Дупленская Е.Н. (г. Москва)
Совет по делам религиозных культов при СМ СССР: история создания, основные направления деятельности. Изменения отношений с западными державами, а также активная патриотическая позиция, занятая религиозными организациями во время Второй мировой войны, потребовали создания специальных правительственных органов для осуществления государственной церковной политики. Советское государство, в природе которого была заложена борьба с религией как «пережитком прошлого», должно было начать диалог с верующими и выслушать их нужды. Созданный в сентябре 1943 г. Совет по делам Русской православной церкви, который возглавил А.Г Харьков, решал только часть этой проблемы. Несомненно, отношения именно с православием являлись в тот период приоритетными для власти. Однако в Совет за разрешением своих вопросов обращались верующие других религиозных организаций. Через восемь месяцев после образования Совета по делам РПЦ был создан подобный ему Совет по делам религиозных культов при Совнаркоме СССР (далее Совет).
19 мая 1944 г. вышло Постановление № 572 СНК СССР об организации Совета по делам религиозных культов при Совнаркоме СССР для осуществления связи между правительством СССР и руководителями религиозных объединений: армяно-григорианской, старообрядческой, католической, греко-католической, лютеранской церквей, мусульманского, иудейского, буддийского, сектантских вероисповеданий . К своей работе Совет фактически приступил 1 июля 1944 г. после публикации в прессе информации о его создании .
Председателем Совета был назначен полковник НКВД И.В. Полянский. О его деятельности до этого назначения известно немного. Во второй половине 1920 гг. он занимался контролем над деятельностью религиозных организаций . Скорее всего, кандидатура Полянского была предложена Г.Г. Карповым, который знал его с той поры.
Председатель Совета по делам религиозных культов отмечал, что хотя Совет создан по аналогии с Советом по делам Русской православной церкви, он являлся абсолютно самостоятельным органом. Практика совместных приемов и встреч руководителей Православной церкви с руководителями других религиозных объединений признавалась недопустимой. Подчеркивалось, что «этот принцип должен быть соблюден сверху донизу» . Уполномоченные не могли совмещать обязанности в Совете по делам религиозных культов и Совете по делам Русской православной церкви и принимать посетителей в одном и том же помещении. Принцип раздельного существования Советов не был и не мог быть осуществлен до конца. С самого начала этим двум институтам приходилось решать совместно проблемы как государственного уровня (как, например, ликвидация Греко-католической церкви), так и местного (вопросы о статусе и денежном обеспечении сотрудников Советов).
Номенклатура должностей Совета по делам религиозных культов соответствовала номенклатуре должностей родственной организации и была утверждена в составе Председателя, заместителя, двух членов и ответственного секретаря, которые утверждались и освобождались решением ЦК КПСС . Заместителем Полянского в 1944 г. был назначен Ю.В. Садовский. В 1950 гг. на этом посту его заменил В.И. Гостев.
Совет состоял из четырех отделов: Отдел по вопросам мусульманского, иудейского и буддийского вероисповеданий (заведующий Л.А. Приходько); Отдел по вопросам армянской, католической и лютеранской церквей (И.Н. Карпов); Отдел по вопросам старообрядческой и евангелической церквей (Н.В. Кольцов); Инструкторская группа Совета (Г.Ф. Фролов) . Такая система создавала определенные сложности, поскольку отчеты уполномоченных с мест содержали в себе информацию по нескольким вероисповеданиям одновременно и требовались сразу нескольким отделам. Это приводило к спорам между заведующими и волоките. Поэтому в середине 1955 г вместо четырех отделов было создано 2 отдела: Инспекторский отдел во главе членом Совета (9 чел.); Внешний отдел во главе с членом Совета (6 чел.) . Также была упразднена должность одного из членов Совета и ответственного секретаря. Штат центрального аппарата Совета в эти годы составлял 30–40 человек.
В задачи отделов входило непосредственное общение с представителями конфессий. Инструкторская группа занималась подготовкой инструктивных и циркулярных писем, информативных материалов, обработкой статистических данных, планированием инструктивных совещаний уполномоченных и контролем над деятельностью уполномоченных на местах . В 1953 г. к этим обязанностям добавилась первичная обработка материалов ТАСС .
Назначение уполномоченных должно было производиться после утверждения Государственной Штатной Комиссией при СНК СССР штатов и должностных окладов аппарата указанных уполномоченных. Летом 1944 г. И.В. Полянский разослал запрос руководителям территориальных единиц СССР о необходимости создания аппарата уполномоченного Совета в их регионе . Заметное число представителей обл(край)исполкомов считало, что в этом не было нужды, поскольку религиозная жизнь в подведомственной им зоне отсутствовала.
В 1944 г. штат Уполномоченных Совета был определен в 134 единицы. Распределение уполномоченных по республикам выглядело следующим образом: РСФСР 41; Украина 25; Казахстан 17; Узбекистан 11; Белоруссия 11; Туркменистан 7; Киргизия 6; Таджикистан 6; Грузия 3; Азербайджан 2; Армения, Латвия, Литва, Молдавия, Эстония по 1 . Для сравнения штат уполномоченных Совета по делам Русской православной церкви состоял из 89 единиц в 1943 г. (хотя были замещены не все должности) и достиг своего максимального размера 112 чел. в конце 1946 г. . Реальное количество уполномоченных Совета по делам религиозных культов изменялось. В 1945 г. штат был увеличен до 139 человек, но по факту работало 103 ; в 1953 г. числилось 107 уполномоченных и 100 в начале 1956 г.
Судя по данным 1945 г., в основном не хватало уполномоченных для работы в среднеазиатских республиках. Так, в Таджикистане и Туркменистане из 6 и 7 уполномоченных, соответственно, работало по одному уполномоченному, в Казахстане не хватало 7 человек, в Киргизии 5 . Конечно, такого количества работников центральных органов было явно недостаточно, если учитывать размер республик и число фактически действующих религиозных организаций. В дальнейшем эти должности были замещены. Однако сам Совет до определенного момента недостаточно обращал внимания на проблемы именно этого региона. Представители Совета впервые были командированы в Таджикистан только в 1953 г. Внимание Совета в конце 1940-х годов было сконцентрировано на взаимоотношениях с Ватиканом, а мусульманские проблемы находились на втором плане. Интерес к исламу начал расти в 1953–54 гг. после первых паломнических поездок советских мусульман в Мекку, которые произвели благоприятное впечатление на Восточный мир.
Уполномоченные должны были иметь свой аппарат с небольшим штатом. Государственная Штатная Комиссия при СНК СССР утвердила штат аппарата уполномоченного союзных и автономных республик в следующем составе: уполномоченный инспектор (старший инспектор для ССР) и секретарь-машинистка. Аппарат уполномоченного при крайисполкомах состоял из собственно уполномоченного и секретаря-машинистки . Уполномоченные указывали на явную недостаточность такого штата: требовались заместители, секретари-переводчики, шоферы, уборщицы, охранники. Так, уполномоченный по Латвийской ССР В.Я. Шешкен жаловался на недостаточность штата, ссылаясь на то, что доля православных в республике составляла 9%, а всех остальных 90%, плюс 6, действующих в Республике высших церковных управлений. Он выражал мнение, что аппарат в составе трех человек являлся временным состоянием и просил 13 единиц штата. Просьба его не была удовлетворена, однако Совет определил ему заместителя с окладом в 1100 рублей .
Другие уполномоченные также жаловались на несоответствие объема работ реальным возможностям. Часто им всю работу приходилось выполнять в одиночку. В 1958 г. на Всесоюзном совещании уполномоченных Совета по делам религиозных культов выяснилось, что 69 уполномоченных (около 70%) вообще не имели штата. Только у 18 человек были секретари-машинистки .
Уполномоченный имел свой угловой штамп и печать (не гербовую) с указанием должности. Делопроизводство уполномоченного к 1953 г. состояло из: секретного дела руководящих документов (законы, постановления правительства, инструкции и указания СРК); секретного дела отчетов, докладов, статистических таблиц; секретного дела разной переписки; дела по учету молитвенных зданий; книги регистрации религиозных обществ; книги регистрации исполнительных органов и служителей культов; дела заявлений и жалоб и принятые по ним решения; дела общей переписки . Уполномоченный был обязан представлять в Центральный аппарат в Москву информационный отчет ежеквартально, 10 числа следующего за отчетным кварталом месяца .
Важным вопросом, который следовало решать безотлагательно, являлась регистрация, поскольку именно она становилась фактом признания прав и обязанностей религиозного общества. На Всесоюзном совещании уполномоченных Совета в Москве 20 мая 1945 г. заседании Полянский объяснил, что регистрация дает право верующим отправлять культ, а государству наблюдать за соблюдением ими советских законов . В переписке с уполномоченными в 1945 г. Полянский акцентировал их внимание на том, что незарегистрированное духовенство не имело право приступать к своей деятельности. Регистрацию молитвенного здания он рассматривал, как учет действующих обществ и установление контроля над ними . Он настаивал на том, чтобы без регистрации такие общества вообще не могли существовать. Однако на практике этого никогда не удавалось достичь. Количество незарегистрированных религиозных обществ подчас в два и более раз превосходило число зарегистрированных. Это было связано с косностью взглядов местных властей, а также самих уполномоченных, привыкших к антирелигиозной борьбе и рассматривавших регистрацию как уступку «враждебным элементам».
Малочисленные группы верующих рекомендовалось по возможности объединять. Обществу отводилось 2 месяца со дня получения указаний на поиск помещения и оформление арендного договора. Обязательной регистрации подлежали руководители религиозных объединений, на каждого из них представлялись биографические сведения. Регистрация должна была произойти в течение 6 месяцев. Все духовенство должно было иметь от своего религиозного центра подтверждение о назначении на служение. Если же вероисповедание не имело своего духовного центра (как, например, иудеи), то Совета требовал от священнослужителя установленное традицией удостоверение о его праве на священное звание. Общине отводилось 3 месяца на поиск священнослужителя. Если никого не удавалось найти, она распускалась .
Большое внимание на Всесоюзном совещании 1945 г. Полянский обратил именно на важность регистрации. Он был возмущен тем, что «подавляющее большинство уполномоченных Совета упорно не хотят давать полных сведений о том, как у них идет регистрация», а некоторые совсем не сообщали данных . На 25 июля 1945 года было учтено всего 40% действующих молитвенных зданий, а зарегистрировано всего 55% из этого числа (т.е. 331 и 184 соответственно). К примеру, в Белоруссии было зарегистрировано всего 3,7% учтенных молитвенных зданий, в Азербайджане 15,5%, в Грузии 44%, в Эстонии 21%. В Литве при 694 действующих молитвенных зданиях к регистрации не приступали вовсе .
Несмотря на то, что к 1947 г. официально было признано только 17% религиозных обществ от довоенного числа , работа Совета подвергалась серьезной критике. Представители местной власти часто намеренно создавали препятствия для регистрации, считая, что это умерит желание религиозных обществ продолжать свою деятельность . Полянскому приходилось отстаивать свою позицию и идти на компромиссы. В письме В.М. Молотову от 1947 г. председатель СДРК говорил о том, что главной работой Совета является не открытие молитвенных зданий, а наблюдение за религиозными обществами и регулирование их деятельности. Совет, естественно, был обязан выполнять указания вышестоящих органов. Он выполнил задачу ликвидации Греко-католической церкви, не рассуждая о последствиях, к которым могла привести такая жесткая политика, как внутри страны, так и за рубежом. Он не подвергал сомнению линию правящей коммунистической партии, но со своей стороны предлагал рациональные решения. Из непосредственного опыта общения с верующими Полянский понимал, что нельзя не уступать, чтобы добиться поставленной цели. Однако вскоре Совету пришлось на несколько лет прекратить регистрацию. Количество зарегистрированных религиозных обществ сокращалось год от года:
| Годы |
1947 |
1948 |
1949 |
1951 |
1952 |
1953 |
1954 |
| Количество молитвенных зданий (кроме православных) |
6788 |
6309 |
5391 |
5180 |
5096 |
5074 |
5005 |
Показатели стали расти только с 1955 г., хотя некоторые благоприятные для верующих изменения произошли сразу после смерти Сталина.
В начале своей деятельности Совету предстояло наладить работу всех отделов и обеспечить своих уполномоченными необходимыми указаниями, но на это не всегда хватало времени. В январе 1945 г. многие уполномоченные жаловались, что так и не получали инструкций и руководящего материала, а обращения к вышестоящим уполномоченным «оставались без ответа» . Наконец, Совет направил требуемую инструкцию уполномоченным в середине февраля 1945 г. Бывали случаи, когда она доходила до места назначения только к марту-апрелю, или позже, что затрудняло работу. С другой стороны, руководство и сотрудники НКВД подчас не информировали Совет и его уполномоченных о действиях в отношении конкретных священнослужителей, что ставило первых в неловкое положение. В 1946 г. уполномоченный по Латвийской ССР В.Я. Шешкен, который выбрал поощрительную тактику по отношению к духовенству, жаловался на то, что не получал из соответствующих органов сведений о контрреволюционной деятельности католиков и очень удивлялся арестам ксендзов, которых до этого ни в чем не мог заподозрить .
И.В. Полянский не раз повторял, что от уполномоченного зависит, как верующие будут относиться к Совету. И в то же время такие, как Шешкен, подвергались критике коллег за слишком мягкую позицию. На вид Шешкену было поставлено то, что за два года его работы католический религиозный деятель Спрингович как был ортодоксальным католиком, так им и остался . Здесь явно произошло смешения понятий, поскольку сделать из католика атеиста не входило в задачи уполномоченного. Он должен был обеспечить лояльность духовенства, с чем справился, наладив личный контакт со священнослужителями. Например, он проводил регистрацию в торжественной обстановке, лично присутствовал на католических богослужениях и разрешил «молитву за уполномоченного». Это казалось предосудительным. Однако Совет справедливо считал более вредной ошибкой уполномоченных администрирование и желание контролировать поступающие в общину денежные средства.
На Совет возлагались задачи наблюдения за духовенством, выяснения их позиции и своевременного уведомления руководства о различных нарушениях или опасных тенденциях. На Всесоюзном совещании уполномоченных 1945 г. Полянский призывал уполномоченных «узнавать политическую физиономию» религиозных деятелей . С 1 января 1953 г. был введен порядок подробной записи всех приемов духовенства и верующих. Для этих целей заводились специальные журналы. Этому придавалось настолько большое значение, что записи бесед уполномоченные были обязаны высылать в Центральный аппарат Совета не позднее чем через 3–5 дней после беседы, а не один раз в месяц. По мнению Совета, такая практика позволила значительно улучшить информацию правительству и предотвращать нарушение законности .
Смена руководства страны в 1953 г. повлекла за собой изменения в жизни самой страны и Совета по делам религиозных культов в частности. Активность верующих после смерти Сталина ощутимо возросла. Расширились их международные контакты. В целях контроля за этим процессом Совет создал картотеку на религиозных деятелей всех стран, в которой в 1953 г. числилось более 1500 человек . Большое внимание уделялось общению религиозных обществ с иностранными делегациями. Главы обществ обязаны были докладывать о каждом таком случае. В 1953 г. религиозные общества посетило 36 делегаций, а за 10 месяцев 1954 г. 55 делегаций. Причем большинство вопросов сводилось к свободе вероисповедания. По мнению Совета, служители культа давали в основном правильные ответы, и следовало продолжить эту практику .
Заметно возросло внимание руководства Совета к координации деятельности уполномоченных. На проводимых Советом кустовых совещаниях уполномоченные высказывали пожелание, чтобы встречи проходили чаще и Совет рассылал больше инструктивных и руководящих писем. 1953 год позволил Совету проявить больше инициативы и предложить свои решения назревших проблем. Не случайно именно этому периоду посвящена статья И.К. Серовой . По мнению исследовательницы, деятельность Совета в то время была направлена на то, чтобы религиозная политика стала в СССР более терпимой и плюралистичной. И действительно, грубые административные действия против верующих резко осуждались Советом. Своей задачей он считал «своевременно реагировать на все случаи нарушения законодательства о культах как со стороны религиозных обществ, так и отдельных представителей местных органов власти» . Но его возможности были ограничены. Последнее слово в принципиальных вопросах всегда оставалось за Советом министров и ЦК партии, которые еще не были готовы к конструктивному диалогу с верующими.
23 сентября 1953 г. было проведено совместное заседания Совета по делам религиозных культов и Совета по делам Русской православной церкви, на котором обсуждались важные для обоих Советов вопросы, а также были изложены варианты действий в новой обстановке. Советы решили войти в ЦК КПСС с просьбой принятия новых положений о Советах, поскольку старые не касались внешней работы церквей и не определяли права и круг деятельности Советов и уполномоченных в этой сфере. Также Советы считали своевременным отменить Постановление «О религиозных объединениях» 1929 г. и принять на его основе новое с учетом изменений, произошедших в 1943–1953 гг. Осторожно высказывалась мысль о необходимости возобновить регистрацию религиозных объединений. С марта 1948 г. не было зарегистрировано ни одного религиозного общества, и это вызывало возмущение верующих. Советы полагали, что в порядке исключения и только после тщательной проверки можно было бы регистрировать по 10–20 обществ в год при том, что закрытию подвергались от 50 до 150 обществ ежегодно.
И.В. Полянский также ходатайствовал о смягчении тяжелого налогообложения духовенства. Вопрос о несправедливом налогообложении являлся в то время одним из самых болезненных для священнослужителей. К сожалению, многие предложения Совета не нашли одобрения у вышестоящих инстанций, отдельные из них, хотя и были реализованы, но лишь частично. Был пересмотрен порядок отчетности уполномоченных: в 1945–53 гг. уполномоченные должны были представлять в Совет квартальные статистические отчеты; в 1954–58 гг. полугодовые; с 1959 годовые. Также уменьшилась секретность в работе уполномоченных. В 1945–50 гг. все статистические сведения подлежали засекречиванию; в 1951–52 гг. секретной являлась только одна квартальная сводная форма. Гриф секретности был отменен с 1953 г. и было проведено рассекречивание отчетных форм за предыдущие годы.
В 1954 г. сотрудники Совета приступили к систематизации материалов, накопленных за 10 лет, признавая, что работать без этого стало затруднительно. Было предложено составить подробный отчет о деятельности каждого религиозного культа после революции, в котором бы в особое внимание уделялось последним 5–8 годам и борьбе за мир. Такая работа потребовала бы от уполномоченных обращения к архиву, использования материалов библиотек и музеев, что несомненно, повысило бы уровень их компетенции .
Совет подводил итоги работы за 10 лет, исправлял недочеты и составлял планы, учитывающие изменившиеся обстоятельства. Наступающая «оттепель» открыла перед Советом новые возможности и позволила решать серьезные проблемы к обоюдной выгоде государства и верующих.
|