Логотип Российское Объединение исследователей религии (Russian Association of Scholars in Religion)
Логотип  Общероссийская общественная организация
Логотип
Логотип

Балышева И.С. г.Новосибирск

Некоторые аспекты религиозной ситуации в Сибирском федеральном округе

Идея межконфессионального сотрудничества соответствует, как мне представляется, духу многочисленных религий, исповедуемых народами нашей страны. Многонациональный российский народ имеет позитивный исторический опыт гармоничного взаимодействия представителей различных конфессий. Традиционно на территории Российской Федерации мирно сосуществовали христианство и ислам, буддизм и иудаизм. Именно во взаимодействии и взаимоуважении народов, традиций, вероисповеданий формировалась самобытность российской культуры.

Сибирь, как в своем историческом прошлом, так и на современном этапе развития была и остается многонациональным и поликонфессиональным регионом. Ее духовное пространство объединяет многие культуры. И как в хоре важен каждый голос, так и без многообразия народов и религий нельзя представить Сибирь в целом. Представителей всех конфессий Сибирского федерального округа объединяют вековые экономические, социальные и духовные связи. Для того чтобы чувствовать себя уверенно в настоящем и строить будущее, необходимо опираться на этот фундамент сотрудничества, возведенный старшими поколениями и выработать механизмы этнокультурного взаимодействия, которые позволили бы этот опыт не просто сохранить, но и приумножить.

Корни этнокультурного и этноконфессионального взаимодействия сибиряков берут свое начало с периода присоединения Сибири к Российскому государству. Исторические источники того периода не дают поводов говорить о межконфессиональной конфронтации в Азиатской части России, как в тот период называли территорию, находящуюся за Уральскими горами. Сибирь была краем переселенцев. В регионе проживали люди различных вероисповеданий и национальностей. Суровые условия края требовали от них, прежде всего, сотрудничества и добрососедства, которые и были заложены в основу жизни на сибирской земле. В ходе исторического опыта межконфессионального взаимодействия в Сибири сложилась ситуация этноконфессионального баланса, сберечь который — первостепенная задача для сохранения гражданского согласия в регионе. Именно в связи с этим хотелось еще раз отметить то огромное значение, которое имеет творческое единение и разговор в этом зале представителей ведущих конфессий, видных ученых, представителей общественности ради достижения высоких и благородных целей миротворчества, межнационального и межконфессионального согласия народов, населяющих Россию.

Исторически сложившаяся специфика нашего региона заключается в многоконфессиональном составе населения, связанном многовековым взаимовлиянием различных культур. Сибирь — это своего рода синтез культур различных народов и религий, объединенных общей исторической судьбой. Любая национальная и религиозная рознь может нанести непоправимый урон сложившемуся сотрудничеству народов, живущих на евразийском пространстве. Толерантность и межэтническое взаимодействие — вот гарантии сохранения единства и внутренней целостности государства. Соблюдение прав верующих и конфессиональный мир являются важнейшими факторами стабильности в обществе.

Сибирь и сегодня традиционно является поликонфессиональным регионом. Только на территории Сибирского федерального округа, по данным на 1 января 2003 года, действует 1853 религиозные организации, представляющие интересы около 40 конфессий.

По количеству действующих религиозных общин наиболее полно в округе представлена Русская православная церковь (Московский Патриархат), насчитывающая 832 прихода. Она активно участвует в социальной жизни, способствует возрождению православных традиций, строит новые храмы и реставрирует прежние.

В мае 2002 года Сибирь впервые стала центром Всероссийского празднования Дней славянской письменности и культуры. В эти дни для участия в празднике в г. Новосибирск прибыл с визитом Святейший патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

Православная церковь реализует совместные проекты с органами государственной власти. Региональные власти патронируют социально-значимые мероприятия (например, ежегодное плавание миссионерского теплохода-церкви «Андрей Первозванный», поезд «За духовное возрождение России», проходящий по отдаленным населенным пунктам Новосибирской и Бердской епархии).

В Сибирском федеральном округе традиционно представлено и старообрядчество. В настоящее время действует 23 зарегистрированных приходов.

Значительное место на конфессиональной карте округа занимает ислам -85 религиозных организаций. На сегодняшний день координирующими центрами мусульман в Сибири являются Духовное управление мусульман Сибири (Омский муфтият), Духовное управление мусульман Красноярского края (образовано в декабре 2002 года) и Духовное управление мусульман Азиатской части России (с центром в г. Тобольске).

Достаточно широко представлен на территории Сибирского федерального округа буддизм — 97 религиозных организаций. Здесь проживают народы, традиционно его исповедующие. Районы их компактного проживания и сейчас, в известной мере, сохраняют свою историческую конфессиональную определенность. Но эти регионы перестали быть моноконфессиональными, и в них, пусть и в меньшей мере, но присутствуют и другие религии.

Представители буддистских организаций осуществляют конструктивную деятельность, которая находит поддержку у местных органов власти. В округе действуют духовные образовательные учреждения, проводящие подготовку кадров буддийского духовенства (например, Агинский Бурятский буддийский институт).

Иудаизм в округе представлен двадцатью девятью религиозными организациями различных течений (ортодоксальное, консервативное, реформистское). Общинами ежегодно отмечаются религиозные праздники. Среди населения, исповедующего иудаизм, идет возрождение иудейских традиций.

В округе представлена и Римско — Католическая церковь. Ядро паствы составляют в основном люди, происходящие из семей, имеющих польские, прибалтийские, немецкие корни. Для этих семей католицизм также является традиционным вероисповеданием.

Достаточно динамично развиваются религиозные общины, представляющие протестантизм. Они ведут активную катехизаторскую деятельность на территории округа и активно участвуют в общественной жизни.

Протестанты представлены в Сибирском федеральном округе главным образом следующими течениями: евангельские христиане-баптисты, христиане — адвентисты седьмого дня, христиане веры евангельской — пятидесятники, а также свидетели Иеговы.

Конфессиональное пространство современной Сибири чрезвычайно насыщенно и многообразно. В последние десятилетия оно также претерпело определенные изменения, вызванные особенностями экономических и социальных процессов развития общества. В связи с этим необходимо отметить, что в конфессиональной картине округа появились и новые религиозные организации. Например, Церковь Последнего завета, бахаи, Церковь Божьей матери Державная, Церковь Объединения и другие.

Проблема воспитания духа толерантности, равного отношения ко всем религиям, действующим на законных основаниях, уважительного отношения к религиозным убеждениям последователей самых разных религий, признания права каждого на свой личный выбор — актуальна не только в Сибирском федеральном округе, но и в целом для России и мира. С одной стороны, из принципов свободы совести вытекает право верующих на специфический образ жизни и поведения. Представители данных групп в подавляющем большинстве не нарушают действующих законов. С другой стороны, для ряда новых религиозных организаций характерно обязательное и безусловное послушание руководителям, жесткое включение в строго ритуализированную обрядность и образ жизни общины, что нередко влечет за собой негативное воздействие на институт семьи. Часть групп использует психофизические методики воздействия на неофитов и ведет активную миссионерскую деятельность не совсем корректными методами. В связи с этим актуализируется проблема законодательного регулирования деятельности такого рода организаций, в случае если они предпринимают попытки нарушения действующих правовых норм.

Рассматривая вопрос активности религиозных организаций, необходимо отметить, что они принимают деятельное участие в социальной жизни общества. Большая часть конфессий стремится к формированию атмосферы взаимопонимания, сотрудничества, терпимости. Они занимаются благотворительной деятельностью в больницах, домах для престарелых и инвалидов, в военных госпиталях, детских домах, участвуют в окормлении верующих в местах заключения. Большое внимание уделяется проблеме образования и воспитания молодежи.

Религиозная тематика широко освещается и в СМИ округа. Количество публикаций и репортажей варьируется в зависимости от значимых для той или иной конфессии религиозных праздников. Представители большинства религиозных организаций уделяют серьезное внимание работе со средствами массовой информации. Ряд религиозных организаций (православных, протестантских и римско-католических) создали собственные сайты в интернете, религиозная проблематика позитивно представлена в целом ряде изданий национально - культурных центров, созданы общественно-религиозные печатные издания.

Тем не менее, еще встречаются факты, когда серьезный журналистский анализ подменяется преподнесением сомнительных скандальных сведений, которые, подчас, могут нанести вред межконфессиональной стабильности в обществе и усугубить ситуацию, а не способствовать ее разрешению.

В Сибирском федеральном округе действуют организации, которые стремятся обсуждать и решать проблемы межэтнического взаимодействия и межконфессионального согласия. Одной из таких общественных организаций является «Сибирский народный собор». Цель Собора — консолидация усилий общественных и религиозных организаций, ученых и политиков, представителей деловых кругов в разработке, совместно с органами государственной власти, механизмов, позволяющих создавать благоприятные условия для духовно — нравственного и культурного воспитания населения, сохранения культурных традиций всех народов и национальных групп, проживающих в Сибири, для поддержания атмосферы единения и гражданского согласия, в том числе этнического и конфессионального. Первый Съезд этого движения, который прошел 10–11 июня 2002 года в Омске, принял резолюцию о межэтническом взаимодействии и межконфессиональном согласии в Сибири. Итоговый документ был направлен представителям всех ветвей власти, общественным и религиозным организациям. Межрегиональное движение стало базой для всестороннего изучения общественно значимых вопросов и выработки предложений по формированию благоприятных условий развития Сибири. Необходимо отметить, что сегодня остро востребован подобный позитивный опыт общественных организаций, стремящихся к диалогу и построению в обществе атмосферы толерантности.

Рассматривая количественный показатель религиозных объединений округа, необходимо отметить, что число конфессий, религиозных направлений и деноминаций хоть и не значительно, но выросло, и эта тенденция к росту конфессионального разнообразия сохраняется.

К качественным изменениям можно отнести внутренние перемены в деятельности религиозных организаций, возросшую общественную активность конфессий. В частности, это упоминавшаяся уже деятельность в местах лишения свободы граждан, осужденных за различные преступления, благотворительность в отношении социально не защищенных слоев населения. Возрождаются традиции паломничества. С каждым годом увеличивается число верующих, отправляющихся к святым местам.

В целом, религиозную ситуацию в Сибирском федеральном округе можно назвать стабильной и спокойной. Конфликтных ситуаций в межконфессиональных отношениях и проявлений религиозного экстремизма не отмечено. Хотя ситуация в межконфессиональной области и может считаться благополучной, но нуждается в постоянном мониторинге. Одной из главных задач органов управления и является создание предпосылок для предотвращения межконфессиональных конфликтов.

Аппаратом полномочного представителя проводится работа в сфере государственно-конфессиональных отношений. Так в 2002 году был проведен семинар-совещание для представителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, курирующих вопросы религиозных и национально-культурных организаций, а так же круглые столы для журналистов по проблемам освещения религиозной тематики в СМИ.


  © 2004 — 2007 Дизайн — Студия Фёдора Филимонова
  © 2004 — 2007 Содержание — “Объединение Исследователей Религии” —при использовании материалов сайта ссылка обязательна.