ИНСТИТУТ РЕЛИГИИ И ПРАВА ЦЕНТР РЕЛИГИОВЕДЧЕСКОЙ И ПРАВОВОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ г. Москва 20 марта 1998 г. ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ на публикации религиозного объединения Свидетелей Иеговы По поручению Комитета Государственной Думы Российской Федерации по делам общественных объединений и религиозных организаций (исх.3.21–210 от 1.03.98г.) экспертная группа в составе Пчелинцева А.В., директора Института религии и права, кандидата юридических наук, члена Экспертно-консультативного совета Комитета Государственной Думы Российской Федерации по делам общественных объединений и религиозных организаций, Антонова А.И., заведующего кафедрой социологии семьи МГУ им. М.В.Ломоносова, доктора философских наук, профессора, Одинцова М.И., заместителя руководителя кафедры религиоведения Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, доктора исторических наук, профессора, Ряховского В.В., президента Христианского юридического центра, члена Постоянной палаты по правам человека ПКС при Президенте Российской Федерации, члена Экспертно-консультативного совета Комитета Государственной Думы Российской Федерации по делам общественных объединений и религиозных организаций, провела экспертную оценку публикаций религиозного объединения Свидетелей Иеговы. Перед экспертами поставлены следующие вопросы: - Направлено ли содержание литературы религиозного объединения Свидетелей Иеговы на подрыв безопасности государства и нарушение целостности Российской Федерации, содержится ли в ней пропаганда войны, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни, человеконенавистничества?
- Содержит ли литература религиозного объединения Свидетелей Иеговы призыв к разрушению семьи, представляет ли содержание этой литературы угрозу для нравственности и здоровья граждан, в том числе, как с точки зрения права оценивать отказ по религиозным мотивам от переливания крови?
- Содержится ли в литературе религиозного объединения Свидетелей Иеговы пропаганда, побуждающая к посягательству на личность, права и свободы граждан, к отказу от исполнения установленных законом гражданских обязанностей и получения обязательного общего образования, а также к совершению противоправных действий?
Экспертиза проведена по следующим публикациям: - Комплект периодических изданий журнала «Сторожевая башня» за 1996 год.
- Комплект периодических изданий журнала «Пробудитесь!» за 1996 год.
- Отдельные номера журналов «Сторожевая башня» и «Пробудитесь!» за 1997 год.
- Отдельные издания (брошюры): «Свидетели Истовы в двадцатом веке», «Свидетели Иеговы и образование», «Когда умер близкий тебе человек…», «Как кровь может спасти твою жизнь?», «В чем смысл жизни?».
- Сборники и книги: «1996. Ежегодник Свидетелей Истовы», «Жизнь как она возникла?» (1992), «Ты можешь жить вечно в раю» (1989), «Руководство для Школы теократического служения» (1993), «Объединены в поклонении единому истинному Богу» (1989), «Организованы проводить наше служение» (1990), «Темы для библейских разговоров», «Как завести и продолжить разговор на библейскую тему», «Секрет семейного счастья» (1996).
Направлено ли содержание литературы религиозного объединения Свидетелей Иеговы на подрыв безопасности государства и нарушение целостности Российской Федерации, содержится ли в ней пропаганда войны, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни, человеконенавистничества? Цели и действия, направленные на подрыв безопасности государства и нарушение целостности Российской Федерации, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни в соответствии с п.5 ст. 13 Конституции РФ являются основанием для запрещения создания и деятельности общественных объединений. Согласно ст. 14 Федерального закона РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях» указанные действия рассматриваются как основания для ликвидации религиозной организации, запрета на деятельность религиозной организации или религиозной группы в судебном порядке. Представленные для экспертизы печатные издания носят открытый, доступный для понимания характер и обращены к неопределенному кругу лиц, т.е. являются публичными. Публичные печатные издания могут воздействовать на сознание, волю и поведение людей исключительно посредством содержащихся в них и побуждающих к определенному виду деятельности призывов. Так, призыв к подрыву безопасности государства может быть выражен через печатные издания в форме умышленного подстрекательства к совершению конкретного преступления, направленного против безопасности государства к государственной измене (ст.275 УК РФ), к шпионажу (ст.276 УК РФ), к диверсии (ст.281 УК РФ), к разглашению государственной тайны (ст.283 УК РФ). Призыв к нарушению целостности Российской Федерации может быть выражен в форме подстрекательства к произвольному изменению границ России в сторону уменьшения ее территории, к том числе подстрекательства к вооруженному мятежу (ст.279 УК РФ). Публичный призыв к развязыванию агрессивной войны образует состав преступления, предусмотренного ст.354 УК РФ. С объективной стороны данное преступление может выражаться в публичных обращениях, в том числе через печатные издания, к определенной аудитории читателей с обоснованием целесообразности или необходимости ведения военных действий против другого государства, а равно с призывом к лицам, занимающим соответствующие государственные должности, об объявлении и ведении войны против другого государства. Возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды содержит состав преступления, предусмотренного ст.282 УК РФ, и выражается в распространении, в том числе в письменной форме, различных идей и взглядов, подрывающих доверие и уважение к определенной национальности или расе либо религиозному вероисповеданию, а также вызывающих неприязнь или чувство ненависти к образу жизни, культуре, традициям, религиозным обрядам граждан данной национальности или расы и т.п. Используемое в Федеральном законе РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях» понятие «человеконенавистничество» вносит новизну в российское законодательство. Содержание этого понятия крайне неопределенно, в законодательстве и судебной практике оно не раскрывается. На основе изучения и анализа содержания представленных для экспертизы упомянутых выше печатных изданий и литературы религиозного объединения Свидетелей Иеговы эксперты приходят к выводу, что каких-либо призывов, направленных на подрыв безопасности государства, нарушение целостности Российской Федерации, развязывание войны, возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды, т.е. к совершению преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства в них не содержится. Содержит ли литература религиозного объединения Свидетелей Иеговы призыв к разрушению семьи, представляет ли содержание этой литературы угрозу для нравственности и здоровья граждан, в том числе, как с точки зрения права оценивать отказ по религиозным мотивам от переливания крови? Анализ содержания вышеуказанных изданий позволяет экспертам сделать общий вывод о том, что представленная для экспертизы литература религиозного объединения Свидетелей Истовы призывает читателей укреплять единство семьи, высоко ценить брак, семью, детей, отцовство и материнство, проявлять взаимную ответственность друг перед другом родителей и детей, всех членов семьи. Данная литература не содержит никаких убеждений и принципов, могущих вести к разрушению семьи, к семейной розни и насилию. Напротив, знакомство с представленными текстами убеждает в их направленности на общечеловеческие ценности любви, добра, правды и красоты. Содержащаяся в рассматриваемых публикациях информация способствует поддержанию разговоров и бесед не только на библейские темы, но и по животрепещущим социальным проблемам современности. Особо следует отметить позитивное влияние, которое может оказать эта литература на приобщение к тому, что именуется здоровым образом жизни. Обращает на себя внимание похвальное стремление издателей откликаться на насущные жизненные проблемы, волнующие людей разных поколений, разных верований и убеждений -тематические выпуски и брошюры, посвященные проблемам экологии, образования, наркомании, алкоголизма и т.д. позволяют читателям уяснить не только суть религиозной оценки их, но и сформировать глубоко моральное отношение к ним. Необходимо специально подчеркнуть, что анализируемая литература предназначается не только для индивидуального, но и для коллективного чтения и обсуждения в семье. Семейное чтение и обсуждение прочитанного, увязываемое с повседневными заботами и нуждами человеческого бытия, укрепляет интеграцию членов семьи, усиливает чувство, семейного единства, чувство МЫ. Еще одно обстоятельство заслуживает упоминания в периодических изданиях Свидетелей Иеговы постоянно приводятся жизненные истории семей и супружеских пар, посвятивших себя религиозному служению, либо испытавших на себе социально-нравственное воздействие религиозных взглядов и убеждений (см. статью «Лягушонка» в журнале «Пробудитесь!» от 22 февраля 1996 г., стр. 19–24). Важно, что через различные коллизии, возникающие на жизненном пути семей, удается поучительно и не навязчиво рассказать и показать читателям преимущества семейного образа жизни в сопоставлении с одиночно- холостяцким. Все это в целом содействует поддержке семейности, ценности семьи, брака и детей в общественном мнении. По мнению экспертов, следует обратить внимание на то, как в данной религиозной литературе трактуются вопросы отношения полов, вступления в брак и выбора супруга, рождения и социализации детей, взаимоотношения членов семьи, родителей и детей, укрепления здоровья и семейного единства в контексте социально-исторических изменений, которые сегодня претерпевает институт семьи. В тематическом выпуске об отношениях полов, по мнению экспертов, дается правильная оценка значение сексуальной революции с точки зрения социологической теории институционального кризиса семьи. В издании «Пробудитесь!» от 8 июня 1997г. приводятся отдельные данные, показывающие во что обходится сексуальная революция с точки зрения угрозы здоровью, продолжительности жизни и благополучия (стр.5). В атмосфере потворствования сексоголизму со стороны государственных, коммерческих и ряда общественных организаций единственным институтом способным противостоять этой вакханалии Свидетелями Иеговы признается семья. «Активная христианская семья, которая черпает силы в христианском собрании, это настоящее прибежище в помешанном на сексе мире» (там же, стр.10). В публикациях помещаются различные материалы о сексуальной революции, освещающие ее с разных сторон (см. выпуск посвященный проблеме сексуальных домогательств в журнале «Пробудитесь!» от 22 мая 1996 г.) В литературе Свидетелей Иеговы во многом надежды на моральное воспитание детей связываются с семьей, хотя и отмечается общий кризис самой семьи. В периодических публикациях постоянно появляется информация, свидетельствующая о разрушении семьи в современном мире. В этом отношении показательна заметка «Семейные устои повсеместно рушатся» («Пробудитесь!» от 8 февраля 1996 г., стр.28), в которой верно, по мнению экспертов, отмечены радикальные трансформации семейной структуры, рост разводов и матерей-одиночек, незаконных сожительств. Публикации затрагивают также вопросы количества детей в семье. При общей ценности рождения детей и поощрения семейности во избежание отказов от детей и абортов допускается применение современных средств контрацепции, поскольку Библия предоставляет мужу и жене самим решать, сколько будет детей в семье («Пробудитесь!» от 8 октября 1996 г.). В связи с этим Свидетелями Иеговы допускается добровольная стерилизация, вазектомия (там же, стр.14), что отличает Свидетелей Иеговы от ортодоксальных религий. Однако их отношение к искусственному аборту как к убийству, совпадает с отношением к этому феномену большинства религий и конфессий. В публикациях поднимаются заслуживающие внимание дискуссионные вопросы, например, «об абортах по выбору» («Пробудитесь!» от 6 августа 1996г., стр.16), когда ультразвуковое диагностирование беременных позволяет выявить эмбрионы с дефектами развития. Очевидно, следует согласиться с позицией Свидетелей Иеговы, что семья и родители вольны сами определять судьбу плода независимо от того, что по медицинским показаниям рекомендуется производство искусственного аборта. По проблеме связанной с легализацией гомосексуализма, в литературе правильно с научной точки зрения освещается подход к этому явлению как сугубо социокультурному по своему происхождению, а не генетически предопределенному. Этот глубоко нравственный подход, подчеркивающий индивидуальную ответственность за выбор того или иного поведения, относится также к наркомании, алкоголизму, проституции и другим разновидностям социальной патологии, к преступности («Пробудитесь!» от 22 сентября 1996 года«, стр.5–6). В журналах находят поддержку формы официально регистрируемого брака, противостоящего сожительству, поощряются социокультурные роли мужа и жены, отца и матери, прародителей бабушек и дедушек (см. «Пробудитесь!» от 8 декабря 1996г.) В эпоху чрезмерного возбуждения общества феминистскими идеями призыв к соблюдению традиционного распределения внутрисемейных ролей в духе христианского повиновения весьма актуален и безусловно содействует семейному единству. В этом контексте рассматривается влияние словесного общения в семье, обсуждаются пути перехода «от слов ранящих к словам врачующим». В журнале «Пробудитесь!» от 22 октября 1996г. обсуждаются причины и последствия супружеского и семейного злословия. Свобода самовыражения связывается с пониманием необходимости самоограничения «потока словес» и отказа от оценочно-критических высказываний в адрес отдельных членов семьи. Подчеркивается важность родительской модели общения для детей (см. «Пробудитесь!» от 22 июля 1996 г., стр.11). Для семейного сплочения в литературе Свидетелей Иеговы рекомендуются различные общесемейные дела, выполняемые совместно супругами и всеми членами семьи. Составление семейного бюджета одно из рекомендуемых дел, которое избавляет не только от финансовых проблем, но и от многих недоразумений, ссор и размолвок. Поэтому советы по совместному ведению ежемесячного бюджета семьи (см. «Пробудитесь!» от 22 декабря 1996 г. или от 8 марта 1996г., где характеризуются различные виды работ выполняемых на дому) рассматриваются как ценное средство достижения семейного согласия. Большое внимание уделяется в журнальных материалах терапевтическому воздействию семьи на сохранение жизни и здоровья всех членов семьи самые различные публикации на темы причин и последствий болезней, профилактики здоровья постоянно учитывают контекст семьи и связанность состояния здоровья и духа отдельного человека с благополучием семьи в целом. Поддержке семьи и всех родных в выздоровлении придается первостепенное значение, и поскольку в популярной медицинской литературе такого рода публикаций явно недостаточно, подобная религиозная литература восполняет существующий пробел в этом отношении (см. «Пробудитесь!» от 8 декабря 1996 г.). Семья все время находится в поле зрения авторов журнальных статей, даже в тех случаях, когда обсуждаются вопросы организационной структуры Свидетелей Иеговы. Например, преданность религиозной организации и старейшинам сочетается с беззаветной преданностью в браке (см. «Сторожевая башня» от 15 марта 1996 г., стр.19). Более того, хорошие старейшины непременно должны быть прежде всего хорошими управителями своей семьи, «ибо кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией?"("Сторожевая башня» от 15 октября 1996, стр.21). Если учесть, что представителей религиозной организации Свидетелей Иеговы нередко в средствах массовой информации упрекают «в разъединении семьи, семейных поколений» то все, что напечатано на страницах периодических изданий Свидетелей Иеговы убеждает в обратном. Причем, любовь к ближним, своим близким, к своей семье дополняется любовью к незнакомцам, в публикациях нет противопоставления своих и чужих, а есть практические наставления, раскрывающие суть христианского гостеприимства и то, что значит «быть гостеприимным (см. »Сторожевая Башня« от 1 октября 1996 г. где в частности, много говорится о важности заботы о вдовах и сиротах). В журналах уделяется внимание и такой острой социальной проблемы, как приемные дети. Разводы, смерти и болезни в мире девальвации семейных ценностей обостряют нужду в усыновлении(удочерении), особенно в связи с отказами и отвержениями детей их кровными родителями (см. »Пробудитесь!« от 8 мая 1996 г.). Представляется естественным, что проблемы семейного единения в публикациях и литературе Свидетелей Иеговы увязываются с принципами их веры. Так, например, к числу признаков «последних дней» относится массовое неповиновение родителям (см. «Ты можешь жить вечно в раю на земле» стр. 152). Серьезное значение в учении и литературе Свидетелей Иеговы придается переливанию крови в контексте принципов веры и в связи с возможной угрозой для здоровья. Из содержания публикаций следует, что отношение Свидетелей Иеговы к этой процедуре аналогично отношению к производству искусственного аборта. Причиняемый здоровью вред в случае аборта может быть устранен, благодаря рекомендуемой учеными (а не только Свидетелями Иеговы) добровольной вазектомией, являющейся альтернативой производству абортов, и тем самым, эффективным (с точки зрения ряда демографических и социологических концепций) способом сокращения числа абортов. В случае переливания крови и вероятных негативных последствий этого для здоровья, также возможна замена этой процедуры другими «бескровными» медицинскими средствами (см. брошюру «Как кровь может спасти твою жизнь?»). Однако, эти альтернативные средства еще не стали столь же приемлемыми в общественном мнении и мнении специалистов, что и добровольная стерилизация. По-видимому, проблема не столько в наличии равноценных по своему медицинскому воздействию средств, сколько в признании уже имеющихся методов «равноценными». В России вазектомия до сих пор не признается многими специалистами более безопасной заменой аборта и в общественном мнении зачастую приравнивается к кастрации. Предубеждения такого рода весьма живучи и, поэтому, следует ожидать, что даже при появлении абсолютно безвредной альтернативы переливанию крови, ее применение будет тормозиться стереотипами и предрассудками. Если же «общепризнанной» замены нет, то тем более неизбежна активизация голосов против добровольного отказа от переливания крови. В демократическом обществе право гражданина на выбор средства контрацепции, типа и методов лечения, включая право на отказ от переливания крови, не должно ущемляться никоим образом. В противном случае, трудно обеспечить реальную свободу выбора тех или иных линий экзистенциального поведения личности. Если возникает коллизия между правом родителей принимать решения относительно здоровья и жизни своих несовершеннолетних детей и мнением медицинского персонала лечебного учреждения о предподчительных с их точки зрения методах лечения, то право родителей может подвергаться сомнению лишь в одном случае когда переливание крови действительно оказывается единственным средством спасения жизни ребенка. Когда же есть другие методы излечения, пусть и более рискованные, здесь право родителей, точнее семьи как автономного социального института (столь же автономного, как и институт государства) является более приоритетным, чем представителей других институтов. Следует согласиться с одним из постановлений Верховного Суда США 1979 г. о том, что «… право решать не переходит автоматически к какому-нибудь органу или служащему государственного учреждения лишь потому, что решение родителя в медицинском вопросе влечет за собой риск» (цит. по книге «Как кровь может спасти твою жизнь?»). В упомянутой брошюре написано следующее: «… в конечном счете решаешь ты, больной… Почему? Потому что в данном случае затрагиваются твой организм, жизнь, этические нормы и, что особенно важно, взаимоотношения с Богом» (стр.19). Следовательно, как усматривается из исследуемой литературы, член организации Свидетелей Иеговы сам решает вопрос об использовании или не использовании донорской крови в соответствии со своими личными убеждениями. В соответствии с российским законодательством гражданин или его законный представитель имеет право на выбор врача и лечебного учреждения, а также право отказаться от медицинского вмешательства или потребовать его прекращения, и, соответственно, лечебное учреждение не может принуждать к лечению или его продолжению (ст.ст. 30, 33 Основ законодательства об охране здоровья граждан). При отказе от медицинской помощи гражданину или его законному представителю в доступной для него форме должны быть разъяснены возможные последствия. Отказ от медицинского вмешательства с указанием возможных последствий оформляется записью в медицинской документации и подписывается либо его законным представителем, а также медицинским работником. За лиц, не достигших 15-летнего возраста, и лиц, признанных в судебном порядке недееспособными, отказ от медицинского вмешательства дают их родители или законные представители (опекуны). В большинстве случаев отказ родителей или законных представителей не может быть оспорен, но если медицинская помощь необходима для спасения жизни, то больничное учреждение имеет право обратиться в суд для защиты интересов малолетних до 15 лет и недееспособных. С правовой точки зрения проблема отказа от переливании крови аналогична проблеме отказа от вакцинации детей. Согласно статистики в 1993 году заявление об отказе от прививок написали 66% родителей детей в возрасте до двух лет и от 44% до 66% родителей детей более старшего возраста (см. Коновалова Е. На прививку, первый класс!/Экстра М.1994, 9 февр.). И в том и в другом случае имеет место риск наступления отрицательных последствий. В тоже время риск наступления отрицательных последствий не исключается и при медицинском вмешательстве. Однако отказ от вакцинации не привлекает к себе столь пристального внимания в обществе, как отказ от переливания крови. Поэтому данная проблема в большей степени не правовая, а морально-этическая. Аналогичным образом проблема отказа от медицинского вмешательства рассматривается и в юридической научно-исследовательской литературе. Приоритет на выбор врача, лечебного учреждения и метода лечения признается за пациентом или его законным представителем. См., например, Малеина М.Н. «Человек и медицина в современном праве» М.: Издательство БЕК, 1995, стр.69–75. На основании изложенного эксперты приходит к выводу, что в представленных для экспертизы печатных изданиях религиозной организации Свидетелей Иеговы не содержатся призывов к разрушению семьи, содержание этих изданий не представляет какой-либо угрозы для нравственности и здоровья граждан. Отказ от переливания крови является правом гражданина или его законного представителя. Выбор такого метода лечения (т.е. без переливания крови) нельзя рассматривать как отказ от медицинской помощи в целом. Содержится ли в литературе религиозного объединения Свидетелей Иеговы пропаганда, побуждающая к посягательству на личность, права и свободы граждан, к отказу от исполнения установленных законом гражданских обязанностей и получения обязательного общего образования, а также к совершению противоправных действий? В соответствии с Конституцией Российской Федерации государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется (ст.45). Законодательством Российской Федерации устанавливается юридическая ответственность, в том числе и уголовная, за посягательства на личность, конституционные права и свободы граждан. В соответствии со ст. 14 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных организациях», деятельность религиозной организации, связанная с посягательством на личность, права и свободы граждан, является основанием для ликвидации религиозной организации и запрета ее деятельности в судебном порядке. Посягательства на личность, права и свободы граждан могут быть выражены через печатные издания в форме содержащихся в них подстрекательств к совершению конкретных противоправных деяний. Анализ содержания представленных для экспертизы печатных изданий и литературы религиозного объединения Свидетелей Иеговы показывает, что каких-либо призывов и подстрекательств к совершению деяний, посягающих на личность, права и свободы граждан, в них не содержится. В представленных для экспертизы печатных изданиях и литературе также не содержится каких бы то ни было призывов к отказу от исполнения установленных законом гражданских обязанностей, от получения обязательного общего образования и призывов к совершению противоправных действий. Более того, печатные издания и литература религиозного объединения Свидетелей Иеговы формируют у своих читателей и последователей законопослушание, уважение к государственной власти, правам и свободам других граждан. «Необходимо ли соблюдать и законы человеческих правительств? Пока существуют человеческие правительства, Бог требует от своих служителей подчинения этим »высшим властям«. Налоги следует платить, даже если налоги высокие и мы, возможно, не всегда согласны с тем, как расходуются налоговые деньги. Следует повиноваться и законам правительства.»( «Ты можешь жить вечно в раю» 1989 г., стр. 131). «Мы будем уважать порядок и стремиться быть мирными, законопослушными гражданами» (Журнал «Сторожевая башня» от 1 мая 1996 г., стр. 20). Из книги «Объединены в поклонении единому истинному Богу» (1989) следует, что при решении вопроса об отношении к военной службе последователи религиозного объединения Свидетелей Иеговы руководствуются исключительно велением собственной совести, не передавая никому свое право свободного выбора. «Проверка исторических фактов, говорится в упомянутой книге, показывает, что Свидетели Иеговы не только отклоняли носить военную форму и браться за оружие, но что они в течение прошедших пятидесяти лет отказывались исполнять и безоружную военную службу или другие рабочие задания взамен военной службы. Почему? Потому что они изучали требования Бога и после вынесли собственное решение совести. Никто не говорит им, что им нужно делать, и они не удерживают других действовать по родственному желанию» (стр.167). Современное отношение Свидетелей Иеговы к военной службе наиболее четко выражено в статье «Кесарю-кесарево», опубликованной в журнале «Сторожевая башня» от 1 мая 1996 года: «Если посвященный крещеный христианин живет в стране, где религиозные служители освобождаются от военной службы, он может воспользоваться этой льготой… А если христианин живет в стране, где религиозные служители не освобождаются от военной службы? Тогда ему прийдется самому принимать решение, следуя голосу обученной по Библии совести… В некоторых местностях существует обязательная штатская служба, например полезный труд на благо общества, который считается невоенной государственной службой. Может ли посвященный христианин соглашаться на такую службу? Опять-таки посвященный крещенный христианин должен сам принять решение на основании своей совести, обученной по Библии… Когда такая штатская служба приносит благо обществу… и не противоречит совести Свидетелей Иеговы, они часто соглашаются на нее» (стр. 18–19). Таким образом, в представленных для экспертизы печатных изданиях и литературе Свидетелей Иеговы не содержится запрета на военную службу. Отношение к военной службе определяется свободным выбором и убеждениями совести каждого. Данная позиция согласуется с Конституцией Российской Федерации (ч.З ст.59) и Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных организациях» (п.4 ст.З), гарантирующих каждому гражданину, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, право на ее замену альтернативной гражданской службой. Конституционность и законность имевших место случаев отказа от военной службы последователей Свидетелей Иеговы, кроме того, признаны судебной практикой, в том числе Определением Военной коллегии Верховного Суда РФ № 2Н-0427/95 от 26 октября 1995 г. и Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 13 марта 1996 года по делу военного строителя-рядового О. Михайлова. Конституционность отказа от военной службы по убеждениям и прямое действие ч.З ст.59 Конституции РФ, кроме того, подтверждены Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 22 мая 1996 года № 63-О. На основании вышеизложенного эксперты приходят к следующим выводам: - Содержание представленных для экспертизы печатных изданий и литературы религиозного объединения Свидетелей Иеговы не направлено на подрыв безопасности государства и нарушение целостности Российской Федерации, не содержит пропаганды войны, разжигания социальной, расовой, национальной и религиозной розни.
- В представленных для экспертизы печатных изданиях и литературе не содержится призывов к разрушению семьи, их содержание не представляет угрозы для нравственности и здоровья граждан, в том числе и позиция Свидетелей Иеговы по вопросу отказа по религиозным мотивам от переливания крови. Отказ от переливания крови является правом гражданина или его законного представителя и поэтому не должен рассматриваться как отказ от медицинской помощи.
- В печатных изданиях и литературе Свидетелей Иеговы не содержится пропаганды, побуждающей к посягательству на личность, права и свободы граждан, к отказу от исполнения установленных законом гражданских обязанностей и получения обязательного общего образования, а также к совершению иных противоправных действий.
Пчелинцев А.В. Директор Института религии и права, кандидат юридических наук, член Экспертно-консультативного совета Комитета Государственной Думы РФ по делам общественных объединений и религиозных организаций Антонов А.И. Заведующий кафедрой социологии семьи МГУ им. М.В. Ломоносова доктор философских наук, профессор Одинцов М.И. Зам. руководителя кафедры религиоведения Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, доктор исторических наук, профессор Ряховский В.В. Президент Христианского юридического центра, член Постоянной палаты по человека ПКС при Президенте Российской Федерации, член Экспертно-консультативного совета Комитета Государственной Думы РФ по делам общественных объединений и религиозных организаций. |