В конференции участвовало более 100 человек – ученые, общественные и государственные деятели, руководители религиозных объединений, представители правозащитных и других общественных организаций из 20 стран Европы и США. Россию представляла делегация из 10 человек, в том числе И.Я. Кантеров (профессор МГУ), А.А. Нуруллаев (профессор Российского университета дружбы народов), В.В. Ряховский (Со-председатель Славянского правового центра), М.И. Одинцов (Президент Российского Объединения исследователей религии).
Пленарные заседания были посвящены обсуждению следующих проблем:
- Религиозная свобода и роль религии в общественной жизни в современном мире
- Законодательство в области религиозной свободы: современное развитие
- Церковь и государство в изменяющемся мире
- Проблемы экстремизма и фундаментализма в условиях глобализации
На тематических секциях обсуждались вопросы:
- Религиозная свобода и религиозно-этническая идентификация
- Системы государственно-церковных отношений в странах Европы и СНГ
- Законодательство Украины в области религиозной свободы: проблемы применения и пути развития
Все российские участники конференции выступили с докладами или сообщениями в пленарных и секционных заседаниях, активно участвовали в дискуссиях.
Представляем доклад М.И. Одинцова, Президента Российского Объединения исследователей религии, начальника отдела по религиозным вопросам и культурным правам Аппарата Уполномоченного по правам человека в РФ
Свобода совести в России:
конституционные права и практическое воплощение.
Общественно-политические изменения, происшедшие в России за последние 15 лет, оказали самое серьезное влияние на религиозную жизнь в стране, изменив положение религиозных объединений и существенно расширив религиозные свободы граждан. Начало этим положительным изменениям было положено законом «О свободе вероисповеданий» (1990) и закреплены в ныне действующем законе «О свободе совести и о религиозных объединениях» (1997).
За это время количество религиозных объединений увеличилось в 8 раз и составило на начало 2004 г. – около 22 тысяч. Среди них: местные общества и религиозные центры, монастыри и духовно-образовательные учреждения, миссии, братства и сестричества. По некоторым экспертным оценкам еще до 5 тысяч религиозных групп действует без государственной регистрации, поскольку она не носит обязательного характера. Сегодня в России действуют религиозные объединения почти 70-ти направлений. К числу объединений, имеющих наибольшее число последователей, относятся Русская православная церковь, мусульманские, иудейские и протестантские объединения (Церкви Лютеранская, Евангельских христиан-баптистов, Адвентистов седьмого дня, Христиан веры евангельской, Свидетелей Иеговы).
Религиозные организации органично включены в общественную жизнь, активно и плодотворно занимаясь социальной, благотворительной, культурно-просветительской, образовательной, издательской и хозяйственной деятельностью. Есть все основания утверждать, что в Российской Федерации созданы условия для осуществления гражданами своих прав на свободу совести.
Правда, это никак не означает, что государство и общество освободились раз и навсегда от всех проблем, связанных с обеспечением прав человека и гражданина на свободу совести и вероисповеданий. К сожалению, религиозные организации в отдельных случаях могут играть и дестабилизирующую роль, поддерживая националистические или сепаратистские движения. Нередко и со стороны органов государственной власти и муниципального управления допускаются отступления и нарушения действующих российских законов о свободе совести и о религиозных объединениях.
Правовой базой, обеспечивающей религиозную свободу, является законодательство о свободе совести и о религиозных объединениях - совокупность нормативных правовых актов, относящихся к обеспечению прав и свобод человека, к деятельности религиозных объединений. Это многоуровневая система. На федеральном уровне – это: Конституция РФ, Гражданский Кодекс РФ, Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» (1997г.) и другие Федеральные законы, нормативные правовые акты Президента РФ, Правительства РФ, федеральных министерств и ведомств. В своей совокупности они призваны «регулировать и защищать права и свободы человека и гражданина» в сфере убеждений (п. «в» ст. 71 Конституции РФ). На региональном уровне - Конституции республик, входящих в состав РФ, Уставы и другие нормативные правовые акты субъектов РФ, призванные обеспечить «защиту прав и свобод человека и гражданина» в сфере убеждений (п. «б» ст. 72 Конституции РФ). Местный уровень включает в себя решения органов муниципального (местного) самоуправления, принятые ими в рамках своей компетенции по обращениям граждан и религиозных объединений.
В соответствии с пунктом 4 статьи 15 Конституции РФ «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы». Это открывает возможности применения норм международного права органами власти РФ в сфере прав и свобод человека и гражданина, в том числе и применительно к проблемам свободы мысли, религии и убеждений. Таким образом, мы можем говорить и о международно-правовом уровне законодательства РФ о свободе совести.
Общее число нормативных актов, непосредственно регулирующих различные аспекты свободы совести и деятельность религиозных объединений, или включающих в себя отдельные положения и нормы, относящиеся к этой сфере, составляет на сегодня более 100. Уже в силу этого обстоятельства невозможно в кратком выступлении дать полное и детальное представление о российском законодательстве о свободе совести.
Остановлюсь на главном – конституционных принципах свободы вероисповедания и свободы совести. Сразу следует отметить, что Основной закон нашей страны вобрал в себя все достижения современного правоведения и соответствует всем общепризнанным принципам и нормам международного права, относящихся к регулированию и обеспечению свободы вероисповедания и свободы совести.
В первой главе Конституции представлены и охарактеризованы основы конституционного строя Российской Федерации, т.е. те базисные положения, которые определяют взаимоотношения человека и государства и чрезвычайно важны для обеспечения религиозной свободы. Укажем на три из них.
Во-первых, государство исходит из признания прав и свобод человека высшей ценностью, а их соблюдение и защиту - своей обязанностью (ст. 2). В соответствии с этим, смысл деятельности органов власти и местного самоуправления заключается в обеспечении прав и свобод граждан (ст. 18).
Во-вторых, государство гарантирует право граждан на создание общественных объединений, к которым отнесены и религиозные объединения (ст. 30). И одновременно государство запрещает создание и деятельность общественных объединений (в том числе и религиозных), цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни (ст.13).
В-третьих, государство наряду с экономическим, политическим и идеологическим многообразием признает мировоззренческое многообразие. Принцип мировоззренческого нейтралитета государства освобождает его от обязанности утверждать какое-либо мировоззрение, как и то или иное отношение к религии, в качестве обязательных для граждан.
В России государство, наряду с такими характеристиками, как демократическое, социальное, правовое, определяется и как светское.
В силу светского характера государства никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной; все религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом (ст.14).
Принцип светскости имеет ключевое значение для обеспечения свободы совести, мысли и убеждений, поэтому его развернутое понимание содержится в Федеральном законе «О свободе совести и о религиозных объединениях» (ст. 4).
Касаясь взаимоотношений государства и религиозных объединений, закон устанавливает, что государство:
- не вмешивается в определение гражданином своего отношения к религии и религиозной принадлежности, в воспитание детей родителями или лицами, их заменяющими, в соответствии со своими убеждениями и с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания;
- не возлагает на религиозные объединения выполнение функций органов власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления;
- не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит федеральным законам;
- обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях
В свою очередь религиозные объединения:
- создаются и осуществляют свою деятельность в соответствие со своей собственной иерархической и институционной структурой;
- не выполняют функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления;
- не участвуют в выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления;
- не участвуют в деятельности политических партий и политических движений, не оказывают им материальную и иную помощь.
Права и свободы человека и гражданина сформулированы и определены во второй главе Конституции РФ. Основополагающей статьей применительно к свободе совести является статья 28: «Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними».
В данной статье присутствуют все основные общепризнанные принципы свободы совести, зафиксированные в международно-правовых документах («Всеобщая декларация прав человека», «Международный пакт о гражданских и политических правах», «Конвенция Совета Европы о защите прав человека и основных свобод» и др.).
Добавим, что в Конституции РФ закреплены и некоторые другие важные для утверждения религиозной свободы и свободы убеждений принципы: равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от их отношения к религии; неотчуждаемость прав и свобод и принадлежность их каждому от рождения; неприкосновенность частной жизни граждан; запрет на пропаганду и агитацию, возбуждающие религиозную ненависть или религиозное превосходство; право на получение и распространение информации любым законным способом; право на альтернативную гражданскую службу. (ст. 19, 17, 23, 29 59).
Надзор и контроль за соблюдением законодательства о свободе совести и о религиозных объединениях осуществляет государство в лице органов прокуратуры, юстиции и суда.
Конституция РФ (ст. 45) гарантирует своим гражданам государственную защиту их прав и свобод и одновременно предоставляет им возможность самим защищать свои права и свободы. Правозащитная система в РФ включает в себя следующие составные части: 1) судебная защита, 2) оказание юридической помощи, 3) деятельность несудебных государственных учреждений, 4) деятельность неправительственных правозащитных организаций.
Судебная система является центральной в деле защиты прав человека. Чрезвычайно важную роль играют и государственные несудебные органы, как «традиционные» - Прокуратура, Министерство юстиции, иные федеральные правоохранительные органы, так и относительно недавно возникшие и действующие в нашей стране - Комиссия по правам человека при Президенте РФ и аналогичные комиссии в субъектах РФ, Федеральный Уполномоченный по правам человека в РФ и Уполномоченные по правам человека в субъектах РФ.
Институт омбудсмана (защитника народа), как свидетельствует почти двухвековой опыт Европы, доказал свою высокую эффективность. Сегодня он существует в ста странах мира. В России же происходит становление этого института. Идея его учреждения впервые получила свое юридическое выражение в Декларации прав и свобод человека и гражданина (22 ноября 1991г.). В 1993г. должность Уполномоченного была зафиксирована в Конституции РФ (ст.103,ч.1, п. “д”). В 1997г. был принят Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в РФ». Первым избранным в соответствии с этим законом Уполномоченным (май 1998) г стал О.О. Миронов – депутат Государственной думы, доктор юридических наук, автор более 200 научных работ по проблемам конституционного права. В феврале 2004 г. новым Уполномоченным был избран В.П. Лукин – один из лидеров партии «Яблоко».
Как сказано в законе, должность Уполномоченного учреждена «в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления, должностными лицами и государственными служащими». Уполномоченный при осуществлении своих полномочий независим и неподотчетен каким-либо государственным органам и должностным лицам. Он осуществляет защиту прав, руководствуясь Конституцией и законодательством Российской Федерацией, а также нормами международного права и международными договорами.
Придавая важное значение проблемам обеспечения и защиты прав человека и гражданина на свободу совести, с ноября 1999 г. в Аппарате Уполномоченного действует специальный отдел, на который возлагаются следующие задачи:
- рассмотрение жалоб, обращений и заявлений граждан и религиозных объединений;
- поддержание связей с религиозными центрами, правозащитными организациями, уделяющими в своей деятельности внимание проблемам свободы совести;
- сбор и обобщение материалов о положении в РФ с правами человека на свободу совести;
- подготовка предложений по совершенствованию законодательства о свободе совести;
- правовое просвещение граждан в вопросах свободы совести.
В 1999-2004 гг. в аппарат Уполномоченного поступило более трех тысяч обращений, жалоб и заявлений из 60 субъектов Российской Федерации, в которых сообщалось о нарушениях прав граждан на свободу совести и неправомерном ограничении деятельности религиозных объединений. К Уполномоченному обращались представители православных, мусульманских, адвентистских, баптистских, пятидесятнических церквей и объединений, а также последователи Свидетелей Иеговы, Армии спасения, Центра сознания Кришны и других.
Наиболее распространенными нарушениями прав в области свободы совести являются:
- отказ в регистрации или перерегистрации религиозных организаций;
- отказ в возвращении ранее национализированных (или изъятых в административном порядке) культовых зданий и другой собственности;
- отказ на строительство новых культовых зданий;
- отказ в замене воинской службы на альтернативную гражданскую службу;
- неправомерное воспрепятствование (или ограничение) деятельности отдельных религиозных объединений;
- распространение в СМИ недостоверной и порочащей информации о деятельности религиозных объединений, разжигание религиозной нетерпимости, пропаганда религиозного превосходства
К сожалению, в России нет общефедеральных государственных структур, как и общественных правозащитных организаций, которые в масштабах всей страны осуществляли бы мониторинг прав человека и гражданина в сфере свободы совести и отслеживали бы весьма противоречивые процессы, происходящие в этой области. Отсутствие таких обобщенных сведений порождает разноголосицу мнений, подчас весьма противоречивых и взаимоисключающих, относительно религиозной ситуации в целом, и состояния прав граждан на свободу совести.
Если в официальных оценках преобладает позитивный аспект, то гражданское общество настроено куда более критически, все чаще звучат нотки недовольства и сомнения в правильности общего курса светского государства в сфере свободы совести. В Резолюции, принятой одной из секций всероссийской конференции гражданских организаций (октябрь 2003), указывались «деструктивные явления» в государственной политике, к которым были отнесены: «Неправовые ограничения мировоззренческой сферы и нарушения властью прав человека в сфере свободы совести и сакрализация власти, отход от конституционных принципов светскости государства и клерикализация институтов государства (органов власти и государственного управления, «силовых» структур, государственной системы образования), конфессиональные предпочтения власти и мировоззренческое неравенство стали привычными и повседневными».
Среди неправительственных организаций общефедерального значения, уделяющих внимание проблемам свободы совести, можно выделить лишь несколько.
Институт религии и права (Москва) - который собирает, анализирует и информирует общественность о религиозной ситуации в стране и о соблюдении в России права на свободу совести, регулярно проводит конференции и другие мероприятия с участием юристов, журналистов, ученых-религиоведов, представителей религиозных объединений. Значительный объем информации по данной проблематике содержится на Сайте Института и страницах его журнала «Религия и право», в других выпускаемых им изданий.
Много усилий к защите прав граждан и религиозных объединений предпринимают сотрудники Славянского правового центра (Москва).
С 2000 г. Московская Хельсинкская группа издает сборники материалов о положении с правами человека. В помещаемых там общефедеральном и региональном докладах выделяется специальный раздел «Свобода убеждений, совести и религии» с информацией о нарушениях прав человека на свободу совести и о случаях неправомерного ограничения деятельности религиозных объединений.
Обращаясь к материалам этих уважаемых организаций, мы видим, что и по их наблюдениям в числе наиболее злободневных все те же проблемы, о которых говорилось выше, и с которыми обращаются в Аппарат Уполномоченного верующие граждане.
Действительно, проблемы обеспечения права на свободу совести остаются все еще довольно острыми. Свидетельства этому можно встретить в средствах массовой информации, в выступлениях религиозных лидеров и правозащитников. Только в 2003 году в аппарат Уполномоченного поступила информация о 150 случаях нарушения прав верующих и религиозных объединений, имевших место в 40 субъектах Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным конституционном законом «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» в Правительство Российской Федерации, в федеральные министерства, ведомства и правоохранительные органы, в органы власти субъектов Федерации и местного самоуправления было направлено около 200 запросов по ставшим известными фактам нарушения прав человека.
На основании информации, поступившей в аппарат Уполномоченного, и после изучения обращений заявителей, к рассмотрению было принято 80 жалоб. В остальных случаях гражданам были разъяснены средства, которые они вправе использовать для защиты своих прав и свобод.
Как показывает практика рассмотрения поступивших обращений, зачастую в основе конфликтов, возникающих между властными инстанциями и верующими, лежит не отсутствие соответствующей правовой базы, а нежелание конкретных должностных лиц исполнять уже имеющиеся законы или их субъективная трактовка, исходящая из неких принципов «целесообразности или нецелесообразности» удовлетворения обоснованных просьб верующих или религиозных организаций. Подобная позиция ведет к осложнению общественной обстановки в том или другом населенном пункте, к противостоянию между гражданами, являющимися членами различных религиозных организаций, к протестам людей в связи с ущемлением их прав.
Так, летом 2003г. в г. Лиски Воронежской области сотрудниками муниципальных служб и милиции была насильно прекращена акция-концерт «Ты - не мишень для наркотиков», проводимая Центром Духовного служения христиан веры евангельской, о которой заранее была извещена районная и городская администрация. В день открытия программы организаторам было вручено предписание городской администрации о демонтаже шатра и палатки, в которых проводились мероприятия. Одновременно предлагалось перенести место проведения концертной программы на другую территорию. Однако к этому моменту мероприятие уже началось и для участия в нем собралось около 80 человек. Несмотря на это, представители городской власти с помощью муниципальных служб и сотрудников милиции начали разбирать палатки, что вызвало противодействие со стороны верующих. Несколько человек было избито, некоторые граждане задержаны и направлены в отделение милиции.
В г. Тутаев Ярославской области в соответствии с разрешением администрации муниципального округа планировалось проведение с 10 по 17 августа 2003 г. христианского фестиваля «Вера, надежда, любовь». Однако уже в первый день фестиваля со стороны группы лиц, представлявших иную религиозную организацию, была сделана попытка сорвать фестиваль. Для этого был организован массовый несанкционированный пикет с использованием плакатов, содержащих оскорбительные надписи, раздавались угрозы силой не допустить фестивальные мероприятия. Действительно, в ночь с 10 на 11 августа на палатку, где находилось имущество и оборудование организаторов, было совершено нападение, а охранники были избиты железными прутами и палатка подожжена.
11 августа фестивальные мероприятия фактически были сорваны действиями участников вновь проводимого несанкционированного пикета. В частности, была пригнана машина с колоколами, которые своим звоном заглушали аппаратуру фестиваля, толпа пикетчиков окружила палатку. В адрес участников фестиваля раздавались угрозы физической расправы.
Несмотря на обращения организаторов фестиваля к руководителям муниципальных и правоохранительных органов, должных мер к недопущению нарушения общественного порядка, выявлению и наказанию лиц, совершавших хулиганские действия, и к прекращению несанкционированного пикета, принято не было. В результате устроители фестиваля вынуждены были прекратить его 12 августа, так и не выполнив всей намеченной программы. По существу, попустительство органов власти и правоохранительных структур привело к противостоянию граждан, исповедующих различные религиозные убеждения, что способствовало разжиганию религиозной нетерпимости.
В результате общественные мероприятия, которые могли принести положительные результаты для их участников, общества и государства. ибо направлены были против современного зла – наркотиков и наркомании, обернулись конфронтацией между местными органами власти и верующими.
Об аналогичных событиях, нередко сопровождаемых незаконным пикетированием мест богослужений и мероприятий религиозных объединений, с использованием транспарантов с оскорбительными текстами, раздачей листовок и другой литературы, содержащей необъективную, предвзятую информацию, сообщали верующие из Санкт-Петербурга, ряда городов и районов Свердловской области.
О другого рода нарушениях – поджогах и повреждениях молитвенных домов, вандализме на кладбищах, хулиганстве и антисемитских проявлениях, правонарушениях, совершаемых посторонними лицами во время молитвенных собраний, нападениях на священнослужителей – сообщали верующие из Москвы и Санкт-Петербурга, Чувашской и Мордовской Республик, Татарстана и Башкортостана, Вологодской, Воронежской, Московской и Тюменской областей.
На все подобные факты Уполномоченный реагирует в рамках предоставленных ему полномочий, обращаясь в администрации и правоохранительные органы субъектов Российской Федерации с предложениями о проведении тщательного расследования обстоятельств нарушения прав граждан и неправомерного ограничения деятельности религиозных организаций. Из представленных ответов следует, что лишь в отдельных случаях дисциплинарную или административную ответственность несут лица, чья деятельность или бездеятельность стали причиной конфликтных ситуаций.
В отношении же уголовных правонарушений ситуация еще более неблагополучная. За пять прошедших лет на имя Уполномоченного поступило несколько десятков заявлений от руководителей религиозных организаций с просьбой оказать содействие в расследовании совершенных правонарушений в отношении служителей культа, верующих или имущества религиозных общин. Все они были направлены в правоохранительные органы соответствующих субъектов Российской Федерации, но в большинстве случаев уголовные дела, хотя и возбуждались, и расследовались, но логического завершения не имели. Это становится устойчивой тенденцией, свидетельствующей о том, что должного внимания к заявлениям, подаваемым от имени религиозных организаций, не проявляется.
Лишь единицы уголовных дел доводились до суда, и правонарушители понесли справедливое наказание. Таким примером стали события, разыгравшиеся в г. Чебоксары, где в ночь с 12 на 13 декабря 2003 года в молитвенном доме христиан адвентистов седьмого дня были совершены ограбление и убийство. Об этом, а также о том, что следствие ведется крайне медленно, стало известно из обращения к Уполномоченному председателя Западно-Российского союза церкви христиан адвентистов седьмого дня.
В правоохранительные органы Чувашской Республики были направлены обращения, в которых указывалось на необходимость самого тщательного разбирательства данного факта. К чести работников следственных органов, они довели расследование до конца, собрали материалы и направили их в суд. 6 мая 2003 г. Калининский районный суд г. Чебоксары вынес обвинительный приговор в отношении трех граждан, совершивших ограбление и убийство.
Не сокращается число жалоб по вопросам возвращения ранее национализированных или изъятых в административном порядке культовых зданий, предоставления земельных участков под строительство новых. И это, несмотря на то, что после введения в действие в 1993 г. Распоряжения Президента Российской Федерации № 281-рп «О передаче религиозным организациям культовых зданий и иного имущества» несколько тысяч культовых зданий возвращены верующим. Но в отношении ряда зданий, использовавшихся католическими, старообрядческими, мусульманскими, баптистскими, лютеранскими и некоторыми другими общинами, справедливость так и не восторжествовала. Средства массовой информации сообщают о том, что подчас вокруг этой собственности разгораются серьезные конфликты, имеющие длительную историю, и которые никак не могут благополучно разрешиться. Об этом же пишут Уполномоченному представители самых различных религиозных организаций.
Да, бывает и так, что сразу же после обращения Уполномоченного в поддержку справедливых требований верующих, судьба тех или иных церковных зданий решается быстро. Например, в 2002 г. Уполномоченный обратился в Правительство Республики Адыгеи ускорить возвращение православной епархии монастырского комплекса Афонской Закубанской пустыни, длительное время использовавшегося не по назначению. Правительство республики в оперативном порядке рассмотрело этот вопрос и приняло соответствующее постановление. В настоящее время комплекс реставрируется, ведутся восстановительные работы, верующие получили возможность беспрепятственно посещать монастырь.
Но вот другой пример. Десять лет не решался вопрос о возвращении костела католической общине в г. Туле. Молитвенные собрания в течение всего этого времени проводились в небольшом помещении (12-14 кв.м.) бывшего гаража, пристроенного к зданию костела, которое не имеет ни окон, ни вентиляции, ни отопления. Часть верующих и летом, и зимой вынуждены были находиться на улице и здесь же совершались отдельные религиозные обряды и церемонии. В 1995 г. губернатор Тульской области своим постановлением обязал вывести из костела располагавшуюся там организацию и возвратить его католической общине. Но решение не было выполнено.
С многочисленными заявлениями верующие обращались в федеральные и местные органы власти, но безрезультатно. Сложившуюся ситуацию граждане воспринимали как оскорбление их религиозных чувств, нарушение конституционного права на свободу совести и дискриминацию по религиозному признаку. В начале 2003 г. они с коллективным заявлением о помощи обратились к Уполномоченному. Эту просьбу поддержал в своем заявлении и глава Католической церкви в России архиепископ Тадеуш Кондрусевич.
После обращения Уполномоченного к губернатору Тульской области, в Министерство юстиции Российской Федерации, к главе г. Тулы обстановка несколько изменилась: из здания костела выведена ранее находившаяся там организация. В конце концов, повторные обращения Уполномоченного возымели действие и в апреле 2004 г. Тульская городская дума приняла решение о возвращении здания верующим.
Нет сомнения, что некоторых случаях существуют объективные препятствия к быстрейшему возвращению зданий верующим. Но нередко органы местного самоуправления неоправданно затягивают разрешение этих вопросов, что воспринимается верующими как нежелание удовлетворить их законные просьбы. Иногда до окончательного разрешения конфликтной ситуации власти «просто» сносят спорные здания. Но это лишь усугубляет положение, порождая в людях чувство ущемленности в правах, обиды и несправедливости. Например, в г. Тюмени мусульманская община 10 лет добивалась возвращения исторической мечети. Однако городские власти «просто» снесли здание и приступили к строительству на этой территории нового объекта. Это вызвало резкое недовольство верующих, воспринявших такие действия как игнорирование интересов представителей мусульманских организаций. Конфликт неизбежно перерастает в сферу межнациональных отношений, сказывается на общей психологической атмосфере в городе.
Еще более сложный характер принимают проблемы строительства или переоборудования зданий под молитвенные цели для нужд не столь многочисленных религиозных объединений, но столь же равноправных перед законом, как и другие.
Можно в связи с этим приводить как положительные, так и отрицательные примеры из нашей практики. Так члены религиозного объединения Свидетелей Иеговы из г. Алагира (Республика Северная Осетия-Алания) в своем заявлении писали о том, что с разрешения властей они выстроили новый молитвенный дом. Однако в канун его открытия власти неожиданно запретили проведение в нем молитвенных собраний, опечатали здание и угрожали его снести. Более полугода верующие не могли добиться открытия своего молитвенного дома. Лишь после обращения Федерального Уполномоченного к Президенту Республики Северная Осетия - Алания с предложением отменить неправомерные решения, конфликт был исчерпан, и верующие получили возможность пользоваться своим молитвенным домом.
Не менее драматично складывается ситуация в Москве вокруг строительства кришнаитского храма. В течение последних 15 лет общество Сознания Кришны использовало предоставленное властями помещение в доме, относящемся к ветхому фонду. В настоящее время этот дом в связи с его аварийным состоянием подлежит сносу, и проведение молитвенных собраний в этих условиях стало невозможным. Верующие просили городские власти выделить территорию для строительства за счет своих средств нового культового здания. И хотя еще в апреле 2003 г. Общественный совет по проблемам формирования градостроительного облика Москвы рекомендовал предоставить обществу для строительства храма земельный участок, правительство Москвы своего окончательного решения не принимало. В целях защиты своих прав верующие обратились и к Уполномоченному. В письме мэру Москвы Ю.М. Лужкову Уполномоченный просил способствовать решению вопроса. Городские власти выделили земельный участок для строительства культового здания. Но и в настоящее время до практического его воплощения дело никак не дойдет.
Растет число обращений граждан с жалобой на распространение в средствах массовой информации недостоверных сведений о деятельности различных религиозных объединений, прежде всего, не относящихся к так называемым традиционным церквам и организациям. Заявители обращают внимание на использование авторами публикаций таких терминов как «деструктивные культы», «тоталитарные секты», «сектанты», «иностранные секты» применительно к религиозным объединениям, состоящим из граждан РФ и действующим на законных основаниях. Это воспринимается верующими как намеренное формирование в обществе атмосферы подозрительности к «чуждым религиям» и нагнетание неприязни в отношении членов этих объединений и исповедуемых ими религиозных убеждений. По их мнению, все это идет вразрез с принципами мировоззренческого нейтралитета государства и свободы вероисповеданий, закрепленных в Конституции РФ, препятствует формированию и утверждению в российском обществе ростков толерантности и равного отношения к гражданам независимо от их религиозной принадлежности.
Ознакомление с поступающими в аппарат Уполномоченного газетными публикациями из различных субъектов Российской Федерации, с листовками и иной печатной продукцией показывает, что в них действительно встречаются утверждения, обобщения и оценки, которые могут быть восприняты верующими («сектантами» по терминологии авторов), как оскорбительные и уничижительные в отношении их религиозных убеждений. Имеется и определенная предвзятость к новым религиям, некорректность выражений и использование непроверенных фактов или уже опровергнутых в судебном порядке сведений.
Разумеется, все, о чем говорилось выше, может спровоцировать дискриминацию граждан по признаку отношения к религии и побудить к неправомерному ограничению деятельности создаваемых ими религиозных организаций. Кстати, вопрос о распространении в СМИ недостоверной информации о религиозных организациях рассматривался и на заседаниях Судебной Палаты по информационным спорам при Президенте РФ. В нескольких случаях выносились порицающие решения в адрес отдельных изданий и журналистов, нарушивших ряд положений закона «О средствах массовой информации».
Неуместным представляется и употребление в статьях, посвященных вопросам правового положения религиозных организаций и их законной деятельности в России, терминов конфессионально-обличительного характера («секта», «сектанты» и т.п.) вместо имеющихся правовых терминов (религиозная группа, религиозное объединение). Подчас создается впечатление, что на страницы периодической печати возвращается лексика «воинствующего атеизма». Авторов статей не останавливает тот факт, что уже давным-давно в нашей современной российской правовой практике разрешен вопрос: являются ли слова «секта», «сектанты», порочащими честь и достоинство граждан, оскорбляющими их. Ответ содержится в принятом решении Судебной палаты по информационным спорам при Президенте РФ (№ 4 (138) от 12 февраля 1998г.), где четко и недвусмысленно записано: «В законодательстве Российской Федерации не существует такого понятия «секта». В тоже время данный термин в силу сложившихся в обществе представлений несет, безусловно, негативную смысловую нагрузку и, употребляя его, журналисты могут оскорбить чувства верующих».
В целях повышения профессиональной подготовки журналистов, специализирующихся по проблемам свободы совести, Аппарат Уполномоченного совместно с Институтом религии и права и Министерством РФ по делам печати провел в 2002 г. в г. Суздале (Владимирская область) семинар «Свобода совести в правовом государстве: юридический и информационный аспекты».
Как бы мы к этому не относились, но проблемы положения религиозных объединений и обеспечения религиозной свободы в России имеют не только внутренний, но и внешний аспект. Многие международные неправительственные организации обращаются к теме религиозной свободы в России. Эта же тема, но уже с точки зрения того, как Россия выполняет взятые ею обязательства в области прав и свобод человека и гражданина, постоянно находится в центре внимания Совета Европы.
Напомню, что уже в первом докладе американского посла по вопросам свободы вероисповедания Роберта Сейпла «О свободе вероисповедания в мире» (сентябрь 1999г.) приводилось много конкретных примеров о положении религиозных организаций и верующих в России в 1998-1999 гг., в том числе факты нарушений законодательства о свободе совести и религиозных объединений в ряде субъектов Российской Федерации. В числе наиболее «страдающих» от произвола местных властей назывались такие организации: Свидетели Иеговы, харизматические общины, мормоны, Церковь Объединения, Церковь саентологии и др. Подвергался критике вступивший в силу закон «О свободе совести и о религиозных организациях»(1997). Однако общий вывод все же сводился к тому, что закон и действия федеральных органов власти в целом не ущемляют прав религиозных меньшинств. И приводившиеся факты нарушений прав граждан рассматривались как «самодеятельность» региональных властей.
Думается, уместно для всех нас напомнить текст Рекомендации Парламентской ассамблеи Совета Европы «Религия и перемены в Центральной и Восточной Европе» (2002). В которой, в частности, государства призывались к тому, чтобы: «Предпринять эффективные меры с тем, чтобы гарантировать свободу религиозных меньшинств, особенно в Центральной и Восточной Европе, с особым упором на их защиту от дискриминации или преследования со стороны религиозного большинства или иных групп, практикующих агрессивный национализм и шовинизм».
В условиях, когда имеющаяся правовая база российского законодательства о свободе совести не используется должным образом представителями органов власти в интересах граждан и религиозных организаций, важным направлением деятельности Уполномоченного становится правовое просвещение государственных служащих.
По инициативе Уполномоченного и при поддержке администраций ряда субъектов Российской Федерации, общероссийских неправительственных правозащитных и общественных организаций только в 2003 г. было проведено три межрегиональных научно-практических семинара в Красноярске, Владивостоке и Волгограде. В них приняли участие более 300 человек, представлявших все заинтересованные в обеспечении права на свободу совести стороны – государственные чиновники, муниципальные служащие, правозащитники, сотрудники территориальных органов юстиции и правоохранительных органов, религиоведы, журналисты, религиозные деятели из субъектов Российской Федерации, входящих в состав Уральского, Сибирского, Дальневосточного, Приволжского, Центрального и Южного федеральных округов. В ходе пленарных заседаний, секций и «круглых столов» были обсуждены актуальные вопросы государственной (общефедеральной и региональной) политики в сфере свободы совести и защиты законных интересов религиозных объединений.
Сегодня Россия определилась в выборе цели, к которой она движется – демократическое общество, правовое государство, интеграция с европейским и мировым сообществом. На этом пути нам предстоит освободиться от всего, что препятствует движению к цели. Задача государства состоит сегодня в продолжении той конструктивной линии, что наметилась в последние годы и привела к существенным положительным изменениям в осуществлении свободы совести и вероисповедания.
Убежден, что взаимопонимание государства и гражданского общества, сотрудничество государственных и неправительственных организаций явятся залогом успешной деятельности по защите свободы совести и обеспечению законных прав и интересов верующих и религиозных объединений.
Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации и его рабочий аппарат будут этому всемерно способствовать. |