Символы, церемонии, обряды и праздники Церкви Саентологии

И. Я. Кантеров


(г. Москва)


 


Символы, церемонии, обряды и праздники Церкви Саентологии


 


18 февраля 1954 года была официально основана первая Саентологическая Церковь. Сегодня уже во многих странах мира действуют тысячи церквей. Миллионы тех, кто, следуя в своей жизни постулатам Священного Писания Саентологии, обрели надежные жизненные ориентиры, открыли истинную природу того, кого называют по — разному: Богом, Верховным существом, Создателем или Бесконечностью.


Несмотря на то, что история Церкви Саентологии не исчисляется веками и тысячелетиями, в Саентологии наличествуют сущностные характеристики (признаки) религиозного объединения, на которые указывают ведущие зарубежные и отечественные религиоведы и социологи религии. Такие признаки содержатся и в статье 6 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях от 28 сентября 1997 г. № 125- ФЗ. И все эти признаки отчетливо прослеживаются в вероучительном комплексе Саентологии. Это 1. наличие системы верований или наставлений, дающие ответы на вечные проблемы бытия и устанавливающие связь верующих с Богом, Высшим Существом, вечность и т. д ; 2. Система верований находит в Саентологии свое выражение в религиозной практике, в обрядах церемониях и праздниках. 3. Религиозное объединение образуется с целью исповедания и распространения веры. 4. Упомянутая статья 6 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» включает и такой признак религиозного объединения, как обучение религии и религиозное воспитание своих последователей. По нашему мнению, здесь правильнее говорить о праве религиозных объединений проводить обучение и заниматься религиозным воспитанием, а не относить все это к признакам религиозного объединения.


Церемонии, обряды и праздники Церкви Саентологии выполняют интегративную функцию, позволяющую участвующим в них осознавать себя как единую религиозную общину, скрепленную общими ценностями и целями. Участие в праздниках, церемониях, совместном отправлении обрядов дает возможность самоопределиться среди имеющих такие же верования и взгляды. Согласно взглядам саентологов, обряды, церемонии и праздники связывают жизненные события со священными глубинами жизни. Эти саентологические ритуалы жизненного цикла находят свои аналоги в большинстве религиозных традиций. Они укрепляют убеждение личности в том, что жизнь связана с невидимыми духовными началами, которые должны быть распознаны и признаны для достижения целостности и реализации всех потенциальных возможностей человеческой жизни.


Обрядово-церемониальным ритуалам и праздникам свойственна и коммуникативная функция. Их участники общаются между собой, расширяют и углубляют межличностные контакты. В Саентологии встречаются как индивидуальные, так и коллективные акты богослужения. Наиболее очевидно это проявляется в молитве. Однако при всем различии индивидуальные и коллективные акты богослужения направлены на достижение полной духовной свободе. Этот процесс может разворачиваться в течение различных периодов времени, в течении нескольких месяцев или лет.


Материал, используемый в процессе проведения церемоний, обрядов и праздников состоит из книг, статей, фильмов и записанных лекций Л. Рона Хаббарда — основателя Церкви Саентологии.


В исследовании и оценках богослужений современное научное религиоведение вышло за пределы западных монотеистических традиций. В наши дни ученые, изучающие религию, встречаются с широким диапазоном «богослужебного поведения и действия». Исходный методологический порок некоторых светских исследователей и богословов — провозглашение определенной религиозной традиции, в том числе и богослужебной, единственно истинной и правильной, превращение такой традиций в масштаб измерения   истинности или ложности других богослужебных традиций. В Церкви Саентологии обнаруживается различные формы богослужебной деятельности, направленной на способствование общению и налаживанию общения со Священным. Компоненты саентологической богослужебная и обрядовая практика могут совпадать с традициями других религий – чтение проповедей, совершение обрядов крещения, венчания, похорон, посвящения в сан и т. д. В то же время в богослужебная деятельность Церкви Саентологии имеет и свои отличия. Она  может выступать в одитинге – саентологическом способе осознания самого себя как бессмертного духовного существа. Являясь ключевой практикой Саентолгии, одитинг представлен, по сути, и как путь преодоления страданий. Жизненные переживания вынуждают индивидуума сосредоточивать свое внимание на материальном мире, уменьшая его осознание себя как духовного создания и окружающей его среды. Цель одитинга  — повернуть вспять уменьшение осознания людьми своей подлинной природы и предназначения. Таким образом, предлагается решение фундаментальных проблем жизни через процедуры, придающие смысл жизни, религиозные ритуалы помогают преодолеть страдания и несправедливости. Имея религиозный смысл, одитинг в то же время является и антропологической процедурой, помогающей  улучшить способность индивидуума противостоять проблемам своего существования и справляться с ними. Понимание Саентологией того, что человек — это дух, идет вразрез с представлением о человеке как животном, действующем по принципу – «стимул – реакция». Саентологическая религия следует традиции поиска человеком своего духовного «Я». Таким образом, несмотря на то, что Саентология – это новое религиозное движение, оно унаследовало понимание, что человек является духовным существом.


Учение Церкви Саентолгии задумывалась ее основателем – Л. Роном Хаббардом — не только как совокупность догм и ритуалов, хотя они занимают существенное место в исполнении Церкви ее предназначения, служат убедительным подтверждением религиозной природы Саентологии. Саентология соединяет духовные цели с техническими средствам. В то же время ее акцент на методику использования ею специализированной терминологии и настаивание придерживаться уставленного порядка проведения церемоний и обрядов не затеняют духовный и сотериологический характер её конечных устремлений. «Саентология – это религия, появившаяся в период доминирования науки: ее методики несут отпечаток времени, в котором она возникла… Чтобы обрести спасении, индивидуум должен последовательно применять и неизменно применять взаимосвязанные, следующие друг за другом формулы».Таким образом, научный стиль саентологического изложения нисколько не умаляет ее религиозного статуса и целей.


В описании и раскрытии содержания символов, церемоний и праздником Церковь Саентологии использует понятийный аппарат, содержащий рационалистические, а не мистические термины. Всё стремление Социологии направлено на, чтобы удаление случайных, побочных элементов из процедур Церемоний, обеспечение того, эмоции не нарушали процедур и методик. Поэтому, в отличие от других религий, саентологические священники не могут привносить в проведение церемоний и обрядов собственных представлений, демонстрирую «творчество», желание сделать существующие процедуры  более современными. Порядок отправления обрядов и совершения церемоний организованы в технологии, которые хотя и регламентируют содержание и последовательность осуществления церемониально- ритуальной деятельность, мало напоминают сухие и бездушные инструкции. В каждом правиле проведения церемоний и обрядов можно найти теплые и задушевные слова  принимающим участие в церемонии наречения имени или  венчания; слова в сочувствия  и печали родственникам умершего. В работе «История Учредительной церкви и ее церемонии», написанной в 1986году, объясняется, что саентологической церковной службе мы не прибегаем к молитвам, позам набожности или угрозам вечных мук».


Символы, обряды, церемонии и праздники, помогая обретению спасения, постижению Верховного Существа, одновременно существенно cспособствуют и воплощению цели Саентологии – созданию лучшего мира, где все люди могли максимально использовать свои природные духовные способности. Призвание Церкви Саентологии и ее священнослужителей состоит не в абстрактных назиданиях и проповедях. Послание, которое Саентология доносит до людей, заключается том, что человек действительно может найти свое спасение не просто в какой- то будущей вечности, но здесь и сейчас. Образно и доходчиво эту мысль сформулировал Л. Рон Хаббард: «Человек может спасти свою душу. Человек может ощутить вкус иной свободы, которую он искал так долго, — она подобно яркому, прохладному рассвету после грозовой ночи, проведенной в темнице”. 2


Символы Саентологии


Как и в других религиях, в Саентологии символы – это «способ передачи значимой информации путем сложного воздействия на эстетическое восприятие, ассоциативное мышление и рефлексию». Широкое применение символики в религии, религиозной философии и религиозно ориентированном искусстве опирается на свойства образа, позволяющие формировать органическую связь некоторых сторон объекта и тем самым раскрывать его сущность, невидимую из- за бесконечной многосторонности объекта». 3


            В Церкви Саентологии символы выступают и как средства познания, и как предмет веры. В первом случае они открывают возможности более глубокому постижению содержание Священного Писания Саентолгии, во втором – на уровне эстетического и ассоциативного мышления помогают зримо осмыслить религиозную природу Церкви Саентологии. Одновременно с этим в Церковь Саентологии использует ряд символов для обозначения различных понятий и аспектов Саентологии. Поэтому когда во время церковного служения прихожане видят символы Саентологии, они, с одной стороны, могут быть уверены в том, что совершаемая служба находится в полном соответствии с Писанием Саентологии, с другой, еще раз закрепить на ассоциативном уровне сущностные положения своего вероучения и практик.


Символ Саентологии состоит из буквы «S», означающей «Scientology» — в русском переводе – Саентология, а также двух треугольников. Верхний треугольник носит название «треугольник ЗОК», в котором З означает знание, О – ответственность, К — контроль. 3 Нижний треугольник – это «Треугольник АРО» в котором А – аффинити (степень приятия и любви), Р – реальность и О – общение!. Все эти элемента функционируют не изолированно друг от друга, а тесно взаимодействуют. Способность умножать знания ведет к повышению чувства ответственности, что затем приводит к возрастанию способности к контролю. Таким образом, Символ Саентологии на ассоциативном


уровне показывает, что Церковь Саентологии дает возможность повышать свой АРО или понимание жизни, формирует чувство ответственности. В Священном Писании Церкви Саентологии человек находит путь к духовной свободе и спасению.


Саентологический крест


Крест – древнее символическое изображение, многозначное по смыслу, разнообразное по форме, широко распространенное в религиях мира. Наиболее ранние изображения креста, датированные временем ок. ХХУ — ХХ тыс. до н. э., представляют собой знаки на камне, кости. В Саентологическом кресте имеется восемь частей, обозначающих восемь динамик жизни, посредством которых человек, согласно учению Л. Рона Хаббарда, стремится выживать в качестве духовного существа, выживать ради самой жизни и стремиться к существованию в качестве бесконечности.


            Основное «религиозное назначение креста Саентологии – это дух и трудности в его продвижении сквозь физическую вселенную. Горизонтальная перекладина представляет физическую вселенную, а вертикальная – дух». 5 Таким образом, этот символ показывает триумфальной устремление духа вверх, знаменуя веру в преодолении хаоса физической вселенной, дабы обрести спасение.


Саентологический крест наделяется и значениями, отсутствующими у других религий. Так, четыре конца креста указывают на четыре стороны света, символизируя идею распространения духовного развития во всех направлениях и охватывает все сферы жизни. И горизонтальная,  и вертикальная перекладина заканчивается символами листьев и цветов, известных под названием «Цветочного Креста». Он символизирует полный расцвет человека. 6.


 Треугольник АРО


Аббревиатура «АРО» обозначает ключевое понятие саентологической религиозной мысли, и поэтому оно является одним из знаковых символов Церкви Саентологии. Буквы треугольника обозначают три компонента, из которых состоит жизнь: аффинити, реальности и общения. Названные компоненты настолько взаимосвязаны, что нарушение одного из них влечет за собой нарушение двух других. «АРО»  изображается в виде треугольника, и этот символ часто используется для понимания природы жизни и пробуждения положительных эмоций.


Смысл каждого из компонентов «Треугольника АРО» был раскрыт Л. Роном Хаббардом, во многих публикациях и лекциях им обосновывается вывод о том, что, игнорируя АРО, невозможно достичь духовного благополучия. Первая вершина треугольника – это «Аффинити», представляющая из себя степень любви или дружеского расположения друг к другу или степень их нехватки. Саентология стремится пробудить у людей чувство любви к другим, выявить и устранить причины, препятствующие установлению этого состояния человека. «Аффинити» – переменная величина, включающая различные эмоциональные тона – от самого высокого до самого низкого. Выделяются безмятежность существования (самый высокий уровень), затем (по мере нашего движения вниз, к более низким уровням аффинити) энтузиазм, консерватизм, скука, антагонизм, гнев, скрытая враждебность, страх, горе, апатия. 7


Следующий элемент треугольника называется «Реальностью». В своей основе реальность – соглашение; реальным является то, с реальностью чего мы согласились.


Третий компонент треугольника — это «Общение». В Саентолгии ему придается особое значение, поскольку именно общение позволяет понять установление отношений между людьми. Уровень общения индивидуума представляет собой первичный показатель его духовного состояния. Поэтому «Треугольник АРО» фактически начинается с общения, порождающего аффинити и реальность. Подробные сведения относительно общения и различных эмоциональных тонах содержатся в книге Л. Рона Хаббарда «Наука выживания». В ней убедительно, с привлечением  огромного эмпирического материала, результатов многочисленных и кропотливых наблюдений, показывается, что «Треугольник АРО» — это отнюдь не умозрительная схема. Практическое применение «Треугольника АРО» действительно помогает повысить свой уровень общения и научиться понимать других, улучшить свою жизнь во всех ее позитивных проявлениях. Обнаружив неожиданное уменьшение или разрыв аффинити, реальности, общения человека с кем-либо или с чем- либо саентологи вооружены знаниями и методиками, позволяющими быстро улучшить душевное состояние человека.


            Службы начинается с радушного приветствия всех присутствующих и      благодарения их за то, что они пришли.  Ориентируя присутствующих на осмысленное понимание содержания богослужения, священник напоминает о том, как важно не пропускать слова, которые они не поняли. Затем он читает прихожанам «Кредо Церкви Саентологии».


            Священник разъясняет содержание  понятия «целостность личности», данное Л. Роном Хаббардом, и объясняет его важность для понимания проповеди, которую он будет читать. Написанная Л. Роном Хаббардом работа «Целостность личности»  представляет собой небольшое эссе, в котором развенчивается широко распространеннее умозрительной понимание истины.  Такому пониманию противопоставляется основополагающий тезис: «Истиной для вас является то, что вы видели сами, и когда вы теряете это, вы теряете всё». 8 Только знание, подтверждённое личным опытом, формирует целостность личности. «Конечно, — поясняет Л. Р. Хаббард, —  мы можем говорить о чести, истине, обо всех этих вещах; об этих эзотерических терминах; но я думаю, их смысл полностью бы раскрылся, если бы мы  действительно видели то, что видим, сели бы мы позаботились о том, чтобы видеть то, что мы видим, сели бы всегда смотрели то, чтобы видеть». « Ничто в Дианетике и Саентологии, — заключает Л. Рон Хаббард, — не является истиной для нас, если вы сами этого не видели. И это является  истиной, согласно тому, что вы видели». 9


Статус и функции саентологического священника


В Церкви Саентологии обряды и церемонии совершают саентологические священники; они же руководят подготовкой и проведением религиозных праздников. Почему же именно на саентологического священника возлагается исполнение такой миссии? Потому что саентологический священник имеет в своем распоряжении точные и действенные средства, позволяющее эффективно и правильно разрешать проблемы – какими бы неразрешимыми они не казались тем, у кого они есть.


Священником в Церкви Саентологии может стать любой человек. Однако из этого вовсе не следует, что саентологические священники – это энтузиасты-любители, в свободное от каких-то других своих занятий проводящие богослужения, совершающие обряды и церемонии. Изъявивший стать саентологическим священником проходит серьёзный курс обучения, во время которого он осваивает методики духовного совершенствования, благодаря которым открывается возможность помогать людям восстанавливать свои духовные способности, справляться со сложными ситуациями в жизни. Другая важная задача саентологического священника – помочь людям избавиться от препятствий, ограничивающих свободу и не позволяющих обрести понимание самой жизни, ее предназначения. Священник должен обучать основам вероучения Саентологии, быть лидером общины. Во время обучения кандидат в священники должен продемонстрировать наличие у него высоких этических качеств, бескорыстного желания помогать другим в их духовном росте и успешном разрешении жизненных проблем. Он проходит серьёзную проверку на предмет знания этического кодекса, основ вероучения а также способности проводить консультации и религиозные службы Церкви. После завершения курса обучения саентологического священника саентолог, имеющий репутацию с высокими этическими качествами и продемонстрировавший свое умение применять изученное на практике, может обратиться за посвящением в духовный сан и либо работать священником в церкви, либо выполнять функции священника в миру. Таким образом, саентологический священник принимает на себя традиционную роль, проводя богослужения, совершая другие обряды и церемонии, но выполняют они эту миссию не в классической, например, иудейско- христианской традиции, а широко используя методики и практики, разработанные Л. Роном Хаббардом.


Саентологическая церемония посвящения в духовный сан происходит на собрании прихожан Церкви. Кандидат, облаченный в одеяние священника, однако без креста, сообщает собравшимся о своем желании быть служителем Церкви Саентологии. Затем он подтверждает готовность выполнять все требования, установленные Церковью для посвящения в сан, подтверждает успешное усвоение вероучения, методик и обрядовой практики Саентологии.


После этого кандидату надлежит заявить о соблюдении «Кодекса одитора» и «Кодекса Саентолога».


После того как новопосвященному в сан надевается на шею крест, он поворачивается лицом к прихожанам и выслушивает напутствие священника, проводящего церемонию. В нем говорится о большой ответственности содействовать Церкви в осуществлении ее миссии, выслушивать исповеди, не предавать доверия оказанного верующими ближними, испытывающими душевные муки.


            Существенным отличием церемонии посвящения в сан саентологического священника является участие в ней прихожан. При этом не в качестве статистов. В конце церемонии у них спрашивают — согласны ли, они с посвящением этого священника в духовный сан и подтверждаете ли вы это?


Персонал Саентологических Церквей


 


Наряду со священником костяк Саентологической Церкви образует персонал, основной миссией которого является приведение каждого прихожанина к более высоким уровням духовного состояния. Штатные сотрудники Саентологических Церквей – это саентологи, решившие посвятить два с половиной года или пять лет своей жизни служению этой религии. Обязанности штатных сотрудников самые разнообразные. Но при всем разнообразии обязанности штатных сотрудников во многом совпадают. Персонал существует для того, чтобы гарантировать предоставление каждым отделением церкви лучшие   услуги как своим прихожанам, так и вообще людям, живущим в этом районе. Одна часть штатных сотрудников знакомит новых людей с церковью, читая лекции, проводя семинары, устраивая презентации Саентологии.


 


Добровольные священники


В середине 70- годов прошлого столетия в Церкви Саентологии зарождается программа «Добровольный священник». Данная программа основывается на заключении Л. Рона Хаббарда о происходящем в мире ниспровержении религии порожденным этим процессом серьёзным упадком культуры и нравственности. В эссе «Влияние религии в обществе», написанном в 1976 году, Л. Рон Хаббард призвал широкие массы к действиям, направленным на то, чтобы вернуть обществу старые испытанные ценности, которые формировала в человеке религия. В подтверждение сделанного заключения приводятся негативные сдвиги в состоянии американского общества. В то же время Л. Рон Хаббард показывает неэффективность усилий, предпринимаемых медиками, психиатрами и психологами «решить всю проблему человеческой природы», втиснуть её в рамки классификации «материальной природы»: тело, мозг, сила». Глубокое осознание неспособности с помощью привычных средств, в том числе политической пропаганды, противостоять росту преступности, жестокости привела Л. Рона Хаббарда к выводу о необходимости создания института «добровольных священников». Это решение основывается на представлении Саентологии о человеке, как существе, в своей основе хорошим, способным совершать совершать добрые поступки. И очень многие помогали бы другим с готовностью и гораздо чаще, если бы знали, что делать, или были бы уверены, что могут сделать это правильно. Выходом из такого положения и явилась программа «Добровольный священник», ставшим движением, открытым для каждого, кто желает помогать другим. Своим статусом и предназначением добровольный священник существенно отличается от общепринятого значения термина «священник», в числе и от саентологического священника. Для того чтобы стать добровольным священником, не надо проходить сложный курс обучения, получать посвящение в сан, совершать обряды и церемонии.


Добровольным священником может стать каждый, желающий «помочь сделать это общество цивилизованным, внести в общество совесть и добро, любовь и свободу от страданий, по крупице добавляя доверие, порядочность, честность и терпимость». 10. В 2008году Саентологические добровольные священники помогли 1, 6 млн. человек, делая добровольных священников крупнейшей независимой организацией по оказанию чрезвычайной помощи на Земле.


Технология, используемая добровольными священниками, содержится в руководстве: «Саентология: настольная книга». В ней подробно изложены иллюстрации и указания, применения методик, помогающие добровольному священнику помочь людям преодолеть житейские трудности. Самым важным и распространенным приемом, которым пользуется каждый добровольный священник, является саентологический «ассист» — процедура, разработанная Л.Роном Хаббардом для улаживания духовного компонента физической боли, шока и эмоциональных травм. Добровольные священники по всему миру предоставляют ассисты тем, кто нуждается в помощи – например тем, кто пострадал от землетрясений, наводнений, пожаров, террористических актов.


В городе Кобе (Япония) в январе 1995 года добровольные священники провели в общей сложности 4 000 ассистов, пострадавшим от разрушительного землетрясения. Ассисты были настольно популярны, что пришлось организовывать лекции, чтобы обучать многих людей, включая многих добровольцев Красного Креста.


            Добровольные священники также собираются вместе, чтобы помочь улучшить жизнь вокруг себя при помощи таких специальных проектов, как очистка парков, благоустройство микрорайонов. Добровольцы очищают парки и пляжи от мусора и использованных шприцов, сокращая  риски заражения СПИДом. Нередко добровольные священники участвуют в осуществлении гуманитарных программ совместно с такими организациями, как Красный крест, Армия Спасения. Добровольные священники занимаются сбором незараженной донорской крови, праздничных подарков для бедных детей, пищи и одежды для семей неимущих.


С девизом «С этим можно что–то сделать» команды Саентологических добровольных священников оказывали помощь в эпицентре после террористических атак 11 сентября в Нью–Йорке. Они служили в Индонезии, Таиланда, Шри–Ланки и Индии после цунами 2004г. В Южной Азии. Это факт: в странах всего мира добровольные священники помогают устранять последствия лесных пожаров, ураганов, землетрясений, наводнений и других бедствий. Саентологические добровольные священники были награждены за их работу по оказанию чрезвычайной помощи в 119 серьезных стихийных бедствий, они обучают ликвидации последствий стихийных бедствий полицейских, пожарных, медиков, Красный Крест и представителей других добровольческих организаций. Они специализируются на восстановление спокойствия, организации имеющихся ресурсов и оказании помощи работникам и жертвам стихийных бедствий.


В феврале 2006г года добровольные священники Саентологической церкви Москвы оказывали помощь пострадавшим от взрыва на Басманном рынке, в том числе и спасателям, работавшим на разборе завал и рабочим, организовав для них предоставление питания и горячих напитков. К ним присоединились и другие люди, желающие помочь: местные жители, сотрудники близлежащих магазинов, просто прохожие. Одни приносили продукты и посуду, другие кипятили воду, чтобы спасатели и рабочие могли согреться и продолжать работу. Именно они работали на завалах после землетрясения в Нефтегорске, помогали беженцам из Чечни в лагерях Ингушетии. Добровольные священники дежурили день и ночь на развалинах Международного торгового Центра в Нью-Йорке, оказывая помощь пострадавшим, пожарным и спасателям.


С 19 апреля 8 сентября года добровольные священники осуществили необычную по масштабу и результатам программу — «Трансибирский тур» в Красноярске». 920 человек получили непосредственную помощь добровольных священников. Программа «Транссибирский тур» встретила позитивные отклики в СМИ – местных газетах и городского радио Красноярска. В адрес довольных священников и организаторов тура направлено 16 благодарностей от частных лиц, предприятий и учреждений.


Многие, получившие ассисты, выражали благодарность за оказанную им помощь. Одновременно отмечалась возможность получить объективную информацию о Саентологии, трудах Л. Рона Хаббарда, воочию убедиться в сознательном искажении в публикациях СМИ вероучения и практик Церкви Саентологии. Общения с добровольными священниками убеждали людей в том, что добровольные священники не ограничиваются констатацией какого-то факта, состояния личности, но самое главное – добровольные священники могут не только посочувствовать, выслушать, но и дать рекомендации, предложить конкретные действия для решения той или иной проблемы. Участники встречи в Красноярске (после завершения тура) убеждались в искренности стремлении саентологических добровольных священников помочь людям, не преследуя каких- то корыстных целей. Предоставление помощи никогда не используется как инструмент воздействия на религиозные воззрения и мировоззренческие ориентации нуждающимся а такой помощи. И тем боле, миссия добровольных священников несовместима с призывами отказаться от своей веры или убеждений, стать саентологом в обмен за оказание помощи.


            Кандидат культурологии Алексей Снетков убеждён в том, что «программа добровольных священников – это та программа, которая активно работает и ничего подобного, в общем-то, мне не приходилось встречать в собственной жизни. Программа добровольных священников, безусловно, хорошо организована, и те результаты, которые она достигает, заставляет сделать выводы, что это — люди, обладающие серьёзным опытом, умением хорошо организовать такие программы. И мне кажется, есть чему поучиться другим организациям именно в организации проведения подобных туров, как тур транссибирский…”


Трансибирский тур показал, что до общения с добровольными священникам многие пребывали в состоянии растерянности и даже безысходности перед лицом мучающих их проблем. И именно от добровольных священников люди получали информацию, что у них есть возможность решить свои проблемы.


Участники Транссибирского тура рассказывали о благотворных последствиях работы добровольных священников. Однако большая часть пожелавших поделиться впечатлениями приводят конкретные свидетельства того, как методики Саентологии помогли им понять подлинные причины конфликтов на работе, в семье, избавиться от страхов и тревог. Лидия Наумова признательна добровольным священникам за то, что они помогли ей «определиться и найти истинный смысл жизни: выживай, а не покупай! Даже выражение лица изменилось».


Деятельность добровольных священников представляет предмет особой гордости Церкви Саентолгии, поскольку они своими делами доказывают гуманные цели саентологов, развенчивая измышления своих оппонентов, в том числе падких на скандалы недобросовестных журналистов. Ответственность за успешное осуществление программы добровольных священников несет Пасторская международная духовная лига (I HELP).


В зарубежных странах добровольные священники сотрудничают со священниками других вероисповеданий.


Саентологические церковные приходские службы


            Воскресная служба Церкви Саентологии – это тщательно продуманное до мельчайших аспектов действие, все компоненты которого подчинены достижению максимально высокого уровня постижения присутствующими смысла и значения богослужения. На священника возложена обязанность создания благоприятной обстановки, в которой ничто не отвлекает внимание прихожан. Выделяются люди, указывающие прихожанам, куда идти, с тем чтобы не создавать помехи проведению службы. Рекомендуется отключить мобильные телефоны, либо сдать их регистратору на хранение. У входа в церковь каждый прихожанин и каждый гость получают брошюру «Саентологические службы. Ознакомление», содержащее «Кредо Церкви»,                                   саентологическую «Молитву о полной свободе», объяснение основных                 положений Саентологии и глоссарий саентологических слов, к которому они смогут обращаться во время службы.


            На местном уровне центром религиозного сообщества является саентологическая церковь, выступающая как независимое объединение, поскольку в Саентологии отсутствует жесткая иератическая система церковного устройства. Церковь служит местом встречи саентологов и тем центром, где реализуются все программы, охватывающие многие стороны религиозной и духовно- этической жизни саентологов. В помещении саентологической Церкви проводятся воскресные богослужения и такие традиционные церковные церемония, как церемония наречения, венчания, заупокойная служба.


В отличие от других религиозных традиций, саентолические службы характеризуются раскованностью, им чужд дух зашоренности, противопоставление людям других верований и мировоззрений. Саентологические церкви отличает атмосфера дружелюбия, доброжелательства и толерантности. Необычным отступлением от традиционной службы является включение в богослужение взаимного обмена мнениями с посетителями. В церковных службах широко используется музыка; обычно исполняется классика или популярные современные мелодии или песни. В крупных саентологических церквах имеются свои музыканты и певцы, получившие специальное музыкальное образование.


Каждое воскресенье саентологические церкви проводят для своих прихожан службу, посетить которую могут и люди другой веры. Воскресная служба состоит из чтения «Кредо Церкви Саентологии», из проповеди, составленной на основе, работ Л. Рона Хаббарда, или же из прослушивания записанной на плёнку лекции Л. Рона Хаббарда. В ходе службы делаются объявления о предстоящих церковных мероприятиях. И всегда богослужение завершается молитвой.


Воскресная служба Церкви Саентологии – это тщательно продуманное до мельчайших аспектов действие, все компоненты которого подчинены достижению максимально высокого уровня постижения присутствующими смысла и значения богослужения. На священника возложена обязанность создания благоприятной обстановки, в которой ничто не отвлекает внимание прихожан. Выделяются люди, указывающие прихожанам, куда идти, с тем чтобы не создавать помехи проведению службы. Рекомендуется отключить мобильные телефоны, либо сдать  их регистратору на хранение. У входа в церковь каждый прихожанин и каждый гость получают брошюру «Саентологические службы. Ознакомление», содержащее «Кредо Церкви», саентологическую «Молитву о полной свободе», объяснение основных положений Саентологии и глоссарий саентологических слов, к которому они смогут обращаться во время службы.


 


Службы начинается с радушного приветствия всех присутствующих и благодарения их за то, что они пришли.  Ориентируя присутствующих на  осмысленное понимание содержания богослужения, священник напоминает о том, как важно не пропускать слова, которые они не поняли. Затем он читает прихожанам «Кредо Церкви Саентологии».   Наряду с постулатами религиозного содержания в текст «Кредо» включены фундаментальные положения саентологических практик, органично связанных с вероучительными основами саентологической церкви. В «Кредо» провозглашается вера в то, что «дух может быть спасён и что лишь дух может спасти или исцелить тело».


В рассматриваемом документе говорится о законах Бога, запрещающих человеку «разрушать себе подобных, разрушать душевное здоровье других; разрушать или порабощать души других; разрушать или уменьшать выживание своих товарищей или групп». 11.


Значительное место в «Кредо» занимают постулаты, относящиеся к правам и свободам человека. Они охватывают многие сферы жизни индивидуумов и общества, начиная от веры в то, что люди любой расы и вероисповедания изначально имеют равные права. Изложение и этих и многих других прав завершается выводом о том, что «никакая сила, меньшая, чем Бог, не может приостановить действия этих прав или отказать в них открыто или скрыто». 12


      Священник разъясняет содержание  понятия «целостность личности», данное Л. Роном Хаббардом, и объясняет его важность для понимания проповеди, которую он будет читать. Написанная Л. Роном Хаббардом работа «Целостность личности» представляет собой небольшое эссе, в котором развенчивается широко распространеннее умозрительной понимание истины. Такому пониманию противопоставляется основополагающий тезис: «Истиной для вас является то, что вы видели сами, и когда вы теряете это, вы теряете всё». 13. Только знание, подтверждённое личным опытом, формирует целостность личности. «Конечно, — поясняет Л. Р. Хаббард, —  мы можем говорить о чести, истине, обо всех этих вещах; об этих эзотерических терминах; но я думаю, их смысл полностью бы раскрылся, если бы мы  действительно видели то, что видим, сели бы мы позаботились о том, чтобы видеть то, что мы видим, сели бы всегда смотрели то, чтобы видеть». 14 Ничто в Дианетике и Саентологии, — заключает Л. Рон Хаббард, — не является истиной для нас, если вы сами этого не видели. И это является  истиной, согласно тому, что вы видели». 15.   


     Воскресное богослужение заканчивается чтение «Молитвы о полной свободе». Она содержит обращение к Творцу Вселенной помочь осознать и понять жизнь, дабы все могли познать Творца Вселенной, проникнуться озабоченностью о лишенных свободы за свои убеждения и обо всех тех, с кем обращаются жестоко. Молитва возносится и за свободу от войны, нищеты и нужды.


   Центральное место в воскресном богослужении занимает проповедь. В Саентологической Церкви существует детально разработанная методика подготовки к проповеди и ее произнесению. Чтобы избежать ненужных отклонений от Священного Писания Церкви, составлен «Тематический указатель по проповедям». Содержащийся в нем перечень тем проповедей, сгруппированных в разделы, настолько обширен, что сразу снимает подозрения в существовании цензуры, лишения священника права на творчество. «Указатель» освобождает священника заниматься поисками в гигантском массиве трудов Л. Рона Хаббарда подходящей темы проповеди, дает возможность выбрать такую тему из предлагаемого огромного перечня. 16.


«Указатель» фактически включает все сколько- нибудь значимые теоретические, религиозно- мировоззренческие и практические проблемы, в разное время разработанные Л. Роном Хаббардом. Раздел, озаглавленный «Верховное Существо», ориентирует не только на раскрытие понятия Бога в Саентологии, но и темы о смысле и цели существования человека. Раздел «Добро и зло» содержит проповеди, излагающие основы этики, показывающие пути к нравственному совершенству. Каждая рекомендуемая тема проповеди сопровождается указанием на соответствующие страницы книги саентологическая религия: истоки, церемонии, проповеди и службы, содержащие необходимые источники для подготовки к проповеди.


Саентологические церемонии


        Церемонии Церкви Саентологии включают все знаменательные вехи жизненного цикла, важность которых признана догматами Церкви и подтверждается священником при проведении церемонии. Эти вехи хорошо знакомы каждому — это наречение новорождённого, празднование бракосочетания. Похороны члена Церкви, а также посвящение в сан, означающее, что отныне человек удостаивается чести принадлежать к духовенству.


                        


Церемония признания и наречения


      Перед совершением церемонии священник встречается с родителями и крестными родителями, рассказывая им о процедуре церемонии. Затем с ними проводится своего рода репетиция. Распорядителям, если таковые имеются, показывают, куда, в соответствии с пожеланиями родителей, усаживать гостей. Выступая перед собравшимся, священник говорит о том, что когда ребёнок мал, когда не знает он обычаев и нравов, другие люди, что повзрослей, берут ответственность за то, чтобы в меру сил своих беречь и помогать воспитывать ребенка. При этом такое наставление обращено не только к родителям, но к не имеющим с ребёнком кровного родства. Они выражают готовность взять на себя обещание заменить собою родителей и взяться обучать ребенка добросовестно, пока не будет полностью он знать свои права. Священник удостоверяется в присутствии таких людей среди участвующих в обряде признания и наречения. Затем священник спрашивает крестного отца и крестную мать: дают ли они слово оказывать любую помощь, что в их силах ребенка, которому пока не дали имя) всему, что ему нужно. После получения положительного ответа священник спрашивает у родителей согласия на замену их этики людьми. Поучив согласие, священник приступает к наречению ребенка. Узнав о достигнутой договоренности родителей, крестного отца и крестной матери об имени ребенка, священник просит назвать это имя. В заключительном обращении к собравшимся священник объявляет о том, что все сказанное здесь в интересах этого ребенка и что обещанья родителей и крестных будут порукой тому, ребенок получил по праву своему все то, чем мы как существа способны наделить его. 17


 


Церемония венчания


Проводится священником. Совершению церемонии предшествует репетиция с невестой и женихом и остальными участниками. До начала церемонии священник получает все необходимые документы. Как и в других церемониях, ее участники занимают специально отведенные места. Так, друзья и родственники жениха располагаются в правой половине зала, а друзей и родственников невесты усаживают слева. Близкие родственники жениха и невесты располагаются в первом ряду.


 Существенным элементом церемонии венчания является выяснение священником серьёзность намерений невесты и жениха стать женой и мужем. Для этого составлены тексты соответствующих наставлений вступающим в брак. В них содержатся напоминание о том, что в жизни могут быть времена и светлые, и мрачные, но и в лучшие и в худшие мгновения надлежит стремиться в лучшей судьбе.


 В начале церемонии лучшая подруга может поднять вуаль невесты, а священник принимает кольца от лучших друзей жениха и невесты. После надевания колец священник обращается к участникам церемонии со словами: Ответьте все: свидетельствуете ли вы, что они – муж и жена?». И после положительного ответа священник просит жениха крепко поцеловать и обнять невесту, а участвующих в церемонии поднять бокал за их здоровье.  В    заключении священник заполняет документы, необходимые для официального оформления бракосочетания. Эти документы вручаются лучшим друзьям жениха или лучшим друзьям невесты. В Тематический указатель по проповедям включены четыре проповеди, относящиеся к браку: «Как не чувствовать себя жертвой?», «Что такое супружество?», «Причины ухода», «О супружестве».


В проповеди «Что такое супружество?» отмечается огромная ценность брака. Он является основой семьи, которая необходима обществу с экономической и различных других точек зрения в том самом виде, в каком она существует в настоящее время. «Культура погибнет, если её основа, семья, прекратит своё существование, перестанет быть её компонентом. Таким образом, не вызывает сомнения, что тот, кто разрушает брачный союз, разрушает и цивилизацию». 18 Саентологическая религия: истоки, церемонии, проповеди и службы. Священник специально выделяет мысль и том, заключение брака не гарантирует вечное и безмятежное существование супружеского союза, если муж и жена сами не стараются обеспечить продолжение супружеского союза.  Когда один из партнеров, между которыми существует связь какого- либо рода или брачный союз, нарушает моральный кодекс, с которыми они согласились, он зачастую чувствует, что не может рассказать другим об этом. Однако эти нарушения могут постепенно накапливаться и способны разрушить отношения.                         


В Саентологии вредное действие или проступок, нарушающий обычаи группы, называется «овертом». Невысказанное, неразделённое нарушение морального кодекса, которыми человек связан, именуется «висхолдом».  Иногда случается, что  то, что супруги совершили раньше и что они усиленно скрывают друг от друга, приводит к тому, что их брак терпит крушение. Слишком много было овертов и висхолдов до того, как эти люди познакомились друг с другом. Но даже такой союз можно спасти. «В действительности,  основная причина ухода какого- либо человека заключается в том, что он старается оградить другого партнера от своей порочности. Поэтому он говорит: «Мне  лучше уйти», «Нам лучше разойтись…» 19 Священник напоминает, что существует несколько способов разрешения такой ситуации. Один из них – восстановление высокого уровня общения между партнёрами по браку, обращаясь за консультациями к саентологическим священникам                                    


Похоронная служба


    Процедура похоронной службы проходит согласно установленным рекомендациям. Они содержат порядок следования похоронной процессии. Если священник принимает участие в процессии, он идет впереди людей, несущих гроб, за которыми следуют ближайшие родственники. Специально выделенные помощники, после того как гроб устанавливают перед аналоем, начинают рассаживать людей. После этого священник начинает похоронную службу. Его выступление базируется на учении Л. Рона Хаббарда о смысле жизни и смерти человека. Священник говорит о том, как глупо с нашей стороны считать, что мы живем лишь раз, и делать отсюда вывод, что в одной короткой жизни умещается все. Развенчивается широко распространенная мысль о том, что всё — лишь смертная плоть, что душа- это всего лишь нечто, что можно отправить в какой- то странный рай. Такой мысли противопоставляется дорога, открытая Саентологией, ведущая непрестанно вперед через несчетное количество мгновений. Выражая скорбь в связи с кончиной близкого человека и утратой его поддержки и совета, священник вместе с тем отмечает, что «мы лишились всего этого лишь ненадолго. Он уходит не под барабанный бой, он уходит, чтобы проложить путь для нас. И «если бы мы не посылали вперед, в будущее, наших дозорных, то у нас сейчас не было бы Человечества». Во время погребения произносятся слова прощания, выражается печаль по поводу того, что «возможно, в этот миг твоя душа – под сенью Всевышнего, и мы, оставленные тобой, эгоистично опечалены этим… Мы хороним здесь прах, которым ты пользовался (ась)». 20


Таким образом, церемония похорон служит для того, чтобы помочь человеку завершить цикл жизни прошедшей и сосредоточиться на жизни будущей. Саентологическая церемония похорон помогает самому умершему завершить эту главу своей жизни и перейти к следующей. По саентологической традиции тело кремируется, чтобы у тэтана  не возникло трудностей с экстериоризацией после смерти. При этом под экстериоризацией понимается «выход из тела». Такие трудности могут возникнуть из- за продолжительности отождествления себя с со своим телом и склонности быть привязанным к нему.  В том случае, если кто-то пожелал, чтобы его тело кремировали, а это вступает в противоречие с религиозными верованиями других членов семьи, священник. дабы избежать каких-либо недоразумений или размолвок, советуется  с семьёй и рекомендует им принять во внимание верования покойного. В любом случае следует уважать то, что сам человек считает правильным.    


 


Саентологические праздники


      Церковь Саентологии отмечает праздники и памятные события своей истории и тех стран, в которых действуют саентологические религиозные объединения. В городах, где местная церковь не может вместить всех желающих принять участие в таких мероприятиях, арендуются подходящие помещения.


    Главным праздником по праву считается День рождения Л. Р. Рона Хаббарда — основателя Дианетики и Саентологии (он родился 13 марта 1911 года). Во время торжественных собраний демонстрируются фильмы, показывающие рост последователей Саентологии в различных странах мира, рассказывается об успехах добровольных священников, оказывающих помощь людям, оказавшихся в трудных ситуациях. Лучшим церквам и миссиям вручаются награды за ту работу, которую они провели среди прихожан в своих общинах за истекший год.


Во второе воскресенье сентября отмечается день одитора, выражается признательность за их умение в продвижении людей к полной свободе – одной из основных целей Саентологии. В этот день лучшие одиторы награждаются за свою работу.  


   7 октября отмечается годовщина основания Международной ассоциации саентологи (МАС), созданной в 1984 году. Каждый год члены МАС собираются в Сент. – Хилле, Англия, чтобы подтвердить свою приверженность целям Саентологии. В этот день происходит вручение медалей Свободы и проводятся конференции делегатов МАС. Большой интерес у участников празднования (конференции — предлагаю поменять  на празднования )вызывают рассказы представителей национальный Церквей Саентолгии о достигнутых успехах в ознакомлении с теорией и практикой Саентологии, распространении книг и лекций Л. Рона Хаббарда. На праздновании (заменила конференции) царит приподнятая атмосфера, исполняются музыкальные произведения, выступают певцы, широко практикуется хоровое пение. 


            В течение всего года во многих странах мира отмечаются дни официального признания Церкви Саентологии в конкретном государстве. Обретение Саентологическими Церквами статуса юридически зарегистрированной организации существенно расширяет возможности для реализации целей этого религиозного объединения. 21


 Церемонии и  обряды Саентолгии включают положения (с учетом расхождений в частностях) индуизма и буддизма. Такое сходство проявляется в акцентировании важности неблагоприятных действий, происходящих от «овертов» (вредных действий) и порождающих запутанные отношения людей с материальной вселенной. Для Л. Рона Хаббарда идеалом является действовать осознанно, рационально, находиться над явлениями, обретая и сохраняя главное качество человека – свободу. В этой идее прослеживается аналогия с восточными концепциями о создании добрыми делами благоприятной кармы, хотя в трудах Л. Рона Хаббарда и не используется этот термин. В то же время церемонии и ритуалы Церкви Саентолгии в значительной мере напоминают обряды западных религий, как например, в случае с воскресными службами и с церемонией бракосочетания. Одна при всем сходстве с иудео — христианской традицией прослеживаются и различия, обусловленные особенностями вероучения Саентолгии. Так, при совершении обрядов крещения и погребения приветствуется существо в его новом теле и чтобы попрощаться с  существом, которое покинуло тело.


            Ритуалы, церемонии и большинство праздников в западных религиях так или иначе связаны с поклонением Богу. Однако в Саентологии, в отличие от некоторых других религиозных систем, отсутствует четко сформулированный догмат в отношении понятия Бога.  Для описания Бога используются такие слова, как «Высшая сущность», «Творец Вселенной». Постижение Бога достигается в Саентологии не только с помощью молитв, хотя молитвы и являются непременным атрибутом богослужения. Постижение существования Бога и приближения к нему достигается в Саентологии путём развития своего понимания сути явлений и своего места во Вселенной. Отсутствие жестко предписанного соблюдения понятия Бога делает Саентологию открытой для последователей разных национальностей, но и людей самых разнообразных религиозных убеждений. Признание  существования Верховного Существа в Саентологии – главный основополагающий догмат вероучения Церкви Саентологии. Однако он основывается не на  вере, а на эмпирических наблюдениях, состоящих в том, что люди без сильной и устойчиво веры в Верховное Существо менее способны, менее этичны и представляют меньшую ценность для себя и для общества. «Уже на основании наблюдений можно заключить, что человек, не имеющей твёрдой веры, — это скорее вещь, а не человек». 22 


            Отказ от признания Верховного Существа в качестве реальности, тесно связанной с жизнью человека, превращает проституцию в идеальное поведение для женщины, измену и предательство – в самый высокий этический уровень, которого только может достичь мужчина. «Так что,- пишет Л. Рон Хаббард, — не может быть никаких долгих споров относительно реальности Верховного Существа, поскольку мы видим, что отсутствие поддержки этой реальности приводит нас к падению в самую отвратительную и пагубную пропасть». ( Там же.) Саентологи верят в то, что открытия Л. Рона Хаббарда могут привести к возрождению в человеке какой-то части его веры в Божественное Существо и в то, что он сам обладает частью божественных качеств. В саентологической литературе выявляется несостоятельность идеологии агрессивного секуляризма, стремящегося вытеснить идею существования Бога из гуманитарных и естественных наук. « Современная наука зашла так далеко, что стала защищать теорию происхождения человека исключительно из грязи и глины, отказала ему в праве иметь даже подобие души…». 23 Увод людей от признания существования Верховного Существа приводит человека в такое состояние, в котором он уподобляется машине,  а идеалом становится гора мускулов, лоснящаяся от пота, или чумазый механик, обслуживающий ревущего стального монстра. 


Хотя Церковь и поощряет своих членов к тому, чтобы их семейные отношения были прочными, в то же время каждый член семьи самостоятельно делает свой «религиозный выбор». Не существует никаких предписаний, обязывающих саентолога настаивать на том, чтобы все члены семьи непременно стали последователями Церкви Саентологии. Церковь располагает эффективными средствами улаживания семейных разногласий, не доведения их до конфликтов, в том числе и до распада семьи. Священники помогают членам семьи собраться вместе, чтобы установить реальную причину разногласий. Но в крайне сложной и деликатной миссии по улаживанию семейных разногласий священник должен неукоснительно следовать «Саентологической молитве о полной свободе», а в рассматриваемой ситуации словам «Молитвы» о том, «чтобы все люди могли свободно веровать и исповедовать свою веру…» Исходя из этого, любые проявления принуждения членов семьи становиться саентологами несовместимы с фундаментальным постулатом Саентологии о свободе как неотъемлемой характеристике человека, и при их обнаружении получают осуждение. Акцент на свободу как на неотъемлемую сущностную характеристику бытия человека логически вытекает и из веры саентологов в то, что человек в основе своей хороший. И свобода является таким инструментом, который человек может использовать, чтобы сделать лучше себя и других. В Саентологии считается, что каждому человеку следует думать самостоятельно и без внешнего принуждения самому решать, во что и как верить. И в отличие от религий иудейско- христианской традиции, Церковь Саентологии не устанавливает обязательных догм, которые каждый саентолог обязан принимать на веру. В Саентологии для человека истинным является только то, что он лично наблюдал и знает, что это истинно. Поэтому Саентолгии чужд авторитаризм, ее методики не навязываются человеку, и каждый может их применить, а потом решить, работают ли они для него.                           


       Таким образом,  богослужебной практике Церкви Саентологии чуждо подозрительное, враждебное отношение к религиозным традициям народов России. В ней отсутствует пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности по признаку его религиозной принадлежности. Саентология открыта для любого, кто стремится к духовному совершенствованию. Каждый может посещать богослужения Церкви Саентологии, принимать участие в праздниках и обрядах. Материалы, составляющие Писание Саентологии, можно получить  в церквах Саентологии, в публичных библиотеках по всему миру. Поэтому Саентология не может быть причислена к разряду сект, в ней отсутствует замкнутость и авторитарные структуры, подавляющие  свободу человека. 


                         


                                         


                                                             ПРИМЕЧАНИЯ


1. Саентология. Теория и практика современной религии. Нью Эра Пабликейшенс. Копенгаген. 1998. — с. 127.


2. Саентологическая религия: истоки, церемонии, проповеди и службы. New Era. Copenhagen. 1999. — с. 23


3. Энциклопедия религий. – М.: Академический проект. 2008. — с. 1166.


4. Теология и практика современной религии. – Копенгаген, Нью Эра Пабликейшенс. 1998. – с. 54.


5. Там же. — с. 53.


6. Там же. — с. 54


7. Саентологическая религия: истоки, церемонии, проповеди и службы. New Era. Copenhagen. 1999. — с. 220.


8. Там же. — с. 144.


9. Там же.  — с. 145.  


10. Там же. — с. 29- 31.     


11.Там же. — с. 5.       


12. Там же.


13. Там же. — с. 144.


14. Там же.


15. Там же.


16. Там же.- с. 1006 -1009


17. Там же. — с. 56- 57.


18. Там же. — с. 360.


19. Там же. — с. 362.   


20. Там же  — с. 128 – 129.


21. Что такое Саентология. New Era Publications International. Copenhagen. 1999. – с. 715-719.


22.  Саентологическая религия: истоки, церемонии, проповеди и службы. New Era. Copenhagen. 1999. — с. 154.


23.  Там же