X. СВОБОДА РЕЛИГИИ 32. На протяжении всего моего визита я стремился встретиться с представителями различных религиозных общин. Я посетил многочисленные места отправления религиозных культов, в том числе мечеть, церковь и синагогу в Казани, мечеть в Екатеринбурге и синагогу в Москве. До этого я встречался с высшими руководителями трех религий, существующих в России: Патриархом Московским и всея Руси Алексием II, главным муфтием России Равилем Гайнутдином и главным раввином России Берлом Лазаром. 33. Российская Федерация является многоэтнической и многоконфессиональной страной, большинство населения которой – православные (61%), имеется большая доля мусульман (12%). Остальные 27% относятся к общинам с меньшим числом верующих: иудеи представляют 1%, католики примерно 1%, армяне-григориане менее 1%, протестанты – 0,7%… Посещение регионов позволило мне убедиться в том, что между различными религиозными учениями царит общее доброе согласие. Как мне сообщили представители религиозных кругов Краснодарского края во время межконфессиональной встречи, отношения между конфессиями меньшинств такие же хорошие, как и между тремя основными религиями, а именно между православной, мусульманской и армянской. 34. Я всегда считал, что религия является фактором мира и согласия между различными общинами. На меня произвело большое впечатление то мощное религиозное обновление, которое затронуло все конфессии в России в конце 1980-х годов, и что особенно важно, это обновление происходило, как правило, в атмосфере согласия. Я смог убедиться в том, что статья 28 Конституции, которая гарантирует свободу совести и религий, в основном соблюдается. Кстати, этот процесс активно поддерживается на всех уровнях государства. И если в Конституции предусматривается строгое разделение между государством и религией, на федеральном уровне и на уровне регионов оказывается финансовая и материальная помощь различным общинам с целью одновременного развития религии и терпимости. 35. В октябре 2004 года российская Дума приняла закон, предоставляющий религиозным организациям неограниченное право пользования земельными участками, на которых построены здания для отправления религиозного культа. Когда я встречался с губернатором Хабаровского края господином Виктором Ишаевым, он сообщил мне, что область финансирует 15 религиозных учреждений, и что в 2005 году будут построены еврейский культурный центр, синагога и несколько зданий для мусульман, тоже при содействии местной администрации. Со своей стороны губернатор Свердловской области господин Эдуард Россель представил мне конкретную программу, подготовленную в этой области, по содействию развитию религии и предотвращению каких-либо межобщинных разногласий: было восстановлено 316 культовых сооружений; построено 12 мечетей, а также католическая церковь и синагога – по словам губернатора, это – самая красивая синагога в Российской Федерации. В области создан Совет по делам религии и имеется Дворец искусств, открытый для всех национальностей и для всех видов художественного творчества. 36. Еще более интересен пример Республики Татарстан. Как я уже отмечал, рассказывая о соблюдении прав национальных меньшинств, Татарстан представляет собой настоящую лабораторию, в которой все определяется духом сотрудничества и диалога – эти две ценности поддерживаются как Президентом Республики Татарстан, так и главным муфтием Казани, который представляет религию большинства населения этого региона. Доброе отношение демонстрируется на самом высоком уровне. Во время моего посещения главного храма города, который находится в древнем Казанском Кремле, меня сопровождали митрополит Казани и главный муфтий Казани. Все представители, с которыми я встречался, подчеркивали существование очень хороших отношений с другими конфессиями и с местными властями. В настоящее время Казань представляет собой один из главных центров мусульманской культуры, чему в немалой степени способствует знаменитый Исламский университет. В этом университете проходят обучение учащиеся со всех уголков России. На меня произвел большое впечатление тот факт, что среди слушателей, которых мне представили, был и чеченец. 37. Как в Татарстане, так и в других регионах, религии выполняют не только духовную задачу. Они предоставляют значительную социальную помощь, особенно для самых уязвимых людей (детей, сирот и пожилых людей), и я в этом убедился в Казани. Православная церковь Краснодарского края участвует в борьбе против наркотиков и оказывает помощь детям из неимущих семей. Я хотел бы приветствовать эту работу, благодаря которой различные религии стали важными участниками процесса развития и поддержания гражданского мира, а также и мира социального. 38. В завершение я хотел бы поднять несколько проблем, о которых мне говорили и с которыми я сам встречался. Во-первых, мне сказали, что некоторые религиозные группы, например, «Свидетели Иеговы», сталкиваются с определенной дискриминацией. Все это противоречит Европейской конвенции о защите прав человека, гарантирующей свободу совести и религии, при условии соблюдения общественного порядка. Однако складывается впечатление, что в некоторых регионах это право соблюдается не в полной мере, и что некоторые религиозные общины подвергаются особой дискриминации. 39. Необходимо упомянуть о положении католиков. В мою роль не входит излагать мнение об отношениях между Патриархатом Русской Православной Церкви и Римской Католической Церковью. Однако я смог убедиться в том, что федеральные и местные власти не всегда прислушиваются к католикам так, как к другим религиям. Я сожалею об этом. В Казани католическая община отправляет свои мессы в маленькой запущенной часовне, поскольку научно-исследовательский институт, который много лет тому назад занял бывшее здание церкви, отказывается его вернуть. Власти обещали помочь в строительстве нового храма, и уже был заложен первый камень. Надеюсь, что в ближайшее время этот проект будет реализован, для того чтобы католическая община Казани наконец смогла получить достойное место для отправления своего культа. Я призываю также различные органы местных и федеральных властей найти аналогичные решения в субъектах Федерации, где возникают такие же проблемы. 40. Наконец, как мне рассказали, православная церковь и министерство образования хотели бы включить в школьную программу обучение основам православной религии. Лично я всегда поддерживал обучение основам религии, поскольку я думаю, что это способствует лучшему пониманию самого себя и своего ближнего. Тем не менее, у меня возникает вопрос, целесообразно ли обучать только православной религиозной культуре в многоэтническом и в многокультурном обществе, тем более в светском государстве. Напоминаю, что ценности светского государства имеют основополагающий характер и являются самой основой свободы совести и религии. Поэтому я призываю федеральные власти дополнительно обдумать эту проблему и снять данный проект, или, в крайнем случае, предусмотреть такой предмет, который бы позволил изучать все религии, представленные на территории России. |