ЛоготипРоссийское Объединение исследователей религии (Russian Association of Scholars in Religion)
Логотип Общероссийская общественная организация
Логотип
Логотип

О Т З Ы В

официального оппонента на диссертацию Якунина Вадима Николаевича «Правовой статус, положение, деятельность, внешние связи Русской православной церкви в годы Великой Отечественной войны 1941–1945  гг.», представленную на соискание ученой степени доктора исторических наук по специальности 07.00.02 — Отечественная история

Обращение к исследованию проблем, связанных с историей религиозных объединений, традиционно бытующих на территории России, стало заметным явлением в отечественной исторической науке в последние полтора десятилетия. Политические изменения, развивавшиеся в СССР с середины 80-х годов, одним из своих положительных последствий имели открытие государственных архивов, что сделало доступными многие и многие фонды, хранившиеся ранее в режимах «секретно» или «совершенно секретно».

Немалое число вновь выявленных материалов касалось истории Второй мировой войны и Великой Отечественной войны советского народа в 1941–1945 гг. В научный оборот были введены тысячи документов, характеризующие данные события мировой и отечественной истории. Среди них и те, что относятся к деятельности различных религиозных объединений, и прежде всего, Русской православной церкви. Они свидетельствуют, что верующие и религиозные центры внесли достойный вклад в дело общего противостояния нацистской Германии, исполнили гражданский и духовный долг перед Родиной, государством и обществом.

На новой источниковедческой базе российские ученые подготовили значительное число монографий, сборников, диссертационных работ о религиозных организациях в Советском Союзе в годы Отечественной войны. Большая часть из них, что вполне объяснимо и понятно, касается истории русского православия. Однако тема эта и сегодня остается чрезвычайно актуальной в научном и практическом отношениях. Все еще сохраняются белые пятна, непроясненные обстоятельства, малоисследованные события и судьбы людей. Можно надеяться, что приближение славной даты нашей общей истории — 60-летия Победы в Великой Отечественной войне — станет для российских ученых дополнительным стимулом к обращению и разработке проблем, связанных с историей Русской православной церкви в годы войны 1941–1945  гг.

Диссертация В.Н.  Якунина является одним из заметных научных исследований последних лет, посвященных положению и деятельности Русской православной церкви в годы Отечественной войны. Она носит обобщающий характер и в определенной мере подводит итоги многолетним усилиям российских исследователей, обращавшихся к этой теме. Диссертация состоит из Введения, четырех глав, заключения, списка источников и литературы, с приложением статистических таблиц и текстов документов.

Во Введении определены актуальность темы, объект и предмет, цель и задачи исследования, его методологические основы, положения, которые выражают новизну полученных результатов и выносятся на защиту, хронологические и территориальные рамки, научная и практическая значимость диссертации.

Первая глава «Русская православная церковь в годы Великой Отечественной войны: историография и источники по проблеме» (сс.16–83) представляет собой обзор отечественной и зарубежной исторической литературы, а также основных источников по проблеме.

Подробный и объемный историографический анализ литературы, посвященной теме диссертационного исследования, является безусловной заслугой соискателя. Автором исследованы практически все изданные к настоящему времени основные работы по избранной теме, как светских (отечественных и зарубежных), так и церковных историков, а также диссертационные исследования. В отечественной историографии он выделяет два этапа, характеризующие ее становление и развитие: первый — охватывает годы с 1941 по 1988, второй — с 1989 года по настоящее время. Выявлены присущие каждому из них особенности, тематические предпочтения, достижения, характер привлечения архивных материалов, просчеты и недостатки.

Высокий научный уровень диссертации обусловлен её чрезвычайно разнообразной источниковой базой. Здесь фонды федеральных, местных и ведомственных архивов (ГАРФ, РГАСПИ, РГАНИ, РГВА, АВП РФ, ЦАМО РФ, АП РФ, Архив ОВЦС Московской Патриархии и др.), сборники правительственных, партийных и церковных документальных материалов, светские и церковные периодические журналы и газеты, опубликованные в разные годы, нарративные источники (мемуары, дневники, автобиографии, письма и т. д.).

На основе привлеченных и проанализированных источников и литературе, автор выделяет три проблемы, которые и становятся основными для его диссертационного исследования:

  1. Место Русской православной церкви, как социального института, в советском обществе в годы Великой Отечественной войны.
  2. Положение православных приходов, монастырей и других церковных институтов на оккупированных территориях и отношение православного духовенства и верующих к немецко-фашистским захватчикам.
  3. Внешние церковные связи Русской православной церкви в 1941–1945  гг.

Первая из этих проблем рассматривается во второй главе диссертации «Укрепление положения Русской православной церкви в годы Великой Отечественной войны» (сс.84–185). Автор фиксирует тот общий кризис, в котором находилась Церковь накануне Великой Отечественной войны. Справедливо рассматривая его следствием тех сложных отношений государства и церкви, что складывались в годы Гражданской войны, в период изъятия церковных ценностей и той жесткой политики, что проводилась советским государством с конца 20-х годов в отношении всех религиозных объединений.

Соискатель придерживается общего для историков-религиоведов мнения, что событием, резко изменившим государственно-церковные отношения, стала встреча И.В.  Сталина с иерархами Русской церкви в ночь с 4 на 5 сентября 1943 г. В предшествующий ей период, с июня 1941 года, как отмечается в диссертации, государство сделало определённые шаги навстречу Церкви: явочным порядком начали открываться церкви, возобновились епископские хиротонии, проводились общецерковные денежные сборы, глава Церкви митрополит Сергий (Страгородский) был эвакуирован в Ульяновск. В последующем, вплоть до августа 1945 г., уже на правовом уровне были закреплены изменения в положении Русской церкви в обществе и ее отношения с государством. Внимание исследователя привлекают важнейшие события тех лет: Архиерейский собор 1943 года, избравший патриархом митрополита Сергия, Предсоборное совещание и Архиерейский собор 1944 года, Поместный Собор (1945), избравший патриархом митрополита Алексия (Симанский), возрождение монастырской жизни, церковной издательской деятельности и духовных школ.

В поисках ответа на вопрос: что же заставило советское руководство резко изменить свою церковную политику, диссертант выделяет сопутствовавшие тому внутренние и внешнеполитические обстоятельства. К первым отнесены: патриотическая позиция Церкви и верующих, повсеместное оживление религиозного настроения населения, необходимость сплочения советского народа, осознание со стороны государства необходимости удовлетворить потребности верующих. К внешним: создание условий, обеспечивающих сплочение стран антигитлеровской коалиции и поддержку антифашистского движения в Европе; стремление, используя авторитет Русской церкви, усилить влияние СССР в христианских странах.

На основании обобщения ранее известных материалов, с привнесением самостоятельно выявленных сведений, автор дает следующий перечень патриотических акций Русской православной церкви внутри страны: проповеди, обращения и послания к духовенству и верующим с призывом выполнить свой патриотический (воинский или трудовой) долг; разоблачение фашистской идеологии; осуждение тех служителей культа, кто осознанно перешел на сторону врага; сотрудничество с государственными и общественными организациями; общецерковные сборы пожертвований на нужды обороны и армии; шефство над госпиталями, детскими домами и семьями погибших воинов.

Изменения в отношениях между государством и Церковью предопределили и изменения в сфере внутрицерковного устройства, а вслед за этим правовых норм, регулировавших положение Церкви в обществе. Соискатель предпринял глубокий анализ наиболее важных ин них. К их числу относилось «Положение об управлении Русской православной церкви», которое будет регламентировать жизнь церковных институтов на многие годы вперед. Подробно рассмотрены были причины, обстоятельства и содержание тех государственных нормативных правовых актов, которые в 1943–1945 гг. регулировали деятельность религиозных объединений. Как указывает исследователь, в целом они создавали благоприятные возможности для Русской церкви: открывать приходы, монастыри и духовные школы, денежные счета в Госбанке; приобретать права юридического лица и возможности на проведение ремонтных работ, покупку и аренду необходимых для Церкви зданий и транспорта; производить и продавать церковную утварь и предметы культа; собирать добровольные пожертвования среди верующих; совершать религиозные шествия вокруг храмов и отдельные религиозные обряды и требы в домах верующих и т.д.

Пожалуй, впервые в отечественной историографии в качестве самостоятельной проблемы выделяется вопрос о финансово-хозяйственной деятельности Церкви в годы Великой Отечественной войны. Диссертант подробно описывает и характеризует налоговую политику государства в отношении священнослужителей, монастырей, других организаций и учреждений Церкви.

Положение и деятельность православных приходов и монастырей, верующих и духовенства на временно захваченных немецко-фашистскими войсками территориях советского государства рассмотрены автором в третьей главе диссертации «Русская Православная Церковь на оккупированных территориях СССР в годы Великой Отечественной войны» (сс.186–303).

Вполне обоснованно автор начинает ее с общего анализа политики германских оккупационных войск в отношении Русской православной церкви на захваченной территории. Выделяются и описываются структуры, которые ее реализовывали (СД, Гестапо и другие), характер их деятельности и политико-инструктивные материалы по данному вопросу. По мнению исследователя, и это находит свое подтверждение в тексте диссертации, данной религиозной политике присуще была двойственность. С одной стороны, провозглашая религиозную свободу, захватчики не препятствовали открытию тысяч православных церквей, а с другой, — препятствовали созданию единой православной церковной структуры, и, более того, поощряли церковные расколы и раздробленность. Это противоречие автор объясняет, во-первых, существовавшими противоречиями внутри правящей верхушки Германии относительно возможного религиозного курса в России, а, во-вторых, стремлением не допустить создания общеправославного центра, который мог бы стать объединяющим элементом для патриотически настроенного населения оккупированных территорий.

Привлекая разнообразные, подчас малоизвестные материалы, соискатель последовательно показывает, как общие принципы религиозной политики германских властей реализовались на оккупированных территориях Советского Союза. Объясняет, в чем причины складывавшихся своеобразия и особенностей положения Русской православной церкви на той или другой географической территории, будь то — Прибалтийские страны, Белоруссия, Украина или области РСФСР. При этом сравнительный анализ церковной ситуации в этих регионах выстраивается в двух направлениях: 1) собственно внутрицерковная жизнь, характеризующаяся, как возрождением и активизацией религиозной и культовой деятельности, так и противостоянием сторонников различных церковных группировок; 2) позиция в отношении к единому православному церковному органу управления, возглавляемому митрополитами (впоследствии, патриархами) Сергием и Алексием.

Политические настроения и позиции православных верующих, оставшихся на оккупированных территориях, автор рассматривает как проблему возможного для них выбора между поддержкой либо нацизма и установившегося «нового порядка», либо — освободительного патриотического народного движения. Имеющиеся в распоряжении соискателя архивные и иные свидетельства, подробно представленные в тексте диссертации, позволяют ему сделать однозначный вывод — подавляющее большинство духовенства и верующих Русской церкви, находясь, подчас, в трагических и неимоверно тяжких обстоятельствах, выбор сделали в пользу своего советского Отечества. Политика германского руководства, стремившегося на временно захваченных территориях СССР разыграть «религиозную карту» в своих политико-идеологических и антисоветских целях, потерпела полный крах. В том была и огромная заслуга иерархов и духовенства Церкви, призывавших верующих к исполнению не только своего гражданского, но и религиозного долга. Его выражением стали: патриотические проповеди, поддержка партизан и подпольщиков, забота о больных и престарелых, распространение патриотической литературы.

Международной деятельности Русской православной церкви в годы войны, возобновлению её контактов с православными и иными религиозными центрами, церквами и объединениями посвящена четвёртая глава диссертации «Внешние связи Московской патриархии и расширение её юрисдикции в 1941–1945 гг.» (сс.304–381).

В ней соискателем последовательно рассматриваются такие вопросы, как расширение внешних связей с христианскими церквами Европы; преодоление церковных расколов 20-30-х годов в русском православии и распространение на них юрисдикции Московской патриархии; воссоединение греко-католиков Западной Украины с Русской православной церковью; и, наконец, поддержка освободительной борьбы советского народа христианскими церквами зарубежья.

Совершенно справедливо исследователь увязывает возросшие возможности внешней деятельности Московского патриархата с конструктивным изменением государственной вероисповедной политики, с включением внешней деятельности Церкви в сферу международной политики Советского Союза. Именно это позволило руководству Церкви восстановить или создать заново отношения с религиозными объединениями Европы и мира.

В диссертации акцентировано внимание на патриотическом аспекте внешнецерковной деятельности Московской патриархии. Это находит подтверждение при анализе Соборных и Синодальных посланий, обращений отдельных иерархов Русской церкви к верующим и духовенству Англии, Албании, Болгарии, Польши, Румынии, США, Чехословакии, Югославии. В них — призывы к укреплению антигитлеровской коалиции, к противодействию всеми возможными способами нацистскому режиму, к отказу от сотрудничества с фашистами. Эти обращения и содержавшиеся в них идеи находили широкую поддержку, как в странах антигитлеровской коалиции, так и в тех, что были оккупированы нацистской Германией. В подтверждение автор приводит многочисленный ряд примеров.

Соискатель обращается и к фактам, которые до него были исследованы не в полной мере. В частности, роль патриарха Сергия и митрополита Николая (Ярушевича) в возрождении внешней деятельности Церкви; анализ синодальных решений по вопросам международной деятельности Московского патриархата; официальные визиты делегаций Русской церкви в ряд европейских государств (Австрия, Англия, Болгария, Франция, Чехословакия, Югославия) и на Ближний Восток; активное участие Церкви в деятельности Всеславянского комитета, созданного в СССР; возрождение и поддержка зарубежных православных приходов, занимавших патриотические позиции; преодоление последствий церковных расколов 20-30-х годов и возвращение их в юрисдикцию Русской церкви.

Нельзя не согласиться с выводом диссертанта о том, что все вышеперечисленные аспекты деятельности руководства Русской церкви, не только способствовали росту авторитета русского православия, но и существенно сказывались на отношении верующей части населения европейских стран, высказывавшихся в поддержку борьбы советского народа с внешней агрессией. Последнее положение убедительно аргументируется собранными и проанализированными автором материалами о вкладе (молитвенном и материальном) большинства христианских церквей мира в дело борьбы с нацизмом, в оказание помощи Советскому правительству и советскому народу.

Высоко оценивая диссертационное исследование В.Н.  Якунина, вместе с тем выскажем некоторые свои замечания и пожелания по тексту представленной к рецензированию диссертации.

  1. В тексте используются термины: «деструктивные религиозные организации», «каноническая территория Русской православной церкви», «православные соотечественники» и т.п., которые, как представляется, не имеют научно-правового содержания и несут в себе конфессионально-обличительный характер, либо их смысловая нагрузка носит сугубо теологический характер (сс. 5, 7, 8 и др.).
  2. Касаясь деятельности митрополитов Сергия, Николая и Алексия в годы Отечественной войны, автор, указывает, что «они разработали проблему сущности патриотического служения русского церковного общества своему Отечеству» (с.142). Думается, что это утверждение не совсем верно. Ибо еще в начале ХХ столетия в рамках православного нравственного богословия была сформулирована концепция «христианского патриотизма», на которую и опиралась Русская церковь в годы Отечественной войны.
  3. Говоря о государственно-церковных отношениях в годы Отечественной войны, диссертант считает, что осознание «советским руководством» необходимости их изменения относится к предвоенным годам (с.155). На наш взгляд, это «осознание» все же относится к 1941–1942 гг. и связано с внешней угрозой советскому государству. Факт, что в высших партийно-советских кругах всегда существовала оппозиция официальному курсу государственной церковной политике, но ее реальная либерализация осуществилась только в годы войны и сохранялась до конца 50-х годов.
  4. Вполне обоснованно исследователь уделяет много внимания и высоко оценивает патриотическую деятельность Русской православной церкви в 1941–1945 гг. Но, думается, что ее нельзя рассматривать в отрыве от патриотической деятельности государства, коммунистической партии, общественных организаций и иных религиозных объединений. Этот аспект патриотического движения не нашел должного места в диссертации, тогда как патриотические усилия Церкви были лишь частью общенародного патриотического воодушевления. Поэтому при чтении текста непроизвольно возникает ощущение преувеличения роли православного церковного института в Победе советского народа.

Высказанные нами замечания не умаляют высокого уровня диссертационной работа В.Н.  Якунина, которая представляет собой завершенное самостоятельное исследование актуальной темы, имеющей как научное, так и практическое значение. Ее ценность состоит и в том, что выявлен, изучен и проанализирован значительный корпус новых архивных материалов, вводимых в научный оборот и помогающий объективно и всесторонне исследовать эту проблему. Оценивая диссертацию В.Н.  Якунина, можно сказать, что автор сумел реализовать поставленные перед собой задачи, получил весомые научные результаты, показал завидное знание проблемы.

Основные положения диссертации нашли отражение в монографиях и научных статьях соискателя общим объемом более 100 п.л.  Автореферат соответствует содержанию диссертации.

Диссертационная работа «Правовой статус, положение, деятельность, внешние связи Русской православной церкви в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.» соответствует предъявляемым ВАК РФ требованиям к докторским диссертациям, а ее автор, Якунин Вадим Николаевич, заслуживает присвоения учёной степени доктора исторических наук по специальности 07.00.02 — Отечественная история.

Официальный оппонент — доктор исторических наук, профессор, начальник отдела по религиозным вопросам и культурным правам Аппарата Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации

М.И.  Одинцов

28 марта 2003 г.


  © 2004 — 2005 Дизайн — Студия Фёдора Филимонова
  © 2004 — 2005 Содержание — “Объединение Исследователей Религии” —при использовании материалов сайта ссылка обязательна.