ДОКЛАД О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 2004 ГОДУ (Извлечение) Недавно вступивший в силу Федеральный закон \"Об альтернативной гражданской службе\" не снял всей остроты проблем для граждан, по своим убеждениям, в том числе религиозным, желающих заменить такой службой прохождение военной службы по призыву. Закон серьезно усложняет процедуру прохождения альтернативной гражданской службы, возлагая на военнообязанного бремя доказывания своих убеждений. Установлен обязательный срок прохождения гражданской службы, значительно превышающий срок службы по призыву. Без убедительного экономического обоснования введен экстерриториальный (за пределами субъекта Российской Федерации, где проживает призывник) принцип ее прохождения, что ведет к значительным транспортным расходам и выглядит, скорее, как способ \"устрашения\" граждан, выбравших альтернативную службу. Не исключается возможность прохождения гражданами альтернативной службы и действительной военной службы в одних и тех же учреждениях с общими служебными помещениями и местами отдыха, что может привести к возникновению неуставных отношений. Не сформирована эффективная система призыва на гражданскую службу. Поэтому не случайно, что до сих пор число призывников - \"альтернативщиков\" незначительно (по данным СМИ, их общее число по России за два призыва 2004 года - весенний и осенний - составило в общей сложности не более 1,5 тыс. человек). По мнению Уполномоченного, целесообразно внести изменения в закон с целью приведения его в соответствие с европейскими и мировыми стандартами. Прежде всего необходимо, чтобы экстерриториальный принцип прохождения службы применялся не в качестве фактического наказания военнообязанных за отказ от военной службы, а как исключительная мера, обусловленная, например, необходимостью командировать их в отдаленные регионы в целях борьбы со стихийными бедствиями и иными катаклизмами. Проблема преодоления этнической и религиозной розни Россия является полиэтнической и мультиконфессиональной страной, что влечет за собой проблемы, которые необходимо решать на основе закона, взвешенно, в духе взаимного сплочения, отказа от воинственного навязывания собственной воли (как со стороны большинства, так и со стороны различных меньшинств). В сохранении гражданского мира, процветании государства и населяющих его народов особую роль играет предотвращение этнической и религиозной нетерпимости. Президент Российской Федерации неоднократно, совершенно обоснованно выражал свою озабоченность в связи с опасностью подобной нетерпимости, подчеркивал, что любые проявления ксенофобии и бытового национализма абсолютно недопустимы. Российская Федерация унаследовала от СССР многие неразрешенные проблемы межнациональных отношений, некоторые из которых даже обострились. Взамен пропаганды пролетарского интернационализма не был предложен продуманный и убедительный проект планомерного воспитания национальной и религиозной толерантности. В возникшем вакууме активно развернули свою пропагандистскую и организационную деятельность общественные и политические группы, базирующиеся на идеях жесткого великодержавного шовинизма, которые в настоящее время начинают все сильнее влиять на позицию ряда представителей государственной власти. Дальнейшее равнодушие, а иногда и попустительство со стороны некоторых органов власти (особенно судебной), может привести к очень серьезным последствиям и поставить под вопрос базовые права многих российских граждан, создать угрозу целостности страны. Налицо также обострение националистических (в том числе антирусских) проявлений со стороны активистов некоторых этносов, населяющих Россию, в том числе на Северном Кавказе и в ряде других регионов страны. Существующие в ряде национальных республик в составе России тенденции приводят к системной латентной дискриминации по отношению к гражданам \"нетитульной\" национальности. Наметилась тревожная, чреватая долговременными центробежными последствиями тенденция к исходу русского населения из ряда республик Российской Федерации. Как часто бывает в подобных случаях, один тип экстремизма подпитывает другой, прямо противоположный. А некоторые политические группы бесстыдно используют и тот и другой в своих эгоистических краткосрочных целях. Проявление религиозной нетерпимости является продолжением нетерпимости национальной. В настоящее время в России наблюдаются разногласия между представителями различных конфессий и религиозных организаций. Имеются случаи необъективного, избирательного, не соответствующего Конституции Российской Федерации отношения властей (особенно на региональном уровне) к различным вероучениям и к практикующим их объединениям граждан. Обеспечить единство страны можно только воспитанием смолоду у всех граждан уверенности в том, что принадлежность к российскому гражданству с вытекающими отсюда конституционными правами и обязанностями превалирует над любыми другими системами и институтами лояльности, в том числе этническими и религиозными. Существование объективных исторических, социально-экономических и политических предпосылок к распространению ксенофобских настроений в российском обществе делает особенно важной роль государства в совершенствовании и строжайшем исполнении законов, препятствующих этому. В настоящее время в Российской Федерации действует целый ряд нормативных правовых актов, прямо или косвенно затрагивающих проблему противодействия национальной и религиозной нетерпимости, ксенофобии, расизму и другим формам экстремизма. В истекшем году наметилась тенденция к несколько более строгому применению этих актов к лицам, совершившим преступления на национальной и религиозной почве. Но в целом исполнительная власть и суды проявляют малопонятную снисходительность по отношению к профашистским, экстремистским националистическим группировкам. Анализ правоприменительной практики демонстрирует серьезное несоответствие законодательства и реального положения дел в этой сфере. Вопрос состоит в том, чтобы применять существующие нормы систематически и по назначению, не пытаясь списывать проявления национального и религиозного экстремизма на обычное хулиганство, как это, к сожалению, сплошь и рядом все еще происходит. Принципиально важно также, чтобы борьба с этим злом велась не в рамках периодических кампаний, а на постоянной основе. |