Логотип Российское Объединение исследователей религии (Russian Association of Scholars in Religion)
Логотип  Общероссийская общественная организация
Логотип
Логотип

Доклад Госдепартамента США о свободе вероисповедания в странах мира за 2007 год

Выдержки из доклада на русском языке

18 сентября 2007 года

Доклад о свободе вероисповедания в странах мира за 2007 год (выдержки)

(Укрепление свободы вероисповедания - ключевая цель внешней политики США)

Аналогичные доклады можно найти на сайте Бюро международных информационных программ Госдепартамента США по адресу: http://usinfo.state.gov/russian/home/products/key_documents.html

Выступление госсекретаря США Кондолизы Райс

14 сентября 2007 года

Вашингтон, округ Колумбия

ГОССЕКРЕТАРЬ РАЙС: Сегодня я направила в Конгресс девятый ежегодный доклад о свободе вероисповедания в странах мира. Мы надеемся, что этот доклад, который можно найти на сайте Госдепартамента, будет по-прежнему информационным ресурсом для всех тех, кто в Соединенных Штатах и в международном сообществе разделяют нашу заботу о свободе вероисповедания. Мы также надеемся, что он поможет ободрить тех, чья нелегкая участь отражена в этом докладе и кому их правительства отказывают в праве свободно исповедовать свою веру и совершать религиозные обряды.

На этой неделе также отмечаются праздники двух религий. По всему миру и здесь, в Соединенных Штатах, мусульмане отмечают месяц Рамадан, а евреи празднуют новый год Рош а-Шана. Продолжая американскую традицию свободы вероисповедания и уважительного отношения к религиозным обрядам, американские евреи и американские мусульмане укрепляют свободу и плюрализм, которые определяют для нас то, что значит быть американцами.

Свобода вероисповедания глубоко укоренена в наших принципах и истории нашей страны, и именно наша убежденность в необходимости отстаивать это всеобщее право человека ведет нас в мир для поддержки всех, кто хочет обеспечить это право в своей жизни и в своих странах.

Свобода вероисповедания также неразрывно связана с нашими усилиями по борьбе с идеологией ненависти и религиозной нетерпимости, которая разжигает глобальный терроризм. В минувший вторник исполнилось шесть лет со дня терактов 11 сентября. Размышляя о трагедии, которая произошла в тот день, мы осознаем подлинное значение этого доклада и еще раз подтверждаем свое обязательство освещать положение во всех странах, где граждане подвергаются государственной цензуре, преступлениям на почве ненависти, дискриминации и насилию за свои мысли и веру.

Своим докладом о свободе вероисповедания в странах мира за этот год Государственный департамент способствует воплощению видения мира, которое выразил президент Буш – мира, в котором распространяется свобода и укрепляется мир. Развивая наши двусторонние отношения, работая в международных организациях и постоянно обсуждая эти вопросы с общественностью в странах мира, Соединенные Штаты будут и впредь отстаивать свободу вероисповедания, формировать толерантность и укреплять мир во всем мире для людей всех вероисповеданий.

Введение к докладу Госдепартамента США о свободе вероисповедания

"Свобода вероисповедания имеет столь ключевое значение для американского характера, что ситуации, когда этой свободы лишают других, мы обычно принимаем близко к сердцу. Наша страна играла ведущую роль в отстаивании интересов еврейских отказников в Советском Союзе. Американцы боролись за права католиков и протестантов, которые тайно молились за "железным занавесом". Америка поддерживает мусульман, стремящихся свободно исповедовать свою веру в таких местах, как Бирма и Китай".

- Президент Джордж Буш, 27 июня 2007 года

Наши отцы-основатели сделали свободу вероисповедания краеугольным камнем американской конституционной системы, закрепив ее в Первой поправке нашего Билля о правах. Многие из первых поселенцев в нашей стране бежали в Америку от религиозных преследований; поэтому они ясно понимали значение свободы вероисповедания.

Над одним из главных входов в Государственный департамент США висит панно, которое ярко выражает это отношение. Картина Киндред Маклири размером 50 на 12 футов изображает свободы вероисповедания, слова, собраний и печати (ее фрагмент воспроизведен на обложке доклада за этот год). Панно было завершено в 1942 году, в разгар одного из самых сложных периодов в истории нашей страны. Сегодня оно убедительно напоминает о том, что даже во времена, когда страна стоит перед лицом серьезных проблем и угроз, в основе нашей внешней политики лежит защита и укрепление основополагающих свобод, начиная со свободы вероисповедания.

Соединенные Штаты не одиноки в своей приверженности защите свободы вероисповедания. Международное сообщество неоднократно провозглашало, что свобода вероисповедания является основополагающим правом человека. Подобные заявления можно найти в статье 18 Всеобщей декларации прав человека ООН, статье 16 Венского заключительного документа Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, статье 12 Американской декларации прав человека Организации американских государств и статье 9 Конвенции о защите прав человека и основополагающих свобод Совета Европы.

Особенно примечателен Международный пакт ООН по гражданским и политическим правам, поскольку он сделал обязательными права, стремление к которым обозначено во Всеобщей декларации. Статья 18 гласит: "Каждый имеет право на свободу мысли, совести и вероисповедания. Это право включает в себя свободу исповедовать или принимать религию или веру по своему усмотрению и свободу индивидуально или в общении с другими, публичным или частным образом, выражать эту религию или веру в богослужениях, соблюдении обрядов, практике и учении". Далее статья 18 пакта гласит: "Никто не должен подвергаться принуждению, которое препятствовало бы его свободе исповедовать или принимать религию или веру по своему усмотрению".

К сожалению, в ситуации, когда люди и общины борются за свободу вероисповедания, многие правительства пренебрегают своими международными обязательствами. Правительства слишком многих стран отказываются признавать и защищать свободу вероисповедания, и в результате страдают миллионы людей. В ряде случаев верующих сажают в тюрьмы или подвергают физическим издевательствам просто за твердость их убеждений. В других случаях они лишены свободы выбирать свою веру или открыто говорить о ней. Один из совсем свежих примеров угрозы этой свободе - волна новых законов, которые, как это ни парадоксально, во имя толерантности запрещают обсуждать различные религиозные точки зрения в рамках одной религии или между различными системами вероисповедания.

В ответ на эти и другие угрозы свободе вероисповедания Конгресс США в 1998 году принял Закон о свободе вероисповедания в странах мира. Закон еще раз подтвердил политику Соединенных Штатов - "осуждать нарушения свободы вероисповедания, содействовать и помогать другим правительствам в укреплении основополагающего права на свободу вероисповедания". И самое главное состоит в том, что закон провозглашает, что Соединенные Штаты будут отстаивать свободу и поддерживать тех, кто подвергается преследованиям.

Закон предусмотрел создание Управления по вопросам свободы вероисповедания в странах мира в структуре Государственного департамента США, который обязал ежегодно публиковать доклад о свободе вероисповедания в странах мира. Этот доклад охватывает весь мир и является самым всеобъемлющим перечнем нарушений свободы вероисповедания и улучшений в обеспечении этого основополагающего права. Окончательный  текст доклада – это результат бесконечных часов расследований,  подготовки документации и анализа, которые проводят работники посольств и консульств США за рубежом и сотрудники Управления в Вашингтоне. Благодаря этой тщательной работе и широкому охвату ежегодный доклад по свободе вероисповедания в странах мира читают сильные и слабые, жертвы религиозных преследований и те, кто способен исправлять такие нарушения.

Закон о свободе вероисповедания в странах мира также предусмотрел учреждение должности посла по особым поручениям, связанным со свободой вероисповедания за рубежом, который выполняет функции главного советника президента и государственного секретаря по вопросам укрепления свободы вероисповедания в мире. Задача посла - при поддержке Управления по вопросам свободы вероисповедания в странах мира и по согласованию с другими должностными лицами США отстаивать интересы бесправных и угнетенных. Я и мои сотрудники взаимодействуем с правительствами, будь то союзники или противники, чтобы поднимать вопросы по всему спектру нарушений свободы вероисповедания. Мы также работаем в рамках нашего правительства, добиваясь того, чтобы внешняя политика США отражала историческую приверженность нашей страны защите свободы вероисповедания.

К счастью, нашей страной и Государственным департаментом руководят люди, глубоко приверженные решению этой проблемы. И президент Буш, и государственный секретарь Райс многое сделали для содействия свободе вероисповедания во всем мире. Конгресс также является твердым союзником в привлечении внимания к нарушениям и настаивании на улучшениях во многих странах. Неправительственные организации и религиозные группы также являются ценными партнерами в нашей работе. Нынешнее девятое издание ежегодного доклада о свободе вероисповедания в странах мира свидетельствует о приверженности наших руководителей и граждан этому вопросу.

Ежегодный доклад о свободе вероисповедания в странах мира - естественное продолжение истории нашей страны и воплощение наших ценностей в настоящий момент. Как заявила государственный секретарь Райс, "мы помним о том, что слишком многие верующие могут лишь шепотом обращаться к Богу в тихих убежищах своей совести, потому что они боятся преследований за свои религиозные убеждения". Она заключает: "Правительство просто не имеет права вставать между человеком и Всевышним".

В деле защиты свободы вероисповедания достигнуты большие успехи - как в Соединенных Штатах, так и по всему миру. Однако, к сожалению, слишком многие люди не имеют возможности осуществлять свободу вероисповедания и страдают, порой подвергаясь сильному давлению и насилию, за свою веру. Именно понимание этого определяет нашу работу над этим ежегодным докладом и побуждает нас добиваться того, чтобы все люди пользовались этим драгоценным правом человека.

- Джон Хэнфорд III, посол по особым поручениям, связанным со свободой вероисповедания в странах мира

РЕЗЮМЕ ДОКЛАДА О СВОБОДЕ ВЕРОИСПОВЕДОВАНИЯ В СТРАНАХ МИРА ЗА 2007 ГОД

Государственный департамент США

Доклад о свободе вероисповедания в странах мира за 2007 год

Издан Бюро по вопросам демократии, прав человека и труда

Ежегодный доклад

14 сентября 2007 года

Цель настоящего доклада о свободе вероисповедания заключается в том, чтобы наглядно, на основании документов, представить действия тех правительств, которые подавляют выражение религиозных взглядов, преследуют мирных верующих или терпимо относятся к насилию против религиозных меньшинств, а также тех правительств, которые соблюдают, защищают и укрепляют свободу вероисповедания. Мы стремимся беспристрастно и точно сообщать о фактах жестокого обращения с последователями всех религиозных традиций и верований. Мы освещаем действия широкого круга правительств - от тех, которые обеспечили высокий уровень защиты свободы вероисповедания в самом широком смысле слова ("в целом соблюдали" свободу вероисповедания) до тоталитарных режимов, которые стремились контролировать религиозную мысль и выражение религиозных взглядов и рассматривали некоторые или все религиозные группы как угрозы.

Укрепление свободы вероисповедания является важнейшей целью внешней политики США и составной частью миссии Государственного департамента США. Приверженность Соединенных Штатов защите свободы вероисповедания и международным стандартам в области прав человека также зафиксирована в таких документах, как статья 18 Всеобщей декларации прав человека, которая ясно гласит, что каждый имеет право на свободу мысли, совести и вероисповедания. Выражая глубокую приверженность нашей страны этим свободам, Государственный департамент отслеживает преследования и дискриминацию на религиозной почве по всему миру, рекомендует и осуществляет меры, направленные на отдельные регионы и страны, вырабатывает программы по укреплению свободы вероисповедания. Посредством трансформационной дипломатии Соединенные Штаты стремятся укреплять свободу вероисповедания и совести во всем мире как основополагающее право человека и как источник стабильности для всех стран. При этом они стремятся содействовать вновь образованным демократическим государствам в осуществлении свободы вероисповедания и совести, помогать религиозным и правозащитным неправительственным организациям в укреплении свободы вероисповедания, выявлять и поощрять изменения в политике режимов, которые жестоко преследуют граждан своих или других стран по религиозным мотивам.

Подавляющее большинство людей в мире придерживаются тех или иных религиозных взглядов, которыми они дорожат. Именно потому, что религия вообще, по мнению людей, занимает столь важное место в их жизни, многие считают свободу вероисповедания самым важным из прав. В то же время глобальные тенденции, региональные особенности, местные предпочтения и личные судьбы часто приводят к значительным пересечениям между религиозной и этнической принадлежностью, а также между классами, языковыми группами или политическими пристрастиями.

Право на свободу вероисповедания может нарушаться многими способами – это могут быть как вопиющие нарушения, так и малозаметные. Может быть, полезно осознать, что нарушения или ограничения свободы вероисповедания могут принимать многие формы, о чем свидетельствуют приводимые ниже пять категорий. При тоталитарных или авторитарных режимах и в государствах, которые проявляют ярко выраженную враждебность к религиозным меньшинствам, государственные структуры осуществляют широкий круг нарушений и репрессий. В других государствах, где действуют соответствующие законодательные нормы о свободе вероисповедания, мы, тем не менее, можем видеть, как государственные органы не прилагают должных усилий к тому, чтобы выполнять эти законодательные нормы, расследуя и преследуя случаи дискриминации в обществе. Еще в некоторых случаях государства могут вводить определенные дискриминационные законы, отдающие предпочтение религиям, которые исповедует большинство населения, либо принимать законы или проводить мероприятия дискриминационного характера в отношении небольшого числа религиозных групп, которые государство квалифицирует как культы.

Первая и самая очевидная категория нарушений наблюдается при тоталитарных и авторитарных режимах, которые стремятся контролировать религиозную мысль и выражение религиозных взглядов. Такие режимы считают некоторые или все религиозные группы врагами государства вследствие их религиозных взглядов или их независимости от центральной власти. Некоторые правительства враждебно относятся к определенным группам, часто называя их "угрозами безопасности". Важно проводить грань между группами верующих, которые предъявляют законные политические претензии, и теми, которые используют религию не по назначению для оправдания насилия против других религиозных групп или государства. В настоящем докладе к категории нарушений относится широкое подавление властями выражения религиозных взглядов среди мирно исповедующего свою веру населения на основаниях соображений безопасности. Например, война с террором используется некоторыми правительствами в качестве предлога для осуществления репрессивных мер против религиозной деятельности, которая носит мирный характер. В докладе также обращается особое внимание на те страны и ситуации, в которых слишком усердные меры, принимаемые властями против верующих, подозреваемых в экстремизме, привели, главным образом, к ограничению свободы вероисповедания. В ряде стран, например, многие воздерживаются от частого посещения мечети, опасаясь, что их правительство будет характеризовать их как религиозных экстремистов.

Вторая категория нарушений происходит при враждебном отношении государства к религиозным меньшинствам или религиям, которые им не одобряются. Эти правительства проводят политику, направленную на то, чтобы заставить приверженцев отречься от своей веры, побудить членов религиозных групп бежать из страны или запугать и затравить определенные религиозные группы. В настоящем докладе отмечаются, например, случаи, когда государственные репрессии против религиозных групп были связаны с этнической принадлежностью, поскольку правительство, в котором преобладают представители этнического большинства, подавляет веру меньшинства. В докладе также подробно описываются случаи, когда правительства использовали приверженность человека той или иной религии в качестве повода для определения его политической идеологии, что приводило к запугиванию и преследованию определенных религиозных групп.

Третья категория нарушений вытекает из неспособности государства противодействовать дискриминации или преследованию религиозных групп в обществе. В этих странах законодательство может не одобрять религиозной дискриминации и преследований, но должностные лица не предотвращают нападок, травли и других действий, наносящих ущерб религиозным меньшинствам. Защита свободы вероисповедания - это не просто наличие законов и принципов, которые письменно закреплены и представляются направленными на укрепление религиозной свободы. Она требует активной работы органов власти на всех уровнях, чтобы предотвращать нарушения со стороны государственных и частных структур, предавать виновных в злоупотреблениях суду и предоставлять компенсацию потерпевшим, когда это целесообразно. Правительства обязаны добиваться того, чтобы их представители не совершали нарушений свободы вероисповедания, и защищать свободу вероисповедания властью закона таким образом, чтобы одни частные лица не подавляли прав других. Кроме того, правительствам необходимо создавать атмосферу уважительного и толерантного отношения ко всем людям. В настоящем докладе описываются случаи, когда правительства не предотвращали нарушений свободы вероисповедания или были неспособны последовательно и энергично реагировать на нарушения свободы вероисповедания, допускаемые частными лицами и группами, неправительственными структурами или местными правоохранительными органами.

Четвертая категория охватывает злоупотребления, которые происходят, когда правительства принимают дискриминационные законы или проводят политику, отдающую предпочтение религиозному большинству и ставящую в невыгодное положение религиозные меньшинства. Такие ситуации часто возникают в результате исторического господства религии, которую исповедует большинство людей, и пристрастного отношения к новым религиям или религиозным меньшинствам. Хотя большинство населения в стране при этом может совершать религиозные обряды, не подвергаясь преследованиям, подобную ситуацию нельзя охарактеризовать как подлинную свободу выбирать себе веру и свободно совершать обряды. Более того, поддержка определенной религии властями может приводить к ограничениям даже в отношении людей, исповедующих религию большинства, когда государство отдает предпочтение единственному толкованию этой религии.

Наконец, практика дискриминации определенных религий путем отнесения их к числу опасных культов или сект является распространенной формой ограничения свободы вероисповедания, даже в странах, где во всех остальных аспектах свобода вероисповедания соблюдается. Например, в настоящем докладе рассматриваются обвинения в адрес мусульман-шиитов в странах с суннитским большинством, и наоборот, особенно там, где правительства взяли на себя регулирование религиозной веры и практики в соответствии с одной из этих конфессиональных традиций.

Далее резюме состоит из двух частей. В части I обобщенно по странам характеризуются меры, которые принимало правительство США для укрепления свободы вероисповедания в странах, относящихся к категории "стран, вызывающих особую озабоченность" в связи с особенно серьезными нарушениями свободы вероисповедания. В части II дается общая характеристика условий в ряде стран, которые являются предметом повышенного внимания  с точки зрения обеспечения ими свободы вероисповедания, в том числе в странах, вызывающих особую озабоченность. По каждой стране в этом разделе отмечаются общее положение в правовой сфере и соответствующая политика, приводятся примеры конкретных нарушений или позитивных шагов, которые правительство предприняло для укрепления или защиты свободы вероисповедания. В большинстве случаев в этих странах проявляется одна или несколько форм нарушений, охарактеризованных выше.

ЧАСТЬ I: ДЕЙСТВИЯ США В СТРАНАХ, ВЫЗЫВАЮЩИХ ОСОБУЮ ОЗАБОЧЕННОСТЬ

Закон 1998 года о свободе вероисповедания в странах мира требует ежегодного рассмотрения положения со свободой вероисповедания в мире и отнесения стран, которые в отчетный период "совершали или допускали особенно серьезные нарушения свободы вероисповедания", к категории "стран, вызывающих особую озабоченность". За отнесением страны к этой категории может последовать период переговоров, на которых Соединенные Штаты стремятся провести работу с включенной в этот перечень страной, чтобы добиться перемен. Затем, в зависимости от результатов этих переговоров, государственный секретарь в соответствии с Законом о свободе вероисповедания в странах мира выбирает, какие меры - одну или несколько – по отношению к ней принять. Диапазон возможных законодательных вариантов - от применения санкций до двустороннего соглашения или отказа от санкций. Посол по особым поручениям, связанным со свободой вероисповедания в странах мира, и его ведомство в течение года принимают меры по укреплению свободы вероисповедания в стране, вызывающей особую озабоченность. В этом разделе освещаются меры, принимаемые другими должностными лицами правительства США с целью укрепить свободу вероисповедания и призвать правительства предпринять позитивные шаги для улучшения положения верующих. В ноябре 2006 года государственный секретарь повторно отнесла к категории стран, вызывающих особую озабоченность, Бирму, Китай, Северную Корею, Иран, Судан, Эритрею и Саудовскую Аравию. Государственный секретарь впервые включила в эту категорию Узбекистан. Вьетнам не был повторно включен в перечень стран, вызывающих особую озабоченность. Более подробные сведения о действиях США в государствах, включенных в список стран, вызывающих особую озабоченность, можно найти в докладе по каждой отдельной стране.

Бирма

С 1999 года государственный секретарь ежегодно включает Бирму в список стран, вызывающих особую озабоченность. В 2006 году госсекретарь вновь применила санкцию, предусматривающую запрет на экспорт и другие поставки изделий и услуг оборонного назначения...

Иран

Ежегодно с 1999 года государственный секретарь США включает Иран в список стран, вызывающих особую озабоченность, в соответствии с Законом о свободе вероисповедания в странах мира за особо серьезные нарушения свободы вероисповедания...

Китай

Государственный секретарь признает Китайскую Народную Республику страной, вызывающей особую озабоченность, ежегодно с 1999 года. В 2006 году госсекретарь вновь применила санкцию, предусматривающую ограничение экспорта приборов и оборудования для борьбы с преступностью и детекторного оборудования для выполнения следственных действий...

Саудовская Аравия

Впервые Саудовская Аравия была включена государственным секретарем в перечень стран, вызывающих особую озабоченность, в 2004 году. Несмотря на то, что свобода вероисповедания в Саудовской Аравии по-прежнему сильно ограничена, произошли позитивные перемены, которые могут привести к важным улучшениям в будущем...

Северная Корея

Государственный секретарь относит Корейскую Народно-Демократическую Республику к числу стран, вызывающих особую озабоченность, ежегодно с 2001 года. В 2006 году госсекретарь оставила в силе санкцию, предусматривающую ограничения на нормальные торговые отношения и на другие льготы в торговле...

Судан

Ежегодно с 1999 года государственный секретарь включает Судан в список стран, вызывающих особую озабоченность. Среди многочисленных санкций США в отношении Судана в 2006 году госсекретарь вновь применила санкцию, предусматривающую использование голоса Соединенных Штатах для того, чтобы воздерживаться или голосовать против кредитов или иного использования средств международных финансовых институтов для Судана...

Узбекистан

14 ноября 2006 годагосударственныйсекретарьвключилаУзбекистанвсписокстран, вызывающихособуюозабоченность, в соответствии с Законом о свободе вероисповедания в странах мира за особенно серьезные нарушения свободы вероисповедания. Действующий в Узбекистане ограничительный закон о религии, по которому многим религиозным группам трудно или невозможно получить законный статус, привел к рейдам и арестам религиозных лидеров. Продолжали поступать достоверные сведения о том, что мусульман, приверженных своей вере, арестовывали по подозрению в принадлежности к экстремистским группам; некоторые из них были просто консервативными мусульманами, чьи религиозные взгляды или доктрины отличались от тех, которые разделяют религиозные деятели, поддерживаемые государством. После отнесения Узбекистана к категории стран, вызывающих особую озабоченность, посол по особым поручениям, связанным со свободой вероисповедания в странах мира, провел в Узбекистане и в Вашингтоне серию встреч с представителями правительства Узбекистана, направленных на улучшение положения со свободой вероисповедания. Другие представители США также участвовали в этом процессе, добиваясь важных улучшений.

Эритрея

Впервые Эритрея была включена государственным секретарем в список стран, вызывающих особую озабоченность, в 2004 году. В качестве меры по Закону о свободе вероисповедания в странах мира государственный секретарь распорядилась отказать Эритрее в экспорте любых изделий и услуг оборонного назначения, регламентируемых Законом о контроле экспорта вооружений, за исключением некоторых изделий, в том числе используемых для миротворческой деятельности и борьбы с терроризмом...

ЧАСТЬ II: ПОЛОЖЕНИЕ СО СВОБОДОЙ ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ В КОНКРЕТНЫХ СТРАНАХ

В этом разделе дается общая характеристика условий в ряде стран, которые являются предметом повышенного внимания с точки зрения обеспечение ими свободы вероисповедания. По каждой стране в этом разделе отмечаются правовая ситуация и соответствующая политика, приводятся примеры конкретных нарушений или позитивных шагов, которые правительство предприняло для укрепления или защиты свободы вероисповедания.

Афганистан

… Попытки реформировать судебную систему Афганистана при содействии Соединенных Штатов и международного сообщества привели к тому, что правительство предприняло ограниченные шаги по укреплению свободы вероисповедания...

Бирма

…По всей стране продолжали действовать ограничения в отношении христиан и других меньшинств, не связанных с буддизмом…

Венесуэла

Конституция Венесуэлы предусматривает свободу вероисповедания при условии, что оно не нарушает норм общественной морали, приличия или правопорядка; правительство в целом соблюдало это право на практике…

Вьетнам

За отчетный период в положении с соблюдением свободы вероисповедания продолжали происходить важные улучшения…

Египет

Положение с соблюдением свободы вероисповедания со стороны правительства в отчетный период ухудшилось…

Израиль и оккупированные территории

Израильский Основной закон о человеческом достоинстве и свободе предусматривает свободу вероисповедания, и правительство в целом соблюдало это право на практике. Конституции нет, однако соглашение о "статусе кво", достигнутое при основании государства, предусматривает, что правительство будет проводить определенную политику, основанную на ортодоксальных еврейских толкованиях религиозного закона. Например, правительство не признает браков между евреями, заключенных в стране, если они не совершены религиозными учреждениями, представляющими ортодоксальный иудаизм. Такие учреждения также определяют, кого хоронить на государственных кладбищах, причем это право предоставляется только лицам, считающихся евреями по ортодоксальным стандартам. Ссылаясь на акты насилия и соображения безопасности, израильское правительство с октября 2000 года ввело широкий круг жестких ограничений и комендантский час на всех оккупированных территориях. Эти ограничения создали значительные препятствия свободе доступа в места богослужений на Западном берегу для мусульман и христиан. Строительство разделительной стены правительством Израиля, особенно в Восточном Иерусалиме и вокруг него, жестко ограничило доступ к мечетям, церквам и другим святым местам. Подобные препятствия чинились не только верующим или религиозным организациям. Израильское правительство попыталось ослабить воздействие на религиозные общины, введя особый распорядок по религиозным праздникам как для христиан, так и для мусульман, но главной претензией остается недостаточно свободный доступ в части количества выдаваемых пропусков и отсутствия беспрепятственного доступа.

Палестинская автономия не имеет конституции, однако палестинский Основной закон предусматривает свободу вероисповедания, и Палестинская автономия в целом соблюдала это право на практике. Основной закон гласит, что ислам является официальной религией и принципы шариата (исламского права) должны быть главным источником законодательства, но также предусматривает уважительное и почтительное отношение к другим “ниспосланным” религиям. Председатель Аббас предпринял шаги для прекращения религиозной розни, хотя инциденты еще случались, и Палестинская автономия стремилась защищать свободу вероисповедания. Однако христиане, как сообщалось, подвергались жестокому обращению или вымогательству со стороны должностных лиц Палестинской автономии в период, охватываемый настоящим докладом, и Палестинская автономия не приняла мер по расследованию этих нарушений. Например, продолжали поступать достоверные сведения о том, что силы безопасности и работники судебной системы Палестинской автономии вступают в сговор с преступными элементами для незаконного захвата собственности христианских землевладельцев в районе Вифлеема. За отчетный период произошло несколько серьезных столкновений между израильскими полицейскими и мусульманами, совершавшими религиозные обряды в Харам-аль-Шарифе. Закон о личном статусе палестинцев основан на религиозном праве. Для палестинских мусульман закон о личном статусе исходит из шариата, а вопросы о личном статусе христиан решаются различными церковными судами. Поступали сообщения о случаях, когда телевизионные программы в Палестинской автономии содержали обращения, которые активисты считали антисемитскими или которые представляли собой попытки представить “незаконной”  еврейскую историю вообще.

Индия

Конституция предусматривает свободу вероисповедания, и правительство страны в целом соблюдало это право на практике. Однако органы власти в некоторых штатах и на местах… в отчетный период принимали законы против обращения в другую веру или вносили в них поправки…

Ирак

За отчетный период правительство не продемонстрировало никаких изменений в положении с соблюдением свободы вероисповедания. Государственная политика и практика в целом не мешала свободе вероисповедания; однако продолжающийся мятеж существенно ограничил для всех верующих возможности исповедовать свою веру…

Иран

Чрезвычайно плохое положение с соблюдением свободы вероисповедания в отчетный период продолжало ухудшаться…

Китай

Китайская конституция предусматривает свободу вероисповедания; однако правительство по-прежнему плохо соблюдало свободу вероисповедания и свободу совести…

Куба

Кубинская конституция признает право граждан исповедовать и практиковать любую веру в рамках соблюдения закона; однако в законодательстве и на практике правительство продолжало применять ограничения на свободу вероисповедания…

Лаос

За отчетный период положение с соблюдением свободы вероисповедания в целом существенно не изменилось…

Мальдивы

Конституция 1997 года придает исламу статус официальной государственной религии. Правительство толкует эту норму таким образом, что все граждане обязаны быть мусульманами. Свобода вероисповедания существенно ограничена…

Пакистан

Ислам является государственной религией, и Конституция требует, чтобы законы соответствовали исламским принципам. Правительство за отчетный период предприняло ряд шагов, чтобы улучшить обращение с религиозными меньшинствами, но серьезные проблемы остались…

Россия

Значительное большинство население в целом пользовалось свободой вероисповедания, положение некоторых религиозных меньшинств улучшилось, а для большинства населения осталось, в основном, таким же. Однако некоторые федеральные и местные органы власти принимали меры, которые вызывают сомнения в последовательности и бдительности российского правительства при защите свободы вероисповедания. Кроме того, некоторые местные и региональные органы власти полагались на положения сложного закона о религии, принятого в 1997 году, и закона 2006 года, регламентирующего деятельность неправительственных организаций, для ограничения деятельности нескольких религиозных меньшинств. Принятое в 2004 году судебное решение о запрете свидетелей Иеговы в Москве продолжало в течение отчетного периода вызывать серьезные негативные последствия для деятельности свидетелей Иеговы в ряде регионов. В 2007 году суд Санкт-Петербурга своим решением приостановил деятельность Центра сайентологии и распорядился закрыть его за несоблюдение требований по инспекциям и аудиторским проверкам в соответствии с новым законом о неправительственных организациях. За прошедший год Европейский суд по правам человека трижды выносил постановления о том, что правительство России нарушило свои международные обязательства, по делам, связанным с регистрацией "Армии спасения", свидетелей Иеговы и Церкви сайентологии. Были признаки того, что спецслужбы, в том числе Федеральная служба безопасности (ФСБ), все чаще относились к руководству некоторых религиозных меньшинств как к угрозе безопасности. Отношение населения к традиционно мусульманским этническим группам во многих регионах отрицательное, имеют место проявления антисемитизма, а также враждебного отношения к представителям католической церкви и других неправославных христианских конфессий. Некоторые мусульмане, строго соблюдающие религиозные предписания, утверждали, что их преследуют за веру. Продолжались случаи насилия на религиозной почве, хотя часто было трудно определить, какими главными мотивами руководствовались нападавшие - ксенофобскими, религиозными или этническими предрассудками. Некоторые священники Русской православной церкви публично выступали против любого расширения присутствия Римской католической церкви, протестантских и других неправославных конфессий. Число случаев, когда возникали проблемы с въездными визами для религиозных деятелей, уменьшилось. В январе 2006 года президент и правительство России быстро отреагировали на теракт в московской синагоге, осудив его.

Саудовская Аравия

Хотя в целом государственная политика по-прежнему предусматривала жесткие ограничения на свободу вероисповедания, в конкретных областях за отчетный период произошли улучшения…

Северная Корея

Хотя конституция предусматривает "свободу вероисповедания", подлинной свободы религии не существует, и крайне низкий уровень соблюдения свободы вероисповедания за отчетный период не изменился…

Судан

Принятая в 2005 году Временная национальная конституция предусматривает свободу вероисповедания во всей стране, и за отчетный период положение с соблюдением свободы вероисповедания несколько улучшилось…

Туркменистан

За отчетный период положение с соблюдением свободы вероисповедания правительством не улучшилось, а обращение правительства с незарегистрированными группами ухудшилось. Вслед за резким сокращением преследований религиозных групп - как зарегистрированных, так и незарегистрированных - в конце 2006 года, жестокое обращение с некоторыми зарегистрированными и многими незарегистрированными группами религиозных меньшинств возобновилось в феврале 2007 года и напоминало ситуацию, которая наблюдалась в предыдущих отчетных периодах. За отчетный период не было признаков того, что правительство планирует отменить или изменить прежнюю политику в отношении свободы вероисповедания. Все группы должны зарегистрироваться, чтобы получить законный статус; религиозная деятельность без регистрации оставалась незаконной и наказывалась административными штрафами. Правительство угрожало представителям религиозных меньшинств штрафами, увольнениями, выселением с занимаемой жилплощади и тюремным заключением за их веру. Поступали также сообщения о рейдах по местам богослужений.

Узбекистан

Свобода вероисповедания по-прежнему ограничивалась. Особенно ухудшилось за отчетный период положение пятидесятников и некоторых христианских групп. Ряд религиозных групп, в том числе общины некоторых христианских конфессий, продолжали действовать без регистрации, поскольку они не могли выполнить жесткие юридические требования, предъявляемые при регистрации. Правительство разрешает деятельность религий, которые оно считает основными, в том числе одобренных мусульманских групп, еврейских групп, Русской православной церкви и различных других христианских конфессий, таких как католики, лютеране и баптисты. Правительство продолжало кампанию против несанкционированных исламских групп, подозреваемых в экстремистских настроениях или действиях, арестовывая многочисленных предполагаемых членов этих групп и приговаривая их к длительным срокам лишения свободы. Многие из них подозревались в принадлежности к запрещенному экстремистскому исламскому политическому движению "Хизб ут-тахрир", запрещенной исламской группе "Акромия" ("Акромийлар") или не называемым конкретно "ваххабитским" группам. В целом правительство не мешало верующим посещать санкционированные мечети и выдавало разрешения на распространение новых исламских печатных и аудиовизуальных материалов. Немногочисленные "подпольные" мечети действовали под пристальным контролем религиозных властей и спецслужб. В отчетный период усилились преследования и запугивание некоторых протестантских групп и, в частности, свидетелей Иеговы.

Шри-Ланка

Конституция отводит буддизму "главное место", но он не признается государственной религией. Хотя публично правительство выступает за право представителей других конфессий свободно исповедовать свою веру, на практике в ряде областей были проблемы…

Эритрея

За отчетный период положение со свободой вероисповедания еще более ухудшилось…

 


[Новости за 2009 год]
[Новости за 2008 год]
[Новости за 2007 год]
[Новости за 2006 год]
[Новости за 2005 год]
[Новости за 2004 год]

  © 2004 — 2008 Дизайн — Студия Фёдора Филимонова
  © 2004 — 2008 Содержание — “Объединение Исследователей Религии” —при использовании материалов сайта ссылка обязательна.