Логотип Российское Объединение исследователей религии (Russian Association of Scholars in Religion)
Логотип  Общероссийская общественная организация
Логотип
Логотип
Заключение Экспертного Совета
для проведения государственной религиоведческой экспертизы
при Совете по делам религий
при Кабинете Министров Республики Татарстан

1-ГРЭ

28 ноября 2002г.

 

Экспертный Совет для проведения государственной религиоведческой экспертизы при Совете по делам религий при Кабинете Министров РТ на основании запроса Главного Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Татарстан (исх. №1435 от 25.09.2002 г.) в соответствии с п.8.  ст. 11 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» и Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 15. 07. 2002 г. №416 «Об Экспертном совете для проведения государственной религиоведческой экспертизы при Совете по делам религий при Кабинете Министров Республики Татарстан» провел государственную религиоведческую экспертизу местной религиозной организации «Саентологическая церковь города Нижнекамска».

Перед экспертами поставлены следующие вопросы:

  1. Является ли «Саентологическая церковь города Нижнекамска» религиозной организацией, подпадающей под непосредственное действие Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях».
  2. Достоверны ли представленные сведения относительно основ вероучения и соответствующей ему практики местной религиозной организации «Саентологическая церковь города Нижнекамска».

На основании изучения уставных и вероучительных документов, многочисленных изданий Саеитологической церкви, личных бесед с представителями Саентологической церкви, Экспертный совет пришел к следующим выводам:

Саентологическая церковь основана в 1954 г. в Калифорнии, США. Основателем организации был Лафайет Рональд Хаббард. Штаб-квартира находится в г. Лос-Анджелесе (США). В настоящее время Церковь действует более чем в 100 странах мира, объединяя около 2 тысяч общин и миссий. В России первая церковь зарегистрирована 25 января 1994 г. Саентологическая церковь не декларирует свою принадлежность к какой-либо существующей известной конфессии. По принятой в религиоведческой науке типологии ее можно отнести к синкретическим или интерконфессиональным новым религиозным движениям.

Основы вероучения саентологии изложены в работах Л. Рона Хаббарда, которые и составляют Писание саентологической религии. Это Писание играет роль источника для всех доктрин, положений, практик, ритуалов и основных принципов саентологии, Л. Рон Хаббард является единственным источником саентологического Писания.

Церковь саентологии, по собственному признанию, не имеет четкого догмата относительно Бога, Одна из особенностей саентологии как религии заключается в том, что она не требует от своих членов отказа от их религиозной традиции. «Прихожанин не обязан отказываться от своей веры, церкви, синагоги, храма, мечети и др. Саентология уважает другие вероисповедания. (См. п.4.2.  Устава МРО «Саентологическая церковь города Нижнекамска»).

Главная основополагающая доктрина саентологии состоит в том, что человек — это духовное существо, чье существование охватывает более чем одну жизнь. Человек наделен способностями, выходящими далеко за пределы тех, о которых ему обычно известно. Он не только в состоянии решить свои собственные проблемы, достичь своих целей и обрести долговременное счастье, но и испытать новые ощущения духовного осознания, о возможности которых он никогда не мечтал. Духовную свободу можно обрести, только следуя пути, описанному в Писании, без отклонений.

У саентологов имеется культовая практика, обряды и ритуалы. Два главных направления в практике — это одитинг и обучение.

Одитинг (от лат. «audire» — слушать) — форма духовного общения между священником и прихожанином, своеобразная форма исповеди, которая в отличие от православия и католицизма деперсонализирована. Одитор не дает советов, основываясь на собственном духовном опыте и интуиции, а следует строгим предписаниям.

Обучение состоит из курсов, на которых под наблюдением специалистов производится изучение материалов о саентологии, созданных Л. Роном Хаббардом, обучение процедурам одитинга.

Церковь саентологии проводит богослужения для прихожан, на которых священники обращаются с проповедью к прихожанам. Совершаются обряды именования (имянаречения), бракосочетания, похорон. У саентологов есть свои символы.

В саентологии имеются религиозные праздники (день рождения Л. Рона Хаббарда, день, первой публикации книги «Дианетика», день одитора и др.), отмечаются и общехристианские праздники.

Саентологическая церковь имеет свою систему этики и систему правосудия. Член церкви саентологии обязан следовать Кодексу саентолога, который он принимает при вступлении в Церковь, следуют строгой корпоративной дисциплине. Члены церкви соблюдают закрытость информации, могущей дискредитировать церковь в глазах общества и государства и берут на себя обязательство точно информировать, о саентологии общество.

Саентологическая церковь подчеркивает свою лояльность по отношению к правопорядку тех стран, где она действует.

В Церкви имеется институт священнослужителей, не имеющих иерархии. Административное устройство церкви саентологии носит сложный характер, располагает внутренними структурами, предназначенными для решения юридических, образовательных, этических проблем. В состав Церкви входит Морская организация — братская религиозная организация — орден, члены которого подписывают договор на миллиард лет. Саентологическая церковь включает множество специализированных подразделений, программ, дочерних организаций («Криминон», «Нарконон» и др.)

Саентологическая церковь выступает через множество действующих в ее лоне организаций, издательских, гуманитарных образовательных центров. Саентологи крайне редко раздают бесплатно свою литературу, абсолютно все религиозные услуги Церкви, в том числе и религиозная пропаганда, оказывается платно. Оплате подлежит не собственно ритуальная практика, а сам путь спасения. В данной оплате религия рассматривается как предмет торговли, рыночного оборота, в чем можно рассмотреть отдельные черты коммерческого культа. В этом у саентологии много общего с другими новыми религиозными движениями. Такая постановка вопроса не характерна для традиционной религиозной жизни России и вызывает настороженность в обществе.

По многим моментам саентология находится на гране религиозной и светской сфер деятельности и прибегает к нехарактерным для традиционных религий формам и методам работы. Наличие признаков коммерческого культа, в первую очередь, объясняется этнокультурной средой формирования данного вероучения. Для традиционного восприятия саентология — необычная религия, использующая определенные психотехники (что является общим местом для многих новых религий, и саентология здесь не исключение). Саентологии характерны рационализм и технологичность, ставящие процесс спасения на поток, что не лишает ее религиозного содержания, поскольку вышеназванные признаки направлены на достижения цели- осознания человеком своей духовной и трансцендентной природы. Тем не менее, деятельность Саентологической церкви вызывает определенные нарекания у российской общественности, социальные программы «Саентологической церкви города Нижнекамска» беспокоят и вызывают определенные опасения у представителей общественных и религиозных общественности г. Нижнекамска и провоцируют конфликтные ситуации.

«Саентологическая церковь города Нижнекамска» отвечает признакам религиозного учения. Представленные сведения относительно основ вероучения и соответствующей ему практики «Саентологической церкви города Нижнекамска» достоверны.

«Саентологическая церковь города Нижнекамска» относится к вероучению, последователи которого впервые создают религиозную организацию на территории Республики Татарстан, Имея свои организации, миссии по всему миру и претендуя на получение статуса юридического лица в качестве религиозной организации, саентологическая церковь не во всех странах сумела вписаться в духовно-нравственную среду. Далеко неоднозначно восприятие данной организации и в России. Появление новой религиозной организации, вызывающей определенное неприятие среди традиционных конфессий, протестантских церквей, различных общественных организаций может нарушить еще не завершившийся процесс восстановления традиционных духовно-нравственных ценностей и дестабилизировать межконфессиональное согласие в республике.

В сложившейся ситуации Экспертный Совет считает необходимым также учесть республиканский закон «О свободе совести и о религиозных объединениях», содержащий норму, ограничивающую деятельность впервые регистрируемых в республике религиозных организация (п.2.ст.55.). Данная норма базируется на ст.72 Конституции РФ, дающей право субъектам Федерации на защиту прав человека и гражданина на своих территориях. При этом вышеназванная статья республиканского закона соответствует п.2.ст.99 Конвенции Совета Европы о защите прав человека и основных свобод. Указанные Ограничения не определяют легитимность религиозных убеждений или способов, которыми эти убеждения выражаются, не означают ограничений в праве исповедования религий.

С учетом сложившейся религиозной ситуации и межконфессиональных отношений, в интересах общественного спокойствия и общественной безопасности Экспертный совет рекомендует отказать в государственной регистрации «Саентологической церкви города Нижнекамска».

Председатель Экспертного Совета
М.И.  Махмутов


  © 2004 — 2007 Дизайн — Студия Фёдора Филимонова
  © 2004 — 2007 Содержание — “Объединение Исследователей Религии” —при использовании материалов сайта ссылка обязательна.