Астапова Светлана Михайловна,
главный специалист отдела по делам религий управления по взаимодействию с общественными объединениями, религиозными организациями и мониторингу миграционных процессов администрации Краснодарского края
Новые религиозные движения на Юге России
(на примере Краснодарского края)
Термин «новые религиозные движения» (НРД) применяется в данном выступлении с учетом следующей оговорки: многие из тех движений, которые мы включили в эту категорию, не считают себя религиозными и называются движениями, философиями, течениями без определения «религиозный».
В соответствии с Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях» религиозным признается добровольное объединение, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками — вероучением, совершением обрядов, осуществлением обучения и воспитания своих последователей. Указанные движения по крайней мере сходны с религиозными.
В философиях этих течений, которые обязательно сопровождают основные принципы, прослеживаются характерные для современных вероисповеданий эсхатологизм (с его ожиданием скорого изменения мира, в результате которого спасутся только члены этого сообщества или же они займут привилегированное положение), и синкретичность (обещающая своим последователям избавление от всех болезней и душевных страданий, разумеется при соблюдении определенных предписаний,) и обожествление лидера — верование в особый духовный его статус.
В деятельности этих объединений просматриваются и другие признаки, характерные для религий. Важно, что окружающими их деятельность воспринимается как религиозная, и на этой основе могут возникать конфликтные ситуации.
Такого рода движения в последнее время относят к объединениям системы New Aqe (Новая эра), состоящей из различных групп, основанных на околоцерковной философии, в которой, так или иначе, проявляется религиозность.
Основу любого НРД составляет харизматический лидер — яркая личность, обладающая даром убеждения и талантом пробудить людей к выполнению некой миссии. Для того, чтобы объединение было жизнеспособно долгие годы, во многих из них создается административный аппарат и четко обозначается иерархия власти.
Наиболее благоприятным временем возникновения таких течений является период, когда общество, с его традиционной системой ценностей не может в полном объеме решить серьезные социальные проблемы, возникающие перед личностью. Поэтому в Краснодарском крае, как и во всей России в целом, за последние 15 лет, протекающие под знаком серьезных перемен, появилось большое количество разнообразных религиозных объединений, в том числе и НРД.
Увеличение количества религиозных объединений на территории нашего края объясняется еще и его выгодным экономико-географическим положением. Благоприятный климатический режим позволяет проводить миссионерскую работу на улице в течение практически всего года. Живописная природа (особенно на черноморском побережье) привлекает сторонников различных конфессий из других регионов и даже из-за рубежа для проведения своих мероприятий (регионального, общероссийского и международного уровня).
Высокий курортный потенциал (а также значительно возросший в последние годы уровень рекреационных услуг) привлекает большое количество отдыхающих со всей России. Осуществляя здесь свою деятельность, религиозные объединения получают обширную аудиторию с разнообразной географией. Кроме этого религиозные объединения из разных регионов страны организуют лагеря для своих сторонников (в том числе и детские) для совместного отдыха, проведения обрядовой деятельности и миссионерства.
Возрастающие экономические возможности края и повышающийся уровень жизни населения является притягательным еще и для развития предпринимательской деятельности религиозных организаций.
Понятно, что эти особенности нашего региона в совокупности с общероссийскими тенденциями количественного увеличения религиозных объединений делают наши статистические показатели более высокими по сравнению с другими субъектами РФ.
Необходимо обратить внимание и на формы существования НРД. Те из них, которые все-таки считают себя религиозными, согласно ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» существуют либо в виде религиозных организаций, зарегистрированных официально, или же религиозных групп, имеющими право существовать без регистрации и без уведомления органов местного самоуправления, если в их планах нет желания становиться религиозной организацией даже через 15 лет.
Учесть в процессе мониторинга НРД, существующие как религиозные организации и являющиеся юридическими лицами, не представляет труда. Так, в Краснодарском крае по сведениям Федеральной регистрационной службы на 01.01. 2006 г. их всего 7 по 4 конфессиям. Это «Общество сознания Кришны»- 4 организации, «Вера Бахаи» — 1, «Ассоциация буддистов Школы Карма Кагью» — 1, «Церковь Божией Матери »Державная« — 1.
То же самое относится и к религиозным группам, уведомившим о своем существовании органы местного самоуправления. Их у нас 4 — это «Церковь Вселенская и Торжествующая» («Братство фиолетового пламени»), «Православная Славянская община »Век Ра« (Ведической Культуры Российских Ариев) Древнерусской Инглиистической церкви Православных Староверов-Инглингов Скифской Веси Рассении» (объединение Ордена-миссии «Джива — Храм Инглии»), «Славяне Родной веры», «Новый взгляд на жизнь» (Церковь Сайентологии).
Есть информация и о религиозных группах официально существующих НРД. Это группы все тех же Общества сознания Кришны, Веры Бахаи, а также НРД отечественного происхождения — Церкви Божией Матери Державная и Церкви последнего завета (сторонники Виссариона, которые с 1996 по 2004 г.г. существовали как религиозные организации, но не захотели проходить перерегистрацию и теперь религиозные группы). Хотя им и не нужно уведомление для последующей регистрации, зачастую они сообщают о своем существовании в органы местного самоуправления.
Труднее дело обстоит с религиозными объединениями, и даже целыми направлениями, осуществляющими конфессиональную по содержанию деятельность в качестве общественных организаций. На Кубани ярким примером такой общественной организации, является «Федерация молодежи за мир во всем мире», которая представляет интересы Церкви Объединения Сен Мен Муна. Кроме этого наш край до 2003 г. посещал Региональный общественный Благотворительный фонд «Поддержки здорового образа жизни» из г. Москвы, осуществляющий миссионерскую деятельность Миссии Чайтаньи (Института Знания о тождественности Криса Батлера).
Достаточно сложная ситуация и с объединениями, которые не считают себя религиозными, хотя и используют в своей философии, в большей или меньшей степени, теологию какого-либо направления.
Часть из них существует также в виде общественных, некоммерческих организаций, благотворительных фондов нашего края: «Сотвори свое будущее», «Звенящие кедры» (движение Анастасия), «Йога — путь всестороннего развития человека» (Сант Мат Сюрат Шабд Йога), «Восточное Рериховское общество »Урусвати«, »Живая этика« (Агни Йога), »Открытый Университет Махариши« (Трансцендентальная медитация), »Школа Планетарного Логоса« (Иерархическая школа огня духа), «Центр Шри Чинмоя» и другие. Сюда же можно отнести и филиалы организаций, зарегистрированные в других регионах: «Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет» (г. Москва), «Сахаджа Йога — мировая философия науки, здоровья, этики» (г. Москва).
В качестве незарегистрированного общественного объединения существует движение «Фалуньгун» («Фалуньдафа»).
Кроме того, есть объединения, представляющие философские движения, клубы и кружки по интересам, существующие в виде групп: «Шри Кальки Бхагаван», «Ошо», «Детка» Порфирия Иванова, «Сатья Саи Баба», «Радастея», «Всеясветная грамота», тантристы и т.д. Причем известно, что некоторые из таких направлений зарегистрированы в различных регионах РФ в виде общественных организаций.
Нельзя не учитывать и сформировавшиеся уже в самостоятельное движение целительские практики. Здесь можно выделить учения Норбекова, Фотиной, Файзулина, Червоненко, а также ряд школ «Лхасы», «Самадхи», «ДЭИР», центров «Шангри Ла», «Свияша», «Астарта» и просто различных оккультных, магических, эзотерических обществ. Они предлагают методы духовного развития, оздоровления, психологической помощи и тому подобное, основываясь при этом на каких-то религиозных принципах. Несмотря на то, что деятельность крупных эзотерических центров, в основном, лицензирована, многие формы их деятельности не до конца изучены и оказывают сильное воздействие на обучающихся, вызывая нервные, а иногда и психические расстройства.
Но самая сложная ситуация с объединениями, которые не только не афишируют, а подчас по какой-то причине даже скрывают факт своего существования. Они осуществляют свою работу в условиях, близких к конспиративным, а при обнаружении подобной группы — плохо идут на контакт, поэтому определить характер и выявить религиозную составляющую их движения не всегда представляется возможным.
Вот далеко не полный перечень НРД на Юге России. Хочу еще раз подчеркнуть, что выделение тех движений, о которых мы сегодня говорим — достаточно условно. Соответственно и предложенная классификация тоже, поскольку нет критериев, по которым определяется степень религиозности. Поэтому ряд течений из перечисленных мною, возможно, являются только философскими и не относятся к религиозным. Здесь мы, практические работники, ждем помощь от ученых религиоведов.
Может быть задан вопрос — а почему ими необходимо заниматься? Дело в том, что у каждого человека есть право на свободу исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. И не важно, выражается эта религия в привычной нам форме или нет. Важно другое. Не нарушает ли она права других людей, не вредит ли их здоровью. Ведь все мы знаем о существовании сатанистов, помним Аум Синрике с зариновыми атаками, а также примеры негативных проявлений в деятельности других объединений.
Поэтому необходима информация о подобных течениях, позволяющая отличить религиозное, философское, научное движение, реализующее свободу мысли и совести, от преступного сообщества или даже террористической группировки, рядящихся в религиозные одежды или использующих религиозные, либо схожие с ними, формы воздействия на людей в преступных целях.
Эта зона общественных отношений не редко становится ареной конфликтов, к разрешению которых должны быть готовы и администрация края, и органы местного самоуправления. Но при этом обязательно нужно помнить о праве каждого человека на свободу совести, уметь разграничить законные проявления свободы и выход за их пределы. Сам факт проявления интереса к деятельности НРД со стороны органов власти способствует более законопослушному поведению их лидеров и последователей, успокоению верующих других конфессий и укреплению их доверия к власти.
Мы как граждане России не просто соблюдаем эти права, но и как чиновники, работающие в сфере государственно-конфессиональных отношений, следим за обеспечением этих прав, не допуская притеснения одной конфессии другой, разжигания неприязни религиозной, предотвращая столкновения на религиозной почве и улаживая уже случившиеся недоразумения и конфликты. Потому что за всем этим стоят конкретные люди, жители нашего края и нашей страны.
В заключение хотелось бы отметить тот факт, что наличие и свободная деятельность всех тех объединений, которые послужили темой моего выступления, свидетельствует о достаточно высокой свободе, о возможности людей реализовать свои права на свободу мысли и религии, которые обеспечены в Краснодарском крае.
|