ЛоготипРоссийское Объединение исследователей религии (Russian Association of Scholars in Religion)
Логотип Общероссийская общественная организация
Логотип
Логотип

Защита прав граждан на свободу совести в деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации

Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации В.П.  Лукин придает особое значение проблемам обеспечения и защиты в российском обществе прав человека и гражданина на свободу совести. Это обусловлено, с одной стороны, религиозным и национальным многообразием России, активной конструктивной социальной деятельностью религиозных объединений, массовой поддержкой гражданами религиозных организаций (60-ти направлений), а с другой — необходимостью: преодоления в общественном сознании прежних стереотипов отношения государства к религии и верующим; восстановления нарушенных прав верующих и устранения необоснованных ограничений деятельности законно действующих в стране церквей, деноминаций, движений; поддержания процесса укрепления гражданского общества.

Среди задач, которые возложены Уполномоченным на отдел — рассмотрение обращений религиозных организаций, поддержание связей с религиозными центрами, правозащитными организациями, уделяющими в своей работе внимание проблемам свободы совести; сбор и обобщение материалов о положении в Российской Федерации с правами человека на свободу совести; подготовка предложений по совершенствованию законодательства о свободе совести; правовое просвещение граждан в этой сфере.

Несмотря на то, что от общего количества корреспонденции, поступающей ежегодно к Уполномоченному, обращения, связанные с проблемами религиозной свободы, составляют не более одного процента, их общее число за 1999–2004 гг. превысило три тысячи. Они поступили из 60-ти субъектов Российской Федерации, а в числе заявителей представители православных, мусульманских, католических, протестантских (адвентистских, баптистских, пятидесятнических), старообрядческих церквей и объединений, а также последователи Свидетелей Иеговы, Армии спасения, Центра сознания Кришны, Саентологической церкви, Церкви Иисуса Христа Святых последних дней и некоторых других. В круге проблем:

  • отказ в возвращении ранее национализированных (или изъятых в административном порядке) культовых зданий и другой церковной собственности
  • воспрепятствование строительству новых культовых зданий
  • не предоставление верующим муниципальных помещений для проведения массовых мероприятий религиозно-познавательного характера
  • распространение в СМИ недостоверной и порочащей информации о деятельности религиозных объединений, разжигание религиозной нетерпимости, пропаганда религиозного превосходства
  • неправомерное воспрепятствование (или ограничение) культовой, социальной, просветительской деятельности отдельных религиозных объединений
  • отказ в регистрации религиозных объединений
  • ограничение доступа служителей культа в учреждения ГУИНа (Главного управления исполнения наказаний) Минюста РФ.

Все эти обращения рассматриваются в рабочем аппарате Уполномоченного в соответствии с Федеральным конституционным законом "Об Уполномоченном по правам человека в РФ«. При необходимости Отдел направляет их органам государственной власти и местного самоуправления, в компетенции которых решение затрагиваемых верующими вопросов, с последующей постановкой на контроль их рассмотрения и удовлетворения законных просьб верующих. Либо заявления принимаются к непосредственному рассмотрению Уполномоченным (его аппаратом), для чего в федеральные и региональные органы государственной власти и управления, правоохранительные органы, органы местного самоуправления направляются соответствующие запросы, заключения, рекомендации. Гражданам даются необходимые разъяснения, направляется справочно-методическая литература, которая может помочь им в защите своих прав.

Всего за время своей деятельности Отделу удалось добиться восстановления нарушенных прав граждан или религиозных объединений более чем в 100 случаях (примерно 15% от числа принятых к рассмотрению обращений).

Это: возвращение культовых зданий верующим самых различных церквей; отмена региональных законодательных актов, неоправданно ограничивающих деятельность религиозных объединений; предоставление помещений для нужд религиозных объединений и разрешение на строительство новых культовых зданий; отмена ведомственных документов ГУИН, воспрепятствовавших представителям некоторых религиозных объединений посещать его учреждения; регистрация религиозных объединений; принятие судебными инстанциями заявлений религиозных объединений; принятие соответствующих мер к печатным изданиям и журналистам, распространявшим заведомо ложные и дискредитирующие сведения.

Учитывая, что в подавляющем большинстве к нам поступают коллективные обращения, а некоторые из них связаны с жалобами на нормативные правовые документы органов власти или местного самоуправления, можно говорить, что удалось защитить, восстановить права многих сотен и даже тысяч верующих граждан.

Практика рассмотрения поступающих обращений показывает, что зачастую в основе конфликтов между властными инстанциями и религиозными организациями лежит не отсутствие соответствующей правовой базы, а нежелание конкретных должностных лиц исполнять уже имеющиеся законы или их субъективная трактовка, исходящая из неких принципов "целесообразности или нецелесообразности« удовлетворения обоснованных просьб верующих и религиозных организаций. Такая позиция, по-нашему мнению, ведет к осложнению общественной обстановки в том или другом населенном пункте, к противостоянию между гражданами, являющимися членами различных религиозных организаций, к протестам людей в связи с ущемлением их прав на религиозное самовыражение.

Иными словами, чаще всего мы сталкиваемся с тем самым пресловутым "человеческим фактором«, который и при наличии объективных условий (политических, правовых, организационных, мировоззренческих) может существенно влиять на соблюдение прав и свобод человека. Мы стремимся в рамках предоставленных Уполномоченному прав и возможностей влиять на этот субъективный фактор через просветительскую деятельность, правовое просвещение, конструктивный диалог с властями и гражданским обществом.

Как пример. По инициативе Уполномоченного и при поддержке администраций ряда субъектов Российской Федерации, общероссийских неправительственных правозащитных и общественных организаций только в 2003–2004 гг. было проведено шесть межрегиональных научно-практических семинаров (Красноярск, Владивосток, Волгоград, Иркутск, Санкт-Петербург, Пермь). В них приняли участие более 600 человек, представлявших все заинтересованные в обеспечении права на свободу совести стороны — государственные чиновники, муниципальные служащие, правозащитники, сотрудники территориальных органов юстиции и правоохранительных органов, религиоведы, журналисты, религиозные деятели. В ходе пленарных заседаний, секций и "круглых столов« обсуждались актуальные вопросы государственной политики в сфере свободы совести.

Информация, которую я кратко представил, это, образно говоря, "не вещь в себе«, вся она отражается в основном документе Уполномоченного — Докладе о деятельности и состоянии в России с правами человека. В частности, в них высказывались и такие предложения:

а) провести обобщение практики применения законодательства о свободе совести судами, Министерством юстиции и его территориальными органами, прокуратурой;

б) внести изменения в действующий закон "О свободе совести и религиозных объединениях« в части уточнения ряда его спорных положений;

в) уделять вопросам религиозных свобод большее внимание со стороны органов государственной власти и местного самоуправления.

Кроме того, Уполномоченный обращается к этой тематике в ходе встреч и выступлений перед руководителями государства, федеральных министерств и ведомств, главами субъектов РФ. Присутствует она постоянно в многочисленных интервью Уполномоченного, в его статьях и выступлениях в СМИ. К ней обращается Уполномоченный при встречах с главами и руководителями церквей, религиозных объединений и в Москве, и во время командировок в субъекты РФ.

Практика Уполномоченного и его рабочего аппарата содержит и многие другие примеры деятельности по защите прав человека на свободу совести. Мы понимаем, что залогом продвижения по пути реализации прав и свобод человека и гражданина; обеспечения и защиты законных прав и интересов граждан и религиозных объединений является сотрудничество всех заинтересованных сторон — власти, верующих граждан, государственных и негосударственных правозащитных организаций. В конечном итоге только это и может реализовать на практике, утвердить в общественной жизни страны конституционный принцип, согласно которому: "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства» (Конституция РФ, ст. 2.).


  © 2004 Дизайн — Студия Фёдора Филимонова
  © 2004 Содержание — “Объединение Исследователей Религии” —при использовании материалов сайта ссылка обязательна.