Логотип Российское Объединение исследователей религии (Russian Association of Scholars in Religion)
Логотип  Общероссийская общественная организация
Логотип
Логотип

Юрий Самодуров,
директор Музея и общественного центра имени Андрея Сахарова
Людмила Василовская, куратор постоянной экспозиции и руководитель выставочной
группы Музея и центра имени Андрея Сахарова

ПЕРВЫЙ ИДЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС В «ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ» РОССИИ

Введение

28 марта 2005 г. Таганский суд г.Москвы вынесет приговор по уголовному делу № 4616 о проведении в Музее и общественном центре имени Андрея Сахарова выставки «Осторожно, религия!». Директор музея Юрий Самодуров, руководитель выставочной группы музея Людмила Василовская и художник и поэт Анна Михальчук обвиняются прокуратурой по статье 282 УК ч.1 и 2 в подготовке и проведении в Москве, в Музее и центре имени Андрея Сахарова в январе 2003 г. выставки «Осторожно, религия!», кото-рая, по мнению прокуратуры, «возбудила ненависть, а также унизила национальное дос-тоинство большого числа верующих в связи с их принадлежностью к христианской рели-гии, в особенности к православному христианству и Русской Православной церкви».

Представитель государственного обвинения, прокурор Кира Гудим потребовала в судебном заседании 2 марта 2005 г.приговорить подсудимых — Юрия Самодурову и Люд-милу Василовскую к 3 и 2 годам лишения свободы, соответственно, с отбыванием нака-зания в колонии-поселении, и к запрету подсудимым занимать в последующем адми-нистративные должности, а художника и поэта Анну Михальчук — к 2 годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии-поселении (и освобождением ее от отбыва-ния наказания в связи с истечением срока давности). Гудим потребовала также, чтобы суд вынес постановление об уничтожении экспонатов выставки.

Прокуратура не осмелилась предъявить обвинение (скандал был бы слишком велик и для суда непосилен!) более чем тридцати художникам — из числа участников выставки «Осторожно, религия!» — чьи работы были оценены выбранными следствием эксперта-ми как направленные на разжигание национальной и религиозной розни и оскорбление национального и религиозного чувства. Ограничившись их допросами как свидетелей, следствие и прокуратура сделали вывод, что художники не виновны — они просто переда-ли свои работы в Музей и центр имени Андрея Сахарова

Краткая информация о выставке

Выставка «Осторожно, религия!» была открыта 14 января 2003 г. в Музее и обще-ственном центре имени Андрея Сахарова. 18 января 2003 г. выставка была разгромлена группой хулиганов. Выставку посетило 20 человек, о ее открытии и вернисаже была ин-формация в печати. По замыслу и характеру работ эта была выставка светского, а не рели-гиозного искусства. Вход на выставку был свободный.

Цель выставки «Осторожно, религия!», которая проходила в светском учреждении культуры, вдали от мест религиозного почитания, — заключалась в том, чтобы дать ху-дожникам возможность свободно выразить их собственное отношение к религиозности, религии, церкви и т.п.  сюжетам. Так как участников выставки было около 40 и большин-ство из них выросло в семьях с моральными и ценностными установками христианской культуры, спектр точек зрения в их работах получился таким, который, по сути, сущест-вует в российском обществе, — преобладал интерес к христианству, варьирующий от пол-ного принятия Русской Православной церкви до весьма критического отношения к опре-деленным аспектам ее деятельности. Интересно, что ни одна из работ не выражала прин-ципиального, атеистического неприятия веры в Бога. Требования у куратора выставки бы-ли только к качеству работ в плане их художественной выразительности.

Принципиальные и общественно-значимые аспекты данного уголовного дела

1) Уголовное преследование организаторов выставки «Осторожно, религия» пара-доксальным образом было инициировано ее разгромом, который был осуществлен груп-пой православных верующих, фактически получивших на свой шаг одобрение у священ-ника, и последовавшим за этим разгромом обращением Госдумы к Генеральному проку-рору России с просьбой «незамедлительно провести проверку по факту разжигания рели-гиозной вражды организаторами выставки »Осторожно, религия!«. Высокопоставлен-ные представители Московской Патриархии тоже назвали эту выставку преступлением.

Вначале, сразу после разгрома выставки прокуратурой было возбуждено дело о хулиганстве, про-тив лиц, осуществивших эту акцию, но впоследствии дело против хулиганов было прекращено решением суда.

2) В обвинительном заключении и в материалах дела нет ни одной ссылки ни на одну норму права, запрещающую или регламентирующую показ в стенах светского учре-ждения культуры, каким является Музей и общественный центр имени Андрея Сахарова, художественных произведений, в которых религиозные символы или аллюзии на них представлены в ином контексте и облике и наделены иным смыслом и значением, чем ре-лигиозный, в частности, тот, который мы видим на православных иконах и к которому привыкли.

Конституция и законодательство Российской Федерации не устанавливают право-вых запретов и ограничений на использование и интерпретацию в искусстве религиозных символов и образов. Облик и смысл художественных произведений, созданных с исполь-зованием религиозных символов и сюжетов, может резко противоречить Библии, церков-ным нормам, рамкам религиозного искусства и вообще религиозному сознанию.

3) Часть представленных на выставке «Осторожно, религия!» экспонатов, особенно те, фотографии которых после разгрома неоднократно публиковали СМИ вызвала него-дование многих православных верующих и священнослужителей. Это негодование было вызвано тем, что христианские религиозные символы использовались художниками не для выражения веры в Бога, а свободно применялись и свободно интерпретировались ими для выражения своего личного отношения к тем или иным аспектам религиозного созна-ния и аспектам взаимоотношений светских и религиозных институтов.

Часть верующих, не говоря уже о православных священниках, вполне искренне воспринимает подобные выставки, спектакли, фильмы, книги т.д.  как оскорбительные для себя лично и даже как намеренно направленные на оскорбление чувств всех верующих, а потому не принимает подобное положение вещей и борется с ним, используя все доступ-ные средства.

Ярким примером служит состоявшаяся в середине февраля с.г.  в Екатеринбурге публичная, с вынесением на улицу икон, акция православных священников и прихожан, требовавших запретить показ в городском театре балета «Распутин», так как представлен-ные на сцене в балетных костюмах персонажи — Николай II и члены его семьи - причис-лены Русской Православной церковью к лику святых. При этом священники ссылались на то, что подобное оскорбление с точки зрения религиозного сознания образов святых является, по их мнению, уголовным преступлением (!). Уместно вспомнить, что во вре-мена Пушкина духовная цензура официально не дозволяла поэтам печатать в стихах сло-восочетание «божественная ножка» и т.п., поскольку полагала, что термин «божествен-ный» нельзя публично использовать в профаном контексте.

С другой стороны, светский характер российского государства и, безусловно, секу-лярный в целом характер современной российской культуры, ее обширные связи с евро-пейской секулярной культурой, а также сама логика существования всех видов современ-ного искусства (кино, балет, театр, литература, изобразительное искусство и т.д.), которое стремится к преодолению всех и всяческих границ и бросает вызов традиционным обыча-ям, запретам, идеям, практикам — делает абсурдным намерение нескольких депутатов Гос-думы ввести в российское законодательство нормы по защите религиозной символики наряду с государственной.

Позиция подсудимых и защитников

1) Обвиняемые и их защитники считают, что обвинительное заключение и предъявлен-ное обвинение составлено настолько неконкретно, что против него невозможно защи-щаться.

2) Обвиняемые и их защитники считают, что разрешение идейного и общественно-политического конфликта о «правильном/неправильном» и «допустимом/недопустимом» изображении и использовании в искусстве религиозных символов, образов и аллюзий на них не может быть предметом уголовного разбирательства. Вероятно, единственный вы-ход — хотя и сложный и долгий и, к сожалению, тоже небесконфликтный — знакомство российской общественности с произведениями современного религиозного и светского искусства, в которых узнаваемые, но совершенно непривычные российскому глазу рели-гиозные сюжеты и образы могут вызвать резкое неприятие у части зрителей, в том числе у ряда православных верующих, если они полюбопытствуют на такие выставки пойти.

3) Обвиняемые и их защитники считают, что если представители церкви или часть граж-дан полагают, что какой-либо фильм, спектакль, выставка задевают их религиозные, национальные или патриотические чувства, они имеют право и могут обратиться в суд с гражданским иском о компенсации им морального ущерба и/или запрете демонстрации фильма, постановки, выставки, продажи книги. Такие иски следует рассматривать как нормальный и правомерный способ предъявления соответствующих претензий к авторам художественных произведений и к сотрудникам учреждений культуры. Именно подобные иски, а не обвинения в уголовном преступлении являются в европейских странах, к кото-рым относит себя Россия, последним по резкости способом разрешения конфликтов в сфере культуры между религиозным сознанием (религиозными догматами) и нерелигиоз-ным сознанием.

В качестве примеров выставок, которые учат религиозной терпимости и демонст-рируют совершенно непривычные российскому зрителю образы Бога и показать которые, по его мнению, следовало бы в России, Юрий Самодуров указал суду на очень большую фотовыставку «Тело Христово», которая была показана в Гамбурге с декабря 2003 по ап-рель 2004 г., выставку «100 взглядов на Бога», показанную в Лондоне с ноября 2004 по январь 2005 г., выставку современного религиозного искусства (живопись, скульптура) в кафедральном соборе в Лилле (Франция), которая проходила там в 2004 г.

Характерные особенности судебного процесса

1) Представители государственного обвинения предъявили в качестве доказа-тельств вины подсудимых показания свидетелей обвинения, которым нельзя доверять как свидетелям, и заключение экспертов, которым нельзя доверять как специалистам по современному искусству.

Вызванные прокуратурой и допрошенные в суде в качестве лиц, испытавших моральные страдания при посещении выставки, свидетели обвинения оказались именно теми людьми, которые ее разгромили и все до одного солгали суду, что незнакомы друг с другом и пришли на выставку, чтобы ее осмотреть, что находились они в выставочном зале и осматривали экспонаты от тридцати минут до часа, в то время как установлено, что они приехали на выставку с целью ее разгромить и пробыли в зале менее 10 минут, зани-маясь только порчей экспонатов.

Искусствоведческий раздел экспертизы, положенный в основу текста обвинительного заключения, написан специалистом по современному искусству, которая сама сказала в суде, что с 1993 г. она «не бы-ла ни на одной выставке современного искусства», поскольку эти выставки ей страшно не нравятся и ей до сих пор не ясно — искусство ли это. Другие разделы искусствоведческой экспертизы написаны специали-стами по древнерусскому искусству.

2) Характерен нескрываемый антисемитский настрой подавляющего большин-ства людей, которые во время процесса постоянно приходили в судебные заседания, что-бы услышать и, вероятно, поддержать государственное обвинение. По сути представители прокуратуры объективно находились в процессе на стороне такого рода людей, которые открыто и публично говорят и пишут о своей ненависти к евреям, о необходимости их выдворения или уничтожения.

3) Письма протеста против неправомерности возбуждения уголовного дела и суда над организаторами выставки «Осторожно, религия!» направили в Таганский суд и СМИ многие отечественные и зарубежные общественные организации: Русский ПЕН-центр, Движение «За права человека», «Мемориал», Институт Прав человека, Internatonal League for Human Rights, Human Rights Watch, Committee of Concerned Scientists (США) и др., кроме того, аналогичные письма направили в суд православные верующие (письмо подписали около 50 человек) и лица, работающие в сферах образования, науки, культуры (под письмом около 400 подписей, в том числе около 100 подписей граждан из Франции, Германии, других стран Европы, а также США).

4) Суд принципиально практически не ограничивал ни представителей госу-дарственного обвинения, ни подсудимых и их защитников, ни свидетелей обвинения и защиты в постановке и обсуждении в судебных заседаниях значимых по мнению уча-стников процесса вопросов и с согласия представителей прокуратуры разрешил защите вести полную аудиозапись всех судебных заседаний. Все аудиозаписи в последующем расшифровывались и ставились на сайт Музея и центра имени Сахарова www.sakharov-center.ru. Таким образом, процесс по делу о выставке «Осторожно, религия!» был абсо-лютно открытым, что выгодно отличает его от других, получивших известность в России судебных процессов (дела по обвинению в шпионаже экологов и ученых Пасько, Сутяги-на, Данилова) .

Принципиальные и общественно-значимые результаты решения суда

Не стремясь предугадать решение Таганского суда по делу о выставке «Осторожно, рели-гия!», подсудимые и защитники считают целесообразным назвать несколько принципи-альных последствий обвинительного либо оправдательного приговора по делу о выставке «Осторожно, религия!»:

1) Обвинительный приговор противоречит статьям 13, 14, 28, 29, 44 Конституции РФ (эти статьи постулируют светский характер российского государства, свободу совести, слова, творчества, запрет цензуры) и ст. 6 Федерального закона о свободе совести и рели-гиозных объединениях* Оправдательный приговор - соответствует этим конституци-онным нормам.

* ст.6 Федерального закона о свободе совести и религиозных объединениях гласит: «Проведение публич-ных мероприятий, размещение текстов и изображений, оскорбляющих религиозные чувства граждан, вблизи объектов религиозного почитания запрещается». За нарушение данной нормы, предусматривает-ся не уголовная, а административная ответственность (ст.5.26 Кодекс об административных правонаруше-ниях). Из этого следует, что если какие-либо выставки и спектакли и т.п.  оскорбляют религиозные чувства какой-то группы граждан, закон не запрещает их проведение в учреждениях культуры, расположенных не бок о бок с местами и объектами религиозного почитания.

2) Обвинительный приговор противоречит ст.19 Всеобщей Декларации прав че-ловека. Оправдательный приговор — соответствует этой статье.

Данная статья гласит: «Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное беспре-пятственное выражение их; это включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от госу-дарственных границ».

3) Обвинительный приговор означает, что российское государство и Московская патриархия объявляют о начале строительства «религиозного забора» между Россией и остальной Европой в сфере свободы совести и права на свободное распространение, по-лучение и обмен информацией и идеями, что негативно скажется на репутации нашей страны. Оправдательный приговор — направлен на закрепление и развитие в России ре-лигиозной терпимости к инаковерующим и инакомыслящим.

4) Обвинительный приговор — серьезный юридический и политический шаг по превращению православия в государственную религию и по размыванию в нашей стране принципа отделения церкви от государства.

Обвинительный приговор организаторам выставки означает, что российское государство в лице его судебного органа объявляет о государственной, карательной защите ортодоксального религиозного созна-ния в его конфликте с менее ортодоксальным или вообще нерелигиозным сознанием по вопросу о «пра-вильном/неправильном» и «допустимом/недопустимом» изображении и использовании в искусстве религи-озных символов, образов и аллюзий на религиозные темы. Тем самым государство в неявной форме уравни-вает государственную и православную символику, что, безусловно, явится шагом на пути превращения пра-вославия в государственную религию. Оправдательный приговор означает, что суд правомер-но защитил принципиально светский характера российского государства.

Подсудимые и их адвокаты имеют серьезные основания полагать и публично заяви-ли о том, что на суд по делу о выставке «Осторожно, религия!» оказывается чрезвы-чайно сильное давление со стороны высшего руководства российской Прокуратуры и высокопоставленных иерархов Русской Православной Церкви.


  © 2004 — 2005 Дизайн — Студия Фёдора Филимонова
  © 2004 — 2005 Содержание — “Объединение Исследователей Религии” —при использовании материалов сайта ссылка обязательна.