Логотип Российское Объединение исследователей религии (Russian Association of Scholars in Religion)
Логотип  Общероссийская общественная организация
Логотип
Логотип

Научно-практическая конференция в Санкт-Петербурге

Доклад Михаэла Моравчикова. Договорные отношения между государством и церковью в Словацкой Республике

Договорные отношения между государством и церковью

в Словацкой Республике

 

Michaela Moravčíková / Михаэла Моравчикова

 Institute of State-Church Relations, Bratislava, Slovakia

michaela.moravcikova@duch.sk

 

 

            Принципиальные изменения, так же, как и во всех общественных областях Словацкой Республики, наступили после 1989 г. и в области церковной политики. Частичное ослабление режима до этого принесло Пражскую весну в 1968 г., а период начала перестройки в 1985г. – преобразования, которые представляли главным образом обновление греко-католической церкви и частичное занятие вакантных епископских престолов.

К основным требованиям, выдвинутым демонстрантами на площадях против коммунистической власти во время Нежной революции в 1989г., относится отделение церкви от государства.

Одним из первых принципиальных правовых преобразований в области церковной политики после 1989г. стала серия законодательных реформ, первая из которых была осуществлена 13 декабря 1989г. В рамках этой реформы были отменены так называемые религиозные преступления (прекращение надзора над церквями и т.п.). В январе 1990 г. на основании Закона № 16/1990 Сб.  посредством отмены параграфов 7 и 10 Закона № 218/1949 Сб. был отменен надзор государства за церковью. Де-факто и де-юре был ликвидирован институт государственного одобрения для установления священников  и их деятельности, а также вмешательство государства в область занятия церковных институтов, управления и распоряжения имуществом церкви. С принятием закона № 16/1990 произошло частичное отделение церкви от государства (кроме финансовой области), и государство перестало вмешиваться во внутренние дела церкви.

Были обновлены и дипломатические отношения Словацкой Республики со Святым престолом, что было провозглашено 19.04.1990г., практически один день до визита[1] папы Иоанна Павла II, который прошел 21. - 22. 04. 1990 с остановками в Праге, Велеграде и Братиславе.

Базу нового конфессионального правового преобразования представляет Декларация основных прав и свобод, которая была опубликована как приложение к конституционному закону № 23/1991 Сб. Федеральное собрание Чешской и Словацкой Федеративной Республики 04. 07. 1991г. приняло закон, который надолго стал специализированной нормой чехословацкого, а позже и словацкого конфессионального права, прямо связанного с Декларацией основных прав и свобод – закон № 308/1991 Сб. О свободе вероисповедания и о положении церквей и религиозных организаций, который вступил в силу 01. 09. 1991г. Первая часть четко в соответствии с конституционными процедурами определяет право каждого проявлять свою религию. Параграф 5 закона говорит о том, что церкви и религиозные организации ведут свои дела независимо от государственных органов. Во второй части специфицируется правовое положение зарегистрированных церквей и религиозных организаций. Третья часть посвящена правилам регистрации церкви и религиозных организаций.

Изменение закона о семье № 234/1992 Сб. восстановило с действием с 01. 07. 1992г. традиционную альтернативность формы заключения брака, благодаря чему браки, заключенные перед органами, зарегистрированных церквей и религиозных организаций, стали действительными с гражданско-правовой точки зрения.[2]

В период с 1989 г. до возникновения самостоятельной Словацкой Республики 01. 01. 1993 в ЧСФР были заложены основы новой церковной политики государства и основные устои новой конфессиональной правовой системы, отражающей демократическую среду. Церкви и религиозные организации получили возможность свободно управлять своими делами, свободно вести свою деятельность в обществе, начался процесс возвращения имущества, отнятого у церквей в прошлом.

 

Конституция Словацкой Республики[3] с 1992г. в преамбуле ссылается на духовное наследие Кирилла и Мефодия и исторический завет Великой Моравии. В первой главе Конституции Словацкой Республики (Основные положения) в Ст. 1 (1) мы находим основной принцип: „Словацкая Республика – это суверенное, демократическое и правовое государство. Оно не связано никакой идеологией или религией.“[4] Статья 24 Конституции гарантирует свободу мысли, совести, религии и веры. Это право включает и возможность изменить религию или веру. Каждый имеет право не исповедовать никакую религию. Каждый имеет право свободно отправлять свою религию или веру индивидуально или совместно с другими лицами, частным образом или публично, путем участия в богослужениях, осуществления религиозных ритуалов, соблюдения обрядов, а также участвовать в обучении им.

Словацкая Республика, на основании выводов из остальных программных заявлений правительства, в отношении к церквям исходит из признания их общественного и правового положения как публично-правовых учреждений sui generis и сотрудничает с ними в соответствии с принципами партнерского сотрудничества. Словацкая Республика предоставляет зарегистрированным церквaм и религиозным организациям экономическую поддержку при осуществлении их общественно-полезной деятельности, гарантирует их правовое положение и возможности их влияния на общественную жизнь. Словацкая Республика рассматривает их как субъекты с незаменимым моральным потенциалом и поэтому ожидает от них решающей помощи при моральном обновлении общества. Словацкая Республика воспринимает церкви как важную часть культурной и социальной жизни государства и предполагает, что они станут важным фактором формирования духовного и морального сознания общества. Отношения между Словацкой Республикой и церквями можно охарактеризовать как отношения равных взаимосотрудничающих сторон.

 

Действующее правовое преобразование о свободе вероисповедания и положении церквей и религиозных организаций в Словацкой Республике

           

            На основании положения компетентного закона центральным органом государственного управления по делам церквей и религиозных организаций является Министерство культуры СР. Причем государство не вмешивается в деятельность церквей и не управляет  ними  методически.

            Основные вопросы положения и деятельности церквей и религиозных организаций в Словацкой Республике регулирует закон № 308/1991 Сб. о свободе вероисповедания и положении церквей и религиозных организаций в последующих  редакциях. Свободу вероисповедания в СР также гарантируют конституционный закон № 460/1992 Сб., Конституция СР и конституционный закон № 23/1991, в котором приводится Декларация основных прав и свобод.[5]

            Закон № 308/1991 Сб. о свободе вероисповедания и положении церкви и религиозных организаций, в редакции закона № 394/2000 З.с., закона № 201/2007[6], принимает положения статьи 24 Конституции и уточняет их. Законом установлено, что вероисповедание не может быть поводом для ограничения прав и свобод граждан, гарантируемых Конституцией, главным образом, права на образование, выбор и работу по профессии, а также доступ к информации. Далее закон устанавливает, что верующие имеют право праздновать праздники и проводить обряды согласно требованиям своего вероисповедания и в соответствии с общими обязательными правовыми нормами.

Закон о свободе вероисповедания и положении церквей и религиозных организаций № 308/1991 Сб. говорит, что церковью или религиозной организацией является добровольное объединение лиц одинакового вероисповедания в организации с собственной структурой, органами, внутренними предписаниями и обрядами. Церкви или религиозные организации являются юридическими лицами и могут объединяться между собой. Они могут создавать сообщества, ордена, организации и подобные общества.

Церкви и религиозные организации являются особым типом юридических лиц, которые имеют, кроме особого положения (согласно статье 24 Конституции), и другие права, предоставляемые всем юридическим лицам. Речь идет главным образом о неприкосновенности частной жизни, охране имущества, имени, наследовании, праве на тайну переписки, свободе передвижения и проживания, свободе слова и праве на информацию, петиционном праве, праве на свободу собраний, объединений, право на судебную и иную правовую защиту и т.п. Государство признает церковь или религиозную организацию только в том случае, если они зарегистрированы.

 

Договорные отношения между Словацкой Республикой и Святым престолом и между Словацкой Республикой и зарегистрированными церквями и религиозными организациями        

 

            Возможность заключать договора с государством была дана церквям и религиозным организациям законом № 394/2000 С. з., на основании которого был изменен закон № 308/1991 Сб. Большинство субъектов воспользовалось  данной возможностью.

Значительной вехой в области словацкой церковной политики и международного права стало подписание Базового соглашения (oсновного договора) между Святым престолом и Словацкой Республикой[7]. Национальный совет одобрил Базовое соглашение 30.11.2000г. (постановление НС СР № 1159). Речь идет о политическом международном соглашении президентского типа. С точки зрения содержания оно комплексно в общих чертах регулирует отношения между СР и Святым престолом. Соглашение было подписано 24 ноября 2000г. и вступило в силу при обмене ратификационными грамотами в Ватикане 18 декабря 2000г. Словацкое Базовое соглашение со Святым престолом было заключено 137-ым в мире.

Президент Республики 11 апреля 2002г. подписал Договор между Словацкой Республикой и зарегистрированными церквями и религиозными организациями Словацкой Республики № 250/2002 С.з., на заключение которого дало согласие правительство СР и Национальный совет СР. Этот договор, хоть и имеет иной характер, по своему содержанию является практически идентичным с Базовым соглашением между СР и Святым престолом. Одиннадцать зарегистрированных церквей и религиозных организаций посредством него заключило договор с государством, т.е. использовало возможность, данную всем зарегистрированным церквям законом № 394/2000 С.з.

Базовое соглашение между Словацкой Республикой и Святым престолом, помимо иного, установило, что договаривающиеся стороны заключат еще четыре долевых договора.

Первый из них, Договор между Словацкой Республикой и Святым престолом о духовной службе для верующих католиков в вооруженных силах и вооруженных отрядах Словацкой Республики № 648/2002 вступил в силу 27 ноября 2002.[8] На основании данного договора был создан ординариат вооруженных сил и вооруженных отрядов СР на уровне епархии, и был назначен ординарий на уровне епископа.[9] Договор регулирует осуществление духовной службы для католиков в Вооруженных силах СР, Полицейском корпусе, Корпусе тюремной и судебной охраны, Железнодорожной полиции и для лиц, лишенных свободы решением государственного органа. Аналогичным является Договор между Словацкой Республикой и зарегистрированными церквями и религиозными организациями об осуществлении пасторской деятельности для их верующих в вооруженных силах и вооруженных отрядах Словацкой Республики № 270/2005 С. з. Центр экуменической пасторской службы в вооруженных силах и вооруженных отрядах СР был открыт праздничными богослужениями 10.03.2007г. Он является высшим органом второй структуры духовной службы вооруженных сил и вооруженных отрядов и параллельной структурой ординариата.

Следующим важным конфессиональным правовым источником является Договор между Словацкой Республикой и Святым престолом о католическом воспитании и образовании № 394/2004 С. з. Аналогичный Договор между Словацкой Республикой и зарегистрированными церквями и религиозными организациями о религиозном  воспитании и образовании № 395/2004 С. з. был утвержден постановлением правительства СР № 794 от 21.08.2003г., а затем Национальным советом СР. Текст данного договора учитывает специфику одиннадцати зарегистрированных церквей и религиозных организаций и обеспечивает их равноправное положение с римско-католической и греко-католической церквями при организации церковных школ и в вопросах религиозного воспитания и образования.[10]

        Сегодня мы еще не можем с надлежащим временным отступом комплексно оценить выгоды, выплывающие из заключения Базового соглашения между Словацкой Республикой и Святым престолом и Договора между Словацкой Республикой и зарегистрированными церквями и религиозными организациями[11]. А также так называемые долевые договора о духовной службе в вооруженных силах и вооруженных отрядах и о воспитании и образовании[12] действуют слишком недолго для комплексной оценки их вкладов. Однако, они несомненно продвинули развитие конфессионного права в Словакии на качественно более высокий уровень. Возможно, это новая тенденция, и государство буде все меньше „писать законы о церкви“ и все больше отвечать на предложения церкви к сотрудничеству, что, наконец, будет выражено договорами о сотрудничестве в разных областях общественной сферы.

Проект Договора между Словацкой Республикой и Святым престолом о праве применять ограничения по совести  и проект Договора между Словацкой Республикой и зарегистрированными церквями и религиозными организациями о праве применять ограничения по совести  раскачали словацкую политическую сцену так интенсивно, как это не удалось ни теме реституции церковного имущества, ни теме новой модели экономического обеспечения церкви. В таком случае можно предположить, что подготовка так называемых долевых договоров, т.е. договоров о финансовом обеспечении церкви и, главным образом, о праве применять ограничения по совести будет важной проблематикой в области дальнейшего развития конфессионального права в Словакии.[13]

В общем  можно  констатировать, что новое правое преобразование, которое предшествовало заключению первого из договоров – Базовому соглашению между Словацкой Республикой и Святым престолом, закон № 394/2000 З. з., и дало церквям возможность заключать договора с государством, является переломным моментом в развитии отношений государства и церкви в Словакии. Мы были бы очень рады, если бы договорные отношения государства и церкви развивались согласно известному лозунгу «clara pacta – boni amici», «ясные договора – хорошие друзья».

 

 



[1] Визит в Республику апостольский путь был осуществлен по приглашению президента Вацлава Гавла.

[2] TRETERA, J., R. Stát a církve v České republice. Kostelní Vydří: Karmelitánské nakladatelství, 2002. C. 54 - 55. (ТРЕТЕРА, Й., Р. Государство и церкви в Чешской Республике. Kostelní Vydří (Костелни Видржи): Кармелитское издательство, 2002. С. 54 - 55.)

[3] 460/1992 Сб. с изменениями и дополнениями к конституционным законам № 244/1998 С.з., 9/1999 С.з., 90/2001 С.з., 140/2004 С.з., 323/2004 С.з.

[4] http://www-8.vlada.gov.sk/index.php?ID=1013

[5] Por. JURAN, J. Súčasný vzťah štátu a cirkví v Slovenskej republike. In Ročenka Ústavu pre vzťahy štátu a cirkví 1998. Bratislava : ÚVŠC, 1999. c. 115 – 118. (Cp. ЮРАН, Й. Современные отношения государства и церкви в Словацкой Республике. In Ежегодник Управление по отношениям государства и церкви 1998. Братислава: ÚVŠC, 1999. с. 115 – 118.)

[6] Закон 201 от 29 марта 2007г., которым меняется и дополняется закон 308/1991 Сб. о свободе вероисповедания и положении церквей и религиозных организаций в редакции закона 394/2000 З. с.

[7] Опубликовано 23.08.2001 под № 326/2001 С.з. (выпуск 136).

[8] Президент Словацкой Республики ратифицировал договор 11 октября 2002г., а обмен ратификационными грамотами состоялся в Ватикане 28 октября 2002г.

[9] Ординариат имеет каноническую и государственную правосубъектность. Ординария назначает Святой престол, он является членом Конференции епископов Словакии и организационно включен в состав вооруженных сил СР.

[10] ČEPLÍKOVÁ, M. Štát, cirkvi a právo na Slovensku. História a súčasnosť. Košice: UPJŠ, 2005. C. 139. (ЧЕПЛИКОВА, M. Государство, церкви и право в Словакии. История и современность. Кошице: UPJŠ, 2005. С. 139.)

[11] Договор со Словацкой Республикой заключило 11 зарегистрированных церквей и религиозных организаций: Апостольская церковь в Словакии, Братское единство баптистов в Словацкой Республике, Церковь адвентистов седьмого дня, Братская церковь в Словацкой Республике, Чехословацкая гуситская церковь в Словакии, Евангелическая Церковь (Лутерская) Аугсбургского Исповедания в Словакии, Евангелическая церковь методистская, Православная церковь в Словакии, Реформированная христианская церковь в Словакии, Старокатолическая церковь в Словакии, Центральный союз еврейских религиозных общин в Словацкой Республике.

Текст договора предполагает принятие следующих договоров:

О правосубъектности зарегистрированных церквей (статья 1 абзац 2),

О представительстве церквей при офисе Организации объединенных наций и иных международных организаций в Женеве (ст. 4 абз. 4),

О применении ограничений по совести  человека согласно вероучительным и нравоучительным принципам церкви (ст. 7 абз.2),

О преподавании религии и религиозном воспитании детей, включая область финансового обеспечения школ и образовательных учреждений из средств государственного бюджета СР (ст. 13 абз. 2 и 9),

О пасторской службе в вооруженных силах и вооруженных отрядах (ст. 14 абз. 4),

О соответствующем объеме вещания церквей в общественных средствах информации (ст. 18 абз. 4),

О финансовом обеспечении церквей, включая финансовое обеспечение церковных социальных, благотворительных, медицинских и подобных учреждений (ст. 20 и ст. 17 абз. 3) и объеме финансового обеспечения на содержание и восстановление церковных культурных памятников (ст. 21 абз. 1) и в ст. 22 о возможных спорных вопросах, касающихся  толкования и выполнения данного договора.

В связи с реализацией внутригосударственного Договора между Словацкой Республикой и зарегистрированными церквями и религиозными организациями правительство Словацкой Республики утвердило постановлением № 699 от 16 июля 2003г. статус Комиссии по обеспечению выполнения договора между СР и зарегистрированными церквями и религиозными организациями. Комиссия является совещательным и инициативным органом правительства СР. Она координирует процесс заключения долевых договоров одиннадцати зарегистрированных церквей и религиозных организаций со Словацкой Республикой и следит за их выполнение. Председателем комиссии является вице-премьер СР по делам Европы, правам человека и меньшинств. Секретариатом комиссии, который обеспечивает деятельность комиссии, является церковный департамент Министерства культуры Словацкой Республики. Por. http://www.culture.gov.sk/cirkev-nabozenske-spolocnosti/dokumenty/komisia-na-vykonavanie-zmluvy

[12] Cp. MORAVČÍKOVÁ, M., RIOBÓ SERVÁN, A. Cooperación del Estado con las Iglesias en Materia de Educación: La República Eslovaca. In Revista general del Derecho Canónico y Derecho Ecclesiástico del Estádo. No 7, Enero 2005. http://www.iustel.com/

[13] Более подробно MORAVČÍKOVÁ, M. (ed.)  Výhrada vo svedomí – Conscientious Objection. Bratislava: Ústav pre vzťahy štátu a cirkví, 2007. 719 c.  a ŠMID, M.,  MORAVČÍKOVÁ, M. (eds.) Clara pacta- boni amici. Contractual Relations between State and Churches. Bratislava: Ústav pre vzťahy štátu a cirkví, 2009. 607c. (МОРАВЧИКОВА, М. (ed.)  Ограничение по совести – Conscientious Objection. Братислава: Управление по отношениям государства и церкви, 2007. 719 с. и ШМИД, M.,  МОРАВЧИКОВА, М. (eds.) Clara pacta- boni amici. Contractual Relations between State and Churches. Братислава: Управление по отношениям государства и церкви, 2009. 607 c.)


[Новости за 2007 год]
[Новости за 2006 год]
[Новости за 2005 год]
[Новости за 2004 год]

  © 2004 — 2008 Дизайн — Студия Фёдора Филимонова
  © 2004 — 2008 Содержание — “Объединение Исследователей Религии” —при использовании материалов сайта ссылка обязательна.