Логотип Российское Объединение исследователей религии (Russian Association of Scholars in Religion)
Логотип  Общероссийская общественная организация
Логотип
Логотип

Якущенко Д. В. (г. Благовещенск)

Современная конфессиональная ситуация в Амурской области

Конфессиональная ситуация в Амурской области в целом продолжает оставаться достаточно стабильной, какие-либо конфликты на межконфессиональной почве не фиксировались. Религиозные объединения осуществляют свою деятельность в соответствии со своими уставами и вероучениями. По-прежнему прослеживается их стремление к активизации богослужебной практики, миссионерской деятельности, привлекать в свои ряды все большее число верующих.

По данным социологического опроса, проведенного информационно-аналитическим отделом Администрации области в июле т.г., на вопрос «Как Вы оцениваете развитие религиозной ситуации в Амурской области?» — 52,4%  респондентов дали ответ, что ситуация, в целом, спокойная; однако 12,5%  считают, что усиливается конфронтация различных конфессий. Затруднились с ответом — 20,6%  опрошенных.

Ведущее место среди 16-ти религиозных направлений, представленных в области, занимают Русская православная церковь, евангельские христиане баптисты, христиане веры евангельской пятидесятники и Свидетели Иеговы. Удельный вес обществ этих конфессий в общей численности религиозных объединений области составляет свыше 70%. За последние два года тенденция роста вышеназванных объединений несколько замедлилась.

Относительно религиозных предпочтений жителей области получена следующая информация (от числа опрошенных): православных — 52,7%, мусульмане — 1,34%, пятидесятники — 1,24%, баптисты — 0,82%. При этом верующими себя назвали почти 50% респондентов, не верующими — 45%

Как и в предыдущие годы, одним из приоритетных направлений в деятельности религиозных объединений является благотворительность. Наибольшую активность проявляют объединения Русской православной церкви, евангельских христиан баптистов, пятидесятников, римо-католиков.

Благовещенской и Тындинской епархией Русской православной церкви проводится активная патриотическая работа в армейских коллективах, подразделениях внутренних дел.

Религиозными объединениями области осуществляется антинаркотическая деятельность. Это духовно-нравственная работа по профилактике алкогольной и наркотической зависимости, которая включает проповеди соответствующего содержания, беседы, дела милосердия и благотворительности, религиозное образование, обучение и воспитание (деятельность воскресных школ), теле- и радиопрограммы на духовно-нравственные темы, способствующие духовному росту граждан и, как следствие, эффективнейшей антинаркотической профилактике.

Стало уже традиционным проведение Открытого фестиваля телевизионных и радиопрограмм духовной тематики «Слово Плоть Бысть» при участии Государственной телерадиокомпании «Амур», Благовещенской и Тындинской епархии Русской православной церкви. На проведение этого мероприятия из бюджета Администрации области только в 2002 году было выделено 200 тысяч рублей.

Наряду с организацией летнего оздоровления детей религиозными организациями (в палаточных детских лагерях, организованных пятидесятниками, летом 2003 года отдохнуло 428 детей, приходами Католической церкви городов Благовещенска и Свободного на базе о/л «Колосок» 41 ребенок, в том числе дети из малообеспеченных семей) используется такая форма работы с молодежью, как воскресные школы. Таковых в Благовещенской и Тындинской епархии 8 (находятся при наиболее крупных приходах в Благовещенске, Свободном и других). Представители протестантского направления пятидесятников практикуют молодежные воскресные служения.

Необходимо указать, что одной из серьезнейших проблем, стоящей сегодня перед всеми религиозными организациями области без исключения, является острая нехватка образованных кадров.

Города и районы Амурской области регулярно посещают иностранные миссионеры для оказания помощи в проповеднической работе, проведении обрядов, ремонте молельных домов, организации благотворительных мероприятий.

В 2001 году область посетило 134 зарубежных религиозных деятеля. В прошедшем 2002 году в Амурской области побывало 54 иностранных миссионера. С начала текущего года по 30.10.2003 эта цифра составила 48 человек. В большинстве своем это граждане Великобритании, США, Германии, Кореи, Польши, являющиеся последователями конфессий пятидесятников, баптистов, пресвитериан, католиков, евангельских христиан.

Следует отметить неоднократные нарушения зарубежными миссионерами российского законодательства о свободе совести и религиозных объединениях. В частности, иностранные граждане, прибывшие в Амурскую область по приглашениям религиозных организаций Новоапостольской церкви и пятидесятников, в нарушение ст.20 ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», посещали религиозные группы соответствующих конфессий. По фактам указанных нарушений руководители амурских религиозных организаций и иностранные миссионеры неоднократно предупреждались.

Говоря об отношении населения к деятельности иностранных миссионеров на территории Амурской области — 26% респондентов с неприязнью относятся к таковой.

Рост числа религиозных объединений, появление новых нетрадиционных конфессий, особенно протестантского толка, вызывает серьезную озабоченность у исполнительных органов власти, потому как именно среди некоторых протестантских организаций имеются проявления деструктивных и экстремистских настроений.

Свидетельство тому наличие постулатов религиозного объединения Свидетели Иеговы, запрещающих (не рекомендующих) представителям этой конфессии пользоваться медицинской помощью, в частности, переливать кровь. Но здесь нужно отметить следующее: любое медицинское действие может проводиться только при согласии больного в соответствии со ст.33 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан (когда не позволяет его состояние — выносится решение консилиума врачей). Согласие на медицинское вмешательство (в т.ч.  и на переливание крови) в отношении лиц, не достигших 15-ти лет, недееспособных необходимо со стороны их законных представителей.

Кроме того, юридическое право отказа от гемотрансфузии по религиозным мотивам подтверждается ст.28 Конституции России, а также Конвенцией о защите прав человека и основных свобод. Существуют образец письменной формы отказа от переливания крови1.

В завершении этого можно сказать, что Свидетели Иеговы не являются принципиальными противниками любых методов современной медицины, включая трансплантацию органов. Они лишь отказываются от переливания донорской крови и ее компонентов. Однако многие из них соглашаются на реинфузию крови, излившуюся в полость, на инфузию некоторых препаратов, полученных из крови (например, альбумина, гамма-глобулина, факторов свертывания и др.).

Следовательно, надо пытаться договориться с такими больными об условиях, объемах и пределах гемотрансфузии, но согласие должно быть получено только добровольно и без обмана больного, даже если такая ложь представляется врачу спасительной (ст.31 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан).

Основываясь на многочисленных устных жалобах населения, можно говорить о навязчивости в распространении вероучения, религиозной литературы членами религиозного объединения (в соответствии с принципом работы данного религиозного объединения «от дома к дому»).

Вызывают беспокойство факты передачи в качестве пожертвований больших денежных сумм христианскому центру «Новое поколение» рядовыми членами религиозной организации. Кроме того, не могут не настораживать экзальтированные формы богослужений, свойственные данной конфессии и, по-видимому, оказывающие сильное психическое воздействие на ее последователей.

Один из вопросов, включенных в социологическое исследование — «Насколько, по Вашему мнению, органы государственной власти и местного самоуправления сегодня влияют на развитие религиозной ситуации в области?». Ответы получены следующие: 27,7%  — слабо влияют, 26% — совсем не влияют.

Администрацией в этом направлении делается следующее:

Постановлением Главы администрации области от 10.09.2001 № 591 образован Совет по взаимодействию с религиозными объединениями. В состав Совета вошли руководители наиболее многочисленных конфессий Амурской области: Русской православной церкви, пятидесятников, баптистов, евангельских христиан и других.

На заседаниях Совета по взаимодействию с религиозными объединениями рассматривались вопросы благотворительной деятельности, состояния антинаркотической и антиалкогольной работы религиозных объединений среди населения области, распространения китайских религий в Амурской области (в том числе нового религиозного движения «Фалуньгун»), организации оздоровления детей и подростков в летний период в оздоровительных лагерях, создаваемых религиозными объединениями и контроля над их деятельностью со стороны федеральных органов исполнительной власти, органов власти субъектов федерации, органов местного самоуправления, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

В городах и районах области созданы комиссии по взаимодействию с религиозными организациями, сходные по функциям и назначению с Советом по взаимодействию с религиозными объединениями при Главе администрации области, возглавляют которые заместители глав администраций.

При администрации Амурской области действует экспертный совет по проведению государственной религиоведческой экспертизы, образованный постановлением Главы администрации области от 13.07.1998 № 312.

Работает областная Межведомственная комиссия, в состав которой входят представители Управления Министерства юстиции РФ по Амурской области, УФСБ по Амурской области, УВД по Амурской области, областной прокуратуры, Администрации области, ученой общественности. Главной целью работы комиссии является выявление, предупреждение и противодействие религиозному экстремизму.

Исполнительным органам на местах, при условии соблюдения принципа равенства всех религиозных организаций перед законом, необходимо решать задачи сотрудничества с конфессиями в целях использования их потенциала в интересах всего общества. Ведь не каждая политическая партия в Амурской области может похвастаться стольким количеством членов, как в некоторых религиозных организациях, и столь мощным на них влиянием. И это необходимо учитывать, так как история свидетельствует: все церкви, независимо от их желания, рано или поздно непременно втягиваются в решение проблем социально-экономического и политического устройства государства.


  © 2004 — 2007 Дизайн — Студия Фёдора Филимонова
  © 2004 — 2007 Содержание — “Объединение Исследователей Религии” —при использовании материалов сайта ссылка обязательна.