Логотип Российское Объединение исследователей религии (Russian Association of Scholars in Religion)
Логотип  Общероссийская общественная организация
Логотип
Логотип

РЕЛИГИОВЕДЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

"Заключения Экспертного Совета для проведения государственной религиоведческой экспертизы при Совете по делам религий при Кабинете Министров Республики Татарстан»

С.-Петербург 20 декабря 2002 г.

Данный анализ осуществлен членом Правления общероссийской общественной организации "Объединение исследователей религии", председателей Научно-методического совета по религиоведению С.-Петербургской городской и Ленинградской областной организации общества «Знание РФ» Гордиенко Николаем Семеновичем — доктором философских наук /диплом МФС № 000410 от II.06.1971 г./, профессором /аттестат МПР № 018970 от 1.02.1972 г./, действительным членом международной академии информатизации /диплом № 10–7229 от 10.04.1996 г./, почетным профессором Российского государственного педагогического университета им. А.И.  Герцена /диплом № 23 oт I2.05.1997 г./.

Стаж религиоведческой научно-исследовательской и преподавательской деятельности свыше 45 лет.

Автор 24 книг и брошюр, а также более 200 статей по проблемам философии, этики, свободомыслия и религиоведения.

Религиозных убеждений саентологов автор данного анализа не разделяет и членом их церкви не является.

Судя по тексту анализируемого "заключения экспертного Сoвета для проведения государственной религиоведческой экспертизы при Совете по делам религий при Кабинете Министров республики Татарстан" /далее — «Заключение…»/, перед экспертами были поставлены только два вопроса, предусмотренные Постановлением Правительства РФ от 8 июня 1998 г. № 565 «О порядке проведения государственной религиоведческой экспертизы» и постановлением Кабинета министров Республики Татарстан от 15.07.2002 г. № 416. «Об Экспертном совете для проведения государственной религиоведческой экспертизы при Совете по делам религий при Кабинете Министров Республики Татарстан»:

I. Является ли саентологическая церковь города Нижнекамска« религиозной организацией, подпадающей под непосредственное действие федерального закона »О свободе совести и о религиозных объединениях«.

2. Достоверны ли представленные сведения относительно основ вероучения и соответствующей ему практики местной религиозной организация "Саентологическая церковь города Нижнекамска"« /л.1/.

Никакие дополнительные задачи перед экспертным Советом, чье "Заключение…" анализируется, не ставились и ставиться не могли, поскольку они не предусмотрены вышеупомянутыми правительственными постановлениями.

Изучив уставные и вероучительные документы, а также многочисленные издания Саентологической церкви, проведя личные беседы с представителями саентологической церкви, Экспертный Совет положительно ответил на оба вопроса, заявив:

""Саентологическая церковь города Нижнекамска« отвечает признакам религиозного учения. Представленные сведения относительно основ вероучения и соответствующей ему практики »Саентологической церкви города Нижнекамска« достоверны» /л. 3/.

Этим ответом Экспертный Совет не только решил поставленную перед ним задачу, но и исчерпал свои полномочия, рамки которых определены правительствами Российской Федерации и Республики Татарстан.

Однако он почему-то вышел за рамки своих полномочий и стал высказывать собственные, сугубо субъективные оценки Саентологической церкви, совершенно несостоятельные с религиоведческой точки зрения, входящие в противоречие с элементарными требованиями религиоведческой экспертизы.

Вот лишь некоторые из этих требований, изложенные в учебном пособии Ю.В.  Тихонравова "Судебное религиоведение" /М.,1998/:

"Эксперт-религиовед… должен быть максимально свободен от каких-либо религиозных пристрастий…

…очевидно, что в юридической практике не могут быть использованы конфессионально ангажированные специалисты-религиоведы…" /с.206,  249/.

"Отношение к исследуемому вероисповеданию должно быть предельно корректным" /с.250/.

Ни одно из этих требований не соблюдено авторами "Заключения…", в чем нетрудно убедиться при ознакомлении с текстом.

Они явно и откровенно ангажированы в конфессиональной отношении: их симпатии на стороне т.н.  "традиционных религий", а к новым религиозным образованиям /к которым относится и Саентологическая церковь/ питают нескрываемую антипатию и всячески демонстрируют ее, упрекая Саентологическую церковь в том, что никаких упреков не заслуживает, поскольку присуще практически всем конфессиям, в том числе и традиционным для России.

В частности, журят саентологов за то, что якобы "абсолютно все религиозные услуги Церкви… оказываются платно" /л.З/, и утверждают, будто «такая постановка вопроса не характерна для традиционной религиозной жизни России и вызывает настороженность в обществе» /л. 3/. Здесь сразу две неправды: во-I,  не все религиозные услуги Саентологической церкви платные, а во-2,  у «традиционных конфессий» тоже немало платных услуг — например, традиционная Русская православная церковь крестит, венчает, отпевает, поминает за плату, и никого это почему-то не настораживает, в том числе и авторов «Заключения…»

Саентологическую церковь упрекают и за то, что она "прибегает к нехарактерным для традиционных религий формам и методам работы" /л.З/. Между тем общеизвестно, что у каждой традиционной религии имеются собственные формы и методы, тоже не характерные для другой традиционной религии; у православия иные, чем у ислама, у иудаизма, иные, чем у буддизма, и наоборот. И никто их за такую специфику не упрекает, что совершенно нормально.

Даже то ставят составители "Заключения…" в вину саентологической церкви, что она является новой религиозной организацией и уже самим фактом своей новизны «вызывает определенное неприятие среди традиционных конфессий» /с.4/. Между тем ученые-религиоведы единодушны в убеждении, что виновниками такого непринятия являются не новообразовавшиеся религиозные объединения, а экстремистски настроенные приверженцы традиционных конфессий, не приемлющие религиозного плюрализма, гарантированного Конституцией Российской Федерации. Именно такое убеждение, в частности, высказал в своей статье «Деструктивные», «тоталитарные"… и далее везде» заместитель председателя Экспертного совета для проведения государственной религиоведческой экспертизы при Министерстве юстиции РФ, доктор философских наук, профессор МГУ Кантеров И.Я../см.: «Религия и право». Информационно-аналитический журнал, 2002, № I, с. 27–29/.

А о какой корректности составителей «Заключения…» может идти речь, если не приведя на одного факта и не сославшись ни на один пример они голословно предъявляют саентологам тягчайшее обвинение: «…деятельность Саентологической церкви вызывает определенные нарекания у российской общественности, социальные программы »Саентологической церкви города Нижнекамска« беспокоят и вызывают определенные опасения у представителей общественных и религиозных организаций, у общественности г. Нижнекамска и провоцируют конфликтные ситуации /подчеркнуто мною. — Н.Г.//л.3/.

В уже упоминавшемся Судебном религиоведении Ю.В.  Тихонравова читаем:

Религиоведческая экспертиза не должна давать рекомендаций властям по поводу того, как поступать с той или иной религиозной организацией /с. 222/.

Следует особо подчеркнуть, что запрет на исповедание какой-либо веры не должен являться результатом религиоведческой экспертизы ни при каких обстоятельствах /с.248/.

Между тем анализируемое Заключение… завершается фразой, попирающей вышеприведенные требования, предъявляемые современной наукой религиоведческой экспертизе:

С учетом сложившейся религиозной ситуации и межконфессиональных отношений, в интересах общественного спокойствия и общественной безопасности Экспертный Совет рекомендует отказать в государственной регистрации Саентологической церкви города Нижнекамска» /л.4/.

Помимо повторной констатации неправомерности Экспертного Совета религиоведческого назначения давать подобные рекомендации государственным органам отмечу, что содержащиеся в заключительной фразе предположения о возможной угрозе со стороны саентологов межконфессиональным отношениям и даже общественной безопасности опровергаются самим же Заключением…, которое признает, что «саентология уважает другие вероисповедания» /л.2/  и «саентологическая церковь подчеркивавет свою лояльность по отношению к правопорядку тех стран, где она действует» /л.3/.

Из всего сказанного следует, что:

I. Все, что сделано Экспертным Советом для проведения государственной религиоведческой экспертизы при Совете по делам религий при Кабинете Министров Республики Татарстан в рамках его полномочий, безупречно с религиоведческой точки зрения и безоговорочно подтверждает право «Саентологической церкви города Нижнекамска» на государственную регистрацию.

2. Все оценочные характеристики Саентологической церкви, сопровождаемые сопоставлением ее о традиционными конфессиями, явились следствием личной инициативы авторов Заключения… и никого ни к чему не обязывают. Эти характеристики необъективны главным образом из-за конфессиональной ангажированности составителей «Заключения…», религиоведчески несостоятельны и потому не должны приниматься во внимание при решении вопроса о государственной регистрации «Саентологической церкви города Нижнекамска».

доктор философских наук,
профессор кафедры религиоведения
РГПУ им. А.И.  Герцена, академик МАИ
Гордиенко Н.С.


  © 2004 — 2007 Дизайн — Студия Фёдора Филимонова
  © 2004 — 2007 Содержание — “Объединение Исследователей Религии” —при использовании материалов сайта ссылка обязательна.