Информация
Краснодарское объединение исследователей религии выступило в качестве одного из организаторов научно-практической конференции «Философия науки: прошлое, настоящее, будущее», состоявшейся 24 марта 2005 г. в Кубанском госагроуниверситете. Заседание секции «Современные философские проблемы областей научного знания» собрало кубанских исследователей религии, ученых вузов, практических работников, аспирантов и студентов, изучающих феномен религии в прошлом и настоящем. В выступлении Ембулаевой Л.С., к.ф.н., профессора кафедры философии КубГАУ «Философские основания науки о религии» были выделены главные задачи ученого-религиоведа – выявить и понять «вертикальное» измерение религии, без чего невозможно научное знание о религии. Техника философского мышления позволяет разобраться в таком сложном многослойном явлении, каким является религия, связанная с опытом массового сознания, многовековым нравственно-психологическим наследием. Это не абстракция, а живое мироощущение, тип каждодневного поведения. Анализируя историю исследования религии, она отметила трудности современного изучения религиозной жизни, специфики государственно-церковных отношений, подвергла анализу издаваемую литературу по вопросам религии, кроме этого докладчик высказала мысль о необходимости объединения светских исследователей религии в Краснодарском крае.
Вероисповедную политику в России как объект научного исследования рассмотрела в своем сообщении Маслова И.И., к.и.н., профессор, зав. кафедрой гуманитарных дисциплин Пензенского госуниверситета. Она отметила, что «на сегодняшний день в историографии существует узкий перечень работ, в которых исследуется эволюция вероисповедной политики России в II половине ХХ века. Данная проблема остается одной из наименее исследованных страниц отечественной истории». На рубеже XX-XXI в.в. эта тема стала предметом научного интереса историков, философов, религиоведов, юристов, социологов и политологов. Особое место в исследованиях занимают ученые, входящие в российское объединение исследователей религии. За последние годы объединением изданы 2 сборника докладов и материалов конференций и семинаров (2002 – 2004) и 3 монографии, посвященные историческим и современным проблемам свободы.
Философскому осмыслению феномена радикализма в исламе было посвящено выступление Добаева И.П., д.ф.н., профессора Ростовского госуниверситета, зам. директора системных региональных исследований и прогнозирования ИППК при РГУ ИСПИ РАН. Он отметил, что культивированию радикальных идеологий среди членов исламистских группировок способствуют труды теоретиков ислама – пакистанца аль-Маудуди, египтянина С. Кутба, которые развивают идеи средневековых салафитских авторов (Ибн Ханбала, Ибн Таймийя и др.). Вершиной мировоззренческих изысков стала человеконенавистническая доктрина «Аль-валяаава – ли – бараа» («Симпатии и антипатии»), разработанная доктором Айманом аз-Завахири. Радикальный ислам как философское и социально-политическое явление – не только идеологическая доктрина, но одновременно прагматика, политическая деятельность, а, следовательно, инструмент в руках конкретных политических сил, средство достижения геополитических целей.
Преподаватель Института экономики и управления Кубанской государственной медицинской академии Шкрабкова И.В. сделала сообщение на тему «Русская православная речевая культура: ее особенности и принципы», посвятив его главной идее – в основе православной речевой культуры заложены принципы духовной морали, которая предполагает установлением мира, любви, прощения, чистоты помыслов, духовное единение всех людей. А речь человека указывает на его духовно-нравственное состояние. Пропаганда американского риторического идеала на фоне низкой общей культуры оборачивается все возрастающей речевой агрессией, а она воспринимается населением болезненно, т.к. нередко носит оскорбительный характер. Такая речевая агрессия формирует негативную социальную установку, препятствует взаимопониманию и миру.
Особый интерес вызвало выступление Скляра В.В., к.ф.н., профессора кафедры философии КубГАУ «Наука. Постмодерн и духовность». Он считает, что «наука сегодня выглядит парадоксально». Очевидность размытых оснований научного знания отражает внутренне противоречащую самой себе ситуацию постмодерна, с его так называемой новой рациональностью и постнеклассическими интерпретациями «невыразимого». Еще И.Кант, различая мнение, веру и знание, характеризовал знание как одновременное признание чего-то истинным как со стороны убежденности, так и объективности. Такая субъективная убежденность служит подвижной переменной в той или иной научной теории, она обеспечивает динамику ее развития, но вводит туда же неверифицируемые ценности, принципы и целеполагания, словом, жизненный мир, или его горизонт, бесконечно превышающий любую науку. Это компьютерные программы Б.Гейтса не знают ни сомнений, ни колебаний, а у людей не может не быть этической доминанты. Убедительность последнего на уровне личности сегодня должна не только вести науку за горизонт, но и ограничивать ее информационное сверхизобилие. Это что-то вроде самоуправления благородной бедностью. Именно об этом писали Ж.-Ж. Руссо и Л.Н. Толстой, обращавшиеся к религии и нормам непосредственной демократии лично ответственных друг перед другом людей в поисках сдерживания себя консенсусом. На общество в этом слабая надежда. Сегодня на это может претендовать только духовность. Но что это такое, кроме общего регулятивного принципа, пока еще не всем ясно.
Духовность через внутренние усилия личности способна активизировать центростремительные силы взаимной ответственности членов научного сообщества. А уже через них и силою их примера внести обязательность и долженствование в культуру интеграции и синтеза.
Участники конференции выразили общее мнение – необходим систематический анализ поднятых на заседаниях секций проблем, изучение современного и будущего состояния науки.
|