Кузьменко Н.Н.
В последнее время часто используется понятие толерантности в научной литературе, публицистике, в политике, в образовании, даже в быту, его изучением занимаются многочисленные исследователи разных направлений: политологи, юристы, социологи, философы, психологи, педагоги, культурологи. Внимание исследователей к данной проблеме объясняется не только ее неразработанностью, но, прежде всего, тем, что насилие, недоброжелательность, взаимная нетерпимость, озлобленность, жестокость, агрессивность все чаще проявляются в обществе, а через средства массовой информации и социальное окружение все больше распространяются среди подрастающего поколения. Во всем мире участились акты насилия, терроризма, национализма, дискриминации по отношению к национальным, религиозным и языковым меньшинствам, беженцам, мигрантам, социально незащищенным группам и лицам. Эти негативные социальные явления можно рассматривать как следствие недостаточности или отсутствия толерантности у отдельных людей и социальных групп.
Для России эта проблема сегодня не менее актуальна, чем для всего остального мира. Эскалация конфликтов, любые появления интолерантности потенциально угрожают всем частям страны Резкое снижение жизненного уровня, углубляющиеся социальное расслоение, деление на непривычные для нашего общества социальные группы, утрата смысла жизни у большой части населения привели к росту социальной напряженности. В обществе не прекращаются межэтнические и межконфессиональные конфликты, растет сепаратизм и национальный экстремизм. Наиболее остро эти конфликты проявились на Северном Кавказе в всплесках сепаратизма, фанатизма, фундаментализма, которые в крайних формах своего выражения приводят к терроризму. Все это является не только препятствием на пути развития общества, но и представляет собой угрозу безопасности и целостности страны.
Территория Северного Кавказа, куда входит и Карачаево-Черкесская Республика, была присоединена к России немного более столетия назад. Но народы, которые населяли этот регион к моменту его присоединения, находились на другой социально-экономической и цивилизационной стадии развития, т. е. соединялись не две территории, а два социальных мира, два культурных пространства. В ходе дальнейшего развития страны происходило формирование единых культурных и ценностных норм, которое осуществлялось на основе русского языка. Поэтому сейчас важнейшей проблемой на уровне государственной политики становится сохранение единого социокультурного пространства как пространства единых культурных смыслов, норм, ценностей, форм социального взаимодействия.
Несмотря на популярность, понятие толерантности не является однозначным. По определению В.Тишкова, толерантность,- "личностная или общественная характеристика, которая предполагает осознание того, что мир и социальная среда являются многомерными, а значит, и взгляды на этот мир различны и не должны сводиться к единообразию или в
Толерантность по М.Липману это терпеливость, выносливость, психическая устойчивость при наличии фрустраторов и стрессоров.
Характерные черты толерантности определены в Преамбуле Устава ООН: …проявлять терпимость и жить вместе, в мире друг с другом, как добрые соседи«. К. Уэйн приходит к выводу, что »толерантность не просто признание и уважение убеждений и действий других людей, но признание и уважение самих «других людей«, которые отличаются от нас. В качестве »других« признаются и отдельные индивидуумы, и личности в качестве представителей этнических групп, к которым они принадлежат. Для полиэтничного региона это особенно актуально, т. к. объект нетерпимости представители конкретных этносов и эти самые этносы в целом.
Толерантность необходима по отношению к особенностям различных народов, наций и религий; она является признаком уверенности в себе и сознания надежности своих собственных позиций, признаком открытого для всех идейного течения, которое не боится сравнения с другими точками зрения и не избегает духовной конкуренции.2 Толерантность является ценностью и социальной нормой гражданского общества и проявляется в праве всех индивидов гражданского общества быть различными. Она обеспечивает баланс между различными этническими, политическими, религиозными и другими социальными группами и предполагает уважение к различным культурам, цивилизациям и народам, готовность к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям, социальному и профессиональному положению. Терпимость означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности.
В последние годы получило широкое распространение такое толкование толерантности как терпимость, спокойное отношение к всевозможным вариациям мировоззрения, поведения и внешнего облика другого человека, при том, что самому человеку подобные особенности не свойственны. То есть, толерантность предусматривает отсутствие сословных, культурных, корпоративных и этнических предрассудков, предубеждений против тех, кто на нас не похож по тем или иным параметрам. Сама эта непохожесть не выступает для толерантной личности раздражающим фактором.3 В современном понимании толерантность есть способность человека, сообщества, государства слышать и уважать мнение других, невраждебно встречать мнения, отличные от своего.
Понятие толерантности, хотя и отождествляется большинством источников с понятием терпения, имеет более яркую активную направленность. Толерантность не пассивное, не естественное покорение мнению, взглядам и действию других; не покорное терпение, а активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя взаимопонимания между этносами, социальными группами, во имя позитивного действия с людьми иной культуры, национальный, религиозной или социальной среды.
При этом толерантность предполагает отказ от оценочных суждений на основании несущественных, малозначимых различий (внешний облик, национальные особенности характера, культурно обусловленные нормы поведения). Но это не означает всеядность«, принятие и допущение любых отклонений от общепринятых оценок и привычных норм поведения. Толерантность предполагает взаимодействие, взаимность (уступки со стороны обеих сторон) и учет интересов каждого. Не может быть односторонней толерантности.
Подлинная толерантность является качеством развитой, зрелой личности, то есть такой, которой для самоутверждения не требуется унижения другого человека, но которая обладает адекватной самооценкой, высоким чувством собственного достоинства и системой нравственных норм и ценностей. Можно даже сказать, что толерантность является неотъемлемым качеством зрелой личности. Поскольку зрелость личности предполагает наличие таких черт, как ответственность за свои чувства, мысли и поступки, выбор сотрудничества как стиля взаимоотношений, принятие себя и другого человека целиком, таким, какой он есть, гибкость и способность к адаптации. Толерантность проявляется в определенных стратегиях поведения. Актуальность формирования толерантности определяется тем, что при ее отсутствии в поведении человека возникает не пустота, а противоположные черты агрессивность, жестокость, насилие.
Толерантность формируется при наличии у субъекта адекватной самооценки, навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях, осознанности мотивации терпимости. В основе толерантности личности самоуважение, чувство собственного достоинства, отсутствие комплекса неполноценности. Следовательно, формирование этих способностей должно способствовать воспитанию в духе толерантности.
Толерантность как особенность сознания или личностная черта не присуща человеку изначально и может никогда не появиться. Поэтому она должна быть специально воспитана, сформирована. Воспитание толерантности предусматривает отказ от социальных предубеждений, негативных социальных стереотипов в пользу объективного отношения к любому человека вне зависимости от его индивидуальных особенностей.
Основными компонентами понятия толерантность« являются активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости. Целью формирования данных социально-психологических качеств является позитивное взаимодействие с людьми иных культур, взглядов, позиций, ориентацией. На развитие толерантности личности влияют как внутренние, так и внешние факторы. Из внешних факторов, препятствующие процессу ее формирования в нашем обществе в настоящее время отмечают следующие:
Отсутствие в обществе устоявшихся традиций многообразия мнений.
Развившееся у людей в последнее время чувство национального унижения«, связанного с распадом СССР, нарастающей зависимостью от других стран. Следствием этого является рост националистических настроений и популярность экстремистских идей, которые передаются и молодежи, и детям.
Свойственные многим молодым людям эгоцентрические установки сознания. Эгоцентризм это видение мира через призму только своих интересов, с точки зрения, наивно оцениваемой как исключительно правильной. Многие не могут даже представить себе, что перед ними другая культура со своей собственной, особой логикой мышления и поведения. И зачастую пытаются проецировать на других собственные мысли и качества, кроме того, наши подростки невежественны в вопросах толерантности и даже не вполне знакомы с этим понятием. 4
Внутренние факторы, которые сдерживают развитие толерантности агрессивность, несдержанность, черты темперамента, негативные формы самоутверждения.
К факторам, способствующим развитию толерантности молодежи, можно отнести те, которые связаны с процессом образования (рост осмысленности восприятия, формирования мировоззрения, расширение кругозора, развитие самосознания, становление адекватной самооценки) и местом в социальной жизни. Здесь на первый план выходит проблема трудовой деятельности.
Рассмотрим подробнее взаимодействие этих двух факторов (образования и трудовой деятельности) и то, как они проявляются в настоящее время в условиях такого сложного полиэтничного и поликонфессионального региона России, как Карачаево-Черкесская Республика.
Трудно не согласиться с американским теоретиком образования М. Липманом, который убежден в том, что если общество не тратит усилия на образование, не работает целенаправленно и систематически, чтобы с помощью образовательных мер уменьшить насилие и развивать миролюбие и толерантность, оно не имеет мира.
Образование не сводится к усвоению знаний. Это, скорее, изменение всего духовного мира личности, а не только социально-познавательного статуса. Образование влияет на деятельность личности, ее субъективные (знания, умения, навыки, потребности, мотивы, самооценку) и объективные (профессиональное становление, карьерный рост и др.) характеристики. Говоря о значении образования для общества, уместно вспомнить высказывание древнекитайского философа Конфуция, который утверждал, что для процветания государства нужны три вещи много хлеба, сильное войско и надлежащее состояние умов. Однако очень часто упускается вторая часть этого высказывания. Когда мудреца спросили, чем можно пожертвовать в случае крайней необходимости. Армией«, был ответ. Но если потребуется пойти на другие жертвы и лишения? Конфуций предлагал значительно сократить экономический потенциал, но не жертвовать состоянием умов.
Образование как социальный институт направлено не только на производство специалиста как профессионала, но и на воспитание ценностей и идеалов будущего специалиста, формирование его мировоззрения, возможностей продуктивного взаимодействия с окружающими людьми и социальной ответственности перед обществом. Главным приоритетом образования является качество образования, его адекватность запросам и потребностям общества, государства, личности. Цель подготовки будущих специалистов их умение решать задачи, стоящие перед страной, а не их пресловутая конкурентноспособность. Конкурентоспособным и компетентным человека делает система знаний, выстроенных на основе взглядов, убеждений, цельного миропонимания, национальной культуры, патриотизма, уважения прав и свобод личности.
Влияние образовательного пространства вуза на нравственное развитие юношеского возраста осуществляется через действие идентификации, подражания, внушения, конформности. Поэтому доминирующим направлением в решении задач воспитания толерантности является ориентация личности будущего специалиста на духовные ценности при формировании ее профессиональных качеств.
Задача высшего образования воспитать специалиста, отличающегося терпимостью к различным мнениям, непредубежденностью к оценке коллег, партнеров и событий, способного творить свою судьбу и судьбу своей многонациональной страны, быть в ответе за мир своей малой родины, своего региона, своего государства. Только развитая личность, человек высокой общей культуры, обладающий духовно-ценностной мотивацией способен к толерантному мышлению и поведению. Высшее образование, как часть общей образовательной системы, способно эффективно работать в этом направлении. Возможности для развития личности, повышения общей культуры и формирования толерантного сознания студентов заложены прежде всего в программе гуманитарных дисциплин.
При правильном подходе на формирование толерантности способно значительно повлиять само содержание этих дисциплин, которые в этом отношении имеют огромный потенциал. Так, курс истории Отечества дает представление о сложном, неоднозначном и порой драматическом развитии взаимоотношений народов России, а также о традиции дружественного и благополучного их сосуществования. Особенности и задачи этого курса замечательно выразил В.О.Ключевский: История не безупречна, но упрекать ее бесполезно. А вот изучать необходимо«.
В курсе философии при изучении истории философии студенты знакомятся с различными философскими взглядами и системами, имеющими как сходные, так и различающиеся положения, при этом каждая философская концепция имеет право на существование. При изучении основных философских проблем рассматриваются различные, порой противоположные подходы к их пониманию и решению, что убеждает студентов в том, что не существует простых, однозначных ответов на сложные вопросы, которые бы принимались всеми без исключения. Курс социологии и политологии показывает, что общество состоит из множества социальных групп, различных по возрастным, профессиональным, образовательным, имущественным, этническим, конфессиональным, идеологическим, и другим признакам. Соответственно существует большое количество политических партий и групп, выражающих интересы различных социальных групп, и в демократическом обществе все эти интересы имеют право на существование и уважительное отношение. Изучение истории культуры дает представление о неоценимом вкладе достижений разных стран и народов в становление и развитие мировой культуры и современной цивилизации, иностранных языков возможность знакомства с иноязычной культурой, образом жизни, манерами общения, обычаями и традициями других стран.
Одной из основных целей курса психологии является формирование психологической культуры будущих специалистов, что включает в себя глубокое и адекватное понимание и осознание человеком своих внутренних процессов, состояний и свойств, понимание других людей, их психологических особенностей и состояний, а также умение налаживать и поддерживать доброжелательные, гуманные отношения с людьми. Психологическая культура дает не только теоретические знания о конфликте как социально-психологическом феномене, но и знания о возможных стратегиях поведения и умения реализовать эти стратегии в конкретных ситуациях. Зачастую агрессивное поведение, проявляющееся в насилии, агрессивности, враждебности, злобности, связано с неумением вести себя в конфликтных ситуациях, с незнанием способов конструктивного решения конфликтов. Использование национально-регионального компонента помогает продемонстрировать терпимость и уважение к различным культурам.
Таким образом, на основе изучения гуманитарных дисциплин можно сформировать понимание изменчивости культуры и незапрограммированности истории, лишь гуманитарно образованный человек может не догматически понимать основы знания, в том числе и естественнонаучного, понимать то, что само это знание исторически и культурно определено. К сожалению, сейчас в блоке гуманитарных дисциплин при подготовки специалистов негуманитарного профиля (в частности, экономистов) является обязательным изучение лишь истории Отечества, философии, правоведения, иностранного языка, остальные переведены в разряд дисциплин по выбору (что на деле означает изучение лишь одной из трех четырех) или вовсе отсутствует, как например, социология, этика и религиоведение. При этом количество часов на их изучение с каждым годом сокращается.
Что касается форм и методов обучения, то здесь тоже существуют хорошие возможности для формирования толерантности. Применение диалоговых и дискуссионных методов помогает студентам в развитии умений не только формулировать, высказывать и отстаивать свои мысли, но и внимательно и уважительно выслушивать мнений оппонентов, не согласных с их точкой зрения. Принцип диалога, неразрывно связанный с принципом толерантности, должен являться не только средством обучения, но и его целью. Творческое использование принципа толерантности в процессе обучения становится залогом эффективности образования, с одной стороны, а также создает благоприятные условия для дальнейшей распространения толерантности в другие сферы социальных отношений.
Успешность формирования толерантной личности студента во многом определяется толерантной культурой преподавателя. Научить молодых людей общаться на равных, уважительно относиться к разным мнениям, развивать позитивное мышление основа партнерских отношений между представителями разных поколений.
Но процесс формирования личности, выработки стратегий поведения не ограничивается временем обучения. Дальнейшее развитие личностных особенностей и их коррекция происходит, когда молодой человек выходит в большой мир«, включается в трудовую деятельность. Во многом от профессиональной деятельности, от успешности трудоустройства зависит, какие черты личности закрепятся, а какие появятся новые. Не может человек быть благополучным, настроенным на конструктивное взаимодействие, если он не реализовал себя как специалист, на нашел свое место »на рынке труда«, когда безработица является для него не абстрактным понятием, а жестокой реальностью.
В связи с этим с большой тревогой приходится констатировать, что среди многочисленных социальных, политических, экономических и других актуальных проблем, стоящих перед жителями Карачаево-Черкесской Республики, на первом месте безработица. И опросы общественного мнения, проводящиеся в республике, четко выявляют значимость этой проблемы для населения (72,4%). В некоторых районах эта проблема является первоочередной для 90% жителей.5
КЧР относится к регионам России с низким уровнем экономического и социального развития (с учетом уровня валового республиканского продукта, уровня жизни населения, уровня безработицы, объема инвестиций, внешнеторгового оборота). В 2004 году среднедушевой доход населения в республике, равно как и заработная плата, был почти вдвое ниже среднероссийского показателя и составил 3191 руб. (по России 6746 руб.).6 Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума составляет 42%, что почти на четверть превышает среднероссийское значение.
На регистрируемом рынке труда сохраняется начавшаяся с июля 2004 года тенденция к увеличению численности официально зарегистрированных безработных, что обусловлено продолжающимся сокращением численности работников крупных и средних промышленных предприятий и организаций отраслей строительства, сельского хозяйства, жилищно-коммунального хозяйства и транспорта. Уровень общей безработицы увеличился с 20,1 до 20,6%. Численность зарегистрированных в службе занятости безработных увеличилась за год в 2.2 раза.7
Безработными по действующему законодательству считаются лица, которые могут быть приняты на работу и активно ее ищут. Для получения статуса безработного и пособия по безработице необходимо выполнение ряда условий (регистрация в службе занятости; активный поиск работы, отсутствие других источников дохода, сотрудничество со службой занятости, выполнение ее рекомендаций). Использование режимов неполной занятости и вынужденных неоплачиваемых отпусков искажает реальную картину занятости трудоспособного населения. Это обусловливает частично тот факт, что численность зарегистрированных безработных существенно отличается от реального количества безработных, по мнению некоторых специалистов, в несколько раз. Уровень общей безработицы за 2004 год увеличился с 20,1 до 20,6% за счет снижения численности экономически активного населения. В городской местности уровень безработицы снизился с 13,6 до 8,6%, в сельской местности увеличился с 25,3 до 31,2%. Для сравнения, так называемый естественный уровень безработицы для развитых стран Запада принято считать равным
Увеличение предложения рабочей силы на рынке труда вызвано как процессом высвобождения рабочей силы, активизацией текучести кадров, вынужденной миграцией населения, так и увеличением числа людей, ищущих работу или дополнительный заработок в свободное от основной работы или учебы время.
Изменилась и структура регистрируемой безработицы, увеличилась доля: безработных с низким образовательным уровнем,
молодых людей от 16 до 29 лет,
лиц, ранее не приступавших к трудовой деятельности.
По уровню образования преобладающей группой населения в составе безработных являются лица со средним общим образованием (44,7%), т.е. не имеющих специальной профессиональной подготовки. Это говорит о том, что несмотря на недостаточную востребованность высококвалифицированных работников, высокий уровень образования позволяет быстрее адаптироваться к особенностям рыночной экономики. Нередко это смена вида деятельности, порой на ту работу, которая не требует высшего профессионального образования, но все же этот уровень образования многим позволяет иметь доход от трудовой деятельности и не расширять контингент безработных. В структуре безработных увеличилась доля лиц, не имеющих полного среднего образования, с 6,9 до 18,2%.
Среди наиболее уязвимых социальных групп в КЧР (сельские жители, пенсионеры, бюджетники) особое место занимает молодежь. Поскольку наиболее многочисленную категорию безработных 34,8% составляют молодые (в 2003 году 33%)8, т.е. удельный вес молодежи в общем числе безработных постоянно растет.
В целом молодежная« безработица продолжает оставаться острой социальной проблемой в республике. Такое положение сложилось, в том числе, и в результате несоответствия объемов и профилей подготовки рабочих и специалистов в профессиональных образовательных учреждениях разного уровня, а отсутствие перспектив экономического развития страны и нашего региона, не позволяют прогнозировать потребности в квалифицированных кадрах и, соответственно, готовить их.
Одной из серьезных социальных проблем, осложняющих ситуацию на молодежном рынке труда, является угроза безработицы для завершивших учебные заведения молодых специалистов. Среди лиц, ранее не приступавших к трудовой деятельности, 40,1 % выпускники учебных заведений. Им найти работу трудно, поскольку работодатели, как правило, предпочитают работников с опытом. С отменой обязательного распределения, которое гарантировало постоянной рабочее место и необходимый минимум социальных гарантий, многие выпускники учебных заведений вынуждены начинать свою трудовую жизнь с получения официального статуса безработного.
Опросы работодателей показывают, что они заинтересованы в приеме на работу специалистов с высоким уровнем образования, и выпускники начальных и средних профессиональных учебных заведений по таким специальностям, как менеджер, бухгалтер, банковский служащий, коммерсант, юрист, явно будут испытывать трудности при приеме па работу
На начало 2005 года в качестве безработных зарегистрировано 10,2% от общего числа выпускников 2004 года. Причем наибольшую долю составили безработные из числа выпускников, окончивших средние профессиональные учебные заведения (16,5%). Наименьшее количество безработных из числа выпускников отмечается среди начальных профессиональных учебных заведений (6,4%).
В соответствии с существующими требованиями не считаются безработными те, кто закончил 9 классов и в силу ряда причин не смог учиться дальше, но хотел бы работать. Школа в настоящее время ориентирована на сокращение получающих общее среднее образование. Из девятиклассников в 10 класс приходит меньше половины и только часть из оставшихся идет в лицеи и колледжи. Нынешние реформы школьного образования ведут к установлению платного обучения, что еще больше усилит отток подростков из школ и еще больше увеличит число безработных и, соответственно, напряженность в социальной сфере. Профессии эти дети не приобретут, так как система начального профессионального обучения в стране разрушается с катастрофической быстротой. Главной причиной чего являются проводимые в этой сфере реформы. Например, перевод части СПО из федерального в местный бюджет финансирования ведет к закрытию некогда не только вполне благополучных, но и крайне нужных в республике учебных заведений, например, лицей № 8 г. Черкесска. Там учились дети из малообеспеченных, многодетных, неполных семей, дети-сироты. (Насколько сложен контингент учащихся, говорят такие факты: треть из них состояла на учете в инспекции по делам несовершеннолетних.) Они не только бесплатно учились, но и бесплатно питались, получали стипендию, жили в общежитии. Только благодаря этому они имели возможность учиться тем самым нужным в республике специальностям, которые наиболее востребованы на рынке труда: строители, сварщики, автослесари, повара.
В настоящее время профессионально-технические училища, готовившие кадры по рабочим специальностям, или преобразуются в колледжи и лицеи с платным обучением, или вообще ликвидируются. Но на рынке труда устойчивым спросом пользуются газоэлектросварщики, электрики, машинисты, трактористы, рабочие строительных профессий, слесари-сантехники и др. Следовательно, в республике требуется сохранение и дальнейшее развитие прежде всего начального профессионального образования, занимающегося подготовкой по рабочим специальностям.
Рынок образовательных услуг в республике в последние годы значительно расширился, имеются учебные заведения всех уровней профессионального образования, но в структуре учебных заведений преобладают ВУЗы. Среди выпускников 2004 года 47,8 % так же составляют специалисты с высшим образованием. И как следствие проблема несоответствия спроса и предложения рабочей силы. Так, в банке вакансий заявлено 17% для специалистов и служащих, а предложение рабочей силы специалистов из числа выпускников учебных заведений составляет 86,7%.
На 1 январи 2005 года потребность в работниках, заявленных предприятиями в органы службы занятости, оказалась на 24.4% меньше, чем в прошлом году. В структуре вакансий преобладает спрос на рабочие профессии 91,5 %. Среди предлагаемых вакансий большую часть занимают непрестижные и малооплачиваемые рабочие места. Так оплата труда 41,3% заявленных вакансий ниже прожиточного минимума.9 Средний размер оплаты труда по заявленным вакансиям составил 1850 рублей.
Период поиска необходимого места работы остается продолжительным. Большинство безработных (75,3%) ищут работу более года (по России 38%). Среднее время поиска работы увеличилось с 11,6 до 12,2 месяцев (по России 8,5 месяцев).
Анализ банка данных показывает, что количество и структура вакансий не только недостаточны для снятия напряженности на рынке труда, но в среднем по республике коэффициент напряженности увеличился с 3,6 до 10,3.10 Структурный дисбаланс рынка труда является следствием целого ряда проблем, к которым не в последнюю очередь следует отнести проблемы профессионального обучения и переобучения.
Неоднозначно следует оценить и возможности трудоустройства молодежи в расширяющийся малый бизнес. С одной стороны некоторые благоприятные для работников нововведения: гибкий график, относительно высокий уровень оплаты труда, а с другой распространены грубые нарушения трудовых прав работников: излишняя продолжительность рабочего дня, наем без трудового договора, отсутствие страхования и оплаты больничных листов, увольнения за малейшие нарушения и без выходного пособия и так далее. То есть, существует экономический сектор с трудовыми отношениями, не контролируемые государством и трудовым правом.
Еще одной специфической чертой региона является использование личных и родственных связей, в том числе и при поиске работы. Так студенты г. Черкесска, отвечая на вопрос, что необходимо для успешного трудоустройства по специальности, поставили на первое место связи, знакомства, протекции, рекомендации.11
Поскольку доля безработных среди молодежи выше, чем среди взрослых, то это может иметь негативные последствия для устойчивости социальных систем вследствие психических и физиологических особенностей молодых людей, в том числе их повышенной активности и восприимчивости как к хорошему, так и к плохому. Обучение и образование молодежи дает возможность дальнейшего трудоустройства на более квалифицированную и лучше оплачиваемую работу; защищает в определенной степени от асоциальной деятельности и опасных увлечений (алкоголизм, наркомания).
Таким образом, из всего спектра проблем, стоящих перед республикой, особое место занимает проблема трудовой занятости молодых людей. Это связано как с объективными причинами (отсутствие вакансий на рынке труда, низкий уровень квалификации или вовсе отсутствие ее), так и с нежеланием некоторых предпринимателей принимать в штат молодых. Решение проблем образования, активного вовлечения молодых людей в трудовую деятельность, сокращение молодежной безработицы, снижение уровня социальной напряженности, предотвращение экстремизма, формирование терпимого и уважительного отношения к другим, обеспечение экономического развития и социально-политической стабильности это все звенья одной цепи.
Можно сделать вывод: проблема формирования толерантности молодежи не может иметь решения вне комплекса социально-экономических проблем региона. В свою очередь, для обеспечения социальной стабильности и экономического развития КЧР требуется решение вопроса о занятости молодежи, что неразрывно связано с профессиональным образованием.
В многонациональном обществе существуют различные культурные традиции и моральные нормы, вместе с эволюцией самого общества отчасти изменяется и система ценностей. Но различие систем ценностей и норм морали не должны являться источником конфликтных ситуаций, поэтому именно сейчас стала особенно актуальной проблема становления терпимого отношения к людям иной этнической и конфессиональной принадлежности. Опасность возникновения межэтнических и межконфессиональных конфликтов, в том числе и грозящих перерасти в глобальные, требует формирования новой культуры отношений, построенных на уважении, принятии чужой культуры, умения находить решение проблемы через диалог, доброжелательно относиться к многообразию жизни. Одна из важных сфер, где осуществляется формирование толерантности сознания молодежи система образования.
Дальнейшая судьба нашего государства в значительной степени зависит от решения сложных задач воспитания формирование уважения и терпимости к другим людям, к противоположной точке зрения, овладения правилами общественной полемики, которые обеспечивают диалог в обществе. Еще предстоит искать решения поставленных временем проблем соотношения прав личности и этносов, функционирования национальных языков и национальных культур, выработать оптимальные нормы взаимоотношений в обществе.
Литература
1 Очерки теории и политики этничности в России. М., 1997. С. 258.
2 Краткая философская энциклопедия. / Под ред. Гуського Е.Ф., Кораблевой Г.В., Лутченко
3 Степанов С. Популярная психологическая энциклопедия. М., 2003. с. 566.
4 Пильнова А.И. Проблемы формирования толерантного сознания учащихся / http://2003.pedsovet.alledu.ru/index/640
5 По результатам опросов Центра мониторинга социальных процессов Эксперт« и регионального информационно-аналитического Центра в КЧР.
6 Экономическое и социальное положение Карачаево-Черкесской Республики в 2004 г. Черкесск, 2005. С. 102.
7 Мониторинг регистрируемой безработицы. Основные показатели деятельности службы занятости населения КЧР. Январь декабрь 2004 года. Выпуск тридцатый. Черкесск. 2005. С. 5, 6.
8 Там же,. с.8.
9 Там же, с.8.
10 Там же, с 4.
11 Социальный портрет студента г. Черкесска. Выпуск 1. Материалы социологических исследований. Черкесск, 2004. с.22.