхей, Трей-Скауне, Тыргу-Муреш, т. е. в те районы Северной Трансильва-нии, где большинство населения составляли венгры. Хлынувшие вслед за советскими и румынскими войсками, освобождавшими Трансильванию, полу-военные формирования румынских националистов, состоявших из возвра-щавшихся сюда беженцев, дезертиров из румынской армии, легионеров и деклассированных элементов, подвергали местное венгерское население бес-чинствам и насилию. Особой жестокостью отличались отряды, носившие на-звание «гвардии Ю. Маниу» . Многие из гвардейцев являлись униатами. «А что делали с нами мадьяры в течение четырех лет, когда Трансильвания нахо-дилась под венгерским господством?» - оправдывали свои действия бесчин-ствующие гвардейцы. Однако отметить, что национальная нетерпимость была характерна не только для определенных групп румынского населения, но и для венгров. В официальных румынских документах говорилось о нападении венгерских националистов на гражданских лиц и чиновников — румын . Все это давало основание румынским коммунистам заявить на своем Пленуме в июне 1945 г., что в эксцессах, происходивших на территории Трансильвании осенью 1944 г. повинны обе национальности .

Вместе с тем, сложившаяся ситуация в Трансильвании имела послед-ствия не только в политической, но и в конфессиональной сфере. На почве национальных распрей в Трансильвании произошел раскол среди католиков. Национальные отношения и вопрос о территориальной принадлежности Тран-сильвании были настолько остры, что нарушили конфессиональную близость римо-католиков и униатов, хотя и те и другие продолжали подчиняться папе Римскому, который был, естественно, заинтересован в единении католиков в борьбе с коммунистами и советским влиянием.

Православная церковь также не оставалась в стороне от межнацио-нальной борьбы в Трансильвании и, поддерживая своих прихожан — румын, в какой-то степени шла на сближение с униатской церковью, но в целом она стояла на антикатолических позициях.

В условиях крайнего обострения межнациональных отношений совет-ским руководством и высшим командованием Красной Армии было принято решение об упразднении румынских органов власти и введении в Северной Трансильвании советской военной администрации, просуществовавшей здесь вплоть до установления в Румынии 6 марта 1945 г. левого коалиционного правительства Петру Грозы.

Разумеется, наведение порядка в прифронтовой полосе, каковой осенью 1944 г. являлась Трансильвания, было обусловлено военной необходимостью, также как и недопущением эксцессов на национальной почве. Но не это было главной целью советского руководства. Трансильванская проблема была ис-пользована советской стороной для формирования в Румынии нового прави-тельства, полностью подконтрольного Москве, в котором коммунисты заняли бы решающие позиции. С установлением правительства Петру Грозы была решена эта, принципиально важная для Москвы задача.

8 марта 1945 г. новый премьер направил телеграмму И.В.  Сталину, в которой выражалась просьба восстановить румынскую администрацию на территории Северной Трансильвании и говорилось об обязательствах прави-тельства «позаботиться о защите прав национальностей Трансильвании». Имелось прежде всего в виду венгерское население. Ответ Москвы был мгно-венным и положительным. Советское руководство соглашалось на установле-ние в Северной Трансильвании румынских органов власти при условии, что «вступившее ныне в управление страной Румынское правительство берет на себя ответственность за должный порядок и спокойствие на территории Тран-сильвании и обеспечение прав национальностей, а также правильного функ-ционирования всех местных учреждений, обслуживающих нужды фронта». И действительно, правительство Петру Грозы приложило немало усилий, чтобы нормализовать межнациональные отношения в Северной Трансильвании и не дать Ватикану поводов для вмешательства в ситуацию. Сам Петру Гроза, румын, уроженец Трансильвании, выпускник Будапештского университета, владевший венгерским языком, поддерживал тесные связи с политическими кругами Венгрии и Трансильвании. Он был убежден в том, что Трансильвания должна стать «не стеной», разделяющей два народа, а мостом, призванным объединить румын и мадьяр. Он даже выступал за предоставление админист-ративной автономии трансильванским венграм в рамках румынского государ-ства. По крайней мере такая информация доходила до Москвы . И все же наследие прошлого в области национальных отношений преодолеть было не так-то легко.

Размежевание политических сил в стране, окончательно произошедшее в марте 1945 г., отразилось непосредственным образом и на конфессиональ-ной ситуации в Трансильвании. Православная церковь без особого сопротив-ления пошла на сотрудничество с румынским правительством и расширение связей с Московской патриархией Русской православной церкви (РПЦ), хотя проблем во взаимоотношениях правительства и румынского патриарха Нико-дима имелось немало. Можно даже утверждать, что напряженность между румынским патриархом и правительством П. Грозы нарастала по восходящей линии по мере укрепления власти коммунистов. Патриарх Никодим все более становился личностью, не угодной румынским властям. Об этом свидетельст-вует, например, запись беседы от 4 апреля 1947 г. патриарха Никодима с пер-вым секретарем советского посольства С. Дангуловым, через которого патри-арх обратился к советскому послу с просьбой защитить его от действий ру-мынского правительства, которое, по его словам, «все больше вмешивается в дела румынской церкви». Это проявилось, в частности, в том, что правитель-ство отстранило от должности, вопреки воле патриарха, нескольких румын-ских епископов, которые, как заявил Никодим, известны «своей честной службой церкви». Вслед за этим правительство предприняло попытку лишить соответствующих полномочий митрополитов Трансильвании, Олтении и Мол-довы, а также отстранить от должности советников патриарха. Не согласив-шись с такой постановкой вопроса, Никодим отказался выполнить требование румынского правительства, так как, по его словам, он не имел права лишать высших духовных лиц их права пасторского служения. Однако, судя по реп-ликам первого секретаря посольства, советская сторона, поддерживая прави-тельство Петру Грозы, не желала вмешиваться во взаимоотношения румын-ского патриарха Никодима и правительства Румынии. Тем не менее, в разго-воре с Никодимом советский дипломат стал оправдывать действия правитель-ства как правомерные. По словам С. Дангулова, многие лица, принадлежав-шие к высшему румынскому духовенству, «принимали участие в антидемо-кратической деятельности режима Антонеску» и, «прекратив на время дея-тельность, направленную против румынской демократии, эти лица возобнови-ли ее с новой силой» . Иными словами, советские представители в Румынии поддерживали румынские власти в их стремлении подчинить себе деятель-ность самой крупной в Румынии православной конфессии путем замены ее высшего клира.

Иначе обстояли дела с греко-католической церковью в Трансильвании, где традиционно очень сильными были позиции национал-царанистской пар-тии и ее лидера Ю. Маниу, находившихся в оппозиции к правительству Петру Грозы. Большинство священников и прихожан - румын греко-католической церкви поддерживали национал-царанистов. Это особенно ясно проявилось во время подготовки и проведения выборов в ноябре 1946 г.

Накануне выборов генеральный секретарь Министерства культов Васку в беседе с советским дипломатом Н. Федоровым, состоявшейся 13 октября 1946 г., заявил, что католическое духовенство Трансильвании настроено про-тив правительства, и это было совершенно естественно, принимая во внима-ние отношение Ватикана к демократическому правительству Петру Грозы. По мнению Васки, венгерское население (католики и реформаты) «настроено в пользу правительства и во время выборов будет голосовать за кандидатов блока демократических партий». Он также утверждал, что румынское право-славное духовенство поддерживает правительство .

Не располагая точными данными о том, как проголосовали по конфес-сиональной принадлежности избиратели, можно утверждать, что тенденции, о которых говорил генеральный секретарь Министерства культов, подтверди-лись лишь в общем плане. Действительно, избиратели румыны-униаты под-держали лидера НЦП Ю. Маниу, венгерское население (католики и униаты), организованные в Венгерский демократический союз (МАДОС), голосовали в основном за кандидатов правительственной коалиции — Блок демократических партий. Что же касается румынского населения православного вероисповеда-ния, то здесь произошел раскол не по конфессиональной, а по политической ориентации. Часть православных румын, в основном городское население, проголосовала за кандидатов правительственного блока, другая же часть, в том числе и интеллигенция, — за кандидатов оппозиционных партий, прежде всего НЦП Ю. Маниу.

Однако, говоря о результатах голосования, нельзя не учитывать тот факт, что, как показывает анализ документов из архивов Румынии и России, выборы в Румынии в ноябре 1946 г. прошли с существенными нарушениями прав избирателей и фальсификацией их результатов.

Реконструкция подлинных результатов выборов в некоторых уездах, районах и коммунах, проведенная современными румынскими исследовате-лями на основании анализа материалов из местных архивов Румынии, показа-ла, что НЦП в Трансильвании получила на выборах 70–75%  от всех голосов избирателей (независимо от их конфессиональной принадлежности) .

Учитывая позицию униатской церкви на выборах, румынское прави-тельство Петру Грозы после подведения их результатов ужесточило свою по-литику по отношению к католикам в Трансильвании, прежде всего к служите-лям униатской церкви. Начались аресты греко-католических священников. Не случайно папский нунций А. Кассуло еще в начале марта 1946 г. на встрече с главой правительства Петру Грозой говорил о нетерпимой обстановке, кото-рая сложилась вокруг Румынской греко-католической церкви. В свою очередь представители правительства указали нунцию на враждебное отношение ряда греко-католических епископов (Иоана Сучу, Александра Русу, Василе Афте-ние) к народной власти.

Конфликтная ситуация между правительством и униатской церковью проявилась также в связи с выборами в марте 1946 г. епископа А. Русу в каче-стве митрополита греко-католической церкви в Трансильвании. Хотя он полу-чил подавляющее число голосов и был утвержден Ватиканом, власти отказа-лись признать официальные результаты выборов. По мере роста сопротивле-ния униатов властям папский нунций А. Кассуло становился все более неугод-ным румынскому правительству, которое неоднократно ставило перед Ватика-ном вопрос о его замене. 21 мая Ватикан, идя навстречу румынскому прави-тельству, назначил в Румынию нового нунция, американца О'Хара, который по прибытии в Бухарест установил тесные связи не только с епископатом ка-толических конфессий, но и деятелями оппозиции, в частности, с лидером НЦП Ю. Маниу. В феврале 1947 г. новый папский нунций встречался с греко-католическим клиром, а в мае 1947 г. О'Хара имел беседу с униатским епи-скопом Василе Афтение и лидером НЦП Ю. Маниу. После этой встречи О'Хара поставил перед румынским правительством вопрос о массовых аре-стах греко-католических священников и режиме их содержания в тюрьмах. 18 декабря 1947 г. О'Хара имел продолжительный разговор в Министерстве культов о ситуации, сложившейся вокруг греко-католической церкви . Позд-нее, по информации, поступившей в Москву от румынских коммунистов 19 марта 1949 г., говоря о событиях двухлетней давности, И. Кишиневский (являвшийся в то время секретарем ЦК РРП), писал: «О'Хара и его доверенное лицо Кирк имели связь с подпольными организациями и собирали с их помо-щью и помощью представителей греко-католической церкви и римо-католических епископов, в частности, от Афтениу информацию о положении в Румынии и передавали в американское посольство или отправляли через сво-их посредников непосредственно в Вашингтон» . К сожалению, автор статьи не располагает данными, которые могли бы подтвердить или опровергнуть подобную информацию. Однако можно с уверенностью сказать, что именно внутриполитическая борьба между левыми силами и оппозицией в Трансиль-вании и в Румынии в целом негативно отразилась на положении греко-католической церкви. Безусловно, что и процессы, развернувшиеся в 1946 г. против греко-католической церкви в СССР, сначала на Западной Украине, а затем позднее и в Закарпатье оказали свое отрицательное влияние на даль-нейшую судьбу греко-католической церкви в Трансильвании *.

Весьма показательна в этом отношении позиция Русской православной церкви. Патриарх Всея Руси Алексий I, посетивший с 29 мая по 12 июня 1947 г. Румынию в связи с подготовкой Всемирного православного собора **, обращаясь в г. Блаже к премьер-министру Румынии П. Грозе, якобы заявил: «Она (т. е. греко-католическая церковь. — Авт.) должна быть разрушена! Че-рез пару лет мы уже больше ничего не услышим об этой церкви» .

Западные державы, прежде всего Англия и США, теряя свои позиции в политической жизни Румынии, пытались сохранить свое влияние в конфес-сиональной сфере, прежде всего среди католиков. Об этом свидетельствуют как документы российских, так и зарубежных архивов. В 2001 г. румынскими историками были опубликованы документы французских архивов, касающие-ся положения в Трансильвании. В Румынии была переведена и издана также справка по Румынии, подготовленная в 1949 г. американскими спецслужбами для президента США Гарри Трумэна. Они, безусловно, отражают интересы американских спецслужб и французских дипломатических представительств к конфессиональной ситуации в Румынии. Ссылаясь на информацию, получен-ную от одного из церковных деятелей, имевшего связи как с румынскими, так и с венгерскими католиками, французский посол в Бухаресте Пьер Шарпантье 25 сентября 1948 г. сообщал министру иностранных дел Франции Р. Шуману: «Четыре столицы, по разным причинам, интересуются католицизмом в Румы-нии и особенно в Трансильвании. Это Святой Престол (Ватикан), Москва, Лондон и Будапешт» . Далее речь шла о том, что для Рима, Румыния с ее латинским языком и ее культурой является, во-первых, благоприятной почвой для проникновения католицизма. С другой стороны, по мнению посла, она служит мостом между римско-католическим Западом и православным Восто-ком. Отсюда и значение для Святого Престола униатской (греко-католи-ческой) церкви в Румынии, которая прекрасно организована с точки зрения иерархии, насчитывает полтора миллиона верующих и после униатской церк-ви в Закарпатье, является наиболее компактной среди церквей католической ориентации. В связи с этим Рим постоянно проявляет свои симпатии к греко-католической церкви в Трансильвании, активно поддерживая ее из-за рубежа.

П. Шарпантье писал, что для Москвы румынский католицизм пред-ставляет инородное тело, расположенное поперек славянских народов, пре-граждая путь к Адриатике. Москва борется против католического влияния в этой части Европы посредством коммунистической пропаганды и поддержи-вая действие ортодоксальной Православной Церкви, которая насчитывает в Румынии двенадцать миллионов верующих.

В свою очередь интерес Лондона к религиозным проблемам в Румынии объясняется, как считал посол, тем, что англиканская церковь постоянно сопротивляется действиям папства. Она взаимодействует в этом отношении с православной церковью.

Американская епископальная церковь действует в том же направлении. По словам французского посла, англиканская церковь имеет своих агентов внутри греко-католической церкви, через которых она и пытается воздейство-вать на перспективы дальнейшего существования последней. Доверенным лицом англичан, как следует из сообщения посла, является православный трансильванский митрополит Н. Бэлан, который 15 мая 1947 г. заявил в г. Блаже (центре униатской церкви Румынии), что «его слуги не будут знать покоя до тех пор, пока не будет достигнуто возвращение униатов в рамки пра-вославной церкви», а епископ Кентерберийский Х. Джонсон, находясь в Буха-ресте, утверждал: «Ватикан (имеется в виду прежде всего униатская церковь. — Авт.) оказался перед лицом двух врагов: Англии и России». Таким образом, выступая традиционно против папства, Англия сближалась, по мнению посла Франции, с СССР. Значит имелась база для некоторого взаимодействия Моск-вы и Лондона. Но в условиях обострения противоречий между СССР и его бывшими союзниками по антигитлеровской коалиции и начала «холодной войны» каждая из держав боролась за расширение своего собственного влия-ния в странах Восточной Европы и укрепления каналов воздействия на насе-ление этих стран, в том числе и Румынии. Поэтому и Англия, и Америка по-ощряли униатов в их борьбе с режимом Петру Грозы и поддерживавшим его Кремлем. Франция, как свидетельствует документ, поддерживала румынских католиков, как униатов, так и римо-католиков. Посол считал большой ошиб-кой раскол среди католиков в Румынии.

Из выше приведенного французского документа, следует, что весьма своеобразной оказалась позиция Венгрии. Поддерживая этнических венгров в Трансильвании, которые, как уже отмечалось, принадлежали в основном к римско-католической и протестантской церквям, Венгрия выступала против греко-католической церкви, поскольку прихожанами ее являлись в большин-стве своем румыны. Иными словами, национальная принадлежность преобла-дала здесь над конфессиональным родством венгров-католиков с румынами-греко-католиками. «Странно видеть, — писал французский посол, — что по национальным мотивам венгерский католицизм готов объединяться с комму-низмом и православием в борьбе против униатского движения и влияния Ри-ма». Объяснение такой позиции трансильванских венгров посол усматривал в том, что «венгры не считали вопрос о Трансильвании окончательно решенным и никогда не отказывались и не откажутся от этой провинции». Имелась в виду их заинтересованность в государственной принадлежности Венгрии. Он обращал внимание также на то обстоятельство, что в центральных и местных государственных органах и организациях румынской компартии было много венгров. «Венгры и сейчас,- писал французский посол, — (а это продолжается с 1944 г.) занимают неожиданно важные позиции в румынском государстве. Министр финансов Василе Лука, курирующий религиозные дела в Политбю-ро — венгр и, — по словам французского посла, — католик, а православный патриарх Юстиниан является одним из его ближайших приятелей, а в окруже-нии Луки находится много венгров и влияние венгерских католиков в Тран-сильвании сохраняется». По мнению посла, венгры в первую очередь заинте-ресованы в ликвидации румынского католического элемента в Трансильвании, а, следовательно, и румынской униатской церкви. Причины этого он видел в этнической нетерпимости, сложившейся в Трансильвании между румынами и венграми. Что касается суждения посла о том, что римско-католическая цер-ковь пользуется большей лояльностью со стороны властей, чем униатская, то здесь посол явно заблуждался .

Коммунистическая партия Румынии, следуя вместе с СССР в курсе свертывания связей с Западом, в том числе и в конфессиональной сфере, вы-ступала за жесткий контроль как над униатской, так и римско-ктолической конфессиями, хотя дальнейшее развитие событий показало, что предпола-галось использование различных средств и путей достижения этой цели.

Одной из задач коммунистов, сосредоточивших в Румынии на рубеже 1947–1948 гг. в своих руках всю полноту власти, являлось подчинение церкви государству, подавление оппозиционных настроений и использование церков-ных каналов, прежде всего румынской православной церкви, для распростра-нения своего влияния.

В справке американских спецслужб о положении в Румынии, направ-ленной американскому президенту Трумену в 1949 г., отмечалось, что вплоть до 1948 г. еще можно было говорить, хотя и в ограниченных рамках, о неко-торой свободе религиозных культов в Румынии. С начала 1948 г. стала наби-рать силу политическая тенденция превращения религиозных институтов в простой придаток государства, способствующий, по сути, проведению реше-ний коммунистической партии. С этой точки зрения понятен тот серьезный удар по Западу, как говорилось в справке, которым стала ликвидация как ре-лигиозных, так и культурных организаций, оказывавших влияние Запада на Румынию .

В 1948 г. был принят специальный закон о культах, в котором прямо указывалось, что «связи с заграничными культами должны находиться под контролем государственных органов, причем этот контроль должен произво-диться, как оговаривалось в законе, не с целью вмешательства в религиозные дела верующих, а с целью предотвращения возможного вредного влияния, которое могло бы негативно сказаться на интересах народа или же на добрых отношениях между отдельными государствами». Под вредным влиянием под-разумевалась прежде всего политика в Румынии Ватикана и «североамерикан-ских империалистических кругов» . В уже упомянутой выше справке секре-таря ЦК РРП И. Кишиневского от 19 марта 1949 г. говорилось о том, что Ва-тикан «все больше пользуется информационными отделами своего представи-тельства, которое может собирать сведения, пользуясь двойной ролью: дипло-матического представительства и церковной канцелярии». И. Кишиневского настораживал и тот факт, что католическая церковь является самым организо-ванным культом в стране, что отдельные монашеские братства имеют непо-средственную связь с заграницей: французское братство — с Римом, а братство иезуитов — с Будапештом. «Эти братства, — писал в Москву И. Кишинев-ский, — высылают сведения за границу через специальных курьеров». Кроме того, связи с Ватиканом поддерживались через папский нунциат в Бухаресте и через кардинала Венгрии И. Миндсенти.

Таким образом, католический епископат Венгрии, страны, имевшей союзные отношения с Румынией по государственной линии, рассматривался партийным аппаратом в сфере религиозной политики как враждебный. Под-держивая связь с Ватиканом, отмечалось в справке, руководители католиче-ской церкви Румынии одновременно имели такие связи и с англо-американскими миссиями . Из приведенной выше справки было совершенно очевидно, что партийно-государственный аппарат рассматривал в конце 40-х годов католическую церковь как враждебную силу и готовил условия для ог-раничения ее деятельности. В случае с греко-католиками речь шла о формаль-ной и фактической ее ликвидации.

Атаки на католическую церковь и прежде всего на униатскую конфес-сию принимали все более ожесточенный характер. 1 июля 1948 г. Великое Национальное собрание в одностороннем порядке денонсировало договор с Ватиканом. Как подчеркивалось в документах тех лет, «отменой конкордата румынское государство устранило опасность пропаганды против своих поли-тических, экономических и культурных интересов» . Разрыв с Ватиканом стал важным событием на пути ликвидации униатской конфессии. Дальней-шим шагом стала передача католических школ в ведение государства, нацио-нализация церковных архивов, а затем и ликвидация греко-католической церкви через ее формальное объединение с православной уерковью Румынии. Еще 23 февраля 1948 г. один из епископов греко-католической церкви Юлиу Хоссу был приглашен в Бухарест в министерство культов, где ему предложили место в высшем клире православной церкви при условии, что он будет спо-собствовать переходу греко-католиков в православие. Ю. Хоссу не только отказался от такого предложения, но и призвал священнослужителей греко-католической церкви сопротивляться объединению униатов с православны-ми . Намерения румынского руководства активно поддержала православная церковь.

24 мая 1948 г. патриарх Румынской православной церкви Юстиниан выступил с предложением объединить две конфессии (православную и греко-католическую) в качестве одного из основных пунктов программы своей дея-тельности. По сути это означало ликвидацию униатской церкви. В этом же ключе выступил 15 марта и митрополит г. Сибиу Н. Бэлан. Обращаясь к гре-ко-католикам, он заявил: «Сегодня, когда Румынская Народная Республика гарантирует политические и экономические права и религиозную свободу, я говорю вам: возвращайтесь в свой дом (имеется в виду православная цер-ковь. — Авт.), мы ждем вас с распростертыми объятиями» . Православный епископат проявил явную заинтересованность в ликвидации униатской церкви. Расширялось ее влияние на население. Православная церковь шла в русле нового режима, пользовалась его поддержкой и определенными привилегиями, как веду-щая конфессия. Таким образом, совпали интересы государства и православной церкви.

В сентябре 1948 г. в Румынии вышла в свет брошюра под броским на-званием «Шпионаж и предательство под сенью креста», изданная в издатель-стве «Церковная книга». На обложке брошюры была изображена папская тиара, а ниже - сам папа Пий ХII, прятавший под своей одеждой американ-ских солдат с винтовками. Важно отметить, что предисловие к книге было подписано не только патриархом Юстинианом, но и министром по делам церкви правительства Румынии Станчиу Стояном. Содержавшиеся в преди-словии обвинения в адрес греко-католической церкви в шпионаже в пользу Запада и в предательстве родины, носили откровенно политический харак-тер . Выпуск подобного рода издания можно считать знаковым явлением. Оно свидетельствовало о взаимодействии властей и православной церкви в политике подавления греко-католической церкви и согласованных намерениях дать обоснование правомерности таких действий. Одновременно началось сокращение числа греко-католических епископатов (с 6 до 2) с тем, чтобы ослабить силу и влияние униатов. Иоан Сучиу, Валериу Троян Френциу, Алек-сандру Русу и Иоан Бэлан лишились своих мест. Действующих епископов осталось всего два — Юлиу Хоссу и Василе Афтение. Кроме того, в Трансиль-вании прокатилась волна массовых арестов среди рядовых священнослужите-лей греко-католических приходов . Тем самым была проведена подготовка к ликвидации униатской церкви.

1 октября в г. Клуже в зале лицея «им. Георге Барнуциу» состоялся съезд представителей православной и греко-католической церквей, на котором было провозглашено их объединение. Ни один из епископов на съезде не при-сутствовал. Как свидетельствуют румынские авторы, на съезде присутствова-ло всего 36 священников, из них 10 греко-католических из местных приходов, которые пошли на сотрудничество с православной церковью. Сразу же после этого съезда Ватикан заявил о своем непризнании объединения униатов с православной церковью и выразил свой протест против незаконных, и по сути, насильственных, действий румынских властей. Более того, через своего нун-ция в Бухаресте О'Хару он передал письмо, в котором призывал прихожан католиков и католический клир сопротивляться подобному объединению . Епископы греко-католической церкви во главе с Ю. Хоссу также заявили о своем непризнании подобного объединения . Одновременно в Министерство внутренних дел поступали сообщения из Трансильвании, что там сохраняется напряженность, охватившая часть греко-католических священников, которые отказываются переходить в православие. А из уезда Хунедоара (Трансильва-ния) сообщалось, что «греко-католические священники оказывают сопротив-ление новой власти» .

Румынская компартия, которая через министерство культов и патриар-хат православной церкви по сути руководила ликвидацией униатской конфес-сии, резко прореагировала на заявления Папы Пия ХII. Она усмотрела в этом вмешательство Ватикана во внутренние дела Румынии. Вопрос об отношении компартии к Ватикану был рассмотрен на специальном Пленуме Румынской рабочей партии (РРП) * 20 октября 1948 г. Против Ватикана были выдвинуты обвинения в моральной и материальной поддержке католического клира . На следующем пленуме ЦК РРП, посвященном отношениям с Ватиканом, член Политбюро ЦК РРП Анна Паукер, выражая точку зрения румынского руково-дства по поводу финансовой помощи Ватикана румынским католикам, заяви-ла, обвинив католических священников «в махинациях с валютой»: «У нас есть все основания разорвать всякие отношения с Папой» . «Представители Ватикана, — подчеркивалось в информации руководства румынской компартии в Москву, — проводят широкую антидемократическую и антисоветскую пропа-ганду, переплетаемую с саботажем правительственных мероприятий» . Та-ким образом, румынские коммунисты рассматривали ликвидацию униатской церкви как устранение одного из существенных каналов связей с Ватиканом, а, следовательно, и с Западом, а также важного источника оппозиционных настроений в румынском обществе. Как следует из вышеприведенных доку-ментов, в своих антикатолических действиях компартия стремилась заручить-ся поддержкой Москвы. Кроме того обвинения в связях с «агентами англо-американского империализма» и Ватиканом давали для властей основание для проведения в стране массовых репрессий против деятелей религиозных куль-тов. 27–31 октября 1948 г. епископы В. Афтение, В. Троян Фрециу, Иоан Су-чиу, Иоан Бэлан, Александру Русу были арестованы. Несколько позднее был арестован и епископ Ю. Хоссу . Началась организация процессов и над ря-довыми священниками-униатами. Как свидетельствую материалы румынских спецслужб, например, в уезде Сибиу прокатилась волна арестов священно-служителей униатов. 1 декабря объединение двух конфессий было узаконено правительственным постановлением. Официально греко-католическая церковь перестала существовать. Но часть ее священнослужителей и прихожан ушла в подполье. За границей продолжали действовать ее организации. Декретом от 2 декабря 1948 г. все имущество греко-католической церкви было передано православной церкви. Что касается римско-католической церкви, то она, хотя и осталась самостоятельной конфессией, значительно сузила сферу своей дея-тельности, а ее священнослужители, также как и греко-католические, были подвергнуты гонениям со стороны репрессивных органов власти. Румынский историк Ион Зубатку, основывая свои выводы на изучении документов ру-мынской службы безопасности, констатирует, что объединение греко-католической церкви с православной в Румынии являлось насильственным актом с применением административных и полицейских методов в условиях развернувшихся массовых репрессий в обществе .

Таким образом, конфессиональная ситуация в Трансильвании, сложив-шаяся в 40-е годы ХХ века, была сложной и во многом связанной с нацио-нально-территориальным вопросом и межнациональными отношениями. В условиях развернувшейся во второй половине 40-х годов политической борь-бы разнородных социальных сил за власть, католические конфессии, связан-ные с Ватиканом, и прежде всего униатская церковь, поддержали оппозицион-ные коммунистам и их союзникам партии, в частности НЦП и ее лидера Ю. Маниу. Стремление коммунистов и подконтрольного им правительства устранить «очаг католицизма» внутри страны и оппозиционные настроения в обществе привело к ликвидации униатской церкви в Румынии через ее при-соединение к православной. Процесс ликвидации униатской церкви развивал-ся в русле общего наступления советского руководства на католицизм как на присоединенных к СССР западных территориях, так и в ряде стран Восточной Европы в целях обеспечения стабильности режимов.


  © 2004 — 2007 Дизайн — Студия Фёдора Филимонова
  © 2004 — 2007 Содержание — “Объединение Исследователей Религии” —при использовании материалов сайта ссылка обязательна.