ЛоготипРоссийское Объединение исследователей религии (Russian Association of Scholars in Religion)
Логотип Общероссийская общественная организация
Логотип
Логотип

Официальные отзывы на кандидатские и докторские диссертации

О Т З Ы В
официального оппонента на диссертацию Ильинского Сергея Игоревича

«Государственно-конфессиональные отношения в Удмуртской республике: опыт вероисповедной политики в регионе (1991–2002  гг.)»,

представленную на соискание ученой степени кандидата исторических наук по специальности 09.00.13 — Религиоведение, философская антропология, философия культуры

Исследование проблем, связанных с политикой современного российского государства по отношению к религиозным объединениям, по-прежнему остается одной из актуальных научных и практических задач. Это объясняется, прежде всего, растущим многообразием религиозных объединений, действующих в России, широким вхождением религии в различные сферы общественной жизни страны, тесной связью «религиозного фактора» с национальными проблемами, и вместе с тем — с отсутствием общепринятой научной концепции общефедеральной вероисповедной политики, что, безусловно, затрудняет реализацию заложенных в российской конституции норм, касающихся прав человека и гражданина в сфере свободы совести, отношений государства и религиозных объединений.

Диссертация С.И.  Ильинского посвящена региональному аспекту государственной общероссийской вероисповедной политики. Объектом исследования стали те изменения во взаимоотношениях органов власти и управления Удмуртской республики, что произошли в 1991–2002 гг. Диссертант стремится определить и охарактеризовать базовые принципы и основные направления деятельности государства в рамках его отношений с религиозными объединениями, сложившиеся к настоящему времени При этом автор опирается на проделанный им добротный историографический анализ основных работ и диссертационных исследований по избранной теме. Привлечена также значительная и разнообразная источниковая база. Это, во-первых, фонды республиканских государственных архивов: Центрального государственного архива Удмуртской Республики, Центра документации новейшей истории Удмуртской Республики; ведомственных архивов и архивов религиозных центров: Текущий архив Отдела по делам общественных и религиозных объединений Управления Минюста РФ по Удмуртской Республики; архив Управления Ижевской и Удмуртской епархии, архив Духовного управления мусульман Удмуртии. Во-вторых, материалы социологических исследований, проводимых на территории Удмуртии в течение последней четверти XX и в начале XXI веков. Кроме того, для решения поставленной перед собой задачи, соискатель широко привлекал публикации светских и конфессиональных периодических изданий, как общероссийских, так и региональных.

Диссертация состоит из Введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы, приложения.

Во Введении определены актуальность и степень научной разработанности темы; объект и предмет, цель и задачи исследования, его методологические основы; положения, которые выражают новизну полученных результатов и выносятся на защиту; хронологические и территориальные рамки; научная и практическая значимость диссертации.

В диссертации выделены в качестве основных три исследовательские проблемы:

  1. Формирование особенностей государственно-национального устройства Республики Удмуртии и присущего ему этноконфессионального фактора на протяжении XX столетия и их проявление в настоящее время.
  2. Становление конфессиональной картины Удмуртии, с характеристикой наиболее значимых религиозных объединений (язычество, православие, ислам, протестантизм) и их взаимоотношений в религиозной и внерелигиозной сферах.
  3. Вероисповедная политика в Удмуртской Республике, в проявлении каждой из трех ее составляющих: концептуальной и правовой основ, практической деятельности органов государственной власти и управления.

Первая из этих проблем рассматривается в главе «Государственно-национальные и этноконфессиональные особенности Удмуртии» (сс.15–31). Поскольку диссертация посвящена анализу государственной вероисповедной политики в ее региональном виде, на примере конкретного субъекта Российской Федерации, то такой подход представляется вполне логичным и оправданным. Соискатель последовательно рассматривает то характерное и особенное, что присуще Удмуртии применительно к формированию ее государственности, геополитического статуса и национального состава.

Представляется удачным стремление автора показать, какую роль играл «религиозный фактор». Во-первых, в процессе формирования геополитического статуса республики, в частности, как этому способствовало взаимодействие действующих на ее территории религиозных объединений между собой и с конфессиональными центрами, располагавшимися в соседних субъектах России. Во-вторых,  — в процессе становления различных этнических групп, являющихся носителями тех или иных религиозных традиций.

Во второй главе диссертации «Конфессиональные пространство Удмуртии» исследователь рассматривает состояние и деятельность ведущих религиозных объединений республики: язычества, Русской православной церкви, протестантизма, ислама (сс. 32–102). Диссертант фиксирует такие, свойственные в целом для конфессионального пространства изменения, как количественный рост и расширение географии распространения религиозных объединений (и их видов); рост числа обрядов и иных культовых церемоний; изменения в социально-демографическом составе, культурно-образовательном и иных показателях духовенства и церковного актива; активное включение в общественно-политическую жизнь страны; возрастание этноконсолидирующей роли «религиозного фактора». Свои наблюдения и выводы диссертант подтверждает привлечением разнообразной статистической информации, данных социологических исследований и собственных наблюдений.

Особый интерес представляют материалы, касающиеся язычества на территории Удмуртии в течение ХХ столетия (сс. 37–51). Зачастую автор опирается на малоизвестные факты, либо вводит в научный оборот новые данные по истории и современному состоянию язычества. Таким образом создается целостная картина этого все еще малоизученного феномена, который придает характерную особенность всей религиозной жизни в общереспубликанском масштабе.

Вместе с тем, соискатель выделяет характерные особенности бытия в истекшее десятилетие и других религиозных объединений. Для православия — это события связанные с переводом религиозно-духовной литературы на национальный (удмуртский) язык (сс. 55–57); для ислама — проблемы хаджа и исламского национального движения (сс.72–76); для протестантизма — проблемы координации деятельности различных общин и харизматическое движение в среде пятидесятничества (сс. 83, 91–94).

Политика государства в отношении действующих в Удмуртии религиозных объединений рассмотрены автором в третьей главе диссертации «Государственно-конфессиональные отношения в Удмуртской Республике» (сс. 103–161).

Привлекая разнообразные материалы, опираясь на выводы и наблюдения, которые сформулированы в предшествующих главах об особенностях государственного, этноконфессионального устройства и конфессиональной картины Удмуртии, соискатель показывает, как принципы общероссийской религиозной политики реализовывались в Удмуртии.

К числу выявленных специфических черт республиканской вероисповедной политики отнесены иерархичность отношения власти к религиозным объединениям, опора на отдельные религиозные центры и использование их духовно-религиозного влияния, отступление от некоторых конституционных принципов свободы совести, смыкание политической элиты с духовными лидерами. Отдельно анализируется процесс реформирования региональной правовой базы вероисповедной политики, связанный, прежде всего, с принятием закона (1996 г.) о миссионерской деятельности.

Много внимания исследователь уделил практической деятельности органов государственной власти и управления на территории Удмуртии. Его служебное положение в истекшем десятилетии давало возможность включенного наблюдения, сбора и обобщения исключительно ценной и правдивой информации с последующим ее анализом. Здесь и вопросы регистрации религиозных объединений, возвращения бывшей церковно-религиозной собственности, строительства культовых и иных зданий для нужд религиозных объединений, социального служения религиозных объединений, присутствия священнослужителей в учреждениях ГУИНа МВД и в образовательной системе. Диссертанту удалось достаточно убедительно показать, как конструктивные шаги в каждом из этих направлений, так и имеющиеся недочеты, в определенной мере осложняющиеся религиозную ситуацию и государственно-церковные отношения в республике.

Высоко оценивая диссертационное исследование С.И.  Ильинского, вместе с тем, выскажем некоторые свои замечания и пожелания по тексту представленной к рецензированию работы.

1. Как неоднократно подчеркивается в диссертации, вероисповедная политика в Удмуртской Республике рассматривается как реализация общероссийской государственной вероисповедной политики. Однако она является только частью более общего — политики государства в сфере свободы совести, направленной на обеспечение законных прав и мировоззренческих, в том числе и нерелигиозных, интересов 1) отдельных граждан, 2) групп граждан, объединенных в религиозные сообщества, 3) религиозных объединений, как социальных институтов. Поэтому следовало бы дать более обобщенную и развернутую характеристику общероссийской политики в сфере свободы совести, показав, как она реализуется и в целом в России, и в Удмуртской Республике.

2. Одной из особенностей современной религиозной ситуации в Удмуртии, исследователь справедливо считает возросший авторитет и влияние религиозных объединений. Для подтверждения, он приводит данные социологических исследований, характеризующие отношение населения к религии, прежде всего, мировоззренческие взгляды студенческой молодежи (сс. 33–36). Как представляется, чтобы дать обобщенное представление о религиозности населения республики, этого явно не достаточно.

3. Можно согласиться с методологическим подходом автора при выделении в вероисповедной политике государства трех компонентов: концептуальная основа, правовая база, практическая деятельность органов власти и управления. Но, на наш взгляд, анализу концептуальной компоненты можно было уделить большее внимание, так как именно она определяет и содержание, и вектор реформирования политики государства в отношении религиозных объединений.

Высказанные нами замечания не умаляют высокого уровня диссертации С.И.  Ильинского, которая представляет собой завершенное самостоятельное исследование актуальной темы, имеющей как научное, так и практическое значение. Оценивая диссертацию С.И.  Ильинского, можно сказать, что исследователь сумел реализовать поставленные перед собой задачи, получил весомые научные результаты, показал завидное знание проблемы. Основные положения диссертации нашли отражение в научных статьях соискателя общим объемом более 8 п.л.  Автореферат соответствует содержанию диссертации.

Диссертационная работа «»Государственно-конфессиональные отношения в Удмуртской республике: опыт вероисповедной политики в регионе (1991–2002 гг.)«, соответствует требованиям ВАК РФ, предъявляемым к кандидатским диссертациям, а ее автор, Ильинский Сергей Игоревич, заслуживает присвоения учёной степени кандидата исторических наук по специальности 09.00.13 — Религиоведение, философская антропология, философия культуры.

Официальный оппонент — доктор исторических наук, профессор, начальник отдела по религиозным вопросам и культурным правам Аппарата Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации

М.И.  Одинцов

10 ноября 2003 г.


  © 2004 — 2005 Дизайн — Студия Фёдора Филимонова
  © 2004 — 2005 Содержание — “Объединение Исследователей Религии” —при использовании материалов сайта ссылка обязательна.