Логотип Российское Объединение исследователей религии (Russian Association of Scholars in Religion)
Логотип  Общероссийская общественная организация
Логотип
Логотип

Февралева Л.А. (г. Владимир)

Совершенствование механизма регулирования государственно-церковных отношений на этапе формирования гражданского общества в постсоветской России (на примере Владимирской области)

Религия как социальное явление представляет собой подсистему общества, им порожденную и, в свою очередь, оказывающую большое влияние на его жизнь и развитие, на поведение и взаимоотношения людей на разных уровнях — от индивидуального и межличностного до глобального, в масштабах всего человечества. Религия не существует в обществе в изолированном, самодостаточном состоянии. Она тесно вплетена в общественную структуру, взаимодействуя с другими сферами и формами жизнедеятельности общества, оказывая в зависимости от конкретно-исторических условий то большее, то меньшее влияние на эти сферы.

В данной статье предпринимается попытка поиска оптимальных путей совершенствования механизма, регулирующего государственно-церковные отношения в России на этапе формирования гражданского общества (на примере Владимирской области). При этом государство и церковь рассматриваются как сложные социальные институты, которые, с одной стороны, конституционно отделены друг от друга, а с другой — находятся в постоянных взаимоотношениях. Цель исследования вытекает из миссии государства, которая заключается в создании условий, способствующих реализации неотчуждаемых прав всех индивидов гражданского общества на свободу совести и свободу вероисповедания, и в обеспечении толерантности как ценностной и социальной нормы гражданского общества.

Государство, как публично-правовой институт гражданского общества, кроме организующей функции — обеспечения условий функционирования религиозных объединений, осуществляет также функцию регулирования их деятельности. Если за рубежом процессы, возникающие в сфере свободы совести регулируются государством, а контролируются гражданским обществом, то в России, ввиду очевидной слабости последнего, акцент пока приходится делать на регулирующей функции государства.

В современной общественной науке обоснован взгляд на общество как на целостный социальный организм. Отсюда следует, что весьма важным качеством общества является организованность, упорядоченность образующих социальную жизнь общественных отношений, а значит, и объективная необходимость их социального регулирования, которое характеризуется рядом особенностей и закономерностей развития.

Во-первых, каждое исторически конкретное общество объективно требует строго определенной меры социального регулирования, иначе неизбежны отрицательные последствия для социальной системы — ее неорганизованность или, наоборот, ее излишняя регламентация.

Во-вторых, в процессе развития регулирования в обществе все более возрастает удельный вес социального.

В-третьих, закономерной тенденцией развития социального регулирования является формирование относительно обособленных регулятивных средств и механизмов. Определяющая роль экономического базиса на всех этапах развития общества остается решающим фактором социального регулирования и неизменно присутствует во всех его проявлениях и разновидностях.

В-четвертых, по мере развития социальной жизни происходит изменение качества регулирования, усложнение, утончение и совершенствование регулятивных механизмов, их нарастающая дифференциация и интеграция.

Социальные нормы весьма многочисленны. В социологии они делятся по различным основаниям на соответствующие виды, классы, группы. Юридическая наука подразделяет указанные нормы, в основном исходя из таких критериев, как способы формирования, среда действия, социальная направленность. С этой точки зрения выделяют: правовые нормы, моральные, политические, эстетические, религиозные, семейные, корпоративные, нормы обычаев, нормы культуры, экономические, общечеловеческие нормы. Это — общепринятая и наиболее распространенная классификация. Объединяющим началом этих норм является социальный, а не технический характер. Несмотря на различия, они взаимосвязаны и не действуют изолированно одни от других, в «рафинированном» виде. Так, религиозные каноны, являясь разновидностью социальных норм, представляют собой регулятивную систему, включающую нормы права, общечеловеческие? моральные нормы, нормы обычаев и культуры и т.п.

Такова система социальных регуляторов, принятая в нашем обществе, как, впрочем, и во всяком ином. К ним можно добавить нормы международного права в той части, в которой они не противоречат воле Российского государства. Таким образом, упорядочение всей социальной жизни, приобретение ею общественной устойчивости — главная цель социального регулирования. На этапе формирования гражданского общества наиболее остро встает необходимость совершенствования регулятивных средств и механизмов, т.к.  регулирование направлено на обеспечение все большей степени свободы человека.

Обратимся к анализу роли регулирующей функция государства на этапе формирования гражданского общества в постсоветской России.

В конце 80-х годов общий кризис политической системы в СССР привел к попытке демократизации общества путем принятия ряда общеевропейских документов по правам человека, так как для мирового сообщества именно это условие являлось доказательством готовности страны идти по пути либерально-демократических преобразований1. Российскому государству, принявшему в начале 90-х годов либерально-демократическую модель общественно-политического и социально-экономического развития, пришлось и сферу государственно-церковных отношений строить на основе сепарационной (американской) системы, которая была легитимирована Законом РСФСР «О свободе вероисповеданий» (1990г.) и Конституцией РФ (1993г.).

Принятие Закона РСФСР «О свободе вероисповеданий» не только изменило модель государственно-церковных отношений в России, но и систему органов, их реализующих. Так, статьями 8 и 11 указанного Закона из сферы исполнительной власти вывели подразделения по взаимодействию с религиозными объединениями, запретив учреждение на территории Российской Федерации каких-либо исполнительных и распорядительных органов государственной власти и «государственные должности, специально предназначенные для решения вопросов, связанных с реализацией права граждан на свободу вероисповеданий"2, тем самым, прекратив деятельность Совета по делам религий при Совете Министров РСФСР3.

Таким образом, в самом начале 90-х годов, в ходе общественно-политических реформ была реально осуществлена попытка сведения к минимуму полномочий государства в области его взаимосвязей с религиозными объединениями.

Но в чистом виде сепарационная модель государственной религиозной политики в России реализовалась лишь в сфере законодательства. В реальной же практике новые отношения между государством и религиозными объединениями не только вызвали их бурный рост, но и их активность во всех областях социально-политической жизни страны. Если по данным уполномоченного Совета по делам религий по Владимирской области на 01.01.1990г. насчитывалось всего 80 религиозных организаций, то в государственном реестре управления юстиции на 01.07.1997г. (до принятия Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях») было зарегистрировано уже 263. Активизировалась деятельность зарубежных клерикальных и миссионерских центров. Например, в 1999 году нашу область с целью религиозной деятельности посетило 115 миссионеров (из них 113- из США и Канады), а в 2001 уже 362, т.е.  почти ежедневно по человеку.

Кроме того, с конца 80-х годов началась передача верующим движимого и недвижимого государственного имущества, изъятого в свое время у религиозных общин, что также подстегнуло их активность. Всего за это время религиозные объединения получили более четырех тысяч культовых зданий и сооружений4, а в области более 400 памятников истории и культуры переданы в безвозмездное бессрочное пользование религиозным организациям.

Рост общественного интереса к религии отмечали все социологические исследования этого периода. Выросло не только число последователей тех или иных религиозных объединений, но и количество вновь образуемых в результате деятельности иностранных миссионеров и отечественных харизматических лидеров новых религиозных движений. Именно к этому периоду относится создание в области таких религиозных организаций как римско — католическое религиозное объединение Церкви Святого Розария г. Владимира (1991г.), протестантских организаций: Владимирская христианская (харизматическая) церковь «Лоза» (1991г.), община Церкви Евангельских Христиан-Баптистов (1991г.), Церковь «Часовня у Голгофы» (1994г.) и др.

Укрепление позиций религиозных объединений связывалось в первую очередь (и это отмечали большинство опросов) с проводимыми в стране преобразованиями, вызвавшими развал экономики, ухудшение уровня жизни населения, падение доверия граждан ко всем властным структурам5.

Однако укрепление авторитета религиозных организаций, как пример утверждения принципов свободы совести в государственной социальной политике, постепенно привело и к некоторым негативным тенденциям. Ряд властных структур в связи со снижением своего политического рейтинга попытались заручиться поддержкой наиболее массовых конфессий. Многие мероприятия, организуемые органами государственной власти, а также помещения, военные стяги стали подвергаться торжественному освящению. Кроме того, рост и укрепление новых религиозных движений и связанные с этим социальные проблемы, также привели к клерикализации ряда властных структур.

Имели место противоречия между различными религиозными объединениями. Их причинами явились деятельность нетрадиционных культов, западных миссионеров, а также борьба конфессий за паству.

Некоторые исследователи полагают, что именно острота сложившейся ситуации вынудила региональные органы власти принять меры по упорядочению деятельности нетрадиционных религиозных объединений6. С этой целью, к середине 90-х годов уже более 30 субъектов Российской Федерации приняли собственные законы «О свободе совести и вероисповедании» или «О миссионерской деятельности"7. Проект аналогичного закона был разработан и во Владимирской области. Вместе с тем, принятие подобных законов шло в разрез статьи 14 Конституции РФ, провозглашающей равенство религиозных объединений перед законом, и пункта »в« статьи 71, закрепляющей полномочия по регулированию сферы свободы совести за Российской Федерацией.

Таким образом, с середины 90-х годов развитие религиозной ситуации в России (активное взаимодействие религиозных организаций с властными структурами всех уровней с одной стороны, и обозначенные проблемы государственно-церковных отношений с другой), потребовали усиления внимания государства к регулированию сферы их взаимодействия. То есть, устойчивая и способная к саморазвитию в своих условиях американская модель государственно-церковных отношений (модель полного отделения религиозных объединений от государства) как пример для России оказалась не пригодной из-за того, что не были учтены особенности российской культуры и истории.

По мнению ряда авторов, в России, после перевыборов Президента РФ в 1996 году, стало ясно, что либерально-демократическая фаза общественно-политических и экономических реформ близка к завершению8. Это было связано не только с неудачным течением внутриполитических и экономических преобразований, но и с крушением надежд правящей элиты на политическое признание России «европейским домом"9. С этого времени российские политики вынуждены были вернуться к идее восстановления традиционных принципов государственного управления. Нацеленность правящей элиты на укрепление »порядка во власти«, обозначилась в Послании Президента РФ Федеральному Собранию от 1997 года и утвердилась в »Концепции национальной безопасности РФ« в 2000 году.

Таким образом, в конце 90-х годов политическая и религиозная ситуация в России серьезно изменилась в сторону усиления консервативных течений: политические элиты всех уровней пытались исправить ошибки начала реформ привлечением церкви, как института, обращенного к абсолютным ценностям, к совместному с государством регулированию нравственных императивов общества10. В этом же ключе в 1997 году был принят Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях», наметивший усиление присутствия государства в сфере государственно-церковных отношений.

Подводя итог, можно сделать вывод, что характерной особенностью развития государственно-церковных отношений в стране и в области в 90-е годы XX века явилась идеологическая и мировоззренческая неустойчивость общества. Утвержденный конституционный принцип свободы совести без государственного регулирования привел лишь к вседозволенности и активному давлению на общественное сознание со стороны иных культур. Имели место клерикализация властных институтов и политизация ряда религиозных структур. Эти негативные тенденции вызвали необходимость возвращения государственного регулирования сферы свободы совести и вероисповедания.

Вместе с тем, данные процессы как в стране в целом, так и в субъектах федерации складывались по-разному. Это зависело от многих факторов, среди которых не последнюю роль играли: во-первых, субъективные представления руководителей всех рангов о том, какое место должны занимать религиозные вопросы в обществе и какой путь взаимоотношений с религиозными объединениями нужно выбрать; во-вторых, ослабление государственной властной вертикали в результате проведения политических и экономических реформ.

Говоря о государственно-церковных отношениях, обычно подразумевают, что субъектом в этих отношениях выступает государство, объектом - религиозные объединения. Однако гармонизация государственно-церковных отношений предполагает и субъект-субъектные отношения, то есть государство, как институт гражданского общества, должно заниматься самосовершенствованием своего управленческого механизма. Не является секретом достаточно низкий уровень профессионализма чиновников в вопросах вероисповедной политики. В этой связи трудно переоценить роль курсов повышения квалификации, Международных конференций, проводимых кафедрой религиоведения Российской Академии государственной службы при Президенте РФ.

Как субъект государственно-церковных отношений государство осуществляет функцию регулирования комплексно в трех основных направлениях: политическом, законодательном и административном. В соответствии с этим структура государственно-церковных отношений может быть также разделена на три уровня: концептуальный, законодательный и организационно-управленческий11. При этом концептуальный уровень, предполагающий наличие теоретико-идеологической модели взаимоотношений государства и религиозных объединений, всегда реализуется в области общественно-политических интересов и напрямую зависит от их развития. Законодательный уровень, включающий в себя законодательство и все нормативно-правовые акты, регулирующие институциональные и гражданские взаимоотношения в данной сфере, реализуется в области конституционных и гражданско-правовых отношений. И, наконец, административно-управленческий уровень, включающий в себя полномочные организационно-управленческие структуры, выделенные в составе государственных и религиозных институтов, реализуется в сфере политических и управленческих технологий.

Все три уровня тесно взаимосвязаны и не могут рассматриваться один без другого. Проанализируем, как осуществляется регулирование государственно-церковных отношений по этим трем направлениям на этапе формирования гражданского общества, определим пути его оптимизации.

Концептуальная модель государственно-церковных отношений до настоящего времени не появилась. Причина видится в том, что ни в обществе, ни в сфере политического истеблишмента так и не сложилось единого представления о месте и роли религии в общественном развитии. Если одна сторона — приверженцы конституционных норм в сфере свободы совести — по-прежнему пытаются сохранить в стране либерально — демократическое отношение к религии, другая — приверженцы возвращения к национально-культурным традициям — стремятся выстроить идеологию государственного развития на базе традиционных религиозных ценностей. Отсутствие концептуальной модели развития государственно-церковных отношений не позволяет говорить о сложившейся единой скоординированной политики государства в сфере свободы совести и вероисповедания.

Юридическая база, регламентирующая деятельность религиозных объединений, весьма обширна. Помимо международных правовых документов, соответствующих статей Конституции РФ, ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», достаточно вспомнить 80 Федеральных законов, регулирующих их деятельность. Однако в настоящее время несовершенство юридической базы заключено в противоречии между сепарационной моделью государственной религиозной политики, реализованной лишь в сфере законодательства, и фактически сложившейся системой социального партнерства между государством и религиозными объединениями.

Еще одной проблемой законодательного уровня остается слабо разработанный понятийный аппарат, характеризующий государственно-церковные отношения. Достаточно сказать, что в Федеральном законе «О свободе совести и о религиозных объединениях» дается только три юридических понятия: религиозные объединения, религиозные организации и религиозные группы.

Религиозные организации занимают особое место в некоммерческом секторе экономики и имеют свою специфику, обусловленную, во-первых, большим историческим опытом хозяйствования в различных общественно-экономических формациях и широкой социальной базой решаемых проблем; во-вторых, тесной взаимосвязью с другими экономическими укладами: государственным сектором, рыночным сектором, муниципальной экономикой, домашними хозяйствами; в-третьих, наличием основного источника стабильного дохода в виде предпринимательской деятельности религиозных организаций и созданных ими коммерческих организаций, которая, однако, имеет «вероучительные ограничения»; в-четвертых, отсутствием четкой дифференциации уставной деятельности религиозных организаций на предпринимательскую и непредпринимательскую.

Государство имеет мощный механизм регулирования экономики религиозных организаций, основным звеном которого является налоговая политика. Налогообложение религиозных объединений претерпело серьезные испытания. С принятием Налогового кодекса Российской Федерации12, были ликвидированы все имеющиеся до того льготы для религиозных организаций. В 2002 году после настоятельных обращений лидеров ряда конфессий были приняты некоторые поправки, учитывающие специфику их деятельности.

В настоящее время, несмотря на наличие некоторых льгот для религиозных организаций, необходима серьезная доработка налогового законодательства. Это обусловлено тем, что существует порочная практика произвольного толкования налоговыми органами специальных терминов (религиозно-производственная деятельность, услуги религиозных организаций и т.п.); во-вторых, прослеживается тенденция к ужесточению налогообложения религиозных объединений, в — третьих, налоговый механизм крайне сложен и противоречив.

Приведем один пример. В соответствии с подпунктом 15 пункта 2 статьи 149 НК РФ (в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ)  не подлежит налогообложению реализация ремонтно-реставрационных, консервационных и восстановительных работ, выполняемых при реставрации памятников истории и культуры, охраняемых государством, культовых зданий и сооружений, находящихся в пользовании религиозных организаций. Однако НДС облагаются:

1. археологические и земляные работы;

2. строительные работы по воссозданию полностью утраченных памятников истории и культуры или культовых зданий;

3. работы по производству реставрационных, консервационных конструкций и материалов;

4. деятельность по контролю за качеством проводимых работ.

Как нам видится, разделять звенья единого технологического процесса строительно-восстановительных работ на налогооблагаемые и льготные нецелесообразно. Во-вторых, за период советской власти материальная база Церквей была разрушена и требует больших финансовых ресурсов для восстановления. В-третьих, государство должно стимулировать деятельность религиозных организаций по воссозданию полностью утраченных памятников истории и культуры, так как сохранение исторических ценностей — задача общегосударственная. Думается, что снятие данных ограничений существенно не скажется на бюджете государства, а будет способствовать легализации всех видов строительно-восстановительных работ и повышению их качества.

В настоящее время весьма специфичны и противоречивы отношения государства и религиозных организаций в вопросах собственности. Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» устанавливает две формы собственности: частную и собственность религиозных организаций. Законодательством предусмотрено несколько вариантов передачи религиозным организациям на безвозмездной основе ранее национализированного имущества религиозного назначения: в собственность, в безвозмездное пользование, в совместное пользование с организациями и учреждениями культуры. Однако порядок выбора формы передачи имущества не вполне ясно определен в законодательстве и требует доработки органами власти в сотрудничестве с религиозными организациями, с закреплением соответствующих положений в нормативно-правовой базе.

Административно-управленческая система регулирования государственно-церковных отношений, как на федеральном, так и на региональном уровнях не регламентирована. Это приводит к огромному многообразию схем взаимодействия властных структур с религиозными объединениями13, отсутствию единой вертикали власти. Одним из примеров правового новаторства является и создание Совета по вопросам религиозных объединений при администрации Владимирской области.

Совет был создан в 1998 году с целью координации деятельности соответствующих государственных органов, организаций области по реализации федерального законодательства, регулирующего государственно-конфессиональные отношения, и предупреждения нарушений прав граждан на свободу совести и вероисповедания14. Подобная мера была вынужденной, т.к.  в штате администрации области нет сотрудника, занимающегося исключительно данной проблематикой. Совет является общественным формированием светского характера. В состав Совета вошли ведущие ученые- религиоведы, специалисты различных государственных органов, учреждений области. Это позволило всесторонне изучать и юридически грамотно решать проблемы, относящиеся к такой деликатной сфере как религия. Структурно Совет состоит из Экспертного Совета, комиссии по соблюдению законодательства, общественной приемной комиссии по рассмотрению заявлений граждан, религиозных объединений.

На Совет возложено решение пяти основных задач15.

1. Формирование атмосферы вероуважения в межрелигиозных отношениях, развитие межконфессионального диалога.

Актуальность данной задачи можно оценить исходя из сложившейся в области картины религиозного плюрализма. Достаточно сказать, что по состоянию на 01.04.2003г. в области зарегистрирована 331 религиозная организация, входящая в 15 конфессий. Самой крупной конфессией остается Русская Православная Церковь (около 76% религиозных организаций).

Встречи Губернатора области Н.В.Виноградова с руководителями религиозных организаций на высшем уровне играют значительную роль в развитии государственно-конфессиональных отношений региона. В 2000 году в ходе встречи с Патриархом Московским и Всея Руси Алексием II обсуждались вопросы взаимодействия РПЦ и светских властей по возрождению духовности, созданию благотворительной помощи малоимущим. Патриарх Алексий II высоко оценил в этой связи деятельность Губернатора области и наградил Н.В.Виноградова орденом во имя Святого равноапостольного Великого князя Владимира II cтепени.

С целью развития диалога власти и церкви члены Совета практикуют проведение совещаний с руководителями религиозных организаций. Так руководители религиозных организаций области были приглашены к обсуждению проектов Концепций развития государственно-церковных отношений, разработанных РАГС и Институтом государственно-конфессиональных отношений и права Главного управления Министерства юстиции РФ по г. Москве16.

На заседаниях Совета изучается практика взаимодействия органов местного самоуправления с религиозными организациями, обсуждаются наиболее острые проблемы межконфессиональных отношений.

В целом можно констатировать, что в настоящее время в области сложилась обстановка достаточно устойчивого поликонфессионального равновесия.

2. Широкое информирование населения области о религиозных объединениях, действующих на территории области, создание лояльного общественного мнения.

Для решения данной задачи Совет использует такие формы, как проведение на областном телевидении в прямом эфире телепередач и «круглых столов» с участием руководителей религиозных организаций и членов Совета. С целью создания объективной картины религиозной жизни области впервые совместно с руководителями религиозных организаций Совет реализовал проект по изданию сборников «Религиозные объединения Владимирской области"17 и »Мировоззренческие предпочтения жителей Владимирского края: история и современность"18. Первый информационный справочник, изданный в 2001 году, содержал материалы о религиозных организациях, действующих на территории области. Его особенность заключалась в том, что руководителям всех Церквей была предоставлена возможность самим рассказать читателям о своих организациях: их религиозных воззрениях и культовой практике. Основные разделы книги «Мировоззренческие предпочтения жителей Владимирского края: история и современность» посвящены истории религиозных и светских движений Владимирского края, анализу свободомыслия как культурного явления, вопросам духовного воспитания. В сборник вошли результаты социологических исследований на тему «Динамика религиозности во Владимирской области«. Реализация проекта явилась примером плодотворного взаимодействия религиозных организаций и светских властей по достижению главной цели — установлению взаимопонимания и уважительного отношения к мировоззренческому выбору каждого жителя области.

Религиозная тематика представляет интерес и находит свое отражение у журналистов печатных СМИ. Однако члены Совета обеспокоены проблемой недостаточной компетентности журналистов, а порой и тенденциозного подхода в освещении деятельности отдельных религиозных объединений.

3. Организация сотрудничества с религиозными организациями

в решении общественно значимых задач.

В экономически сложной ситуации Совет считает важным объединить и направить усилия органов государственной власти и религиозных организаций на оказание помощи слабо защищенным, социально дезадаптированным слоям населения. Департамент образования администрации области в рамках заключенного Соглашения активно сотрудничает с Владимиро-Суздальской епархией в вопросах духовно-нравственного и патриотического воспитания молодежи. В целях воспитания детей-сирот в традициях православного культурно-исторического наследия создано первое негосударственное образовательное учреждение «Детский дом при Свято-Успенском Княгинином женском монастыре г. Владимира». Соглашение о сотрудничестве между Владкоопсоюзом и епархией направлено на усиление борьбы с бедностью.

В 2001 году принято постановление Губернатора области «О ежегодном совместном проведении гражданско-церковных торжеств» совместно с Владимиро-Суздальской епархией. Постановление юридически закрепило фактически сложившуюся традицию проведения мероприятий, посвященных Дням славянской письменности и культуры, Дням памяти Александра Невского и т.п.

К сожалению, приходится констатировать, что члены Совета еще далеки от полного понимания специфики современных религиозных новаций и только ищут правильные формы взаимоотношений с новыми культами на этапе формирования гражданского общества. Однако расширение взаимодействия с религиозными организациями в решении общественно значимых задач Совет считает приоритетным.

4. Обеспечение соблюдения законодательства.

Решением данной задачи занимается комиссия по соблюдению законодательства о свободе совести и вероисповедания, которая объединяет юристов различных ведомств. Комиссия видит свою задачу в предупреждении и пресечении фактов нарушения законодательства. Эти вопросы рассматриваются как на заседаниях комиссии, так и на заседаниях Совета, куда приглашаются руководители религиозных объединений.

Областной прокуратурой в 1998 г. была проведена проверка состояния законности при исполнении Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» на территории области. Религиозным организациям, органам местного самоуправления, нарушившим требования законодательства, были внесены предписания.

Проблемой было и остается соблюдение зарубежными миссионерами правил пребывания на территории области.

В целом, случаев нарушения прав граждан на свободу совести и вероисповедания, на религиозное объединение в области не установлено.

5. Экспертная и научно-методическая деятельность.

Данную задачу решают ведущие ученые- религиоведы области, входящие в состав Экспертного совета19. Представляется, что функции этого органа искусственно сужены рамками постановления Правительства РФ «О порядке проведения государственной религиоведческой экспертизы». Администрация области сочла целесообразным ввести членов Экспертного совета и в состав Совета по вопросам религиозных объединений. Практика подтвердила правильность сделанного шага.

В настоящее время научный потенциал Совета активно используется при подготовке методических рекомендаций, направляемых в органы местного самоуправления области, при проведении «круглых столов», областных семинаров. По запросам органов местного самоуправления членами Экспертного совета проводится религиоведческая экспертиза.

На практике у сотрудников различных органов остро ощущается недостаточность религиоведческих знаний. По просьбе Совета с 2002 года во Владимирском государственном университете открыта кафедра «Религиоведение», с 2000 года введен спецкурс «Государственно-церковные отношения» во Владимирском филиале РАГС при Президенте РФ.

Неоднозначность религиозных процессов, а также необходимость получения содержательной и достоверной информации о состоянии и проблемах религиозной ситуации во Владимирской области стали поводом к первому социологическому проекту «Динамика религиозности во Владимирской области», начатому в 2000 году. Проект осуществляется на основе договора, заключенного между администрацией области и кафедрой социологии Владимирского государственного университета до 2005 года, в рамках учебной практики студентов.

Думается, что результаты проведенных исследований позволят с достаточной степенью точности определить количественные и качественные показатели религиозности во Владимирской области и предположить логику их дальнейшего развития, а также станут базой научно обоснованного регулирования государственно-конфессиональных отношений в регионе.

Таким образом, Совет по вопросам религиозных объединений при администрации области - составное звено механизма регулирования государственно-конфессиональных отношений, один из видов регионального административно-управленческого новаторства, который позволяет самостоятельно, с учетом исторически сложившихся традиций, реализовывать вероисповедную политику в области.

На основании проведенного анализа, представляется актуальным совершенствование механизма регулирования государственно-церковных отношений по следующим направлениям:

Во-первых, доработка и принятие концепции государственно-церковных отношений, проект которой предложен кафедрой религиоведения Российской академии государственной службы при Президенте РФ.

На законодательном уровне мы предлагаем:

1. Юридически закрепить практику социального партнерства, сложившуюся и развивающуюся между государством и религиозными организациями, что ликвидирует существующую в сознании людей нравственно-правовую раздвоенность и фактическое неисполнение государственных законов.

2. Расширить понятийную базу, характеризующую государственно-церковные отношения. С целью установления четких границ правового поля, регулирующего предпринимательскую деятельность религиозных организаций, внести следующие дополнения в Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях»:

o в статье 23 закрепить понятия «религиозно-производственная» и «хозяйственная» деятельности религиозных организаций;

o в статью 18 ввести понятия «культурно-просветительская» и «религиозно-туристическая» деятельности религиозных организаций.

Наличие четких юридических дефиниций позволит оградить религиозные организации от бюрократического произвола налоговых органов.

3. Стимулировать экономическую деятельность религиозных организаций путем предоставления дополнительных льгот и упрощения налогового механизма. В том числе:

o снять ограничения по НДС, касающиеся строительно-восстановительных работ, проводимых религиозными организациями;

o внести изменения в статью 20 Земельного кодекса Российской Федерации, предусматривающие возможность предоставления религиозным организациям земельных участков в постоянное (бессрочное) пользование.

Экономический эффект от введения предложенных изменений рассчитать не представляется возможным, поскольку в отчетности налоговых органов не предусмотрено выделение налогов, уплачиваемых религиозными организациями. Более того, религиозные организации являются автономными самофинансируемыми объединениями. Однако предложенные изменения будут способствовать упрощению налогового механизма и явятся актом социального покаяния государства перед Церквами, пострадавшими в недалеком прошлом.

4. Доработать порядок выбора формы передачи ранее национализированного имущества религиозным организациям и его закрепление в законодательстве.

На административно-управленческом уровне главная задача состоит в создании государственной вертикали власти. Для этого, на наш взгляд, необходимо:

1. Образовать единый федеральный орган по взаимодействию с религиозными объединениями, наделив его консультативно-методическими, аналитическими и контрольными (по соблюдению законодательства о свободе совести и вероисповедания) функциями;

2. Выровнять статус соответствующих органов во всех регионах Российской Федерации.

Следует особо подчеркнуть, что проблемы соблюдения свободы совести и вероисповедания — это единственные из оставшихся реально значимых проблем идеологической и мировоззренческой сферы государства. Они могут решаться как во благо общества и государства, так и во вред. Именно поэтому эти проблемы требуют не только пристального внимания, но и крайне взвешенных и осторожных подходов. Создание в России единого механизма регулирования государственно-церковных отношений на этапе формирования гражданского общества — последовательный демократический процесс, который должен осуществляться с учетом отечественных культурных, исторических и религиозных традиций.


  © 2004 — 2007 Дизайн — Студия Фёдора Филимонова
  © 2004 — 2007 Содержание — “Объединение Исследователей Религии” —при использовании материалов сайта ссылка обязательна.